Этот пример показывает что
Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2022
Шаблон сочинения ЕГЭ
1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.
Клише для формулировки проблемы:
3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.
Клише для комментариев:
4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.
Клише для отображения авторской позиции:
5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.
Клише для выражения собственного мнения:
6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.
Клише для вывода:
Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
Композиция сочинения | Содержание части сочинения | Возможные клише к сочинению |
1. Проблема, поставленная автором текста(К1) | Вопрос, над которым размышляет автор. | Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)… |
Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…
В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)
«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)
Первый пример + пояснение к примеру
Второй пример + пояснение к примеру
Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …
Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
В качестве примера автор рассматривает…
Пояснение к примерам:
Писатель убеждает читателя в том, что…
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
Автор неслучайно обращает внимание на…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…
АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
Связь между примерами:
Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
Объясняя причину поступка героя, автор приводит….
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
Я согласен с мнением автора.
Нельзя не согласиться с мнением автора.
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
Когда-то и я впервые услышал о том, что…
Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
Клише для сочинения ЕГЭ
– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.
– В центре внимания автора проблема дружбы.
– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….
– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»
– Автор разделяет мнение (кого)…
– Публицист спорит (с кем)….
– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
– Особого внимания заслуживает мнение автора о…
– В центре внимания автора случай…
– Писатель изображает (кого/что)…
– Герой говорит: «Цитата»
– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
– Симпатии автора на стороне героя, который…
Пояснение к примерам
– Писатель хочет сказать, что…
– Этот пример показывает, что…
– Смысл этого высказывания в том, что…
– Эти слова убедительно доказывают, что…
– Я думаю, этим примером автор хотел показать…
– Приведенные слова содержат глубокий смысл…
– Автор не случайно обращает наше внимание на…
– Поступок героя показывает, что…
– Слова (мысли) героя позволяют понять…
– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
– Эти события автор описывает, чтобы…
Смысловая связь между примерами
– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.
– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.
– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…
– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»
– Автор считает, что….
4. Собственное отношение к позиции автора
– Я согласен с автором и тоже считаю, что…
– Невозможно не согласиться с автором, потому что…
– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…
Шаблон для сочинения ЕГЭ
Актуальный шаблон написания сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Отдельно обратим ваше внимание, что использование каких-то конкретных шаблонов может негативно сказаться на итоговой оценке сочинения. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам использовать в подготовке:
Для базового освоения написания сочинения на ЕГЭ подойдёт и работа по шаблону представленная ниже.
Примерный шаблон для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
Вступление
Сочинение можно начать, задав два-три вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.
Формулировка проблемы
(Проблема – вопрос, над
которым размышляет автор)
В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту:
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов.
Этой сложной проблеме посвящён текст И.И. Иванова.
Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?):
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?).
В тексте И.И. Иванова поднимается проблема (чего?).
Первый пример-иллюстрация
Публицистический текст
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»
Автор разделяет мнение (кого)…
Публицист спорит (с кем)…
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
Особого внимания заслуживает мнение автора о…
Художественный текст
(если повествование ведётся от первого лица (я), слово автор заменяем на слово рассказчик)
В центре внимания автора случай…
Писатель изображает (кого – что)…
Герой говорит: «Цитата».
Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя, который…
Пояснение примера
Публицистический текст
Писатель хочет сказать, что…
Этот пример показывает, что…
Смысл этого высказывания в том, что…
Эти слова убедительно доказывают, что…
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Художественный текст
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Поступок героя показывает, что…
Слова (мысли) героя позволяют понять….
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы…
Смысловая связь между примерами
Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.
Второй пример-иллюстрация и пояснение примера
Позиция автора – это
вывод, к которому
приходит автор,
раздумывая над
какой-либо проблемой.
Публицистический текст
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата».
Иванов И.И. убеждён: «Цитата».
Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…
Иванов И.И. подводит читателя к выводу о том, что…
Художественный текст
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…
Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Иванов И.И…
Отношение к позиции автора +
обоснование
Для выражения своего мнения:
1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему…
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор
3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…
4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…
5) Мне близка позиция автора тем, что…
Для аргументации собственной позиции:
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…
Вывод
Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что…
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…
Автор хочет, чтобы… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
Пример сочинения, выполненного по шаблону выше
Текст
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)
Само сочинение
Вступление
Первый пример
Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».
Пояснение к первому примеру
Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.
Связь между примерами
Второй пример
Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…
Пояснение ко второму примеру
И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.
Позиция автора
Шаблон составили: Белицкая О.О., Дубровская О.В. Выражаем благодарность авторам.
Клише к сочинению по русскому языку
Разберем по порядку композицию сочинения.
• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.
• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.
Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о том, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)
Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что
• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает
• Автор обращает наше внимание на
Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.
Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.
Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?
• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что
• Автор осуждает (кого/что, за что)
Аргументация собственной позиции.
В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.
Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.
Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.