Фабричная застава что такое
Словари
2. Отдалённая от центра часть города.
1. Воинское подразделение, охраняющее войска на марше и при расположении на месте.
2. Воинское подразделение, охраняющее определённый участок границы.
отт. Место его расположения.
Подъёмная перекладина для открытия и закрытия пути на переездах; шлагбаум.
ЗАСТА́ВА, заставы, жен.
1. Место выезда и въезда в город; пункт, бывший прежде таким местом. Выехать за заставу. Тверская застава в Москве. Нарвская застава в Ленинграде.
2. Заградительный, сторожевой пункт на границах города, области, государства (ист.).
3. Сторожевой отряд в охраняемом пункте (ист. и воен.). «К вечеру можно бы туда поспеть, кабы не заставы царские.» Пушкин. Походные заставы и дозоры. Богатырская застава (нар.-поэт.).
1. В дореволюционной России: место въезда в город, пункт контроля привозимых грузов и приезжающих. Городская з.
2. Воинское подразделение, несущее охранение. Сторожевая з.
3. То же, что пограничная застава (см. пограничный). На заставе. Начальник заставы.
Небольшое военное подразделение, охраняющее определенный участок государственной границы от вторжения противника.
Застава была сожжена.
1. Ист. Заграждение и сторожевой пост при въезде в город, созданные для взыскания подорожных и других налогов, для наблюдения за проезжающими и т. п.; само место въезда в город. З. губернского города. Здесь была городская з.
2. Воинский сторожевой отряд, сторожевое охранение. Сторожевая з. Выставить конные з. Встретить передовые з.
3. Пограничная охрана; место её расположения. Пограничная з. Получить сообщение с заставы. З. в горах.
городская, в России XVII-XIX вв. заграждения и караул при въезде в город для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово «застава» сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов (например, Краснопресненская в Москве, Нарвская в Санкт-Петербурге).
Заграждение и сторожевой пост при въезде в город, созданные для взыскания подорожных и других налогов, для наблюдения за проезжающими и т. п., а также место въезда в город.
К заставе губернского города подъехала телега, в которой сидел дьякон. Н. Успенский, Работник.
Когда-то здесь была городская застава, на мосту люди прощались и целовались, дальше шумел лес и в этот лес уводила дорога. Конецкий, Повесть о радисте Камушкине.
2. Воинское подразделение, охраняющее участок государственной границы, а также местоположение такого подразделения.
По гребню Большого хребта проходит государственная граница. На северном его скате, там, где начинается спуск в долину, находится застава Каменная. Л. Линьков, Заслон у Большой зарубки.
3. Воинский сторожевой отряд, сторожевое охранение.
На рассвете отряды встретили передовые конные заставы, высланные вперед еще с вечера. Марков, Строговы.
Подъемная перекладина для открытия и закрытия пути; шлагбаум.
Громадной массой столпились мы, публика, пред дорожной заставой, опущенной по случаю прохода поезда. Гл. Успенский, С конки на конку.
Тянется по степи мертвая дорога. Шпалы погнили, рельсы заржавели и заросли бурьяном; у переезда нет заставы, нет даже столбика. Вересаев, На мертвой дороге.
Воинское подразделение, охраняющее государственную границу, а также его месторасположение.
Инспекция по карантину растений, перевозимых через границу.
• Зеленая застава (Назв. статьи): Клавдия Сергеевна показывает мне коллекцию «нарушителей», задержанных на «зеленой заставе». Неделя, 1985, № 40; Новиков, 65.
Охраняемое стражей место въезда и выезда из города.
► Не доезжая заставы, у которой вместо часового стояла развалившаяся будка, француз велел остановиться. // Пушкин. Дубровский //; Гово рят, что въехав раз в Петербургскую заставу, люди меняются совершенно. // Лермонтов. Герой нашего времени //
1970-е гг. Кафе «Старая застава» на Сенной площади.
заста́ва, заста́вы, заста́в, заста́ве, заста́вам, заста́ву, заста́вой, заста́вою, заста́вами, заста́вах
сущ., кол-во синонимов: 10
форпост, сторожевой отряд, погранзастава, блокпост, пикет
— С неё начинается Родина.
— КПП на въезде в древний город.
— Воинское подразделение для охраны границы.
— Воинское подразделение, несущее охрану.
— Приём в шашечном эндшпиле, когда дамка отсекает по диагонали группу неприятельских простых шашек.
— Марка югославского автомобиля.
— Фильм Марлена Хуциева «. Ильича».
— Городская таможня в дореволюционной России.
— Фильм Константина Юдина «. в горах».
1) орган охранения войск на марше и при расположении на месте.
прил., кол-во синонимов: 11
прил., кол-во синонимов: 5
прил., кол-во синонимов: 6
1. процесс действия по гл. заставать 1., 2.
2. Результат такого действия.
ЗАСТАВА́НИЕ, ЗАСТАВА́НЬЕ; ЗАСТАВА́ТЬ см. Заста́ть.
сущ., кол-во синонимов: 5
захватывание, поимка, застигание, прихватывание, застукивание
ЗАСТАВА́НИЕ, ЗАСТАВА́НЬЕ; ЗАСТАВА́ТЬ см. Заста́ть.
1. Видеть, находить кого-либо где-либо.
отт. Приходя куда-либо, появляясь где-либо, находить кого-либо в том или ином виде, положении, состоянии.
отт. Появляясь где-либо, находить, обнаруживать что-либо.
2. Внезапно, неожиданно захватывать, застигать где-либо.
3. Неожиданно охватывать кого-либо (о чувствах, желаниях и т.п.).
ЗАСТАВА́ТЬ, застаю, застаёшь; заставая, повел. заставай. несовер. к застать.
ЗАСТАВАТЬ, застать кого, что, улучать, находить где, захватывать;
| становиться впереди кого, загораживать, закрывать собою; застить;
| Стоять слишком долго; останавливаться, мешкать на пути;
| о воде: быть задержанной в течении своем;
| Застой, всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо;
| место, где что-либо застаивается. Застой в росте, в крови, в торговле или торговли, образования.
ЗАСТАВА́НИЕ, ЗАСТАВА́НЬЕ; ЗАСТАВА́ТЬ см. Заста́ть.
За фабричной заставой.
–Переход на постиндустриальное развитие города не может произойти быстро. Это процесс постепенный. К тому же нельзя не учитывать, что промышленность является сегодня одним из основных градостроительных факторов. Ее развитие осуществляется за счет предоставления территорий под новые производства во внешнем промышленном поясе: около 500 га до 2015 г.и 1,5 тыс. га на 2025 г. Это отражено в Генеральном плане развития Петербурга. Тема промзон тщательно проработана совместно с Комитетом по экономической политике, который определяет приоритеты в развитии промышленности.
В Генплане заложено два основных направления преобразования индустриального компонента города. Первое: перепрофилирование старых предприятий, их перебазирование и вывод за город. Второе: строительство и размещение новых производств. Первое направление затрагивает исторический центр с промышленным поясом рубежа XIX–XX вв. От заводских и коммунально-складских объектов будут освобождены Петровский остров, северный берег Малой Невы в районе Уральской ул., берега Большой Невки от Большой Невы до Кантемировского моста, Выборгская, Пироговская и Петроградская набережные, речки Карповка и Ждановка, зона Обводного канала, а также районы Измайловского пр. и Московской-Товарной станции. Предложено изменить структуру береговой зоны в дельте Невы. Старая промышленность технологически была связана с водой, поэтому заводы строились вдоль берега. Сегодня необходимости в такой тесной привязке нет, и береговая линия должна освободиться под жилищное строительство, зоны отдыха. С другой стороны, планируется строительство современных предприятий (прежде всего мировых брэндов, таких как «ЭЛКОТЭК», Bosh). Территории для них зарезервированы в Металлострое, Конной Лахте, Шушарах, на Ржевке и т. д. Хорошие перспективы у промзоны «Нойдорф-Стрельна», где разместится Bosh. Известные компании по многим позициям привлекательны для города.
В свою очередь, Петербург идеально подходит для промышленности высоких технологий, имея солидный научный потенциал и учебную базу, позволяющую готовить кадры любого уровня, от квалифицированного рабочего до топ-менеджера. По мнению правительства Петербурга, здесь должна развиваться промышленность наукоемкая, ресурсосберегающая, экологически чистая. Например, микроэлектроника, представленная ЭЛКОТЭКом, скорее сама, требует защиты от окружающей среды, чем город от ее производства.
— Но перепрофилирование «столетних» предприятий на экологически чистое производство более сложная задача, чем строительство завода «в чистом поле».
— Технологически, может быть, и так. Зато есть готовая территория, здания и сооружения, пригодные под реконструкцию, энергетическое обеспечение. Новостройка требует подготовки площадки, подвода силовых линий, инженерных коммуникаций, создания транспортной инфраструктуры. Правда, новое строительство обходится дешевле, чем реконструкция. Европейцы и американцы предпочитают начинать с нуля. Их строительные конструкции в модуле унифицированы с габаритами оборудования. Поэтому им встроить технологию в существующий корпус сложнее, чем построить заново.
— Вот и вы говорите, что создавать другое производство на базе прежнего невыгодно.
— Это не обязательно должно быть производство. Предприятие выбирает более эффективную форму использования территории и зданий. Например, если вынести за пределы города загрязняющее район резиновое производство «Красного треугольника», в его корпусах вполне можно разместить бизнес-центры, торговлю, общественные организации и т. д. Он очень удобно расположен вдоль Обводного канала, который является трассой скоростного движения. Учитывая масштабы «Красного треугольника», его корпуса будут востребованы. На набережных Обводного канала узким местом являются только «американские мосты» с резко суженной проезжей частью и заниженной высотой проезда под ними. Если там застревает какая-нибудь фура, весь поток машин останавливается. Разработано несколько вариантов решения проблемы, так что бесперебойное сквозное движение по каналу вопрос времени.
— Хорошо если старые заводские здания будут лишь перестроены, а вдруг снесены?
— А это уже вопрос к инвестору. Проектное решение зависит от того, что собираются разместить в корпусах бывшего завода. Но придется прислушаться и к защитникам городской старины. Среди заводских строений есть на редкость красивые. «Краснокирпичную» промышленную архитектуру утратить нельзя. Это очень интересный стиль. Наверняка КГИОП может некоторые такие здания поставить на учет и придать им статус архитектурного памятника. Вот на Обводном канале недалеко от Рузовской ул. стоит круглый заводской корпус. Уникальная форма. Их совсем немного в городе. На Газовой ул., у речки Карповки, такой же. Как вы понимаете, охрана памятников истории и культуры — не моя функция. Тем не менее я за то, чтобы сохранять архитектурный облик зданий, представляющих художественную ценность. Интерьер же можно придумать любой.
— В Петербурге чередование промышленных и жилых кварталов явление историческое.
— Конечно. Вспомните, с чего начинался город? С Адмиралтейства, то есть с судостроительного завода. Петербург циклично менял функции от центра к периферии. И сегодня уже далеко «выскочил» за пределы исторических границ. Функции, естественные несколько десятилетий назад, себя изжили. Производственно-складские участки оказались между жилыми кварталами. Каково, например, жителям домов, граничащих с Московской-Товарной станцией, где день и ночь грохочет железная дорога? Всю деятельность по сортировке вагонов вообще надо вынести за город. Мы внимательно рассматриваем также перспективы освобождения береговой территории между пр. Обуховской обороны и Невой, где сейчас стоят заводы, на очереди вывод складских и производственных объектов в районе Средней Рогатки и т. д. Вдобавок промышленно-складское хозяйство создает огромную транспортную нагрузку на город. Его надо любыми законными (экономическими, правовыми, административными) методами вытеснять из Петербурга. Дорожная сеть у нас ограничена в развитии. Многоуровневые развязки строить нельзя. Поэтому пускать большегрузные фуры в центр, мягко говоря, нецелесообразно.
— Есть примеры функциональной трансформации производств?
— На Петроградской набережной и напротив, на Выборгской, уже идет активный процесс вывода предприятий. Завод «Вибратор» уступил место крупному бизнес-центру. Следующие два дома преобразуют под офисы. Я видел проекты реконструкции и перепрофилирования корпусов и территории заводов «Русский дизель», Людвига Нобеля. «Северный завод» на Черной речке ликвидируется, там будет жилой массив. Как и на месте завода «Вулкан». Корпус завода «Электрик» у Кантемировского моста много лет стоял как незавершенное строительство. Теперь блестит чистыми стеклами: там бизнес, торговля. Есть примеры, когда производство сохраняется, но становится экологически чистым благодаря техническому перевооружению.
— В то же время там, где нельзя сохранить старое здание, возникают новые из стекла и алюминия. Разве это петербургский стиль?
— Но такова сегодня архитектурная мода. Мы не разрешаем изменять лишь планировку района, выдвигаем основные требования к модулю застройки. Мне приносили проект здания на Выборгской набережной. Оно получилось огромным. Значит надо привести его в масштаб, характерный для той территории. А искусственная привязка к какой-то архитектурной стилистике дело — несерьезное. Просто попадаются проекты добротные и невысокого профессионального уровня. Их приходится заворачивать. Но у каждого свой вкус. Навязывать коллегам свое видение нельзя.
— Старые заводские корпуса все же представляют архитектурную ценность. А новые…
— Аккуратные коробочки? Скандинавский подход. Все просто и понятно. Но технология — вещь серьезная. Сборочные линии, технологическое оборудование компонуются в определенной последовательности. У всей этой начинки есть «рубашка»: ставится легкая, эффективная металлическая конструкция. Кроме того, технологические циклы с каждым годом укорачиваются. Поэтому промышленность должна быть мобильной, быстро переналаживаемой, чему обязана отвечать промархитектура. Промышленный архитектор здесь не функционер, а как прежде, творческий работник. Ведь «промка» строит административные, бытовые корпуса, социальную инфраструктуру. Да и некоторые технологические объекты выводятся «в открытую». Как это все увязать и сделать красивый проект, задача настоящего архитектора. У промышленности архитектурных возможностей ничуть не меньше, чем у жилищного и гражданского строительства. Просто у нее свой язык. Знаю по собственному опыту. Производства, которые будем размещать в Петербурге, внимательно оценим и с точки зрения зодчества.
Конечно, есть опасение, что конструктивная схема недолговечна. Но постройки, представляющие архитектурную ценность сегодня, останутся. Пока в Петербурге нет ни одного нового крупного предприятия. Хотя небольшие строятся довольно успешно. Но наша промышленность постепенно поднимается. Поэтому, считаю, у архитекторов Петербурга главные заказы впереди.
Санкт-Петербург
1345 материалов по 985 объектам, 40 080 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Санкт-Петербурге.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я этим городом храним. За фабричной заставой.
Эта заметка является частью дневника «Я этим городом храним»
Мы совершили множество многокилометровых прогулок по различным районам города на Неве. Очередная прогулка будет немного необычной. Она пройдет по почти круговому маршруту по границе нашего города на разных этапах его истории.
Еще в начале XVIII века были учреждены контрольные пункты на главных дорогах при въезде в С-Петербург с заграждениями и караулом. На них осуществлялась проверка грузов, багажа и документов въезжающих в С-Петербург и покидающих его, взимание пошлин и прочие таможенные формальности. Это было сделано с целью отлова беглых крепостных и солдат. При каждой заставе была гаупвахта — здание для размещения воинского караула; дорога у заставы была перегорожена шлагбаумом и рогатками. В 1858 г шлагбаумы и рогатки ликвидировали, но название Средняя Рогатка осталось в топонимике города в память об одной из застав на Московском тракте. Первая застава новой российской столицы находилась вот здесь (рядом с современной станцией метро «Лиговский проспект»)
Лиговский проспект — место расположения первой заставы С-Петербурга
Левый берег Невы возле Невской заставы
Надписи на Московских воротах можно было бы сегодня продолжить названиями нынешних «горячих точек», где современная Россия проводит «усмирительные операции»
место катастрофы 1 декабря 1930 г
Последствия трамвайной катастрофы 1 декабря 1930 г на железнодорожном переезде «Бычий Пост»
Ленинградские газеты о процессе над виновниками аварии 1 декабря 1930 г
Мемориал на площади Победы
Путевой дворец на Средней Рогатке
Старо-калинкин мост — изначальное место расположения Нарвской заставы
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
ЗАСТАВА
Смотреть что такое «ЗАСТАВА» в других словарях:
ЗАСТАВА — ЗАСТАВА, заставы, жен. 1. Место выезда и въезда в город; пункт, бывший прежде таким местом. Выехать за заставу. Тверская застава в Москве. Нарвская застава в Ленинграде. 2. Заградительный, сторожевой пункт на границах города, области, государства … Толковый словарь Ушакова
застава — застава; пограничнай застава пограничная застава … Нанайско-русский словарь
ЗАСТАВА — в военном деле 1) орган охранения войск на марше и при расположении на месте.2) Пограничная застава штатное воинское подразделение пограничных войск, охраняющее определенный участок государственной границы … Большой Энциклопедический словарь
ЗАСТАВА — городская в России 17 19 вв. заграждения и караул при въезде в город для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово застава сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов (напр., Краснопресненская в Москве, Нарвская в… … Большой Энциклопедический словарь
застава — форпост, сторожевой отряд, погранзастава, блокпост, пикет Словарь русских синонимов. застава сущ., кол во синонимов: 10 • блокпост (3) • … Словарь синонимов
Застава — – марка автомобиля, Югославия. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Застава — ЗАСТАВА. См. Сторожевое охраненіе1 и Походныя движенія.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия
Застава — Охрана Застава контрольный пункт на дороге, на водном пути, на границе, на въезде в поселение. Застава воинская часть пограничных войск Застава формирование охранения войск на марше Географические названия Застава деревня в Вачском… … Википедия
застава — ы; ж. 1. Ист. Заграждение и сторожевой пост при въезде в город, созданные для взыскания подорожных и других налогов, для наблюдения за проезжающими и т. п.; само место въезда в город. З. губернского города. Здесь была городская з. 2. Воинский… … Энциклопедический словарь
«ЗАСТАВА» — (Zastava) назв. легковых автомобилей автозавода Црвена застава (Zavodi Crvena Zastava) в г. Крагуевац (Югославия), выпускаемых с 1956 по лицензии итал. концерна ФИАТ (FIAT). В 1986 изготовлялись легковые автомобили особо малого и малого классов.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ЗАСТАВА
Смотреть что такое «ЗАСТАВА» в других словарях:
застава — застава; пограничнай застава пограничная застава … Нанайско-русский словарь
ЗАСТАВА — в военном деле 1) орган охранения войск на марше и при расположении на месте.2) Пограничная застава штатное воинское подразделение пограничных войск, охраняющее определенный участок государственной границы … Большой Энциклопедический словарь
ЗАСТАВА — городская в России 17 19 вв. заграждения и караул при въезде в город для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово застава сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов (напр., Краснопресненская в Москве, Нарвская в… … Большой Энциклопедический словарь
ЗАСТАВА — ЗАСТАВА, ы, жен. 1. В дореволюционной России: место въезда в город, пункт контроля привозимых грузов и приезжающих. Городская з. 2. Воинское подразделение, несущее охранение. Сторожевая з. 3. То же, что пограничная застава (см. пограничный). На… … Толковый словарь Ожегова
застава — форпост, сторожевой отряд, погранзастава, блокпост, пикет Словарь русских синонимов. застава сущ., кол во синонимов: 10 • блокпост (3) • … Словарь синонимов
Застава — – марка автомобиля, Югославия. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Застава — ЗАСТАВА. См. Сторожевое охраненіе1 и Походныя движенія.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия
Застава — Охрана Застава контрольный пункт на дороге, на водном пути, на границе, на въезде в поселение. Застава воинская часть пограничных войск Застава формирование охранения войск на марше Географические названия Застава деревня в Вачском… … Википедия
застава — ы; ж. 1. Ист. Заграждение и сторожевой пост при въезде в город, созданные для взыскания подорожных и других налогов, для наблюдения за проезжающими и т. п.; само место въезда в город. З. губернского города. Здесь была городская з. 2. Воинский… … Энциклопедический словарь
«ЗАСТАВА» — (Zastava) назв. легковых автомобилей автозавода Црвена застава (Zavodi Crvena Zastava) в г. Крагуевац (Югославия), выпускаемых с 1956 по лицензии итал. концерна ФИАТ (FIAT). В 1986 изготовлялись легковые автомобили особо малого и малого классов.… … Большой энциклопедический политехнический словарь