естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество

Социальные теории Нового времени

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Уже в XVII веке возникают принципиально новые социальные теории, проводящие четкое различие между понятиями «общество» и «государство». Происхождение государства объясняется в них естественными причинами.

Особое значение приобретает теория общественного договора, развивавшаяся Т.Гоббсом, Д. Локком и Ж.-Ж. Руссо.

Социально-политические взгляды Гоббса содержатся в заключительной работе его философской системы «О гражданине» и в трактате «Левиафан».

Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все». Это не является причиной факта, «что естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война всех против всех». В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей. Она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Но так как общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это «согласие между людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно», то необходимо, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Единственным путем, ведущим к созданию такой власти, Гоббс считает передачу всей «власти и силы» единственному человеку или группе людей. Такая «общественная власть» должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой. «Отрекаюсь от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же, как я, уполномочишь их на все и признаешь их действия своими. Когда же так станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую общность, общину, государство, по-латыни civitas. Так родился этот великий Левиафан. ». Так понимает Гоббс возникновение государства. Государство ставит на место законов природы законы общества. Этим оно, собственно, ограничивает естественные права (договор, на основе которого возникает государство) гражданским правом. Гражданские права являются не чем иным, как естественными правами, перенесенными на государство. А так как естественные права (а это значит права человека в естественном состоянии) были неограниченны, неограниченны и права государства, и обязательность гражданские законов.

Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки «естественного состояния» и все споры и беспорядки.

По отношению к носителю верховной государственной власти (суверену) Гоббс различает три вида государства: «первый, когда власть у собрания и когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией; второй, когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет голос, называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается только у одного, именуется монархией». Из этих форм государства наилучшей Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, он должен заботиться и о развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.

Социально-политические воззрения Гоббса являются не только концептуализацией его политических симпатий, но и попыткой найти естественное объяснение обществу и государству в духе механистического есстествознания его времени. По своим взглядам на государство, общество и право он принадлежит к представителям теории общественного договора в объяснении возникновения государства и естественных правовых концепций.

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были весьма

прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и XVIII столетий.

Дж. Локк, развивавший теорию общественного договора, является защитником конституционной монархии. Он решительно отвергает концепцию абсолютизма Гоббса.

В своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества, как и Гоббс. Но это естественное состояние не является «войной всех против всех». Наоборот, это «состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является взаимной, один имеет не больше, чем другой». Это состояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо. Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе».

Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому и власть правителя, полученная им на основе договора путем отречения подданных от

«естественных прав», не может быть абсолютной. Всегда, по крайней мере, она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.

Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о разделении власти. Они изложены, в частности, в его работе «Два трактата о правлении», где он различает власть «законодательную», «исполнительную» и «федеративную». Его обоснование разделения «законодательной» и «исполнительной» власти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии.

Если Гоббс отказывает подданным в праве обсуждать действия «суверена», то Локк считает наоборот. «Договор» возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Поэтому, если суверен (правитель) нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора. Воззрения Локка на характер общественного договора по сравнению со взглядами Гоббса представляют значительный прогресс.

Самый радикальный вариант теории общественного договора был разработан французским просветителем Ж.–Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре».

Согласно Руссо, богатые и бедные заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира.

когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от

других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое общество представляется Руссо идеалом, к которому прийти в перспективе нельзя, но к

которому можно вновь вернуться. В этом естественном состоянии все были

Руссо считает, что прямым следствием возникновения частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние общества сменилось, таким образом, «ужаснейшим состоянием вражды».

«Сувереном», единственным правителем общества, возникающего на основе «общественного договора», Руссо считает «объединенный народ». Только такой суверен выгоден всем, он является гарантом правильного и полезного развития всех членов общества. Верховная власть «объединенного народа» не нуждается, согласно Руссо, ни в каких гарантиях, так как «невозможно, чтобы тело желало вредить всем своим членам».

Важную роль в рассуждениях Руссо играет понятие «воля». Он говорит, что «силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь общая воля». Общественные путы образуют то, что является общим и в противоречивых интересах индивидов. Поэтому Руссо не ставит знака равенства между «общей волей» и «волей всех»: «Между волей всех и общей волей часто существуют большие различия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс и минус, которые взаимно противоположны, остается как итог различий общая воля». В общественном договоре Руссо ищет также и реализацию свободы: «С общественным договором теряет человек свою собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на все, что он имеет». Гражданская свобода, которую человек обретает посредством общественного договора, является, по Руссо, свободой высшего типа по сравнению со свободой естественной, «ибо побуждение лишь одних желаний является рабством, но послушание закону, который мы сами установили, является свободой».

Руссо принадлежит к представителям наиболее прогрессивного течения социальной мысли своего времени, особенно сильно повлиявшего на идеологию Великой Французской революции.

Философия Нового времени является эпохой становления классического типа научной рациональности, что способствует становлению научного естествознания и оформлению естественных наук как самостоятельных дисциплин. Закладываются в это время и основы социальных наук, т.к. исследуются естественные причины возникновения государства и условия существования человека в нем, формируются представления о свободе, правах человека, гражданском обществе, разделении властей.

Источник

Естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех (Томас Гоббс)

В данном изречении великий английский философ-материалист размышляет об огромной роли общества в жизни всех людей. Гоббс обращает наше внимание на то, что альтернативой общественным отношениям является лишь хаос и беспощадная конкуренция всех со всеми.

Я хотел бы согласиться с этим высказыванием Гоббса, поскольку тоже считаю объединение людей в общество главным фактором возникновения и распространения порядка, законности, морально-этических норм. До этого, в первобытную эпоху, всё решалось преимущественно по одному принципу – «кто сильнее, тот и прав».

естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Смотреть фото естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Смотреть картинку естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Картинка про естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Фото естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество

Рассмотрим теоретические аспекты этой известной цитаты из классика. Общество – это обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с нею часть материального мира, состоящая из индивидуумов, которые обладают волей и сознанием, а также включает в себя способы взаимодействия людей, формы их объединения. Общество является динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системой, которая и при серьёзных изменениях сохраняет свою сущность и качественную определённость.

Война, в широком смысле данного слова, – это состояние вражды между кем-либо; ссора; конфликт; борьба. Первобытность – это самый долгий период в истории человечества, занимающий 98% всей истории человечества. До объединения в общество, а затем и в государства господствовали родо-племенные отношения. Люди, подобно диким животным, жили в постоянной борьбе за существование и в конкуренции друг с другом.

Одна из лучших художественных книг о первобытной эпохе – это «Борьба за огонь» Жозефа Рони-старшего. В этом романе автор описал бескомпромиссную борьбу древних людей за выживание, убедительно показал то, что до образования общественных отношений они были обречены на «войну всех против всех». По сюжету книги, первобытное племя жестоко пострадало от внезапного нападения другого племени. Они потеряли не только многих людей, но и огонь – бесценный источник тепла, света, приготовленной пищи, защиты от хищных зверей. Воинам из этого племени приходится пуститься в опасный путь, чтобы вновь добыть огонь: украсть или отнять его у кого-нибудь другого (добывать его искусственно люди тогда ещё не умели). Для решения этой задачи им приходится применить и силу, и ловкость, и смекалку.

естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Смотреть фото естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Смотреть картинку естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Картинка про естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество. Фото естественным состоянием людей раньше чем они вступили в общество

Классический фильм о первобытных людях – «Миллион лет до нашей эры» (1966). Он также демонстрирует их постоянную борьбу за существование среди опасной доисторической фауны и вражду племён друг с другом. Молодой человек, изгнанный из своего племени из-за драки с отцом, вынужден скитаться в поисках нового пристанища и подвергаться огромному количеству всевозможных опасностей.

Таким образом, подытожить свои рассуждения мне хотелось бы следующим выводом. До объединения в общество и выработки единых морально-этических правил люди действительно жили в условиях постоянной «войны всех против всех», и это было их естественным состоянием.

Источник

Семь лекций по истории социологии (6 стр.)

Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, или общество обществ, была продолжена и развита европейским средневековьем.

В средневековой Европе понятие общества носило прежде всего конфессиональный характер; оно относилось главным образом к католической церкви и ее приверженцам. Кроме того, обществом считались сельская община, городская коммуна, цех, корпорация.

Таким образом, общество в средневековой Европе понималось преимущественно как наднациональная и вненациональная сущность. Только с XVII в. в связи со становлением и развитием наций понятие «общество» все в большей степени сближается, ассоциируется и отождествляется с нацией и национальным государством. Так, французский теолог, философ и историк Боссюэ (1627–1704), выводя из Священного Писания принцип, согласно которому «человек создан, чтобы жить в обществе», утверждал: «Человеческое общество может рассматриваться двумя способами. Либо оно охватывает весь человеческий род как одну большую семью. Либо оно ограничивается нациями или народами, состоящими из множества отдельных семей, каждая из которых обладает своими правами. Общество, рассматриваемое в этом последнем смысле, называется гражданским обществом. Его можно определить, соответственно тому, что было сказано, как общество людей, объединившихся под властью одного правительства и одних законов» [4, 50–51].

XVII–XVIII века в Европе отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора. Эти теории, истоки которых лежат еще в античности, опирались на представление о различии между естественным состоянием (status naturalis) и гражданским состоянием (status civilis) человека. Общественный договор они рассматривали как своего рода гипотетическое или подразумеваемое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из первого состояния во второе или же из «естественного» общества в «гражданское».

Общественный договор выступал в качестве нового способа обоснования легитимности государственной власти, взамен или в дополнение к старому, основанному на представлении о ее божественном происхождении. Подлинное общественное состояние при этом часто отождествлялось с государственным, настоящим обществом считалось именно государство; по выражению одного исследователя, общественный договор следовало бы назвать государственным договором.

Теории общественного договора были чрезвычайно разнообразны. Они по-разному трактовали и естественное состояние, и общественный договор как форму перехода в состояние гражданское. Поэтому среди создателей и сторонников этих теорий встречаются представители обеих отмеченных традиций в объяснении происхождения общества и сущности социальности. Представители первой традиции вслед за Аристотелем считали, что естественное состояние человека в то же время является его общественным состоянием. Сторонники договорной теории, следовавшие этой традиции, рассматривали общественный договор как продолжение тенденции, уже существовавшей в естественном состоянии, как переход от одной ступени социальности к другой, более высокой, основанной на государственной власти и юридических законах. Такой позиции придерживался, например, сам родоначальник учения об общественном договоре, голландский политический мыслитель и правовед Гуго Граций (1583–1645).

Тем более отмеченной традиции следовали противники теории общественного договора, для которых общественное состояние было тем же естественным и, стало быть, не требовало никакого договора. Например, такой известный противник этой теории, как Вольтер (1694–1778), заявлял в полемике с немецким просветителем С. Пуфендорфом (1632–1694), что он поверит в нее только тогда, когда увидит первый договор.

Еще до Гроция и Вольтера социальность как естественное состояние рассматривал французский политический мыслитель Жан Боден (1530–1596). Такого же взгляда придерживались английский философ и теолог Ричард Камберленд (1631–1718), итальянский философ Джамбаттис-та Вико (1668–1744), французские философы Г. Рейналъ (1713–1796) и Кондорсе (1743–1794) и др.

1) стремление жить в мире с другими; 2) стремление добывать себе пищу; 3) просьба, обращенная одним человеком к другому; 4) желание жить в обществе [5,166].

Монтескье внес важный вклад в понимание сущности социальной реальности. Он отвергал позицию социального номинализма и в то же время не был социальным реалистом. Монтескье подчеркивал взаимосвязь и взаимодействие между индивидами в качестве признака социальности, выразив это в формуле: «Общество есть союз людей, а не сами люди» [там же, 276].

Согласно Гоббсу, «естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех» [6, 291]. Поскольку люди в естественном состоянии равны, эта война не может окончиться ничьей победой. Такое состояние, в котором «все позволено всем» [там же, 292], не может быть благом для человека. Поэтому он, стремясь к самосохранению, в силу опять-таки «естественной» необходимости заинтересован в прекращении взаимной вражды и установлении мира. Но как его достичь?

Источник

6. Социальные теории Нового времени

Уже в XVII веке возникают принципиально новые социальные теории, проводящие четкое различие между понятиями «общество» и «государство». Происхождение государства объясняется в них естественными причинами.

Особое значение приобретает теория общественного договора, развивавшаяся Т.Гоббсом, Д. Локком и Ж.-Ж. Руссо.

Социально-политические взгляды Гоббса содержатся в заключительной работе его философской системы «О гражданине» и в трактате «Левиафан».

Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все». Это не является причиной факта, «что естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война всех против всех». В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей. Она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Но так как общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это «согласие между людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно», то необходимо, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Единственным путем, ведущим к созданию такой власти, Гоббс считает передачу всей «власти и силы» единственному человеку или группе людей. Такая «общественная власть» должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой. «Отрекаюсь от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же, как я, уполномочишь их на все и признаешь их действия своими.

Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки «естественного состояния» и все споры и беспорядки.

По отношению к носителю верховной государственной власти (суверену) Гоббс различает три вида государства: «первый, когда власть у собрания и когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией; второй, когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет голос, называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается только у одного, именуется монархией». Из этих форм государства наилучшей Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, он должен заботиться и о развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.

Социально-политические воззрения Гоббса являются не только концептуализацией его политических симпатий, но и попыткой найти естественное объяснение обществу и государству в духе механистического есстествознания его времени. По своим взглядам на государство, общество и право он принадлежит к представителям теории общественного договора в объяснении возникновения государства и естественных правовых концепций.

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были весьма

прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и XVIII столетий.

Дж. Локк, развивавший теорию общественного договора, является защитником конституционной монархии. Он решительно отвергает концепцию абсолютизма Гоббса.

В своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества, как и Гоббс. Но это естественное состояние не является «войной всех против всех». Наоборот, это «состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является взаимной, один имеет не больше, чем другой». Это состояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо. Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе».

Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому и власть правителя, полученная им на основе договора путем отречения подданных от

«естественных прав», не может быть абсолютной. Всегда, по крайней мере, она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.

Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о разделении власти. Они изложены, в частности, в его работе «Два трактата о правлении», где он различает власть «законодательную», «исполнительную» и «федеративную». Его обоснование разделения «законодательной» и «исполнительной» власти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии.

Если Гоббс отказывает подданным в праве обсуждать действия «суверена», то Локк считает наоборот. «Договор» возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Поэтому, если суверен (правитель) нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора. Воззрения Локка на характер общественного договора по сравнению со взглядами Гоббса представляют значительный прогресс.

Самый радикальный вариант теории общественного договора был разработан французским просветителем Ж.–Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре».

Согласно Руссо, богатые и бедные заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, которая должна быть гарантом справедливости и мира.

когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит от

других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое общество представляется Руссо идеалом, к которому прийти в перспективе нельзя, но к

которому можно вновь вернуться. В этом естественном состоянии все были

Руссо считает, что прямым следствием возникновения частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние общества сменилось, таким образом, «ужаснейшим состоянием вражды».

«Сувереном», единственным правителем общества, возникающего на основе «общественного договора», Руссо считает «объединенный народ». Только такой суверен выгоден всем, он является гарантом правильного и полезного развития всех членов общества.

Важную роль в рассуждениях Руссо играет понятие «воля». Он говорит, что «силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь общая воля». Общественные путы образуют то, что является общим и в противоречивых интересах индивидов. Поэтому Руссо не ставит знака равенства между «общей волей» и «волей всех»: «Между волей всех и общей волей часто существуют большие различия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс и минус, которые взаимно противоположны, остается как итог различий общая воля». В общественном договоре Руссо ищет также и реализацию свободы: «С общественным договором теряет человек свою собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на все, что он имеет». Гражданская свобода, которую человек обретает посредством общественного договора, является, по Руссо, свободой высшего типа по сравнению со свободой естественной, «ибо побуждение лишь одних желаний является рабством, но послушание закону, который мы сами установили, является свободой».

Руссо принадлежит к представителям наиболее прогрессивного течения социальной мысли своего времени, особенно сильно повлиявшего на идеологию Великой Французской революции.

Философия Нового времени является эпохой становления классического типа научной рациональности, что способствует становлению научного естествознания и оформлению естественных наук как самостоятельных дисциплин. Закладываются в это время и основы социальных наук, т.к. исследуются естественные причины возникновения государства и условия существования человека в нем, формируются представления о свободе, правах человека, гражданском обществе, разделении властей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *