Фактор бога что это
Алеся Латынина. Фактор Бога, или лекарство от паники
Раньше я очень любила составлять планы. В моем ежедневнике были прописаны цели, задачи и даже стратегические цели, в которых я описывала, чего бы мне хотелось достичь на каждом этапе моей жизни. Какое же огромное удовольствие мне доставляло сидеть в прохладной тишине комнаты, прописывать каждый этап моей жизни и предвкушать, каким же светлым и наполненным будет мое будущее. Но жизнь пошла не по плану…
Все мои духовные знания, почерпнутые из разных областей изотерики и восточных религиозных учений, как-то очень легко разбились вдребезги о масштаб случившейся со мной беды. Мне стал необходим не какой-то абстрактный Бог, бесстрастный Высший Разум и т.п., а Бог-Личность, живой, способный к состраданию, слушающий и отвечающий. Так, не по плану, начался мой путь в Православие. Господь вошел в мою жизнь, разрушив все мои замыслы и задумки.
Долгий страшный период, когда один тяжелый диагноз сменяет другой. И именно в этот период Господь являет Себя и становится реальным. Уже нет только веры, есть опыт переживания Его поддержки, Его участия и твердое убеждение – Он всегда рядом. И уже в проблемах, сваливающихся на тебя одна за другой с завидным постоянством, начинаешь видеть задание от Господа.
Порою нам кажется, что проблемы и беды, которые выпадают на нашу долю («незапланированная» беременность, рождение больного ребенка, сложные отношения с близкими, безденежье, тяжелая болезнь, необходимость избавиться от вредной привычки и другие), для нас непосильная ноша. И мы, боясь не справиться, сбрасываем эту ношу и мчимся, порхаем по жизни дальше… в пустоту. Как же хочется нам этой легкости бытия!
Однако вся трагедия заключается в том, что отказываясь делать то, что должны, мы не позволяем Господу явить Себя, не позволяем Ему войти в нашу жизнь, не учитываем фактор Бога в нашей жизни. Ведь очень часто, давая сложное задание, Господь ждет, как мудрый Воспитатель, когда мы исчерпаем все свои умения и способности, чтобы в самый критический момент проявиться и поддержать нас.
Способность не сбрасывать со своих плеч бремя жизненных трудностей – это ответ на вопрос доверия к Богу, это уверенность, что данный тебе Господом крест Он понесет вместе с тобой. Доверие Богу похоже на шаг в пустоту с твердым убеждением, что там тебя непременно подхватят чьи-то сильные руки. И это никакой не фатализм, не вера в слепой рок. Доверие Господу скорее выражено в формуле: «Делай все возможное, а невозможное сделает Бог». Но сначала, СДЕЛАЙ ВСЕ, что ТЫ можешь, в данной конкретной ситуации, и если Господь еще не пришел тебе не помощь, знай, ты не исчерпал все свои человеческие возможности.
Было подсчитано, что в Евангелие чаще всего Христос произносит слова: «Не бойтесь!». Я думаю, неспроста Он так настойчиво произносит эту фразу, ведь все мы, признаться честно, порой пасуем перед трудностями. В книге архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые» есть такая зарисовка: «Однажды зашел разговор, есть ли в мире те, кого не любит Господь?» Все дружно поспешили дать хрестоматийно правильный ответ: «Господь любит всех». Но отец Рафаил вдруг сказал: «А вот и не так! Господь не любит боязливых!». Поэтому не бойтесь! Не бойтесь задач, которые, по своей огромной любви, ставит перед нами Господь. Ведь страх говорит о недостатке доверия к Нему, а без доверия какая же может быть наша любовь к Богу.
И в самом конце, я бы хотела добавить любимую фразу моего папы, которую слышала с самого детства и которая только сейчас наполняется для меня глубоким содержанием и смыслом: «Viam supervadet vadens» (в пер.с лат. «Дорогу осилит идущий»). Любой жизненный путь можно осилить, главное идти… и не останавливаться.
Фактор Бога
ФАКТОР БОГА. Эпоха. Нюрнберг. Начало Мира
Карен Шахназаров: “Мог ли нацизм стать господствующей мировой идеологией? Однозначно мог”
Фактор Бога. Часть 1. Подсознание.
Событий много уникальных,
Которых часто и не ждешь.
Они приходят изначально,
К ним, как будто, сам идешь.
Событий много тривиальных,
Сам же их сформировал,
Своими мыслями спонтанно,
Себя им верить приказал.
Если мыслями владеешь,
Ставишь в строгий строй,
Исполнить их вполне сумеешь,
В душе наладится покой.
Все мысли копятся в сознании,
У ствола ветки не одни,
Чтоб в дружбе были с подсознанием,
Друг с другом как бы все сродни.
В этом случае буквально,
Бог у вас уже внутри.
Фактор бога изначально,
Немного к богу вы пришли.
Фактор Бога. Часть 2. Победа над Наполеоном. 1812 г.
Беру я случай многозначный,
Страны историю свою,
Как фактор Бога однозначно,
Помог в решающем бою.
Вспомним мы Наполеона,
Его громоздкие шаги,
Дойдя до русского святого,
Победить столицу не смогли.
Пробежал Европу он галопом,
Хотел он всю Россию взять.
Пал у столицы ненароком,
Попал медведю точно в пасть.
Французы были всех сильнее,
Имели пушки, тягачи.
Мороз испортил им картину,
В России были силачи.
Фактор Бога. Часть 3. Победа в Войне 1941-1945 г.г.
Спустя почти 75 лет после победы над нацистской Германией историки уверенны, что армия Гитлера была самой сильной в мире на момент 1941 года. Гитлер был уверен в своих солдатах, кроме того, он надеялся на то, что в многонациональной стране будет немало столкновений именно на этой почве. Но всё случилось с точностью до наоборот. По моему мнению, основные причины позволившие победить армию Гитлера были следующими: Патриотизм и любовь к Родине. Эти чувства наблюдались у каждого человека в те годы. Коммунистическая сплочённость. Вера людей в партию и огромный авторитет её у народа позволял создать. Россияне от мала до велика верили в победу. Это и есть фактор БОГА.
Фактор Бога. Часть 4. Сильный Дух России
В России есть народ единый,
Его великий сильный Дух.
Он проснется мигом с силой,
В сердцах огонь и он горит.
Мыслью Дух окажет силу,
Он непокорный и могуч.
Потомки, люди мысль носили,
В Единстве сила, в этом клич.
Россию, как бы не любили,
Пусть даже рвали на куски.
У нее такая сила,
Она воспрянет от тоски.
Россия снова возродится,
С ее страдающей Душой.
Она у БОГА в многих лицах,
Переживет печаль и зной.
Фактор БОГА многозначен,
В Миру становится сильней.
Пусть бабы с внуками судачат,
Мысли помнят, кто сильней.
Культ победы в современной России превратился в новую гражданскую религию. В этом году даже акцию «Бессмертный полк» пропаганда назвала «Пасхой». Современная конфигурация исторических представлений о войне заключается в том, что прошлое заменяет будущее. Ключевые тезисы: надо гордиться героическими дедами, победа – это главное событие всей истории человечества.
ФАКТОР БОГА Карен Шахназаров «Нацизм мог воцарится от Атлантики до Урала Карен Шахназаров: “Мог ли нацизм стать господствующей мировой идеологией? Однозначно мог”
«Бог не в силе, а в правде»
Военное и послевоенное время 1941-1948 годы семьи автора.
Описание шаровой молнии.
Бывают только времена,
Когда бываешь у порога,
Картина чудная дана,
От мира этого или от бога.
Необычные явления бывают,
Но как их только воспринять,
Они на нас как будто бы влияют,
От них и не уйти, не убежать.
Деревня, лето, зной, жара.
Собственно, хорошая погода.
Ветер стих, к спокойствию пора.
Приятны вечера такого рода.
На дворе заметно вечерело,
Был на окраине деревни, на лугу,
На дойку стадо возвращалось,
За ними я тихонечко бреду.
Тишина, трава не колыхнулась,
Воздух отдыхал от зноя и жары,
Небеса чисты, их чистота вернулась,
Луна светила и ждала такой поры.
Среда немного удивляла,
Она подумать время мне дала,
Благостное время даровала,
И чувство счастья создала.
Воздух утихал, был уже в покое,
Треск его немного замолкал,
Луг стал почти космическим полем,
Произошел заметный временной провал.
Вот тут она случайно появилась,
Вдали на расстоянии небольшом,
Немного сердце всколыхнулось,
Что было дальше я скажу потом.
Молния менялась по размерам,
Она как бы играла с кем- то вдалеке,
В мою сторону очи повернула,
И быстро вдруг направилась ко мне.
Про шаровую молнию напомню,
Со мною рядышком была,
Со мной играла в догонялки,
Игрой эмоции дала.
Она как будто бы играла,
Я двигался, она за мной бежала,
Между нами расстояние держала,
Я встал, она как вкопана была.
Разглядывал с огромным интересом,
Очень необычная была,
Почти круглая с небольшим навесом,
Все думал, кем же создана.
.
На нее смотрел я с интересом,
Двигалась она ко мне быстрей,
Был испуган и почти до стресса,
Подумал, надо удирать скорей.
Затем она немного поиграла,
Я от нее старался убежать,
Рванул я от нее что есть мочи,
Потом забыл, не стал и вспоминать.
Теперь то время вспоминаю,
Об этом по- другому говорю,
Подобное себе напоминаю,
Все тайны для себя храню.
Интерес, конечно, был огромен,
Что такое я хотел понять,
Сегодня я немногословен,
Готов потом все рассказать
20 век
См.Шаровая молния.Павел Прыгунов2.стихи.ру
Описаны реальные события.
Фактор Бога
Между столь привычных чудес Божьих, среди тысяч преображений, встречаются случаи уникальные, вызывающие изумление…С безнадежною грустью замечал интеллектуальную немощь и, если говорить откровенно, даже сомневался порою, способен ли Сашка вообще к элементарному чтению…
Одно я забыл. Как-то не принял во внимание. Выпустил из головы. Сущий пустяк. Фактор Бога.
Тюрьма – удивительное место. Здесь практически непрерывно, что называется «в рабочем порядке», происходят чудеса с тысячами людей. Покаяние, полный слом системы приоритетов, радикальное изменение личности, – все это в тюрьме самое обыкновенное дело, и никого особо не удивляет, но даже имеет понятные любому заключенному наименования: «завязал», например, или – более яркое – «уверовал».
Ведь «завязал» – это не просто переменил работу, это радикальное изменение образа жизни и взгляда на мир, а за «уверовал» – вообще конкретные тюремные вещи: больше не колется, не играет «под интерес», не мужеложничает, не крадет, если выпивает, то нечасто и в свою меру, плюс, как правило, не матерится и не курит. А теперь представьте: услыхав подобное о каком-нибудь своем знакомце, еще недавно самом «отъявленном негодяе и конченом подонке», никто из мало-мальски опытных зеков особенно не удивится, только понимающе хмыкнет и пожмет плечами.
Явление святителя Николая воеводам в темнице. Клеймо иконы середины XVI века |
И если такую метаморфозу своего товарища эти изгои воспринимают как вполне «логичную», «естественную», «понятную», то, значит, и для самих себя они – пускай порою неосознанно! – именно это чувствуют «нормальным», если не единственно возможным, выходом из той клоаки смертных грехов, в которой существуют их души. И рискну предположить, что начало этому затаенному, но неистребимому упованию положил Сам Христос, первым введя в рай Благоразумного разбойника…
Но даже здесь, между столь привычных чудес Божьих, среди тысяч преображений, встречаются случаи уникальные, вызывающие изумление у вполне матерых заключенных. Вот как с Сашкой, например.
***
В заключении люди внимательно относятся к дням рождения вообще, а к юбилеям в особенности. Сашка, однако, за четыре дня до моего освобождения категорически отказался праздновать свое двадцатилетие. Впрочем, подарки снисходительно принял. Но к чаю с тортом в барак не пришел. Почему – неизвестно. Так решил.
И без того приземистый, Сашка вдобавок сутулился, наклоняя плечи книзу, отчего руки его при ходьбе неловко висели спереди. Лицо его тоже выглядело с первого разу не очень: оно будто сложилось само собою в темноте из чужеродных деталей. Хорошие глаза в пушистых ресницах никоим образом не сочетались с треугольным, резким носом, похожим на сигнальный флажок, а чистенький, аккуратный подбородок едва вмещал безгубую прорезь рта. Но, одолев первое впечатление, я с Сашкою подружился. Потому что вблизи Сашкины наивные глаза лучились чистою, благодарною радостью бытия, восхищали меня отблеском простой цельной души, заслоняли собою окружающую дрянь. Только временами, изредка, глаза тушевались и как-то суживались; выпирал рот, похожий на рыбий, и Сашкино лицо обращалось в тупую, жестокую, бессмысленную маску. Говорить с ним становилось трудно, он почти не слушал, по крайней мере, не отвечал. Это не выглядело обычным перепадом настроения, поскольку не поддавалось рассеянию или отвлечению. Словно чья-то тяжкая рука, глумясь, заслоняла внутренний свет, животворивший разум, чувства, даже облик Сашки, и тогда он превращался в какую-то куклу, злую и страшную. Отпускала «рука» сама собою, без видимых причин, так же, как и схватывала Сашку, – неожиданно и разом. Должно быть, ей приказывали.
В лагере действовали принудительные классы для тех молодых заключенных, которые не могли подтвердить существование аттестата зрелости. Между прочими записали и Сашку, стали водить. После он жаловался мне тихонько:
– Не пойму я здешнюю школу. У нас и уроков-то таких не было, где я учился. Вот здесь, к примеру, алгебра. Мне поначалу врали, что вроде математики. Представляете, дядя Вова: она на доске что-то пишет, пишет, я смотрю – а там одни буквы. Цифр нету. Говорит мне: чего сидишь, не решаешь? А чего решать-то, говорю, когда буквы? Или мы писать учимся, что ли? Смеется… А чего я ей, анекдот? Нет, так-то она хорошая, добрая, в кофте… Или вот химия эта. Я ее вообще не знаю: ну не встречал никогда химии. А биологию знаю, была у нас, помню, только называлась по-другому. Географией. Ну, вы понимаете, – Сашка делает обнимающий жест, – все в одном, сразу.
Он вдруг оглядывается по сторонам и, убедившись, что никто не подслушивает, шепчет:
– Знаете, дядя Вова, я ведь, если честно, в школе для идиотов учился. Для полных дебилов. Называется «с задержкой развития». С цыганами вместе. Это знаете, какая нация… Эх, да что про них говорить! – Сашка безнадежно машет рукою, – Вы мне лучше еще про Бога расскажите. Я заодно носок поштопаю.
На следующий вечер после саботированного юбилея Сашка присел рядом и долго мялся, не решаясь заговорить. Наконец, спросил, глядя в сторону:
– Дядя Вова, а я-то как же. меня когда отпустят?
Из назначенных девяти Сашка отбыл всего полтора года. Оставшаяся часть казалась ему неправдоподобной. Я, помню, обнял Сашку за плечи:
– Постой, потерпи, не думай об этом… Здесь же неплохо, Сань. Сыт, обут, одет. Вон, мордочка как округлилась. Чистая постель и работа. Не бьют… Главное, Богу молись. Он все устроит. Может, так и надо пока, чтобы ты в себе разобрался… Ну, что вот тебе сейчас на воле. А я к тебе приезжать стану. Хоть иногда. Письма, опять же… Напишешь мне?
– Я-то? Если адрес дадите. И авторучку вашу… ту, с кнопочкой… На память.
Но назавтра Сашка вновь ко мне приступил, и сбить его оказалось решительно невозможно:
– Чего мне делать-то, дядя Вова? Не смогу я тут один. Обратно в черта превращусь, а вас Бог за меня накажет… Вот всю мою жизнь так: только привыкать к кому стану – хана. Лучше бы и совсем не знать… Да уберите вы свою авторучку! Ишь… Нет уж, вы скажите прямо: пошел ты, Сашка, куда подальше! Я тогда хоть к блатным подамся, пусть они меня жизни научат… Дяденька Вовочка, ну откройте вы мне правду, когда они меня это самое… взаправду… отпустят? Ведь быть того не может, я знаю, чтобы мне еще столько тут… Я вздернусь, ей-богу…
– Ладно, – я строго, почти мрачно поглядел на Сашку, – так и быть. Есть один способ. Отойдем.
Увел я Сашку в самый дальний угол барака, где никто не мог нас слышать.
– Но учти: это – страшная тайна. Когда-то Сам Господь Бог открыл ее верным. Чтобы мы освобождались из тюрем. Передается она под великою клятвой от одного каторжного христианина к другому. И пользоваться ею дозволено только в самых крайних случаях, когда поймешь, что другого пути нет… У тебя сейчас самый крайний случай?
– Да, дядя Вова, да!
– Тогда поклянись… – Сашка вскочил с места, но я дернул его за руку обратно, – тихо ты! Сидя клянись, а то увидят… Клянешься страшной клятвой?
– Ох, я очень-очень клянусь…
– Повторяй за мной. Клянусь, что никогда, никому, ни полслова!
– Клянусь! – глаза Сашки стали бездонными, – никогда, никому, ни полслова!
– А если нарушу…
– А если нарушу… – дрожащим эхом вторил Сашка.
– Пускай Всемогущий Бог поразит меня…
– Да-да, пускай поразит!
– Что «да-да»?! Повторяй!
Сашка, зажмурив глаза, прошептал едва слышно:
– Пускай Всемогущий Бог поразит меня…
Я придвинулся, схватил Сашку за плечи и грозно рявкнул в самое ухо:
– Своею милостью.
– Своею милостью… – пролепетал Сашка, не узнавая знакомых слов, и в страхе закрыл лицо руками…
Я не солгал Сашке ни единым словом. Прежде всего, я сам нисколько не сомневаюсь, что каждый, прочитавший 925 канонических страниц Ветхого Завета, а следом 291 страницу Завета Нового (под единой мягкой обложкой «подручного» мне тогда издания), и понявший все прочитанное, спасется незамедлительно. Или, если угодно, освободится. И тогда, конечно, станет абсолютно неважным, где ты находишься телесно – в гиблом ли тюремном подвале, в сосновой ли колоннаде, пронизанной столбами солнечного света, или посреди развязной, пьяной, гомонящей толпы… Другое дело, что, разжигая Сашку, я вкладывал, по сути, иной, сиюминутный, «утешительный», что ли, смысл, да еще легкомысленно низводил Священное Писание к магической рецептуре, следование которой гарантирует результат. По поверхности я, разумеется, важно мыслил о несомненной пользе для Сашкиной души, но глубже отнюдь не верил в его целеустремленность, настойчивость, упорство; с безнадежною грустью замечал интеллектуальную немощь и, если говорить откровенно, даже сомневался порою, способен ли Сашка вообще к элементарному чтению…
Одно я забыл. Как-то не принял во внимание. Выпустил из головы. Сущий пустяк.
Фактор Бога.
***
Первую весточку я получил уже через неделю после освобождения. Распечатывая конверт, я, улыбаясь, представил Сашку навалившимся грудью на стол, с высунутым кончиком языка и стиснутыми коленками. Но почерк оказался на удивление ровный, уверенный и никак не вязался с нарисованною воображением картиною. Я, между прочим, вспомнил, что в действительности ни разу не видел Сашку за письмом.
«Привет, дядя Вова. Не знаю, чего писать.
Вчера поймали меня. Выносил из столовой хлеб. А Черныш заступился.
Я читаю. Это чтобы вы знали. Хотя вы мне все равно не ответите.
До свиданья. Александр».
Через год Сашка поступил в профессиональное училище при колонии. Еще через год, получив специальность, поступил туда же на другой курс. В этом году будет держать экзамен на заочное отделение технического университета. Он почти перестал болеть, его черные прежде зубы сверкают; даже пахнуть он стал чем-то спокойным и добрым.
Когда я приезжаю к нему на длительные, двух- и трехсуточные, свидания, мы говорим о многом. О моей семье, которая за эти годы постепенно стала и его семьей, о его соседях по бараку, о политике, об истории и искусстве. О Церкви, конечно. За то время, что мы не видимся, он прочитывает какое-то невероятное количество книг. Отвечать на некоторые его вопросы у меня теперь не хватает знаний. В отдельных технических областях уже я прошу его советов и разъяснений.
А еще на этих свиданиях мы очень много едим, спим и совершенно ничего не делаем.
Только один раз, совсем недавно, набравшись смелости, я спросил его, как продвигается чтение Библии.
– Я читаю Ее каждый день, – ответил Сашка и улыбнулся. А потом добавил:
– Я еще не все понял, дядя Вова…
16 доказательств бытия Бога
Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам — какие атеисты в средние века! — а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как «Фоме неверующему» иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства.
Редакция
Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!
Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…
Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.
Нижеследующая статья — попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.
1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?
Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.
Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.
Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.
Этот Творец — Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».
2. Второе доказательство звучит следующим образом:
Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)?
Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»
Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.
Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!
Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».
Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.
Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.
3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».
О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».
Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» — Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.
4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был — наверное, невольно — выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему — и живые организмы сгорели бы, немного дальше — замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.
Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.
5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…
6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» — исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.
Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.
И, — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!
Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное предзнание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!
Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.
7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени — духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, — что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.
Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик — его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…
Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи — она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.
Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.
8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» — оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.
К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.
9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.
Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.
— Когда батюшка, — рассказывал он мне, — прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, — заключил он.
Подобных примеров можно было бы привести довольно много.
10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.
11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.
Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.
Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 — на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.
Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».
12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.
Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.
Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, — были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.
Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.
13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.
14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.
Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!
Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!
Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение — это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.
К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.
15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа — человека — потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.
Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»
16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.
Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги — в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.
Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. — повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство — Бог!
В этом и заключается суть данного доказательства.
Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения — к Богу.