Эстэо авто что это
Система ABS в машине: как она работает и как помогает при экстренном торможении
В современном автомобиле есть много систем, которые делают его более безопасным и помогают водителю им управлять.
Инженеры постоянно улучшают их и придумывают новые, уже есть машины с полноценным автопилотом. Но одной из первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов — ABS. Эта статья расскажет, какую проблему решает ABS, как она работает и почему может испугать.
Как работают тормоза современного автомобиля
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление жидкости в тормозной системе повышается. Через металлические трубки и шланги жидкость подходит к тормозным механизмам в колесах и вынуждает колодки прижиматься к тормозному диску или барабану.
Между педалью и колодкой в системе есть много устройств: главный тормозной цилиндр, распределяющий усилия между всеми колесами автомобиля, и вакуумный усилитель, который позволяет водителю давить на педаль с меньшим усилием.
Чем страшна блокировка колес при торможении
Если водитель нажимает на педаль достаточно сильно, то тормозного усилия хватит для полной блокировки колес: машина «пойдет юзом» — колеса остановятся, а автомобиль продолжит движение по инерции. На асфальте останутся яркие черные следы, на покрышках появится локальный износ: они могут сильно пострадать и даже прийти в негодность. Представьте себе, как изнашивается стирательная резинка — с шиной произойдет почти то же самое.
Если водитель продолжит давить на тормоз, то рано или поздно полностью потеряет контроль над автомобилем. С заблокированными передними колесами не получится изменить траекторию движения, даже если повернуть руль до упора. Такая ситуация опасна и для водителя, и для других участников движения. Система ABS борется именно с этим явлением: она предотвращает блокировку колес при торможении и позволяет сохранить контроль над автомобилем в момент экстренного торможения.
Курс о больших делах
Как устроена ABS
С 2004 года систему в обязательном порядке ставят на все новые автомобили, которые продают на территории Евросоюза, а с 2012 года такое правило заработало и в США.
Система состоит из нескольких элементов.
Датчики скорости вращения колес. Чтобы бороться с блокировкой колеса эффективно, система должна отслеживать эту скорость и срабатывать в нужный момент. За это отвечают специальные датчики, установленные на каждом колесе, а точнее — на ступице. Они отслеживают вращение по специальному магнитному кольцу.
На более старых машинах датчики могут быть импульсными и считывать скорость по специальным зубчатым кольцам, такой вариант менее точный. Полученную информацию датчики передают в блок управления ABS.
Блок управления — микросхема в специальном корпусе. На основе информации с датчиков блок управления ABS определяет, какое колесо близко к блокировке и где нужно уменьшить давление в тормозной системе.
Насос и клапаны — органы управления системы. При срабатывании системы участие водителя уже не требуется: с помощью открытия и закрытия клапанов, объединенных в одном корпусе, ABS уменьшает и увеличивает давление в тормозной системе до 20 раз в секунду. А значит, меняется тормозное усилие на колесах и они не блокируются. Насос ABS работает только в момент активации системы и позволяет быстро восстановить давление в системе.
Главная задача ABS
Благодаря этой системе колеса автомобиля не блокируются и водитель сможет им управлять, даже выжав педаль тормоза «в пол». Автомобиль с работающей ABS реагирует на поворот руля, пусть и с некоторой задержкой. Так можно избежать ДТП или минимизировать его последствия, а заодно снизить скорость и увернуться от препятствия.
Представим, перед водителем кто-то резко оттормаживается. Автомобиль без ABS пойдет по инерции строго прямо, как бы водитель не крутил руль. Автомобилем с ABS можно как-то управлять, и самое главное — тормозной путь будет сильно короче, а значит будет больше шансов не догнать чужую машину. Даже если это случится, повреждения будут менее критичными и за ремонт удастся заплатить гораздо меньше.
Но в некоторых случаях тормозной путь машины с ABS может быть длиннее. Например, если машина на летней резине зимой, если под колёсами песок, земля или неприкатанный снег.
Разные виды антиблокировочных систем, их развитие
Первые антиблокировочные системы были одноканальными и работали только на одной оси автомобиля: работали одновременно и одинаково влияли на оба колеса оси. Актуальные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый может работать независимо.
Дальнейшее развитие — дополнение, система распределения тормозных усилий (EBD). Она работает не только при экстренном торможении и контролирует распределение тормозных усилий задолго до блокировки колес. C EBD автомобиль стабилен при торможении, это особенно заметно, если под колесами разное покрытие. Например, если левые колеса на асфальте, а правые на льду, система поможет избежать заноса или сноса.
Если добавить в ABS и EBD датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, у машины появится система стабилизации. В зависимости от производителя автомобиля и возможностей ее называют ASR, ESP, DSC, VDC или как-то еще.
В основе лежит тот же принцип — система анализирует разницу в скоростях вращения колес, но не только. Блок управления системой также анализирует угол поворота руля, положение педалей газа и тормоза, поперечное ускорение и другие параметры. На основе этих данных одно или несколько колес могут притормозить благодаря клапанам в блоке ABS. Это поможет стабилизировать автомобиль и выйти из заноса.
Как пользоваться ABS и быть готовым к тому, что она сработает
Система не требует от водителя каких-то особых навыков. Он просто оценивает дорожную ситуацию и нажимает на педаль. Тем не менее ABS может испугать неопытного водителя: когда система работает на педали тормоза, будет сильная вибрация. Это работают насос и клапаны, которые регулируют давление в разных частях тормозной системы.
Автомобилем, у которого сработала ABS, управлять сложнее. Реакции на поворот руля очень замедленны и менее точны. Водителю нужно понимать, что при торможении с ABS рулить нужно с опережением. Если рядом нет других автомобилей или препятствий — поверните руль сильнее, чем при обычной езде.
Если ваш опыт вождения скромный, то лучше познакомиться с ABS заранее. Для этого подойдет пустая парковка или площадка с асфальтовым покрытием — эксперименты с ABS на неровных грунтовых дорогах и площадках не дадут нужного опыта. Выполните несколько экстренных торможений — резко нажимайте педаль тормоза до упора. Начните с торможения с 30 км/ч, потом увеличьте скорость. Помните о безопасности и ПДД.
Когда экстренное торможение по прямой будет уже понятным, попробуйте тормозить с ABS и маневрировать. Желательно повторить эти упражнения в разных погодных условиях: на сухом асфальте, на мокром и зимой, на снежном и ледяном покрытиях. Это не сделает вас профессиональным водителем, но даст понимание, как ведет себя автомобиль при резком торможении и чего ждать от системы ABS. Однажды эти знания могут спасти как минимум бампер.
Как работает трейд-ин
Как и зачем покупать автомобиль по трейд-ину
Трейд-ин — это система покупки, при которой покупатель отдает продавцу старый товар в зачет стоимости нового.
По трейд-ину можно купить автомобиль, промышленное оборудование, бытовую технику, смартфон и даже квартиру.
Расскажем, как все работает, на примере покупки автомобиля. Покупатель отдает продавцу свой старый автомобиль, а продавец засчитывает его стоимость и продает новый автомобиль со скидкой. По сути, трейд-ин — это обмен старой машины на новую с доплатой.
По трейд-ину можно купить новый или подержанный автомобиль, за наличные или в кредит. В последнем случае старый автомобиль пойдет в зачет первого взноса за новый.
Все действия продавца и покупателя основываются на гражданском кодексе.
Условия программы трейд-ина
Условия программы такие: покупатель получает новый автомобиль и взамен отдает автосалону свой старый, но с доплатой. Размер доплаты определяет автосалон, и он зависит от марки, модели, возраста и состояния старого автомобиля.
Условия различаются у разных дилеров. Например, дилер может принимать автомобили только своей марки или все подряд.
Некоторые дилеры принимают автомобили до определенного возраста. Например, «Мазда» принимает автомобили в трейд-ин собственной марки или премиум-марок не старше 5 лет, других, в том числе российского производства, — не старше 10 лет.
Другие, например «Рено», — вне зависимости от возраста.
На каждый новый автомобиль скидка предоставляется только один раз. Нельзя сдавать несколько автомобилей в счет покупки одного.
Хотите купить машину?
Требования к автомобилю
Требования к машине у дилеров тоже могут различаться. Но вот основные:
Автомобили в залоге, неисправные, битые в трейд-ин не принимают. Старый автомобиль должен быть таким, чтобы его можно было продать кому-то еще.
Необходимые документы
Список необходимых документов лучше уточнить в автосалоне, в котором вы планируете купить новое авто. Этот список может различаться, но вот что требуют обычно:
Договор купли-продажи составляют два раза. Первый — для передачи старого автомобиля салону, второй — для покупки нового из салона.
По первому договору автосалон выкупает подержанный автомобиль у покупателя, а по второму продает ему новый.
В итоге после сделки у покупателя на руках будет три документа:
По договору мены стороны договариваются передать в собственность один товар в обмен на другой — подержанный автомобиль за новый. Поскольку у обмениваемых авто разная стоимость, в договоре мены указывают сумму и порядок доплаты за новый автомобиль.
Как купить авто по трейд-ину
Последовательность действий при покупке автомобиля по трейд-ину следующая:
Но перед тем как отдавать автомобиль на диагностику, уточните в автосалоне, сколько она стоит. Автосалон может брать за диагностику и оценку старого автомобиля деньги или делать их бесплатно.
Меры предосторожности при обмене. Перед подписанием договора с автосалоном нужно убедиться, что вы подписываете договор купли-продажи или мены, а не договор оказания услуг, например по поиску покупателя вашей машины. Особое внимание обратите на текст, напечатанный мелким шрифтом.
В договоре купли-продажи проверьте, что в графе «покупатель» стоят данные автосалона, а не пробелы.
Если вы подпишете договор об оказании услуг, автомобиль останется в вашей собственности и все налоги и штрафы за него придется платить вам — несмотря на то, что автомобиль стоит в салоне и вроде бы уже не ваш. Это законно.
Прием автомобиля
Сначала автосалон принимает автомобиль для диагностики и оценки, затем — для дальнейшей продажи. При диагностике автосалон оценивает техническое состояние автомобиля и составляет протокол или другой документ. Иногда отдельный документ вообще не составляют: оценщик говорит, сколько стоит автомобиль, а менеджер вписывает эту сумму в договор.
После оценки вы согласовываете стоимость старого и доплату за новый автомобиль. Если все в порядке, заключаете договор, по условиям которого старый автомобиль становится собственностью автосалона, а новый — вашей.
Как производится оценка авто
Автосалон производит оценку старого автомобиля по следующим критериям:
Автосалону выгодно оценить авто ниже, чем есть на самом деле. Но в данном случае это плата за скорость проведения сделки. Продавцу не нужно искать покупателя, тратить время на показы и оформление сделки: все это он делает один раз — в салоне.
Рассчитать примерную стоимость старого автомобиля можно с помощью специального калькулятора. Далее — сравнить предложения автосалонов и выбрать более выгодное.
Почему между рыночной и оценочной стоимостью такая разница. Автосалон проводит диагностику автомобиля, при необходимости — мелкий ремонт и химчистку. На все это он тратит время и материалы. Еще автосалон точно не знает, когда автомобиль купят, и берет на себя обязанность содержать его и рекламировать.
Можно ли ускорить проведение сделки
Сделка по трейд-ину и так довольно быстрая: продать старую машину и купить новую можно за один день.
Ускорить сделку может обращение в автосалон, в котором вы купили старый автомобиль, или в тот, где продаются автомобили той же марки. В первом случае автосалон может не взять денег за диагностику. Но это не точно — нужно уточнить в салоне.
Сделка пройдет быстрее, если принесете с собой все необходимые документы сразу.
Но лучше не торопиться и изучить несколько предложений автосалонов, спросить, сколько стоит оценка и как быстро ее делают. Где-то оценка будет платной, где-то — бесплатной.
Программы производителей
У каждого производителя своя программа трейд-ина — могут различаться условия и сроки действия.
«Рено» принимает в трейд-ин автомобили, которые находятся в собственности не менее 6 месяцев. Старый автомобиль может быть любой марки и года выпуска, но он должен быть полнокомплектным и оформленным на вас. На каждый новый автомобиль, участвующий в программе, производитель предоставляет скидку только один раз — нельзя сдать несколько автомобилей в счет покупки одного.
«Хендай» тоже принимает в трейд-ин автомобили, которые в собственности не менее 6 месяцев. Идентификационный номер должен быть неповрежденным и совпадать с информацией в паспорте технического средства. Старый автомобиль не должен быть в залоге, а его реальный пробег должен совпадать с показаниями одометра на панели приборов.
Выбор между трейд-ином и утилизацией
Трейд-ин и утилизация — разные вещи. В трейд-ин сдают автомобили в хорошем состоянии, для дальнейшей перепродажи. В утилизацию — в плохом, для переработки.
В России работает специальная государственная программа. По ее правилам можно сдать старый автомобиль в утилизацию и получить сертификат на покупку нового. Сдать авто можно в государственном или частном пункте приема автомобилей. После утилизации нужно снять транспортное средство с регистрационного учета — в ГИБДД или на госуслугах.
Кому выгоден трейд-ин
Программа может быть выгодна и продавцу и покупателю. Продавцу выгодно купить старый автомобиль по заниженной стоимости, чтобы перепродать его дороже и заработать на разнице. Для покупателя выгода в том, что не нужно тратить время на продажу старого автомобиля.
Преимущества и недостатки трейд-ина
Преимущества трейд-ина следующие:
Недостатков только два:
Жесткость кузова автомобиля
На кузов автомобиля постоянно действуют различные силы, среди них и воздействие дороги и инерция и боковой ветер и т.д. Понятно, что далеко не каждое воздействие он может выдержать достаточно успешно. Для владельцев отечественных автомобилей знакома, например такая ситуация, когда после длительной стоянки на неровной поверхности в ситуации, например постановки автомобиля на домкрат начинает заклинивать двери. Для качественно изготовленного автомобиля, например, важна поэтому такая характеристика, как жесткость на скручивание, в случае если этот показатель недостаточен, то автомобиль достаточно быстро изнашивается и теряет управляемость.
Такая характеристика как жесткость кузова напрямую зависит от его типа. Самыми устойчивыми в этом плане являются купе и хэтчбеки. Их форма позволяет относительно легко противостоять нагрузкам на изгиб при прохождении поворотов. К наименее жестким относятся универсалы и микроавтобусы. При эксплуатации автомобиля с недостаточной жесткостью в первую очередь страдают передняя и задняя подвески, это происходит по причине размягчения металла в местах, где прикрепляются рычаги подвески. Кузов разрушается, начиная со сварочных швов, затем в этих местах появляются очаги коррозии, которые затем начинают расширяться все дальше и дальше.
Измеряется крутильная жесткость кузова в ньютон-метрах на градус (Нм/град.). Чем выше эта величина, тем меньше деформируется кузов от приложенной скручивающей нагрузки. Например, для автомобилей с рамной конструкцией жесткость на скручивание была невелика и редко превышала 4000 Нм/град. Несущие кузова легковых автомобилей 60—90-х годов были уже жестче — нормой считались величины 5000—10000 Нм/град. Но современные высочайшие требования к управляемости и пассивной безопасности заставляют автомобильных инженеров идти на всяческие ухищрения. Кузова автомобилей последнего поколения разрабатывают с помощью компьютерной оптимизации, а в производстве используют особо прочный металл, лазерную сварку и клееные соединения. Поэтому в технических описаниях таких машин, как Volvo, Mercedes-Benz или BMW, с гордостью упоминается о жесткости кузова свыше 20000 Нм/град.!
Интересно, как на этом фоне выглядят отечественные автомобили? Жесткость кузовов большинства вазовских машин — это и вся «классика», и все серийные переднеприводные модели — лежит в пределах 6000—8000 Нм/град. То есть гордиться вазовцам особо нечем.
Коффердам, что это?
В настоящее время поход в стоматологию перестал быть для пациентов чем-то опасным и пугающим. Технологии прогрессируют, материалы совершенствуются год от года. В первую очередь акцент делается на их безопасности, удобстве для пациента и доктора, а также стерильности использования.
Одно из стоматологических изделий, которое разработано и применяется с целью улучшения качества оказываемых услуг – это так называемая защитная резиновая завеса. Её ещё называют коффердам, оптидам, раббердам, но суть от этого не меняется, речь во всех случаях идёт об одном и том же приспособлении. Завеса представляет собой латексный пластичный материал, в котором проделываются отверстия в месте, требующем стоматологического вмешательства. Предварительно завеса натягивается на полость рта пациента и фиксируется определённым образом.
Использование коффердама в первую оче
редь помогает изолировать рабочую область от остальных зубов, предотвращает попадание лекарств на здоровую слизистую вокруг и не допускает проникновение слюны в рабочую область. Врач благодаря этому может всё своё внимание уделить одному или нескольким зубам, требующим лечения, обеспечивается стерильность и сухость рабочей области.
Сам коффердам может отличаться по толщине материала и его выбор зависит от предпочтений докто
ра или проблемы, с которой обратился пациент. Экстра толстая латексная завеса позволяет добиться полной герметизиции рабочей зоны.
Резиновая завеса также прекрасно выполняет и защитную функцию, оберегая пациента от случайных повреждений полости рта, губ и внутренней поверхности щёк. Также исключается случайное проглатывание медикаментов, попадание зубной пыли или осколков зуба в дыхательные пути, ведь они просто не могут попасть в полость рта при использовании раббердама. Всё это помогает легче перенести процедуру, сделать её более комфортной.
К сожалению, людям с аллергическими реакциями на латекс, резину или тальковое напыление придётся отказаться от использования раббердама. Трудности с носовым дыханием также могут препятствовать применению раббердама, ведь дыхание через рот блокируется при его установке.
Покупаем автомобиль без допов: остались ли на рынке честные дилеры с хорошими машинами?
Как всем известно, купить сегодня машину без навязанного дилерами дополнительного оборудования на сотни тысяч рублей практически невозможно. Вроде бы с этим все смирились, но письмо в редакцию от Евгении затронуло нас за живое. В нём было столько боли, что мы решили проверить: неужели дилеры всех производителей потеряли остатки совести и пользуются дефицитом чипов совсем нагло? И мы с Евгенией поехали искать машину без допов. Но начнём с начала – с письма.
«Неужели никто?»
Полностью приводить текст письма не стану: есть там некоторое количество упрёков в адрес дилеров, желающих стать сверхбогатыми путём продажи вместе с машинами ковриков за восемь тысяч рублей и сеточки перед радиатором за пять. Не будем тыкать пальцем в конкретные компании, но многие из вас знают, что с дополнительным оборудованием сейчас творится настоящее мракобесие. Цены на машины растут сами по себе, так ещё и купить без допов их практически невозможно.
Евгения как раз с этой проблемой и столкнулась. Как человек разумный и не желающий удовлетворять аппетиты бесстыдно взалкавших дилеров, она обратилась к нам. Может быть, мы можем как-то повлиять на дилеров или найти какой-то другой путь покупки автомобиля? Увы, если бы мы могли влиять на дилеров, мы бы давно повлияли. Так что пусть остаётся один: выяснять, все ли они продали душу дьяволу за защиту картера или остались ещё на нашем рынке честные продавцы.
Дело осложняется тем, что бюджет покупки должен быть не самым большим (самый край – два миллиона, но лучше всё-таки полтора), а требования к машине достаточно серьёзные. Это обязательно должен быть кроссовер, у него должны быть подогревы сидений, руля, зеркал. Обязательно – две педали и максимально достойная динамика в этом бюджете. И, конечно же, есть свои довольно высокие требования к гарантии. Мда, придётся искать.
Наиболее популярные кроссоверы сразу из поиска выпали. Даже в базовой комплектации они стремятся перешагнуть рамку нашего бюджета, а учитывая навязанные дилерами опции, цены перешагивают рамку не только бюджета, но и приличия.
Довольно быстро выяснилось, что без «допов» можно купить машину у дилеров Chery. По крайней мере по телефону нам обещали ничего не навязывать, а что получилось на самом деле – расскажу чуть позже. Но сначала посмотрим, что за машину можно купить за эти деньги.
В наш бюджет отлично вписался Tiggo 4. «Ха-ха», – скажут некоторые. – «Это же «китаец»! Зачем он нужен?». Ну давайте попробуем обойтись без стереотипного мышления. Сейчас считать китайский автомобиль безусловным злом может только тот, кто до сих пор верит в то, что Гагарина забрали инопланетяне, Пресли с Джексоном отдыхают на острове в Тихом океане, а Кеннеди убили сотрудники кровавого КГБ. Прошли те времена, когда Амулет аннигилировал в первую зиму, а Солано после покупки надо было доработать молотком. К тому же мы ради интереса как-то смотрели, как сохранился Tiggo 5 при пробеге за сто тысяч километров, и ничего плохого там не увидели.
С тех пор прошло много времени, и автомобили Chery стали ещё лучше. В плане комфорта и качества сборки они ничем не уступают многим другим, а в плане количества опций и дизайна они, по-моему, вообще впереди планеты всей. Впрочем, что касается дизайна, это вопрос к Евгении. Чувство прекрасного у неё развито очень сильно, так что оставим оценить этот параметр ей. А ей Tiggo 4 понравился. Стереотипными мышлением Евгения не страдает, так что никаких безосновательных страхов относительно Chery у неё нет. В общем, можно съездить в автосалон и посмотреть, продадут ли нам эту машину без «допов» и какую комплектацию мы можем себе позволить.
Муки выбора
Итак, какие варианты у нас есть? У Tiggo 4 есть несколько исполнений, так как выбор моторов и коробов и вариантов их сочетаний неожиданно богатый. Будем в нём разбираться.
Самая простая комплектация называется незамысловато – Base. Под капотом у неё стоит 1,5-литровый атмосферный мотор SQRE4G15B мощностью 113 л.с., коробка передач – пятиступенчатая механика. Перейдём сразу к начинке, которая для базы здесь очень даже приятная. Весь список выкладывать не будем (он очень длинный, и кому интересно, может посмотреть на сайте Chery), но некоторые «вкусняшки» назвать стоит. Тут есть 16-дюймовые литые диски, рейлинги на крыше, электрозеркала с подогревом, светодиодные ДХО, задний парктроник, система контроля давления в шинах, обогрев передних сидений, складная спинка сиденья второго ряда (60/40), рулевая колонка с регулировкой по высоте в двух направлениях, кондиционер, передние и задние электростеклоподъемники, 3,5-дюймовый монохромный экран с бортовым компьютером в панели приборов, USB-разъем и очень много электронных ассистентов, начиная от ABS и ESP и заканчивая системами помощи при экстренном торможении, помощи при старте в гору и даже системой снижения вероятности опрокидывания. Ну а самое главное – за всё это надо заплатить всего 1 139 900 рублей. А это, между прочим, дешевле, чем некоторые отечественные автомобили с механической коробкой (обещал никого не называть – и не буду: наверное, сами догадаетесь, о ком идёт речь). Заманчиво, но вернёмся с пожеланиям Евгении: побольше «лошадей» и обязательно – две педали.