Факультет рекламы и связи с общественностью что сдавать
Траектория поступления
Бакалаврская программа «Реклама и связи с общественностью» реализуется на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна и предлагает абитуриентам 25 бюджетных и 200 платных мест.
Для иностранных граждан предусмотрено 25 платных мест.
Для поступления необходимо представить результаты Единого государственного экзамена по трём предметам:
· Обществознание (минимальный балл: 65)
· Русский язык (минимальный балл: 60)
· На выбор: Иностранный язык / История / Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 60)
Поступление на бюджетные места
Для поступления на программу на бюджетное место по сумме конкурсных баллов (сумма баллов за вступительные испытания и индивидуальные достижения) в 2021 году необходимо было набрать 298 баллов из 310 возможных. В 2020 году этот балл составил 301 из 310 возможных, в 2019 году — 299 из 310 возможных.
Поступить на бюджетное место больше шансов у абитуриентов, которые имеют индивидуальные достижения: https://ba.hse.ru/dost#pagetop
Индивидуальные достижения
В 2022 году при поступлении абитуриенты могут получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Они могут добавить до 10 баллов.
Индивидуальные достижения, за которые абитуриент образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ может получить дополнительные баллы:
Индивидуальные достижения: Олимпиады
Особые права, предоставляемые победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников
Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, истории, литературе и иностранному языку имеют право на внеконкурсное поступление.
Особые права, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников, включенных в Перечень олимпиад школьников
С подробной информацией можно ознакомиться на сайте приемной комиссии
Поступление на платные места
Не стоит бояться поступления на платные места. Больше половины студентов НИУ ВШЭ, поступивших на места с оплатой стоимости пользуются значительными скидками, размер которых варьируется от 25 до 70%.
Размер скидки при поступлении на платные места в 2021 г.:*
сумма баллов по результатам всех вступительных испытаний
(без учета баллов за индивидуальные достижения)
Вузы со специальностью «Реклама и связи с общественностью» 2021
Учебное направление «Реклама и связи с общественностью» объединило в себе 2 ранее самостоятельных специальности, и по окончании вуза новоиспеченные бакалавры становятся обладателями «двойной» профессии. У них весьма обширный багаж знаний и больше возможностей при выборе будущего места работы.
Но все это при условии получения качественного образование. В России пока не так много учебных заведений с безупречной организацией обучения для этой сферы деятельности. Попробуем определить «передовиков» и разобраться, где лучше учиться на специалиста по коммуникациям.
О профессии: не авантюрист, но дипломат
Официальные должности рекламистов и специалистов по PR (от англ. Public Relations – связи с общественностью) могут называться по разному, но в народе они известны как «пиарщики». В России это понятие приобрело негативный окрас. Часто так называют недобросовестных «звездных» менеджеров, которые, пытаясь разместить сомнительный «эксклюзив» о молодой исполнительнице, блещут оригинальными заголовками в медиа, или (что еще хуже), сравнивают менеджеров по PR с небезызвестным Остапом Бендером.
Впрочем, у последнего были неплохие шансы стать профессионалом в сфере Public Relations. Помните его знаменитый «Межпланетный Васюкинский шахматный турнир»? Красноречивый и харизматичный комбинатор за пару часов «разрекламировал» свое мероприятие и получил с него немалую прибыль. Ловкий манипулятор отлично понимал, что успех или провал любого проекта зависит от того, насколько умело он будет представлен заинтересованным сторонам, и мыслил на несколько шагов вперед, оперативно адаптируясь под актуальные условия. На этом, правда, сходство литературного авантюриста с реальным «пиарщиком» заканчивается.
Куда поступать
Подготовку специалистов по рекламе и связям с общественностью ведут и столичные университеты, и вузы из разных регионов страны. Обучение осуществляется в бакалавриате (4 года) и магистратуре (2 года). Также по части управления коммуникационными процессами существует множество курсов. Они отличаются и продолжительность, и насыщенностью учебных программ.
Будем откровенны – качество высшего образования в сфере рекламы и PR пока оставляет желать лучшего. И в столице, и уж тем более в региональных учебных заведениях не хватает преподавателей-практиков. Теоретическую же часть образовательной программы зачастую излагают профессора, которые основывают собственные представления о пиаре на переводных трудах западных PR-практиков. Однако на Западе пиар стал самостоятельной наукой в самом начале XX века, тогда как в России лишь первые попытки коммуницировать с общественностью приходятся на 80-е прошлого века. Безусловно, реалии российского PR сильно отличаются от зарубежных, и можно предполагать, что те понятия о пиаре, которые дают в большинстве российских университетов, далеки от того, что он в действительности представляет собой в России.
Тем, кто планирует получать образование в столице, за ориентир можно использовать рейтинг Московских вузов и факультетов, лидирующих по части подготовки специалистов сферы маркетинговых коммуникаций (рекламисты и пиар-менеджеры – ее представители) от крупнейшего интернет-рекрутера HeadHunter. Он составлен на основе опроса среди работодателей, нанимающих выпускников университетов; по его результатам можно судить о востребованности начинающих специалистов на рынке труда. Если выделить в рейтинге только те факультеты, где готовят непосредственно пиарщиков и рекламистов, список лидеров будет следующим.
Конечно, по успехам одной кафедры сложно судить об уровне образования в целом. Но, учитывая, что среди главных критериев оценки были связь кафедры с работодателем, привлечение практиков к преподаванию, можно предположить неплохую организацию студенческой практики в вышеназванных вузах.
В целом же дать навыки рекламиста и специалиста Public Relations обещают почти в трети российских университетов. Многие из них имеют неплохую репутацию среди работодателей, хотя в рейтинги вузов, готовящих специалистов сферы коммуникаций, пока и не входят. Не будем утверждать, что обучение в них построено неправильно. Очевидно, что в «топовых» МГУ или МГИМО рекламе и связям с общественностью обучают несколько иначе, чем, к примеру, в вузах Саратова, Белгорода или Йошкар-Олы. У столичных студентов явно больше возможностей для получения практических навыков. Однако любая теория – это всегда осмысление реальной практики, и студенту, не имеющему никаких знаний в области связей с общественностью, полезно познакомиться с ее «фундаментальным основанием». По крайне мере, он получит общее представление практически о всех сферах жизни, и это поможет направить мысли «в нужное русло».
Правила приема
При поступлении на программы бакалавриата нужно предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию (профилирующий), а также (на выбор вуза), по истории или иностранному языку. Абитуриентов «топовых» университетов ждет дополнительная проверка знаний в самом вузе: чтобы изучать рекламу и связи с общественностью в МГУ им. Ломоносова, придется письменно сдать обществознание, а в МГИМО – иностранный язык.
Учебное заведение | План приема на бюджет | Подано заявлений | Конкурс, человек на место | Проходной балл |
---|---|---|---|---|
МГУ им. М.В. Ломоносова | 10 | Нет информации на официальном сайте | 364* | |
ГУУ | 26 | 1851 | 71,2 | 280 |
ВШЭ | 35 | 1202 | 34,34 | 300 |
МГИМО: журфак МИЭП | 13 5 | 603 516 | 46,4 103,2 | 371* 377* |
РУДН | 2 | 411 | 205,5 | 291 |
СПбГУ | 20 | 704 | 35,2 | 286 |
СПбГЭУ | 10 | 910 | 91 | 283 |
*С учетом результата ДВИ.
За каждый год обучения рекламе и связям с общественностью в ведущих московских вузах придется заплатить от 302 до 538 тыс. руб. В северной столице платят чуть меньше – 225 – 304 тыс. руб. В региональных учебных заведениях цены на очное образование по направлению ниже в несколько раз.
Город | Название вуза | Отделение, на котором изучают рекламу и PR | Количество бюджетных мест | Проходной балл | Стоимость обучения за год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Белгород | НИУ БелГУ | Ф-т журналистики | 2 | 256 | 75 800 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Красноярск | СФУ | Институт педагогики, психологии и социологии | 7 | 240 | 149 720 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самара | Самарский университет им. академика С.П. Королева | Филфак социально-гуманитарного института | 10 | 254 | 131 800 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тюмень | ТИУ | Институт сервиса и отраслевого управления | 0 | 150* | 162 тыс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нижний Новгород | ННГУ им. Н.И. Лобачевского | Институт филологии и журналистики | 0 | 192* | 137 тыс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ярославль | ЯГПУ им. К.Д. Ушинского | Ф-т русской филологии и культуры | 0 | 173* | 122 686 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир | ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых | Гуманитарный ф-т | 8 | 225 | 108 тыс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хабаровск | ТОГУ | Ф-т социально-политических технологий и коммуникаций | 0 | 216* | 168 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калининград | БФУ | Институт гуманитарных наук | 9 | 243 | От 143 тыс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иркутск | ИГУ | Ф-т сервиса и рекламы | 16 | 227 | 146 450 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архангельск | САФУ им. М. В. Ломоносова | Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации | 16 | 199 | 152 460 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программы бакалавриата по рекламе и PR в зависимости от сферы деятельности | В каких вузах изучают |
---|---|
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере туризма и спорта | СибГУФК |
Реклама и управление в гостиничном бизнесе и туризме | НИУ МЭИ |
Реклама и связи с общественностью (в политике и международных отношениях) | РГЭУ (РИНХ) |
Реклама и связи с общественностью в сфере образования | ОмГПУ (г.Омск) |
Бренд-менеджмент в рекламе | СПбГУПТД, СПбГУП, РЭУ им. Г. В. Плеханова |
Новые медиа | ЮУрГУ, ТИУ, ОмГУ им. М. Ф. Достоевского |
Реклама | РУДН, РАНХиГС, ДГТУ (г.Ростов) |
Менеджмент маркетинговых и социальных коммуникаций | СПбГУП |
Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте | МГПУ |
Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления | СПбПУ, СПбГТИ (ТУ), ННГУ (г.Н.Новгород), ТОГУ, ВГТУ, ИжГТУ, ЗабГУ и др. |
Современные коммуникации и реклама | РГГУ |
Реклама и связи с общественностью в авиационной сфере | МАИ, СПб ГУ ГА |
Связи с общественностью и международное энергетическое сотрудничество | МГИМО |
СПбГУПТД | |
Реклама в СМИ | ТИУ |
Связи с общественностью в социальной сфере | КемГУ |
Реклама и связи с общественностью в политике и коммерции | ННГУ (г.Н.Новгород), УГНТУ (г.Уфа), ПГУ (г.Пятигорск) |
Реклама и связи с общественностью в производственно-технической сфере | ВСГУТУ (г.Улан-Удэ) |
В зависимости от выбранного профиля окончательная специализация обычно имеет уклон в рекламу или PR, но есть и объединенные профили.
Бизнес школы
Эти учебные организации реализуют программы дополнительного образования (ДПО) в сфере бизнеса. Они актуальны лишь для тех, кто уже занимается пиаром, но пришел в профессию, имея диплом бакалавра в других областях (чаще всего в PR идут журналисты, экономисты, социологи, маркетологи и психологи).
Так, для людей с незначительным практическим опытом в сфере коммуникаций наиболее приемлемы программы второго высшего образования (срок обучения 2-3 года) и его ускоренная альтернатива – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (ППП) с максимальной продолжительностью 1,5 года. Они рассчитаны на глубокое «погружение» в заданную область знаний.
Для тех, кто трудится на ниве PR и рекламы уже несколько лет, и задумывается о продвижении по карьерной лестнице, актуален учебный курс MBA, направленный на систематизацию уже имеющихся фрагментов знаний и усиление управленческих навыков. Это наиболее востребованная образовательная программа среди управленцев. По статистике, степенью MBA (Master of Business Administration – магистр в сфере управления) обладает треть топ-менеджеров мира.
В основу всех учебных курсов MBA заложены дисциплины из области менеджмента (экономическая теория, стратегический, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами и пр.). Они обязательны для всех вариантов программ – стандартных, ориентированных на руководителей любой отрасли экономики, и специализированных, с углублением в конкретную сферу деятельности.
Среди последних есть несколько вариантов MBA по рекламе и связям с общественностью. Информация о них представлена ниже.
Программы по рекламе и PR | Школа бизнеса | Продолжительность, месяцев | Форма обучения | Стоимость, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|
Политические и бизнес коммуникации | ИКМ НИУ ВШЭ | 19 | вечерняя | 599 |
Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями в бизнесе | Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО | 24 | модульная | 750 |
Рекламный и PR бизнес | ИМЭБ РУДН | 24 | вечерняя | 380 |
Advertising and PR | Moscow Business School | 24 | дистанционно | 149 |
Брендинг и реклама | Московский технологический институт | 24 | модульная | 269 |
Зарплаты и перспективы трудоустройства
К созданию определенной «идеологической оболочки» вокруг своего имени стремятся и крупные монополии, и отдельные персоны, и даже целые страны. Поэтому по окончанию учебы у специалистов по коммуникациям немало альтернатив, где применить свои знания. Вот лишь некоторые из них:
Уровень оплаты труда специалиста по рекламе и связям с общественностью зависит от объема практического опыта, должности, организации, в которой он работает. В зависимости от региона, вчерашний выпускник вуза, занявший позицию ассистента PR-отдела, PR-менеджера в среднем получает 31-53 тыс. руб. Специалистам с опытом платят 70-80 тыс. руб. Самые высокие предложения по зарплате у PR-директоров ( 90-180 тыс. руб.) и директоров по рекламе (80-400 тыс. руб.). При достаточном количестве успешно завершенных проектов также можно рассчитывать на неплохую премию.
В целом, ситуацию на рынке труда по направлению «Реклама и связи с общественностью» печальной не назовешь. Работу выпускникам вузов предлагают и крупные компании, и медиа, и небольшие организации. Кроме того, такие специалисты всегда имеют возможность подработки, например, копирайтером.
42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ – Диджитал реклама и связи с общественностью (ИОН)
Структурное подразделение Академии: Институт общественных наук (ИОН)
Телефон: +7 499 956 00 77, с 10:00 до 18:00
Условия поступления и обучения:
Реализуемая форма обучения
Основа обучения и количество мест для приема
Документы о предыдущем образовании
Сроки подачи документов в 2021 году
Вступительные испытания, ЕГЭ
Проходной балл на бюджет
Изучения второго иностранного языка.
Все студенты привлекаются к участию в реальных медиа-проектах, которые реализуются на факультете и партнерами факультета.
Очная форма обучения – 4 года. Обучающимся предоставляется отсрочка от службы в ВС РФ в соответствии с действующим законодательством на весь период обучения по очной форме.
Практика и трудоустройство выпускников программы
Universidad de Navarra в Испании
Riseba University в Латвии
Студенты проходят практику в различных компаниях, некоммерческих организациях и ФОИВ:
Фонд развития интернет инициатив
ООО «Серебряный меркурий»
Молодежный центр развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин”
ООО «Метео ТВ” Останкино
ООО Хайв Экспо Интернейшнл
Внешнеторговая Палата Германии
ООО “Вин Ту Вин коммьюникейшнз»
Правительство Московской области
Все студенты имеют возможность участвовать в международных языковых поездках и профессиональных стажировках за рубежом.
Какие экзамены нужно сдавать на связи с общественностью?
Говорить от лица бизнеса или государства, работать в органах или рекламном агентстве – решать вам, если вы специалист по PR и рекламе. Но чтобы стать настоящим пиарщиком, нужно учиться. Где учиться на связи с общественностью, какие экзамены сдавать? Узнаем!
Настоящий пиарщик никогда не останется без работы. Возможностей для его трудоустройства множество. А если учиться еще и на объединенной специальности, которая связана не только с PR, но и рекламой, то количество вариантов возрастает вдвойне.
Специальность связи с общественностью
В классическом понимании, специалисты по связям с общественностью отвечают за коммуникацию. Пресс-релизы, статьи в журналы, интервью и комментарии в СМИ, публичные выступления и пресс-конференции – все это работа пиарщика.
Проработать ответы на вопросы, «замять» звездный скандал или наоборот его «раскрутить», описать преимущества компании, опустив ее недостатки, обелить политика и очернить его оппонента – тоже про него. И если бы только оно.
Возможностей для работы у PR-специалиста много. Это может быть, как работа в маркетинге, так и на радио или телевидении, специализация на интернете и социальных сетях (SMM), должность руководителя пресс-службы крупного бизнеса или трудоустройство на работу пресс-секретарем политика.
И, конечно, это путь в рекламный бизнес, где массовый коммуникатор обязательно найдет себе применение, а его креативные тексты и слоганы уже завтра будут «крутить по ТВ» в рекламных перерывах вечернего прайм-тайм.
Каким бы не был избранный путь специалиста по связям с общественностью, начальная дорога на пути становления в профессии PR-менеджера все равно будет лежать через обучение.
И здесь важно определиться, куда поступать – выбрать ли изначально только ПР или предпочесть изучать еще и рекламу.
Чем специальность Реклама отличается от Связей с общественностью?
Поставить равенство между рекламой и PR было бы неверно. Отличия существенные.
Менеджер по рекламе, в основном, занимается продвижением конкретной услуги или товара, а круг обязанностей PR-менеджера, в первую очередь, направлен на Public Relations – публичные коммуникации.
Рекламщик всегда преследует экономическую выгоду и исходит из окупаемости рекламных затрат. Чаще всего результаты его работы можно посчитать. Доходы и расходы оцениваются с точки зрения увеличения количества заказов товаров и услуг. Реклама прямо влияет на прибыль.
А вот пиарщик может работать на репутацию, представлять интересы меньшинств, организовать кампанию по борьбе с раком или отвечать за пропаганду здорового образа жизни – все это часто нельзя посчитать ни в какой валюте и, по сути, прямой экономической составляющей в PR-деятельности может не быть. Но все-таки и пиарщик может организовать рекламную кампанию, например, по сбору средств в благотворительный фонд.
Поэтому, несмотря на различия, специальности сильно друг с другом связаны. Обе преследуют выгоду и нацелены на успех рекламной- или PR-кампании.
Какие экзамены сдавать на связи с общественностью?
PR-специалистом нельзя стать после 9 класса и ни в одном ссузе – колледже или техникуме на него не учат. Профессиональное обучение на PR-менеджера или, как его еще называют, специалиста по ССО осуществляется исключительно после 11 класса и только в высших учебных заведениях. Прием в академии, институты и университеты осуществляется по результатам ЕГЭ.
Поскольку обучение на PR-менеджера – это, в первую очередь, про креатив и творчество, то речь идет о гуманитарной направленности и предметы на связи с общественностью сдавать нужно будет тоже из области гуманитарных наук.
Ключевыми для поступления на факультет связи с общественностью экзаменами станут профильные для специальности литература, обществознание и история. Какой именно из предметов встретится однозначно сказать нельзя. Это зависит от того вуза, куда подавать документы.
Само собой, что сдавать на связи с общественностью предметы нужно будет и из списка тех, что относятся к обязательным для выпускников школ, независимо от их дальнейших целей – базовую математику и русский.
Какие экзамены сдавать на рекламу?
Учиться мастерству рекламы можно пойти и после 9 класса, поступив в один из колледжей или техникумов на одноименную специальность.
Что нужно сдавать на рекламу в ссуз? В этом случае будут необходимы результаты по предметам ОГЭ. Ключевыми для рекламы после 9 класса станут экзамены по русскому и математике и чаще всего еще любые 2 предмета на выбор выпускника школы. Поступить можно будет в колледж или техникум по среднему баллу аттестата. Если оценки хорошие, есть шанс обойти на конкурсе конкурентов и поступить учиться на бюджет.
Но направление «реклама» в колледже – не то же самое, что в вузе и это, конечно, не связи с общественностью. Зато выпускник колледжа отлично подойдет для работы в полиграфическом бизнесе и типографиях – студентов обучают правилам оформления рекламных листовок и буклетов, учат пользоваться популярными графическими редакторами.
Чтобы претендовать на более высокие должность и карьерные возможности, нужно оканчивать, минимум, 11 классов и поступать учиться в вуз. Только так можно стать рекламщиком высокой квалификации.
Какие предметы сдавать на рекламу на ЕГЭ? Это все те же обязательные русский язык и базовая математика. Профильными экзаменами станут обществознание, история или литература. Узнать наверняка можно у интересующего вуза. Как правило, информация доступна для абитуриентов минимум за полгода до даты приема документов.
Это, пожалуй, все, что нужно сдавать на факультет рекламы, если абитуриент подает документы в один из вузов страны – университет, академию или институт. Вступительных испытаний в виде творческого конкурса в большинстве вузов нет.
Какие предметы ЕГЭ сдавать на рекламу и связи с общественностью?
Если поступать на объединенную специальность, студент старших курсов сможет выбрать специализацию, на которой он хотел бы сосредоточиться и по какой в будущем он планирует работать.
Чтобы поступить в высшее учебное заведение на рекламу и связи с общественностью на ЕГЭ нужно сдать обязательные и профильные предметы.
Русский и математика (база) будут являться обязательными, а обществознание и история или литература будут профильными.
99 процентов, что одним из профильных будет обществознание, а вторым с одинаковым процентом вероятности может стать как литература, так и история.
Что может быть еще, помимо ЕГЭ, нужно сдавать на связи с общественностью и рекламу на экзаменах? Есть ли дополнительные испытания?
Как правило, от абитуриента требуются только максимально высокие баллы по вышеуказанным предметам, творческого конкурса на специальность не предусмотрено. Но при подаче заявления в крупные вузы страны, нужно быть готовым к возможным дополнительным испытаниям. На них может встретиться иностранный язык или один из вышеуказанных предметов. Например, если профильным для приема по результатам ЕГЭ для связей с общественностью и рекламы на экзаменах будет обществознание, то в вузе дополнительно может потребоваться история.
Чтобы точно знать, какие из экзаменов на связи с общественностью нужно сдавать на ЕГЭ и есть ли дополнительные испытания, какие из предметов могут потребовать дополнительно, есть смысл обратиться за информацией на сайты самих вузов. В архиве приема за прошлые годы у учебного заведения есть вся необходимая информация. А актуальные сведения содержатся, как правило, на главной странице.
Подведем итог. Поступление на рекламу и связи с общественностью возможно после 11 класса и только для учебы в высшем учебном заведении. Чтобы стать студентом, экзамены на рекламу и связи с общественностью нужно сдавать по русскому, математике, обществознанию, литературе или истории.
- Узи шейного отдела что показывает у новорожденного
- как рассчитать страховку по ипотеке в россельхозбанке калькулятор