Фарсийские корабли библия что это
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования Пс. 47:8
Свт. Афанасий Великий
Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския
Кораблям Фарсийским, как многоценным и обремененным богатым грузом, уподобляет царей. А под духом бурным, которым сокрушил их, разумей те силы, которыми поборол врагов апостольских.
Толкование на псалмы.
Свт. Григорий Нисский
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Свт. Иоанн Златоуст
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Блж. Феодорит Кирский
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Евфимий Зигабен
Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския
Ты, говорит, Господи, сокрушишь врагов Твоей церкви сильным движением Божественного твоего гнева, и сокрушишь столь удобно, как сокрушаешь бурею Фарсисские судна; а Фарсис есть место постройки и заготовления великих и весьма красивых кораблей. Или говорит, что Ты сокрушишь и самые корабли Фарсисские с находящимися в них врагами церкви. А некоторые говорят, что Фарсисом называется находящейся в Ливии Кархидон.
В 3-й Царств 10, 22 написано: Корабль Фарсисский (был) у царя Соломона на море с сынами Хирама; чрез три года однажды приходил к царю корабль из Фарсиса с золотом, серебром и обточенными и выделанными камнями. Итак теперь сокрушенными кораблями Фарсиса выразил погибель богатства и силы прежде сказанных царей—врагов церкви. А Феодорит на вопрос, какой это город Фарсис, отвечает: здесь так назвал некую Индийскую страну. Изъяснители Иезекииля назвали так Кархидон, столичный город в Ливии (вопр. 36 на 3 цар). Ипполит говорит, что Фарсисы переводятся Ефиоплянами. Евдоксий: Фарсис назвал златокаменным; а еврейский перевод— голубым цветом.
Еп. Ириней (Орда)
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Сокрушиши – здесь речь обращена к Богу, приведшему врагов в трепет и сокрушившему их силу. Корабли фарсийские, т.е. самые большие и крепкие корабли означают здесь крепкую трудно разрушаемую власть; ср. Ис. 2:16.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Собрались враги, но погибли, как погибли и корабли Фарсийские
После гибели языческих народов, о которой писатель говорил ранее, он указывает и на гибель кораблей своего царя, как дело великой защиты и благоволения Божия. В этом факте писатель видит кару за союз своего царя с нечестивым Охозией. Этот союз и предприятие, в случае их успеха, могли сблизить царей между собою. Так как Охозия был царь нечестивый, то это сближение могло угрожать распространением нечестия среди иудейского народа. Гибель кораблей, поэтому, есть знак попечительный. Забота Господа о своем народе и является выражением Его великой предупреждающей любви и милости, заслуживающих воспевания.
Прот. Григорий Разумовский
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Слово фарсийския происходит от слова «Фарсис», которое в Священном Писании употребляется в разных значениях: и как личное имя, и как название драгоценного камня, и как имя страны. Здесь в словах корабли фарсийския употреблено оно, конечно, в последнем значении, т.е. как название страны. Именем Фарсис называли, по одним сказаниям, Испанию, по другим – Финикию. По мнению св. Афанасия, Фарсис был город на берегу Средиземного моря, в Малой Азии, впоследствии Тарс, родина св. апостола Павла, который (Тарс) славился своими богатыми кораблями, обремененными дорогим грузом. Корабли эти плавали по Средиземному морю, а потому и самое море это называлось у евреев Фарсийским. Так как выше этого (ст. 5–7) идет речь о чудесном заступлении града Божия, которое явил Господь во дни благочестивого царя иудейского Иосафата, то и сокрушение кораблей, о котором говорит здесь псалмопевец, разумеется, конечно, то самое, которое было при этом же царе, как повествует та же книга Паралипоменон и в той же главе, где объясняется и причина бурнаго (духом бурным – от морской бури, шторма) сокрушения тех кораблей. Иосафат, царь иудейский, вступил в союз с Охозиею, царем израильским, «который поступал беззаконно. И соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис, и построили они корабли в Ецион-Гавере. И изрек тогда Елиезер, сын Додавы из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис» (2 Пар. 20:35–37). Гнев Божий постиг и разрушил предприятие Иосафата за беззаконную жизнь союзника его Охозии. Корабли фарсийския, т.е. самые большие и крепкие корабли, означают здесь крепкую, трудно разрушаемую власть, а по словам св. Иоанна Златоуста, примером истребления таких сильных и больших кораблей пророк выражает легкость победы и чрезвычайность смятения в лагере врагов [5, с. 227].
Объяснение священной книги псалмов.
Псалтирь 47:8
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Евфимий Зигабен
Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския
Ты, говорит, Господи, сокрушишь врагов Твоей церкви сильным движением Божественного твоего гнева, и сокрушишь столь удобно, как сокрушаешь бурею Фарсисские судна; а Фарсис есть место постройки и заготовления великих и весьма красивых кораблей. Или говорит, что Ты сокрушишь и самые корабли Фарсисские с находящимися в них врагами церкви. А некоторые говорят, что Фарсисом называется находящейся в Ливии Кархидон.
В 3-й Царств 10, 22 написано: Корабль Фарсисский (был) у царя Соломона на море с сынами Хирама; чрез три года однажды приходил к царю корабль из Фарсиса с золотом, серебром и обточенными и выделанными камнями. Итак теперь сокрушенными кораблями Фарсиса выразил погибель богатства и силы прежде сказанных царей—врагов церкви. А Феодорит на вопрос, какой это город Фарсис, отвечает: здесь так назвал некую Индийскую страну. Изъяснители Иезекииля назвали так Кархидон, столичный город в Ливии (вопр. 36 на 3 цар). Ипполит говорит, что Фарсисы переводятся Ефиоплянами. Евдоксий: Фарсис назвал златокаменным; а еврейский перевод— голубым цветом.
Лопухин А.П.
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Собрались враги, но погибли, как погибли и корабли Фарсийские
После гибели языческих народов, о которой писатель говорил ранее, он указывает и на гибель кораблей своего царя, как дело великой защиты и благоволения Божия. В этом факте писатель видит кару за союз своего царя с нечестивым Охозией. Этот союз и предприятие, в случае их успеха, могли сблизить царей между собою. Так как Охозия был царь нечестивый, то это сближение могло угрожать распространением нечестия среди иудейского народа. Гибель кораблей, поэтому, есть знак попечительный. Забота Господа о своем народе и является выражением Его великой предупреждающей любви и милости, заслуживающих воспевания.
Свт. Афанасий Великий
Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския
Кораблям Фарсийским, как многоценным и обремененным богатым грузом, уподобляет царей. А под духом бурным, которым сокрушил их, разумей те силы, которыми поборол врагов апостольских.
Свт. Григорий Нисский
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Свт. Иоанн Златоуст
Духом бурным сокрушиши корабли фарсийския
Корабли Фарсийские
Духом бурным сокруши корабли Фарсийские ( Пс. 47, 8 ).
Нет достаточного основания утверждать, что под Фарсисом должно разуметь Испанию, и в частности город Тартесс в Андалузии, откуда в древности вывозилось золото и драгоценные камни. И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиииу: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис; отдал плату за провоз, и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа ( Иона. 1, 1–2 ). Полагают, что пророк Иона, скрываясь от лица Господня, поплыл в Испанию! Что общого было в то отдаленное время между Обетованной Землей и Испанией?! Ни религиозных, ни политических, ни даже торговых соотношений между сими двумя противоположными странами не существовало. Корабли Хирама, царя Тирского, и корабли Соломона привозили золото и другия драгоценности и слоновую кость и павлинов из Офира. И прислал Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломона в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота и привезли царю Соломону ( 2Пар. 7, 18 ). В Испании не могло быть местной слоновой кости и павлинов. Толкователи Библии – Михаэлис, Нибур и другие ищут Офир в счастливой Аравии, другие ищут его в Индии, но не в Испании. Бегство пророка Ионы в Испанию не имеет никаких религиозно-нравственных побуждений. А для пророка другия какия-либо побуждения и не мыслимы. Пророк Божии Иона, скрываясь от лица Господня, вместо того, чтобы сухим путем отправиться на восток, в Ассирию, в главный город сего великого царства – Ниневию, сел в Иоппии на Тарсийский корабль и направился в город Тарс – главный город Киликии, родину (впоследствии) святого апостола Павла-Тарсянина ( Деян. 9, 11 ). На основании 22 стиха X главы 3-й книги Царств можно предполагать, что Тарсийские корабли, т. е. корабли под флагом Киликии и главного ея города Тарса (такие морские флаги были вообще и в то время и об них упоминается в 7 ст. XXVII гл. пророка Иезекииля), представляли из себя морския суда меньших размеров, сравнительно с великими кораблями Тира и Сидона. Пророк Иезекииль прямо говорит о Тире: Фарсийские корабли (надо читать Тарсийские корабли, по Вульгате), были твоими караванами в твоей торговле, и ты сделался богатым и весьма славным среди морей ( Иез. 27, 25 ). Тир, Сидон, Бейрут (древний Вирит), Киликия и Тарсис находятся хотя и в далеком соседстве, но все-же на одном и том-же восточном Мало-Азийском берегу Средиземного моря. Эти уединенные теперь берега и эти места так хорошо известны нашим путешественникам в Святую Землю. Эти корабли прибрежных соседей и составляли, по пророку, морские караваны.
Мне могут возразить, что Тарсис Киликийский стоит не на берегу моря. Он не приморский город, как Тир, Сидон, Яффа и другие города Палестины. Действительно, Тарсис находится на разстоянии около 50 верст от берега. Но он мог иметь приморскую гавань у города Мерсины, известной нашим паломникам в Святую Землю. И Иерусалим не приморский город. Но царь Соломон устроил в Яффе пристань для своих кораблей ( 2Пар. 11, 16 ). А Яффа отстоит едва-ли не вдвое дальше от Иерусалима, нежели Мерсина от Тарса. Тарс, издревле и теперь, был и есть замечательный торговый пункт. На сих днях я имел случай разсматривать заграничный план проектируемой германским правительством железной дороги от Константинополя в Багдад. Дорога эта направлена на Тарс. «Tharsis» станция. От нея боковая малая ветвь к морю. Родина апостола Павла оживет вновь!
В подтверждение мнения о. протоиерея Фоменко может служить еще свидетельство Иосифа Флавия, что пророк Иона сел на корабль, чтобы плыть в Киликию (Древн. кн. IX, гл. XL). Некоторые видят в Тарсисе древний Карфаген, но большая часть комментаторов Библии разумеют под Фарсисом именно Тартесс на Гвадалквивире, бывший древнейшим поселением финикиян в Испании, и сие наиболее согласуется с словами пророка, что он бежал от лица Господа, в крайний пункт страны, диаметрально противоположный Ниневии, куда он был послан (Свящ. Летопись Властова, т. IV, стр. 217). – Прим. ред.
Источник: Протоиерей Кл. Фоменко. Корабли Фарсийские. // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 9 Ноября 1902 года. № 45. — СПб.: Синодальная Типография, 1902. — С. 1594-1596.
Фарсис
Фарсис – местность, или страна ( Ис. II:16, XXIII:1, 6, 10, LX:9 ; Иез. XXVII:12, XXVIII:13 ; Пс. XLVII:8, LXXI:10 ; Иер. X, 9 ; Ион. I:3, IV:2 ; IIIЦар. X:22 ; IIПар. IX:21, XX:36, 37 ). Некоторые полагали, что город с подобным наименованием находился на восточном берегу Африки или в числе южных гаваней Азии, с которыми вели торговлю корабли Хирама и Соломона – золотом, серебром, слоновой костью, обезьянами и павлинами ( II Пар. IX, 21 ). Говорили при этом, что означенные корабли в три года совершали свое длинное путешествие и возвращались домой с товарами. Отсюда выводили такое заключение, что город, с которым производилась эта торговля, должен был находиться в довольно значительном расстоянии от Иудеи; и что, посетив Фарсис и запасшись его товарами, евреи продолжали свою торговлю с другими отдаленнейшими гаванями и совершали весь длинный морской путь в течение трех лет. Но все это только одни предположения.
Фарсис был знаменитым городом и гаванью на юге Испании и служил также названием одной реки и области. LXX передают это название словом: Карфаген, Вульгата – словом: море, а Таргум иногда словом: Африка.
Пр. Иона бежал в г. Фарсис, находившийся в противоположном направлении от Ниневии. Корабли Соломона плавали к нему, вместе с кораблями Хирама, ц. тирского, по направлению к Финикии, так как Фарсис был финикийской колонией ( Ис. XXXIII ).
Путешествие чрез Средиземное море в Фарсис совершалось на огромных судах того времени, называемых кораблями фарсийскими ( Ис. II:16, XXIII:1, 14 и др.). Эти корабли, возвращаясь из Фарсиса тяжело нагруженными, нередко разбивались от восточного ветра при переезде чрез Средиземное море. Потому-то псалмопевец в одном из своих псалмов говорит: Восточным ветром Ты (т. е. Господь) сокрушил фарсийские корабли ( Пс.XLVII, 8 ).
Фарсис, называемый у греков Тартезом, изобиловал драгоценными металлами, равно как железом, оловом, медью. На обилие оных часто указывают классические писатели.
В позднейшие времена римского владычества добыванием металлов в фарсийских копях занималось ежедневно до 40000 человек, доставлявших иногда каждый день до 25000 драхм римской республике.
Главное затруднение относительно определения положения Фарсиса заключается в сравнении цитат: ( III Цар. XXII, 48 ) и ( II Пар. XX, 36 ). В кн. Царств корабли, построенные Иосафатом на Чермном море для отправления в Офир, называются кораблями фарсийскими, и они были так обширны, как и те, которые употреблялись для торговли с Фарсисом; но в кн. Паралипоменон говорится, что они были сооружены для отправления в Фарсис. Предполагались различные заключения для примирения означенного разногласия – и даже такого рода догадка, что корабли, сооруженные на Чермном море в Ецион-Гавере, были перетащены волоком чрез Суэцкий перешеек и спущены на воду в Средиземное море. Очевидно, что свящ. писатель кн. Паралипоменон не совсем правильно понял значение фразы: корабли фарсийские и, полагая, что под оным разумеются корабли, назначенные для отправления в Фарсис, означенным выражением и передал свою мысль.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Книга пророка Исаии 23:1
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 1-2 Бремя Тира. Вопите корабли моря. Ибо разрушен дом, откуда они обыкновенно приходили: из земли Кетим он открыт им. Умолкните вы, живущие на острове, торговля Сидонская
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.
Ст. 1-3 Слово на Тир. Что нам представлялось относительно бремени или слова и принятия Тира но Еврейскому тексту, мы сказали об этом выше в книге исторического толкования десяти видений. Теперь все пророчество на Тир мы кратко проследим по изъяснению иносказательному и по изданию LXX. Тир по еврейски называется Sor, а на нашем языке значит теснота. Следовательно всякая душа, занятая пороками и нечистыми помыслами, может быть названа Sor.
Лопухин А.П.
В Тир едут корабли из далекой тирской колонии Тартесса, но им с островов Средиземного моря возвещают, что Тир уже не существует! Как велико было значение этого мирового торгового города! Сюда привозились товары со всего мира, а отсюда рассылались по разным другим странам. Поэтому все поражены известием о его падении, особенно же сами финикияне, которым теперь приходится искать себе убежища в чужих землях.
Им т. е. корабельщикам, едущим из Фарсиса в Тир.
Некому… точнее нет приюта!
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 1-2 Видение на Тира. Плачитеся, корабли Фарсийские; похищен из дома приносивший корысти. Пророк призывает корабли Фарсийские плакать о тех кораблях и мореходах, которые внезапно, у пристани Тира, взяты в плен Вавилонянами и отведены в Вавилон. Ибо домом пророк называет пристань, а приносившими корысти называет корабли Фарсийские. От земли Китейския возвещено нам, то есть о таком бедствии Тира принесли весть корабли Греческие, избежавшие опасности. Молчите, живущии во острове. Молчанием пророк называет то оцепенение и тот ужас, какие овладеют жителями Тира при неожиданном нашествии Вавилонян.
Свт. Кирилл Александрийский
Видение на Тира. Плачитеся, корабли Кархидонстии, яко погибе, и ктому не идут от земли Китиейския, отведеся пленен