Фабрика алафузова что это

Фабрика Алафузова

В каждом городе есть здания и объекты, окутанные толстым слоем мистики. В Казани таковым является бывшая фабрика Алафузова, интерес к которой вырос в последние годы благодаря удивительным событиям, происходящим на ее территории. Впрочем, обо всем по порядку.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Расцвет фабрики

Во второй половине позапрошлого столетия самым уважаемым и в тоже время богатым человеком Адмиралтейской слободы по праву считался Иван Алафузов. Среди местного населения даже ходили поговорки, в которых люди желали друг другу жить, как этот удивительный персонаж.

Невероятное трудолюбие и удача – именно эти 2 фактора как нельзя лучше характеризуют Алафузова. Их сочетание быстро принесло свои плоды – в 1865 году, когда ему было всего 18 лет, Иван открыл льнопрядильную фабрику. Ее продукция спустя всего лишь пару лет начала пользоваться громадной популярностью, что позволило предприятию быстро стать одним из главных игроков в текстильной промышленности Российской империи.

Такой успех не вскружил голову Алафузову и он продолжал упорно трудиться. При этом он никогда не забывал о тех, кому обязан своим богатством – простых рабочих фабрики. По его инициативе специально для нужд персонала на протяжении 1870-1880-х гг. были построены такие объекты инфраструктуры, как:

После преждевременной кончины владельца фабрики в 1895 году все это продолжало исправно функционировать. Даже Октябрьская революция не сильно изменила обстановку – предприятие продолжало функционировать практически в том же режиме.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Советский период

К сожалению, после развала СССР, фабрика вступила в полосу жесточайшего кризиса, связанного с неразберихой вокруг формы собственности и частой сменой владельцев. В итоге показатели производства ухудшались с каждым годом, пока в 2007 году не было принято решение об окончательном закрытии «Алафузовской».

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что этоМистическое настоящее

Впрочем, здание не стояло долго без дела. В 2013 году фабрику приобрел местный предприниматель Андрей Питулов, который хотел превратить ее в настоящее творческое пространство.

И здесь начинается самое удивительное. Экстрасенсы и люди творческих профессий, бывающие здесь, стали неоднократно замечать мистические силуэты и приведение бывшего владельца фабрики, которое порой задумчиво и удивленно рассматривает свои былые владения.

Эти явления прекратились лишь после того, как новый владелец здания фабрики вместе с несколькими ясновидящими смогли отыскать могилу Алафузова. Они провели на ней специальный ритуал, во время которого Питулов написал письмо с благодарностями для бывшего собственника. Удивительно, но после этого пугающих событий стало случаться намного реже. Теперь призрак появляется только в определенные моменты с целью помочь владельцу фабрики или его гостям.

Если Вы хотите посетить это удивительное место, «Экскурсионный Сервис Казань» ждет Вас! Мы организовываем на постоянной основе насыщенные и интересные экскурсии по Казани, которые наверняка оставят Вас в абсолютном восторге.

Источник

Алафузовские фабрики: как строилась империя знаменитого казанского промышленника

Как росла Ягодная слобода на рубеже XIX—XX веков

Как стало известно в конце прошлого года, один из корпусов льнокомбината на улице Гладилова в Казани планируется снести. Бывшая империя купца Алафузова меняет свой облик. В связи с этим мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Фирма Алафузова» (вторая половина XIX — начало XX века): греческая мечта на российской земле» Лилии Габдрафиковой, Бахтияра Измайлова и Радика Салихова. Этот фрагмент — о том, как были устроены фабрики промышленника.

Алафузовские фабрики и заводы, расположенные в Ягодной и Адмиралтейской слободах Казани, представляли собой обширное и многоотраслевое хозяйство, которое требовало постоянного внимания, обновления, как самих зданий, так и производства. К 1917 г. это было огромное промышленное предприятие, состоящие из более чем, трех десятков фабричных и заводских корпусов, конторы, жилых помещений, сторожек и ряда зданий, обслуживающих потребности нескольких тысяч рабочих и служащих. По мере расширения производства и выпуска новых товаров расширялось и фабрично-заводское пространство. Алафузовский промышленный гигант в начале XX века включал в себя главную контору, кожевенный и подошвенный заводы, ткацкую фабрику, юфтово-закройную, заготовочную, казенно-сапожную и обмундировальную мастерские, прядильное, химическое и белильное отделения, ремонтный корпус, казарменный корпус, слесарню, ясли, сторожки и столовую.

Начало реконструкции завода в Ягодной слободе начал Иван Иванович Алафузов, который, выкупив у «Товарищества Казанского кожевенного завода» предприятие Котеловых, энергично взялся за его модернизацию. Предприниматель построил рядом два новых дома: двухэтажный деревянный и трехэтажный деревянно-кирпичный. У молодого предпринимателя были большие планы, он не собирался ограничиваться имеющимся кожевенным производством, а готовил еще один коммерческий проект. Новое текстильное производство, в отличие от кожевенного, разместили в каменном доме, специально отстроенном для этого в 1862 г.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что этоИсточник: «Иллюстрированный спутник по Волге», С. Монастырский, 1884 г.

Застройка Алафузовского промышленного комплекса в Казани велась постепенно, к 1870-му в Ягодной слободе сложился внутренний заводской двор. В центре двора стоял реконструированный дом бывшего владельца кожевенного завода Котелова. Там разместилась главная контора предприятия. Первый этаж дома был каменным, второй и третий этаж — деревянными. Рядом имелся небольшой садик. Производство с каждым годом расширялось, как было упомянуто выше, уже к 1874 году кожевенные заводы Алафузова получили высокую оценку профессора казанского университета Китарры.

Для прядильного отделения в 1865 г. было приобретено 165 единиц оборудования: среди них мокропрядильные и сухопрядильные ватеры, барабаны для сушки, для мотки пряжи, ленточные, чесальные, раскладочные, прядильные машины различных фирм с разным количеством веретен («Лауссан», «Фербер», «Кольбе») и т. д. На механизацию прядильного цеха И.И. Алафузовым было потрачено 88 968 рублей. Для ткацкого отделения закуплено 245 ткацких станков систем: «Платт», «Гариссон», «Смитт», «Лауссан», «Паркер» общей стоимостью 27 645 рублей. Кроме того, одних только огромных чанов емкостью до 55 000 кубических футов было установлено 378 штук. Судя по всему, они были предназначены для красильного отделения. Таким образом, только на техническое оснащение текстильного производства было выделено 116 613 рублей. Конечно же, для того времени это колоссальные затраты. На транспортировку закупленного оборудования тоже требовались немалые средства и время. Иногда это затягивалось на несколько лет. Ведь они приобретались либо за рубежом, либо в Центральной России. Например, для перевозки из Петербурга, сборки и установки машин, купленных в 1883 году, механику И.А. Бурмакину потребовалось целых 3 года. Для сборки и установки на месте новых технических устройств нужны были, в свою очередь, квалифицированные кадры. Для этого И.И. Алафузов привлекал специалистов из других промышленных предприятий.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что этоЗдание управления Торгово-промышленного общества алафузовских фабрик и заводов. Казань, 1890-е годы. Из фондов Национального музея РТ

Оборудование было приобретено не только в 1865 году, обновляли производственную технику также в 1876, в 1883, в 1898 годах. Гораздо меньше средств было потрачено на техническое оснащение кожевенных отделений. В 1876 году в них были установлены несколько паровых котлов и паровых машин на 12 и 16 номинальных сил. На оборудование для второго и третьего отделений, где размещались кожевенные мастерские, было потрачено чуть более 4 000 рублей.

Между тем механизации ткацкого и льнопрядильного оборудования уделялось гораздо больше внимания и средств. Следующее масштабное оснащение техникой проводилось в 1898 году. Машинное оборудование закупили в Великобритании. Это были новые модели уже применявшихся в работе фабрики фирм: «Лауссан», «Гаррисон», «Смитт», «Кольба», «Платт». Из 104 264 рублей, затраченных на этот раз на техническое оснащение, большая часть — 67 214 рублей — приходилась на ткацкую фабрику и оставшаяся сумма на прядильную. Всего же в начале XX века общая стоимость оборудования в казанских предприятиях Алафузовых оценивалась в 326 354 рубля 50 копеек. В это же время, взамен прежнего газового, было проведено электрическое освещение, началась замена паровых машин электрическими моторами. Надо отметить, что электрификации казанских предприятий Алафузовых предшествовала долгая работа по изучению различных коммерческих предложений. Ответственным за это дело был назначен Муррей, один из директоров мануфактуры. Переговоры о проведении электричества велись с представительствами фирм «Кнопп», «Рам», «Эшер Висс и К°», «Сименс и Гальск», Нижегородским товариществом электрического освещения и другими компаниями. Сложность состояла в том, что проведение электричества было связано и с установкой машин, поэтому надо было учесть все нюансы этого дела. Собрав все предложения, Муррей направил их в Санкт-Петербург, в главное правление с тем, чтобы окончательное решение уже было принято с помощью приглашенного электротехника. Это лишь один небольшой эпизод непрерывного рабочего процесса, который продолжался почти 70 лет. В результате, через несколько лет, к началу XX века, фабрично-заводские помещения предприятий Алафузовых в Казани, размещающиеся в Ягодной слободе, начали освещаться от собственной электрической станции.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что этоОдна из алафузовских фабрик с часами и колоколом, оповещавшим о начале и окончании рабочего дня. Иллюстрация из книги Р. Салихова и Б. Измайлова «Адмиралтейская слобода»

За успехами фирмы стояли сотни, тысячи людей. Многие из них трудились только с одной целью — выжить. Их не пугала многочасовая работа, которая охватывала, практически, весь световой день и у человека оставалось время лишь на сон. Среди них были не только мужчины, но и женщины, и дети. Они соглашались на работу в любых помещениях, грязных, душных, с невыносимым запахом. На первых порах, направляя основные средства на модернизацию производства, руководитель фирмы не уделял должного внимания развитию социальной инфраструктуры вокруг предприятия, на улучшение условий жизни и труда. Кроме того, количество рабочих постоянно росло, поэтому уже имеющиеся социальные объекты не удовлетворяли потребностей всех работников.

Между тем некоторые люди не только работали на заводе, но и жили там же. В первые десятилетия функционирования Алафузовских предприятий в Казани отсутствовали отдельные жилые помещений. Часть рабочих и в 1870-е годы оставались на ночлег в производственных цехах. Эта было довольно распространенной практикой, особенно на мелких предприятиях. Но уже к 1873 году в фабрично-заводском дворе имелись так называемые «заводские спальни» (специальные жилые комнаты), но, очевидно, мест на всех не хватало.

Быстроразвивающиеся заводы и фабрика Алафузова постоянно привлекали внимание казанской интеллигенции, в особенности тех, кто участвовал в выпуске местных периодических изданий. Так, ярым критиком деятельности И.И. Алафузова был сотрудник «Волжско-Камской газеты» Н.И. Агафонов. Но, несмотря на негативный настрой журналиста, предприниматель, очевидно, не хотел полностью отказываться от внимания прессы. Иногда газетчики оказывались в фабричном дворе и получали доступ в цеха по приглашению руководства предприятия. Так, задуманное как показательное мероприятие с демонстрацией достижений производства, посещение делегатами казанского съезда естествоиспытателей алафузовской фабрики в 1873 году обернулось жесткой критической компанией в прессе. Заметка, опубликованная в «Волжско-Камской газете», потом была перепечатана в столичных изданиях «Отечественные записки», «Голос». Делегатов-естествоиспытателей во время экскурсии по заводу и фабрике заинтересовали не машины и объем продукции, как ожидал сам И.И. Алафузов, а условия труда и жизни рабочих.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что этоВид на Алафузовский завод, 1892 год. Фото В.П. Бебина. Фото: pastvu.com

Помещения кожевенных заводов они нашли мрачными и сырыми, «с густым отвратительным воздухом, зараженным запахом сырья и тех материалов, которые сопряжены с обработкой кож». Хотя специфика кожевенного дела была известна всем и неудивительно, что в помещении стоял особый запах, данные замечания показались издателям периодической печати заслуживающими особого внимания. Низкую оценку получили и условия труда на прядильной фабрике. Здесь особенно тяжелой считалась работа в цехе мокропрядильных ватеров. «Длинными рядами стояли ватера. В цехе сыро и грязно. В корытах для замочки пряжи кучами ползают черви. Руки работниц разъедены до ран и в грязи, ноги до колен в грязи», — так описывали цех мокрых ватеров льнопрядильной фабрики Алафузова, со слов очевидцев, уже советские авторы. Основывались они в том числе и на газетной публикации, наделавшей много шума в 1873 году.

К слову, описанные в корыте черви могли появиться и по вине работников фабрики, из-за несоблюдения некоторых технических условий. Например, в правилах внутреннего распорядка на фабрике и заводе Торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов в Казани от 1908 года уже было прописано о том, что нельзя оставлять мокрую пряжу «не смотанной и не высушенной более 12 часов без опасности испортиться». Поэтому рабочие и подмастерья мотального отделения и сушильщики обязаны были в субботы и кануны праздников доделать работу за отдельную сдельную плату.

Положение не спасало даже установление вентиляторов в цехах. Например, в 1890-е годы они имелись во всех кожевенных заводах, в том числе в Перми и Камышлове. Советские исследователи склоняются к тому, что фабрично-заводские помещения Алафузовых практически не проветривались, либо вентиляция в них отсутствовала вовсе. Например, рабочий процесс на текстильном производстве сопровождался мелкой льняной пылью, а многие работницы страдали различными заболеваниями дыхательных путей, среди которых особенно выделялась чахотка. Хотя здесь надо отметить, что туберкулез был одним из самых распространенных заболеваний того времени и не только среди рабочего люда, условия труда и жизни которого, безусловно, ухудшали состояние здоровья. Чахоткой страдали и представители благополучных социальных групп. Эта проблема стала одной из острейших во всех городах и селениях Российской Империи. В 1912 году по инициативе императорской семьи появился специальный праздник «День белого цветка», который был задуман как сбор средств на лечение туберкулезных больных. Поэтому состояние здоровья рабочих Алафузовского общества отражало скорее общие тенденции эпохи, а не являлось следствием особых условий труда.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что этоКвартиры для рабочих алафузовских фабрик. Вторая половина 1890—1900 гг. Иллюстрация из книги Р. Салихова и Б. Измайлова «Адмиралтейская слобода»

ХIХ век примечателен в истории России тем, что в этот период получает особое развитие просвещение, что характеризировалось увеличением числа интеллигенции, ростом ее публицистической активности. У людей менялось сознание, появился определенный практицизм в мышлении, была установлена прямая связь между санитарными условиями жизни и заболеваниями, смертностью. Поэтому неудивительно, что еще одним моментом, привлекшим особое внимание делегатов казанского съезда естествоиспытателей в 1873 году, стали заводские жилые помещения. Они представляли собой узкое продолговатое помещение, вдоль стен были устроены нары. Посетителей поразило отсутствие постельного белья, рабочие спали на рогожах, рваных полушубках и армяках. На веревках, растянутых вдоль всей комнаты, висели грязные лапти, сушилось всевозможное белье (онучи, рубахи). Естественно, воздух в этом помещении, где проживали около двух сотен человек, оставлял желать лучшего. Он обдавал затхлостью и гнилью. Кроме того, крыша заводской «спальни» сильно протекала. «Летом ничего-с, сударь, а вот ежели теперича, зимой, так оно тово, точно, со стен и потолка шибко льет», — так представил гостям заводское жилье служащий конторы.

Конечно же, условия жизни и труда не оставались неизменными, были и позитивные сдвиги. Например, в начале XX века в фабрично-заводских жилых помещениях уже не было той сырости, о которой в середине прошлого столетия писали все газеты. Рабочим не разрешали стирать белье в спальнях, их штрафовали за беспорядок. С ростом числа трудящихся и с расширением производства, преобразилось и заводское пространство. К рубежу XIX—XX веков оно представляло собой уже сложную застройку с многочисленными корпусами: мастерскими, складами, жилыми домами, конторой, фабрично-заводской школой. Особенно активно предприятие начало развиваться с 1890-х годов. К этому времени в промышленный комплекс входили: льнопрядильная и ткацкая фабрики, химическое и красильное отделения, кожевенные заводы, обувная, сбруйная, амуничная и пошивочная фабрики, суконная фабрика, газовый завод, механическая, слесарная, столярно-токарная мастерские, две кузницы и другие мастерские. Кроме того, обмундировальная, чесальная, сортировальная мастерские.

Источник

Это «Фабрика Алафузова». Первый казанский лофт в двухсотлетнем здании

Рассказываем, как организаторы казанского пространства остались с долгами в 100 миллионов, но так и не сдались.

Проект «Фабрика Алафузова» запустил клубный промоутер Андрей Питулов в 2015 году. Он разместился в бывшем здании фабрики по обработке шерсти и уже несколько раз за всё время существования оказывался на грани краха. Но, несмотря на огромные долги и отказ партнёров, лофт не прекращал мероприятия и ремонт. Казанский сайт Enter по нашей просьбе узнал подробности о жизни проекта.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

текст:
Арина Добродеева

Коротко:

Попасть впросак с деньгами не страшно: Питулов рассказывает, как задолжал 100 млн рублей и продолжает строить свой проект.

Мотивировать сотрудников можно не деньгами: команда «Фабрики» держится на собственной инициативе несмотря на долги и отсутствие средств.

Важно находить подход к каждому резиденту и мероприятию: «Фабрика» варьирует цены в зависимости от арендаторов, делая скидки тем, кому они нужнее.

В оформлении можно использовать всё: в лофте винтажные диваны соседствуют со старыми креслами из кафе и занавесом из театра, и это органично.

Заразительный пример «Красного Октября»

Клубный промоутер из Казани Андрей Питулов в 2012 году помогал знакомым организовать Progressive Daddy в Москве, а заодно стал невольным свидетелем возрождения «Красного Октября» — столичного завода, превратившегося в полноценный креативный кластер. Именно тогда он задался вопросом — почему в Казани такого нет? — и почти одновременно с этим узнал о продаже в столице Татарстана фабрики.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Андрей Питулов
создатель лофта «Фабрика Алафузова»

— В 2013-м мне исполнилось 40 лет, и я начал думать, чем бы мне хотелось заняться. Причём обязательным условием была долгосрочность проекта и возможность использовать все навыки и знания, которые я приобрёл до этого. И примерно в это же время один товарищ рассказал мне, что фабрику на Гладилова выставили на продажу по цене хорошего коттеджа.

По странному стечению обстоятельств эту площадку Питулов знал с детства. Когда-то он жил в доме напротив и отлично помнил ужасную вонь аммиака и мокрой шерсти, которую обрабатывали в цехах фабрики, когда-то принадлежавшей местному меценату Ивану Алафузову.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Поиск средств на лофт — никому ещё толком не известное понятие в 2014 году — отнял довольно много времени и сил. Первую часть Питулов нашёл быстро, продав доставшийся по наследству офис и заняв ещё небольшую сумму. Эти деньги он вложил в качестве аванса, но поиск второй половины неожиданно затянулся, стали капать пени: по восемь тысяч рублей в сутки. В итоге, когда искомая сумма выросла до 1,7 млн рублей, Питулов обратился в финансовую компанию «Пять капиталов». Она дала деньги под процент — не только на выкуп здания, но и на работы по проектировке. Договор был рассчитан на три года.

Долги, кредиты и Агентство страховых выплат

В результате только на техническое обследование всех зданий, конструкций и фундамента фабрики ушло 1,5 млн рублей, но, благодаря «Пяти капиталам», дело шло быстро. Вот только согласование эскиза фасада затянулось на 10 месяцев, а проценты продолжали начислять. Примерно в это же время Адмиралтейскую слободу, в которой располагается фабрика, признали исторической частью города, что заметно осложнило процесс.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Андрей Питулов
создатель лофта «Фабрика Алафузова»

— Мы провели все этапы работ, начиная с конструкторских разработок, электрики, канализации, водоснабжения, освещения. В результате тщательной экспертизы пересчитали всё это в денежный эквивалент и вышли на сумму в 250 млн рублей.

Увидев такие цифры, Питулов обратился к московскому заводу «Флакон» с предложением поучаствовать в проекте, но заинтересовать столичный проект не получилось, да и средств не хватало. А когда он вернулся с переговоров, «Пять капиталов» заявила о прекращении сотрудничества и потребовала отдать всю сумму в ближайший год. Благо бывшие партнёры помогли промоутеру взять кредит в «Булгар Банке».

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Андрей Питулов
создатель лофта «Фабрика Алафузова»

— Мы с «Пятью капиталами» планировали поделить здание на мелкие помещения, чтобы продавать их по отдельности и вырученными средствами рассчитываться за кредит. Но банк лопнул, и ему на смену пришло Агентство страховых выплат, которому наша схема не понравилась. Поэтому сейчас мы пытаемся придумать что-то ещё, параллельно судимся с ними и ждём независимую экспертизу.

Мероприятия и «невероятный человеческий климат»

Основной источник дохода «Фабрики» — это мероприятия. Их проводят здесь регулярно с лета 2015 года, несмотря на то, что ремонт всё ещё продолжается. Первыми были в том числе и историко-тематические события по мотивам работы фабрики под названиями «Лён», «Кожа», «Шерсть» и «Брезент». Их проводили совместно с промогруппой BNF.

Источник

«Фабрика Алафузова». Через долг в сто миллионов к большой мечте

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

У казанского лофта «Фабрика Алафузова» сложный бэкграунд: за время своего существования он успел столкнуться с кризисом, обрасти долгами в сто миллионов рублей, повисеть в разделе «продажа» на Avito, расстаться с партнерами и не только. При этом ремонт и организация мероприятий, несмотря на трудности, не останавливались.

Enter совместно с «Мастерами России» рассказывает о том, как клубный промоутер Андрей Питулов купил фабрику по обработке шерсти, чтобы открыть в ней первый казанский лофт.

«Фабрика Алафузова» в цифрах

год постройки первого здания на «Фабрике»

год запуска проекта

8 600

м² общая площадь комплекса зданий и территорий

16,5 млн ₽

изначальная стоимость комплекса зданий

100 млн ₽

вложения на начальном этапе

200-250 ₽

стоимость м² для резидентов

100 млн ₽

долг банку и партнерам в 2018 году

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Лофт по цене коттеджа

В 2012 году казанский клубный промоутер Андрей Питулов помогал своим знакомым с открытием заведения Progressive Daddy в Москве. И в то же время он стал свидетелем ревитализации московского «Красного Октября», наблюдая за тем, как пространство заполнялось арендаторами, студиями, клубами и галереями. Увиденное натолкнуло Питулова на вопрос: почему в Казани нет подобных площадок? «В 2013-м мне исполнилось 40 лет, и я начал думать, чем бы мне хотелось заняться. Причем обязательным условием была долгосрочность проекта и возможность использовать все навыки и знания, которые я приобрел до этого. И примерно в это же время один мой товарищ рассказал мне, что фабрику на Гладилова выставили на продажу по цене хорошего коттеджа», — вспоминает Питулов.

Комплекс зданий и территорий, которые он приобрел, — не что иное как фабрика первичной обработки шерсти, принадлежавшая меценату Ивану Алафузову. «Я сюда даже заходить не хотел поначалу: мне хорошо были знакомы эти здания, ведь я вырос в доме через дорогу. Раньше здесь сортировали, обезжиривали, обрабатывали аммиаком, мыли и сушили шерсть — отсюда постоянно шла ужасная вонь», — рассказывает Питулов.

В 2014 году Андрей Питулов загорелся идеей создания лофта, когда в Казани никто толком и не понимал, что это вообще такое. Несмотря на предложения «снести фабрику и построить на ее месте что-то другое», Питулов продал офис, доставшийся по наследству, занял еще немного денег — получилась ровно половина суммы. Он внес аванс с расчетом, что вторая часть найдется так же просто, как и первая. Поиски затянулись, начислялись пени — каждый день по восемь тысяч. Когда «накапало» уже 1,7 млн рублей, бывший промоутер вышел на финансовую компанию «Пять Капиталов». Им понравился проект и они предложили Питулову деньги на выкуп и проектные работы — договорились о сотрудничестве сроком в три года, а средства, разумеется, дали под процент.

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Фабрика алафузова что это. Смотреть фото Фабрика алафузова что это. Смотреть картинку Фабрика алафузова что это. Картинка про Фабрика алафузова что это. Фото Фабрика алафузова что это

Проектные работы и выход партнеров из бизнеса

«Фактически “Пять Капиталов” были самыми настоящими ростовщиками, но умели вести дела: они быстро выработали методологию и последовательность всех необходимых действий», — вспоминает Питулов. После этого работа пошла быстрее — на «Фабрике» провели техническое обследование всех зданий, конструкций и фундамента — все это вылилось в 1,5 млн рублей. Создали эскизный проект фасада, отдали его на согласование, которое затянулось на десять месяцев. Партнерство с «Пятью Капиталами» было отличной иллюстрацией к выражению «время — деньги»: проценты продолжали капать.

В начале 2015 года в момент согласования эскизного проекта Адмиралтейскую слободу признали исторической частью города, что значительно осложнило весь процесс. В конце октября Питулов и партнеры наконец получили добро на начало проектных работ.

Проектирование обошлось в 5 млн рублей: им занимался старый друг Питулова из архитектурной компании «Старая Казань». «Мы провели все этапы работ, начиная с конструкторских разработок, электрики, канализации, водоснабжения, освещения. В результате тщательной экспертизы пересчитали все это в денежный эквивалент и вышли на сумму в 250 млн рублей», — рассказывает владелец «Фабрики Алафузова».

Питулов поехал в Москву, чтобы показать свой проект лофта команде дизайн-завода «Флакон». «Я предложил им принять участие в проекте, но они не были в этом заинтересованы, да и средств не хватало. Как мне говорили ребята из “Флакона”: “Закопать в старое здание можно любую сумму от 100 млн до 1 млрд, да и улучшать его можно бесконечно, но какой в этом смысл? А к моему возвращению из столицы “Пять Капиталов” решили, что не готовы к таким большим вложениям и решили выйти из проекта — дали мне год на то, чтобы я с ними рассчитался», — вспоминает он.

После того, как в 2016-м «Пять Капиталов» покинули проект, Питулов остался наедине со своим бизнесом. Бывшие партнеры помогли ему взять кредит в «Булгар Банке»: часть ушла на строительство и ремонт, а вторая — на выкуп доли и уплату процентов. Однако чуть позже банк лишили лицензии, что значительно усложнило работу «Фабрики». «Мы с “Пятью Капиталами” планировали поделить здание на мелкие помещения, чтобы продавать их по отдельности и вырученными средствами рассчитываться за кредит. Но банк лопнул, и ему на смену пришло Агентство страховых выплат, которому наша схема не понравилась. Поэтому сейчас мы пытаемся придумать что-то еще, параллельно судимся с ними и ждем независимую экспертизу», — рассказывает Питулов.

Алафузовцы и организация мероприятий в лофте

В начале 2016-го на Avito появилось объявление о продаже «Фабрики», но несмотря на это работа в лофте не останавливалась: строительство и ремонт продолжались, мероприятия организовывались — площадка развивалась как креативное пространство. «Лето 2015-го выдалось очень активным: мы вместе с промо-группой BNF провели много классных вечеринок. В том числе и историко-тематических: “Шерсть”, “Брезент”, “Лён”, “Кожа” — по мотивам работы фабрики. И самое главное: начали приходить люди, которые хотели что-то делать», — рассказывает Питулов.

Команда «Фабрики» или алафузовцы, как они сами себя называют — это не история про иерархию, четкое разделение обязанностей и должностные инструкции. За некоторыми из участников коллектива закреплена какая-либо зона ответственности, к примеру, электрика, охрана, контроль билетов, но в основном здесь каждый занимается тем, чем может или хочет. Кто-то открывает секонд-хенд, кто-то помогает с организацией мероприятий, кто-то готовит настоящий узбекский плов или вафли, кто-то водит экскурсии по «Фабрике» и так далее.

«Вообще, здесь какой-то невероятный человеческий климат, особенный. Наш коллектив — это люди, которых мы всегда ждали, но никогда не выбирали — все происходило и происходит само собой. И эту команду я считаю блестящей, потому что мало кто сможет работать в условиях, где денег нет вообще. После “Фабрики” они справятся в любом другом месте с закрытыми глазами», — объясняет Питулов.

Организацией мероприятий в основном занимается сам владелец и идеолог площадки: он разрабатывает концепции и продумывает наполнение. За время своего существования «Фабрика» уже обзавелась традиционными мероприятиями. «Ночью музеев», например: в 2018-м ее посетили больше 1 200 человек. Множество вечеринок на площадке организует промо-группа BNF. Недавно здесь прошел уже традиционный «Ночной маркет», а также пивной фестиваль, выставка ретро-автомобилей и ежегодный международный турнир по брейк-дансу и стрит-арту Combonation.

«В этом году у нас было и препати и афтепати Combonation: приехало человек 600. Причем 80% — иногородние, а 15 — и вовсе иностранцы. Очень много французов», — вспоминает Питулов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *