Фаррухру парса за что казнили
Исследование: Героические женщины. Фаррухру Парса
Представьте, что вы ученый, политический деятель и не последняя фигура в стране. Имеете достаточные регалии и в принципе уважаемый человек в обществе. И вдруг, вас казнили… только за то, что вы женщина… и отказываетесь покрыть голову платком…
Нет! — Суровая реальность недалекого прошлого.
Я хочу вам рассказать об одной женщине, которую без колебаний можно назвать героиней. Её имя Фаррухру Парса.
Она иранская политическая деятельница, врач, педагог, министр образования и первая женщина-министр Ирана. Фаррухру Парса медик по образованию. Долгое время работала преподавателем.
В возрасте 41 лет была избрана в парламент Ирана. Начала она свою работу на должности с того, что начала бороться за права женщин. Она подавала петиции шаху с просьбой о том, чтобы женщинам её страны дали право голоса.
В том же году, её усилиями был проведён референдум, во время которого в конституцию внесли соответствующие поправки. Это была блестящая победа и большой шаг вперёд к равноправию.
Уже через два года (в 1965) Фаррухру Парса стала заместителем, а в 1968 министром образования Ирана.
Однако исламская революция, которая произошла в Иране в 1979 году, поставила точку на столь успешной и плодотворной карьере. Прежний строй в стране был свергнут, а также была введена новая конституция, в которой правам женщин вновь не было места. Вот так борцы за исламские псевдо ценности откатили развитие своей страны на много шагов назад.
8 мая 1980 года Фаррухру Парсу расстреляли, ей было 58 лет. Известно её последнее письмо детям, которое очень многое объясняет:
Давайте посмотрим на космограмму этой сильной женщины, у которой была яркая и трудная судьба. Но которую никому не удалось сломить.
Родилась она 21 марта 1922, время рождения, к сожалению не известно.
Замечу, что время рождения отыскать не удалось. А потому, Солнце может находиться и в Рыбах. Однако, именно овновские проявления подходят к портрету этой женщины, как нельзя лучше. Поэтому рассмартиваем космограмму солнечного Овна.
Первый взгляд на космограмму, даже без детального её анализа, уже сразу говорит об очень сильном человеке и вероятно, сложной судьбе. Карта содержит очень много мощнейших конфигураций.
Итак, пойдем по-порядку.
В космограмме преобладает стихия огня. В ней находятся три личных планеты, включая Солнце. Это безусловно говорит о качествах лидера и предводителя.
Кроме того овновское Солнце даёт бесстрашие и решимость двигаться вперед не оглядываясь. И, что важно – не сомневаясь.
Выражен кардинальный крест. А это может говорить о том, что Парса была способна на решительные поступки. Да и события в её жизни могли меняться довольно значительно.
Фигура Джонса тяготеет к Локомотиву, с замыкающими планетами Венерой на Южном узле и Плутоном. Очень ярко эти двое говорят о женской тематике и о метаморфозах, каким-то образом с этим связанных.
Очень много аспектных фигур, в которых заключена огромная энергия. Есть и тауквадрат, и Парус и Бисекстиль, и не очень точный, но вполне мощный Большой квадрат, замыкающийся в Крест.
Солнце в Овне в оппозиции с Сатурном. Указание на жесткий нрав, но и на жизнь, полную лишений. Вероятно, именно они закалили её характер. С таким Солнцем действительно можно быть руководителем, причем тяготеющим к мужскому стилю управления.
Луна в Козероге вторит светилу. Эта женщина все свои эмоции держала при себе и не показывала окружающим свою слабость, эмоции и переживания. Это не значит, что у неё не было уязвимых мест. Но это значит, что мир вряд ли о них догадывался.
Меркурий в Рыбах в дальнем соединении с Ураном. Образное точное мышление. Нестандартный взгляд на вещи, возможно, оригинальные мысли и слова.
Трин к Плутону даёт отличного оратора. Этот человек очень умеет донести свою мысль до адресата. Причём довольно прямолинейно и предельно понятно. Однозначно – уверенно, но вполне естественно и без напряжения.
Отдельно стоит обратить внимание на Венеру. Во-первых, она находится в Овне. Ох, какая яркая женщина, ох какие яркие чувства она испытывала.
Но Венера находится на Южном узле. О чем это может говорить? Как минимум о том, что Венера, сигнификатор женщины (в женской карте!), ослаблена. А когда планета ослаблена Узлом, то она как бы начинает кричать – «вот она я, смотрите!». И тем самым очень сильно привлекает к себе внимание.
С другой стороны, Южный узел показывает те качества, которые у человека хорошо получаются и так, и поэтому от них стоит отказаться в пользу наработки качеств Северного узла.
Венера на вершине тауквадрата с участием Луны и Плутона. Это снова о трансформации, связанной с чем-то женским или непосредственно с женщинами. Причем вершина действительно не давала ей покоя, она трогала её душевно. Таково действие тауквадрата.
То есть мы видим борца по призванию. По Узлу и Венере находящимся в Овне, она умела брать на себя ответственность, что и делала.
Кроме того, Венера же заключена в конфигурацию большой трин. А это в противовес квадратурам, огромная поддержка для планеты. То есть это и болевая точка и ключевая одновременно. Это и её радость, и горе, и камень преткновения и образ жизни.
Понятно, что могло проиграться в жизни как угодно, согласно венерианской политике; понятно, что хорошо бы ещё проверить дома. Но, работаем с тем, что есть.
Марс в Стрельце. Он является углом бисекстиля с участием Юпитера и Нептуна. Здесь всё просто – он даёт силы и энтузиазм продвигать свою идеологию, свою веру и идею. Это очень вдохновлённый, своим делом человек. Где-то даже фанатично настроенный.
Кстати, такой Марс хорош для учительства. А в совокупности с умением разговаривать и доносить мысли до других – то, что надо для человека, который большую часть жизни учительствовал. Да и для политика это отличный дар.
Интересна символическая оппозиция Венеры, Солнца и Южного узла к Юпитеру Сатурну и Северному узлу. Очень четкая генеральная линия предназначения у этой женщины. А говорит она о том, что опираясь на себя лично и на свою женскую суть, реализоваться в дипломатии и отношениях (Весы). Ведь не будь она женщиной, то и за права женщин не догадалась бы бороться! Ведь интересная задумка, «посадить» мятежный сильный и волевой дух в тело женщины. Чтобы прочувствовала, чтобы поняла и чтобы заявила, что она тоже имеет право!
Эта космограмма действительно сильного политика. Родись Фаррухра в другое время или в другой стране, могла бы совершить ещё больше. Однако, свою линию предназначения она выполнила вполне. Не согнула головы при смене власти и ушла непобеждённой.
Евгения Бердникова, астролог проекта, куратор курса «Профессиональная реализация»
«Я смерти не боюсь»: три женщины, почитаемые феминистками мусульманского мира
Сорайя из рода Тарзи: та, что погубила королевство
Сорайя вошла в историю, как женщина, из-за которой король Афганистана потерял свой престол. Хотя на деле, конечно, противники короля использовали Сорайю как предлог: якобы она опозорила страну, сняв хиджаб публично, и сбивает женщин с верного пути.
Женщин «сбивала» Сорайя действительно активно, притом — при полной поддержке мужа. В своей знаменитой речи «Вы, афганские женщины. » королева заявила, что женщины составляют большинство населения Афганистана и при этом полностью выпадают из внимания. Она призвала их учиться читать и писать, а также участвовать в общественной жизни.
В 1921 году Сорайя создала организацию для защиты женщин и открыла школу для девочек возле самого королевского дворца. Тогда же мать королевы стала выпускать первый в Афганистане женский журнал, посвящённый очень широкому кругу вопросов, начиная от быта и воспитания детей и заканчивая политикой. Уже через пару лет пришлось открыть и вторую женскую школу — учениц хватало, а также больницы для женщин и детей. Муж Сорайи, падишах Аманулла, издал указ, обязавший государственных чиновников давать дочерям образование.
Сорайя была внучкой знаменитого пуштунского поэта, дочерью не менее знаменитого афганского писателя, а её мать, Асма Расия, была феминисткой по убеждениям. Правда, это не помешало ей благословить брак дочери в четырнадцать лет: именно в таком возрасте Сорайя вышла замуж за принца Амануллу. С другой стороны, принц мог иначе и не дождаться, а муж-король — замечательный шанс улучшить положение женщин в стране.
Вопреки всем обычаям, Сорайя стала единственной женой Амануллы. Когда он взошёл на престол, ей было только двадцать лет, и оба супруга были полны сил, энергии и, главное, желания, чтобы повести страну по пути прогресса. Но сначала пришлось управиться с внешнеполитическими проблемами. Сорайя сопровождала мужа по мятежным, желающим отсоединиться провинциям, рискуя своей жизнью; во время войны за независимость посещала госпитали, чтобы ободрить раненых солдат.
В то же время муж начал активно вводить Сорайю в общественно-политическую жизнь. Впервые за историю Афганистана королева присутствовала на приёмах и военных парадах, но, главное, без неё больше не обходились заседания министров. Иногда Аманулла шутил, что он, конечно, король, но правильнее будет сказать — министр при своей королеве. Уважал и обожал супругу падишах безмерно.
Сорок лет назад Иран был самой развитой страной Ближнего Востока. Но после Исламской революции прозападный курс объявили позорным, женщин облачили в хиджаб, контрацептивы запретили, «врагов Аллаха» уничтожали.
Как революция изменила Иран — в материале РИА Новости.
Восточный вестерн
До февраля 1979 года персидская экзотика сочеталась с удобствами европейской цивилизации. Тегеран сравнивали с Парижем, Лондоном и Мадридом.
Любили иранскую столицу и за то, что она всегда шла в ногу со временем. Последние книжные и музыкальные новинки, мировые театральные и кинематографические премьеры — все это тоже дореволюционный Иран.
Иранская актриса Форузан на обложке журнала Ettelaat Haftegi, 1971 год © Фото: public domain
Если сегодня сложно представить местную женщину с непокрытой головой, то сорок лет назад это воспринималось как норма. Иранки считались самыми эмансипированными на Востоке. В моде были европейские платья, мини-юбки, брюки и даже открытые купальники. Девушки без стеснения носили эти наряды в общественных местах, включая городские пляжи, дискотеки, рестораны.
Исламский обычай закрывать лицо от посторонних считался моветоном и давно ушедшим в историю анахронизмом.
Иранки охотно пользовались косметикой, делали модные прически, позировали порой в откровенных нарядах для журналов мод. Вполне нормальным было увидеть жительницу Тегерана с бокалом вина или закуривающую сигару в мужской компании.
Энергоресурсы в руках американцев
Прозападный курс Иран взял в середине прошлого века. Возглавивший тогда страну молодой шах Мохаммед Реза Пехлеви решил, что дальнейшее развитие страны невозможно без модернизации. Реформы монарха поддержали Великобритания и США. Англичан и американцев привлекали иранские нефть и газ, и они сами искали дружбы с шахом.
Шах Мохаммед Реза Пехлеви с супругой перед посадкой в самолет в аэропорту Мехрабад в Тегеране, Иран. 16 января 1979 года © AP Photo
Нефть дорожала, иностранные инвестиции в иранскую экономику росли. Разработку и добычу энергоресурсов шах в конце концов полностью передал в руки западных держав. Это еще больше укрепило их лояльность к иранской монархии.
По мере расширения экономических связей усиливалась и политическая взаимозависимость. Поддержка США помогала шаху обогащаться и закручивать репрессивные гайки в стране.
Американцам был крайне важен такой влиятельный партнер на Ближнем Востоке, как Иран.
Вход на территорию посольства США в Тегеране. 1980 год © AP Photo
Сейчас в это трудно поверить, но после создания в 1948 году государства Израиль единственным в регионе, кто установил с Тель-Авивом дипломатические отношения, был Тегеран.
«Шах ушел, имам пришел»
Но пока столичная богема перенимала западный стиль, страна продолжала жить по многовековым исламским устоям. Трущобы, нищета и отсутствие каких-либо перспектив — такова была иранская реальность за пределами крупных городов.
Единственное, на что уповали в бедных районах, — это торжество справедливости, обещанное исламом. Надо строго следовать предписаниям Корана. А отступников от норм шариата — и прежде всего шаха Пехлеви — Аллах накажет по всей строгости.
Заставить иранского монарха отказаться от прозападного курса в 1952 году попытался демократически избранный премьер-министр Мохаммед Моссаддык. Он национализировал нефтяные компании, разорвав с возмущенными британцами дипломатические отношения.
Премьер призвал шаха отойти от власти. Но вмешались американцы и силой сместили Моссадыка с поста главы правительства. Вся власть снова сосредоточилась в руках шаха Пехлеви. Однако протестные настроения усилились.
Солдаты тушат баррикады в Тегеране, Иран. 29 декабря 1978 © AP Photo / Aristotle Saris, File
Непреклонным авторитетом для большинства иранцев в тот период был имам Сейид Рухолла Мусави Хомейни. В 1962 году он возглавил демонстрации духовенства против так называемых Белых реформ шаха. Реформы все же были запущены, а Хомейни арестовали и выслали во Францию. Но даже из-за рубежа он продолжал выступать против шаха.
Прологом иранской революции послужила антиправительственная демонстрация в городе Кум в январе 1978 года. Силовое подавление протеста усилило массовое недовольство. Бунты с требованием отставки монарха охватили всю страну и не прекращались целый год. Имамы только подливали масла в огонь. Под давлением толпы Пехлеви покинул страну. Больше в Иране он не появился.
Иранцы приветствуют аятоллу Хомейни в Тегеране. 2 февраля 1979 © AFP 2019 / Gabriel Duval
Зато в начале февраля 1979-го вернулся Хомейни, которого уже давно именовали высшим почетным званием шиитских богословов — аятоллой. В аэропорту его встречали, как национального героя. Толпа, не переставая, скандировала: «Аллах велик! Шах ушел, имам пришел».
Под знаменами исламского проповедника объединились все политические движения страны.
Десять дней продолжались столкновения между «хомейнистами» и лояльными шахскому режиму силами. Решающие бои начались 9 февраля. Когда к революционерам массово присоединились военные, исход противостояния был предопределен. Одиннадцатого февраля иранская монархия пала, и власть перешла к аятолле Хомейни. С этого момента государство официально именуется Исламской Республикой Иран.
Два дня спустя аятолла выступил с поздравительной речью. Революцию он назвал «большой победой с малыми потерями». В столкновениях погибли около тысячи человек.
Спрячься в хиджаб или будешь избита
Вскоре приняли новую конституцию, закрепившую власть за духовным лидером. При этом все демократические атрибуты — парламент, президент, всенародные выборы — сохранялись.
Женщина на демонстрации у посольства США в Тегеране © AFP 2019 / Staff/Epu
Через год Хомейни издал указ об исламской культурной революции, положивший начало охоте на ведьм.
Суть документа заключалась в том, чтобы все граждане вернулись к нормам ислама. Инакомыслящих следовало строго наказывать.
Первыми «эффект ислама» почувствовали женщины. Европейские наряды и макияж попали под запрет. К этому были готовы не все. Несколько раз иранки выходили на марши протеста. В мини-юбках, джинсах, обтягивающих кофтах, с непокрытой головой они толпой шли по центральным улицам Тегерана и требовали от новых властей права самостоятельно определять гардероб.
Иранские женщины, одетые в традиционном и западном стиле, в Тегеране. 12 марта 1979 © AP Photo / Richard Tomkins
Однако женщин встречала разъяренная толпа исламских консерваторов. Они двигались навстречу с дубинками, камнями и скандировали: «Либо хиджаб, либо удары по голове». Силы были не равны. Протестующие либо покинули страну, либо смирились.
«В некоторых обществах женщины могут предаваться наслаждениям наравне с мужчинами. Но это не про Иран. Мы строим другое общество. Никто не против профессиональной деятельности женщин, но одеваться они должны пристойно, как того требует наша религия.
Ислам помогает нам очищать грешных и наказывать тех, кто развращает женщин и молодежь. Злодеев следует уничтожать с корнем, как сорняки», — объяснил аятолла Хомейни суть исламской культурной революции в одном из интервью европейским журналистам.
Однако некоторые продолжали сопротивляться. Весной 1980 года за отказ покрыть голову платком казнили Фаррухру Парсу — министра образования при правлении шаха. Она всю жизнь боролась за права женщин и не изменила себе даже после победы Исламской революции. В вынесенном ей новыми властями приговоре она признавалась виновной в «распространении греха на земле и отрицании Аллаха».
Фаррухру Парса © Фото: public domain
Вскоре ввели запрет на контрацептивы, что резко повысило рождаемость в стране. Семьям, которые не могли прокормить больше трех детей, предложили процедуру стерилизации. Но все продолжали восхвалять рахбара.
«О, Хомейни! Ты — отражение света Бога!» — твердили СМИ.
Под запретом аятоллы
Мальчиков и девочек теперь учили отдельно. Главный предмет в школе — ислам. Западная музыка, театр, кинематограф объявлены тлетворными, разлагающими иранскую самобытность. Скромность во всем — вот главный лозунг исламских властей. В эфире радиостанций и на телевидении основная тема — религия. Пять раз в день по всей стране звучит намаз.
Тегеран, женская семинария © РИА Новости / Р. Мангасарян
Американские фильмы под запретом, жесткий контроль над СМИ. Надзором за культурой, наукой и образованием занимается специально созданное Бюро по борьбе с непристойностями. Алкоголь вне закона. Зато разрешено многоженство.
За нарушение норм шариата полагаются телесные наказания и даже казнь. За пять послереволюционных лет казнили сорок тысяч «врагов Аллаха».
Отголоски революции
Антиамериканизм был одной из основных движущих сил революции. Но американцы не сразу придали этому значение. В Вашингтоне полагали, что наладят контакт и с исламским режимом аятоллы. Однако с западным влиянием в Иране было надолго покончено.
Сегодняшнее неприятие Вашингтоном режима аятолл и постоянно вводимые санкции иранцы объясняют событиями сорокалетней давности. В Тегеране уверены, что американцы до сих пор воспринимают иранскую революцию как национальное унижение. Восставшие в те дни требовали от США вернуть сбежавшего шаха на родину. В Вашингтоне отказали, объяснив, что шах и так неизлечимо болен.
В результате разъяренная толпа ворвалась в посольство США и захватила 66 сотрудников. Это произошло в ноябре 1979-го. Заложников удерживали больше года. Операция по их спасению провалилась. Дипломатические отношения были разорваны. В Тегеране уверены, что нынешнее американское давление — месть Белого дома за события тех дней.
Рынок в Тегеране. Иран © РИА Новости / Андрей Стенин
В современном Иране едва ли что-то напоминает о проамериканском курсе, которым страна следовала с середины двадцатого века до февраля 1979-го.
Между мечетью и западным понятием о свободе страна выбрала первое. Стоит ли придерживаться этого выбора и сегодня — вопрос, на который иранцам еще предстоит ответить.
Галия Ибрагимова
Timenote
Фаррухру́ Парса́ (21 марта 1922, Кум — 8 мая 1980, Тегеран) — иранский политический деятель, врач, педагог, министр образования и первая женщина-министр Ирана.
Биография
Фаррухру Парса родилась в 1922 в Куме.
Её мать, Фахре-Афаг Парса, была редактором первого иранского женского журнала «Джахан-е зен» («Мир женщины») и борцом за право женщин на образование. По этой причине она в 1921 году вместе с мужем Фаррухдином Парсой была сослана под домашний арест правительством Ахмеда Кавама в город Кум, где и родилась Фаррухру Парса. Через некоторое время новый премьер-министр Хасан Мостоуфи позволил семье вернуться в Тегеран.
Фаррухру Парса получила медицинское образование, после чего устроилась учительницей в Школу им. Жанны д’Арк, где она преподавала в том числе будущей императрице Ирана Фарах Дибе.
В 1963 году Парса была избрана в парламент Ирана и почти одновременно начала писать петиции шаху Мохаммеду Резе Пехлеви с просьбой дать иранским женщинам права голоса, что было сделано в том же году после всенародного конституционного референдума.
В 1965 году она стала заместителем, а в 1968 — министром образования Ирана.
Во время Иранской революции Фаррухру Парса была арестована и помещена в тюрьму. 8 мая 1980 года была расстреляна за отказ покрыть голову платком. В своём последнем письме, адресованном её детям, Парса писала:
По иронии судьбы, активные деятели Иранской революции Мохаммед Бехешти, Мохаммед-Джавад Бахонар и Мохаммед-Али Реджайи получили образование в иранских университетах за счёт министерства образования, в период пребывания Парсы в должности. Именно с её позволения министерство выделило средства на открытие Бехешти Исламской школы в Гамбурге и Бахонаром нескольких духовных школ в Тегеране.
Парса, Фаррухру
Кум (город), Иран
Тегеран
Фаррухру́ Парса́ (21 марта 1922, Кум — 8 мая 1980, Тегеран) — иранский политический деятель, врач, педагог, министр образования и первая женщина-министр Ирана.
Биография
Мать Фаррухру Парса, Фахре-Афаг Парса, являлась редактором первого иранского женского журнала «Джахан-е зен» («Мир женщины») и борцом за права женщин на образование. [1] По этой причине она в 1921 году вместе с мужем Фаррухдином Парсой была сослана под домашний арест правительством Ахмеда Кавама в город Кум, где и родилась их дочь Фаррухру. Через некоторое время новый премьер-министр Хасан Мостоуфи позволил семье вернуться в Тегеран.
Фаррухру Парса получила медицинское образование, после чего устроилась учительницей в Школу им. Жанны д’Арк, где она преподавала будущей императрице Ирана Фарах Дибе. [1] [2]
В 1963 году Парса была избрана в парламент Ирана и почти одновременно начала писать петиции шаху Мохаммеду Резе Пехлеви с просьбой дать иранским женщинам права голоса, что было сделано в том же году после всенародного конституционного референдума. [1] В 1965 году она стала заместителем, а в 1968 — министром образования Ирана.
По иронии судьбы, активные деятели Иранской революции Мохаммед Бехешти, Мохаммед-Джавад Бахонар и Мохаммед-Али Реджайи получили образование в иранских университетах за счёт министерства образования в период пребывания Парсы в должности. И именно с её позволения министерство выделило средство на открытие Бехешти Исламской школы в Гамбурге и Бахонаром нескольких духовных школ в Тегеране. [3]