Эстетика в еде что это

Эстетика питания

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

Основой грамотного подхода к эстетике приема пищи является настроение, в частности, эмоции положительные или отрицательные. Если настроение во время еды агрессивное, то и организм не настроен принять пищу, какой бы она ни была изысканной или полезной. Если же настроение приподнятое, удовлетворенное, умиротворенное, то и прием пищи станет для организма настоящим праздником.

Пища будет полезной, если вы употребляете ее в сезон ее созревания(например арбуз хорош в августе-сентябре, свежая зелень в июне). Кроме того, этнически разная пища плохо усваивается организмом, а это значит что средиземноморская паста вряд ли будет хороша со славянскими жареными грибами.Закон палитры так же прекрасно работает, а это значит, что мясо хорошо усваивается с овощами уже попросту от того, что цвета этих продуктов сочетаются между собой, а молочные продукты лучше употреблять автономно.

Зачастую за столом приходится общаться с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного культурного уровня, психического склада и т. д. В своем поведении надо стремиться к тому, чтобы каждый из присутствующих чувствовал себя свободно и непринужденно за столом, получая удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения. Поэтому очень важно умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.

Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.

Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно вытереть концы пальцев, но для губ правильнее пользоваться собственным носовым платком. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол.

Детям салфетку заправляют за воротник.

Не эстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Есть с аппетитом не значит есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от остатков блюда.

Обычно кушанье берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но ряд продуктов берут руками. Это хлеб, печенье, пирожное, фрукты и цитрусовые, сахар (если для него не положены щипцы). Такой порядок принят не случайно: эти продукты не нужно делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев, рука касается только одного куска, который затем кладут себе на тарелку или в чашку.

Ряд правил вызывается требованиями эстетики. Так, некрасиво откусывать от большого куска хлеба или целой булки, поэтому от них по мере надобности отламывают пальцами маленькие кусочки; иногда хлеб предварительно нарезают небольшими кусочками. При подаче икры ее предварительно кладут лопаточкой на тарелку, а затем намазывают на небольшие кусочки хлеба. Съев первый кусочек, можно намазать второй… Точно так же едят паштеты, масло, используя специальные ножи для намазывания.

Душевное состояние во время приема пищи

Очень важен момент подготовки к приему пищи. Необходимо привести себя в уравновешанное состояние. Хорошо было бы помолиться, вознести благодарность Творцу за предоставленную пищу.

Нельзя выяснять отношения за столом, ругать во время еды детей. Этим Вы будете разрушать здоровье, так как информация во время приема пищи поступает в подсознание напрямую. Желаете ли Вы своему ребенку или другому родственнику язвы желудка?

Всё, что вы видите и слышите во время еды, идет напрямую в подсознание и увеличивает соответствующие эмоции.

Источник

Эстетика питания

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого-нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».

Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

Я полностью согласен с автором «Энциклопедии», считающим, что на меню против каждого блюда должно указываться имя повара, который его готовил.

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Характеристика диет и примерные меню при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (разработано Клиникой лечебного питания Института питания РАМН)

Характеристика диет и примерные меню при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (разработано Клиникой лечебного питания Института питания РАМН) Диета № 10 Показания к назначению диеты. Различные заболевания сердца и сосудов с нерезкими нарушениями кровообращения.

Культура питания

Культура питания Задумываемся ли мы о том, правильно ли питаемся? Наверняка, приходится делать это, причём с возрастом всё чаще и чаще. Кто–то задаётся таким вопросом осознанно, а кого–то побуждают к таким размышлениям вдруг начавшиеся желудочные колики или

О режиме питания

О режиме питания Хочется надеяться, что вы, читатель, уже поняли, насколько необходимо больным сахарным диабетом соблюдать все диетические ограничения. Теперь добавим несколько слов и о не менее важном значении режима питания. Хотя раньше и говорилось об этом, сделаем

Режим питания

Режим питания Не каждый человек способен так тщательно подсчитывать, что именно он съедает каждый раз. В тех случаях, когда повышенная тревожность и психологическая неуравновешенность заставляют делать это, подсчет единиц или калорий в пище нередко превращается в

Индивидуализация питания

Индивидуализация питания Для того чтобы масса тела держалась на нужном уровне, надо индивидуализировать свое питание. Это означает, что надо подобрать такие продукты питания, которые уравновешивают жизненные принципы в полевой форме жизни. Если человек имеет

Взвешенный анализ раздельного питания (показания и противопоказания к применению раздельного питания)

Взвешенный анализ раздельного питания (показания и противопоказания к применению раздельного питания) Как нетрудно заметить, в силу российской ментальное и благодаря нашему необустроенному и убогому быту, критиковать теорию раздельного питания сплошное удовольствие.

Статья III. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Статья IV. Статья V. Планы питания и рецепты Раздел V.1 Первая фаза Раздел V.2 План питания

«ПРОБЛЕМА» ПИТАНИЯ

«ПРОБЛЕМА» ПИТАНИЯ Л. А.: То, что мы поставили слово «проблема» в кавычки, разумеется, не означает нашего пренебрежительного отношения к этому важному вопросу. Забота о питании всегда будет для человечества первостепенной, а для любой семьи, безусловно, значительной. Мы

Бульон «Эстетика»

Бульон «Эстетика» Требуется: 600 г рыбного филе, 1 головка репчатого лука, 1 л воды, 0,5 стакана растительного масла, соль, черный молотый перец по вкусу, 2 ч. л. сока золотого уса.Приготовление. Рыбу вымыть, положить целиком в кастрюлю и залить водой, добавить туда 1 целую

Эстетика и неэстетика секса

Режим питания

Режим питания Для ребенка до 1,5 года сохраняется 5-разовый прием пищи, включая ночной. Однако со временем он сам отказывается от ночного кормления. Что касается интервалов между кормлениями, они соответствуют времени переваривания пищи в желудке — 3–4 часа.Не важно, через

Глава 3. «Пора обедать!» Время питания и время для питания

Глава 3. «Пора обедать!» Время питания и время для питания Время, место, обстоятельства – формула долголетияТермин «питание» надо понимать гораздо шире, чем просто прием пищи (мяса, овощей, фруктов, чая и т. д.). Человек питается всем, что в него входит: информацией,

Источник

Интересное о красивой еде: от оформления блюд до энергетики посуды

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

Почему ожирение и лишний вес стоят на первых позициях в ТОП10 проблем со здоровьем? Потому что люди любят поесть, едят много, далеко не правильные продукты, неграмотно их сочетают, кладут в рот часто «на бегу».

Мало кто уделяет время и тратит силы на грамотный выбор продуктов, тем более – на оформление домашних блюд. Считается, что оформление еды – это удел праздника. Нам же проще разогреть по-быстрому в микроволновке, зажарить яйцо или картошку на сковороде и прямо с нее съесть, или отправиться с пластиковой тарой сразу к компьютеру, телевизору, проглотить еду, не заметив ни вкуса, ни запаха…

Содержание:

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

Мы любим посещать хорошие рестораны, ведь там умеют готовить и знают, что такое – изысканное оформление кулинарных блюд. Такое произведение искусства даже жалко разрушать. Блюда обычно не маленькие, сытные, с массой интересных приправ, и, главное, они — красивые. Может, купиться на оформление блюд в ресторане, да перейти на питание в общепите, перестав кушать дома?

Не спешите сказать – «да»! За красивым оформлением еды в кафе часто «прячется» неизвестная технология приготовления блюд, сомнительный состав, да и свежесть продуктов оставляет желать лучшего. Вы можете быть уверены, что съедите рыбу, которая не пролежала в холодильнике больше недели, а масло для зажарки мяса использовалось лишь 1 раз? Конечно, нет. Домашняя еда гораздо полезнее, а обойдется вам она в разы дешевле. Так стоит ли превращать ресторанные посиделки в регулярную традицию?

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

Я не призываю вас ставить оформление блюд – во главу угла, ежедневно проводить свое время у плиты и бегать по магазинам в поисках интересных ингредиентов. Но даже простая сервировка стола, оформление горячих и холодных блюд без чрезмерных изысков существенно повлияет на ваш аппетит, улучшит пищеварение и даже сократит порции. «Как это?» – спросите. Отвечу: «Легко!»

Когда вы едите не за столом (у телевизора, монитора), то отвлекаетесь и съедаете больше, чем хочется. Неправильно при этом сидите, лежите, стоите (и такое бывает), в итоге пищеварение ухудшается и начинаются проблемы с желудком. Проглоченные куски пищи этому способствуют больше всего. При этом трапеза проходит в условиях неряшливости. На тарелку кладется всё, что задумано съесть. А что ещё хуже – чипсы и сок потребляются прямо из упаковки. Когда всё ваше внимание – на экране, а не на тарелке, вы просто набиваете желудок острым и жареным пищевым хламом с усилителями вкуса и ароматизаторами. Куда уж тут до красивого оформления и подачи блюд!

Начните следовать простому правилу – есть за столом. Приглашайте к нему домашних, раскладывайте еду в тарелки, вынимая из контейнеров, кастрюль и сковородок. Делайте себе и семье приятное, как в ресторане, пусть и будет всё выглядеть проще!

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

Красивые тарелки, ложки из одного набора – идеальны для еды с пользой. Как это влияет на здоровье? Разнокалиберные столовые приборы и полные «кадушки» с открытыми крышками не вызывают аппетит. У вас появится желание хорошо пережевать пищу, насладившись каждым кусочком, когда оформление стола едой будет к этому располагать.

Выбирайте тяжелые на вид вилки, ложки, ножи. Они незаметно для вас заставят относиться к блюду внимательно. В итоге вы съедите его медленнее и, конечно, меньше по объему. Любопытно, что красивая посуда для еды по-разному влияет на аппетит в зависимости от её расцветки. Светлая посуда его увеличивает, а темная – наоборот. Если хотите похудеть и уменьшить порции, смелее выбирайте тарелку темных тонов. С её размером, вопреки распространенному мнению, можете не скупиться. На большую тарелку вы положите немного еды и еще останется место под изысканное оформление. И на первых порах, при переходе на правильное питание, непривычные и обычные блюда будут выглядеть более аппетитными и вкусными.

У японцев есть хорошая традиция – выкладывать разные блюда (салаты, горячее, вторые, десерт) в отдельную, причем, небольшую по величине посуду. Если кушать красиво оформленные блюда из нескольких компактных тарелок, у вас не появится желания «попросить добавки». Да и вид большого количества пустой посуды усилит чувство сытости.

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

Ученые установили факт о влиянии на здоровье домашней посуды, в которой люди готовят, из которой кушают. Интересно, что мы сами энергетически заряжаем кухонную утварь – положительно или отрицательно. Все зависит от того, с каким настроением вы готовите, с каким едите из посуды и как за ней ухаживаете. Сразу вспомнилась сказка «Федорино горе»…

Если вам не нравится сковорода, на ней все пригорает, недожаривается, вы испытываете негатив по отношению к посуде. Он накапливается раз от разу и затем начинает передавать отрицательную энергию еде, которая в ней готовится. Это ухудшает не только вкус блюд, но и ваше самочувствие. Оно вам нужно? Не зря говорят, что посуда бьется к счастью. Это происходит тогда, когда она накопила большой заряд негативной энергии. Посуда разбивается, ее выбрасывают и с этим из дома уходит лишний негатив. Не используйте тарелки со сколами, чашки с трещинами, — это разрушает материальное и семейное благополучие.

Важно уделять внимание не только красивой подаче блюд, но и тому, чтобы посуда вызывала у вас положительные эмоции. Относитесь к кухонной утвари бережно, с любовью, и она не будет накапливать негативный заряд. Не используйте годами одну посуду, даже если она досталась от прабабушки и несет ценность. Чем старше вещь – тем больше она хранит в себе разной энергии, полученной от массы людей. Поставьте ценный сервиз на видное место, но для питания купите новый. А с нелюбимыми сковородками и чашками расставайтесь безжалостно. Ваше настроение, самочувствие и счастье – важнее!

Статья носит информационный характер.

Источник

Эстетика питания

Эстетика в еде что это. Смотреть фото Эстетика в еде что это. Смотреть картинку Эстетика в еде что это. Картинка про Эстетика в еде что это. Фото Эстетика в еде что это

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого-нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».

Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

Я полностью согласен с автором «Энциклопедии», считающим, что на меню против каждого блюда должно указываться имя повара, который его готовил.

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Пряности способствуют хорошему тонусу организма, выработке пищеварительных соков, повышают аппетит, активизируют пищеварение.

«Удивительное дело, – писал Стефан Цвейг, – стоит только в самое незатейливое блюдо подбавить одно-единственное зернышко индийских пряностей – крохотную щепотку перца, сухого мускатного цвета, самую малость имбиря или корицы, – и во рту немедленно возникает своеобразное, приятное раздражение. Между ярко выраженным мажором и минором кислого и сладкого, острого и пресного начинают вибрировать очаровательные гастрономические обертоны и промежуточные звучания».

Диетолог советует

Следует отметить особую роль в питании пряной зелени: укропа, петрушки, сельдерея, эстрагона, мяты, кинзы и других растений, а также таких пряных овощей, как лук, чеснок, хрен.

Пряности способствуют хорошему тонусу организма, выработке пищеварительных соков, повышают аппетит, активизируют пищеварение. Если бы они обладали лишь единственным свойством улучшать вкус и аромат приготовленных блюд, то и этого было бы достаточно, чтобы рекомендовать использование пряностей, получаемых из растений, в нашем повседневном питании. В качестве пряностей применяют различные части растений: плоды (перец черный, душистый, красный стручковый, анис, кардамон, ваниль, бадьян), семена (горчица, тмин), цветы или их части (гвоздика, шафран), листья (лавровый лист), кору (корица), корни (хрен, имбирь). Следует отметить особую роль в питании пряной зелени: укропа, петрушки, сельдерея, эстрагона, мяты, кинзы и других растений, а также таких пряных овощей, как лук, чеснок, хрен. Причем пряные овощи и зелень не только улучшают вкус и аромат блюд, но и являются поставщиками витаминов (С, каротина и др.), минеральных веществ, в том числе микроэлементов, органических кислот, фитонцидов.

Эстетика питания, на наш взгляд, должна способствовать формированию хорошего, здорового аппетита. Давайте перечитаем рассказ Антона Павловича Чехова «Сирена»:

«…как только кончите с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита не перебить, велите щи подавать… Щи должны быть горячие, огневые. Но лучше всего… борщок из свеклы… С ветчинкой и сосисками. К нему подаются сметана и свежая петрушка с укропцем. Великолепно также рассольник из потрохов и молоденьких почек, а ежели любите суп, то из супов наилучший, который засыпается кореньями и зеленями: морковкой, спаржей, цветной капустой и всякой тому подобной юриспруденцией».

Рассуждения героев «Сирены» Чехова можно заключить словами выдающегося ученого, много занимавшегося вопросами пищеварения, академика Ивана Петровича Павлова: «…нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением».

В книге «Кулинария», изданной в 1955 году и по своему объему ненамного уступающей упомянутой нами книге Елены Молоховец (в ней 3018 рецептов), в главе, посвященной кулинарному искусству, справедливо говорится о том, что пища, чтобы быть здоровой, обязательно должна быть вкусной и удовлетворять сложным вкусовым, обонятельным и зрительным восприятиям человека, доставлять ему наиболее приятные вкусовые ощущения. Позволим привести цитату из этой книги, имеющую прямое отношение к нашей теме: «В аптеке можно аккуратно и тщательно приготовить питательную смесь, своеобразные облатки из веществ, содержащих белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли, но это не будет здоровая пища, так как она будет безвкусной, не вызовет необходимого сокоотделения, следовательно, будет плохо усваиваться».

Всегда ли надо человеку молодому, здоровому, занимающемуся спортом, знать химический состав употребляемых продуктов и блюд? Вот что пишет по этому поводу литовская писательница Витауте Жилинскайте в рассказе «Вкусно и сытно»: «Ничто так не мешает человеку вкусно и сытно поесть, как указания, что именно и сколько ему надо съедать. Помнится, раньше я всегда пила перед сном кефир. Бывало, в постель не лягу, пока не опорожню стаканчик прохладного, свежего кефира. Теперь видеть его не могу! Оказывается, хочешь не хочешь, а должен ты перед сном пить кефир; продукт этот чрезвычайно полезен для кишечника, уничтожает расплодившихся там вредных бактерий, стимулирует деятельность пищеварительного тракта и так далее. Стоит мне теперь взглянуть на бутылку кефира, как тут же возникает перед глазами кишащий бактериями кишечник и тарахтящий, как несмазанный трактор, пищеварительный тракт. Может ли, скажите, такая картина вызвать аппетит?

Разонравилась мне и морковь – поставщик каротина. Оказывается, только враг собственной печени может позволить себе пренебрегать этим корнеплодом. Ну и пусть будет одним врагом больше, но печеночной моркови мне не надо. Хочу обыкновенной, натуральной каротели, без комментариев и каротинов. Увы, такой моркови уже нет и никогда не будет.

А картошечка с квашеной капустой? Господи! Доводилось ли вам едать что-либо вкуснее? У меня до сих пор слюнки текут, стоит лишь вспомнить дымящуюся тушеную картошку и пахнущую дубовой бочкой капусту с тмином! И что же? Разве получишь удовольствие от современной кислой капусты – белков с аминокислотами, без которых организму грозит авитаминоз? Аминь теперь аминокапусте! Лучше уж буду бочку грызть – влияние дуба на организм, слава богу, еще не исследовано! А желудок? Все, что отправляешь в него, должно быть строго нормировано, распределено: вечером ничего лишнего не закладывай отдай, как говорится, врагу, утром грузи, словно в рефрижератор. А во время обеда положи на стол счетчик и суммируй калории. Запомни: отправлять туда на ночь трудноперевариваемые продукты, например крабов, строго запрещается, так как эти крабы остаются в желудке целых семь часов. О, боже! Да пусть остаются они там хоть семь суток, было бы где достать этих крабов!»

Отдадим должное юмору писательницы. Однако как диетолог я должен сказать, что людям, страдающим определенными заболеваниями, например сахарным диабетом, ожирением, хочется им этого или нет, приходится учитывать химический состав продуктов ради профилактики обострения недуга.

Если поставить вопрос так: всегда ли, обращаясь к рациональному лечебному питанию, нужно ставить химический состав продуктов, как говорится, «во главу угла»? Я отвечаю: нет, не всегда. Более того, нельзя химический состав пищи рассматривать изолированно от физиологии пищеварения, без учета состояния здоровья и души данного человека, его привычек, энерготрат и т. д.

Нельзя отдавать решение проблем повседневного питания человека целиком «на откуп» химикам или физикам (а такая тенденция иногда прослеживается не только в литературе прошлого века, но и у современных авторов). В связи с этим хочется вспомнить высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Я верю, настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в руки физиков. Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной-единственной пилюлей. И все же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и живот, послушает. Затем кашлянет, раскуривая трубку, потрет подбородок и улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль. Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью».

Так вот, можно верить, что современные химики научатся выделывать «пищевые формы», содержащие оптимальный набор белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, но тем не менее я отдам предпочтение зеленому пупырчатому огурчику, сорванному с грядки, а не полученному в лаборатории, и икре самого что ни на есть обыкновенного минтая, а не зернистой белковой. И думаю, что желудок будет благодарен за подобный выбор, за предпочтение пищи естественной, натуральной, привычной.

Людям, страдающим определенными заболеваниями, например сахарным диабетом, ожирением, хочется им этого или нет, приходится учитывать химический состав продуктов ради профилактики обострения недуга.

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин любил читать литературу по кулинарии (об этом можно прочитать в статье «Кулинарная библиотека А.С. Пушкина», опубликованной в журнале «Общественное питание», 1987, № 1). Ознакомившись с сочинением Антельма Брилль-Саварина «Физиология вкуса, или размышления о гастрономии. Теоретическое и историческое сочинение о порядке дня», Пушкин отметил в своей записной книжке: «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность».

А благодарность желудка, о которой говорит поэт, вторя знаменитому «гастроному», и обеспечивает нам хорошее пищеварение, работоспособность, бодрость духа и, говоря языком современных медиков, профилактику заболеваний.

Быть ближе к природе, включать в повседневный рацион питания больше натуральных продуктов – призыв врачей-диетологов сегодня.

Мы преклоняемся перед достижениями современной химической науки в области создания новых «пищевых форм», однако, как говорил выдающийся русский врач Г.А. Захарьин: «Наука, высшее здравомыслие не может противоречить простому здравому смыслу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *