Фард сунна ваджиб что такое
Ваджиб – обязательные действия для мусульман
Ваджиб (уаджиб) – особая категория деяний в Шариате, выполнение которых (согласно ханафитскому мазхабу) считается обязательным для мусульман.
Но к обязательным в исламе также относятся и действия фард (фарз). Так в чём же отличия у ваджиба? Разберём детально.
1. Степень достоверности
Всё, что относится к фарду, выведено из наиболее достоверных и не поддающихся сомнениям источников. Например, аяты Корана или достоверные хадисы мутаватир (то есть те, что переданы большим числом сахабов). Ваджиб же устанавливается на основе достоверных источников, но не столь авторитетных, как в случае с фардом. Например, хадисов ахад (то есть переданных одним человеком).
2. Степень награды
За совершение фарда, более высокого по значимости, верующему, по воле Всевышнего, записывается больше саваба, чем за ваджиб.
3. Впадение в куфр и степень греха
За отказ от совершения как фарда, так и ваджиба мусульманину записывается грех, но степень его тяжести зависит от ряда факторов. Если человек не выполняет деяния фард и отрицает необходимость их совершения, то, по мнению большинства учёных, он выходит из ислама, то есть считается неверующим. В ситуации же с ваджибом дело обстоит иначе. Если правоверный отрицает ваджиб, то такой поступок не выводит его из ислама, но ему за это записывается грех.
Если же мусульманин признаёт необходимость совершения фарда и ваджиба, но не выполняет такие деяния по причине лени, то за это ему записывается грех, причём за оставление фарда более тяжкий, чем за отказ от ваджиба.
Таким образом, ваджиб – это фактически полная противоположность макруху тахриману.
Элементы намаза, которые считаются ваджибом
Что касается самих намазов, то к этой категории учёные-ханафиты относят молитву (ид-намаз) по праздникам Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также витр. Но и внутри любой молитвы все её составляющие также разделяются на категории по степени обязательности. Так, в намазе есть действия, относящиеся к ваджибу:
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Фарды и ваджибы намаза по сунне
Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: «إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا» – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».
Что такое фарды намаза?
В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.
Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).
Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.
В чем отличие фарда от ваджибы?
По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.
Фарды до чтения намаза
Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.
Должны быть соблюдены шесть следующих условий:
Фарды намаза во время совершения
Фардов в намазе также шесть:
Ваджибы намаза следующие:
Можно ли читать только фард намазы?
Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.
Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:
«أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا».
«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.
Фарды (обязательное), ваджибы (необходимое) и суннаты намаза
Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список.
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1. ФАРД — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ
В НАМАЗЕ — ШЕСТЬ ФАРДОВ
1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку’ (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка’да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).
Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).
Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.
В НАМАЗЕ — ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:
1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку’, саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку’).
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку’, саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка’да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка’дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).
В НАМАЗЕ — 21 СУННАТ
1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма. »).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку’ и каждой саджде.
14) В руку’ держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку’, имам произносит «Сами’аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми’ («Сами’аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка’де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка’да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.
4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта
Какая разница между действиями фард и ваджиб в ханафитском мазхабе?
Вопрос:
Не могли бы вы рассказать, какая разница между действиями, которые называются фард и ваджиб в ханафитском мазхабе? Именно для обычных людей, которые не являются учеными. К примеру, если человек опустит какое-то действие, которое считается ваджиб во время совершения намаза – не прочитает суру аль-Фатиха или дуа ат-Тахийят во время ташаххуда.
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Если говорить совсем коротко, то для обычного человека действия, которые называются фард и ваджиб, одинаково являются обязательными.
Если давать буквальное определение, то основное отличие фард и ваджиба заключается в следующем:
1) Действия фард были установлены через конкретные и явные доказательства (через аяты Корана или хадисы самой высокой степени достоверности) без каких-либо сомнений в их подлинности и считаются обязательными на практике. Человек, который сознательно отказывается от совершения фарда, впадает в грех. Тот же человек, кто будет считать действия фард необязательными, выходит из Ислама.
К примеру, если человек отрицает обязательность пятикратного намаза (или какого-то одного намаза из пяти обязательных), он впадает в куфр. Однако, если человек признает обязательность намаза, но пренебрегает им, он считается грешником, но не кафиром (Джавахируль Фикх муфтия Мухаммада Шафи Усмани).
2) Ваджиб – действия, которые также установлены через ясные доказательства, но не такой степени достоверности как фард. Они также считаются обязательными, человек, пренебрегающий действиями ваджиб, также совершает грех.
Ученые трех других суннитских мазхабов дают понятию фард широкое определение, которое охватывает оба понятия – и фард и ваджиб, а ученые-ханафиты классифицируют эти действия по отдельности. Поэтому в ханафитском мазхабе есть разница между понятиями фард и ваджиб.
Если во время совершения поклонения будет пропущено действие фард, данное поклонение будет недействительным. Например, если во время намаза не совершить саджда (земной поклон) или сидение в последнем ракаате, то намаз будет недействительным.
Если же человек опустит действие, которое считается ваджиб, это не делает намаз недействительным. Например, если он не прочитает суру аль-Фатиха, но прочитает три любых аята во время намаза, или он забудет прочесть дуа ат-Тахийят, но совершит сидение в последнем ракаате, ему будет обязательно совершить саджда ас-сахв (земной поклон для исправления ошибок в намазе), но его намаз будет действительным.
Разные действия поклонения имеют различные определения действий, которые считаются фард, ваджиб и сунна, обычному человеку трудно понять все подробности. Поэтому ему важно советоваться с учеными всякий раз, когда он сомневается в своем поклонении и описать свой случай для вынесения решения по своей ситуации.
Виды намазов
По мазхабу Абу Ханифы намазы делятся на четыре категории: два вида фард намазов, ваджиб намазы, нафиль намазы.
Суннат намазы
Сунна намазы – это необязательные намазы, которые совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Для таких намазов используются также термины нафиль намазы и намазы татаввуъ. Все три термина в данном случае являются синонимами.
Нафиль намазы
Нафиль намазы – это дополнительные молитвы кроме обязательных с помощью которых раб может приблизиться к Аллаху. Их не совершение не является грехом и соответственно не влечет наказание, а за их совершение человек получит огромную награду.
Нафиль намазы делятся на два вида – маснун и мандуб. Маснун – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) постоянно совершал и только редко оставлял, чтобы показать, что они не обязательные. Мандуб – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда оставлял.
Маснун намазы:
Мандуб намазы:
«رَحِمَ اللهُ امْرَءًا صَلَّى أَرْبَعًا قَبْلَ الْعَصْرِ» – «Да помилует Аллах того, кто молится четыре ракаата перед аср намазом»;
«مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ غُفِرَتْ لَهُ ذُنُوبُهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبحْرِ» – «Кто совершит после магриб намаза шесть ракаатов, ему простят его грехи, даже если они будут подобны пене морской». Хадис передал ат-Табарани.
«مَا مِنْ أحدٍ يَتَوَضَّأُ فيحسنُ الْوُضوءَ ثُمَّ يَقُوم فيُصَلِّي رَكْعتَيْنِ يُقبِلُ عَلَيْهِمَا بِقَلْبِهِ إِلا وَجَبَتْ لَهُ الجنَّةُ»- «Нет ни одного кто сделал бы малое омовение, сделав его красиво (как подобает), затем совершив два ракаата от чистого сердца, кроме как для него будет обязательным Рай». Передали Муслим, Абу Дауд.