Факультет гостиничное дело что это
Общее описание
Ошибочно думать, что специалист «гостиничного дела» может работать только в сфере гостиничного бизнеса. Помимо этого, он с лёгкостью найдёт себя как в туризме, так и в ресторанной деятельности. Ведь, как правило, по окончании учебного процесса в колледже или вузе учащийся получает диплом менеджера по гостиничному сервису и туризму.
Специалист по гостеприимству или менеджер гостиничного сервиса выполняет работу, связанную с комфортным размещением и стандартами обслуживания гостей в хостеле, отеле, в домах отдыха, кафе, ресторанах, туристических комплексах и иных заведениях. Согласно профессиограмме, сотрудник выполняет следующие обязанности:
На первый взгляд, может показаться, что работать в этой сфере легко и просто. Но это не так. Людям, которые захотят связать свою жизнь с гостиничным, туристическим или ресторанным бизнесом, придётся много выкладываться на работе и следить за обеспечением слаженной работы большого количества служб и программ.
Список возможных профессий
Многие ошибочно полагают, что после получения диплома молодым специалистам, чтобы набраться опыта, придётся стоять на ресепшене, открывать дверь гостям и заниматься их обслуживанием, убирать номера и выполнять любую другую работу служащих низшего звена. Это миф.
Специалистам с высшим образованием с большой долей вероятности предложат вакансии в управленческой деятельности. Кем работать в гостиничном деле:
В этой сфере вполне возможен карьерный рост. Опыт и практика помогут из обычного менеджера за несколько лет дорасти до управляющего гостиницей. Увеличит шансы в этом деле наличие второго образования, которое называется «Управление персоналом», и регулярные курсы повышения квалификации.
Однако и это не предел мечтаний. Если человек трудолюбив, обладает лидерскими качествами, отлично владеет иностранным языком, а также имеет огромный опыт работы, у него есть все шансы занять такую высокую должность, как «эксперт гостиничного бизнеса». Специалисты занимаются прогнозированием гостиничной индустрии. Или же уйти в свободное плавание и открыть собственный туристический комплекс, кафе или хостел.
Средняя зарплата
Уровень заработной платы может сильно отличаться. Ведь на это влияет то, в каком городе или населённом пункте находится отель, а также уровень самого заведения. Чем популярнее город у туристов, тем выше рейтинг отеля, а значит и более высоко будет оплачиваться труд работников.
К примеру, зарплата менеджера гостиницы в Новой Москве составляет примерно 55 000 рублей, а человек с той же должностью в Волгограде получает до 42 000 рублей в месяц.
Если проанализировать несколько популярных сайтов поиска работы, можно прийти к выводу, что профессия специалиста по гостеприимству — одна из самых востребованных и высокооплачиваемых. Таким образом, в сфере гостиничного дела зарплата среднестатистического специалиста равна 45 000 рублей в месяц.
Инструкция, как стать хорошим специалистом
Изучив тонкости этой профессии, возникает вопрос, куда же идти учиться и сколько времени займёт этот процесс. Получить специальность можно как в качестве среднего специального, так и высшего образования. Обучение предполагает следующие формы:
Продолжительность учёбы после 9 лет в школе по очной форме составляет около четырёх лет (на заочном и вечернем отделении — до пяти с небольшим лет).
При поступлении после одиннадцатого класса по очной форме срок обучения составит около трёх лет (а заочное и вечернее — порядка четырёх лет).
Если же человек собирается поступать в институт, учёба продлится 4 года по очной форме, а во всех остальных случаях (по заочной, вечерней и дистанционной форме) — 5 лет.
В России высшее образование можно приобрести в 102 вузах. Перед подачей документов рекомендуется внимательно изучить отзывы об образовательном учреждении от студентов и выпускников. 10 лучших вузов гостиничного дела:
Учёба в этих образовательных учреждениях в некоторых случаях может дополняться практикой в гостиницах и отелях, с которыми у университета заключён договор. Затем каждый успешный выпускник сможет продолжить своё обучение в магистратуре и аспирантуре, естественно, по своему желанию.
Помимо всего прочего, образование можно получить не только в государственных учреждениях, но и в частных организациях и компаниях. К примеру, колледж от Университета Синергия в Москве предлагает своим студентам обучение на факультете «ресторанно-гостиничного бизнеса». Срок обучения в этом случае составляет 24 или 34 месяца.
Образовательная программа
Теперь, когда документы поданы, следует готовиться к экзаменам. На этом этапе может возникнуть множество различных вопросов, как поступить на факультет «Гостиничное дело» и какие предметы сдавать.
Чтобы поступить, студентам предложат сдать экзамены или засчитать результаты ЕГЭ по трём предметам. Согласно требованиям, профильными считаются:
Некоторые университеты заменяют историю на прикладную информатику и ИКТ. Также учебное заведение может предложить сдать экзамен по английскому языку.
В процессе обучения студенты, как правило, изучают 6 циклов дисциплин, а также физическую культуру. Среди них выделяют:
Каждый из этих циклов состоит из базовой и профильной части. К первой группе обычно относят психологию, философию, логику, ОБЖ, основы маркетинга, прикладную информатику, английский язык и историю. К профильной части можно отнести бизнес-планирование, гостиничную анимацию, логистику, основы предпринимательства, управление персоналом отеля, основы технологии гостиничной индустрии, управление продажами, основы сервисологии и другие.
Достоинства и недостатки
В целом эта сфера деятельности очень привлекательная. Среди достоинств можно выделить:
Как и в любой другой профессии, помимо положительных сторон, есть и отрицательные. Недостатки специальности:
Востребованность специалистов в области гостиничного сервиса очень высокая. В связи с этим, обучение в вузе по этому направлению очень актуально. Работа специалиста этой сферы направлена на то, чтобы постояльцы оставались довольны пребыванием в гостинице. От человека требуются стрессоустойчивость, хорошо развитые коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Менеджер по гостиничному делу
Менеджер по гостиничному делу – это специалист, на плечах которого лежит забота о решении всех организационных вопросов в гостиницах, отелях, туристических комплексах. Его главная задача заключается в том, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и гостеприимства, который удовлетворит всех гостей заведения. Профессия относится к разряду «человек – человек». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Работа учреждений размещения кажется простой только на первый взгляд. На практике для того, чтобы каждый гость отеля или спортивно-туристического комплекса получил необходимые ему условия и услуги, необходима слаженная работа большого количества служб и программ. Менеджер по гостиничному делу занимается организацией работы технического и обслуживающего персонала, принимает и выписывает гостей, решает их проблемы во время пребывания, занимается бронированием услуг и их презентацией.
Особенности профессии
Поскольку эта профессия направлена на то, чтобы гости остались как можно более довольны пребыванием в отеле, она предполагает развитые коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Специалисты в области гостиничного дела всегда найдут решение для сложившейся проблемы и сумеют успокоить даже самого критически настроенного гостя. В их основные рабочие обязанности входит следующее:
От качества работы менеджера по гостиничному делу, во многом, зависит, какое впечатление от города будет оставаться у его гостей. Эта работа – в определенной степени представительство населенного пункта, по которому люди со всех частей света будут формировать свое мнение о гостеприимстве России, образованности и воспитанности ее жителей, красоте и аккуратности ее отелей.
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Для менеджера по гостиничному делу очень важна стрессоустойчивость, уравновешенность, даже в определенной степени хладнокровие. Также он должен быть внимателен, аккуратен, дружелюбен, иметь презентабельный внешний вид, хорошие организаторские и коммуникативные способности. Поскольку такой специалист управляет работой всех технических служб средства размещения, от него также требуются определенные знания в сфере менеджмента.
Обучение на менеджера по гостиничному делу
Получить эту профессию можно в формате среднего специального или высшего образования. Специальность в обоих случаях называется «Туризм».
В вузах специальность «Гостиничное дело» имеет код 43.03.03. Чтобы претендовать на получение высшего образования по этому профилю, понадобится сдать ЕГЭ по русскому языку, истории (это профильная дисциплина), а также по географии или обществознанию на усмотрение вуза. Тут учеба длится 4 года при посещении занятий в очном режиме, а во всех остальных (заочном, вечернем, дистанционном) – 5 лет.
Что за профессия гостиничное дело и где учат на нее
Раз в жизни, каждый человек пользовался услугами отеля или гостиницы. Чтобы все в них работало слаженно, день и ночь трудятся специально обученные люди. Профессия гостиничное дело приобретает популярность по мере улучшения экономического положения в стране и появления новых отелей. У этой сферы услуг давняя история. Первые упоминания о гостиницах датируются 1700 годом. До этого времени существовали таверны, где трудились хозяева, наемные рабы или крепостные крестьяне. После отмены рабства начали использовать наемников – приходящий персонал. Чтобы стать членом слаженной команды сейчас, надо получить специальное образование и быть в курсе современных тенденций.
Чем занимаются представители профессии гостиничного дела 
Иерархическая лестница гостиниц состоит из младшего обслуживающего персонала, среднего звена и руководящей администрации. Для работы в младшем звене нет необходимости получать специальное образование, достаточно обладать трудолюбием и желанием подняться по карьерной лестнице. Чтобы стать руководителем среднего звена, требуется иметь знания и навыки. Получать образование студенты отправляются на факультет «Гостиничное дело».
Персонал круглосуточно обеспечивает работу гостиницы. Если посетители не замечают присутствия посторонних, значит все функционирует, как слаженный механизм. Младший обслуживающий персонал не контактирует с проживающими, это прерогатива профессионалов более высокого уровня. Имея специальное образование, работники становятся менеджерами, управляющими или администраторами.
Специалисты среднего звена имеют широкий спектр функциональных обязанностей.
Отбор кадров, проведение собеседований, консультация новоприбывших, инструктаж – эти и другие обязанности в гостинице выполняют менеджеры.
Благоприятный микроклимат в коллективе складывается из регулярного контроля и мониторинга происшествий, правильного подбора персонала и своевременного разрешения возникающих конфликтов.
Без специальной профессиональной подготовки невозможно соответствовать высоким требованиям к менеджерам гостиничного дела.
Какие перспективы у специалиста по гостиничному бизнесу
Приобретать профессию надо обдуманно, чтобы работа приносила удовольствие. Гостиничное дело – перспективная отрасль, которая постоянно развивается. Те кто работает в этой сфере, получают ряд преимуществ.
Работа в гостиничном бизнесе становится хорошим стартом для новичков, где можно учиться общению с клиентами и ведению бизнеса. Чтобы продвинутся дальше по карьерной лестницы, надо прилагать усилия и показывать себя с лучшей стороны.
Востребованность
С развитием гостиниц и появлением новых необходимость в персонале только растет. Если для обслуживания номеров нет необходимости в высшем образовании, то для осуществления руководства и контроля оно необходимо. От менеджеров зависит работа всего коллектива, поэтому профильные специалисты востребованы и имеют перспективы.
Уровень зарплаты
Труд специалиста по гостиничному делу оценивается в зависимости от занимаемого положения и возможностей работодателя. В столичном регионе заработная плата в среднем в месяц составляет 25000 рублей. Сумма колеблется от 10000 до 50000. В регионах она может составлять 15000 рублей.
Перспектива карьерного роста дает и новые возможности в оплате труда. Управляющий имеет ежемесячный доход в размере 70000 рублей.
График работы
Специфика работы предполагает полный день занятости или сменность. Независимо от дня и ночи менеджер находится на своем посту. Он должен решать конфликтные ситуации, следить за работой персонала и нести ответственность за все происходящее в гостинице. В ночное время менеджер среднего звена является основным распорядителем. В некоторых комплексах за сверхурочные производится доплата.
Кто может работать в гостиничной сфере
Современные гостиницы имеют собственные сайты, но трудно представить удаленный формат работы в данной сфере. Распространение рекламы, служба бронирования номеров действуют в онлайн режиме. В крупных отелях этим занимается специально обученный специалист.
Карьерный рост
Начинать работу необходимо с низших ступеней, чтобы изнутри узнать специфику. После окончания высшего учебного заведения молодые специалисты могут рассчитывать на должности:
Чтобы занять одну из должностей, необходимо получить соответствующее образование на факультете «Гостиничное дело». Сопутствующей специальностью является «Управление персоналом». Знания в экономике и юриспруденции помогут в решении вопросов и в карьерном росте до управляющего гостиницей.
Повышение квалификации
Каждый новый уровень в профессии требует прохождения курсов по повышению квалификации. Даже начинающие специалисты, окончившие вуз, могут быть отправлены на переподготовку. Администрация в праве потребовать изучение иностранных языков, повышение профессионального уровня для международных контактов.
По гостиничному бизнесу проводятся семинары, дающие информацию по нововведениям и изменениям в отельной и ресторанной сфере услуг. Прохождение курсов дает возможность для карьерного роста и открывает новые перспективы.
Профессиональные конкурсы
Между специалистами по гостиничному и ресторанному делу проводятся профессиональные конкурсы. Награды присуждаются по номинациям и специализации работников. Конкурсы проходят между менеджерами, администраторами и управляющими. Наиболее распространены соревнования между работниками ресторанной отрасли.
Перспективы этой отрасли
Развитие сетей гостиниц и отелей позволяет работникам легально трудится за границей. Перспектива карьерного роста возможна при знании иностранных языков и владении профессиональными навыками. В гостиничном бизнесе существует жесткая конкуренция. Это влияет на отбор кадров на конкурсной основе. Такое же положение вещей и за границей. Небольшие гостиницы справляются собственными силами, а сети предъявляют высокие требования к соискателям. При наличии хорошего образования получить работу не составит труда.
Смежные профессии
Индустрия гостеприимства имеет три основных сектора: питание, хозяйство отелей и туризм. Получив одну из профессий, студент может легко переквалифицироваться на другую. К смежным специальностям относятся:
Знания по юриспруденции, экономике, управлению персоналом, иностранным языкам пригодятся для работы в гостинично-ресторанном бизнесе.
Куда поступать учиться, чтобы получить профильное образование
Желая получить перспективы в профессии, абитуриенты отправляются получать высшее образование в институты страны и за рубеж. Специализация гостиничное дело появилась в ВУЗах недавно, но стала очень популярной. 97 высших учебных заведений готовит сотрудников для отелей и ресторанов. В ТОП-5 российских вузов входят:
Также образование студенты получают за границей, но это будет стоить дороже. Существуют программы по обмену с Польшей, Швейцарией, Францией. За успешную учебу студентов отправляют на стажировку. Курс состоит из 4 лет.
За время обучения студенты осваивают такие науки, как:
Наряду с высшими учебными заведениями действуют колледжи. Обучение в них составляет 2 года и 10 месяцев. После окончания колледжа студенты продолжают образование в университетах.
Прохождение курсов предлагают, как частные, так и государственные учебные учреждения. Возможно удаленное обучение.
Чтобы поступить на факультет «Гостиничное дело», потребуется сдать три обязательных экзамена: русский язык, обществознание и математику. Есть варианты: английский язык, история, география. Эти дисциплины заменяет один из предметов.
Кому подходит данная специальность
Стать работником в сфере гостиничного бизнеса сможет не каждый. Для этого надо обладать рядом личных качеств, способствующих коммуникации. Менеджеру и администратору нужны лидерские способности. Прагматичность и рациональное мышление позволят найти выход из критической ситуации.
Общение с людьми требует сдержанности, лаконичности и стрессоустойчивости. В гостинице живут гости с разными характерами. В функциональные обязанности сотрудника входит: не допустить конфликтной ситуации, чтобы не потерять клиентов и не испортить репутацию заведения. Для этих целей в ВУЗах изучается психология, а работники применяют полученные знания на практике.
У сотрудника не может быть плохого настроения или недомогания. Он приходит на работу с вежливой доброжелательной улыбкой. Высказывание, клиент всегда прав, пришедшее из советских времен, остается актуальным и сейчас.
Менеджерам требуется находить общий язык не только с постояльцами, но и с коллегами. В данном случае неоценимым плюсом окажется наличие организаторских способностей. Природное обаяние и доброжелательность позволят добиться успеха, как среди сослуживцев, так и у гостей отеля. Служебное рвение способствует карьерному росту и открывает перед работниками перспективы.
Собираясь поступать на факультет «Гостиничное дело», абитуриент должен подумать, так как у профессии есть свои плюсы и минусы. К последним относятся:
К небольшим недостаткам сотрудники привыкают, учитывая многочисленные бонусы. Карьерный рост и заработная плата способствуют служебному рвению. Есть возможность получить работу или пройти стажировку за границей. Основа бизнеса: стабильность и наработанная клиентская база.
Гостиничное дело: в каких вузах и чему учат? Кем работать после учёбы
В России работает более 70 тысяч гостиниц, хостелов и мини-отелей. В каждой из них десятки, а иногда и сотни сотрудников. Обучают таких специалистов на направлении «Гостиничное дело». Стоит ли туда поступать и где потом работать, расскажем в статье.
Чему учат на специальности «Гостиничное дело»
Работать в сфере гостеприимства можно и без профильного образования. В отелях работают люди с дипломами менеджеров, юристов, архитекторов и даже инженеров. Зачем тогда нужна отдельная специальность?
У гостиничной сферы есть свои особенности, которые обязаны знать сотрудники. Нужно быть в курсе юридических тонкостей, понимать, как работает гостиничный бизнес, уметь обслуживать клиентов.
Профильное образование поможет вам пропустить первые ступени карьеры и начать с управляющих должностей. Конечно, никто не возьмёт управляющего без опыта работы, но можно совмещать учёбу и работу администратором, чтобы получить опыт. Специалистов, которых не нужно обучать, на работе высоко ценят.
Кем работать выпускнику «Гостиничного дела»
У выпускников есть несколько вариантов работы по специальности.
Если вы не совмещали учёбу с работой, то начать карьеру легче с должности администратора. Это лицо гостиницы. Он знает каждого гостя, к нему приходят с проблемами, он должен проконтролировать каждый номер.
Через год-два активной работы вы можете попробовать себя в гостинице более высокого уровня или перейти на должность управляющего. Но чтобы так быстро двигаться по карьерной лестнице, нужно упорно работать. Проявлять инициативу, выходить за рамки своих обязанностей и постоянно учиться новому.
Если за время учёбы вы успели поработать администратором, вам повезло. После выпуска вы можете сразу подавать резюме в крупные гостиницы и даже претендовать на управляющие должности. Если вы умеете себя правильно подать и действительно получили необходимый опыт, у вас всё получится.
Кроме этого, вы можете открыть собственную гостиницу. Студентов обучают быть предпринимателями и работать над своим делом. Это требует больших финансовых и моральных вложений, но всегда можно начать с небольшого хостела и развивать его.
Даже если вам надоест работа по специальности, уходить из гостиницы необязательно. Вы можете сменить вид деятельности. Кроме горничных, администраторов и управляющих в среднем отеле работают HR-специалисты, маркетологи, бухгалтеры и ещё десятки других людей.
На специальности «Гостиничное дело» много времени уделяется экономическим наукам, маркетингу и продажам. При желании вы можете попробовать себя в новой профессии. Некоторые выпускники уходят в туризм или сферу общественного питания.
Какие экзамены нужно сдать для поступления на «Гостиничное дело»
Чтобы поступить на «Гостиничное дело», нужно сдать ЕГЭ по следующим предметам:
Проходные баллы и требования к поступающим каждый вуз устанавливает самостоятельно.
Где обучают гостиничному делу
Работать в отеле трудно: частые конфликты, переработки, ночные смены. Даже если вы простая горничная, вы обязаны искренне улыбаться гостям и вежливо разговаривать. Такая работа требует лидерских качеств, умения общаться и быстро принимать решения.
Но, при всех своих минусах, гостиничный бизнес — это интересный опыт. У вас будут возможности стажировок в других странах, общение с необычными людьми и широкий круг обязанностей. Это профессия для людей, которые не терпят спокойствия и рутины.