Фантастика постапокалипсис что почитать
Постапокалипсис. 10 интересных фантастических книг, которые стоит прочитать
Ну что, любители мутафруктов. Среди всего обилия ответвлений от бурно плодоносящего древа фантастики как жанра, именно постапокалиптическая ее разновидность носит не просто развлекательный, а самый что ни на есть предупреждающий и воспитывающий характер. Хорошая книга о постапокалипсисе способна не только вогнать читателя в ступор от предвкушения событий неизбежных и плохих, но и мотивировать его на то чтобы в пределах своих скромных сил отсрочить эти события. Чисто в бытовых мелочах, разумеется, ну так и соломинка ломает спину верблюда.
Я читаю фантастику много и давно. Легче сказать сколько я ее не читаю — 6 лет из своей жизни. Именно где-то в этом возрасте я вытащил из почтового ящика первый том «Приключения и Фантастики». До Янтарного Гугона этот бумажный корабль мысли меня, к счастью не довёз, слава переманившим мое внимание издателям из «Северо-Запада». И за прошедшую треть века из всей прочитанной горы фантастической литературы лишь крошечная толика была посвящена постапокалипсису. Очевидно что мало кто из писателей находит в себе силы и умения создать что-то в этом поджанре. А вот впечатлений от этих книг было намного больше чем от любой другой про пришельцев или рунные посохи.
Собственно, в продолжение своих подборок других книг, предлагаю вам потешить себя откровенной чернухой, после которой 2020 год покажется более чем уютным и тихим.
Содержание
Паоло Бачигалупи — Заводная и другие
Никто, никто не пишет о постапокалипсисе так много и так хорошо как Бачигалупи. И его фамилия — единственне что способно вызвать улыбку от прочтения. Засуха и войны про воду? У него это есть. Микробы сожрали всю нефть, вместо бензиновых зажигалок опять окопные, типа этой из трута и кресала. Воссозданные мастодонты закачивают энергию в гигантские пружины? Да, у него и это тоже есть. Генетические войны, климатические катастрофы — у него наготове любой сценарий, при котором всем становится очень плохо. Ну, разве что, не припомню у него какой-то атомной катастрофы.
Все, о чем он пишет, более чем реалистично. Не требуется ни малейших усилий чтобы представить себе такую картину в самом ближайшем будущем, все предпосылки-то налицо. И от этого становится еще страшнее.
Как бы то ни было, в каждой его книге есть хороший, динамичный и захватывающий проработанностью бытописания и поведения персонажей сюжет.
Если Уильяма Гибсона можно назвать певцом кибербанка, то Бачигалупи, несомненно, первейший певец постапокалипсиса.
Книг у него много, но чтобы прочувствовать всё, начинать стоит именно с «Заводной». Лучшей рекомендацией этого романа будет тот факт что он одновременно получил Hugo иNebula. А таких произведений считанные единицы.
Книга, между прочим, не настолько фантастическая по антуражу чтобы выбить Хьюго или Небьюлу, но ей оказалось по силам завоевать минимум не меньшую литературную награду — Пулитцеровскую премию.
Если нет желания читать, можно посмотреть экранизацию. Я, к примеру, высмотреть не смог.
Майкл Суэнвик —«Танцы с медведями»
Про эту книгу я уже рассказывал, но стоит напомнить, коли абсолютно все похождения героев происходят в типичных антуражах после большого П.
Павел Майка Мир Миров
Имея такого локомотива как «Ведьмак», не стоит удивляться что польская фантастика в последнее время переводится все чаще и чаще. На статус нетленок все они, кроме упомянутого «Ведьмака», никак не тянут, но уж на раз сгодятся точно при условии что вас не покоробит от пафоса, которым необъяснимо густо приправлены все произведения поляков.
Антураж на самом деле необычный. И пусть техномагией сейчас не удивишь (будет подборка и таких книг), но ничего подобного никто еще не писал и прочесть «мир миров» определённо стоит.
Ким Стэнли Робинсон — Годы риса и соли
Весьма зрелая книга, что и подтвердилось завоёванным «Локусом», далеко не последней премией в мире фантастии.
Как правило Робинсон пишет ортодоксально твердую НФ (у него есть и более популярные вещи в том же постапокалипсисе, посмотрите библиографию). Тут же он решил удариться в этакую ретрофилософию с налётом мистицизма. За отправную точку был взята 14 век, в котором автор позволил одной из лихорадивших позднесредневековую Европу эпидемий довести свою работу до конца. Вся население Европы, за исключением горстки выживших на островах Британии, прилегло и не проснулось. А остальной мир в лице Азии и Ближнего Востока (потом в череде героев окажутся даже ходеносауни Северной Америки) начнет усиленно жить в этом мире без культуроного и экономического давления с запада.
Чтобы придать произведению эпохальный по времени и пространству размах, автор сделал хитрый ход — добавил перевоплощения с интермедийными попытками горстки героев вырваться за пределы Бардо (Тибетский вариант христианского Лимба, Чистилища).
Лично мне было весьма интересно «наблюдать» за тем как развивалась наука, опираясь лишь на ближневосточных и азиатских мыслителей. А вот что не понравилось — обилие размышлений и философствываний. Разумеется, это вопрос вкуса. Но я такую вот социальную фантастику не люблю, не мое это.
Тем не менее, книга на самом деле, говоря языком советских предисловий «зрелая и поднимает важные вопросы морального выбора».
Если вы любитель неторопливого чтения умных книг, вам интересна альтернативная история — весьма советую.
Джон Уиндем — Куколки
Подавляющему большинству читателей Уиндем еще советских времён отлично известен по «дню триффидов». Само это произведение однозначно достойного того чтобы включить его в этот перечень. Но, в отличии от сугубо развлекательных «триффидов», «Куколки» однозначно более серъёзное и взрослое произведение, которое, при всем том, ничуть не потеряло в своей содержательной части.
Человечеству, разумеется, почти наступил конец. В этот раз, разнообразия ради, это-таки атом виноват. Немногочисленные группы людей тщательно избегают любых мутантных проявлений у детей и отправляют их в джунгли. Вопрос в том что мутации далеко не всегда сводятся к шестипальцевости. А что будет если мутация внутренняя? Телепатия к примеру. Короче, в итоге получается этакая смесь подростковой приключенческой фантастики с достаточно серъёзным социально-психологическим подтекстом.
Нил Стивенсон — Семиевие
Стивенсон — исключительно талантливый и умный писатель. Временами даже слишком умный: я так и не смог продраться сквозь его «Анафем» (но это уже вопросы к моему неумению читать медленно и вдумчиво).
И, поверьте, он может и как его более известный тезка Стивенсон писать про классических разбойников (см. Барочный Цикл), и про современных (см Криптономикон и Вирус Reamde). Может он и в твердую НФ как в Семиевие.
Завязка вполне Голливудская. Земле кранты и в хорошем смысле сливки человечества отправляются на орбиту строить новое будущее где-то за точкой Ла Гранжа. Людей много. А так как проблем не меньше, то последние с успехом начинают изменять счёт в свою пользу. До тех пор пока… И вот тут-то и начинается самое интересное. Книга развивается в двух параллельных, отдалённых во времени сюжетах и сходится в одной, немыслимо неожиданной точке.
Обалденная книга. Надо, пожалуй, перечитать ее.
Хаос на пороге, Царствие Хаоса, Хаос: Отступление
Хороший формат для вечернего чтения. Три книги по рассказу за день загрузят вас в полный минор на целый месяц. Или наоборот, приободрят, давая понять что вокруг-то, оказывается, всё совсем неплохо и надо наслаждаться жизнью пока для того есть все возможности.
Сергей Лукьяненко Квази Кайнозой
Читающий подборку может и удивиться, а чегой-то тут Глуховский вместо Метро 2033 или там стиксов-льда? Все просто. Про «Метро» и так всем известно, да и далеко не все книги серии там на одном уровне. Серия и без того популярна, чтобы занимать в подборке место какой-то другой, о которой на самом деле могут узнать впервые.
Стикс-лёд и тому подобное не вызвали у меня никакого интереса. Я с огромной приязнью отношусь к тому что пишет Корнев сейчас и покупаю все его книги. Но рпг-шная прямолинейность вселенной «Лёд» была бы мне интересна лет этак в 15, но никак не сейчас.
Что касается Глуховского, то его вариант апокалипсиса вдоволь истоптан графоманской кирзой множества русскоязычных писателей. Зомби, дорогой читатель. Не милые славянскому сердцу поскрёбывающие в ночное окно толстовские красногубые вурдалаки, а худосочные западные зомбаки. Что-то пошло не так и они сьели почти всех. К счастью, почти. Москва, как заведено, отгородилась от остальных, на этот раз по-настоящему, с калитками и пулемётами. А еще кроме обычных тупых зомби появились зомби умные. Очень умные, зачастую, умнее людей. И почти всегда сильнее. Вредить они не планируют, но людям от соседства с такой прогрессивной нежитью тоже радости мало.
И в обоих книгах раскрывается как раз такое вот соседство, сдобренное хорошей порцией детектива.
Уверен что авторитет Лукьяненко достаточный чтобы заинтересовать читателя и без того чтобы я дальше рассказывал про эти две книги. Лично мне понравилась его обыденность происходящего. Нет какого-то надрыва, пафоса и безисходности. Померли? Померли! Кусали? Кусали! Ну что делать, жить как-то надо, давайте жить с чем есть.
К. Каргил — Море ржавчины
Особняком стоит эта книга, с роботом-главным героем. Помните как говорил р.Бендер «Смерть всем человекам!» Он оказался прав, люди померли как вид и на планете остались только роботы. Один из них колесит по морю Ржавчины в поисках деталей.
Еще раз :
а) книг на тему постапокалипсиса намного больше, начиная «Со страстей по лейбовицу» их написали изрядно. и если я чего-то не включил, то это не значит что эта книга хуже чем другие
б) зачем пиратствовать? Ценник с промокодом откровенно доступный. Уважайте труд авторов.
20 лучших фантастических книг в жанре постапокалипсис
В настоящее время мы переживаем Золотой век постапокалипсиса. Даже во времена Холодной войны книги о конце света и жизни после него не были столь популярными, как сегодня.
Текущий расцвет поджанра начался в 2004 году, и до сих пор нет никаких признаков падения интереса к постапокалиптическим историям — наглядным подтверждением тому является статистика Amazon.
В последние десятилетия уже были периоды, когда книги о конце света пользовались большой популярностью — это 1950-е и 1980-е годы.
В середине 20 века люди всерьез опасались ядерной войны и научная фантастика отражала эти страхи. В восьмидесятые человечество впервые услышало слово «СПИД», и писатели оперативно отреагировали на это, создав немало произведений о «чуме из космоса».
Сегодня нас пугает все: войны, вирусы, глобальные катастрофы, генетически модифицированные люди, восстание машин. Отсюда и разнообразие тем, которые разрабатывают авторы постапокалиптических романов.
Дорогие друзья! Забирайте этот обзор себе в социальные сети, чтобы в следующий раз не тратить время на поиски стоящего чтения! Делая репосты наших статей, вы оказываете неоценимую помощь в развитии сайта! Спасибо!
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
1. Хью Хауи «Бункер. Иллюзия» (2011)
Хью Хауи некоторые критики окрестили современным королем постапокалипсиса — даже в наш список попало целых четыре его произведения.
После страшного катаклизма остатки человечества живут в огромном подземном бункере. Люди строго соблюдают свод правил, которые, как считается, необходимы для поддержания безопасности. Шериф Холстон, много лет следивший за неукоснительным выполнением правил, внезапно нарушил самое главное табу: он захотел выйти на земную поверхность.
«Больше всего на меня повлияла «Скала Фрэгглов». В детстве мне не хватало пояснений к этому шоу, в котором показывали целый мир под землей», — рассказывает Хью Хауи.
2. Мэттью Мэзер «Кибершторм» (2013)
Катастрофа охватывает реальный и виртуальный миры, смешивая сон и явь, материю и восприятие. Снежный буран отрезает Нью-Йорк от остальной Земли и превращает город в гигантское заснеженное кладбище, где ничто не является тем, чем кажется. Мэзер обладает глубокими техническим познаниями, а потому «Кибершторм» получился реалистичным и по-настоящему страшным.
3. Уильям Форстен «Секундой позже» (2009)
Взрыв высотной ядерной бомбы выводит из строя все электросети и электронные устройства в США. Всего за секунду передовая держава погружается в Средневековье.
Издание Publishers Weekly: «Форстен уделяет внимание не только основным, но и не вполне очевидным аспектам катастрофы».
4. Кормак Маккарти «Дорога» (2006)
Отец и сын, чьи имена не называются, путешествуют по руинам, оставшимся от Цивилизации после глобального катаклизма.
Принадлежность романа «Дорога» к научной фантастике, конечно, спорна, но книга эта, безусловно, обогатит наш список.
В 2007 году роман был удостоен Пулитцеровской премии. Критики называли его «душераздирающим», «поразительным» и «эмоционально сокрушительным».
5. А. Дж. Риддл «Чума Атлантиды» (2013)
Эта инди-книга (опубликована без участия издательств) на самом деле вторая в серии, но ее популярность, судя по обзорам, даже затмевает первый роман цикла — «Ген Атлантиды». Конечно, мы рекомендуем не нарушать авторский замысел и начать чтение с «Гена».
А.Дж. Риддл, бывший интернет-предприниматель, отличается большой скромностью: «Мой успех стал чистой случайностью», — говорит он.
6. Хью Хауи «Бункер. Смена» (2013)
«Смена» — приквел книги «Бункер. Иллюзия».
Авторы некоторых рецензий жалуются на чрезмерную запутанность сюжета, стереотипность «роковых красоток» и «страдающих домохозяек». Однако, учитывая ошеломительную популярность книги, можно предположить, что большинству читателей эти недостатки не показались существенными.
7. Хью Хауи «Бункер. Пыль» (2013)
Еще одна постапокалиптическая история Хауи. Роман «Бункер. Иллюзия» впервые рассказал о подземном мире. В «Смене» рассказывалась история его создания. «Пыль» описывает гибель Бункера.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Тихое место — разбор, обсуждение и объяснение концовки
Вместо того, чтобы ревностно защищать свою Вселенную и персонажей (как это случается с известными авторами), Хауи активно поощряет поклонников писать фанфики по миру Бункера.
8. Пэт Фрэнк «Увы, Вавилон» (1959)
Название романа заимствовано из книги Откровения 18:10:
«Пал, пал Вавилон, великая … великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой».
Джон Леннон получил экземпляр книги в 1965 году и провел за чтением романа всю ночь. «Увы, Вавилон» способствовал становлению антивоенных взглядов Леннона. Великий музыкант многие годы призывал людей спасти мир от ужасов ядерной катастрофы.
9. Курт Воннегут «Колыбель для кошки» (1963)
«Колыбель для кошки» — одно из известнейших произведений Воннегута — сатира на гонку вооружений, религию, технологию и человечество. Лед 9 — особый вид льда, который может превращать в себя жидкую воду при простом контакте. Если вы уроните лед 9 в стакан воды, вся жидкость в сосуде сразу же станет льдом 9.
Писатель и критик Теодор Старджон дал, пожалуй, лучшую характеристику книге Воннегута:
«Страшная, веселая, шокирующая, безумная книга. Не принимайте ее близко к сердцу, иначе вам останется только заплакать и застрелиться».
10. Маргарет Этвуд «Орикс и Коростель» (2004)
Писательница не считает свою книгу научной фантастикой, поскольку в ней не описываются вещи, которые пока не изобретены. Этвуд считает «Орикс и Коростель» приключенческим романом. Так что, вы предупреждены.
Речь в книге идет о последствиях генной инженерии, изменений климата, экологических катастроф, а также о примитивных полулюдях.
«Орикс и Коростель» — продолжение романа «Год потопа», который также попал в наш список.
11. Артур Кларк «Конец детства» (1953)
Без всяких предупреждений гигантские серебристые корабли появляются в небе над каждым крупным городом Земли. Прибывшие на космических судах Оверлорды за пятьдесят лет ликвидируют среди землян невежество, болезни и нищету. На этом золотой век заканчивается и начинается совсем другая эпоха.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: 25 лучших фантастических книг о далеком будущем
Конец детства часто называется читателями и критиками лучшим романом Кларка. Книгу описывают, как классику литературы о пришельцах.
12. Хью Хауи «Песок» (2014)
«Мы живем за тысячей дюн с песком, скрипящим на зубах, и песком в наших домах. Никто не придет за нами. Никто нас не спасет. Наша жизнь — вылазки к останкам старого мира, чтобы построить то, что остановит ветер».
Роман «Песок», не связанный с серией «Сило», по мнению некоторых рецензентов заканчивается слишком поспешно. Большинство обзоров, однако, положительны:
«Песок погружает нас в грязный постапокалиптический мир… Хауи описывает достоверное, жестокое будущее», — Financial Times
13. Джордж Стюарт «Земля пребывает вовеки» (1949)
«Земля пребывает вовеки» рассказывает историю падения цивилизации от смертельной болезни и последующем возрождении.
Стивен Кинг сказал, что «Земля пребывает вовеки» вдохновила его постапокалиптический роман «Противостояние», который бы попал в наш список, если бы в нем было больше научной фантастики.
14. Ларри Нивен и Джерри Пурнелл «Молот Люцифера» (1977)
Наконец! Никакой ядерной войны, никакой чумы, никаких обезумевших компьютеров и неудачных генетических экспериментов. Просто огромная комета поражает Землю и ликвидирует цивилизацию.
15. Уолтер Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу» (1959)
Это первый и единственный роман Миллера, но автор, похоже, выложился при его написании на все сто: книга охватывает тысячи лет, рассказывая о восстановлении цивилизации после апокалиптического события.
Несмотря на ранние рецензии, которые назвали Миллера «тупым однодневным писателем с тяжеловесным стилем», книга безостановочно выпускалась 50 лет.
16. Невил Шют «На берегу» (1957)
Если вы крутой парень, который никогда не плачет, читайте конец книги в одиночестве.
17. Маргарет Этвуд «Год потопа» (2009)
Продолжение уже упомянутого в этом списке «Орикаса и Коростели». «Год потопа» описывает страшное бедствие, которое изменило привычную нам Землю и уничтожило большую часть человечества. Рецензенты отметили, что хотя сюжет произведения иногда хаотичен, несовершенства романа не отменяют убедительности реальности, описанной в книге.
До «Года потопа» Маргарет Этвуд никогда не писала продолжений.
18. Майк Кэри «Девочка со всеми талантами» (2014)
Обсуждать «Девочку со всеми талантами» — значит раскрывать слишком многое о сюжете, поэтому приведем здесь слова режиссера Джосса Уэдона:
«Сюжет приводит к таким удивительным, радостным и печальным выводам, что трудно поверить, что все шло к этому с первой страницы. Я вздохнул, словно мне одновременно подарили цветы и обыграли в шахматы. Драгоценный камень».
19. Джон Уиндем «День Триффидов» (1951)
«День Триффидов» — классический фантастический роман, один из краеугольных камней постапокалиптического жанра. Книга рассказывает о судьбе мира после того, как метеоритный дождь ослепил большинство жителей планеты. Немногие люди, оставшиеся зрячими, должны бороться за восстановление общества, сражаясь с ходячими плотоядными растениями, которые называют триффидами.
Артур Кларк назвал «День Триффидов» «бессмертной историей». Режиссер Дэнни Бойл сказал, что «больничные» главы книги вдохновили Алекса Гарленда на написание сценария «28 дней спустя».
20. Курт Воннегут «Галапагосы» (1985)
История рассказана призраком, который в течение миллиона лет наблюдает за эволюцией последней группы людей на планете. Книга ставит вопрос о достоинствах человеческого мозга с эволюционной точки зрения.
Некоторые критики считают «Галапагосы» одним из худших романов Воннегута, но с этим трудно согласиться. Книга написана с юмором, остроумием. Она задает вопросы, которые не беспокоят авторов большинства других постапокалиптических книг.
21. Дэвид Палмер «Появление» (1984)
«Появление» является одним из недооцененных самоцветов научной фантастики, впрочем, собравшим много положительных рецензий.
Книга рассказывает о замечательной 11-летней девочке-сироте, живущей в постапокалиптических Соединенных Штатах. Критики называют ее «самым неотразимым женским персонажем в современной научной фантастике». «Она настолько полна жизни, а ее история настолько полна сюрпризами и интересными деталями, что лучшая характеристика для книги — «история о рождении мира».