есть только миг между прошлым и будущим что означает
Есть только миг между прошлым и будущим что означает
Есть только миг
Нашу быстротечную жизнь мы обычно подразделяем на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – это воспоминания о том, что мы когда-то пережили. Будущее – то, что нас ожидает в грядущем времени, а вот настоящее – это полоса, которая разделяет прошлое и будущее. Порой человеку очень хочется иметь машину времени и с её помощью вернуться назад в минувшее, чтобы ещё раз пережить счастливое детство или первую любовь. Жизнь – драгоценное сокровище, состоящее из времени, которым необходимо дорожить, и как настоятельное напоминание об этом композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенёв сочинили песню с говорящим названием «Есть только миг», впервые прозвучавшую в кинофильме «Земля Санникова».
Историю создания песни «Есть только миг», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В 1973 году на экраны отечественных кинотеатров вышел фильм, который привлёк особое внимание советских зрителей. В основу увлекательной киноленты был положен фантастический роман учёного географа и писателя Владимира Обручева под названием «Земля Санникова», который в нашей стране был впервые опубликован в середине двадцатых годов.
К написанию сценария руководство «Мосфильма» поначалу привлекло молодого драматурга Владислава Федосеева, а для съёмок фильма двух кинорежиссёров: более опытного Альберта Мкртчана и начинающего Леонида Попова. Мкртчану киносценарий Федосеева совсем не понравился и потому Альберт Саркисович упросил режиссёра Московского театра сатиры Марка Захарова переделать его на своё усмотрение. В результате творческой переработки от истории, изложенной в произведении знаменитого путешественника Обручева, осталась лишь идея о поиске неведомой таинственной земли.
После того, как сценарий был готов, тандем режиссёров занялся подбором творческого состава фильма. Так, музыкальное оформление киноленты они попросили сделать хорошо зарекомендовавшего себя Александра Зацепина, однако, к большому сожалению создателей фильма, композитор не согласился. Его отказ мотивировался тем, что роль офицера Крестовского была предложена Владимиру Высоцкому, который и сам мог написать песни для фильма. Впрочем, и здесь не всё получилось так, как задумали режиссёры. Популярный бард вскоре в очередной раз попал в опалу, а потому его кандидатуру на Мосфильме не утвердили и вскоре роль отдали актёру Олегу Далю. Такие перестановки всё же вернули композитора Зацепина к работе над фильмом, к которому он, по решению режиссёров, должен был написать две песни.
Усердно взявшись за работу, Александр Сергеевич стал предлагать постановщикам картины одну мелодию за другой, однако восторженных отзывов от них не услышал. Режиссёры посчитали представленные композитором наработки не достаточно эффектными для своего фильма. Вот тогда-то Зацепин вспомнил о мелодии, сочинённой им для оперетты «Золотые ключи». Данный музыкальный спектакль сразу после премьеры получил негативную оценку, которую отразили в разгромной статье газеты «Правда», а затем и вовсе сняли с репертуара. Оперетта бесследно исчезла, а вот красивый мотив из неё вновь пришёл на память композитору.
После того, как продемонстрированная композитором проникновенная мелодия понравилась Мкртчяну и Попову, текст для неё попросили написать талантливого поэта Леонида Дербенёва. В результате родилась замечательная песня «Есть только миг», ставшая основной музыкальной темой кинофильма «Земля Санникова» и всенародно любимым шлягером.
Данную композицию в киноленте должен был исполнять герой, чью роль играл харизматичный Олег Даль. Всё было бы прекрасно, однако на съёмочной площадке постоянно между артистами и режиссёрами возникали конфликты, из-за чего Олег Иванович в знак протеста частенько приходил на съёмку фильма навеселе. В таком же состоянии он явился в студию на запись песни «Есть только миг». Соответственно композиция получилась не очень качественной: голос артиста был хрипловатым и не всегда совпадал с музыкальным сопровождением. Все эти погрешности при приёмке картины заметили руководители Мосфильма и повелели незамедлительно перезаписать песню, а поскольку Даль в тот период из-за плохого самочувствия работать не мог, то пришлось срочно подыскивать другого исполнителя. Поначалу режиссёры обратились к актёру Валерию Золотухину, однако пробы оказались не очень удачными, и композитору получившийся результат совсем не понравился. Затем с данной просьбой обратились к Олегу Анофриеву, который в те годы, как исполнитель пользовался большой популярностью. Песня замечательно записалась с первого дубля и в таком виде вошла в кинофильм, завоевав большую любовь советских людей.
Интересные факты
Содержание и текст песни «Есть только миг»
«Есть только миг». Данная композиция тесно связана с сюжетом кинокартины «Земля Санникова», так как характеризует одного из главных героев фильма, офицера Крестовского – смелого и сильного человека, но, к сожалению утратившего смысл жизни. Тем не менее, линия судьбы отважного персонажа повернулась так, что ему удалось обрести предназначение своего существования, и он самоотверженно принял участие в экспедиции, отправившейся на поиск таинственной северной земли. В этой песне поётся о том, что время скоротечно, а человек не знает, сколько ему отпущено судьбой, и потому к своей жизни должен относиться бережно, постоянно ценя каждый её миг. Эта проникновенная композиция, заключённая в четыре куплета, звучит как предупреждение о том, что человеческое существование весьма хрупко, и обращаться с ним нужно аккуратно и дорожить даже мимолётным мгновением.
«Есть только миг». Эту цепляющую за живое и западающую в душу композицию, сочинённую Александром Зацепиным и Леонидом Дербенёвым почти пятьдесят лет тому назад, в нынешнее время причисляют к песням на века. Она не только никого не оставляет равнодушным, но и заставляет глубоко поразмыслить над тем, что жизнь коротка и нужно дорожить каждым её мгновением.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Есть только миг
Есть только миг
Зачастую человек уделяет много времени воспоминаниям из прошлого и мыслям о будущем, и не замечает того, что с ним происходит именно здесь и сейчас.
Возьмём, к примеру, такой случай. У Вас весь день было хорошее настроение. Вечером Вы пошли в магазин и там Вам нахамили. И вот, Вы возвращаетесь из магазина домой и думаете о том, что произошло. Вас охватывает возмущение, обида и негодование. Вы идёте через парк, по светлой аллее, в парке пахнет цветами. На улице тепло и спокойно, а на небе уже показались первые звёзды… Но Вы этого не замечаете, так как мысленно до сих пор находитесь в магазине и переживаете ту ситуацию! И как трудно иногда сказать себе «стоп!» и снова «вернуться» в настоящее! Бывают ситуации, когда от того, как Вы проанализируете прошлое, зависит Ваше будущее. Но в этом случае, будет лучше думать не о том, что произошло, а о том, что Вы можете сделать с тем, что произошло!
А как быть с хорошими воспоминаниями или мечтами? Допустим, Вы думаете о каком-то приятном событии из прошлого и не замечаете ничего вокруг себя. Значит ли это, что Вы тем самым упускаете настоящий момент? Здесь всё зависит от того, что происходит в этом настоящем моменте. Если Вы находитесь в неприятной ситуации, то такую ситуацию не жаль и упустить! В этом случае мысли о хорошем могут послужить Вам «спасательным кругом». Но, в любом случае, не стоить терять бдительность и полностью отрываться от реальности!
Если условно разделить все воспоминания на положительные и отрицательные, то можно сделать вывод, что всегда лучше возвращаться к положительным воспоминаниям. Когда Вы думаете о чём-то хорошем из прошлого, эти радостные мысли становятся частью Вашего настоящего!
Помимо воспоминаний из прошлого, человек часто думает о будущем: мечтает, строит планы, продумывает разные варианты развития событий… В этом нет ничего плохого, но здесь тоже нужно знать меру. Все, наверное, помнят сказку о премудром пескаре, который постоянно думал о том, что его ждёт впереди и провёл всю свою жизнь в норе, в одиночестве. При этом он думал только о плохом. Мораль сказки заключается в том, что мысли о будущем должны носить позитивную окраску, нужно верить в лучшее. Когда человек думает о светлом будущем, он получает радость от этих мыслей в настоящем. Таким образом, само ожидание чего-то иногда доставляет больше удовольствия, чем результат! Бывает, Вы занимаетесь чем-то приятным, но думаете только о том, что из этого выйдет. Но какова бы ни была Ваша конечная цель, Вы всегда можете получать удовольствие и от самого процесса! Вы можете думать о результате, но параллельно ощущать себя именно здесь и сейчас, в реальном времени!
В одном американском фильме («Клик. С пультом по жизни») главному герою попал в руки пульт, с помощью которого он мог управлять своей жизнью. Чтобы быстрее узнать, как решится та или иная ситуация в его жизни, он проматывал с помощью пульта моменты ожидания, время в пути, и даже время сна. Также он проматывал вперёд время, когда он болел или находился в неприятной ситуации. В результате, он и оглянуться не успел, как состарился! Так уж сложилось, что большая часть нашей жизни посвящена сну, работе, ожиданию и т. д. Но во всём можно найти что-то хорошее и сосредоточиться именно на этом хорошем! Тогда Вы не будете считать это время потерянным. Всё зависит только от того, с какой стороны взглянуть на ситуацию.
Как научиться жить в настоящем, но помнить о прошлом и думать о будущем? Для этого необходимо следить за своими мыслями, так же, как Вы следите за своей внешностью. Часто наши мысли развиваются стихийно и уводят нас за собой непонятно куда. Попробуйте сказать им «стоп!» и задать правильное направление! Думая о чём-то, Вы всегда можете спросить у себя: «Зачем я об этом думаю? Какие эмоции у меня при этом возникают? Что мне это даёт?» И если Вы не найдёте ответа ни на один из этих вопросов, то оглянитесь вокруг себя, и Вы увидите много интересного…
2. 1 Миг между прошлым и будущим. L-признаки
Полная версия на сайте http://merkab.narod.ru/index.html
«Есть только миг между прошлым и будущим…»
Мысль о том, что «есть только миг между прошлым и будущим», всегда несла с собой мучительную попытку понять, что же такое этот миг, который называется «настоящим». Прошлое, которое ушло, и неопределенное будущее, которое еще не наступило, и между ними неуловимое мгновение настоящего. Что оно собой представляет? Из чего складывается, из чего состоит? Наверно, многие не раз задумывались над этим вопросом. И вот сейчас, разбирая основные принципы самоорганизации материи, мы подошли непосредственно к решению этого вопроса. Но ответить на него в двух словах не просто, т.к. нам вначале надо понять те объективные законы, которые определяют существование материи в форме бытия. Но именно их и устанавливают объектные признаки, о которых мы говорили выше.
Итак, в соответствии с вышеизложенным мы знаем, что главный принцип объективных признаков заключается в том, что они накладывают запреты на условия создания и существования всех объектов Вселенной. В реальном мире они играют роль ограничивающих законов или так называемых интердективных законов. В зависимости от того, к какому типу относятся объектные признаки, а также от их размерности, запреты, налагаемые ими на хронооболочки, меняют свойства образующихся объектов.
Попробуем теперь определить, какие именно интердективные законы накладывает каждый из трех объектных признаков на хронооболочки. Понятно, что объектные признаки определяют свойства времени, которые возникают в реальных системах. Поэтому, сопоставив их со свойствами времени можно определить и те запреты, которые они задают.
В предыдущем разделе было показано, что образование хронооболочек определяется дифференциацией по первому объектному признаку, который был назван хрональным. Мы обозначили его как L=0. Он считается внешним признаком и показывает, что причина существования объекта лежит за его пределами. В отличие от внешнего признака L=0 остальные признаки L-признаки будем относить к внутренним, потому что они определяют внутреннюю структуру объекта. Хочу заметить, что, не только L-признак является хрональным, но и два других признака (N и М) так же как и L-признак, являются хрональными, поскольку определяют свойства хронооболочек.
Свойства времени, которые мы будем использовать в данной работе, были определены в результате изучения временных свойств петербургским астрофизиком Н.А.Козыревым (1908 – 1983). Занимаясь проблемой происхождения звездной энергии, он выдвинул гипотезу о наличии у времени физических свойств, благодаря которым время активно воздействует на все процессы Вселенной. Козырев проделал большую теоретическую и экспериментальную работу в развитие своей гипотезы и дополнил ее циклом астрономических наблюдений. Свою теорию он назвал причинной механикой, поскольку по его представлениям физические свойства времени проявляются в причинно-следственных связях. Не смотря на то, что его причинная механика не стала завершенной теорией, однако многие ее положения и выводы, а также результаты опытов помогут разобраться с нашими объектными признаками (Н.А.Козырев «Избранные труды», изд-во Ленинградского ун-та, 1991).
В данном разделе мы не только проанализируем полученные им результаты, но и рассмотрим, как они согласуются с нашими объектными признаками. Потому что, с одной стороны, его эксперименты очень хорошо объясняются с точки зрения интегральной структуры мироздания, а с другой, они помогают понять суть самих признаков и их запретительных свойств. В связи с тем, что математические доказательства предлагаемых выкладок достаточно просты, то я их опускаю, и сосредоточимся только на основных выводах, которые были при этом получены.
Козырев предположил, что физические свойства времени обязательно должны быть активными в отличие от пассивных геометрических его свойств. Главная его мысль заключалась в том, что во Вселенной вообще нет изолированных систем, поскольку все они связаны между собой посредством времени, как неким фундаментальным явлением природы. По мнению Козырева, если они реальны и не являются результатом субъективного восприятия мира, то они должны обнаружиться в действии на материальные системы. Значит время, как некая физическая среда, может воздействовать на вещество, на ход процессов и связывать между собой самые разнообразные явления, между которыми, казалось бы, нет и не может быть ничего общего.
Опытным путем Козырев доказал существование воздействий одной материальной системы на другую через время. Он также определил, что такое воздействие не передает импульс, а это значит, что оно не распространяется, а мгновенно возникает в другой материальной системе. Так появляется принципиальная возможность мгновенной связи и мгновенной передачи информации. Причем время не только осуществляет связь между всеми явлениями природы, но и активно в них участвует. Время, в понимании Козырева, неразрывно связано со всеми процессами, и материальная сущность времени устанавливает взаимосвязь Вселенной. Он сравнивает время с грандиозным потоком, охватывающим все материальные системы Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, вносят свою долю в этот общий поток.
Такое представление о времени прекрасно согласуется с общей картиной об интегральной структуре мироздания (ИСМ) и понятием хронооболочек. Поскольку, как уже говорилось, в ИСМ все связано со всем, и все содержится во всем, что по силам только самому времени.
Причины и следствия. Точка «настоящего»
Определение признаков в качестве запретительных законов мы начнем с разбора процессов дифференциации. Рассматривая вопрос «образования» времени, мы уже установили, что после первой дифференциации «время» перешло из небытия в состояние непроявленного бытия. В результате появилась точка «начала времени» как первого объекта, или, другими словами, «время» отделилось от вечности. Поэтому признак L=0 определяет начальную точку хронооболочки или, можно еще сказать, ее верхнюю границу. После второй дифференциации «время» перешло в область существования, т.е. в состояние проявленного бытия. При этом была задана конечная точка хронооболочки, в результате после двух дифференциаций «время» приобрело начало и конец своего существования, так появляются временные границы первого объекта-«времени». Точка L=1 обозначает конец временного цикла, и вместе с этим задает начало следующего цикла или следующей хронооболочки. Две точки L=0 и L=1 определяют область существования хронооболочки или ее нижнюю и верхнюю границу существования. Эти точки будем так же называть точками особого рода, так точка L=1 – это особая точка первого рода, точка L=2 – особая точка второго рода и т.д.
Итак, мы определили, что L-признаки определяют граничные условия области существования хронооболочек, но вместе с этим можно сказать, что точка L=0 является внешним признаком и показывает, что причина существования объекта лежит за его пределами. Фактически, мы утверждаем, что точка L=0 – это причина существования объекта, но тогда точка L=1 будет ее следствием. Таким образом, две точки L=0 и L=1 являются точками перехода или точками преобразования причины в следствие.
Вот теперь, когда мы определили, что именно является причиной существования объектов, мы можем утверждать, что точка причины L является той неуловимой гранью, которая отделяет будущее от настоящего. Это переход в реальность, переход из фазы небытия или неопределенного будущего в фазу бытия или уже свершившегося прошлого. Точка причины – это точка «настоящего», это миг между прошлым и будущим. Это действительно точка. Это действительно мгновение. Мгновение перехода объекта из нереальности в реальность. Но вместе с этим это неизмеримо глубокое преобразование и самой сущности объекта, перешедшего в реальный мир. В чем суть глубины этого преобразования нам предстоит понять немного дальше, когда будем рассматривать совокупность влияния L и N признаков.
Одновременно с этим хочу обратить внимание, что любая L-точка (L>0) может быть одновременно и причиной, и следствием. Разберем это утверждение подробнее.
После первой дифференциации признак L=0 определил начальную точку хронооболочки или ее верхнюю границу. Вторая дифференциация задала конечную точку хронооболочки, следовательно, после двух дифференциаций «время» приобрело начало и конец своего существования. Так точка L=0 становится причиной хронооболочки, а точка L=1 следствием, которая одновременно обозначает и конец временного цикла, но вместе с этим она задает начало следующего цикла или следующей хронооболочки. Значит, точка L=1 становится причиной возникновения очередной подсистемы (новой хронооболочки), а точка L=2 станет следствием или концом этой новой хронооболочки. Но эта история будет повторяться снова и снова, поэтому и точка L=2 станет причиной возникновения еще одной подсистемы, а L=3 ее следствием и т.д.
Фактически, каждая пара точек L и L+1 представляет собой элементарное причинно-следственное звено, состоящее из точки-причины (L) и точки-следствия (L+1). А вся последовательность L-признаков может быть представлена в виде процесса образования внутренней структуры системы. Это свойство связано с фрактальностью хронооболочек и более подробно мы его рассмотрим на примере образования пространств.
Хочу привести пример такой последовательности, причем относящийся не к физическим явлениям, а к биологическим (т.е. хронооболочкам U-типа). Пример: мать – дочь – внучка. В этом примере видно, что мать (L=1) является причиной, дочь (L=2) является следствием по отношению к матери (L=1), но причиной по отношению к внучке (L=3). Одно поколение «родители-дети» является элементарным причинно-следственным звеном. А вся последовательность поколений представляет собой род или структуру рода.
В работах Козырева связь между временем и причинно-следственными отношениями является самой универсальной составляющей существующей в Мире. Именно глубокое убеждение ученого в наличии такой связи побудило его назвать свою теорию причинной механикой. На основе этого универсализма Козырев формулирует свой основной постулат: время обладает особым, абсолютным свойством, отличающим будущее от прошедшего, которое может быть названо направленностью или ходом. Этим свойством определяется отличие причин от следствий, ибо следствия всегда находятся в будущем по отношению к причинам.
Жизнь как миг между прошлым и будущим
Жизнь как миг между прошлым и будущим
“Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь”. Это слова песни из замечательного кинофильма “Земля Санникова”. Глубокий их смысл начинаешь познавать только тогда, когда прошедшие годы всё ощутимее отдаляются в невозвратную даль прошлого, а будущее неотвратимо скукоживается до размеров маленького кусочка шагреневой кожи. И тогда начинаешь явственно ощущать быстротечность жизни, понимать, ” как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок”, ошибок, которые трудно или вообще уже не возможно исправить.
Ничего не изменишь, ничего не исправишь,
Когда близких теряешь, – ничего не вернёшь.
Непослушную память забыть не заставишь
Ни своё слабодушие, ни нечуткость, ни ложь.
Слишком поздно обычно приходит прозрение,
Что со многими был бессердечен, не прав.
И теперь понимаешь с большим сожалением,
Что приходишь к закату, от ошибок устав.
Если б юность была и добра, и разумна,
И как зрелость умела, и как старость мудра!
Но проводим мы лучшие годы бездумно,
А потом–в мир иной собираться пора.
Созвучно этому стихотворению возникли у меня чувства и мысли после прочтения психологического романа Марка Леви “Те слова, что мы не успели сказать друг другу”. Вначале роман воспринимается как фантастический, повествующий о том, как в некой фирме одного из крупных акционеров концерна разработали проект гуманоида, позволяющего своим пайщикам прожить ещё несколько дополнительных дней…после смерти и использовать их для завершения дел, на которые в суматошной жизни не хватало времени. По этому проекту гуманоид-двойник содержит память и значительную долю коры головного мозга, реализованной в виде миллионов процессоров и позволяющей воспроизводить цвет и фактуру кожи, а также почти идеально выполнять все функции человеческого тела.
Этим и воспользовался герой романа, чтобы провести подаренные ему несколько дней с дочерью, которой он после смерти жены не уделял никакого внимания, и теперь горько сожалел об этом. Отсюда и такое название романа, читая который проникаешься глубоким сочувствием к этим двоим любящим друг друга людям, понявшим это слишком поздно. И только в самом конце романа его автор даёт понять читателю, что прощаться с дочерью приезжал не робот-гуманоид, а её умирающий от рака отец, жить которому осталось считанные дни. Ещё до прочтения этого романа под впечатлением аналогичных чувств к другим людям, своим коллегам у меня родилось следующее стихотворение.
Это стихотворение мне представляется достаточно оптимистическим, и мне кажется, что оптимизм лейтмотивом звучит и в моих книгах Воспоминаний о прожитой жизни “Пережитое, передуманное и прожитое”, несмотря на то, что жизнь моя, особенно в детстве, не была лёгкой. Заканчивая написание второй книги Воспоминаний, я почувствовал, что весь я настолько проникнут голосами и образами прошлого, что кажется будто всё описанное мной происходило совсем недавно и требуется совсем немного усилий, чтобы всё представляемое мною приобрело зримые очертания и свойственные каждому моему собеседнику интонации. Что-то похожее, происходившее с писателем Ю. Нагибиным, я нашёл на днях в его рассказе “Самый счастливый день”, где он описывает посещение леса, знакомого ему по памяти с детства, но в котором он давно уже не был и вновь посетил его уже пожилым человеком.
Вот как мастерски описывает он охватившие его при этом чувства. “Весь лес был насыщен голосами прошлого, и я впервые с ошеломляющей силой ощутил, как много пробыл я на этом свете и что прожитое–это не разбег для взлёта в какую-то будущую, настоящую жизнь, что это уже жизнь, в которой всё связано: далёкое прошлое с настоящим, а если мне суждено будущее, то и оно окажется нерасторжимо связано с пережитым; ничто не проходит бесследно, не зарастает травой забвения, и человеческая душа не кладбище, а святилище, дарующее вечную жизнь образам былого”.
Задумываясь над названием книги, я вероятно интуитивно почувствовал эту взаимосвязь между прошлым, пережитым, настоящим и будущим, и правильность такого выбора названия подтверждается приведенными выше немного грустными, но оптимистичными по сути рассуждениями именитого писателя. И пусть наша память о хороших людях не даст зарасти травой забвения всему хорошему и дарует вечную жизнь образам былого, перенося их в настоящее и в лучшее будущее.