Эвелин кроне о чем он вообще думает мозг подростка
Эвелин кроне о чем он вообще думает мозг подростка
Когда в 2008 году вышло первое издание этой книги, я рассчитывала, что его можно будет найти в книжных магазинах по крайней мере ближайшие полгода. К тому времени уже появилось несколько книг о мозге, однако мозг подростков по-прежнему оставался малоизученным. Большинство изданных на эту тему трудов было посвящено исключительно проблемам, в том числе связанным с воспитанием подростков. Мне же хотелось написать о возможностях подросткового периода. Вопреки моим ожиданиям, книгу раскупили в мгновение ока! Очевидно, пришло время для свежего взгляда на подростковый возраст. Мою книгу покупали не только родители и профессионалы, но и сами подростки, — и это для меня лучший комплимент.
С тех пор наука о мозге получила признание в сфере образования и педагогики, а также в общем понимании потенциала и уязвимых сторон подростков. В настоящее время возглавляемый мною научно-исследовательский центр «Мозг и развитие» при Лейденском университете тесно сотрудничает с администрациями школ, преподавателями, социальными работниками, службой пробации и министерствами. Если раньше подростки считались сплошь неуправляемыми и непредсказуемыми, то сегодня мы понимаем, что подобная оценка — лишь малая часть общей картины. Теперь мы знаем, что мозг подростков предоставляет им грандиозные возможности для саморазвития и поиска собственной идентичности под относительно безопасным присмотром родителей и других взрослых.
Зачем же понадобилось переиздавать книгу десять лет спустя? Во-первых, наука не стоит на месте. Выводы, сделанные в предыдущем издании, были дополнены новыми знаниями, к примеру о восприимчивости подростков к вознаграждению, чувствительности к риску и о социальном мозге. В последние годы исследователи выяснили, как мозг подростков активирует не только антисоциальное, но и просоциальное поведение, когда подростки стремятся внести позитивную лепту в отношения с окружающими. Кроме того, за прошедшие десять лет кардинально изменился и мир самих подростков. Сегодня это «цифровые аборигены», не способные представить себе жизнь без интернета. Более абстрактным стало, допустим, их представление о деньгах: во многих частях мира молодые люди с легкостью живут в кредит и не могут вообразить, как обойтись без банковских карт. Непрерывная связь друг с другом благоприятствует созданию обширной социальной сети. Именно подростки зачастую первыми узнают о технологических разработках, развивают новые идеи и направления и тем самым стимулируют инновации.
С другой стороны, многие особенности подросткового поведения не меняются с течением времени. Я собираю любопытные факты о подростках, на которые то и дело наталкиваюсь в СМИ, и прихожу к выводу: характерное для подростков поведение по-разному проявляется в каждом последующем поколении, но по своей сути остается на удивление неизменным.
В представленном вашему вниманию новом издании я постаралась собрать множество новых научных взглядов на заданную тему и объединить их с расхожим общественным восприятием подростков. Работа над книгой в выбранном мною ракурсе преподнесла немало сюрпризов и доставила мне несказанное удовольствие. Надеюсь, что и вас, дорогие читатели, я смогу удивить и вдохновить.
Эвелин Кроне Предисловие к голландскому переизданию Август 2018 года
Глава 1. Мозг подростка в действии
Что происходит с подростком?
Почему подростки так поздно встают? Почему до последнего откладывают выполнение школьных домашних заданий? Почему рассекают без шлема на скутере, а для катания на скейтборде выбирают самые опасные места? Почему вовремя не возвращаются домой? С другой стороны, чем объяснить внезапное проявление их незаурядных творческих талантов и спортивные достижения? Почему новые музыкальные стили и субкультуры вроде хипстеров или скейтеров нередко возникают именно в подростковом возрасте? Какова роль социальных сетей и инфлюенсеров в жизни молодых людей?
Эти вопросы волнуют многих родителей и педагогов. Родители подростков зачастую не могут взять в толк, почему их жизнерадостный и общительный ребенок, прежде охотно делившийся с ними всеми школьными новостями, теперь запирается у себя в комнате и категорически не желает ни с кем разговаривать. Чем вызвана эта метаморфоза и состояние постоянного конфликта подростка с родителями и с самим собой? Впрочем, трудности подросткового возраста нередко преувеличивают. Многие полагают, что он связан исключительно с неприятностями. Это, конечно же, не так. Подавляющее большинство молодых людей проходит через подростковый период без особых сложностей. С другой стороны, на пути к взрослой жизни и в поисках себя почти все подростки в той или иной степени испытывают чувство неуверенности.
Все мы знаем, что в подростковом периоде у ребенка меняется представление о себе и родителях, однако почему это происходит, остается для нас загадкой. Родители утрачивают доверие своих детей, мальчики и девочки проявляют взаимный интерес, причем совсем иного рода, чем в пору детской дружбы. Отношения с окружающими становятся на порядок сложнее и сбивают с толку не только родителей, но, прежде всего, самих подростков. Что же именно происходит в их головах?
Вот уже почти два десятилетия в научно-исследовательском центре «Мозг и развитие» при Лейденском университете мы изучаем изменения, происходящие в мозге подростков. Возраст участников наших исследований варьируется от 6 до 30 лет. Мы предлагаем им решать задачи, играть в компьютерные игры, рассказывать об их интересах и повседневной деятельности. Они вносят важный вклад в развитие науки: благодаря их участию мы больше узнаём об этом уникальном периоде формирования взрослого человека. В ходе исследований мы сканируем мозг участников — не только для того, чтобы увидеть, как он выглядит, но и затем, чтобы понять, как он работает при выполнении тех или иных задач, то есть мы заглядываем непосредственно в головы подростков. Выясняется, что их мозг способен планировать деятельность, претворять в жизнь творческие замыслы, сдерживать эмоции и завязывать дружеские отношения. Результаты этих исследований открывают совершенно новый взгляд на поведение подростков, отличное от поведения взрослых в силу того, что их мозг работает иначе. За последние двадцать лет в мире было сделано немало открытий в области функционирования мозга в подростковом возрасте. Эти новые знания широко используются неравнодушными родителями и учителями, а также разработчиками школьных и социальных программ. С особенностями мозга подростков считаются не только современные методы обучения, но и, например, уголовное право в отношении несовершеннолетних — в Нидерландах оно приведено в соответствие с последними достижениями науки о мозге. Тем самым сделаны важные шаги, учитывающие как уникальные внутренние резервы подростков, так и их уязвимые стороны.
Бывает и так, что результаты исследований интерпретируются чересчур поспешно или ошибочно, в то время как некорректное их внедрение, например в образовательные программы, чревато серьезными последствиями. Некоторые нейромифы чрезвычайно трудно развенчать. Взять хотя бы широко распространенное заблуждение о том, что человеческий мозг задействован всего на 10 % (нет ничего более далекого от истины: мы постоянно используем все части нашего мозга!).
В представленном вашему вниманию новом издании я шаг за шагом постараюсь изложить результаты последних исследований, посвященных различным аспектам функционирования мозга подростков, а именно: обучающемуся мозгу, эмоциональному мозгу, социальному мозгу и исключительному потенциалу подросткового мозга. Я также подробно остановлюсь на теме социальных сетей, особенно актуальной для нынешнего поколения и связанной как с возможностями, так и с проблемами.
Эта книга — не руководство по воспитанию подростков для родителей. Ее цель — помочь разобраться в особенностях мозга подростка и происходящих в нем трансформациях. Не обещаю, что после прочтения этой монографии ваш ребенок вдруг преобразится — трудный подросток останется трудным! Но вам, возможно, будет легче понять, почему он столь вызывающе себя ведет, так не уверен в себе и не умеет планировать. Я расскажу и о том, что подростковый возраст — это период неповторимых возможностей, открывающихся для оптимального развития человека в поисках своего места в обществе. В последней главе я поделюсь практическими советами для родителей, работников сферы образования и политики.
Родители подростков, участвующих в научных исследованиях, часто недоумевают: почему их ребенок, по дороге в наш центр не проронивший в машине ни звука, с сотрудниками центра вдруг становится необычайно разговорчивым? Чем объяснить резкую перемену его настроения? И почему дома из него и слова не вытянешь? Вот одно из наблюдений, сделанное в ходе наших исследований и неоднократно повторяющееся в этой книге: баланс между функционированием различных областей мозга у подростков способен стремительно меняться. Если раньше поведение подростков объяснялось незрелостью определенных участков мозга, то теперь мы доказали: в первую очередь связи между отделами мозга подростка еще не оптимальны. Возможно, поэтому по дороге в наш центр в мозгу подростка преобладала одна мозговая сеть, а в стенах центра первенство перехватила другая. Неудивительно, что подростки столь непредсказуемы.
Эвелин Кроне: «О чем он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей». Рецензия
Автор
Редакторы
«Проблемный подросток» — это о тебе? Подростковый возраст часто ассоциируется с рискованным поведением, конфликтами с родителями, стремительными переменами настроения и неожиданными поступками. Но подростки напрасно заслужили такую репутацию — только небольшой процент попадает в передряги. Однако все без исключения проходят важнейший в их жизни этап взросления и самоопределения, это «время уникальных возможностей», когда мозг пластичен и открыт к новому, а мир вокруг — огромен и неизведан. Эвелин Кроне, профессор Лейденского Университета и когнитивный нейробиолог, разбирается в особенностях поведения и развития мозга подростков и объясняет, чем так уникален этот период жизни, через который прошел или проходит каждый из нас, и какие изменения происходят в мозге на протяжении первой четверти жизни.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 9/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 4/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 7/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: Всем, кто интересуется тем, как мозг развивается и изменяется на протяжении жизни. Взрослым, которые круто провели подростковый возраст, чтобы еще раз его вспомнить и узнать, что сделало его таким уникальным. Взрослым, которые кое-как продрались через подростковый период, чтобы понять, что могло пойти не так и как их собственный мозг загнал их в такую ловушку. Наконец, подросткам книга поможет еще раз убедиться в уникальности проживаемого ими периода и извлечь из него максимум удовольствия и опыта на (не менее интересное) будущее.
Подростковым считается возраст в промежутке хотя в разных культурах эти рамки могут варьироваться. Несмотря на то, что термины «подростковый» и «пубертатный» часто отождествляются, это совсем не одно и то же. Пубертатным периодом называется период полового созревания, когда в юном организме начинают производиться половые гормоны. Это только первая фаза подросткового возраста. Половые гормоны, конечно же, необходимы для стимуляции развития мозга, но «подростковый» период также включает в себя еще и «социальное взросление», когда мозг подростка преобразуется и приобретает более стабильные связи в результате интенсивных социальных взаимодействий и независимого исследования окружающего мира.
Какие изменения в мозге подростков бросаются в глаза больше всего? Мозг стремительно растет и развивается в первые месяцы после рождения, но изменения в некоторых его областях продолжают происходить вплоть до Известно, что к годам мозг накапливает максимальное количество нейронов и синапсов — соединений между нейронами. Затем случается неожиданное — количество синаптических связей между нейронами начинает снижаться. На самом деле это процесс оптимизации синаптических связей. Остаются только самые важные и необходимые, а избыточные — удаляются (такой процесс называется синаптических прунингом). Этот процесс происходит в мозге неравномерно: в сенсорных отделах, таких как зрительная и слуховая кора, синаптический прунинг заканчивается в районе 8 лет, но в префронтальной коре, ответственной за исполнительные функции и рабочую память, процесс оптимизации синаптических связей происходит до 25 лет (рис. 1).
В то время как объем серого вещества (нейронов и синаптических связей между ними) колеблется и изменяется неравномерно, количество белого вещества увеличивается постепенно на протяжении первой четверти жизни (рис. 1). Белым веществом обычно называют длинные отростки нейронов, покрытые миелиновой оболочкой и из-за этого кажущиеся белыми. Миелин можно воспринимать как клей, цементирующий нейронные связи. Впоследствии сформированная миелиновая оболочка способствует более быстрому проведению сигналов между различными отделами мозга, а значит и улучшенной коммуникации между ними. И весь клей оказывается на своих местах только к 25 годам, что и отличает мозг подростка от мозга взрослых. Учитывая современные знания нейробиологов, порог совершеннолетия, наступающий в 18 лет, — довольно случайная величина, и в реальности подростки достигают зрелости в разном возрасте. В книге «Мозг подростка» Эвелин Кроне разбирает разные оттенки подросткового возраста: возможности к обучению, эмоции и социальность, а также дает советы родителям, педагогам и политикам, как сделать жизнь подростков наиболее приятной и продуктивной.
Планирование — явно не самая сильная черта подростков. Латеральная (то есть боковая) часть префронтальной коры задействована в важнейших функциях, необходимых для успешного планирования и выполнения сложных действий: в решении проблем, сохранении информации в рабочей памяти, манипуляции этой информацией и ингибиторном контроле. Как было сказано выше, префронтальная кора развивается до 25 лет — в ней всё еще удаляются ненужные синаптические связи и формируется миелин. Вероятно, именно из-за этого в подростковом возрасте хуже работает рабочая память — подростки могут удерживать меньше предметов в голове, «онлайн», одновременно. У подростков хуже работает ингибиторный контроль — в поведенческих тестах они медленнее реагируют на спонтанный стоп-сигнал, и следовательно, хуже контролируют импульсивное поведение. Подростки также хуже справляются с тестом Струпа, оценивающим исполнительный контроль. В нем испытуемым показывают слова, написанные разным цветом, и просят называть именно цвет, а не читать само слово. Значение слова и цвет противоречат друг другу, и мозгу требуются немалые усилия, чтобы выполнять этот тест быстро и правильно (рис. 2 — попробуйте быстро называть цвет, которым написано слово!).
Чтобы эффективно планировать сложные вещи, необходимо взаимодействие всех этих функций: одновременно удерживать несколько опций в рабочей памяти, отметать более заманчивые варианты (посидеть в фейсбуке) и быстро разрешать противоречия. Для этого нужна эффективная коммуникация разных отделов мозга, с фокусом на префронтальной коре, а у подростков ей еще только предстоит окончательно сформироваться к 25 годам. Ругать подростков за неспособность идеально согласовывать планы точно не стоит — лучше стараться помочь им в выборе, не навязывая своей точки зрения.
По всей видимости, мозг подростков ориентирован на поощрение и одобрение. Поэтому гораздо эффективнее порой вознаграждать подростков за достигнутые ими успехи, нежели из раза в раз указывать им на совершенные ошибки. Если ваш ребенок получил за контрольную плохую оценку, то лучше сказать: «Ты в состоянии освоить этот материал, я уверен, что в следующий раз ты обязательно справишься», чем «так и на второй год остаться недолго».
Зато количества эмоций подросткам точно не занимать! Исследования показывают, что эмоции подростков часто гиперактивны и преувеличены, и не уравновешиваются рациональными суждениями или ингибирующим контролем. В то же время подростки хуже различают более тонкие или сложные эмоции и могут спутать их, а значит, их реакции не всегда будут соразмерны эмоциям других людей.
Исследования среди подростков по распознаванию эмоций на лицах дали три важных результата. Во-первых, способность распознавать эмоции в возрасте от 10 до 18 лет еще не сформирована окончательно. Некоторые эмоции, такие как радость, уже хорошо определяются детьми. Однако гнев и печаль, к примеру, распознают дети не младше 10 лет. Наиболее сложные эмоции, такие как удивление и страх, молодые люди начинают считывать лишь в позднем подростковом возрасте. Это не означает, что подростки не испытывают этих эмоций или не могут их различить, — просто они чаще взрослых путают наиболее сложные эмоции. Например, испуганное выражение лица они расценивают как удивленное.
Ключевые этапы взросления в подростковой возрасте завязаны на общении со сверстниками. Люди — невероятно социальные существа, подросткам общение с друзьями позволяет сформировать собственную идентичность и интересы, научиться понимать и слышать других, а также отделять себя от остальных. Кстати, родителям не стоит беспокоиться об увлеченности подростков социальными сетями — для мозга общение онлайн и оффлайн во многом идентично.
В подростковом возрасте подростки могут сутками пропадать вне дома и проводить время с друзьями. У них развиваются более интимные дружеские отношения, но появляется и более четкое разделение на друзей и врагов. Тогда же у подростков начинает ярко проявляться модель психического состояния человека («Theory of mind» на английском).
Обладать моделью психического состояния — означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания, так и переживания других людей, что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение.
Типичный эксперимент для оценки модели психического состояния — тест Салли-Энн. У двух девочек — Салли и Энн — есть свои корзинки. Энн кладет бусину в свою корзинку и уходит. В ее отсутствие Салли перекладывает бусину к себе в корзинку. Энн возвращается. Где она будет искать бусину — в своей корзинке или в корзинке Салли? Дети до пяти лет отвечают, что Энн будет искать бусину в корзинке Салли — как будто бы она видела, что Салли перепрятала бусину. Они не понимают, что Энн не обладает этой информацией и будет искать бусину там, где оставила ее. В подростковом возрасте дети уже понимают, что их собственные знания не обязательно транслируются в убеждения других, и окружающие могут обладать ложными убеждениями. За этот социальный навык в мозге опять же отвечает префронтальная кора, но на этот раз — ее медиальная часть (прилежащая к срединной линии мозга). Она активна, когда подростки размышляют о социальных ситуациях, проводят время с друзьями и учатся у окружающих.
Социальность помогает мозгу развиваться и формировать личность подростка, но у нее есть и оборотная сторона: подростки слишком чувствительны к социальному влиянию. Одобрение сверстников приносит им огромное удовольствие, что проявляется в увеличении активности в медиальной части префронтальной коры, в то время как отвержение друзьями ведет к реакциям, аналогичным боли. Социальное отвержение, безусловно, неприятно в любом возрасте, но у подростков реакция гипертрофирована. В исследованиях, где подростков просят оценить бренды и потом сравнивают ответы подростка со сверстниками, показано, что если оценка конкретного подростка отличается от преобладающей в его кругах, в мозге активируется так называемая «тревожная сеть» (включающая переднюю поясную кору и островок), что, вероятно, может подтолкнуть подростка поменять свои убеждения или поступить в соответствии с интересами группы.
«А если все пойдут прыгать с балкона, и ты пойдешь?» — спрашивает разъяренный родитель. Да, подросток пойдет, потому что так устроен его мозг, и подобная формулировка вряд ли поможет ему разобраться со своими чувствами лучше, чем разговор о том, почему для подростков так важно быть частью группы и подчиняться ее интересам.
Невзирая на все трудности, в подростковом возрасте мозг остается очень пластичным. Это позволяет ему легче восстанавливаться при травмах и дает неограниченные возможности в обучении, творчестве и креативности (рис. 3).
. подростки способны мыслить оригинально и на практике воплощать свои идеи. В то время как взрослые склонны решать проблемы по преимуществу рационально, целенаправленно, по накатанной, юный мозг с его постоянно меняющимися нейронными связями открывает подросткам дополнительные возможности для альтернативных решений.
В заключении книги Кроне приводит рекомендации для родителей, педагогов и политиков — своеобразную инструкцию по взаимодействию с подростками, основанную на научных знаниях. Она сводится к тому, что необходимо стараться видеть положительные стороны подросткового периода, ненавязчиво помогая подросткам обходить острые углы. Эвелин Кроне также создала сайт для подростков под названием «Загляни в свой мозг!», где в простой и интерактивной форме собрана информация о развитии мозга, эмоциях, гормонах, социальности, дружбе и проблемах подросткового возраста. Сайт на нидерландском языке, но если перевести его с помощью гугл-переводчика, то можно найти кучу полезной информации!
Эвелин кроне о чем он вообще думает мозг подростка
О чём он вообще думает? Мозг подростка: время уникальных возможностей
Copyright © 2008, revised edition 2018 by Eveline Crone
Originally published in 2008, 2018 by Uitgeverij Prometheus, Amsterdam
© Асоян, Е., перевод на русский язык, 2020
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательский дом «Самокат», 2021
Когда в 2008 году вышло первое издание этой книги, я рассчитывала, что его можно будет найти в книжных магазинах по крайней мере ближайшие полгода. К тому времени уже появилось несколько книг о мозге, однако мозг подростков по-прежнему оставался малоизученным. Большинство изданных на эту тему трудов было посвящено исключительно проблемам, в том числе связанным с воспитанием подростков. Мне же хотелось написать о возможностях подросткового периода. Вопреки моим ожиданиям, книгу раскупили в мгновение ока! Очевидно, пришло время для свежего взгляда на подростковый возраст. Мою книгу покупали не только родители и профессионалы, но и сами подростки, – и это для меня лучший комплимент.
С тех пор наука о мозге получила признание в сфере образования и педагогики, а также в общем понимании потенциала и уязвимых сторон подростков. В настоящее время возглавляемый мною научно-исследовательский центр «Мозг и развитие» при Лейденском университете тесно сотрудничает с администрациями школ, преподавателями, социальными работниками, службой пробации и министерствами. Если раньше подростки считались сплошь неуправляемыми и непредсказуемыми, то сегодня мы понимаем, что подобная оценка – лишь малая часть общей картины. Теперь мы знаем, что мозг подростков предоставляет им грандиозные возможности для саморазвития и поиска собственной идентичности под относительно безопасным присмотром родителей и других взрослых.
Зачем же понадобилось переиздавать книгу десять лет спустя? Во-первых, наука не стоит на месте. Выводы, сделанные в предыдущем издании, были дополнены новыми знаниями, к примеру о восприимчивости подростков к вознаграждению, чувствительности к риску и о социальном мозге. В последние годы исследователи выяснили, как мозг подростков активирует не только антисоциальное, но и просоциальное поведение, когда подростки стремятся внести позитивную лепту в отношения с окружающими. Кроме того, за прошедшие десять лет кардинально изменился и мир самих подростков. Сегодня это «цифровые аборигены», не способные представить себе жизнь без интернета. Более абстрактным стало, допустим, их представление о деньгах: во многих частях мира молодые люди с легкостью живут в кредит и не могут вообразить, как обойтись без банковских карт. Непрерывная связь друг с другом благоприятствует созданию обширной социальной сети. Именно подростки зачастую первыми узнают о технологических разработках, развивают новые идеи и направления и тем самым стимулируют инновации.
С другой стороны, многие особенности подросткового поведения не меняются с течением времени. Я собираю любопытные факты о подростках, на которые то и дело наталкиваюсь в СМИ, и прихожу к выводу: характерное для подростков поведение по-разному проявляется в каждом последующем поколении, но по своей сути остается на удивление неизменным.
В представленном вашему вниманию новом издании я постаралась собрать множество новых научных взглядов на заданную тему и объединить их с расхожим общественным восприятием подростков. Работа над книгой в выбранном мною ракурсе преподнесла немало сюрпризов и доставила мне несказанное удовольствие. Надеюсь, что и вас, дорогие читатели, я смогу удивить и вдохновить.
Глава 1. Мозг подростка в действии
Что происходит с подростком?
Почему подростки так поздно встают? Почему до последнего откладывают выполнение школьных домашних заданий? Почему рассекают без шлема на скутере, а для катания на скейтборде выбирают самые опасные места? Почему вовремя не возвращаются домой? С другой стороны, чем объяснить внезапное проявление их незаурядных творческих талантов и спортивные достижения? Почему новые музыкальные стили и субкультуры вроде хипстеров или скейтеров нередко возникают именно в подростковом возрасте? Какова роль социальных сетей и инфлюенсеров в жизни молодых людей?
Эти вопросы волнуют многих родителей и педагогов. Родители подростков зачастую не могут взять в толк, почему их жизнерадостный и общительный ребенок, прежде охотно делившийся с ними всеми школьными новостями, теперь запирается у себя в комнате и категорически не желает ни с кем разговаривать. Чем вызвана эта метаморфоза и состояние постоянного конфликта подростка с родителями и с самим собой? Впрочем, трудности подросткового возраста нередко преувеличивают. Многие полагают, что он связан исключительно с неприятностями. Это, конечно же, не так. Подавляющее большинство молодых людей проходит через подростковый период без особых сложностей. С другой стороны, на пути к взрослой жизни и в поисках себя почти все подростки в той или иной степени испытывают чувство неуверенности.
Все мы знаем, что в подростковом периоде у ребенка меняется представление о себе и родителях, однако почему это происходит, остается для нас загадкой. Родители утрачивают доверие своих детей, мальчики и девочки проявляют взаимный интерес, причем совсем иного рода, чем в пору детской дружбы. Отношения с окружающими становятся на порядок сложнее и сбивают с толку не только родителей, но, прежде всего, самих подростков. Что же именно происходит в их головах?
Вот уже почти два десятилетия в научно-исследовательском центре «Мозг и развитие» при Лейденском университете мы изучаем изменения, происходящие в мозге подростков. Возраст участников наших исследований варьируется от 6 до 30 лет. Мы предлагаем им решать задачи, играть в компьютерные игры, рассказывать об их интересах и повседневной деятельности. Они вносят важный вклад в развитие науки: благодаря их участию мы больше узнаём об этом уникальном периоде формирования взрослого человека. В ходе исследований мы сканируем мозг участников – не только для того, чтобы увидеть, как он выглядит, но и затем, чтобы понять, как он работает при выполнении тех или иных задач, то есть мы заглядываем непосредственно в головы подростков. Выясняется, что их мозг способен планировать деятельность, претворять в жизнь творческие замыслы, сдерживать эмоции и завязывать дружеские отношения. Результаты этих исследований открывают совершенно новый взгляд на поведение подростков, отличное от поведения взрослых в силу того, что их мозг работает иначе. За последние двадцать лет в мире было сделано немало открытий в области функционирования мозга в подростковом возрасте. Эти новые знания широко используются неравнодушными родителями и учителями, а также разработчиками школьных и социальных программ. С особенностями мозга подростков считаются не только современные методы обучения, но и, например, уголовное право в отношении несовершеннолетних – в Нидерландах оно приведено в соответствие с последними достижениями науки о мозге. Тем самым сделаны важные шаги, учитывающие как уникальные внутренние резервы подростков, так и их уязвимые стороны.
Бывает и так, что результаты исследований интерпретируются чересчур поспешно или ошибочно, в то время как некорректное их внедрение, например в образовательные программы, чревато серьезными последствиями. Некоторые нейромифы чрезвычайно трудно развенчать. Взять хотя бы широко распространенное заблуждение о том, что человеческий мозг задействован всего на 10 % (нет ничего более далекого от истины: мы постоянно используем все части нашего мозга!).