если у покойника приоткрыты глаза что это значит
Приметы и суеверия на похоронах
Приметы о покойниках и похоронах
Приметы после смерти
О том, что поминовение усопших проводится на 3, 9 и 40‑й день после кончины, знают все. Но многие даже не догадываются, откуда пошел такой обычай. Церковь считает, что весь сорокадневный период знаменателен: он дается для того, чтобы душа усопшего подготовилась к новой жизни и получила благословение Отца Небесного.
Считается, что в течение двух дней после смерти душа в сопровождении ангелов посещает места, наиболее приятные для нее, с которыми связаны определенные воспоминания. Но чаще всего душа находится или около дома, или же около гроба. В третий день ей позволено вознестись на небеса. Именно на третий день по христианскому обычаю и принято проводить похороны.
Далее, вознесшись, душа поклоняется Богу, после чего ей разрешают увидеть обители святых и райские кущи. Радости райской жизни душа усопшего наблюдает в течение 6 дней. Если усопший много грешил, при виде райских наслаждений душа его скорбит, печалится и укоряет себя за неправедную жизнь. Пройдя это испытание, душа вновь поклоняется Богу. В это время и справляются на земле 9‑дневные поминки.
После вторичного поклонения душа направляется в ад и находится там в течение 30 дней, наблюдая муки и страдания грешников. Если человек вел жизнь неправедную, его душе остается только трепетать от ужаса в ожидании мук, которые выпадут на ее долю.
В 40‑й день душа вновь возносится к Богу и поклоняется ему, а Отец Небесный в свою очередь определяет, какого же места достойна душа усопшего. А на земле в это время отмечают сороковины. Кроме того, принято совершать панихиду – богослужение по умершим. Заупокойную службу проводят над еще непогребенным умершим, а так же на 3, 9 и 40‑й день по смерти. Во время поминок никто не должен остаться голодным, чтобы душа усопшего не испытывала ни в чем нужды на том свете. Если снится покойник, на следующий день закажите заупокойную службу, помяните его или раздайте бедным угощение и деньги на помин души.
Зная народные приметы про похороны, вы сможете правильно себя повести в нужный момент.
Если у покойника открыты глаза, значит, он ищет, кого бы забрать с собой?
У меня умерла бабушка 3 дня назад. Когда перед погребением открыли ее лицо, у неё были открыты глаза. Мой дядя, закрыл ей глаза рукой, но говорят, что так покойница искала, кого забрать за собой.
Так ли это? Или это поверье к евреям не имеет отношения? N.
Отвечает рав Менахем Эпель
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, позвольте выразить Вам соболезнования в связи с уходом из жизни Вашей бабушки. Да удостоится её душа Ган-Эдена и вечной жизни.
То, о чем Вы пишете (открытые глаза — признак того, что покойник ищет, кого бы забрать с собой), в самом деле производит впечатление суеверия, порожденного страхом смерти, и к еврейским обычаям не имеет никакого отношения.
А обычай закрывать умершему глаза действительно есть в иудаизме и упоминается в наших книгах.
Тора рассказывает о том, как Йосэф открывается своим братьям в Египте, а они, в свою очередь, сообщают своему отцу, Яакову, что Йосэф жив и занимает высокое положение в Египте. И Яаков со всей семьёй спускается в Египет. Но перед этим он приносит жертвы в Беэр-Шеве. Там ему открывается Всевышний и обещает ему (Берешит 46:4): «Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосэф положит руку свою на глаза твои».
Что означает «Йосэф положит руку свою на глаза твои»? Мнения комментаторов разделились. Некоторые понимают эти слова как метафору: Творец обещает Яакову, что ему не нужно будет ни о чем заботиться, он будет на полном обеспечении Йосэфа.
Однако многие комментаторы (среди них рав Саадья Гаон, Рав Давид Кимхи, Абарбанэль и другие) видят в этих словах обещание, что именно любимый сын Йосэф закроет глаза Яакову, когда тот умрет.
В Устной Традиции этот обычай тоже упоминается. Так мишна в трактате Шабат (151 б) запрещает закрывать глаза умершему в субботу. Много об этом обычае говорит каббалистическая Книга Зоар (см. ниже).
А сейчас несколько слов о практической стороне вопроса. Рамбам (Законы скорбящих 4:1) пишет о еврейских обычаях похорон и траура. Первый обычай, который он называет, — закрытие глаз.
Об этом обычае пишут и два основных кодекса законов еврейской жизни — Тур и Шульхан Арух (Йорэ Дэа 352:4). Автор Биркей Йосеф, ссылаясь на Зоар, добавляет, что глаза умершему должен закрывать именно его сын.
А автор книги «Маавар Яббок» (раби Аарон-Берахья Модина, ум. 1639, Италия), тоже ссылаясь на книгу Зоар, пишет: если сын закрывает глаза покойному, это приносит ему пользу. Если же у покойного не было сына, это должен сделать кто-то из присутствующих.
«А-Кунтрас а-Йехиэли» (часть «Бейт Оламим»; раби Ицхак Альфия, 1878-1955, Иерусалим) добавляет, что есть ещё обычай: закрыв умершему глаза, положить на них немного земли (это упоминается также в книге Зоар).
О смысле этого обычая говорит Книга Зоар (комментарий к Вайехи, с. 226 а, и к Шлах, с. 169 а-б). Однако язык этой книги очень сложен, поэтому процитирую в приблизительном переводе Ме-ам лоэз (комментарий к Ваигаш 46:4), где упоминается интерпретация Зоара.
Там приводятся слова «Йосэф положит руку свою на глаза твои» и объяснение: «Из этих слов мы учим, что, если человек умер, хорошо, чтобы его старший сын закрыл ему глаза. Поскольку, когда человек умирает, его глаза остаются открытыми, ибо тогда ему позволено узреть сияние Шхины (Б-жественного присутствия). И он удостаивается этого уровня только в тот момент, когда душа выходит из тела. И следует закрыть эти глаза, чтобы они не увидели что-либо другое после того, как видели Шхину. Кроме того, если глаза остаются открытыми, они могут причинить вред каждому, кто находится перед покойным… И так как Йосэф был первенцем… Всевышний сказал Яакову, что Йосеф положит руку на глаза его, чтобы закрыть их. Так как благоугодно умершему, чтобы его сын закрыл ему глаза».
Ещё одно объяснение смысла этого обычая, тоже основанное на книге Зоар, мы находим у рава Моше-Давида Вали (ученика Рамхаля; 1697-1776, Италия) в его комментарии к книге Берешит. Он пишет: слова о том, что Йосэф возложил руку на глаза отца, содержат намек на то, что отец утратил зрение этого мира и сейчас сын наследует его место в этом мире.
В другом комментарии рав Вали добавляет: чем больше у человека раскрываются глаза разума, тем больше смыкаются его «материальные» глаза. Поэтому обычно у престарелых людей слабеет зрение: это связано с развитием их глаз разума. И в момент смерти глаза разума раскрываются полностью, человек видит возвышенные видения — и его материальные глаза полностью закрываются.
И то, что сын закрывает отцу глаза после смерти, показывает, что у отца закончилось материальное зрение и начинается зрение духовное — глаза души сейчас раскрываются полностью, ибо материя им больше не мешает.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Метки
—
—Рубрики
—Цитатник
Схема «Зимняя фантазия»
Как английский шпион увез сокровища Романовых Стопфорд быстро кидал в саквояж все, что лежало в.
Лавандовый жадеит 💜 &nb.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О взгляде покойника из гроба
О взгляде покойника из гроба
О взгляде покойника из гроба.
Если глаза мертвого чуть приоткрыты, то обычно про это говорят: покойник ищет себе попутчика. Бывает, что глаза покойного неожиданно открываются. Тот, кто поймал этот взгляд, долго не живет. Обычно покойному кладут на глаза пятаки, которые перед захоронением перекладывают под подушку мертвому. Следует следить, чтобы эти пятаки не забрали, так как их могут употребить во вред кровным родным покойного. Если все же кто-то встретил взгляд из-под приоткрытых век покойника, следует себя умыть отчитанной водой. Читают на воду в угол и там же умываются. Вытираются исподней рубахой. Прежде хорошо прочитать молитву «Да воскреснет Бог»:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от его лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Эта же молитва кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
Отговариваю я (имя) от земли и от небеси, от взгляда мертвеца, от мертвого лица, от его глаз, от его взгляда. Как мне от покойного ничего не надо, так и ему от меня ничего не взять и меня с собой не забрать. Слово мое крепко, крепче булата, сильней затвора. Не перебить моего заговора: ни утром при заре, ни ночью при луне, ни при солнце и ни при дожде. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Прошу не путать этот заговор с тем, что я даю при последнем взгляде покойника.
Будьте внимательны.
Последний взгляд покойника
По поверью, если умирающий остановит свой взгляд на человеке, тот проживет недолго. Чтобы снять с себя взгляд покойника, следует поступать так. Человек, на котором остановился взгляд умирающего, должен пойти на кладбище, до того как отведут девять дней умершему. Найти свое имя на какой-нибудь могилке, встать лицом на восток и прочитать девять раз. При этом нельзя ни с кем говорить, вертеть головой и крутиться, пока не прочтете девять раз:
Посередь города есть город. Люди в том городе; ни в понедельник, ни во вторник, и ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресенье; не ходят, не стоят, а каждый в своем доме лежат. Нет у них оконца в дому, а есть у них венчик во лбу. На ком их взгляд остановится, тот сам покойником становится. Взгляд тот, что на мне встал, покойник с моим именем забрал. Слово мое не перебить, не переломить и никаким словом не заменить. Обряжаю я тебя (имя покойника). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Напоминаю, что это надо успеть до помин девять дней.
Открытые глаза у покойника: причины и как прикрыть веки
Запреты на изучение трупов действовали до середины 19 века, физиология неживого тела была тайной. Не было информации, почему у покойника открываются глаза и рот, коченеют мышцы, теряет цвет кожа. Явления наделяли мистическими силами из загробной жизни человека.
Причины открытия глаз у покойника с точки зрения медицины
С момента наступления смерти организм теряет жидкость, слизистые оболочки высыхают. Процесс начинается с роговицы. У покойника изменяются губы, тонкие участки кожи, появляются трупные пятна.Если человек умер, а глаза остались открытыми, ему опускают веки. Это действие сохранит слизистую оболочку нетронутой для исследования, установления причин гибели.
Из тела испаряется влага, происходит мумификация трупа. При нанесении грима перед похоронами под веки подкладывают твердые вставки, склеивают их клеем. Это сохраняет форму органа зрения покойника, исключает возможность открытия во время похорон.
Суеверия связанные с глазами умершего
Чем и как усопшему закрывают глаза
Люди уважительно относятся к почившим, принимают во внимание их жизненный опыт. Традиция класть на веки трупам монетки уходит корнями во времена Древней Греции. Погребать человека с открытым взором считалось плохим знаком. Покойному члены семьи при погребении размещали грош под язык, ним он расплачивался с паромщиком Хароном. Он перевозил усопших в царство мертвых. Души людей, захороненных без оплаты, скитались по берегу реки Леты.
Обычай модифицировали. Монетки не давали глазам открыться, защищали людей от «взгляда мертвеца». После трупного окоченения копейки снимались. Суеверия воспрещают брать что-то у покойника, деньги оставались в гробу. Бытует мнение, что медные изделия препятствуют появлению трупных пятен, распространению синевы.
Мнение православия о суеверии
Человек начинает верить в мистическую связь между открыванием век и загробной жизнью. Личность страшится разгневать темные силы, проводником которых может быть покойник, его глаза. Это противоречит христианским канонам, Божьим заповедям.
Глубоко верующий не колеблется, не сомневается: Господь убережет, защитит его от влияния покойника, неведомых сил. Церковь ведет борьбу против пережитков языческих верований, распространяет христианские обычаи. Знание истоков позволяет отвергнуть ложные суеверия, страх перед открытыми глазами умершего. Это приближает к Богу
Не стоит испытывать страх перед усопшим, бояться смотреть ему в глаза. Соблюдать поверья, созданные на ранних этапах развития неразумно. ХХI век имеет объяснение мистическим явлениям, связанным со смертью, может предоставить медицинские причины, почему у покойника могут открываться веки, течь слезы.
18 суеверий о смерти, основанных на страхе
То, чего мы не знаем или не понимаем, может напугать нас, а страх способен привести к развитию суеверного поведения. Чего люди боятся больше всего? Однозначно смерти.
Мы, люди, всегда боялись смерти и мертвых. Писатели и режиссеры извлекли выгоду из этого. Они знают, что, для того чтобы нас напугать, им всего лишь нужно перенести развитие событий на старое кладбище или вставить в кадр живого мертвеца. Многие из суеверий, связанных со смертью и покойниками, берут начало как раз из наших страхов.
Суеверия зародились как способ защиты живых от мертвых. Это давало и продолжает давать людям чувство контроля над непознаваемым. Вот несколько примеров суеверий, которых многие из нас всё еще придерживаются.
1. После смерти родственника окна закрывали
Это делали для того, чтобы душа умершего не могла вылететь. Сегодня многие нарушают эту традицию и, наоборот, открывают окно, чтобы душа могла быть свободной. Это пример того, как суеверия с годами трансформируются, меняя свой облик.
2. В доме покойного завешивали зеркала
Зеркала прикрывались непросвечивающей тканью, чтобы дух не мог попасть в ловушку и остаться внутри. Зеркало считалось проводником между миром живых и миром мертвых. Если душа покойного посмотрит в него, она останется в доме.
Еще одно суеверие, связанное с зеркалами, гласит, что первый, кто увидит свое отражение в зеркале, находящемся в доме покойного, умрет.
3. Глаза покойному закрывали монетами
Это суеверие пошло из Древней Греции, где монеты помещали на веки усопшего. Существует три наиболее правдоподобных объяснения этому обычаю.
Во-первых, родственники и друзья покойного боялись, что мертвец может «высмотреть» себе сопровождающего в загробный мир. Умирать никому из родни не хотелось, так что глаза трупу приходилось закрывать.
Во-вторых, глаза покойному закрывали, чтобы он не отвлекался на мирские заботы. Дескать, всё, что происходит вокруг умершего, не должно его волновать.
В-третьих, монеты якобы позволяли мертвецу увидеть внутри себя истину. Какую — мы вряд ли узнаем, будучи в добром здравии.
Сейчас же считается, что глаза — это зеркало души, и через них душа умершего может покинуть тело. Монеты служат своеобразным препятствием, которое мешает душе покойника расхаживать в мире живых.
4. Умершего выносят из дома ногами вперед
Это было сделано для того, чтобы покойный не заглянул в дом и не убедил другого члена семьи присоединиться к нему. Видимо, предложение отойти в мир иной слишком заманчиво.
Также в старые времена принято было засыпать дорогу, по которой прошла похоронная процессия, ветками ели. При этом с кладбища возвращались другим путем, чтобы дух покойника не нашел дорогу домой и не беспокоил родственников.
5. За покойником наблюдали семья и друзья
Этот обычай должен был гарантировать, что дух умершего не покинул тело. Однако есть и еще одно, более логичное объяснение.
Дело в том, что наблюдение за мертвыми в XIX веке было способом избежать захоронения заживо, что было нередким явлением в те времена. Если тело «усопшего» в течение нескольких дней не подавало признаков жизни, родственники начинали готовиться к погребению. Также это делалось для того, чтобы следить за возможными странностями. К примеру, если у трупа приоткрывался один глаз, это означало, что он высматривает человека, которого хочет забрать с собой.
6. Тем, кто следил за телом, было приказано прикрывать рот, если они зевнули
Эта мера предосторожности служила гарантом того, что дух умершего не мог войти в тело живого человека. Ведь в противном случае дух погибшего мог бы заставить человека последовать за ним.
7. Нужно ставить на могилах большие памятники, чтобы дух покойного не сбежал
Изначально надгробия были просто камнями, которые использовались для обозначения места захоронения умершего. Но со временем камни превратились в большие памятники, и это произошло не только для того, чтобы отметить или как-то выделить могилу, но и для того, чтобы удержать дух умершего от побега.
8. Гроб не должны нести родственники
С точки зрения мистики умерший может почувствовать родственную кровь и вскоре явиться человеку, чтобы забрать его с собой.
На деле это суеверие можно объяснить тем, что человек, скорбящий по родным, при переносе тяжелого гроба может споткнуться и упасть.
9. Пока в доме покойник, уборку не делают
Вопреки мнению о том, что уборка в помещении — это лучший способ очистить дом как физически, так и духовно, стоит заметить, что даже невинное желание подмести пол в комнате, где лежит покойник, может привести к распространению патогенной инфекции.
Если же говорить о мистической подоплеке — считается, что, убираясь в доме, человек избавляется от негативной энергетики. Пока тело покойного находится в квартире, нужно дать ему возможность попрощаться с местом, где он жил, и своими вещами.
10. Стулья из-под гроба покойника, сразу же нужно перевернуть
11. О покойном можно говорить или хорошо, или ничего
Это суеверие пошло из Древней Греции, где считалось, что раз покойник уже не может постоять за себя, то нужно воздержаться от обвинений. Правда, фраза звучала немного иначе: «О покойном или хорошо, или ничего, кроме правды».
12. Нельзя носить одежду покойника
Давным-давно, когда у человека в среднем было по два-три костюма, суеверие звучало вполне оправданно. Ведь одежда покойника, в которой он пребывал в момент смерти, могла содержать в себе частицы естественных жидкостей.
Если же речь идет об одежде, которая всё это время висела чистой в шкафу, то никакой угрозы нет и не может быть. Хотя всё зависит от личного восприятия человека, ведь бытует мнение, что вещи хранят энергию того, кто их носил. Многие люди верят, что, одеваясь в вещи умершего, можно навлечь на себя беду или же разозлить покойного.
13. На кладбище нужно надевать одежду черного цвета
Следует обратить внимание на то, что на Руси в повседневной жизни никто не носил одежду черного цвета, так как она считалась ритуальной. Черный цвет выражал состояние души человека, пришедшего на похороны, — тоска, печаль, горечь потери и т. д.
Однако существует еще одна версия, почему на кладбище нужно надевать черные вещи. Так как черное в старину никто не носил просто так, считалось, что этот цвет являлся отличной маскировкой, которая помогала укрыться от смерти. По поверьям, дух смерти, который присутствовал на похоронах, мог узнать человека, который не переоделся в черные одежды, и забрать его душу.
14. Покойника нужно накрывать простыней
Накрытие покойного простыней было еще одним способом защиты живых от души, покидающей свое тело. Считается, что на том свете у покойника будут спрашивать, идет ли кто-нибудь за ним. Под простыней он не сможет оглянуться и посмотреть. В древности покойнику шелковыми платками закрывали еще и уши, чтобы он не мог слышать.
15. Фотографии в доме покойного должны перевернуть или закрыть
Семейные фотографии переворачивались лицевой стороной вниз как еще один способ избежать одержимости духом умершего. Ведь, по поверьям, он может увести в мир иной близких людей.
16. Покойному связывают руки и ноги
Считалось, что веревки на ногах и руках не позволят покойнику встать из гроба и навредить живым. Но и научное объяснение этому суеверию есть. Дело в том, что после трупного окоченения тело принимает произвольную форму, и привести его в нужное положение без грубого вмешательства становится невозможным.
17. Несущие гроб должны носить перчатки
Люди, которые несут гроб, должны были надевать перчатки, чтобы дух умершего не смог проникнуть в их тела. Считалось, что перчатки послужат своего рода барьером. В реальности же перчатки будут не лишними, так как из гроба могут просачиваться биологические жидкости.
18. Никто не идет навстречу похоронной процессии
При виде траурной процессии следует дать людям возможность пройти дальше, проявив таким образом уважение к шествующим и их скорби. С точки зрения мистики всё время до кладбища мертвец может забирать с собой души других людей. Также нельзя переходить дорогу тем, кто несет гроб: человек может навлечь на себя несчастья или серьезные проблемы со здоровьем.