Эстетические взгляды чернышевского и их отражение в романе что делать

Воплощение в романе Чернышевского «Что делать» идеологических и эстетических взглядов автора.

«Что делать» – во главе угла автор формулирует тезис, для разрешения которого поднимает ряд следующих жгучих чисто позитивистских проблем:

— как осуществить социально-политическое переустройство общества с целью сделать людей более счастливыми, и ответ мы находим в истории жизни Рахметова и в последней шестой главе «Перемена декораций»;

— как нравственно и психологически перестроить человека, и в этом смысле интересен факт отношений Лопухова и Кирсанова, развитая Чернышевским в романе «теория разумного эгоизма», а также беседы автора с читателями и героями, рассказ о швейных мастерских Веры Павловны и о значении труда в жизни людей;

— проблему усовершенствования условий труда, как необходимого условия развития гармоничной инициативной личности;

— проблему эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали Чернышевский раскрывает в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника ( Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов ), а также в первых трёх снах Веры Павловны;

— и, наконец, философско-пророческая концепция будущего Чернышевского как заключительная стадия всех нравственных и этических преобразований человека на пути к светлой и прекрасной жизни, развёрнута автором в четвёртом сне Веры Павловны.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Воплощение в романе Чернышевского «Что делать» идеологических и эстетических взглядов автора.

Воплощение в романе Чернышевского «Что делать» идеологических и эстетических взглядов автора.

Воплощение в романе Чернышевского «Что делать» идеологических и эстетических взглядов автора.

Источник

Н. Г. Чернышевский (1828—1889)

Эстетическая теория и роман «Что делать?»

Опору для своих утилитарно-общественных взглядов на искусство радикальные критики нашли в теоретических трактатах, литературных статьях и художественных произведениях Чернышевского. Представление о сущности искусства было изложено Чернышевским в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности».

С точки зрения Чернышевского, не «идея» прекрасного и вообще не прекрасное в искусстве является критерием и образцом прекрасного, а сама жизнь и прекрасное в природе, в жизни. Чернышевского не смущает то, что в жизни очень редко встречаются образцы истинно прекрасного. Само же искусство есть более или менее адекватное подражание действительности, но всегда ниже той действительности, которой оно подражает. Чернышевский выдвигает понятие идеала жизни, жизни, «как она должна быть». Идеал искусства соответствует идеалу жизни. По мысли Чернышевского, однако, представление об идеале жизни у народа и у других слоев общества различно. Прекрасное в искус- н г Чернышевский стве — это то же самое, что и представление простого народа о хорошей жизни. А представление народа сводится к удовлетворению отчасти животных, отчасти вполне аскетических желаний: сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь и работать в свое удовольствие. Конечно, человек должен быть сыт, иметь крышу над головой, фактическое право на труд и отдых. Однако для русских писателей, с негодованием встретивших откровения Чернышевского, мысль о человеке не замыкалась на его материальных потребностях. Они мечтали о высоком духовном содержании личности. Между тем у Чернышевского все духовные потребности исключались из понятия о прекрасном или им не уделялось первостепенного внимания.

Исходя из «материального» представления о прекрасном, Чернышевский считал, что искусство призвано содействовать преобразованию действительности в интересах народа и претворению его понятий о прекрасном в жизнь. Писателю предписывалось не только воспроизводить то, чем интересуется человек (в особенности простой человек, человек из народа, крестьянин, простолюдин) на самом деле, не только объяснять действительность, но и выносить ей приговор. Отсюда понятно, что искусство есть вид нравственной деятельности человека, что искусство отождествляется с нравственностью. Оценка искусства зависит от того, насколько оно выступает средством воспитания и формирования человека, преобразующего неприглядную действительность в «хорошую жизнь», в которой человек был бы накормлен, обихожен, согрет и пр. Духовность человека может быть поднята не к высотам общечеловеческих идеалов, презрительно именуемых абстрактными, умозрительными теоретическими, а до границы нужных для поддержания жизни материальных претензий.

Литература с такой точки зрения есть не что иное, как служительница определенного направления идей (лучше всего — идей самого Чернышевского). Идея «нашего времени», писал Чернышевский,— «гуманность и забота о человеческой жизни».

В 1850-е годы Чернышевский излагал свои эстетические взгляды не только в теоретических работах, но и в литературно-критических статьях. Обобщением его мыслей стала книга «Очерки гоголевского периода русской литературы». В ней он рассматривает Гоголя как основоположника литературы критического реализма. Однако при всем значении Гоголя этот писатель, по мнению Чернышевского, не вполне сознавал выраженные им идеи, их сцепление, их причины и следствия. Чернышевский требовал от современных ему писателей усиления сознательного элемента в творчестве.

В наибольшей степени эта задача удалась ему в романе «Что делать?» — произведении достаточно слабом в идейно-ху-дожественном отношении, но весьма полно воплотившем мечты автора о «хорошей жизни» и его представление о прекрасном.

В романе преобладает рационалистическое, логическое начало, лишь несколько приукрашенное «занимательным» сюжетом, составленным из банальных ситуаций и фабульных ходов романтической литературы. Цель романа — публицистические и пропагандистские задачи. Роман должен был доказать необходимость революции, в результате которой будут осуществлены социалистические преобразования. Автор, который требовал от писателей правдивого изображения и почти копии действительности, сам в романе не следовал этим принципам и признавался, что от начала до конца извлек свое произведение из головы. Не было ни мастерской Веры Павловны, ни какого-либо подобия героев, ни даже отношений между ними. Отсюда возникает впечатление выдуманности сочиненного идеала, иллюзорного и утопичного.

Венцом повествования являются так называемые сны Веры Павловны, представляющие собой символические картины, изображающие то освобождение всех девушек из подвала, то полную эмансипацию женщин и социалистическое обновление человечества. Во втором сне утверждается великая сила науки, особенно естественно-научных изысканий немцев, и ценность труда («жизнь имеет главным своим элементом труд»). Только поняв эту несложную мысль, Вера Павловна принимается за организацию трудового товарищества нового типа.

«Новыми людьми» (и притом обыкновенными) выступают в романе Вера Павловна, Кирсанов и Лопухов. Все они разделяют теорию «разумного эгоизма», состоящую в том, что личная выгода человека заключается якобы в общечеловеческом интересе, который сводится к интересу трудового народа и с ним отождествляется. В любовных ситуациях подобный разумный эгоизм проявляется в отказе от домашнего гнета и принудительного брака. В романе завязывается любовный треугольник: Вера Павловна связана с Лопуховым, но тот, узнав, что она любит Кирсанова, «сходит со сцены» и при этом испытывает подлинное наслаждение от самого себя («Какое высокое наслаждение — чувствовать себя поступающим, как благородный человек. »). Таков предлагаемый путь разрешения драматических семейных коллизий, ведущий к созданию нравственно здоровой семьи.

Рядом с новыми обыкновенными людьми существуют люди новые, но «особенные». К ним отнесен Рахметов. Вероятно, Чернышевский имел в виду прежде всего себя. Рахметов — профессиональный революционер, который отверг для себя все личное и занят только общественным (он «занимался чужими делами или ничьими в особенности делами», «личных дел у него не было. »). Как рыцарь без страха и упрека, Рахметов произносит «огненные речи», но, конечно, добавляет автор с иронией, «не о любви». Чтобы узнать народ, этот революционер странствует по России и фанатично, отказываясь от семьи, от любви, исповедует ригоризм в отношении к женщине и готовит себя к нелегальной революционной деятельности.

Проповедь Чернышевского в «художественной» форме романа не осталась незамеченной и произвела большое впечатление на разночинскую молодежь, жаждавшую социальных перемен. Искренность сочувствия народу со стороны автора «Что делать?» не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению искренняя вера радикальной молодежи в идеалы, которые открывал перед нею Чернышевский. Но эта искренность не искупает ни слабости мысли, ни слабости художественного таланта Чернышевского. Влияние его объясняется в значительной мере непросвещенностью молодежи, ее оторванностью от культуры или поверхностным ее усвоением. В этих условиях простые решения, предлагавшиеся Чернышевским и его единомышленниками, увлекли не искушенные в науке, в философии, в культуре молодые умы, склонные к непродуманным теориям и решительным действиям.

Чернышевский хорошо знал такого рода молодежь, поскольку сам, как и Добролюбов, был выходцем из нее. Отбросив все традиционные ценности, которые ему внушали в стенах отчего, благоденствующего и почитаемого дома священника, он сохранил, однако, атмосферу родительской обители — пуританскую и аскетическую. Пуританство — это соединение чистоты со злобой. Все, кому довелось встречаться с Чернышевским и его сторонниками, не могли понять, откуда в них столько ненависти и ядовитой злобы. Герцен называл их «желчевиками», а Тургенев как-то сказал Чернышевскому: «Вы змея, но Добролюбов очковая змея».

Чернышевский представлял собой тип человека, у которого появилась возможность прикоснуться к науке и культуре. Однако дворянскую культуру, добытые ею эстетические и художественные ценности он презирал, поскольку они не были утилитарными. Самое ценное для него во всей русской литературе — Белинский и Гоголь. С их помощью можно расшатать существующий порядок и начать социальные преобразования. Стало быть, в основу художественной литературы и ее критики должен быть положен «научный рационализм».

Критика Чернышевского и его последователей, названная ими «реальной», с полным правом и гораздо большим основанием должна быть названа «публицистической», так как главная ее цель — извлечь общественно-пропагандистскую пользу из оцениваемого произведения, художественная ценность которого зависит не от эстетических достоинств, а от затронутых в произведении общественных проблем, от того духа, в каком намечается их решение, и от общественной ситуации. Одно и то же произведение, например пьесы А. Н. Островского, могли быть оценены Чернышевским и Добролюбовым по-разному, но не оттого, что критики разошлись в принципах оценки эстетических качеств произведения, а потому, что они были созданы в периоды разных общественных ситуаций. То, что казалось существенным и полезным Добролюбову, выглядело для Чернышевского несущественным. В соответствии с этим одни и те же особенности произведения казались то эстетически значимыми и ценными, то эстетически бесцветными и малохудожественными.

Общая тенденция в оценке художественных явлений состояла в том, чтобы предельно упрощать содержание произведений, сводя его к актуальным в данный исторический момент общественным потребностям, независимо от того, имел в виду или нет писатель подобные потребности. Это вызывало справедливое негодование писателей. В частности, Тургенев в разборе Чернышевским («Русский человек на rendez-vous») такой психологически тонкой повести, как «Ася», не узнал не только своего замысла, но и его воплощения. При этом Чернышевский не прояснил авторского намерения и исполнения, а написал статью, сознательно исказившую содержание и смысл повести.

Чернышевский не был лишен от природы ни эстетического чувства, ни художественного вкуса. В тех статьях, где он отвлекался от любимых идей социального переустройства, он высказывал глубокие мысли и верные конкретные эстетические суждения. Сюда надо отнести прежде всего статьи о произведениях Л. Н. Толстого.

Чернышевский первым сказал о чертах таланта Толстого — наблюдательности, тонкости психологического анализа, простоте, поэзии в картинах природы, знании человеческого сердца, изображении самого «психического процесса», его форм и законов, «диалектики души», «неутомимом наблюдении над самим собою», необыкновенной нравственной взыскательности, «чистоте нравственного чувства», «юношеской непосредственности и свежести», взаимном переходе чувств в мысли и мыслей в чувства, интересе к тончайшим и сложнейшим формам внутренней жизни человека.

Отдельные высказывания Чернышевского о поэзии Некрасова, в которых нет «общественной тенденции», также замечательны.

К сожалению, социальные идеи во многих статьях Чернышевского мешали ему объективно оценить художественные произведения.

В такой же степени, как и Чернышевский, был в плену подобных идей и Н. А. Добролюбов.

Источник

Какие эстетические взгляды Чернышевского нашли отражение в романе Что делать?

наверное взгляды демократа на жизнь, видение проблем России именно с этой точки зрения

ЭСТЕТИКА Но нельзя, товарищи, забывать\ и о важности эстетического воспитания —\ Невозможно, товарищи, отрицать\ заслуги нашей творческой интеллигенции\ в преодолении вековой отсталости! Тимур Кибиров Моисеевы скрижали

ЭСТЕТИКА Найдем красивый вид; мы, восхищаясь им, \ Приостановимся и взоры усладим, \ И сердце сладкими наполнится мечтами. \ Но вечереет день, уж солнце за горами, Денис Давыдов 1807 ДОГОВОРЫ

эстетика Утверждаю эстетику растительных контуров, \ провозглашаемую величьем пейзажа, \ спокойствием гор. \ Сущая между землею и небом свобода \ вроде простого листа \ или струенья воды. \ Безошибочно собирает крестьянин \ небо с дождем в потайные цистерны \ времени \ и с твердостью пахаря в землю привычно \ вечным ложится зерном. \ Веющий ветер — хвала урожая, \ красящий свет — облаченье и благость. Хавьер Абриль

ЭСТЕТИКА издали красотками только любоваться, \ облако на небе обнимать пытаться, \ слушать, как бегут по крыше струи дождевые, \ то ли в старой Англии, то ль в былой России, \ иль, склонившись вечером над раскрытой книгой, \ заедать Монтеня пирогом с вязигой. Платон Кореневский В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО
эстетика И в эстетике тоже Господь Бог решает\ Всяческие проблемы и сны объясняет; \ Сам же, как холст, разорван, ибо в Нем найдется\ И вины оправданье, и несправедливость\ Обосновать можно. Не будет возврата\ Ни к Богу отцов наших, ни к покою духа, \ Ни к давним представленьям о золотом веке. Витольд Вирша. Перевод В. Британишского

ЭСТЕТИКА Как радостно трудяге и Поэту, \певцу надежды, счастья и весны, \одной рукою в рот пихать котлету, \другую вытирая о штаны! Александр Габриэль Ironic. Сайт иронической и юмористической поэзии Манеры

ЭСТЕТИКА Словом, всё, что есть прекрасно, \Если б мог вообразить, \И дерзнул бы живо, ясно, \На картине оживить: Михаил Магницкий 179. От Граций к живописцу, который пишет портрет М. и А. ны К. ской

эстетикаА жёлтые кленовые листы Летят как звёзды в мусорные баки. Мы — старичье, творившее на ты С эстетикою выдумки и драки, — Татьяна Бекв

эстетикаКак будто жили\Слишком далеко, \Эстетика о нас\И слыхом не слыхала. \В нас нашей красоты\Живое молоко, \Как у дойных коров, \Веками присыхало. Василий Федоров

эстетикаОтсюда стружки да осадки, Но пролетит пора дискуссий, И станут даже недостатки Эстетикою в новом вкусе. Илья Сельвинский

Источник

Школьные сочинения

Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» не может быть глубоко осмыслен без опоры на эстетическую теорию Чернышевского. Эстетика — «философская дисциплина, изучающая мир эстетических явлений (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.) и художественную деятельность человека». В эстетической теории рассматриваются два относительно самостоятельных «круга проблем:
1) природа и своеобразие эстетических ценностей; их роль в жизни человека и в развитии общества; особенности эстетического восприятия и эстетической практики; принципы и цели эстетического воспитания людей и
2) законы бытия, функционирования и развития искусства; отношение искусства к действительности и его внутренняя структура; многообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и ее исторических модификаций! (направлений, стилей, методов)».

Когда Чернышевский в 1853 г. писал диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», он «был уверен, что вместо старой, идеалистической эстетической теории он создает новую, материалистическую». «Теория искусства» Чернышевского была направлена против эстетической теории Гегеля3. Гегель содержанием искусства считал прекрасное. Истинно прекрасное могло быть только в искусстве. Для Чернышевского истинно прекрасное — в жизни, а искусство отражает жизнь, «причем не только одно прекрасное в ней»4. Он отвергает старое представление о сущности искусства и ставит искусство в ряд других отражений действительности.

Чернышевский создает «совершенно новый раздел» в учении об искусстве, «в котором искусство рассматривается уже не как определенное проявление понятия прекрасного, а как самостоятельное явление, имеющее свою форму, свою «сферу» и свое назначение, причем характерно, что собственно эстетические вопросы о прекрасном, возвышенном, трагическом и комическом рассматриваются уже как «частные элементы, входящие в состав… содержания» искусства. Вот этот новый раздел, служащий продолжением линии Аристотеля — Лессинга в представлениях об искусстве, и является собственно «теорией искусства» Чернышевского».

«Отношения искусства к действительности и направления анализа их Чернышевским можно сформулировать следующим образом. Во-первых, это самое общее отношение искусства к действительности как ее воспроизведение, исследование образной формы искусства; во-вторых, отношение искусства к своему предмету, «общеинтересному», а вместе с тем поиски законов развития искусства вслед за изменением предмета; в-третьих, это искусство как приговор над изображаемым, над жизнью, то есть отношение искусства к обществу и общественным интересам; наконец, в-четвертых, искусство как «учебник жизни», то есть проблема его назначения».

Содержание и построение диссертации Чернышевского:
1) диссертация построена как система доказательств и опровержений: Чернышевский ставит тот или иной вопрос, касающийся искусства, излагает основные положения идеалистов по этому вопросу, опровергает эти положения, выдвигает свою точку зрения и обосновывает ее;
2) главные вопросы, которые рассматриваются в диссертации: отношение искусства к действительности, содержание искусства, задачи искусства, основные эстетические категории (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое).

Каждая глава, кроме шестой, делится на маленькие главки или разделы. Наиболее важные из них в идейном отношении озаглавлены: «Гамлетовское испытание», «Первый сон Верочки», «Похвальное слово Марье Алексееве», «Второй сон Веры Павловны», «Третий сон Веры Павловны», «Теоретический разговор», «Особенный человек», «Беседа с проницательным читателем и изгнание его», «Отступление о синих чулках», «Четвертый сон Веры Павловны», «Письмо Катерины Васильевны Полозовой». Расположение глав и подглавок и их названия свидетельствуют о том, что по цензурным условиям на первый план выдвинуты проблемы хотя и актуальные, но более или менее безопасные — проблемы любви, брака, раскрепощения женщины. Главная проблема — революционного переворота, уничтожения классового неравенства, построения социализма — дана как бы на втором плане.

Чернышевский во время заключения в Петропавловской крепости проделал большую умственную, архитектоническую работу, чтобы построить это изумительное здание. Но еще важнее его внутреннее построение, которое идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны.

Источник

Эстетические взгляды чернышевского и их отражение в романе что делать

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО.

Осенью 1853 года произошла встреча Чернышевского с Некрасовым. Некрасов отнесся к молодому критику с большим интересом и полным доверием. С этого момента делом жизни Чернышевского стал журнал Современник.

Тогда же Чернышевский возобновляет работу над диссертацией, тема которой привлекла его внимание еще в студенческие годы,-Эстетические отношения искусства к действительности.

Чернышевский рано проникся мыслью (в этом ему помогли стаЯ тьи Белинского), что литература играет существенную роль в жизни Ч общества. Поэтому он считал важным разобраться, в каком соотношении между собой находятся искусство и деист вительность, в чем причина его воздействия на человека. Необходимо было также по-Щ нять и сказать современникам, каким требованиям должно отвечать искусство, чтобы роль его в жизни общества стала еще бо-я лее значительной. Все это вопросы, изучением которых занимается эстетика.

Около двух лет пришлось добиваться разрешения на защиту диссертации: все в ней было ново и непривычно. Перед самой защитой (диспутом) диссертация попала в руки министра просвещения, который пришел в ужас. Но отменить обсуждение диссертации не удалось: оно уже было официально объявлено.

Защита состоялась в мае 1855 года. В аудитории, которая, по словам современника, была битком набита слушателями, находились и единомышленники, и ярые противники Чернышевского.

В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источ ником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в нейi сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное. Вывод к которому он приходит, таков: Прекрасное есть жизнь. Из чтого вытекает, что ничто не может возвысить искусство так, как сближение его с жизнью.

Прав был один из почитателей Чернышевского, увидевший в его диссертации проповедь гуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которому призывалось искусство. К этой проповеди прислушивались не только писатели, близкие Чернышевскому по убеждениям,- Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский; настойчивый призыв вникать в действительную жизнь, иначе говоря, развивать и углублять реализм в соответствии с потребностями времени, несомненно, имел значение и для Тургенева, и для Толстого, и для Достоевского.

Идеи Чернышевского глубоко западали в души художников, композиторов, деятелей театра. Творчество художников-передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской и др.), группы композиторов, которая получила название Могучей кучки (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин и др.), было одухотворено любовью к человечеству, мыслями о благе народа, уважением к действительной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *