если ты скажешь что я не умею обращаться с детьми
10 заповедей для родителей от Януша Корчака
10 заповедей для родителей от Януша Корчака
Согласно суфийской философии, одним из непременных условий счастья является возможность сидеть рядом с друзьями или людьми, которых ты любишь. Нужно просто сидеть и ничего не делать, ничего не говорить. Смотреть друг на друга или даже не смотреть. Восторг приходит от того, что ты окружен людьми, с которыми тебе хорошо. Больше не нужно чем-то занимать себя, наполнять пространство звуками. Достаточно молча чувствовать присутствие друзей.
Единство со вселенной Эго не знает, что чем больше ты включаешь окружающих в свою жизнь, тем более гладко и спокойно делаются дела, и тем легче все к тебе приходит. Если ты даешь окружающим мало, или не помогаешь им, или расставляешь у них на пути препятствия, вселенная — в виде людей и обстоятельств — тоже дает тебе мало или не помогает, потому что ты отрезал себя от целого. Вместо того, чтобы быть горой, учит древний Дао Де Цзин, «будь долиной во вселенной». Тогда ты возрождаешься для целостности, а посему «все к тебе придет». Экхарт Толле.
ПОМИРИТЬСЯ,ЧТОБ ЖИТЬ СЧАСТЛИВОСколько бы любящие люди ни прожили вместе, какие бы трудности ни преодолели, все равно иногда у них будут происходить размолвки. От этого не застрахован никто. Парадоксально, но ссоры могут привести к большему единению сердец. Нужно лишь научиться правильно мириться после «бури».
Что делают мужчины, когда хотят вернуть разрушенный мир? Чаще всего они делают подарки для женщин. Подарки – это своего рода «язык любви». Мужчина дарит любимой то, что, по его мнению, ей не хватает. Поэтому если ваш возлюбленный после ссоры принесет в дом новый веник или дорогой крем для век, нужно постараться с благодарностью принять подарок. Даже если он вам не нужен или не нравится, примите его, как символ любви.
В ссоре неизбежно будут обвинения и обидные слова. Причем, чем ближе друг к другу люди и чем больше они знают друг друга, тем обиднее и больнее будут эти слова. Поэтому после ссоры, когда сердце перестало колотиться, а слезы – струиться по щекам, нужно настроиться на прощение. Прощение – это ключевой момент в примирении. Нужно, во-первых, попросить прощения у любимого человека, а во-вторых, самому простить. И то, и другое – неимоверно трудно. Переступить через свое «Я» и сказать, что был не прав, очень сложно. Гордость, даже чувство справедливости могут удерживать вас от первого шага. Однако, сила духа состоит именно в том, чтобы действовать вопреки чувствам. Наверняка, вы сможете найти что-то, за что нужно попросить прощения. А когда первый шаг сделан и ком в горле проглочен, мириться намного легче.
Многим женщинам намного сложнее не попросить прощения, а простить любимого сразу и без повторных упреков. Ведь так хочется повторить слова, которые он не услышал в порыве гнева! Пусть он узнает, что нарды – это игра, которую может понять женщина! Пусть он поймет, как больно мне было, когда он обвинил меня в том-то и том-то…Какая бы ни была причина ссоры, в момент примирения не нужно начинать ее обсуждать. Намного важнее сказать друг другу о любви и о том, что вас объединяет. А уж в какой момент «капнуть» мужчине о пережитой обиде, мудрая женщина знает…
После первых слов примирения можно удобно сесть на диванчике и пересмотреть вместе фотоальбомы, где собраны снимки, на которых запечатлены ваши общие счастливые моменты. Это поможет вернуть разрушенное доверие и утраченную близость.
И еще важный момент: инициатор примирения всегда является победителем. Он, прежде всего, победил себя. Поэтому и «блаженны миротворцы.
СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА?СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА?
(ОТРЫВОК ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВЫСШИМ Я)
Каждый Человек, встреченный Вами в Жизни, является важным, уникальным, неповторимым, незаменимым и бесценным. Поэтому «случайных» и неуместных, несвоевременных Встреч быть не может: все запланировано Вами же На Совете Планирования Воплощенного Дня, который проходит во сне ежедневно.
Когда Вы встречаете Человека, к которому Вас тянет, Вы задаетесь вопросом, кто же Он (Она)? Тяга носит магнетический характер и это имеет место быть и у Кармических Партнеров, и у Родственных Душ, и у Близнецовых Пламен.
Близнецовые Пламена также кроме магнетизма имеют Свойства Кристальности — когда у Вас есть совпадения интересов, жизненных ценностей, совпадение чувственности и языков выражения Любви, когда Вы понимаете друг друга без слов.
Также у Близнецовых Пламен есть свойство Тантричности, когда Вы без физического слияния чувствуете постоянное ощущение близости на тонком плане, как будто Вы сливаетесь в единую Сущность, в Единое Целое, в Одно.
Любовь плоти — это страсть, она является эмоцией, а эмоция, во-первых, кратковременна, а, во-вторых, имеет маятниковую противоположность — разочарование. Любовь плоти выражается в буре эмоций, сменяющих одну на другую, потому что каждая эмоция — это бабочка-однодневка, которая может прожить сутки, часы, секунды и смениться на что-то другое. Поэтому страсть забирает очень много сил. А Любовь насыщает Энергией, Чувством Красоты, Жизнелюбия и Вечной Радости от созерцания бытия и Состояния Присутствия.
Ты можешь помочь себе разобраться в этом. Начинать нужно с себя, с вопросов Внутренней Честности
6 действий ребенка, которые указывают на наличие у него серьезных психологических проблем
Поведение ребенка часто выдает проблемы, которые его беспокоят. Хочешь лучше понимать его — изучи язык тела и эмоций.
Общение взрослых с детьми — многогранный процесс. При этом словами передается лишь 7% информации, остальное взаимодействие идет на языке тела — через интонации, мимику, позы и жесты. Для дошкольников и детей младшего школьного возраста характерны типичные телесные проявления, которые подскажут, что на самом деле чувствуют и о чем тревожатся малыши.
1 Ребенок накручивает волосы или грызет ногти
Такие навязчивые действия – признак эмоционального напряжения: повторяющиеся движения успокаивают ребенка и создают ощущение стабильности и спокойствия. Такие жесты свойственны детям, которые боятся не оправдать надежд родителей, не справиться с тем, что от них ждут. Столкнувшись с трудностями или неприятностями, они боятся обратиться за помощью, показаться слабыми и неумелыми.
«Не мешай!», «Опять за тебя все делать приходится!», «От тебя никакого толку!» Если ты поймала себя на таких фразах, скорее избавляйся от них!
2 Сопит, шмыгает носом или покашливает
Даже маленький ребенок быстро замечает, что, когда он болеет, родители становятся внимательнее и заботливее, готовы отложить все дела, чтобы посвятить ему время. Что уж говорить о детях постарше: тихонько покашливая или шумно шмыгая носом, они стараются привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие и жалость, ведь так они неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрируют свою беспомощность и уязвимость.
Часто «болеющие» дети вырастают из тех, к кому родители предъявляют завышенные требования, повторяя им: «Что ты как маленький?!», «Ты уже большой!», «Что ты ноешь?».
Важно! Иногда дети «специально» заболевают, чтобы не идти в детский сад или школу. Это происходит по ряду причин:
Болезнь позволяет получить тепло и сострадание. Если ты заподозрила симуляцию, постарайся понять, что именно послужило причиной такой «игры», и устрани ее. Или обратись за помощью к специалисту.
3 Кусает губы
Если это происходит во время разговора, то ребенок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой-то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступить в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губу в процессе какого-то занятия, это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.
Покусанные губы характерны для детей, которым родители внушают: «Не спорь со старшими!», «Делай, что говорят», «Ты должен».
Важно!
4 Заламывает руки
Это выдает волнение и неуверенность в себе: ребенку кажется, что весь мир смотрит на него — и он должен проявить себя по максимуму, сделать то, что от него ждут. Заламывая руки, ребенок таким образом берет паузу, пытаясь перебрать все возможные варианты действий и выбрать оптимальный. Однако такая привычка может перерасти в уже нездоровые попытки причинить себе вред: щипать себя, царапать руки, ноги и даже лицо, рвать волосы, колоть себя булавкой или карандашом, стучаться головой о стол или стену.
Таким образом ребенок наказывает себя за допущенные им промахи, ему кажется, что он поступил неправильно, даже тогда, когда, казалось бы, ничего и не делал.
Родители часто критикуют детей, бросая ему: «Ты бестолочь», «Лучше б тебя не было», «Ты только все портишь!».
5 Корчит рожицы, паясничает
Привычка передразнивать других людей (гримасничанье, рожицы, кривлянье) — это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Чаще всего это происходит из-за неуверенности в себе: ребенок считает, что он недостаточно талантливый и интересный по сравнению с другими детьми, и чтобы на него обратили внимание, ему нужно паясничать и кривляться. Замечания взрослых в подобной ситуации он расценивает как свою «минуту славы».
Такие дети часто слышат от родителей или сверстников насмешки и подколки: «Ну ты и неуклюжий», «У тебя руки не из того места растут», «Милый наш толстячок».
Важно! Когда в семье появляется второй ребенок, старшие дети часто испытывают недостаток внимания, чувствуют обиду, которая побуждает их пользоваться разными способами, чтобы вернуть мамино внимание. Один из таких способов — кривляние, которое подобно крику о помощи: «Обрати на меня внимание!»
Консультация «Почему с ребенком надо разговаривать?»
Психолог Анна
Консультация «Почему с ребенком надо разговаривать?»
Сегодня мы с вами обсудим такую важную тему, как разговор с детьми.
Надо ли разговаривать с детьми?И для чего это нужно?
Моё мнение что разговаривать надо начинать с ребенком с самого рождения. Доказано учеными что если с ребёнком разговаривать с первых минут его рождения то у таких детей интенсивнее развивается мозг, чем у детей с которыми не разговаривают вовсе или разговаривают мало. Нужно ли разговаривать с ребёнком сразу после его рождения? Ходят слухи что новорожденный не слышет нас и не понимает? Мой ответ однозначный!нужно! Сколько людей столько и мнений! Но на своем опыте я заметила, что с ребёнком с первых часов его жизни обязательно нужно общаться. Разговор может заключаться в пении песен,рассказе сказок и стихотворений или в простых фразах: «Какой ты у меня хороший!» «Какой ты у меня красивый!» и так далее. Ребёнок с которым много разговаривают, хорошо развивается в интеллектуальном и психологическом плане. Такие дети более спокойны в эмоциональном состоянии, рано начинают поднимать головку и держать её, рано ползать и ходить. Быстрее осваевают разговорную речь.
Многие родители считают, что когда ребенок пошел в детский сад или школу, о его проведённом дне, о его успеваемости, лучше спросить у педагога, а не у самого ребенка. Это большая ошибка! Несомненно у педагога нужно интересоваться успехами ребенка или неудачами, но и у самого малыша обязательно надо спросить:-«Как прошел твой день?» «Что ты сегодня кушал?» «Чем сегодня занимался?» «С кем играл?» «А что ты сегодня узнал нового?» и так далее.
Мне очень больно смотреть, когда выходя из детского сада я вижу такую картину, что допустим мама или папа идут уткнувшись в телефон, либо разговаривают по телефону. В это время ребёнок идёт рядом либо молча, либо закатывает истерики, либо говоря что-то родителю, который абсолютно не обращает на слова ребенка никакого внимания, либо рявкнул на ребёнка что то вроде » да подожди ты!Мне сейчас некогда! Я разговариваю по телефону. «
Дорогие родители! Какие бы у Вас не были важные дела, разговоры, отложить всё это на потом! Ведь самое важное в данный момент-это выслушать своего ребёнка и поговорить с ним. Как раз в детсадовском возрасте и в возрасте начальной школы закладывается самый важный фундамент нашей жизни- это фундамент общения. Благодаря этим навыкам ребёнок в будущем с лёгкостью сможет пересказывать прочитанные рассказы, общаться со сверстниками, а в подростковом возрасте рассказывать вам все свои проблемы, переживания, и успехи. Для ребёнка вы станете самым лучшим другом, который всегда его выслушает, поймёт и подскажет.
Когда вы за что-то ругаете ребёнка не «навесайте» над ним. Не доводите информацию в приказном тоне. Не утверждайте со словами «Я сказала или сказал!» Вы показываете своё превосходство над ним, что вы главная или главный. Многие психологи не согласны с таким мнением. Они считают, что взрослый человек главный и должен иметь авторитет перед ребёнком, тем самым «нависая» над ним даем понять «кто в доме хозяин».Тем самым вы унижаете ребенка, занижаете его самооценку. И когда в его жизни будет ситуация подобная этой, он ничего не сиожет сделать. Он поддастся ситуации решив, что этот человек сильнее и главнее, даже не попытавшись решить проблему иои конфликт, смирится с этим. А далее как правило следствие такого поддатлевого поведения, издевательство, травля так далее. Я категорически против такого поведения как родителей, так и педогогов. Будьте на одной волне и даже ругая детей, не надо показывать кто главный главный и кто сильнее. Опуститесь перед ребёнком на корточки и глядя ему в глаза, проговорите, ни в коем случае нельзя кричать, спокойной интонацией объясните ребенку в чём он неправ, как лучше сделать,чтобы было правильно.
Считаю, что когда вам сообщили о каких то не очень хороших моментах произошедших в школе, в детском саду, не надо на ребёнка сразу «спускать всех собак»! Поговорите с ребёнком! Выслушайте его мнение, выслушайте его теорию произошедшего. После спокойно разъясните ребёнку в чём он был неправ и как лучше сделать, чтобы не получилось в будущем таких проблемных ситуаций. Станьте для ребенка другом! В будущем, в подростковом периоде взросления, вы будете знать о своём ребёнке абсолютно всё. Со всеми проблемами, радостями, ребёнок будет бежать к вам, чтобы поделиться и рассказать важное для него событие или попросить помочь решить важный для него вопрос.
Из своего опыта в психологии я поняла лишь одно, что в будущем проблемы детей а также семейные проблемы между супругом и супругой, возникают именно из-за того что они просто не умеют разговаривать.
В моей практике была семья, где ребёнок постоянно уходил из дома в подростковом возрасте. Когда я начала разговаривать с мамой,задав ей вопрос:- «а вы с ребёнком пробовали разговаривать? Выяснить причину, почему она или он уходит из дома?»Ответ мамы:-» толку с ней разговаривать? У неё играют гормоны. У неё любовь!»
Все эти слова выражались криками, негативом. Последняя фраза которой мама закончила свой эмоциональный порыв было-» Пусть лучше её заберут в детский дом! Там её быстро научат уму разуму!»
Так ни в коем случае нельзя говорить! Тем более в присутствие ребёнка и в присутствии постороннего человека! Никогда не обсуждайте, не унижайте в присутствие чужих людей. Никогда не отказывайтесь от своего ребёнка, каким бы он ни был, вы его так воспитали, вы ему дали то, что сейчас получаете в ответ.
Когда я разговаривала с самим ребёнком он рассказал, что дома родители постоянно кричат, разговаривают на повышенных тонах. Обратившись к родителям с просьбой поговорить,родители рявкнули:-«Ой, отстань. Мне сейчас некогда. Мне бы твои проблемы!»
Найдите пожалуйста время чтобы выслушать и понять своего ребёнка это важно в первую очередь для него! Отложите все дела и заботы!
На вопрос почему ребёнок убегает из дома? Да потому что ребёнку не комфортно находиться там, где его не слушают, не хотят слышать, где постоянно кричат, где в приказном тоне указывают, что ему и как делать. А на улице его понимают, его слушают,на него не кричат, его любят и не пугают, что отдадут.
Задумайтесь родители! Главное в нашей жизни это наши дети! Которые будучи уже взрослыми, имея своих детей, нуждаются в нашей поддержке. Будьте готовы всегда протянуть руку помощи своему ребёнку, будь ему даже 30-40 лет, он всегда останется для вас ребёнком, вашим ребёнком! Всегда оставайтесь на стороне своего ребёнка, не важно прав он или не прав. В присутствии чужих людей всегда будьте на его стороне, а вот оставшись вдвоём спокойно объясните, в чём он был неправ, но ни в коем случае не критикуйте его в присутствии других. Всегда старайтесь обнять ребёнка, погладить по голове. Если ребёнок подходит к вам и хочет вас обнять, ни в коем случае не отвергайте его. Примите объятия и обнимите в ответ. Тем самым вы оба получите миллиарды положительных эмоций.
Главное в нашей жизнь понимать и знать, что ты не один и тебе всегда есть кому обратиться.
Психолог Анна Чурина. pomoshkms@mail.ru
Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.
Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:»С тобой.
Консультация для родителей «Что надо делать, чтобы малыш развивался?» «Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы» Клод Гельвеций Когда в жизни нам приходится сталкиваться с ребёнком, обладающим.
Консультация для родителей «Как не надо кормить ребенка» Питание ребенка надо организовать так, чтобы с едой получал все вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат растущего.
Консультация для родителей «Мне надо много двигаться» Очень часто родителей раздражает чрезмерная двигательная активность детей. Но не нужно спешить с запретами, помните, что движение является.
Консультация для родителей «Надо ли ребенку верить в Деда Мороза?» Каждый маленький ребенок верит в чудеса,но еще больше растет эта вера при встрече Деда Мороза. Пока ребенок маленький,не надо торопить.
Консультация для родителей «С ребенком на природу» Прогулки на природу сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Нам лишь надо.
Консультация для родителей «Во что поиграть с ребенком?» Консультация для родителей: «Во что поиграть с ребёнком?» Очень часто, находясь с детьми в машине, очереди или кафе, родителями приходится.
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.