Фарфор мейсенский что это
Мейсенский фарфор. История создания мануфактуры
Мейсенский фарфор — уже само словосочетание звучит прекрасно и вызывает ассоциации с чем-то утонченным, благородным и хрупким. Обратимся же немного к предистории Мейсена… Рассказывают, что в Европу фарфор попал благодаря венецианцу Марко Поло, а произошло это в XIII веке. Хрупкая посуда, привезенная путешественником, так влюбила в себя европейцев, что увлечение фарфором превратилось в одержимость. Увы, статуэтки и тарелки, что доставлялись из Поднебесной, стоили таких денег, что фраза «на вес золота» относительно произведений китайских мастеров имела буквальный смысл. Европейцам пришлось изобретать собственные рецепты, тем более что своими китайцы делиться не собирались. Самой первой фарфоровой мануфактурой в Европе стала фабрика Мейсен (Meissen), расположившаяся в одноименном немецком городке.
Появление Мейсенского фарфора, и поныне считающегося лучшим в Европе, было логичным финалом сразу нескольких историй. Все они касаются разных людей и событий, первым в цепи которых было возвращение в Европу Марко Поло.
Поиск подходящего материала для фарфора
Вот первая история. Целых пять веков занял поиск подходящего материала для производства фарфоровой хрупкой посуды — аналога китайской глины. И вот в начале XVIII века он наконец был найден — недалеко от Дрездена открыли месторождение тугоплавкой глины, подходящей для производства твердого фарфора. Но, конечно, до создания немецкого фарфора было еще далеко.
История беглого алхимика Бётгера
Вторая история — об ученом, который не по своей воле, а только под влиянием обстоятельств начал заниматься гончарным искусством. Иоганн Фридрих Бётгер (Johann Friedrich Böttger) — тот самый алхимик, — сетуя на судьбу, даже писал о своем ремесле так: «Бог превратил создателя золота в горшечника».
С 16-летнего возраста Бётгер был страстно увлечен превращением материалов и поисками философского камня, ставил интереснейшие эксперименты — однажды даже при свидетелях «позолотил» серебряные монеты. Конечно, подобная наглость не могла пройти мимо внимания коронованных особ, и алхимик едва не стал узником прусского короля Фридриха Вильгельма I. После долгих мытарств Бётгер нашел себе место при дворе Августа Сильного, правителя Саксонии, страстного любителя науки и… фарфора.
Продолжение приключений ученого Бётгера
Здесь злоключения беглого алхимика Бётгера продолжаются, хотя, формально, это уже третья история. Бётгер продемонстрировал свои успехи в «трансмутации» саксонскому правителю, чем немало воодушевил того, кто в поисках решения денежных проблем собирал алхимиков со всей Европы. Да, Август приютил Бётгера вовсе не из любви к ближнему и пиетета перед его достижениями. Ученый получил госзаказ на пополнение золотом оскудевшей (главным образом из-за непоследовательной политики правителя) казны и принялся за дело. Впрочем, дело-то как раз волновало его менее всего, а когда деньги кончились и результат так и не был получен, Бётгера взяли под стражу, чтобы ничто более не отвлекало его от любимого занятия.
В 1704 году он стал помощником одного из величайших умов своего времени — Эренфрида Вальтера фон Чирнгаузена (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus): геолога, математика, исследователя свойств минералов и предпринимателя–владельца завода стекла. Лабораторию устроили в замке Альбрехтсбург. Работа проходила успешно, но увы, граф фон Чирнгаузен до ее завершения не дожил, и алхимик продолжил эксперименты в одиночестве.
Поиски состава для фарфора
Говорят, рецепт фарфора был найден благодаря курьезу. Некий вороватый цирюльник, не желающий тратиться на дорогую пудру для париков, решил заменить ее аналогом — белой каолиновой глиной, найденной в окрестностях. Рассказывают, что каолиновая пудра была использована для парика высокопоставленного узника короля, а с него попала в экспериментальный фарфоровый состав. Парикмахер был допрошен и честно указал, где находится источник странной «пудры». Рецепт был найден, а фарфор в 1709 году представлен на суд правителя Саксонии. Уже через год, в 1710 в Альбрехтсбурге открылась фарфоровая мануфактура Мейсен, первым управляющим которой и стал алхимик.
Яшмовый бётгеровский фарфор
Фарфоровые изделия мануфактуры Мейсен изначально и близко не напоминали китайское белоснежное хрупкое чудо с кобальтовой изящной росписью. Мало того, они были всех оттенков терракоты, за что получили название «rothes Porcelain». Благодаря высокому содержанию каолина яшмовый фарфор Бётгера оказался тверже китайского. Оставалось сделать его белым и сверкающим, поскольку это соответствовало потребностям европейской публики.
К слову, бётгеровский фарфор был уникален — бархатистая матовая (глазировали редко) благородная фактура, лаконичная золотая роспись, рельефные орнаменты, готические формы. Это было прекрасно, изысканно, но публика требовала восточного блеска и звона, роскошных подглазурных кобальтовых росписей и глянца.
История «Белого золота Саксонии»
Постепенно первоначальный состав для обжига фарфоровой массы изменялся, и уже в 1715-м мануфактура в Мейсене стала производить столь полюбившийся многим глазурованный фарфор, который называли «Белым золотом Саксонии». Победное шествие мейсенского фарфора по планете началось и продолжается по сей день, а посуда и статуэтки с кобальтовым клеймом остаются предметом вожделения всех ценителей роскоши. И история «белого золота Саксонии» тоже продолжается. Кстати, говорят, поиски Бётгером философского камня все же увенчались успехом — огромный слиток золота, созданный им, можно увидеть в музее Meissen.
Легендарный мейсенский фарфор
Сегодня на официальном сайте Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно увидеть новые имена дизайнеров и современные модели, которые сложно назвать классикой в чистом виде. Старейшее предприятие Европы идёт в ногу со временем, оставаясь образцом высокого стиля и непревзойдённого качества исполнения. При этом оно всегда на шаг впереди, определяя моду в такой сложной и утончённой сфере, как индустрия фарфора.
Историческая справка
В 1708 году молодой немецкий алхимик – Иоганн Фридрих Бёттгер под руководством видного учёного-физика Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса, смог вывести формулу твёрдого фарфора, схожего по свойствам с китайским прототипом. Материал стали называть «белым золотом», поскольку до него Бёттгер, подобно другим собратьям по профессии, долго и тщетно пытался получить из ртути золото настоящее. Через два года после этого открытия, при содействии саксонского курфюрста Августа Сильного в небольшом городке Мейсен под Дрезденом открылось первое европейское производство тонкостенной керамики.
Фабрика называлась «Королевская польская и саксонская фарфоровая мануфактура». Свой официальный день рождения она отпраздновала 23 января 1710 года, когда Август Сильный издал соответствующий официальный указ. Страстный поклонник и коллекционер фарфора, курфюст мечтал остаться единственным в Европе производителем «белого золота», поскольку это сулило баснословные доходы, а казна саксонского правителя была пуста.
С момента основания и до 1863 года, мануфактура располагалась в резиденции курфюста – крепости Альбрехтсбург. На ней в строжайшей секретности работало всего несколько человек. Совершенствование рецепта фарфоровой массы продолжалось ещё несколько лет. Параллельно Бёттгер работал над созданием глазурей и пигментов для росписи. В первых образцах сырьевой массы отсутствовал полевой шпат, обладавший свойствами природного пластификатора. Поэтому изделия обжигались относительно быстро, без плавного повышения температуры, что приводило к большому проценту брака.
Мейсенские художники начали с копирования китайских образцов, однако уже к 1740 году у предприятия появился свой стиль, на века определивший «лицо» европейского фарфора в целом. Лишь с открытием Севрской мануфактуры во Франции, наметилось ещё одно направление, отличавшееся более активным использованием цвета и пышным, порой даже чрезмерным рокайльным декором. Самым популярным мотивом, оставшимся от «китайского периода» Мейсена, считается «луковый» узор – подглазурная роспись кобальтом по белому полю.
Расцвет
Путём многочисленных проб и ошибок была выведена формула фарфоровой массы с полевым шпатом и созданы уникальные надглазурные эмали, рецепт которых до сих держится в секрете. Несмотря на жёсткие меры предосторожности, Мейсен недолго сохранял монополию на керамическом рынке. В 1717 году арканист Самуэль Штёльцель сбежал из-под охраны и направился в Вену, где при его содействии была основана королевская мануфактура Аугартен – главный конкурент саксонского фарфорового пионера. Затем и в Германии стали одна за другой открываться фабрики тонкостенной керамики, однако они лишь копировали нововведения Мейсена. Это позволило ему оставаться лидером индустрии и диктовать не только художественную, но и ценовую политику.
Параллельно с выпуском изысканной посуды, фабрика стала заниматься разработкой малой скульптурной пластики. Наибольший вклад в развитие этого направления внесли модельмейстеры Иоганн Готлиб Киршнер и его приемник – Иоганн Иоахим Кендлер. В период с 1727 по 1775 годы был создан «золотой фонд» предприятия, многие формы которого используются и сегодня. Особенно следует выделить скульптурные миниатюры и фигуры животных, покрытых белой глазурью без росписи в стиле рококо. В тот же период были выпущены уникальные церемониальные сервизы и декоративные вазы для королевского двора в Дрездене.
Второй расцвет производства приходится на 1774 – 1814 годы, когда фабрика находилась под руководством саксонского министра – графа Камилло Марколини, отвечавшего за развитие культуры и искусства. По его приглашению, на мануфактуре работали французский скульптор Мишель Виктор Асье и местный талантливый модельмейстер – Иоганн Карл Шенхайт. Их фарфоровые миниатюры в классическом стиле отличались филигранной проработкой деталей. Это как раз тот мейсенский фарфор, который так любят и ценят современные коллекционеры антиквариата.
Тогда же появились копии скульптур из Дрезденской коллекции в бисквитном фарфоре. Они заменили мраморные украшения для кабинетов и библиотек, открыв новую страницу в истории Мейсена. К периоду Марколини относится и возрождение некоторых барочных форм из запасов саксонской фабрики, а также лимитированные серии в подражание Севру и Веджвуду.
Клеймо «Скрещенные мечи»
Фарфор Мейсена подделывали практически с первых дней производства. Чтобы защитить оригинальную продукцию, было разработано клеймо, наносившееся кобальтовой подглазурной краской. Недолгое время использовалась следующая маркировка:
В 1720 году был впервые использован знаменитый логотип в виде скрещенных мечей (или шпаг), которые позаимствовали с фамильного герба саксонского курфюста. Их добавили, когда Август для вступления на трон принял католицизм. После 1731 года скрещенные мечи стали официальным клеймом Мейсена. Некоторые изменения в дизайне логотипа позволяют точно датировать антикварные изделия.
До середины XVIII века маркировку не считали чем-то важным и наносили небрежно, одним движением руки. Однако с 1763 года, когда в дополнение к мечам появилась точка в нижней части между крестовинами, прорисовка стала более тщательной. С 1948 года Мейсен ставит клеймо на отдавленные в тесте годовые знаки.
Внимание, подделка
Казалось бы, надпись «Meissen» служит лучшим свидетельством подлинности продукции. Однако здесь и кроется подвох: культовая мануфактура никогда не ставила на своих изделиях подобную маркировку. Исключение было сделано в 1972 году – на непродолжительный период под скрещенными мечами действительно появился курсив: «Meissen». Ценителям понятно, что фарфор того времени не может быть отнесён к антикварному и стоить он должен соотвественно. Если коллекционерам предлагают действительно старинную вещь, маркировка которой включает название мануфактуры – это подделка, пусть даже высочайшего качества.
Ещё один важный момент: в Германии выпускается фарфор, маркируемый «Meissen» и это – не фальсификат. Вполне реальное предприятие производит сервизы посредственного качества и расположено оно в том же городе, что и великий «однофамилец». Поскольку название географического места расположения разрешено использовать для клейма, предприимчивые владельцы ничем не нарушают закон. Да и копировать сервизы настоящего Мейсена им никто не запретит, ведь нигде нет указания, что это – оригинал. Ошибаются неопытные покупатели, привлечённые громким названием и узнаваемым дизайном, но неведение, как известно не избавляет от ответственности. Вот и расплачиваются доверчивые коллекционеры собственным кошельком. Клеймо с надписью Meissen в овале как раз принадлежит предприятию-двойнику. Его продукция годится разве что на сувениры, но никак не для серьёзного вложения капитала.
История, стили и определение подлинности мейсенского фарфора
До начала XVIII века в Европу фарфор доставлялся из Китая. Как ни пытались европейцы узнать тайну его производства, китайцы хранили ее в секрете. Разгадать секрет удалось в Германии, в небольшом городе Мейсене. Мейсенский фарфор с первых лет своего существования стал признаком роскоши и предметом культа в высшем обществе. Его коллекционировали монархи многих европейских стран.
История создания
В конце XVII века в Европе возникла мода на китайский фарфор. Король Польши и курфюрст Саксонии Август Сильный, покровитель наук, также был его коллекционером. Посуда и статуэтки, которые доставляли из Поднебесной, продавались по баснословным ценам. Поэтому король мечтал основать собственное производство.
Август привлек двух ученых, которые начали работать над получением фарфора. Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, математик и экспериментатор, был к тому же основателем трех стекольных заводов в Саксонии. А вот второй, Иоганн Беттгер, слыл алхимиком. История умалчивает, за что курфюрст посадил его в тюрьму, но свое главное изобретение Беттгер сделал будучи заключенным.
В 1705 году ученым после двухлетних попыток удалось получить красный фарфор, который изобретатели назвали яшмовым. Это вид фарфора с высоким содержанием оксида железа до сих пор производят в Мейсене. В 1708 году Чирнхаус умер, и Беттгер продолжил изыскания самостоятельно. Он бился над созданием белого тонкостенного фарфора, но никак не мог подобрать вид глины, которая подошла бы для изготовления керамики.
Помогла случайность. Беттгер заметил, что парикмахер пудрит парики странным порошком, а не пудрой. После допроса тот сознался, что растратил деньги, которые ему выдали на пудру, и самостоятельно изготавливает ее из белой глины, добытой в карьере. Последний компонент был найден.
Алхимик также изобрел рецептуру глазури. Почти без изменений рецепт Беттгера используется и по сей день.
В 1710 году в замке Альбрехтсбург была основана мануфактура, которая стала изготавливать посуду, имитировавшую художественный стиль фарфора одной из провинций Китая. В отличие от китайского, фарфор из Мейсена имеет более повышенное содержание каолина и считается «твердым» фарфором.
В 1717 году открыли секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она получалась ярко-синего цвета. С помощью кобальта воспроизводили китайские мотивы. Но вскоре изделия приобрели собственный неповторимый стиль. В эти годы был создан знаменитый луковичный орнамент, посуда в «луковичном» стиле выпускается на заводе и в наше время.
Вся рецептура держалась Беттгером и немногочисленными помощниками в строжайшей тайне. Работники знали только один из этапов изготовления фарфора. В 1719 году Беттгер умер. Воспользовавшись трауром, один из хранителей секрета Самуил Штольцель сбежал в Вену, где была также основана мануфактура.
Но курфюрст Август недаром имел прозвище Сильный, под угрозой смерти его люди вернули Самуила Штольцеля из Вены. Вместе со Штольцелем приехал художник Иоганн Грегориус Герольдт. Курфюст посулил ему солидное жалованье. Так начался новый этап в истории мейсенской мануфактуры.
Художники и стили
Герольдт значительно усовершенствовал мейсенский фарфор: в рецептуре алебастр был заменен на кварц и полевой шпат, отчего изделия стали выходить после обжига белоснежными.
Так как фарфор придумали китайцы, то первые десятилетия посуду расписывали мотивами, которые походили на работы мастеров из Китая. Цапли в камышах, рыбаки, цветы, сложные орнаменты — посуда в стиле шинуазри не считалась подделкой. С первых лет существования мануфактуры подчеркивалось ее немецкое происхождение.
Художник работал и в японском стиле «какиэмон». Цветовая гамма японских художников была ограничена, но Герольдт разработал новый метод получения цвета и расширил цветовую палитру до сотен оттенков.
В 1731 году в Мейсене начал работать Иоганн Иоахим Кендлер. До сих пор на мейсенской мануфактуре его считают главным скульптором предприятия. Здесь в 2006 году праздновали 300-летие со дня его рождения.
Его творчество во многом повлияло на развитие фарфоровой скульптуры в Европе. За свою жизнь он создал более тысячи миниатюрных скульптур. Он ваял фигурки птиц в натуральную величину. Высоко ценятся его портреты придворных. Его фрейлины в фижмах изображены в стиле рококо, они полны живости и обаяния.
В 50-годах Кендлер стал создавать жанровые композиции: группы детей, садовников, разносчиков, пастухов. Получил известность оркестр обезьян: композиция, которая состоит из 21 статуэтки, была сделана для Людовика XV и подарена им мадам Помпадур.
Кендлер создал множество образцов столового фарфора.
Его стиль копировали все мануфактуры, которые производили фарфор. Все эти изысканные изгибы ручек в супницах, сложные украшения в форме цветов, фруктов и ангелочков стали классикой при изготовлении дорогой посуды из фарфора. Даже когда стиль рококо вышел из моды, посуда мейсенской мануфактуры продолжала подаваться на столы монарших особ.
Жемчужиной мейсенской мануфактуры считается сервиз «Лебединый». Он рассчитан на сто особ и в него входит две тысячи предметов. Изготовлен он был для одного из директоров мануфактуры Брюля. По образцу этого сервиза было сделано еще несколько подобных.
Мейсенский фарфор поставлялся в Россию. Екатерина II заказала целый ряд скульптур на мифологическую тему. Одно время мануфактура установила «русские дни», когда заказы делались исключительно для России.
В 1762 году на мануфактуру был приглашен новый художник Мишель Виктор Асье. С его приходом стал меняться стиль мейсенской мануфактуры. Входит в моду белый неглазурованный фарфор — бисквит. Бисквит идеально подходил для воплощения произведений классицизма: стали выпускаться статуэтки на мифологические темы.
Творчество Мишеля Виктора Асье до сих пор вызывает споры у историков искусства. Кто-то полагает, что его вклад в мейсенскую мануфактуру неоценим, и он поднял фарфоровую пластику на новые высоты. Существует противоположное мнение, что с его приходом качество изделий снизилось. Так или иначе, но золотой век мейсенской мануфактуры приходится на другую эпоху — 1730–1760 годы.
Произведения искусства этого периода практически не появляются на арт-рынке. Если подлинники сохранились, то они находятся в музеях.
В начале XIX века мейсенская мануфактура была на грани закрытия. Потом постепенно ситуация начала улучшаться. Мейсенская посуда экспортировалась в США и Россию.
Но в этот период с успехом продавались статуэтки и посуда, которые имитировали стиль XVIII века.
Дорогостоящие произведения XIX века, которые продаются в наше время, — это также имитация стиля рококо.
В XX веке в произведениях мануфактуры Мейсен нашли отражение веяния и стили, которые были популярны в этот период. Среди художников заметно выделялся скульптор Пауль Шойрих. Он создал более 100 статуэток и композиций в стиле ар-деко. Наиболее известна его серия статуэток «Русский балет», которая навеяна выступлением балета Сергея Дягилева в Берлине.
Известны также художники Герман Зейлингер, Вильям Баринг, Хуго Штейн и Отто Эдвард Войт. Они работали над оригинальными росписями тарелок и ваз в подглазурной синеве: цветочные, лучевые, орнаментальные мотивы, скульптурные сцены, изображения животных и пейзажей в духе экспрессионизма.
Эмиль Бернер создал самые большие колокола из фарфора. Их высота составила два с половиной метра.
Мануфактура сегодня
Как и 250 лет назад, каолин для предприятия добывают недалеко от Мейсена. Городок Зейтлиц вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое маленькое горнодобывающее предприятие: здесь трудятся два человека. Они обеспечивают глиной всю мануфактуру. На предприятии работают 450 художников.
Мейсенская мануфактура в наши дни мало изменилась за три столетия. Ее продукция относится к сегменту Luxury. Фарфоровые сервизы покупают высокопоставленные особы со всей Европы.
Половина продукции, которая производятся сегодня, — это столовые сервизы; 35 процентов изделий — это керамические скульптуры и художественный фарфор; остальное — эксклюзивные изделия под заказ. Мейсен также славится своей плиткой, которая используется для создания художественных панно.
В 2010 году предприятие праздновало юбилей — 300-летие со дня основания. К этой дате были изготовлены реплики знаменитых произведений. Оркестр обезьян, «Лебединый» сервиз, скульптуры Кендлера пользовались успехом, и впоследствии большая часть реплик была распродана. Копии знаменитых ваз бульденеж были проданы по 15 тысяч евро каждая.
Фарфор Meissen никогда не стоил дешево. Поэтому, если в интернет-магазине продается статуэтка XVIII века за две тысячи евро якобы работы Кендлера, — это, конечно, подделка.
Как проверить подлинность?
Meissen стали подделывать чуть ли не с первых лет существования мануфактуры. Поэтому еще в 1722 году появился торговый знак, которым помечали фарфор: две перекрещенные шпаги. Этот логотип считается одним из самых старых в мире. С незначительными изменениями знак дожил до наших дней. Он не раз видоизменялся:
Логотип наносился кобальтовой краской под глазурь до процесса обжига.
В XVIII и XIX веках десятки фабрик в Европе работали под Meissen, используя похожий логотип. Например, фабрика в Великобритании Вильяма Дерби (она действует и по сей день) наносила похожий знак. Кто-то добавлял к мечам буковку М или Н и пытался имитировать стиль «Мейсен». Только после многократных судебных разбирательств производители прекращали копировать знаменитый товарный знак.
Год выпуска фарфора также определяют по нумерации. До 1764 года продукции присваивался простой цифровой номер. После 1764 добавили буквенную нумерацию.
Год создания изделия стали обозначать определенным символом с 1948. Для 1948 года это был кружочек, в 1959 — треугольник. Впоследствии использовались знаки более сложной конфигурации.
В последние годы скрещенные мечи на некоторые изделия стали наносить золотой краской. Золотой краской наносят знак лимитированной серии или инициалы скульпторов.
На основании только знака определить подлинность изделия невозможно. Лишь сама мануфактура может датировать и определить подлинность изделия.