Эвенки чем они занимаются
Эвенки (тунгусы) – кто они, “аристократы Сибири”?
Эвенки стали одним из самых многочисленных северных народов. Более того, за свой долгий и сложный исторический путь они сумели сохранить традиционные верования и обычаи. При этом эвенки успешно “вписались” в современность. За их утончённость и образованность эти племена называли “аристократами Сибири”.
В эвенкийских преданиях хранится множество тайн – в том числе и о происхождении земли и того народа. Многие представители этноса по-прежнему считают священным прародителем ворона и исповедуют принципы шаманизма. Да, эвенки – действительно уникальная народность. Что же значит её название? Как же складывалась история этих племён?
Этногенез народа
О происхождении эвенков до сих пор ведутся жаркие споры. По сути, среди учёных бытует две теории появления этого народа. Сторонники первой из них утверждают, что прародиной этноса был земли у Байкала, а в дальнейшем племена расселились на восток и запад. Приверженцы второй теории считают, что эвенки – результат ассимиляции местным населением уваней, проживавших в долинах у Большого Хингана.
Название эвенков
Я не сомневаюсь, что вам приходилось слышать и другое название эвенков – тунгусы. Сегодня этот термин принадлежит к устаревшим, однако до 30-х годов прошлого века он был весьма распространён даже в научной литературе. Происходит оно от якутского “тонг уус”, что служило определением тунгусских племён.
Сами эвенки называют себя “эвенкил”. Если дословно перевести это выражение, получим – “народ, живущий в горных лесах”. По мнению исследователей, такое происхождение названия связано с древними предками эвенков, большинство которых обитало на горных склонах. Отдельные племена эвенков имели собственные именования: солоны, манегры, бирары.
Эвенки, 1888 год
История народа эвенков (тунгусов)
Согласно самой распространённой среди историков версии, древними предками современных эвенков были монголоидные племена, населявшие Приангарье и Прибайкалье. В дальнейшем они смешались со скотоводческими кочевыми племенами, что пришли с юга, образовав протоэвенкийский этнос.
Однако народу не суждено было познать мирную жизнь. Вскоре на их территории вторглись якуты, что разбили эвенков на две группы – восточную и западную. Подробности истории этноса до появления в регионе русских практически неизвестны.
Эвенки в Сибири / archivesakha.ru (Национальный архив Республики Саха (Якутия))
Если верить источникам, к XVII веку у эвенков уже существовала строгая общественная организация. Социальная структура предполагала наличие князцов – старейшин, которыми становились самые сильные и уважаемые воины общин.
Что примечательно, появление русских венками было воспринято наиболее враждебно в сравнении с другими племенами. Они нередко вступали в противостояние с чужеземцами, сопротивлялись власти русских. В одном из отчётов значится: “Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака”. Такое неповиновение было явной демонстрацией протеста.
Но эвенки “воевали” и на другом поприще. В период распространения христианства они нехотя принимали новую веру, но при этом не собирались отказываться от традиционного мировоззрения. В итоге сложилось особое “народное православие” северных народов, где христианская традиция сплеталась с языческими обрядами.
Например, эвенки нередко мазали губы изображениям святых на иконах кровью животных, веря, что так совершают жертвоприношения, а значит, молитва будет услышана. Впрочем, исконные верования эвенков живы по сей день, а в отдельных селениях можно увидеть ритуалы, что совершались много столетий тому назад.
Эвенский фольклорный ансамбль Osiktakan / © Nikolay Fedotov / ru.wikipedia.org
Отличительные черты
Внешность эвенков имеет свои отличительные черты. Смешение с соседними народностями, что было обусловлено историческими факторами, стало причиной появления трёх типов эвенкийского этноса:
Несмотря на некоторые различия между представителями этих этногрупп, у эвенков есть и общие черты. Этот народ отличается:
Что интересно, в старинных записях казаков или этнографов, прибывших на земли эвенков, значатся особенности характера этих людей. Согласно им, тунгусы – остроумные, но добродушные (порой даже наивные). Также значится, что “в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса”.
Вот такие люльки у эвенков / archivesakha.ru (Национальный архив Республики Саха (Якутия))
Традиционным жилищем эвенков является чум-урус, имеющий форму конуса. Он складывается из жердей, на которые кладут оленьи шкуры. В летнее время в такой конструкции было достаточно жарко, а потому с наступлением тёплых дней тунгусы перекрывали чум. На своё жилище они клали вымоченные берестяные покрывала, что заменяли шкуры.
Чум-урус был не просто домом эвенков. В представлении этого народа жилище было своего рода “Вселенной в миниатюре”, где важнейшая роль отводилась очагу. Не менее почётной была задняя часть уруса, куда могли входить лишь знатные гости. Женщинам на эту часть жилища заходить запрещалось. В отличие от кочевых эвенков, их оседлые братья предпочитали строить не чумы, а полуземлянки.
Эвенкийский берестяной дом, расположенный недалеко от города Мохэ провинции Хэйлунцзян / ru.wikipedia.org
Эвенки ещё в далёком прошлом приобрели репутацию превосходных охотников. Это звание они подтверждают и сегодня. Многие поколения следопытов взрастили в представителях этноса смелость, внимательность, ловкость и особенное отношение к природе. Как и их предки, современные эвенки осознают, что человек в ответе за мир, окружающий его, а потому с любовью и заботой относятся к своему краю.
Эвенки — непокорные “аристократы” Восточной Сибири
Эвенки — северный народ, что известен самобытными традициями и верованиями, которые они сохранили до наших дней. Представители других наций называли их “французами тайги”, отмечая аристократизм и значимость эвенков.
С этим трудно поспорить, ведь в обиходе слово “шаман” появилось благодаря им, немало культурных особенностей было заимствовано другими народностями, а ещё многие эвенки предпочитали носить фраки. И всё это — в Восточной Сибири, что является родиной народа.
При этом официально название эвенков стало использоваться совсем недавно, а сами себя они называют совершенно иначе. Кто же они — загадочные северные племена? Как эти “аристократы” заняли исконные земли? И как складывалась их история?
Название
Термин “эвенки” происходит от самоназвания народа, что звучит как “эвэнкил”, однако в старину сами себя эвенки называли совсем по-другому. Наверняка вам приходилось слышать о тунгусах — а это те же эвенки. Считается, что этноним имеет якутское происхождение.
Кроме того, существовало и менее распространённое название — “орочен”, используемое эвенкийскими племенами. Особенно распространено оно было в районах Приамурья. “Орочен” в переводе с местного языка значит “олений человек”, и именно так называли себя оленеводы Севера. Общепринятым вариантом именования народа стало слово “эвенки”, которое вошло в повсеместный обиход совсем недавно — в начале прошлого века.
Орочен в тайге, перевозящий ребенка.
Несмотря на то, что деятельность эвенков чаще всего была связана с оленеводством, далеко не все представители этого народа занимались разведением этих животных.
Ряд племён южных эвенкийских земель в качестве помощников, тягловой силы и пищи использовал лошадей. Многие эвенки вели оседлый образ жизни, занимаясь охотой или рыболовством.
Эвенки перед своим домом, 1913 год / Фотограф норвежец Фритьоф Нансен / Национальная библиотека Норвегии
Происхождение эвенков
Но когда же эвенки впервые заняли свои территории? И как появился этот народ? Самые ранние упоминания о кочевниках-оленеводах встречаются в китайских исторических хрониках, датируемых V-VII веками.
А вот в записях европейских путешественников сведения об эвенках появились лишь в XII столетии. Отличительной особенностью этих племён в ту пору было содержание небольших стад одомашненных оленей, поскольку эвенки одними из первых стали разводить этих животных.
Относительно происхождения народа учёные высказывают самые разные версии. По мнению, Дж.Белла Артемонского, общины, обитающие у реки Ангары, могут являться прямыми потомками древних народностей, что издавна населяли Сибирь.
Эвенки на берегу Енисея / Фритьоф Нансен / Национальная библиотека Норвегии
В качестве одного из подтверждений такой теории Дж. Белл приводил факт наличия у некоторых эвенкийских племён татуировок, что являлись отличительными признаками родовой принадлежности.
Схожую гипотезу выдвигал и российский историк Г. Миллер. Исследуя особенности языка эвенков и происхождение топонимов Сибири, он пришёл к выводу, что прародителями тунгусов стали именно древние сибирские племена.
Совершенно иное предположение высказал исследователь С. Широкогоров, ставший известным в прошлом веке. Он утверждал, что становление эвенков как народа начинается не в Сибири, а на территории современного Китая, в бассейне реки Хуанхэ. В своих трудах учёный отмечал, что формирование тунгусского этноса происходило в этом регионе ещё в каменном веке.
Василий Верещагин «Дети племени солонов» (подгруппа эвенков, которые проживают в северо-восточном Китае) / Третьяковская галерея, Москва
История эвенков
Несмотря на обилие противоречивых версий и постоянные споры исследователей, большинство историков считает, что древними предками эвенков стали монголоидные племена, что сумели создать Глазковскую культуру бронзового века.
В V-VII веках происходит миграция племён увань, которые через Забайкалье переместились в восточные и северные регионы. Предположительно именно эти перемены и стали первым этапом в образовании протоэвенкийского этноса. В дальнейшем на культуру и расселение эвенков оказали влияние якуты. Они вторглись на земли народа, разделив его на две ветви — восточную и западную.
Типы оседлых тунгусов в Амурской области, 1900-е / Новосибирский государственный краеведческий музей
Русские путешественники и покорители земель появились на территориях эвенков лишь в XVII столетии. К этому периоду народ уже имел чётко обозначенную социальную структуру.
Во главе общин стояли старейшины, которые принимали основные решения, выступали своего рода мелкими правителями. Отчётная документация русских содержит сведения о 360 тунгусских родах, в каждом из которых насчитывалось не менее сотни человек.
Лесные тунгусы, 1862 год / Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули
Отношения с русскими
В сравнении с другими северными народами эвенки казались особенно непокорными. Выплата ясака стала для них обузой, что нередко вызывало конфликты с русскими. В одном из отчётов того времени значится:
“Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака”.
У эвенков были своеобразные традиции гостеприимства. А.Н.Радищев в своих отчётах сообщал:
“[У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготовляя в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго”.
Значительный вклад в налаживание отношений с Российским государством внёс тунгусский князь Гантимур, что объединил под своей властью более 15 тунгусских родов, занимающихся коневодством. Он призвал свой народ принять христианство и стать подданными России.
Однако взамен получил права автономии для своих подвластных территорий. При Гантимуре развивалось военное дело. Многие эвенки стояли на страже российских границ, предупреждая атаку монголов.
Эвенки в 1888 году
Советскую власть эвенки не приняли, а в 20-е годы прошлого века произошло Тунгусское восстание, которое было подавлено. Это событие стало переходным периодом к новому образу жизни.
В советский период многие эвенки переходят к оседлости, в школах преподаётся эвенкийский язык, повышается уровень образованности населения. Несмотря на эти положительные преобразования, тунгусы едва не утратили самобытные черты из-за стремительной ассимиляции.
Хочу отметить, что сегодня культура эвенков переживает времена своего возрождения. Всё больше интереса вызывают древние верования и фольклор этого народа, например, предания о Вороне-прародителе. Тем не менее, современный уклад жизни затронул и северные регионы, а традиционное оленеводство, которым так славились эвенки, в наше время сохраняется лишь в отдалённых уголках Восточной Сибири.
Эвенки
На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с веков из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска и Ангара.
Лесные тунгусы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007) Лесные тунгусы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)
Эвенки (илэ — «человек»; эвэнк, тонгус, орочен (от «орон» — «олень») — коренной народ в Средней и Восточной Сибири. Устаревшее русское название эвенков — тунгусы.
Эвенки проживают на большой территории: от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге. За пределами России эвенки живут в Маньчжурии (Китай) и Монголии.
В Российской Федерации общая численность эвенков составляет 37 843 человека, по данным переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Республика Бурятия, Читинская и Амурская области.
Говорят на эвенкийском языке группы алтайской семьи. Диалекты делятся на три большие группы: северную (к северу от Нижней Тунгуски), южную (к югу от Нижней Тунгуски), и восточную (к востоку от Витима и Лены). В была создана письменность на основе латинского, в 1937 г. — русского алфавита. Литературный язык — на основе говора.
Делятся на несколько субэтнических групп. Наибольшее различие — между западными (Красноярский край, Иркутская обл. и др.) и восточными (Амурская обл., Хабаровский край) эвенками. До XIX в. выделялась многочисленная группа так называемых конных эвенков Забайкалья, которая впоследствии была ассимилирована бурятами и русскими.
Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Считается, что процесс его формирования начался еще в 1-м тыс. путем смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. В результате образовались различные типы эвенков: пешие (охотники), орочен — оленные (оленеводы) и мурчен — конные (коневоды).
На территорию Красноярского края эвенки стали проникать с из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска и Ангара. В XVIII в. ангарские эвенки откочевали на север, в район Подкаменной Тунгуски. Другие группы мигрировали в западном направлении, достигнув Енисея. Затем они повернули на север, расселяясь по енисейским притокам (реки Сым и Турухан), вплоть до Хантайского озера на Таймырского полуострова.
В XVIII в. эвенки совместно с эвенами насчитывали 70 — 80 тыс. человек; в XIX в., по разным оценкам, — от 35 до 65 тыс. человек. Перепись населения 1897 г. выявила по России 66 тыс. носителей «тунгузского наречия», в том числе 2948 человек в Енисейской губернии. В Китае к началу XX в. проживало 10,5 тыс. эвенков, в Монголии — около 2 тыс. человек.
В 1927 г. были образованы Илимпийский, Байкитский и национальный районы, объединенные в 1930 г. в Эвенкийский национальный округ, с 1987 г. — автономный округ, с 1992 г. — самостоятельный субъект РФ, с 2007 г. — муниципальный район в составе Красноярского края.
В Красноярском крае численность эвенков со второй половины XX в. была стабильной, на уровне 4,2—4,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в Красноярском крае проживают 4372 эвенка. Здесь имеется 14 мест компактного проживания эвенков и несколько факторий, в т. ч. поселок Хантайское Озеро, где эвенки живут совместно с долганами, поселок Советская Речка Туруханского района и поселок Вельмо района, фактории Чиринда и Эконда.
Эвенки
Всего: 80 000 чел. КНР :
38 701 (2000) [1]
Россия :
38 396 (Всероссийская перепись 2010 г.) [4]
Содержание
География
Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре (бывш. Верхняя Тунгуска). В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.
История
Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. К прототунгусской общности относят глазковскую культуру. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (5-7 века н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.
Численность
Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. — 64500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (31.8 %), якутский, бурятский и другие языки.
По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Республике Саха.
Численность эвенков в населённых пунктах (2002 г.) [12]
Эвенки России
В России эвенки проживают в основном в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае (4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.). В 1930—2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931—1938 — Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков. Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования.
Численность эвенков в России:
А. Н. Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах:
… Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго… [13]
Известные эвенки
Этноним
Название «тунгус» известно русским с XVI в., а самоназвание «орочен» в Приамурье («орочел» — на Охотском побережье) и «эвен» — в Приангарье известно с XVII в.
Традиционные занятия
Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда из целую. Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. На небольших речках устраивали запоры и устанавливали в них корыта и «морды». В рыбалке участвовало много мужчин.
К мужским относились изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодки-берестянки (бересту шили женщины), лодки-долбленки и нарт. Женщины выделывали шкуры, шили, из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода. Они обрабатывали бересту и шили из неё посуду, а также «тиски» — берестяные полотнища для чумов и для лодок-берестянок. Мужчины умели украшать узорами деревянные, костяные и металлические вещи, женщины — ровдугу, бересту и меха. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми и приготовление пищи.
Эвенки Китая
В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности, проживающих в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):
Эвенки Монголии
В Монголии эвенки представлены только хамниганами (около 3 тысяч человек), проживающими в Селенгинском аймаке.
Топонимы
Историческое имя эвенков — тунгусы — закреплено в ряде топонимов: Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По названию последней назван и знаменитый Тунгусский метеорит.
От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия: Алдан («Алдун»: каменистые берега), Енисей (Ионесcи: большая вода), Лена (Елю-Енэ: большая река), Могоча (золотое дно или холм), Олёкма (Олоохунай: беличья), Сахалин (Сахалян-улла: Чёрная река), Чита (глина).
Эвенкийские административно-территориальные образования
Эвенкийские административно-территориальные образования в настоящее время (2009) имеются в России и Китае. В России к ним относятся Эвенкийский район Красноярского края (бывший Эвенкийский АО), Анабарский, Жиганский и Оленёкский улусы Якутии, Баунтовский район Бурятии и ряд сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии. В прошлом существовали и другие эвенкийские АТО.
В Китае к эвенкийским АТО относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Эвенки» в других словарях:
ЭВЕНКИ — (самоназвания эвенки, орочоны) народность общей численностью 65 тыс. чел. Основные страны расселения: Китай 35 тыс. чел., Российская Федерация 30 тыс. чел. Язык эвенкийский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные… … Современная энциклопедия
Эвенки — (самоназвания эвенки, орочоны) народность общей численностью 65 тыс. чел. Основные страны расселения: Китай 35 тыс. чел., Российская Федерация 30 тыс. чел. Язык эвенкийский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭВЕНКИ — (самоназв. орочон устаревшее выражение тунгусы), народ в Красноярском крае и других районах Сибири. Всего в Российской Федерации 29,9 тыс. человек (1992). 35 тыс. человек живут в Китае (1992). Язык эвенкийский. Верующие приверженцы традиционных… … Большой Энциклопедический словарь
ЭВЕНКИ — ЭВЕНКИ, эвенков, ед. эвенк, эвенка, муж. Народность, живущая в Восточной Сибири, то же, что тунгусы в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЭВЕНКИ — ЭВЕНКИ, ов, ед. эвенк, а, м. Народ, живущий в Эвенкии [прежнее название Ч тунгусы]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭВЕНКИ — (самоназвание орочон, устаревшее тунгусы), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. человек), в Красноярском крае и других районах Сибири. Язык эвенкийский, относящийся к тунгусо маньчжурским языкам. Верующие приверженцы традиционных верований,… … Русская история
эвенки — ов; мн. Народ, живущий в Эвенкийском автономном округе и в других местах Сибири и Дальнего Востока (устаревшее название тунгусы); представители этого народа. ◁ Эвенк, а; м. Эвенкийка, и; мн. род. киек, дат. кийкам; ж. Эвенкийский, ая, ое. Э. язык … Энциклопедический словарь
эвенки — ЭВЕНКИ, ов, мн (ед эвенк, а, м). Народ, живущий в Эвенкийском автономном округе, в России, гл. образом в сев. р нах Красноярского края (прежнее название тунгусы); люди, принадлежащие к этому народу; яз. эвенкийский (тунгусский), тунгусо… … Толковый словарь русских существительных
эвенки — мн. – название тунгусск. народности на верхней, средней и нижней Тунгуске, в Красноярск. крае, ранее назывались чапогиры мн., эвенк. cāpǝgir, которое, возм., связано с сāрǝ беличье гнездо (Бенцинг, Einführung 15). Название эвенки происходит из… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Эвенки — (прежнее назв. тунгусы) народ в Сибири. Границы современного расселения Э.: на З. левобережье Енисея, на С. Заполярная тундра между Енисеем и Леной, на В. южная часть Охотского побережья, на Ю. Амур и северные районы Бурятской АССР. Общая … Большая советская энциклопедия