Поделиться ссылкой: | Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Асанов:
Источник
Фамилия асанов что обозначает
Оглавление
↑
Для раскрытия/закрытия оглавления нажмите на слово
I. Материалы переписей
яицких/уральских казаков:
Ревизская сказка 1817 года:
III. Урбанонимия Уральска
Словарь фамилий уральских казаков:
Из отчества от мужских имен Асан, Асон или прозвища Осаной.
Исследователи русских фамилий, рассматривающие эту фамилию, единодушны в том, что она образована от мусульманского / тюркского мужского имени Хасан (Асан, Гасан) [Унбегаун 1989: 295; Никонов 1974: 137; Полякова 1997: 21; Полякова 2005: 32; Ганжина 2001: 34; Королева 2006: 171]. Имя Хасан – арабское по происхождению и с арабского переводится как «добрый, хороший» [Гафуров 1987: 204]. Фамилии встречаются из имени Хасан – Хасанов и из его вариантов Гасан, Асан – Гасанов, Асанов. Имя Асан часто у представителей тюркских народностей [Баскаков 1979: 142]. В. А. Никонов считал, что фамилия Асанов возникла в Среднем Поволжье и отмечал, что в XVI в. известны крупнейшие татарские феодалы Асановы, а в Среднем Поволжье и Башкирской АССР много селений Асаново.
Давнее вхождение татар в Яицкое казачье войско, бытование в их среде личного имени Хасан с вариантом Асан (примеры: Асан Аймаков, 1773 г.; Асан Заитов, 1834 г.; Хасан Искаков, 1834 г.) являются аргументами в пользу того, что фамилия казаков-христиан Асанов восходит к этому имени. Но ее появление в их среде произошло в отдаленном прошлом и проследить процесс ее возникновения по документам пока невозможно.
Асан Давыдов в списке 1773 г. к казакам-христианам не имеет никакого отношения. В том же списке отмечены Жумай Давыдов и Муртаза Давыдов. Все трое из Яицкого городка. Исходя из данных о возрасте, это отец (Жумай, 32 года) и его сыновья (Асан, 12 лет; Муртаза, 1 год). В заблуждение может ввести фамилия Давыдов. Учитывая наличие в том же списке казаков-мусульман Даутовых, антропоним Давыдов в данном случае может рассматриваться как русифицированный вариант этого антропонима. Имена-источники антропонимов Давыдов и Даутов – Давыд и Даут восходят к одному и тому же древнееврейскому имени. Они соотносятся между собой так же, как имена Иисус – Иса, Жакуп; Моисей – Муса; Яков – Якуб.
Однако версия о тюркоязычном происхождении основы фамилии Асанов уральских казаков-христиан не является единственной. Можно привести и другие этимологические версии, не рассматривавшиеся в доступных публикациях о фамилиях.
Русским известен антропоним Асан, никак не связанный происхождением с тюркским именем Асан. Это – разговорный или уменьшительный вариант крестильных имен Исаак, Дисан, Иоасаф [Суперанская 2010: 62; Суперанская 2003: 200]. Если этот антропоним бытовал в период формирования фамилий уральских казаков-христиан, то мог отразиться в основе их фамилии Асанов.
В основе фамилии казаков-христиан может лежать антропоним Асон. Его возводят либо к крестильному имени Аскалон, либо к крестильному имени Иасон (первую версию предложил В. И. Васченко, вторую – Б. А. Успенский [Никонов 1974: 140]. Фамилия, развившаяся из этого имени – Асонов. Еще В. И. Даль подметил, что уральские казаки «во всех без изъятия прозваниях кладут ударение на окончание ов» [Даль 1: LXVI]. В таком случае гласный о предударного слога переходил в а, поскольку диалект уральских казаков является акающим. В пользу этой версии свидетельствует наличие варианта фамилии Ассанов, очевидно, связанной с более ранней формой крестильного имени – Иассон (форма Иассон как старая календарная приводится в [Суперанская 2003: 350]). Кроме того, на примере трех братьев, живших в первой трети XVII в., убедительно показано, что формы их фамилий – Ассонов, Ассонов и Асанов – варианты написания одной фамилии с русским именем Асон в основе [Шумилов 1991: 177].
Нельзя исключать в качестве источника рассматриваемой фамилии прозвище Осаной. Его могли образовать от диалектных слов осанитъся – «принимать гордый, надменный вид» (отмечено в костромских, псковских, тверских говорах), осановский «неповоротливый» (ярославские говоры) [СРНГ 23: 352]. Человек с одним из этих свойств и мог получить прозвище Осаной (-ый), из которого развилась фамилия Осанов, в акающем диалекте уральских казаков приобретшая вид Асанов. В связи с этой этимологической версией легко находит объяснение наличие варианта фамилии Осанов, отмеченное у казака Харкинского форпоста в документе за 1872 г.
Антропоним Асанов встречается как у казаков-христиан (их большинство), так и у казаков-мусульман. Для казаков-христиан это фамилия. Для казаков-мусульман в XVIII–XIX вв. это чаще всего (или исключительно?) псевдофамилия. Показателен пример из переписи 1834 г.: Сейнов Шарип сын Асана Асанова, 10 лет, Мустаевский хутор. Если бы антропоним Асанов в данном случае был фамилией, то его сын Шарип был бы Асановым, а не Сейновым. Сейнов в этом случае, скорее всего, дедичество. Аналогичный пример из той же переписи: Тангатаров Шафей Чабдаржанова Тангатара сын, 27 лет, Чижинский 1-й форпост. Здесь Тангатаров – отчество. Чабдаржанов – либо отчество, либо дедичество.
В переписи 1817 г. в семье казака Чумерата Асанова было семь человек, в том числе сыновья Чусуп и Шамай. В переписи 1834 г. эти сыновья записаны как Юсуп Ачимуратов и Шамай Ачимуратов. Под антропонимом Асанов в переписи 1834 г. – 14 мусульман. Ни один из них в предыдущей переписи не обозначен под антропонимом Асанов. Ситуация с псевдофамилиями в среде казаков-мусульман сохранялась до конца в XIX в. В 1899 г. Войсковое хозяйственное правление сетовало на то, что «фамилии казаками магометанского исповедания, преимущественно Илецких станиц, присваиваются произвольно по имени отца или деда, а через это являются разные фамилии отца, сына и родных братьев; бывают также случаи перемены фамилии одним и тем же лицом самопроизвольно по имени отца или деда».
В других регионах фамилия Асанов в памятниках письменности встречается с начала XVII в.: крестьянин д. Бигичи на р. Колве Якушка Савельев сын Асанов, 1623; казанский стрелецкий голова Роон Асанов, 1688 [Тупиков 2004, 514].
Локализация в Уральском казачьем войске (УКВ): Горская крепость (1834), Иртецкий форпост (1834), Кательновский / Ка(о)тельный форпост (1833, 1834, 1872, 1876), Скворкинская станица (1876), Харкинский форпост (1817, 1834, 1876), Яицкий городок / Уральск (1773, 1817, 1832, 1833, 1834, 1877).
По переписи 1834 г. именование Асанов носили 59 уральских казаков и членов их семей (0.13 % от всего населения войска). Тогда оно вместе с четырьмя фамилиями занимало 195–199-е место в списке наиболее частых фамилий. Из этих 59 казаками-христианами являлись 45 человек. Для них Асанов – фамилия. В 15 случаях речь идет о мусульманах и утверждать, что для них именование Асанов тогда было уже фамилией не будем. Для них это скорее временное именование с формальным признаком фамилии, исчезающее в каждом новом поколении (псевдофамилия).
Либо фамилия Асанов, либо тюркское имя Асан казака-мусульманина отразились в названии хутора Асанова, существовавшего на землях УКВ по крайней мере в 1870-е гг.
Источник
Происхождение фамилии Асанова
Обладательница фамилии Асанова, без сомнения, может гордиться своей фамилией, поскольку она является интереснейшим памятником восточной письменности и культуры.
Фамилия Асанова имеет богатейшую историю, которая является ярким свидетельством взаимодействия различных национальных культур и принадлежит к распространенному в России типу семейных именований тюркского происхождения.
Известно, что русский народ на протяжении всей своей истории жил в тесном контакте с самыми разными тюркскими племенами – половцами, печенегами, позднее татарами, чувашами, башкирами, шорцами, алтайцами, казахами и другими народностями. Русские люди не только воевали с этими народами, но и постоянно общались, вступая в активные торговые отношения и родственные связи. В результате представители разных народов заимствовали друг у друга не только различные элементы быта, но и различные элементы языка, в том числе и личные именования.
К числу молодых семейных именований тюркского происхождения относится и фамилия Асанова. Она была образована от древнетюркско-татарского имени Асан, что означает «здоровый». Не исключено, что основой для фамилии Асанова послужило арабское имя Хасан – «хороший, добродетельный, красивый».
В древности люди верили, что имя влияет на жизнь человека, воздействует на его судьбу. Поэтому, нарекая ребенка тем или иным именем, родители стремились защитить свое дитя от бед, обеспечить ему счастливое будущее. Видимо, и имя Асан, Хасан должно было стать для юного наследника символом счастливой судьбы и знаком великого предназначения.
В старинных документах находим запись об обладателях имени Асан: Осип Дмитриевич Асан Годунов был в 1532 году наместником в Галиче, Асан Глебович Морозов жил в середине ХVI века.
На стыке XIX и XX веков от восточного имени Асан или Хасан возникла фамилия Асанова, среди обладателей которой немало известных и уважаемых в обществе людей. Таким образом, фамилия Асанова является сравнительно молодой российской фамилией тюркского происхождения, отражающей в себе древние мусульманские верования и традиции именования людей.
Источники: Русские фамилии тюркского происхождения (Баскаков И.А), Мусульманские имена. Словарь-справочник, Лев и Кипарис: о восточных именах (Гафуров А.Г.), 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения (Халиков А.Х.), Ономастикон (Веселовский С.Б.).