Фаир план что это
СУДНА (FIRE CONTROL PLAN)
План демонстрирует расположение противопожарного оборудования на борту судна. На Плане изображено судно в разрезе и вид на палубы сверху.
· Зоны с противопожарными перекрытиями и противопожарными дверьми
· Аварийные выключатели вентиляции (машинное отделение, жилая надстройка, насосные отделения и т.д.)
· Аварийные пожарные насосы
· Места расположения пожарных постов
· Местоположение и типы огнетушителей
· Расположение переходного соединения международного образца для приема воды
· Расположение авральной сигнализации
· Расположение постов пуска стационарной системы пожаротушения
· Расположение снаряжения пожарного
Противопожарные обозначения (символы) на плане
Противопожарные символы используют для того, чтобы План был более понятен. На Плане можно найти перечень условных обозначений с объяснением их значения. Разные символы изображают разными цветами. Для эффективного использования различных противопожарных средств необходимо хорошо знать, что именно относится к этим средствам, а также как их эксплуатировать.
Расположение Плана «FCP»
План располагают на одной из палуб (или на каждой) в районе жилых помещений. Кроме этого, один комплект плана должен постоянно находиться в ходовой рубке.
Когда судно стоит в порту, образец Плана также располагают у трапа в специальном пенале. Если что-либо случится во время стоянки и потребуется помощь местной пожарной части, пожарные в первые же минуты легко смогут ознакомиться с Планом.
Каждый моряк, прибывший на судно, должен изучить план противопожарной защиты.
· Изучите расположение аварийных выходов.
· Узнайте, где находится противопожарное оборудование и т.д. Это необходимо для того, чтобы в случае аварии действовать быстро и точно
РАЗДЕЛ 12
ТЕМА: обязанности членов экипажа
Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 10733 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Разработка плана пожаротушения на судне
Обязательное требование к судам морского флота – наличие грамотно составленного и отработанного оперативного плана пожаротушения. Наличие такого документа значительно сокращает время на изучение аварийных помещений во время пожара и позволяет уделить более пристальное внимание экстренным мерам. Компания «Спецпроект Групп» занимается разработкой и таких оперативных планов тушения пожара в соответствии с действующим законодательством и принятыми нормативами.
Что такое план пожаротушения судна
В документ включают основные пожарно-технические характеристики отдельных судовых помещений. На грузовых судах это грузовые отсеки, котельное и машинное отделение, служебные и жилые помещения, малярные, подшкиперские и т. д. На пассажирских судах в приоритете те жилые участки, где теоретически могут возникнуть пожары, сложнее всего поддающиеся тушению.
В плане предусматривают:
Что учитывается при составлении оперативного плана
В план пожаротушения судна включают:
Технические требования к плану пожаротушения судна
Как и при разработке специальных технических условий, при составлении плана пожаротушения ориентируются на нормативно-правовую базу. Документ должен включать две части: текстовую и графическую. Информация наносится на лист ватмана 30 х 40 см. Главное требование – при сложении листа вдвое его размер должен составлять 30 х 20 см.
Оперативный план тушения пожара составляется индивидуально для каждого судна. К примеру, в сухогрузном трюме нецелесообразно применять для тушения воду, поскольку она портит груз и снижает остойчивость судна. В этом случае используют специальную пену, выполнив предварительный расчет объема пенообразователя и количества пеногенераторов. Расчетное время тушения будет разным для каждого помещения.
Компания «Спецпроект Групп» занимается разработкой оперативных планов тушения пожара на судах в зависимости от их типа, оснащения и других факторов. Мы предлагаем действующие решения, которые соответствуют требованиям нормативно-правовой базы.
Организация борьбы с пожаром
Общесудовая тревога. Любой член экипажа, обнаруживший признаки пожара на судне или почувствовавший запах дыма, гари, нагревания переборок и конструкций, обязан сообщить об этом вахтенному помощнику капитана. Наиболее оперативным способом сообщения на современных судах
является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу.
Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе.
Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь и впоследствии предоставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.
Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.
Связь. Связь с центральным противопожарным постом должна быть установлена на судне с помощью всех доступных видов связи, например по телефону или с помощью посыльного. Связь между центральным противопожарным постом и командирами аварийных партий (групп) удобна с помощью двухсторонней радиосвязи, которая, благодаря наличию на судах большого количества электрических кабелей, обеспечивается из любого судового помещения.
Телефонная связь не всегда возможна из-за повреждения телефонных линий.
Необходимо иметь в виду и то, что борьба с огнем может вестись в задымленных помещениях с использованием изолирующих аппаратов и поэтому реально существует необходимость временного выхода командира аварийной партии из зоны задымления для передачи сообщения на мостик.
При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.
Схемы противопожарной защиты (Fire control plan ). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава.
Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.
На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащященном укрытии, расположенном снаружи рубки.
Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.
Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.
При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми.
Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:
— закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
— пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.
При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:
разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;
подача к месту пожара противопожарного инвентаря;
пуск судовых стационарных средств пожаротушения;
вскрытие и разбор конструкций;
закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиляционных систем.
Старший группы разведки обязан:
проводить разведку в течение всего времени пожара;
принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии.
Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.
Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.
Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механи-ка, выполняют следующие обязанности:
готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систе-му пенотушения:
герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;
подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок; ломы, багры, топоры, слесарные и метал-лорежущие инструменты и работают ими;
готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный по-жарный насос;
подносят к месту пожара приборы переносного электроосвещения.
В зависимости от количества членов экипажа некоторые из них могут иметь сразу несколько обязанностей при тушении пожара.
При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах, независимо от места пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.
Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической части, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверж-дается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа, а при большом количестве изменений должно быть составлено заново.
Члены экипажа, не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют согласно указанию вахтенного помощника капитана.
Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов входил вызов по телефону или в случае срабатывания пожарной сигнализации береговой пожарной команды.
В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры для его тушения.
Если пожар возник на российском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.
Противопожарный план на судне
Расположение противопожарных планов (по англ. Fire Control Plans) находится возле входа в надстройку судна, а так же внутри нее. Служат они для быстрого ознакомления, как экипажа, так и береговых пожарных служб с необходимым расположением судового пожарного и спасательного инвентаря.
Fire Plan очень облегает работу по safety проверкам, так как всё что находиться на судне связанное с LSA и FFE указано именно на нём. Большинство ИМО наклеек вы будете клеить, ориентируясь на этот план.
Fire plan
Полезная информация в Fire Control Plan:
Как правило, 2 плана содержаться в контейнерах, которые находятся снаружи надстройки. Они обычно нужны для противопожарных береговых служб. Их, так же, называют еще “Fire wallet”
Fire plan, International shore connection and Fire hose box.
Содержимое “Fire wallet”:
Сам контейнер должен быть водонепроницаемый и выкрашен в яркий красный цвет, а так же с ИМО наклейкой или надписью “Fire plan”.
Все что находиться внутри него должно быть в сухом состоянии. Обычно Fire plan вместе со всеми бумагами находятся в пластиковом мусорном мешке, как гарантия того что ничего точно не промокнет.
В любом случае, если вы заметили, что содержимое в мокром состоянии, тогда следует высушить все бумаги, а контейнер отремонтировать.
На всех противопожарных и спасательных планах должно быть указано имя судна и поставлен штамп класса.
Все расположение пожарного и спасательного инвентаря должно быть согласно этого плана. Если, вы заметили, что, к примеру, огнетушители стоят не на том месте, как указано на плане, то его следует перевесить, либо, согласовав с капитаном, изменить сам план.
Чаще всего приходилось изменять план по нескольким причинам:
Очень важно знать, что менять план можно только согласовав с капитаном. Измененные планы должны быть подтверждены классом судна.
Противопожарный план должен находиться на каждой палубе. Для того, чтобы было легче ориентироваться на каждой палубе должен висеть план именно для данной палубы, а не для всего судна.
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок 17
Движение FIRE — financial independence retire early
Пенсия в 35 лет — это миф или реальность
Если верить статистике, я смогу наслаждаться заслуженным отдыхом на пенсии всего 3,5 года. Если, конечно, позволит здоровье.
Все дело в том, что средняя продолжительность жизни мужчин в 2019 году в России — 68,5 лет. Возраст выхода на пенсию — 65.
Меня такое положение дел не устраивает. Я хочу выйти на пенсию в расцвете сил и наслаждаться жизнью не меньше времени, чем провел за работой. Поэтому меня привлекают идеи движения FIRE.
Что такое движение FIRE
FIRE расшифровывается как Financial Independence, Retire Early — финансовая независимость и ранний выход на пенсию. Участники движения считают, что выходить на пенсию стоит не в старости, а на пике трудовой формы, пока еще есть силы и здоровье.
Не все последователи FIRE хотят бездельничать. Выход на пенсию для участников движения — это свобода в том числе в выборе работодателя. Кто-то будет работать удаленно, кто-то на полставки, кто-то будет менять работу как перчатки, чтобы попробовать разные сферы трудовой деятельности, а кто-то будет отдыхать и путешествовать.
Важная идея FIRE — создать капитал, который позволит не работать. Иногда его называют «fuck you money», что цензурно можно перевести как «деньги, чтобы послать всех к черту». Считается, что нужно накопить такое количество денег, которое позволит в любой момент уволиться и послать к черту работодателя, если тот решит хамить или эксплуатировать сотрудника.
Движение популярно у программистов, айтишников и представителей других профессий, которые часто сталкиваются с возрастной дискриминацией при приеме на работу. Многие программисты отмечают, что после 50 лет найти работу им уже намного сложнее: предпочтение отдают молодым кадрам. Поэтому накопить деньги для раннего выхода на пенсию для них особенно важно. Кроме того, в ИТ-сфере довольно высокие зарплаты, что позволяет быстрее создать капитал.
Инвестиции — это не сложно
Принципы, по которым живут активисты FIRE
Участники FIRE не полагаются на пенсию от государства — вместо этого они копят деньги самостоятельно. Накопленные деньги должны обеспечивать примерно такой же пассивный доход, как и текущая зарплата.
Причем методы накопления участников движения довольно радикальны.
Поэтому многие активисты решают ограничивать себя во всем, чтобы быстрее достичь желаемого уровня пассивного дохода. Они не ходят в рестораны, не покупают дорогую технику, не тратятся на путешествия и развлечения. Вместо этого откладывают деньги и инвестируют их в ценные бумаги и недвижимость.
Не все участники движения FIRE считают, что нужно ограничивать себя во всем: главное, отказаться от ненужных трат. Не покупать смартфон каждый год, отдыхать не на далеких пляжах, а в своей области, обновлять гардероб только тогда, когда одежда придет в негодность. Пока есть силы и возможность, нужно работать и зарабатывать деньги, а отдохнуть и потратиться можно на пенсии.
Я придерживаюсь умеренного подхода. Пока что откладываю треть от доходов, через год планирую откладывать половину. Пока еще не получается полностью отказаться от походов в ресторан или доставок еды — я очень люблю это. Зато я серьезно сократил расходы на технику, развлечения, одежду, путешествия и спонтанные траты.
Правило 4% — одна из важных идей в основе FIRE. Чтобы накопленного капитала хватило хотя бы на 30 лет пенсии, в первый год выхода «на пенсию» из него можно взять не более 4%.
Например, инвестору нужно 1 млн рублей в год на жизнь. Эта сумма должна составлять не более 4% от «пенсионного» капитала. Значит, к выходу на «пенсию» этот инвестор должен накопить минимум 25 млн рублей.
Далее расходы нужно индексировать на уровень инфляции. Допустим, в первый год инвестор забирает из капитала 1 млн рублей, а инфляция за тот год — 5%. Значит, на второй год инвестор забирает из капитала 1,05 млн рублей.
Некоторые идеологи советуют брать эту сумму не из накопленных денег, а из процентных доходов: дивидендов и купонов. При такой стратегии поступление денег может быть лучше защищено от кризисов и волатильности на рынке, чем при стратегии, основанной на продаже части подорожавших активов.
Если следовать правилу 4%, то капитала должно хватить хотя бы на 30 лет жизни. По крайней мере, так исторически получалось в США при портфеле, где акций 50% и больше, а остальное — надежные облигации. Для других стран и другой стратегии результаты могут быть другими: правило 4% не всегда работало вне США и вряд ли сработает, если держать все деньги на вкладах. Также стоит учесть, что результат стратегии в прошлом не гарантирует ее результат в будущем.
Причины популярности FIRE
Движение зародилось и обрело популярность в США. Мне сложно судить о культурных и философских предпосылках, так как я никогда не жил в этой стране. Однако я могу судить об экономических причинах.
C 1960 по 2000 год стоимость дома в США составляла три средних годовых зарплаты. Однако после 2000 года цены на недвижимость начали расти намного быстрее зарплат.
Молодежь была крайне обеспокоена ростом цен. Люди считали, что не смогут позволить себе собственное жилье и будут всю жизнь работать на нелюбимой работе, чтобы выплачивать ипотеку.
Рост акций американских компаний после кризиса 2008 года. В 2008 году американский индекс S&P 500 упал на 36,8%. Это стало шоком для многих инвесторов и одновременно уникальной исторической возможностью.
За мощным падением началось бурное восстановление. С начала 2009 по октябрь 2020 года S&P 500 рос со средней скоростью в 13,7% в год с учетом дивидендов, что позволило многим инвесторам быстро нарастить капитал.
Одним из таких людей стал Питер Аденей, взявший псевдоним Mr. Money Mustache. В 2005 году в возрасте 30 лет он вместе с женой уволился с работы программистом. К этому моменту на их счету было примерно 600 тысяч долларов, плюс дом ценой в 200 тысяч долларов в собственности. Питер завел блог, в котором делился своей стратегией. Блог завоевал огромную популярность и стал одним из столпов движения FIRE.
Помимо Mr. Money Mustache на развитие FIRE повлияло много других энтузиастов и блогеров. Я рекомендую прочитать перевод довольно значимой статьи журналиста The New York Times, чтобы больше узнать об их историях.
Важные для движения FIRE книги. Одна из библий движения, книга «Кошелек или жизнь», вышла еще в 1992 году. Она обучает ценить время жизни больше, чем материальные ценности. Книга была пронизана идеями американских хипстеров 60-х и 70-х о выходе из «крысиных бегов» — бесконечного цикла «заработал, купил вещи, пошел зарабатывать на новые».
Подборка историй о FIRE и советов по достижению цели есть также в книге Playing with FIRE, изданной в 2019 году.
Как выйти на пенсию раньше
Определить возраст выхода на пенсию. Обычно участники движения выходят на пенсию в 35 или 40 лет. Однако многое зависит не от желания человека, а от того, с каким темпом он копит деньги для создания пассивного дохода.
В идеале к выходу на пенсию у вас должна быть сумма, равная 25 годовым расходам на момент выхода на пенсию или больше. Чтобы понять, какую сумму необходимо накопить вам, нужно взять сумму ваших расходов за месяц, умножить ее на 12, а затем умножить на 25.
Посчитайте, за какой срок вы сможете накопить эту сумму, если будете откладывать 15, 25, 33, 50 и 75 процентов от вашего дохода, и найдите устраивающий вас баланс между сроком и процентом.
Например, Васе 30 лет, он получает 60 тысяч рублей и, не особо ограничивая себя, тратит 40 тысяч. Получается, на старость Васе нужно накопить эквивалент сегодняшних 12 млн рублей. Если он не будет ужимать расходы и начнет откладывать треть зарплаты, 20 тысяч в месяц, на это у него уйдет 50 лет. К этому моменту ему будет уже 80 лет, что уже больше отведенного статистикой срока.
А если Вася сократит расходы и начнет откладывать 75%, то есть 45 тысяч в месяц, он справится за 22 года. Тогда он выйдет на раннюю пенсию в 52 года.
Конечно, инфляция будет обесценивать деньги. Но Вася не будет держать деньги под матрасом — он вложит их в акции и облигации. Доходность инвестиционного портфеля позволит защититься от инфляции и ускорит достижение цели.
Определить сферу деятельности. После раннего выхода на пенсию необязательно запрещать себе работать. Некоторые участники движения работают на полставки, некоторые занимаются рукоделием или творчеством.
Подумайте, чем вы займетесь на ранней пенсии и будет ли ваша деятельность приносить доход. Это поможет при формировании бюджета расходов и накоплений. И как по мне, ясная картина будущего будет мотивировать в достижении целей.
Установить бюджет расходов. Когда вы определитесь с процентом, который будете откладывать со своих доходов, придется составить бюджет для расходов. Посчитайте, сколько вы тратите на коммунальные услуги, питание, одежду и прочие необходимые вещи.
Я, как и многие активисты FIRE, советую после получения зарплаты первым же делом переводить часть денег на инвестиционный счет, и уже потом планировать, как потратить оставшуюся часть.
Если вы зарабатываете 50 тысяч рублей и решили откладывать 50% от зарплаты, говорите себе, что зарабатываете 25 тысяч рублей. Так будет проще смириться с тем, что половина денег сразу же откладывается на пенсию. И, возможно, будет мотивировать найти работу с большей зарплатой.
Оформить медицинскую страховку. Расходы на лечение, особенно дорогостоящее, могут уничтожить ваши планы по раннему выходу на пенсию. Многие участники движения FIRE предпочитают оформлять расширенную медицинскую страховку, которая включает в себя лечение от рака.
В конце концов лучше платить небольшую сумму каждый год и включить ее в бюджет, чем заболеть и лишиться всех накоплений. На момент написания статьи годовой полис онкострахования в Росгосстрахе стоит 10 тысяч рублей в год и покрывает расходы на лечение до 8 млн рублей.
Учесть риски. Помимо внезапной болезни есть и другие риски, которые могут отложить выход на пенсию. Например, глобальные экономические кризисы, из-за которых просядут накопления. Или кризис в секторе, в котором работает ваша компания, из-за чего не получится найти новую работу и продолжать откладывать деньги в том же объеме.
Выпишите на листок все риски, которые, как вам кажется, помешают вам копить деньги. Подумайте, что может помочь в каждой из ситуаций. Например, если вас уволят, вы переквалифицируетесь в копирайтера. Или если государство введет налог на безработных, вы устроитесь консьержем на полставки.
Какой бы нереалистичной ни казалась проблема, важно быть к ней хотя бы минимально готовым. В конце концов, пандемию в 2020 году тоже никто не ждал.
Как я узнал про FIRE и почему решил вступить
В 90-е мои родители крутились как могли. Это оставило отпечаток и на мне. Я довольно рано узнал цену деньгам и никогда не чурался работы, хотя и не очень хотел пахать, как родители. Работать начал в 14 лет — раздавал объявления. В институте я подрабатывал тем, что разгружал по ночам фуры для концертов, работал за кассой в ресторане быстрого питания, а потом научился зарабатывать, торгуя виртуальными предметами в видеоигре.
Зарабатывал я мало, а работал много. Из-за этого цены я мерил не деньгами, а часами жизни. Обед в ресторане — 3 часа жизни, поездка на метро — 15 минут, новый смартфон — 9 недель. Тратить лишние деньги не хотелось — было жалко свое время, которое я потратил, крича «свободная касса» или разгружая фуру.
Это был 2012 год — недавно отгремел финансовый кризис, рынки восстанавливались, и на них царил оптимизм. Поэтому самым доступным способом делать честные деньги из воздуха для меня была биржа. Я погрузился с головой в чтение информации по торговле акциями и валютой. Довольно быстро стало понятно, что истории про трейдеров, которые зарабатывают миллионы в день, уравновешиваются гораздо большим числом историй про трейдеров, которые выходили в окно из-за потерь.
Терять кровно заработанные деньги не хотелось, поэтому пришлось отказаться от спекуляций и научиться инвестировать. Тогда я и наткнулся на истории про активистов FIRE, которые бросали работу и выходили из «крысиных бегов».
Я не хотел не работать, но продолжать стоять за кассой или ходить в офис каждый день всю оставшуюся жизнь не хотелось. Так как я не особо много тратил, идеи FIRE о тотальной экономии пришлись мне по душе.
Первые деньги я вкладывал в криптовалюты: успел купить биткоин за 22 тысячи рублей, а потом продать за 44 тысячи. Прибыль в 100% казалось чудом, и я поверил, что инвестиции работают. Правда, потом биткоин подорожал до миллиона рублей, и я кусал локти.
С тех пор я не торгую, а инвестирую, как и завещает FIRE. Каждый раз, когда я думаю, что научился и уже могу торговать, теряю деньги. В этом году меня проучил шорт Аэрофлота: в моменте я был в минусе на 100 тысяч рублей, но смог перетерпеть и в итоге зафиксировал убыток всего в 10 тысяч. Так что да, только инвестиции, никаких спекуляций, ибо каждая потеря откладывает мой выход на пенсию.
Критика движения FIRE
Основная критика обрушивается на FIRE за то, что активисты предлагают откладывать значительную часть дохода, что бывает сложно или практически невозможно для людей с низким доходом. За это FIRE называют движением для богатых.
Другой упрек заключается в том, что ориентир продолжительности жизни на пенсии у активистов FIRE зачастую составляет 25—30 лет. В теории человек может прожить гораздо дольше, и даже если на пенсии он подрабатывал и экономно относился к финансам, на старости лет он уже не сможет поддерживать привычный уровень жизни. Особенно когда вырастут медицинские расходы. Если жить на пенсии заметно больше 30 лет, правило 4% может и не сработать.
Так как движение начало приобретать известность всего 15—20 лет назад, еще не накопилось достаточно статистики, чтобы сказать, работают ли заложенные в FIRE принципы или нет: пока все работает на моделях и исторических данных.
Я не слышал еще ни одного рассказа от человека, который прожил бы на ранней пенсии 20—25 лет. Зато есть много рассказов от людей, которые вышли на пенсию в 35 пару лет назад и еще не успели потратить весь капитал и столкнуться с проблемами старости.
Актуальность движения в России
В России тоже есть те, кто планирует накопить крупный капитал и рано выйти на пенсию. Однако в России это может быть сложнее, чем в США, где возникло движение.
Тем не менее многие россияне вполне могут создать капитал, который обеспечит финансовую свободу. Для этого пригодятся ценные бумаги на Московской и Санкт-Петербургской биржах: акции, облигации, а также биржевые фонды, дающие доступ к разным активам. Помогут инвестиционные налоговые вычеты. А чтобы меньше зависеть от ситуации в России, можно использовать счета у иностранного брокера.
Что в итоге
Если представить, что ближайшие 10 лет инфляция будет на текущем уровне, я планирую накопить 10 миллионов к 35 годам — сейчас мне 26. Считаю, что я смогу показывать ежегодную доходность больше 8%, потому что помимо надежных облигаций диверсифицирую свой портфель дивидендными акциями. Если инфляция будет больше, то и накопить придется больше.
Рассчитываю, что с 10 млн рублей я вполне смогу получать достаточно прибыли, чтобы поддерживать комфортный уровень жизни. Сейчас же для меня главное — убрать лишние траты, например на рестораны и доставки еды, чтобы больше откладывать на инвестиционный счет.