есть жалобы на спам что это значит
Куда пожаловаться на спам-рассылку по email
Спам — это массовая рассылка без предварительного согласия адресата на получение сообщения. Спам запрещен законом Украины, России, Беларуси, США, Канады, Великобритании и других европейский стран.
Чем опасен спам и почему с ним активно борются? Непрошенные письма вторгаются в личное пространство человека и отнимают время. Кроме испорченного настроения, спам приносит и более ощутимый вред. Часто мошенники рассылают вирусы, и потом крадут контакты, повреждают важную информацию и требуют денег за ее восстановление.
Чаще всего в списки спамеров попадают адреса из открытого доступа: корпоративные email для обратной связи — info@ или hr@ и личные почтовые ящики из профилей в социальных сетях, форумов и на досок объявлений. Сегодня мы расскажем, как от этого защититься.
Профилактика спама
Есть методы, которые предотвращают получение спама. Лучше использовать сразу несколько из них — так вы сможете лучше защитить почтовый ящик от нежелательной и опасной почты.
Не размещать свой адрес на общедоступных ресурсах
Спамеры собирают базы специальными программами — парсерами. Парсеры реагируют на слова, которые заканчиваются на @domain.com. И если в Facebook написать свой адрес в формате pochta@gmail.com, его легко будет распознать. Хотите указать email в соцсетях или на форуме — пишите в зашифрованном виде. Например так: info [at] company.com.
Зарегистрировать альтернативный почтовый ящик
Создайте отдельный email адрес специально для покупок в интернете и регистраций на форумах, досках объявлений. Так вы снизите вероятность попадания нежелательных рассылок в основной почтовый ящик.
Установить на своем компьютере антиспам-решение
Проверьте, обеспечивает ли ваш антивирус защиту от спама. Антиспам-решения в составе антивируса дополнительно фильтруют входящую почту и помечают нежелательные сообщения в ящике как спам. Так вы получаете более надежную защиту не только от спам-рекламы, но и от фишинговых атак.
Моя подруга-дизайнер ощутила, что такое фишинговая атака, на собственной шкуре. Она открыла письмо, пересланное будто с рабочей почты. В письме был вирус, который перевел все исходники макетов в неизвестный формат. Мошенники предлагали вернуть «все как было» за определенную сумму. Денег им платить, конечно, не стали. Часть макетов пришлось восстанавливать, а в компании поставили новый антивирус.
Если вы не уверены, что ваш антивирус защищает от спама, уточните это на сайте разработчика самостоятельно или спросите у службы поддержки. Например, популярный антивирус Avast даже в бесплатной версии предоставляет антиспамовый модуль, но по умолчанию модуль не активирован — его нужно включить самому.
Заводить почтовые ящики у надежных провайдеров
Лучше регистрировать ящик у крупных компаний — Gmail, Yandex, Yahoo. Провайдеры, которые дорожат своей репутацией, следят, чтобы их клиентам не приходил спам.
Придумать адрес, который тяжело угадать
Один из способов, которым спамеры собирают базы, — подбор адресов специальными программами. Мошенники знают, что люди часто используют в email свое имя и год рождения. Если зарегистрировать почту с адресом «lena2001», спамерам легко будет его подобрать. Поэтому старайтесь не использовать очевидные комбинации.
Не реагировать на спам, который иногда приходит
Этот совет вытекает из предыдущего. Сгенерировав email адреса, мошенники делают спам-рассылку на почту наобум. Если открыть такое письмо и перейти по ссылке, вы подтвердите — «адрес настоящий». Спама станет приходить в разы больше. Поэтому никогда не открывайте и не переходите по ссылкам в подозрительных письмах.
Не нажимать на незнакомых сайтах кнопки в диалоговых окнах
Всегда внимательно читаете сообщения, где вам предлагают что-то нажать или скачать. Нажав автоматически «Ок» в диалоговом окне, вы, сами того не зная, разрешите установку программы. И этой программой может оказаться вирус, который перешлет все контакты с компьютера спамерам.
Поэтому, попав на незнакомый сайт, не спешите что-то подтверждать, скачивать или нажимать. Если браузер показывает сообщение, что содержание сайта небезопасно, не рискуйте и не игнорируйте предупреждение.
Что делать, если адрес уже попал в спам-рассылку
Если ваш email все-таки попал в базы спамеров и вы стали замечать все больше непрошенных писем, вот что можно сделать.
Сменить адрес электронной почты
Если адрес у вас недавно или вы используете его как запасной, проще зарегистрировать новый ящик. Но менять email — не всегда лучший выход. Поэтому переходим ко второму совету.
Настроить спам-фильтры и черные списки
Если у вас есть причины, по которым вы не хотите получать письма от отправителя, вы можете добавить его в черный список.
Как настроить черные списки в почтовых сервисах
В Gmail можно создавать фильтры, чтобы автоматически отправлять в корзину сообщения от нежелательных отправителей и адресов из определенных списков. Пользователи также могут применять спам-фильтры Gmail, помечая нежелательные сообщения как спам.
Администраторы бизнес-аккаунтов в Gmail могут настраивать черные списки адресов, которые не должны попадать в домен компании. Блокируются целые домены или отдельные пользователи.
В Яндексе тоже есть возможность заблокировать отправителя, добавив его в черный список. Статья в разделе «Помощь» описывает, как создавать черные и белые списки в Яндекс Почте.
В Mail.ru черные и белые списки настраиваются через фильтры.
Использовать антиспам-программы или онлайн-сервисы
Антиспам-программы работают по принципу аналогичных модулей в антивирусах — они дополнительно фильтруют подозрительные письма. Кроме того, программы блокируют спам на границе сетей — спам просто не проходит. Так снижается нагрузка на корпоративные почтовые сервера.
Бесплатные программы
K9 — приложение для фильтрации электронной почты. Работает в сочетании с обычной почтовой программой POP3 и автоматически классифицирует входящие электронные письма как спам (нежелательные) или не спам. Приложение использует интеллектуальный статистический анализ, что со временем увеличивает точность определения спама.
Email Control — программа защиты от спама. Работает с комбинацией фильтров, которые настраиваются пользователем, и проверяет почту, пока она еще находится на ISP-сервере. Основываясь на критериях фильтрации, установленных пользователем, программа обработает почту и при необходимости удалит весь спам или пометит его для удаления. EmC позволяет проверить свою почту на наличие вирусов или других угроз, прежде чем загружать ее на свой компьютер.
SpamPal — программа классификации почты, которая помогает отделить спам от почты, которую вы действительно хотите прочитать. Любые сообщения электронной почты, которые SpamPal считает спамом, помечаются заголовком. Вы настраиваете свой почтовый клиент, чтобы фильтровать письма с этим заголовком в отдельную папку.
Платные программы
Antispam Post указывает вашим корреспондентам, на какой сервер нужно отправлять почту. Сервис избавляет сервера от контакта со спамерами. Antispam Post принимает почту, фильтрует и передает серверу только чистые письма.
Comodo — корпоративная система защиты от спама. Использует сложный набор фильтров для защиты от спама, антивирусных сканеров и механизмов анализа контента, чтобы не допустить попадание нежелательной почты в сеть.
Antispamsniper предоставляет защиту от спама пользователям программ The Bat! Voyager и Outlook. Использует фильтрацию на основе белых и черных списков, анализируя сообщения по информации в заголовках или в теле письма.
Как пожаловаться на спам по закону
Спамное сообщение можно просто удалить. Но лучше пожаловаться официально — так вы защитите от спама и себя, и других пользователей. Сейчас расскажем, как и куда жаловаться на недобросовестного отправителя.
Сообщить о спаме службе почтового сервиса
Пользователи Gmail могут сообщить о подозрительном или нежелательном письме, используя меню сервиса. Отреагировать на спам можно тремя способами.
Варианты реакции на спам в Gmail
Заблокировать пользователя — этим действием вы говорите: «Я не считаю письмо спамом, но получать новые письма не хочу». Gmail будет отклонять рассылки от этого отправителя для вашего ящика. На других пользователях это не отразиться. Санкции к отправителю не будут применять.
В спам — эта опция говорит: «Я не давал согласия на рассылку, отправитель нарушил мои права». Письма будут попадать в спам и Gmail возьмет отправителя на заметку. Если сообщения о спаме будут приходить и от других пользователей, отправителя добавят в черный список.
Сообщить о фишинге — выбирая эту опцию, вы сообщаете: «В письме есть подозрительный контент». Подозрительный контент — это, например, форма ввода пароля.
Пожаловаться на спам в Яндекс.Почте и в почте Рамблера можно таким же способом — прямо в своем почтовом ящике выделить письмо и нажать кнопку «В спам!».
Пожаловаться на мошенников в Mail.ru можно через форму на сайте.
Пожаловаться в официальные инстанции в Украине
В Украине вопрос о спаме частично регулируют нормы в законах «О рекламе», «О защите персональных данных», «О защите прав потребителей». Из-за отсутствия единого действующего закона, наказать в Украине спамера по закону практически невозможно.
Дело в том, что Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей принимает жалобу на спам только в том случае, если в заявлении указаны данные о нарушителе — юридическое название и форма собственности. Как вы понимаете, спамеры такие данные в письме не указывают, и узнать их обычному пользователю почти нереально.
Пожаловаться в официальные инстанции в России
В России спам-рассылку писем запрещает Кодекс РФ об административных правонарушениях (статья 14.3.) и Федеральный закон РФ «О рекламе» (статья 18, п. 1).
Жалобы на спам подают в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) и в Роскомнадзор.
Как подать жалобу в ФАС:
Как подать жалобу в Роскомнадзор:
Пожаловаться в инстанции по борьбе со спамом в других странах
В мире есть ассоциации и коалиции, которые помогают бороться со спамом. В США и Канаде со спамом борется объединение CAUCE — Coalition Against Unsolicited Commercial E-Mail. Подать жалобу можно в центре по борьбе со спамом.
Также в США действует Федеральная торговая комиссия — Federal Trade Commission. Она принимает заявки о спаме по email адресу spam@uce.gov или через форму на сайте FTC.
Сообщение о спаме в Европейском союзе нужно отправлять в организации каждой страны отдельно:
В Великобритании за соблюдением прав интернет-пользователей также следит организация ICO — Information Commissioner’s Offices. Заполнить жалобу можно на сайте.
Надеемся, что эта информация поможет вам защитить себя от спам-рассылок по электронной почте. А вдруг столкнетесь с навязчивыми или небезопасными письмами, вы будете знать, куда пожаловаться на спам и как отстоять свои права.
Мы уже писали, как отправлять рассылки, чтобы не попадать в черные списки и в папку «Спам». Просмотрите эти статьи и регистрируйтесь в SendPulse, чтобы поддерживать связь с клиентами и увеличивать продажи.
Что такое спам звонок на мобильный телефон – чем опасен для человека
Спам звонок на мобильный телефон – популярный вид навязчивой рекламы, которым пользуются многие организации и компании. Информация, распространяемая путем спам-рассылок и звонков, не имеет практической ценности. Следующие рекомендации позволят защититься от бесполезных предложений и снизить до минимума риск хищения конфиденциальных данных.
Что такое спам звонок
Несмотря на федеральный закон «О рекламе», запрещающий использовать телефонную связь в рекламных целях, для многих компаний телефонные звонки остаются приоритетным средством информирования населения о предлагаемых товарах и услугах. Для обхода запретов организации прибегают к различным хитростям и уловкам. К примеру, в пользовательское соглашение вносится пункт, согласно которому человек сам соглашается на рекламные SMS-рассылки и звонки.
Под спамом принято понимать массовую рассылку рекламного или информационного толка людям, которые не изъявляли своего желания получать подобные сообщения. Листовки в почтовом ящике или рекламные буклеты, оставленные под дворниками автомобиля во время отсутствия хозяина, также относятся к спаму. С развитием коммуникационных технологий основными способами распространения спама стали рассылки по социальным сетям, электронные письма и SMS-сообщения.
Согласно результатам недавних исследований, человек вынужден каждый месяц тратить не менее 30-45 минут своего времени на знакомство с ненужной информацией и удаление спама. Данные официальной статистики говорят о том, что свыше 75% нагрузки на почтовый трафик приходится на спам. Практическая польза от подобной информации отсутствует. Почтовые сервисы и мессенджеры постоянно внедряют новые инструменты борьбы с навязчивой рекламой в виде антиспам-фильтров.
Спам звонки являются разновидностью спама. Организации используют мобильные сети для распространения информации об услугах и товарах, а также для навязчивых предложений о способах, позволяющих быстро разбогатеть путем заработка или инвестиций. Телефонный спам опасен тем, что мобильные номера могут использоваться мошенниками с целью обмана граждан различными способами. В числе наиболее популярных вариантов «развода»: звонки из банка для уточнения реквизитов и другой конфиденциальной информации, позволяющей «увести» деньги со счета.
Существуют специальные программы, с помощью которых можно сделать имитацию голоса любого человека посредством небольшого фрагмента его речи. Таким образом, даже после короткого разговора с гражданином злоумышленники способны воспользоваться его голосом в корыстных целях. Спам звонки – основной инструмент киберпреступников, использующийся для сбора личных данных, логинов, паролей, банковских реквизитов и прочей конфиденциальной информации.
Как компании получают доступ к телефонным номерам
Добыча телефонных номеров для мошенников не вызывает особых затруднений. Приобрести базу телефонных номеров можно не только в даркнете, но и на досках объявлений вроде Avito. Многие люди облегчают работу злоумышленников, указывая персональные данные при оформлении cashback’а или дисконтной карты, а также размещая свои номера в открытом доступе в социальных сетях и на различных сайтах. Зачастую пользователи сами подписываются на рекламные рассылки, соглашаясь с условиями договора после невнимательного ознакомления.
Способы защиты от спама
Лучшая защита от спам звонков – предельная внимательность во время серфинга в сети. Стоит всегда читать пользовательские соглашения перед тем, как регистрироваться на очередном ресурсе, оформлять кешбек или дисконтную карту. В случае, если звонки уже поступают, пригодятся следующие способы защиты.
Блокировка номера
Блокировка номеров, с которых звонят мошенники или спамщики – простейший способ избавиться от навязчивой рекламы. Для этого потребуется:
В случае отсутствия подобной функции необходимо сохранить номер, после чего заблокировать абонента в «Телефонной книге».
Проверка номера
Если возник вопрос, от кого поступают входящие спам звонки – от сотрудников банка или мошенников, стоит воспользоваться телефонными справочниками, найти которые можно на просторах сети. В интернете масса списков и баз с опасными телефонными номерами, а также с отзывами посетителей о владельцах подозрительных номеров. Для поиска информации подходят такие сайты, как ktozvonit.org, cheinomer.ru и им подобные. Бороться со спамщиками проще сообща, поэтому стоит оставлять свои отзывы на специализированных ресурсах и пополнять базы данных номерами мошенников.
Приложения для защиты от спама и пакеты от операторов мобильной связи
Для борьбы со спамом можно установить на смартфон, работающий под управлением Андроид или IOS, специальное приложение блокировщик (к примеру, «Не бери трубку» или «Черный список»). Поскольку некоторые приложения требуют доступ к конфиденциальной информации, стоит внимательно подходить к выбору, читая отзывы перед установкой. Яндекс Алиса от российских разработчиков оснащена справочником, который включает в себя сомнительные номера злостных спамщиков. Приложение 2GIS имеет встроенный определитель номера, включить который можно следующим образом:
Операторы сотовой связи предлагают своим абонентам различные методы борьбы со спамщиками. Обычно подобные функции являются платными. Стоимость услуги «Черный список» варьируется в зависимости от регламента оператора:
Абоненты МТС могут отключить любую рекламу и спам за 1 рубль 50 копеек в день, услуга блокировки SMS-рассылок предоставляется бесплатно.
Как бороться со спамом
Спамщики нарушают сразу несколько законов: о персональных данных, о рекламе и о связи. Их нарушение чревато административной ответственностью, то есть штрафом. Компенсация может быть востребована только в случае причинения ущерба. К примеру, человек сильно разнервничался из-за спам звонков, что привело к проблемам со здоровьем. Для того, чтобы подать жалобу о незаконных звонках рекламного характера, нужно записать разговор на диктофон, после чего получить у своего мобильного оператора выписку с детализацией звонков.
На сайте Федеральной Антимонопольной Службы fas.gov.ru опубликован пошаговый алгоритм составления жалобы, касающейся незаконной рекламы. К жалобе нужно прикрепить диктофонную запись разговора со спамщиками и выписку с детализацией счета, выданную сотрудниками оператора мобильной связи. Для того, чтобы ускорить процесс рассмотрения дела, стоит добавить к тексту заявления соглашение о раскрытии тайны связи. Антимонопольная Служба обязана рассмотреть жалобу и дать ответ на нее в течение месяца.
Заключение
Для защиты от спам звонков на мобильный телефон можно воспользоваться одним из специальных предложений, черным списком или спам-блоком. Подавать жалобу на спамщиков, нарушающих административное законодательство, нужно через официальный сайт ФАС.
Надоели телефонные спамеры
Мне очень часто на мобильный телефон звонят какие-то люди и предлагают, например, научиться зарабатывать баснословные деньги. На вопрос, откуда взяли номер телефона, с детской непосредственностью отвечают, что купили базу номеров.
Номера, с которых они звонят, бывают и мобильные, и от специальных провайдеров телефонии. Пытался связаться с такими провайдерами, чтобы пожаловаться на звонки, — не отвечают.
Могу ли я как-то привлечь спамеров к ответственности? Они ведь даже не скрываются.
С уважением, Святослав.
Святослав, для начала нужно разобраться, что такое спам. Этим словом принято называть непрошеные рекламные сообщения, которые носят массовый характер.
В законе даже есть определение спама, но оно касается только электронных сообщений. А еще там есть нюансы, которые точно не подходят к звонкам и даже большинству рассылок от компаний и интернет-магазинов.
Нельзя сказать, что любая реклама является спамом, а тот, кто ее распространяет, — нарушитель закона и ваших прав. Реклама может быть вполне законной, даже по телефону. Если она вам неприятна или вы не хотели получать конкретное сообщение, это еще не значит, что позвонившего человека или компанию можно привлечь к ответственности. Но если вы точно не давали свой телефон или не соглашались на звонки с рекламными сообщениями, можно вести речь о нарушениях.
В любом случае у вас есть право отказаться от звонков и любой рекламы, даже если она законная.
Ответственность за спам по телефону
Так называемые спамеры могут нарушать сразу три закона: о связи, о рекламе и о персональных данных. За эти нарушения предусмотрена административная ответственность, то есть штраф. Эти деньги пойдут государству, а не вам.
Штраф зависит от того, что именно было нарушено и какое ведомство это контролирует. К вашей ситуации можно применить закон о рекламе и персональных данных. Со связью там все сложнее: в случае со звонками оператор вряд ли что-то нарушил.
Компенсацию в свою пользу можно отсудить, только если вам причинили ущерб. Например, из-за звонков вы попали в больницу или сильно переживали.
Как не попасться на удочку хакеров
Как можно рекламировать по телефону
Реклама по телефону допускается только с вашего согласия. Доказывать его наличие должны те, кто звонит или присылает смс. Вам может казаться, что вы никогда не соглашались на рекламу, но есть много способов получить это согласие незаметно. Так получается не потому, что от вас хотят что-то скрыть, а потому, что вы сами могли подписать согласие, не обратив на него внимания.
Например, согласие часто дают при оформлении дисконтной карты или при подписке на рассылку интернет-магазина. Обычно это предустановленная галочка в анкете или на сайте, которую легко не заметить. Вообще-то, это не очень правильно, потому что согласие должно быть осознанным и выраженным, но если в компании грамотный юрист, он все сделает правильно.
Согласие на предоставление справочной и рекламной информации может быть зафиксировано в договоре, который вы тоже могли сами подписать. В этом случае звонки будут законными.
Если вы уверены, что не давали согласия на рекламу, можно вести речь об ответственности для нарушителей.
Соблюдение закона о рекламе контролирует антимонопольная служба. Для этого ей нужно найти нарушителя, а вам — доказать, что факт рекламы был.
Кто говорит. Если вам звонит незнакомый человек, нужно узнать, кто он. Обычно спамеры произносят наименование компании в первые секунды звонка, когда внимание на разговоре еще не сосредоточено. Уточните, если плохо расслышали: «Повторите, пожалуйста, как называется компания, которую вы представляете?» Иногда жулики могут скрывать точное название и представляться просто как «брокерская компания». Вам нужно узнать точное наименование организации, не стесняйтесь переспросить.
Иногда звонит человек как физлицо и предлагает услуги от себя лично. В этом случае спросите его полное имя и откуда он узнал ваш номер. Но так как имя можно сказать любое, шансы привлечь к ответственности такого человека небольшие. Установите на телефон приложение для записи звонков — так вы будете уверены, что ничего не забудете. Кроме того, запись пригодится для подготовки жалобы на спамеров.
Как доказывать. Перед тем как заявлять о незаконной рекламе, запишите на диктофон телефонный разговор и получите у вашего оператора связи детализацию звонков. Это нужно, чтобы подтвердить факт звонка именно на ваш номер и наличие в нем рекламного сообщения. В этой записи нет нарушения, так как вы записываете свой же разговор. Это считается надлежащим доказательством.
Куда жаловаться. ФАС опубликовала порядок жалобы на незаконную рекламу. Следуйте этой инструкции, чтобы избавиться от навязчивых звонков и наказать нарушителей. Не спешите сразу писать жалобу. Это вы сделать всегда успеете. Возможно, все решит обращение к оператору связи или вам удастся узнать, что за компания заказала или распространяет рекламные сообщения.
ФАС проведет расследование и ответит на ваше обращение в течение 30 дней. Если незаконное распространение рекламы подтвердится, нарушителя оштрафуют.
Что с персональными данными
Любую относящуюся к вам информацию, например имя, номер телефона, адрес, можно собирать, использовать, хранить только с вашего разрешения. Обрабатывать эти сведения без согласия незаконно.
Но если вам звонят, это еще не значит, что нарушен закон о персональных данных. Как и с рекламными сообщениями, вы могли дать такое согласие во время оформления заказа, подписки на рассылку или регистрации на сайте или форуме.
Соблюдение закона о персональных данных контролирует Роскомнадзор. Отправить заявление о незаконной обработке персональных данных также можно на сайте Роскомнадзора. К нему тоже надо приложить детализацию звонков и запись разговора. Если выяснится, что нарушение все-таки было, за него могут оштрафовать.
До жалобы стоит обратиться в компанию, которая заказала звонки. Попросите исключить вас из базы и отзовите согласие на обработку персональных данных. Иногда этого вполне достаточно.
Есть ли смысл жаловаться
Есть смысл бороться за свои права и комфорт. Это можно делать разными способами. Иногда проще сменить телефон или заблокировать нежелательный номер. Кому-то хватает звонка рекламодателю или письма автору рассылки.
Но можно и написать жалобу — сейчас для этого даже не нужно никуда ходить. У каждого ведомства есть сайт и сервис для обращений.
Не думайте, что это бесполезно. В судебной практике есть пример, когда компанию оштрафовали за рекламу ее услуг по телефону на 100 тысяч рублей. Если вас действительно беспокоят звонки и вы не можете найти заказчика рекламы, действуйте. Это вполне может принести результат.
Как защитить себя от телефонного спама
Если вам надоели звонки и сообщения, но для жалоб нет времени и желания, установите приложение для блокировки рекламных номеров, например Who Calls. Оно не дает стопроцентной гарантии, но поможет уменьшить количество спама.
Заведите отдельный номер для регистрации на сайтах, а личный можно доверить только надежным компаниям, например своему банку, любимому фитнес-клубу и интернет-магазину, в котором постоянно делаете покупки. Никто не застрахован от покупки телефонных баз, но чем меньше мест, где вы оставляете личный номер, тем безопаснее.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.