Эцп нотариуса что это

Эцп нотариуса что это

В скором времени гражданам Российской Федерации станут доступны новые уровни свободы и комфорта для создания и оборота юридически значимых электронных документов. Это становится реальностью благодаря развитию «электронного нотариата», а также недавно принятому Федерального закона № 338-ФЗ. Что изменилось, и почему гражданам важно это знать?

Инновационные сервисы и современные решения для оперативного и удобного заключения сделок и оформления необходимых юридически значимых документов в электронной форме в корне меняют весь процесс работы с документами «в цифре». В отличие от бумажного аналога электронный документ может, например, находиться в доступе одновременно сразу у всех заинтересованных лиц. Для граждан это может быть актуально, когда речь идет о купле-продаже долевой недвижимости или недвижимости, приобретенной в браке. Таким образом можно получить сразу несколько экземпляров согласий на сделку от всех собственников и так же «размножить» уже удостоверенный нотариусом договор купли-продажи. При этом юридическая сила каждого экземпляра документа будет одинаковой. Тем более документ в цифровом формате незаменим, если он срочно требуется, допустим, вашим родственникам на другом конце страны. Такие истории регулярно происходят с несделанными вовремя согласиями на выезд несовершеннолетних за рубеж. Ребенка отправляют отдыхать с той же бабушкой и внезапно вспоминают, что ни отец, ни мать не позаботились об оформлении принципиально значимого в такой ситуации документа. Похожие проблемы могут возникнуть с внезапно понадобившейся нотариальной доверенностью. Если документ нужен здесь и сейчас, ни одна логистическая или курьерская компания тут не поможет. А вот создание и удостоверение электронного документа у нотариуса — вопрос нескольких минут, после чего файл можно сразу же переслать адресату по электронной почте.

Все более востребованными становятся и возможности направления писем, запросов и сведений в государственные органы в виде электронных документов, имеющих ту же юридическую силу, что и бумажные аналоги.

Логично предположить, что новые возможности будут особенно востребованы в корпоративной сфере, где время играет особо значимую роль. Но если бизнес уже оценил возможности электронного документооборота и знает, как нотариус может обеспечить им необходимые действия, то граждане редко пользовались цифровыми новшествами, прежде всего, по причине сложности процедуры.

Для создания электронного документа ранее гражданину требовалось иметь личную усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). То есть для заключения, скажем, нотариально удостоверенной сделки или оформления согласия/доверенности в формате электронного документа, гражданину нужно было либо оформлять документ в бумажном виде, а потом переводить в электронный (существует нотариальное действие по удостоверению равнозначности бумажного документа электронному), либо специально ради оформления документа заранее получить эту самую УКЭП. Даже возможности электронных запросов или направления ряда сведений в государственные органы, при всем удобстве портала Госуслуг, требуют подписания электронного документа этим самым ключом УКЭП.

Сама процедура получения усиленной квалифицированной электронной подписи была непростой и затратной, как в финансовом плане, так и в плане времени. Человеку нужно было собрать пакет необходимых документов и обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, сотрудники которого, после процедуры установления личности и проверки документов, записывали сертификат и ключи к электронной подписи на сертифицированный электронный носитель. При этом срок годности такой подписи в среднем — 1 год. То есть УКЭП, полученная для создания конкретного электронного документа, вполне могла стать дорогим, но одноразовым удовольствием.

Теперь, с появлением нового Федерального закона 338-ФЗ, все стало гораздо проще, россиянам открывается легкий доступ к электронным документам. Теперь необходимость в получении УКЭП отпадет, особенно важно, если это нужно «на один раз». Гражданам достаточно будет просто обратиться к ближайшему нотариусу, чтобы получить нужный файл, и не тратить силы на освоение тонкостей установки и использования сертификатов и электронных носителей. В законе сказано, что «в случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью».

Простая электронная подпись — это либо давно нам знакомые комбинации логина и пароля, коды подтверждения регистрации в каких-либо системах и приложениях, которые мы получаем на электронную почту и в виде смс-сообщений, либо собственноручная подпись гражданина на планшете, которая потом хранится в электронном виде, либо прочие способы аутентификации и выражения согласия гражданина, с которыми мы сталкиваемся почти ежедневно. В силу понятных причин их достоверность может быть поставлена под сомнение, почему, собственно, для юридически значимых действий требуется усиленная электронная подпись, которая позволяет точно идентифицировать гражданина. Теперь же, согласно новому закону, именно нотариус обеспечивает точную идентификацию гражданина и достоверность его волеизъявления, и подтверждает это своей усиленной электронной подписью.

Федеральной нотариальной палатой в ближайшее время будет установлен порядок формирования простой электронной подписи, который будет наиболее удобен для граждан, чтобы подписать в нотариальной конторе документ.

И вот после того, как человек потратил буквально минуту на подпись документа, такой нотариально удостоверенный документ в электронной форме или свидетельство, выданное нотариусом в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Таким образом документу придается юридическая сила.

Эти изменения, как и ранее созданная законодателем возможность удостоверения нотариусом равнозначности электронного и бумажного документов, совершает революционные изменения в гражданском обороте, весь масштаб которых станет виден в ближайшее время.

Одно ясно уже сейчас — электронный формат документов обретает широкую популярность. Переход от бумажной формы к цифровой делает более комфортными условия обслуживания граждан и предпринимателей, ощутимо сокращает их временные и финансовые затраты при совершении юридически значимых действий, заключении различных сделок и т.д.

Источник

Закон о цифровом нотариате: удаленная работа нотариусов, бесконтактные сделки, цифровизация данных

Эцп нотариуса что это. Смотреть фото Эцп нотариуса что это. Смотреть картинку Эцп нотариуса что это. Картинка про Эцп нотариуса что это. Фото Эцп нотариуса что это

Старший партнер юридической компании «ЭЛКО профи», адвокат (Адвокатская палата города Москвы), к. ю. н., доцент

специально для ГАРАНТ.РУ

Положения Закона № 480-ФЗ, за исключением нескольких его статей, вступают в силу 29 декабря текущего года, одновременно с ними будут действовать приказы Минюста России от 30 сентября 2020 г. № 222, № 223, № 224, № 225, № 226, № 227, № 228, № 229, № 230, № 231 и № 232, зарегистрированные осенью 2020 года. Изменения, вносимые в Основы законодательства о нотариате, можно условно разделить на следующие группы:

Введение новых форматов совершения нотариальных действий

Возможность удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия

С 29 декабря 2020 года без личной явки к нотариусу можно будет засвидетельствовать верность перевода, передать документы другому лицу, принять в депозит денежные средства и ценные бумаги, обратиться для принятия на депонирование безналичных денежных средств, совершить исполнительную надпись, передать на хранение документы, произвести обеспечение доказательств в виде осмотра информации в Интернете, получить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, удостоверить равнозначность электронного документа, изготовленного нотариусом.

Заявление о совершении нотариального действия, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, нужно будет направить в Федеральную нотариальную палату (ФНП) через единую информационную систему нотариата (далее – ЕИС) или единый портал госуслуг. ФНП направляет поступившее заявление с приложениями нотариусу, заявившему в автоматическом режиме о готовности совершить соответствующее нотариальное действие удаленно. Сведения о заявителе нотариус получает самостоятельно с помощью единой системы идентификации и единой биометрической системы (далее – ЕБС).

Заявитель вправе выбрать место совершения нотариального действия удаленно путем указания нотариального округа или субъекта Российской Федерации, а в некоторых случаях обязан выбрать место совершения нотариального действия удаленно путем указания нотариального округа (например, принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг производится нотариусом только по месту исполнения обязательства).

Дальнейшее взаимодействие происходит непосредственно между заявителем и исполнителем, в том числе – оплата нотариального действия и получение в электронной форме готового нотариального документа или отказа в совершении нотариального действия.

Удостоверение сделок двумя и более нотариусами

В свете событий 2020 года, при которых стала востребованной возможность совершения юридически значимых действий без непосредственного контакта задействованных лиц, институт дистанционного удостоверения сделок следует оценивать как удовлетворение объективной потребности.

Теперь для удостоверения сделки станет необязательным одновременное совместное присутствие ее сторон: участники сделки выбирают по своему усмотрению нотариусов и представляют им согласованные условия сделки. Созданный нотариусами в электронной форме посредством ЕИС проект сделки подписывается участником сделки в присутствии «своего» нотариуса в двух экземплярах. Один экземпляр сделки остается в электронной форме и удостоверяется простой электронной подписью стороны, второй экземпляр – на бумажном носителе – остается в делах нотариальной конторы. Электронный документ, содержащий текст сделки с удостоверительной надписью и подписанный простой электронной подписью каждого участника сделки, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого нотариуса, участвующего в удостоверении сделки.

Удостоверенная таким способом сделка регистрируется в ЕИС в реестре нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.

По смыслу гражданского законодательства договор, удостоверенный дистанционно двумя и более нотариусами, считается договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

За вред, причиненный вследствие признания совместно удостоверенной сделки недействительной, нотариусы будут по общему правилу нести солидарную ответственность за пороки самой сделки и индивидуальную ответственность за ошибки при удостоверении личности стороны или ее правомочий на совершение сделки.

Наряду с очевидными преимуществами формы нужно отметить необходимость удвоения расходов на ее совершение: нотариальный тариф будет взиматься всеми участвующими в удостоверении сделки нотариусами.

Следует напомнить, что необходимость удаленного и дистанционного форматов работы нотариусов с отсылкой к зарубежному опыту обсуждалась в профессиональном сообществе задолго до появления законопроекта. Очевидно, что разработчики Закона № 480 перенимали опыт коллег из Франции, где возможность удостоверения сделки несколькими нотариусами существует не первый год. С учетом таких факторов, как наличие бизнес-проектов и холдинговых структур, охватывающих обширную территорию России, и тенденции к сохранению противодействия новой коронавирусной инфекции, можно прогнозировать, что удаленное совершение нотариальных действий и дистанционное удостоверение сделок будет востребовано на практике уже в начале 2021 года.

Технические изменения с целью цифровизации нотариальных баз данных, межведомственного взаимодействия и открытого доступа к данным.

Машиночитаемая маркировка документов

Новая редакция Основ законодательства о нотариате предоставляет возможность автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе.

Нотариальный документ на бумажном носителе (удостоверяемая сделка, включая выдачу доверенности, а также свидетельство, протест векселя, исполнительная надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом) в целях обеспечения проверки его достоверности должен будет иметь машиночитаемую маркировку. Такая маркировка представляет собой идентифицирующую нотариальный документ совокупность символов, которая содержит сведения о дате, виде, регистрационном номере совершенного нотариального действия, данные о заявителе и о совершившем его нотариусе.

Информацию в маркировке нотариального документа можно будет проверить «заинтересованным лицам» через единый портал госуслуг или сервис проверки машиночитаемой маркировки ЕИС. Круг таких лиц и способы проверки информации в настоящее время не конкретизированы.

Биометрическая идентификация заявителя

Вводимая Законом № 480-ФЗ ч. 5 ст. 43 Основ законодательства о нотариате дает нотариусам право установить личность заявителя при отсутствии документа, удостоверяющего личность, либо при наличии сомнений относительно гражданина, предъявившего такой документ, с помощью ЕИС персональных данных, включая биометрические персональные данные гражданина. Данные положения закона получили конкретизацию в Приказе Минюста России от 30 сентября 2020 г. № 228. В частности, в целях установления личности гражданина нотариус получает от гражданина, личность которого устанавливается, информацию об его абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильного телефона, смартфона или планшетного компьютера), содержащимся в единой биометрической системе. Если информация о предоставленном номере в ЕБС не содержится, установление личности таким способом также невозможно.

В случае, если информация о представленном гражданином абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи содержится в ЕБС, нотариус с использованием средств биометрической идентификации, производящих обработку изображения лица и данных голоса, осуществляет сбор биометрических персональных данных гражданина, соответствующих видам указанных данных, содержащимся в единой биометрической системе. Полученные сведения нотариус направляет в ЕБС.

Усиление межведомственного взаимодействия

В рамках взаимодействия с ФНС России нотариусы получили право в связи с ведением наследственного дела получать сведения о номерах банковских счетов, вкладах (депозитах), наименованиях и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых были открыты банковские счета, вклады (депозиты) наследодателя на момент его смерти. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения с 29 декабря 2020 года также будут направляться нотариусом через ЕИС нотариата в налоговый орган не позднее 5 дней со дня совершения соответствующего нотариального действия.

Сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета физического лица, о размере пенсии, недополученной наследодателем на день его смерти, необходимые для совершения нотариальных действий, будут получаться нотариусами непосредственно из ПФР по запросу через ЕИС нотариата.

Новая ч. 3 ст. 94 Основ законодательства о нотариате позволит по заявлению взыскателя передавать электронный документ, на котором совершена исполнительная надпись в электронной форме, в ФССР непосредственно нотариусом.

Открытый доступ к сведениям об открытии наследственного дела

Данное изменение в ст. 34.4 Основ законодательства о нотариате можно наблюдать в действии на сайте ФНП: публичный реестр наследственных дел позволяет моментально получить сведения по запросу, содержащему фамилию, имя, отчество, дату рождения и дату смерти наследодателя. В открытом доступе размещены сведения об открытии наследственного дела с указанием номера дела, фамилии, имени, отчества нотариуса, ведущего наследственное дело, наименования нотариального округа, в котором нотариус осуществляет нотариальную деятельность.

Установленный ст. 1154 Гражданского кодекса срок для принятия наследства ставит перед наследниками задачу вовремя обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство. Открытый реестр наследственных дел позволит осуществлять мониторинг и своевременно обращаться за реализацией своих наследственных прав. Для непубличных корпораций появившаяся возможность также облегчит поиск нотариуса, ведущего наследственное дело умершего участника, с целью обращения для установления доверительного управления долей или акциями непубличного акционерного общества.

Новые нотариальные действия

Передача на нотариальное хранение документов в электронном виде

Глава XVIII Основ законодательства о нотариате дополнена порядком нотариального хранения нового объекта, которым является электронный документ. Заявитель сможет направить документ в виде файла в ФНП через ЕИС. При этом нотариус не будет иметь доступа к содержанию документа, переданного на хранение.

Заявление о принятии на хранение электронных документов и сами передаваемые электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявителю выдается свидетельство о принятии на хранение электронного документа в электронной форме, подписанное квалифицированной электронной подписью нотариуса и содержащее идентификатор хранилища электронного документа.

Предусмотрена возможность получения электронного документа, переданного на хранение, у любого нотариуса на территории России при том условии, что заявление о доступе подписано усиленной квалифицированной электронной подписью и содержит информацию об идентификаторе хранилища электронного документа.

Конфиденциальность документа сохраняется и после истечения срока хранения: спустя шесть месяцев после истечения срока, после двукратного автоматического уведомления заявителя, он уничтожается.

Удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу

Глава XX.2 Основ законодательства о нотариате претерпит изменения, касающиеся не только наименования самой главы, но и включения в ее содержание нормы об удостоверении равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Новый вид нотариального действия будет совершаться только в удаленном формате. Нотариус посредством средств ЕСИ изменяет формат (конвертирует) предоставленный заявителем электронный документ с проставлением на изготовленном документе квалифицированной электронной подписи нотариуса. Вследствие конвертации нотариусом электронный документ признается тождественным по содержанию и имеющим ту же юридическую силу, что и представленный заявителем исходный документ.

Необходимость в таком нотариальном действии может возникнуть, к примеру, для предоставления в государственные органы электронного документа, который по своему формату не соответствует требованиям данного органа, и подтверждение нотариусом тождественности документа позволит устранить возможные сомнения в его подлинности.

Установление порядка исправления ошибок, допущенных при совершении нотариальных действий.

Закон № 480-ФЗ устанавливает понятие технической ошибки, а также разграничивает порядок ее устранения в зависимости от того, на каком этапе совершения нотариального действия она допущена.

Если техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо иная техническая ошибка) допущена при регистрации нотариальных действий в реестрах ЕИСН и привела к несоответствию сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, сведениям, содержащимся в нотариально оформленных документах, то она подлежит исправлению нотариусом при ее обнаружении в записях по собственной инициативе, по требованию заявителя либо на основании решения суда.

В том случае, когда техническая ошибка не изменяет правового содержания нотариально оформленного документа и не влияет на права третьих лиц, она будет исправляться нотариусом по требованию заявителя либо на основании решения суда.

Исправление технической ошибки выполняется таким образом, чтобы можно было прочесть все ошибочно написанное в первоначальном тексте. Сведения об исправлении технической ошибки в нотариально оформленном документе вносятся в реестр нотариальных действий ЕИС.

Исправление арифметической ошибки, влияющей на права третьих лиц, допускается при наличии письменного согласия каждого из указанных лиц. В отсутствие такого согласия арифметическая ошибка может быть исправлена на основании решения суда.

Цифровой нотариат так долго стоял в ряду нереализованных планов российской правовой системы, что стремительное принятие Закона № 480-ФЗ, охватившего преимущественную часть запрашиваемых обществом инноваций, вызывает закономерный вопрос «что дальше?».

Как отметили разработчики комментируемого закона, цифровой нотариат не является российским изобретением, и в качестве идейного ориентира выступил опыт Франции, что несколько странно с учетом наличия соседа, не менее развитого в данной профессиональной области. Так, в Азербайджанской Республике электронный документооборот нотариусов был внедрен еще в 2007 году, и практика его применения выходит далеко за рамки удаленного и дистанционного совершения нотариальных действий или направления документов нотариусом непосредственно в налоговый орган. Нотариусы являются налоговыми агентами, осуществляют межведомственное взаимодействие с большинством государственных служб (автоинспекция, пограничная служба, министерства труда и социальной защиты). Фотофиксация сторон сделки в целях предупреждения мошенничества, которая активно обсуждалась при разработке Закона № 480-ФЗ, давно применяется азербайджанским нотариатом. Программное обеспечение «мобильный нотариат», особо востребованное весной настоящего года в период пандемии, позволяет через мобильный телефон и без обращения в нотариальную контору выдавать электронные доверенности на приобретение лекарственных средств лицам, имеющим право на бесплатную или льготную лекарственную помощь, а также выдавать доверенность на пользование транспортным средством и представление интересов в суде. Положительно оценивая обозначенную практику, можем прогнозировать появление аналогичных институтов в России, тем более что с оглядкой на опыт других государств можно с уверенностью сказать: российскому нотариату есть к чему стремиться.

1 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Источник

Эцп нотариуса что это

XIV. Особенности работы с электронными документами

197. Нотариусом принимаются, создаются и используются электронные документы:

исходно создаваемые в электронной форме без предварительного документирования их на бумажном носителе;

полученные в результате сканирования документов на бумажных носителях.

198. Юридическая значимость электронных документов, представляемых нотариусу для совершения нотариальных действий, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обращения граждан и организаций, поступившие в форме электронного документа, в том числе не подтвержденные электронной подписью, рассматриваются в порядке, предусмотренном Правилами.

(в ред. Приказа Минюста России от 05.07.2019 N 133)

(см. текст в предыдущей редакции)

199. При получении электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариус осуществляет проверку ее подлинности.

Проверка подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписаны электронные документы, осуществляется с использованием средств единой информационной системы нотариата либо с использованием специального программного обеспечения, имеющегося у нотариуса.

(в ред. Приказа Минюста России от 21.12.2016 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

200. Электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с Правилами и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением собственноручной подписи нотариуса и оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с правилами, установленными для направления запросов в государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, единую информационную систему нотариата.

(абзац введен Приказом Минюста России от 17.04.2018 N 69)

Юридическая значимость электронных документов, создаваемых нотариусом, исходящих от нотариуса, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

1) журнала регистрации организационно-распорядительных документов;

2) журнала регистрации входящей корреспонденции;

3) журнала регистрации исходящей корреспонденции;

4) журнала регистрации постановлений об отказе в совершении нотариального действия;

5) книги учета депозитных операций.

Хранение электронных журналов осуществляется средствами ЕИС.

Доступ к сведениям, содержащимся в журнале регистрации постановлений об отказе в совершении нотариального действия, имеет любой нотариус.

Доступ к сведениям, внесенным нотариусом в иные электронные журналы, имеет только нотариус, внесший соответствующие сведения, или нотариус, которому передан его архив.

(п. 201 в ред. Приказа Минюста России от 30.09.2020 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Приказов Минюста России от 17.04.2018 N 69, от 30.09.2020 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

При поступлении электронных документов, информацию из которых необходимо приобщить к делу, в дело на бумажном носителе помещается образ электронного документа на бумажном носителе.

(в ред. Приказа Минюста России от 05.07.2019 N 133)

(см. текст в предыдущей редакции)

204. Электронные документы, книги, журналы и реестры, хранящиеся в ЕИС, не формируются в дела на бумажных носителях в соответствии с номенклатурой дел, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

(п. 204 в ред. Приказа Минюста России от 30.09.2020 N 231)

(см. текст в предыдущей редакции)

205. Электронные документы после их исполнения подлежат хранению в течение сроков, предусмотренных номенклатурой дел для аналогичных документов на бумажном носителе, в форматах, установленных законодательством Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *