Фаза на сабвуфере что это
Территория баса: установка фазы для сабвуфера REL – это просто!
В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.
Фаза и её роль в настройке REL
«Фаза» – одно из тех слов, которые буквально вводят в ступор людей, не разбирающихся в технике. У многих при упоминании фазы возникает мысль: «Все эти настройки слишком сложны, и мне с ними не справиться». Эта статья призвана упростить ситуацию. Чтобы вы смогли помочь сабвуферу REL полностью раскрыть свой потенциал.
Фаза в случае с REL – это цифровое переключение для реализации выбора типа «да или нет».
Вопрос, который нужно себе задавать в процессе настройки, прост: «При каком из положений переключателя – 0 или 180 – звук громче?».
Эти числа соответствуют градусам фазы, но какого-то единообразного решения относительно того, какой из вариантов верен изначально, не существует. Поэтому важно понимать, что для сложной комбинации сабвуфера и основных акустических систем правильно выбранным значением может стать и 0°, и 180°. Иначе говоря, нельзя заранее однозначно сказать, что для достижения желаемого звучания будет правильнее – 0° или 180°.
Причина, по которой из двух вариантов выбирается «более громкий», имеет физическую основу. Диафрагма низкочастотного динамика основной акустической системы при переходах к более низкой частоте (например, при ударах педали по бочке бас-барабана) должна совершить движение «наружу». Для того чтобы вся музыкальная система была настроена на это действие правильно (как говорят профессионалы, была «в фазе»), диффузор динамика сабвуфера также должен в этот момент двигаться «наружу».
Если же положение переключателя фазы выбрано неправильно, динамик сабвуфера работает «внутрь». А НЧ-динамик основной колонки при этом двигает диафрагму «наружу». В этом случае звучанию аудиосистемы в целом недостаёт баса.
Как было сказано выше, правильная настройка фазы, важность которой очевидна, не представляет сложности.
Существует лишь одно «но»: различие между двумя вариантами настройки может быть поначалу не слишком очевидным. Сперва оно может показаться малозаметным. Во время пробного прослушивания уровень громкости сабвуфера слишком высок. Он заглушает вклад основной акустики в общую звуковую картину.
Попробуйте немного уменьшить этот уровень, чтобы звучание сабвуфера и основных колонок было сбалансированным.
Запомните, на сколько щелчков регулятора вы уменьшили громкость. И наоборот, если громкость сабвуфера слишком низкая, что тоже затрудняет тестирование, увеличьте её на пару щелчков. И запомните количество произведённых щелчков. Чтобы по завершении тестирования вы могли восстановить выбранную ранее при настройке оптимальную установку уровня.
Правильное расположение сабвуфера REL
Научитесь полагаться на собственный слух. Исходя из предположения, что сабвуфер лучше расположить вблизи угла комнаты, для начала придвиньте сабвуфер как можно ближе к углу так, чтобы он не касался стен или плинтуса.
При использовании записи, выбранной вами в качестве эталонной для настройки (мы использовали трек № 4 из выпущенного на CD саундтрека к фильму «Тихушники», и по сей день остающийся лучшей из известных записей для настройки сабвуферов), после выполнения всех прочих регулировок начните медленно выдвигать сабвуфер из угла, из которого он сориентирован на ваше место прослушивания. Можно пометить это направление малярной лентой.
Медленно и плавно выдвигайте сабвуфер до тех пор, пока не услышите одномоментное увеличение количества баса, генерируемого системой. Пометьте это место ещё одним двумя кусками малярной ленты. Одним – на границе боковой стороны опоры сабвуфера и вторым – на границе её передней стороны. Продолжите это делать, останавливаясь и помечая каждую такую точку на расстоянии примерно в каждый следующий дюйм от угла.
Вам, вероятно, понадобятся 3–4 набора меток на полу. Первоначальное положение, максимально близкое к углу, всегда обеспечивает самый громкий и глубокий бас. Однако внимательно прислушайтесь к звучанию сабвуфера в трёх других помеченных точках. Удаление от них даже на пару миллиметров негативно отразится на результатах.
Помеченные места должны обеспечивать наилучший баланс глубины, скорости и чистоты баса наряду со способностью создавать такое разрежение воздуха на нижних частотах, при котором бас, кажется, просто «вздрагивает», не звуча слишком плотно или гулко.
Если звучание практически идеальное, но ему немного недостаёт напористости, поверните регулятор High/Low Level на один или два щелчка в сторону повышения уровня. Если же уровень выбран точно, но звук слишком плотный и тяжёлый, поверните на один-два щелчка в сторону понижения регулятор кроссовера.
Всё это может показаться сложным, но на самом деле это не так. Проделав подобную процедуру один или два раза, вы обнаружите, что в этом нет ничего сложного. Пользователи сообщают, что таким образом можно значительно улучшить звучание – по сравнению с результатами использования программ автоматической коррекции под акустику комнаты, встроенных в различные ресиверы.
Если вы всё же планируете использовать одну из таких программ, сделайте это БЕЗ подключения сабвуфера REL через высокоуровневый вход. Подобные системы легко перегружаются на низких частотах (дешёвый комплектный микрофон едва ли способен правильно обработать глубокий бас). И просто «убивают» качество воспроизведения баса. Прежде чем выполнять коррекцию под акустику комнаты, ОТКЛЮЧИТЕ соединение сабвуфера через высокоуровневый вход с разъёмом Speakon.
Надеемся, что приведенные советы позволят вам добиться поразительных успехов в настройке сабвуфера REL. И придадут вам уверенности при освоении нового для вас занятия.
Бóльшая уверенность в собственных силах абсолютно необходима для самостоятельного улучшения характеристик аудиосистемы. И, в конечном счёте, получения удовольствия от музыки и фильмов.
John Hunter,
REL Owner & Design Director
Фаза сабвуфера — правильная настройка
Что такое фаза
Для понимания что такое фаза сабвуфера, представьте звуковые волны, излучаемые динамиками и сабом в одно и тоже время, так как эти источники находятся на разном расстоянии от слушателя и на пути имеют препятствия, обусловленные интерьером автомобиля, звуковые волны доходят до вас в разное время, от чего звук может быть не согласованным — это называется фазовым сдвигом (сдвиг по фазе).
Синфазность
Сдвиг по фазе
Регулировка фазы сабвуфера
Большинство сабовых усилителей имеют регулятор фазы, который дает возможность управлять задержкой звуковой волны, для того чтобы синхронизировать сабвуфер с остальными динамиками (синфазность). Отсутствие задержки соответствует значению 0 градусов максимальная соответственно 180. Если все звуковые волны синфазны, то вы слышите согласованный и собранный звук.
Как настраивается фаза сабвуфера
Настраивать фазу лучше всего непосредственно во время прослушивания музыки. Сядьте на свое место и во время прослушивания композиции попросите кого-нибудь ступенчато поворачивать регулятор фазы или переставить переключатель фазы, чтобы вы могли определить положение при котором звучание баса становится более ровным и слаженным.
Если вы не доверяете своему слуху, то есть более точный способ настройки согласования сабвуфера с системой. Для начала вам потребуется изменить полярность подключения акустики, для этого поменяйте подключенные акустические провода местами — плюс к минусу, а минус к плюсу (удобнее это сделать со стороны усилителя, если он имеется), таким образом вы включите динамики в противофазе.
Все переключения производите только на выключенной системе. Всегда.
Затем включите синус или тон с частотой равной верхнему срезу сабвуфера LPF/ФНЧ, сидя в кресле, попросите помощника вращать фазовый регулятор до тех пор, пока громкость звука не станет минимальной, это будет означать что динамики и саб находятся в противофазе и положение регулятора будет точным. Восстановите полюсное подключение акустики. После всего этого ваши динамики и фаза сабвуфера точно согласованы.
Скачать синусы можно с этой страницы.
Читать еще:
Жмите на кнопку, что бы поделиться материалом:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Как понять какую фазу ставить на сабвуфере?
Ответы
Я думал тот режим, который даёт большее давление в точке прослушивания, тот и правильный.
Если в кино, то возможно. А в музыке нужна ровность звучания на всех частотах и регулировка фазы нужна, чтобы равномерно «сшить» сабвуфер с колонками. Не соглашусь так же и с утверждением, что саб впереди-фаза-0,сзади-180.В идеальных условиях, возможно, но идеальных условий нет ни у кого и комната со своими резонансами вносит огромный вклад в звук. По этому, если настраиваете на слух, то банальный совет:слушать, подкручивать и опять слушать.
Лично я за время жизни с трифоником, ответственно могу заявить:невозможно настроить сабвуфер, чтоб идеально звучал со всеми записями, т. к. диапазон количества баса слишком широкий в разных записях,и настраиваешь под запись со слабым басом, потом включаешь запись с нормальны басом и появляется избыток НЧ и наоборот. Можно найти средний вариант, при котором где то немножко много, где то немного не хватает, но в целом нормально, но я для себя выбрал вариант иногда подкручивать громкость на сабе
Если Вы про крутилку фазы, то у меня тоже переключатель на 0 и 180.Вы правы, как то непонятно написал, но суть такова, что создать давление не проблема при любом положении фазы, гораздо важнее ровность звучания
Я исхожу из личного опыта пользованием сабвуфера. В какое положение фазу не ставь, громкости саба меньше не становится. Звук и детальность меняются,одни частоты выпячиваются, другие уменьшаются. Уточню, что я имею ввиду трифоник и у меня на сабе срез около 32Гц,а колонки где то там на 50Гц начинают,по этому не особо много у них общего сигнала получается
Переключение на сабе, это же простой ревербератор, или нет?
Ну да, все кабеля одинаковы.
Нет, это не задержка, это переключение фазы. Возьмите любой динамик, подключите батарейку, если плюс с минусом подключены верно, то диффузор динамика двинется вперёд, если наоборот, то диффузор втянется. Это и есть фаза. Соответственно если у вас саб стоит сзади и подключен с фазой «0», то он будет посылать звуковую волну, условно, навстречу фронтальной акустике. Волны могут складываться и взаимокомпенсироваться. На этом построен принцип шумоподавления, автором которого стал Амар Боуз. Поэтому что бы такого не случалось и подключают саб в противофазе («180»), чтобы когда динамики фронта идут вперёд, динамик саба шёл назад:)) Т.е. работал в фазе с динамиками фронтальной акустики.
Вы заблуждаетесь, он несет охренетительную энергию, я про саб, жаль, что вы не слышали
Не стоит недооценивать гуманитариев
саб, который предполагает подключение к обоим каналам сразу и микширует информацию с обоих каналов в моно
о способах микширования в моно
Ну ну :)))))) В МК сидят лохи, а не инженеры, до такого простого решения не додумались:))
То МК, а у нас на стерео свои правила и законы
Знали бы вы откуда эта фотография.
О сколько вам открытий чудных. Особенно пилоту гражданской авиации:))
Я много чего слышал за почти сорок лет своего увлечения, так что могу сказать вам, что вы чересчур верите справочникам:)) И два, и четыре, и шесть сабов в одной системе, и в разных помещениях слышал. А геморрой можно и с одним получить:))
Простите, но Вы попросту не вникли и невнимательно прочитали пост Вячеслава!😀
Саб, у Вячеслава именно с фиксированным положением переключения фазы 0 и 180 гр.
Но, комната, как и конструктив саба и ас может внести свои коррективы на положение переключателя фазы в каждом конкретном случае.
Если, у настраивающего систему с сабвуфером возникают сомнения в правильности настройки фазы, то проще определить верную фазу на сабвуфере, пригласив помошника. Он будет менять положение фазы на сабе, а хозяин на своем месте прослушивания быстро поймет, какое из положений тумблера переключения фазы верное и дает в звуке более слитный саунд саба с АС…Пройдет немного времени можно будет достаточно быстро находить аерное положение регулятора фазы на сабвуфере, если в этом вознткнет необходимость…
Звуковая волна, исходящая из динамиков, должна быть в фазе. Только и всего:)) Переключите на акустике один провод плюс на минус и услышите разницу.
А плавная регулировка для случаев, когда сабвуфер нельзя прижать к стене?
А всегда нужно ставить саб только спереди или только сзади.
Присоединяюсь. Думал вдруг выяснится, что если сабвуфер в поле зрения, то фаза до 90, а если вне поля зрения, то 90+.
Если на сабе есть плавная регулировка фазы, то его проше настроить в комнате, там, где для него нашлось свободное место…😀
Тогда я все правильно понял )))
переключение фазы безопасно для саба делать в включенном состоянии? Или надо выключать?
Но меня терзают смутные сомнения.
В соседней ветке про сабвуфер дали ссылку на инструкцию, понравилась простота. Тоже ориентируются на громкость, кстати, а не зад перед.
Громкость сабвуфера и выравнивание фаз
Следующим шагом является настройка громкости и фазы сабвуфера для вашей системы. Вот несколько пошаговых инструкций, как это сделать.
— Начните с кроссовера вашего сабвуфера на самом низком уровне
— Затем направьте ограниченный по полосе сигнал розового шума через систему, включая динамики-сателлиты. 500 Гц-1 кГц позволит вам установить громкость спутников без
возбуждает сабвуфер. Используя измеритель звукового давления (или приложение для iPhone), установите общую громкость так, чтобы уровень был комфортным, около 85 дБ должно хватить.
— Пропустите через систему еще один тон розового шума с ограниченной полосой частот 35–70 Гц и установите громкость на сабвуфере так, чтобы она также достигла 85 дБ на измерителе.
— Установите кроссовер низких частот на максимальное значение. Запустите тон розового шума с ограниченной полосой частот от 60 Гц до 120 Гц и с позиции прослушивания определите, 0 или 180 на фазе.переключатель самый громкий. Оставьте переключатель в самом высоком положении.
— Для дальнейшей проверки синфазности вашего сабвуфера пропустите через систему тестовый тональный сигнал 70 Гц. Установите переключатель фазы на 180 или 0, независимо от того, что было в предыдущий шаг, и отрегулируйте переменную фазу, пока уровень низких частот не станет самым тихим. Затем переведите переключатель фазы обратно в положение 0.
— Наконец, послушайте какую-нибудь музыку, с которой вы знакомы, и установите уровень кроссовера так, чтобы вы слышали только низкие частоты и не слышали средние частоты из сабвуфера. А общепринятая практика состоит в том, чтобы удвоить самую низкую частоту, на которую рассчитаны сателлитные динамики, и использовать ее в качестве частоты кроссовера.
Да какая понравится. Здесь нет неправильного решения. Слушаете вы. Вам нравится? Прекрасно! Экспериментируйте!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Фаза сабвуфера на практике и поведение ее в комнате. Вопрос
День добрый коллеги, экспериментирую с сабами немного
И тут появилась ситуация, по которой:
1- не могу понять физику процесса
2-почему так происходит
Я понимаю, что мы тут все не инженеры-акустики, но может в обсуждении появится истина
Имеем 2 Сама MK Sound8, докупил к ним за весьма скоромные деньги MK Sound12 (поношенный весьма внешне, но технически работает)
Имеем комнату 12 квадрат
Имеется бас ловушка (Кривой Щит бикеша) во всю стену шириной 2.9, кривой смысле не совсем грамотно сделан, но она работает как-то
Немного отступление по MK Sound12, до этого два саба 8 дюймовые были на уровне громкости 30-35 %
Включив 12 дюймовый саб на примерно 7-10%, стало очень громко, еще немного и уже страшно, что он все уничтожит там.
Реально очень мощная машина, чисто для поддержки басом, покрайней мере для моей комнаты
В общем выронив их по громкости, я начал экспериментировать, а что нам даст третей саб.
Из теории баса понятно, что нечетное количество сабов в прямоугольной комнате ничего не дадут или сделаю хуже.
Но я требовал практических доказательств!! 😉
Путем экспериментов стало понятно, что он просто добавит давление.
Переместив сабы в четверть комнаты по ширине (что теоретически нам может дать подавление практически всех комнатных мод, особенно 1 порядка), нефига не получилось.
1 Мода у меня на 54-58Hz, как давала пики по углам и провал в центре прослушивания, так и давала
Показалось странным, что в моей комнате данная теория не подтвердилась
Решил поставить сабы в углы, так как если сабы поставить в угол и поставить их в фазу то они буду гасить нечетные моды (1 мода и 3 мода), что мне и надо.
Но опять эксперимент не увенчался успехом
И тут я случайно выключил один саб 8 дюймов, но опять ничего не помогло.
Решил я большой 12 дюймовый саб извернусь по фазе и все изменилось.
Извиняюсь за фото, не успел сделать скриншот и закрыл REW
Это край дивана (Без обработки параметриком):
Синяя сабы в фазе 0
Я был в шоке, так, как не понимаю почему инверт большого саба дал такой результат
И самый большой плюс в том, что ровная АЧХ по всему дивану (тоесть основную моду удалось более или менее приручить)
Кроссовер стоит 100гц, сабы выше не играют
Как видем и давление растет
Кроссовер стоит 100гц, сабы выше не играют
А теперь немного рассуждений и вопросы:
Включение третьего 8 дюймового саба (в фазе или нет) портит картину так, что параметриком сложно исправить и зачем оно нужно уже.
Убираем 12 дюймовый саб и ставим 8 дюймовые по углам (один в фазе второй инвертнут) и ничего, ситуация очень плохая.
Когда два 8 дюймовых в фазе играют, нельзя получить ровный бас, его можно вывести в центре, но по углам будут пики (12 дюймовый ставим в инвертора и они уходит)
И собственно непонятно:
Почему два 8 дюймовых саба и в фазе или с одним инвертнутым не могут дать такую же хорошую АЧХ, как 8 (нулевая фаза) + 12 (инверт), хотя сабы одинаковые?
Предположение что 12 дюймовый имеет другие резонансные частоты и играет чуть иначе, но это предположения.
Всегда читал, что два саба в разной фазе не дадут ровное АЧХ в одной плоскости (Оба на фронтальном расположении), или ставьте один в тыл, второй во фронт (DBA).
Но у меня оба на фронте в разной фазе и играют лучше, как? почему? понять не могу.
Буду очень рад, если кто подскажет для расширения знаний.
Буду брать еще саб 12 дюймовый MK, дабы посмотреть как они играют все (два в фазе и два инвертнутых)
Настройка. Уровни, фаза, срезы.
Как настроить саб за 5 минут и прочие хитрости)))
Продолжение отчета по аудиосистеме 2019.
В первой части рассказал про железо, теперь про то, как его настраивал.
Как изначально и задумывалось, в системе есть две настройки: громко и на качество. После установки Audio System HX-260.2, выбирать пришлось что-то одно.
В идеале настроек должно быть три: 2х-полоска на улицу, 2х-полоска в салон и 3х-полоска в салон. Именно так и ни как иначе, потому что если машина шикарно играет на улицу, внутри, начиная с громкости 15, музыка звучит раздражающе и дискомфортно.
2х-полоска на улицу.
Т.к. забрал машину в конце декабря, настраивать звук на улицу было бессмысленно, а ведь усилители могут звучать классно. Хорошая штука внешний процессор, настроил чисто – сохранил, настроил громко – сохранил, в любой момент загрузил нужную настройку, сказка. Как Вы понимаете, настройки на улицу пока нет. Есть запись, как звучала машина на улицу с нулевыми фазами и перевернутой полярностью на ВЧ, т.к. встречный срез СЧ, ВЧ 12 дБ/окт. Эта запись сделана, когда забрал машину после очередных изменений. На улице – как в филармонии. Даже ненастроенный фронт звучит классно. В салоне громче 14 – АД.
2х-полоска в салон.
MTX RFL4120
ВЧ: 8 Ом, gain – 12ч, HPF (ГУ) – 5 кГц, 12 дБ/окт, фаза – обратная, задержка 0,6 мс
СЧ: 4 Ом, gain – 12ч, LPF (ГУ) – 5 кГц, 12 дБ/окт, HPF (усь.) – 315 Гц, 12 дБ/окт, фаза — прямая.
Audio System HX-260.2
МБ: 8 Ом, gain – 2ч, LPF (ГУ) – 5 кГц, 12 дБ/окт, HPF (ГУ) – 80 Гц, 24 дБ/окт, фаза
90°.
Cadence D2500M
Саб: 2 Ом на мост, gain – 5ч (ГУ 0, +5), LPF (ГУ) – 63 Гц, 24 дБ/окт, фаза
150° (либо задержка 4,9 мс).
Т.к. фильтр LPF на Audio System HX-260.2 позволяет порезать мидбасы на 120 Гц (до 300 Гц, при наличии HX Card), работали они во всю полосу с СЧ, т.е. в режиме 2х-полосного фронта. Это кратно громче, но страдает качество. В январе 2020 2х-полоску в салоне отстроили так, что на полной громкости она не вызывает дискомфорта, а напротив, звучит чисто, громко, но вокруг, как в хорошем клубе.
Писал на Sony A68, она здорово держит перегрузки по громкости. Телефон забивается гораздо раньше, внутри чисто получалось записать на громкости 8))) Сонька держится вплоть до 25, и забивается уже басом, ну тут я не знаю, на что писать надо, чтобы не забивало микрофон)))) Кстати, на записи отлично слышно все огрехи настройки, те самые, от которых уши закладывает. Это не первая запись после настройки и здесь таких моментов немного. На видео сабвуферы подключены каждый на свой усилитель в 4 Ома, gain на максимум, поэтому на ГУ уровень сабвуфера +10 — +15. Позже переподключили в 2 Ома на мост. Gain чуть меньше максимума, уровень на ГУ — 0, +7 в зависимости от трека.
Радости не было предела, до того момента, когда решил записать звук на улицу на обе открытые. Звучит на улицу откровенно погано, в живую чуть лучше, но не далеко от того, как на записи.
3х-полоска
MTX RFL4120
ВЧ: 8 Ом, gain – 12ч, HPF (ГУ) – 5 кГц, 12 дБ/окт, фаза — прямая.
СЧ: 4 Ом, gain – 12ч, LPF (ГУ) – 5 кГц, 12 дБ/окт, HPF (ГУ) – 315 Гц, 12 дБ/окт, фаза — прямая.
Audio System HX-260.2
МБ: 8 Ом, gain – 1ч, LPF (ГУ) – 315 кГц, 18 дБ/окт, HPF (усь.)
70 Гц, 12 дБ/окт, фаза
270°.
Cadence D2500M
Саб: 2 Ом на мост, gain – 10ч (ГУ +15), LPF (усь.)
60 Гц, 12 дБ/окт, фаза
Есть еще режим 3х-полоски. На улицу настраивать его бессмысленно, т.к. это кратно тише 2х-полоски и не сильно лучше по качеству. Зато в салоне такая конфигурация звучит точнее, детальнее, а главное спереди, а не вокруг, появляется возможность выставить сцену. При этом громкости более чем достаточно, не забываем, это все еще эстрада с мощностью более 100 Вт в канал. На повседнев — это лучший режим. Реализовать 3х-полоску можно, даже с такими скудными фильтрами, если мидбас подключить в канал сабвуфера, на ГУ этот канал распускается вверх до 800 Гц. Снизу мидбас режем на усилителе 60-120 Гц вторым порядком, сверху на ГУ 250 – 400 Гц, сабвуфер так же на усилителе сверху 50 Гц вторым порядком. В теории все получается, только регулируя уровень сабвуфера с ГУ, мы так же изменяем уровень мидбаса. Можно использовать выносной регулятор для сабвуфера, но это уже нюансы.
В общем, подключил усилитель мидбаса на канал сабвуфера, а он еле стучит. Выкрутил gain на 5ч, чуть лучше, но далеко не то, что было. Уровень сабвуфера на ГУ +5, на моноблоках gain на 5ч, это немного меньше максимального. Gain на мидбасы так же, но они играют фоном. Я уж было подумал, что на RCA выходы сабвуфера сигнал как-то по-другому обрабатывается и хорошего звука я с них не получу, но решил, на всякий случай, проверить выходное напряжение на RCA. Возможно, это знали все кроме меня, но для меня стало открытием, что выставив уровень сабвуфера +15 на ГУ, я тем самым сровнял его по уровню с другими RCA выходами. Речь про Alpine UTE-92BT, т.к. именно он установлен в системе. Вот и встало все на свои места.
Теперь дело за малым, настроить 3х-полосный фронт. При таком подключении мы имеем возможность поканально выставлять временные задержки на ВЧ, СЧ и мидбас, изменять все срезы с ГУ, кроме HPF на мидбас.
Плюсы — звук спереди, более точный, чистый, детальный и сфокусированный.
Минусы – кратно тише.
Пытались вывести мы 3х-полоску долго, нудно и холодно. Идеально не получилось, возможно, если задаться целью и запастись терпением – можно настроить лучше. На улицу звучит чуть лучше, но здорово тише. К примеру, когда играет 2х-полоска и открываешь дверь – на улице концерт начинается. Когда играет 3х-полоска – к звукам закрытой машины добавляется немного ВЧ и СЧ.
И главный недостаток — это второй прядок фильтра на мидбас снизу и сабвуфер сверху, т.к. режем с усилителей.
ФАЗА
Если динамики находятся в одной плоскости и равноудалены от слушателя, получают сигнал с усилителя одновременно, один воспроизводит частоты до 6 кГц, а другой от 6 кГц, можно предположить, что сигнал до слушателя доходит в первозданном виде, но это не так. В зависимости от типа и порядка фильтра, один динамик воспроизводит звук раньше другого. Т.е. фаза сигнала смещается. Это не я придумал, я задумался над тем, как это явление свести на нет. Т.к. внятных рекомендаций по этому вопросу не нашел и спросить не у кого, решил разбираться сам. Далее все написано из собственного опыта и немного из физики. Если в чем-то не прав — жду в ЛС. Если у Вас в системе несколько динамиков с разными диапазонами частот, этот материал будет Вам полезен. Даже если коаксиалы от ГУ – все равно полезно для общего развития.
Собственно фильтры, бывают они разные, если у Вас нет внешнего процессора, то ограничимся фильтром Баттерворта. Этот тип фильтра используется в активных кроссоверах ГУ и усилителей. В большинстве усилителей порядок фильтра 12 дБ/окт. В сети можете найти много настройщиков, которые предпочитают фильтры Линквица-Райли, но не объясняют почему. Так вот у него АЧХ на границе раздела частот более ровная получается, но есть он далеко не во всех устройствах.
Сигнал, проходя через фильтр, в зависимости от порядка фильтра, сохраняет форму, но смещается по времени. При встречном фильтре второго порядка (НЧ сверху 12 дБ/окт, ВЧ снизу 12 дБ/окт), динамики будут работать в противофазе. В данном случае можно переполюсовкой одного из динамиков решить проблему. Но у нас в системе не два динамика, каждый работает в своей полосе, с разной крутизной фильтра и находятся на разном удалении от слушателя. Свести звук в одну точку на слух, без должного опыта и знаний ну очень проблематично. Настроить фазу можно, если есть плавный регулятор фазы на усилителе или временные задержки в ГУ.
Фаза ВЧ, СЧ и НЧ.
Возможно, я не к тем специалистам за советом обращался, но задержки мне сказали не трогать, а про фазу вообще ничего не сказали. Когда машину с музыкой забрал – думал ну громко, вот уши и закладывает. Оказалось нет, сейчас система звучит кратно громче и уши не закладывает. А началось все, когда второй раз забрал машину с музыкой. Я слышал, как звучали эти усилители в стенде, ожидал звучание системы, чуть ли не лучше оригинальной записи. Приехал за машиной, возле гаража включил на обе открытые – на улицу ну очень здорово играла. Пока ехал домой, всю голову сломал, больше 14 прибавляю – уши закладывает, хотя понимаю, что это не громко, но уши забивает и слушать такой звук неприятно. Ночью изучал мат. часть, утром опять у гаража. Крутизну фильтров LPF на СЧ и HPF на ВЧ выставили 12 дБ/окт и поменяли фазу на рупорах на обратную – сходу звук стал куда приятнее в салоне. Не описать словами, но звучит по-другому. И тут меня закусило, если на MTX мы могли только развернуть фазу на 180° переполюсовкой, то на Audio System есть плавный регулятор фазы на 360°. В режиме 2х-полоски подключены оба усилителя к одному каналу ГУ. Мидбас расположен ближе, подрезан снизу четвертым, сверху вторым порядком, так еще и воспроизводит весь диапазон СЧ. Среднечастотник — дальше, снизу и сверху порезан вторым порядком. Соответственно задержать мидбас относительно СЧ мы не можем, но можем довернуть фазу. Следующие два дня крутили-вертели, искали нужную фазу. На одном треке вроде отлично, на другом уши закладывает. Решили пойти от обратного, если уши закладывает, когда слушаем громко – то и настраивать будем на такой же громкости. И это сработало. Особенно заметна разница на женском вокале и струнных инструментах. Попали не с первого раза, один раз, было, выставили, немного искажений в некоторых моментах осталось. Решили еще немного довернуть и опять все заново, регулятор очень чувствительный, чуть тронешь – все уходит в кашу.
Потратили на настройку фазы мидбаса около 3х часов, зимой, в неудобной позе, поглаживая битой регулятор в багажнике. Помогал настраивать Черненький Владимир Иванович, за что ему огромное спасибо. Один слушает и жестами показывает, второй в багажнике крутит. Через пару треков уши в защите, поменялись и дальше крутить…
Способом, которым позже настроили фазу сабвуфера, настроить фазу мидбаса не получается. На частоте раздела мида и СЧ, микрофон никой разницы не видит, настраивали на слух. Получили фазу чуть больше 90°. В итоге в салоне звучит отлично, вплоть до громкости 25 слушать комфортно. Это очень громко и, понятное дело, сразу выкрутив на 25, о комфорте речи быть не может. Но покатавшись, прогрев систему и уши, на некоторых треках хочется добавить еще. На улицу система звучать стала заметно хуже, примерно так же, как изначально было в салоне. Уши, конечно, не закладывает, там другое расстояние, открытый объем, соответственно другая громкость, но звучит глухо и невзрачно. Для улицы — однозначно нужна другая настройка.
Все было здорово, не отпускало одно – я помню, как звучали динамики с MTX на СЧ, ВЧ и Oris на МИДы, в режиме 3х-полоски. Это совершенно другой звук. Ну в общем, как писал ранее, перекинул мидбас на канал сабвуфера, конечная фаза – в районе 270°, до 315 Гц мидбас и от 315 Гц СЧ. Да, звучит чище, детальнее, но громкость совершенно другая. С такой настройкой классно звучит инструменталка, вокал, мелодичная спокойная музыка, рок звучит хуже. Если сравнивать с тем, что было, на одинаковой громкости – 2х-полоска звучала немногим хуже, и то, только потому, что звук был вокруг. Зато запас по громкости был несопоставимый с 3х-полоской.
Фаза сабвуфера.
Начнем с того, что сабвуфер, как правило, находится дальше остальных динамиков от слушателя. По умолчанию бас запаздывает, относительно фронта. Как уже написал ранее, порядок фильтра напрямую влияет на фазу динамика. Поэтому, даже при наличии временных задержек, если замерить расстояние до сабвуфера рулеткой и выставить соответствующую задержку на фронт, в большинстве случаев, в нужную фазу мы не попадем. В интернете можно найти несколько способов, настроить фазу сабвуфера.
Один из них заключается в том, чтобы на обратной фазе сабвуфера, на синусе с частотой, равной верхнему срезу сабвуфера, найти такое положение регулятора фазы, при котором громкость звука на месте слушателя будет минимальной. Восстановив полюсное подключение сабвуфера, получаем искомый результат.
Другой способ: во время прослушивания музыки со своего места, попросить кого-нибудь ступенчато поворачивать регулятор фазы или переставить переключатель фазы, чтобы Вы могли определить положение, при котором звучание баса становится более ровным и слаженным.
Сколько ни крутили мы регулятор и временные задержки на музыке — ничего толком настроить не удалось. Сабвуфер либо запаздывает, либо опережает, плюс ко всему, на разных треках саб звучит по-разному. Меняя фазу с нормальной на обратную — разницы практически нет, а она должна быть. Я предлагаю следующий вариант, настроим фазу при помощи смартфона. Для этого нам понадобится два приложения: генератор синуса и шумомер.
– Распускаем фильтр LPF на сабвуфере сверху и HPF на мидбасе снизу, причем распускаем частоту, порядок фильтра не трогаем, т.к. именно он влияет на смещение фазы.
– Располагаем смартфон на оси слушателя по центру салона. Если товарища рядом не оказалось, можете смартфон расположить на подлокотник или как-то закрепить на оси слушателя, главное чтобы Вам его было видно.
– Задаем частоту синуса, равную частоте раздела фильтров сабвуфера и мидбаса. В моем случае сабвуфер после частоты 50Гц резко идет на спад, мидбас ниже 50 Гц практически не слышно. На частоте 55 Гц одинаково слышно мидбас и сабвуфер. В режиме 3х-полоски срезы двигать было неудобно, поэтому, регулируя gain сабвуфера, выставили примерно одинаковый уровень с мидбасами. На фазу влияет порядок фильтра, gain можем подстраивать. Не обязательно делать громко, микрофон у телефона достаточно чувствительный, но обладает низкой перегрузочной способностью. Грубо говоря, 102 дБ он Вам не покажет.
– Регулируя громкость, находим уровень, больше которого значение звукового давления не растет – это и есть предел для микрофона. Отступаем от этой громкости немного вниз и пробуем вращать регулятор фазы.
Нам важны положения регулятора с максимальным и минимальным звуковым давлением. Соответственно максимальное давление – сабвуфер и мидбас синфазны, минимальное – в противофазе. Точное значение можете выставить на слух, но примерно определить нужное положение регулятора таким способом можно достаточно быстро. На практике, чтобы добраться до регулятора, мне саб приходится немного приподнять. Опытным путем вывел, что в моем случае, от максимального значения, довернув на пару градусов регулятор по часовой, получаю нужную настройку. Все потому что саб, при установке на место, немного смещается назад.
Перед съемкой управление перекинул с левого на правый моноблок, потому что на нем отсутствует декоративная рамка и можно наглядно показать, что меняю. Не обратил внимание на то, что тем самым я поменял полярность сабвуфера. К ведущему мноблоку подключаем «+», к ведомому «-«.
По факту на видео прямая и обратная полярность перепутаны.
На видео значения немного плавают и уровни на прямой и обратной фазе существенно различаются, дело в том, что записывали в условиях улицы и не одним дублем, все посторонние звуки микрофон прекрасно улавливает. Но суть настройки наглядно показал. Пробуйте, настраивайте, если результат Вас не устроит — всегда можно все вернуть на 0. В моем случае фаза
150° (2х-полоска) или +60° к фазе мидбаса. Разница давления в приложении, между прямой фазой и противофазой — более 10 дБ и на слух явно заметна. Но это, конечно же, примерные значения, пользуемся ими исключительно для наглядности в процессе настройки.
Аналогично настраивается фаза временными задержками. Располагаем смартфон на оси слушателя, задаем синус и открываем шумомер. Изменяя задержку на мидбас или сабвуфер, смотрим, как меняется значение в приложении. Обращаю Ваше внимание, что выставив нужную задержку на мидбас, на это же значение нужно задержать весь фронт относительно сабвуфера и не все ГУ позволяют это сделать. В моем случае (2х-полоска) задержка на фронт получилась 4,9 – 5,3 мс (166-180 см), но выставить это значение на все фронтальные каналы Alpine не позволяет. Попробовал выставить задержку на сабвуфер, максимальное давление получилось при обратной фазе сабвуфера, с задержкой 4,9 – 5 мс (166-170 см), благо на оба канала сабвуфера такое значение Alpine позволяет выставить. Логично предположить, что выставив задержку для самого дальнего динамика, он должен запаздывать еще больше, относительно других динамиков. Но на слух сабвуфер стал звучать гораздо лучше, даже лучше, чем с фазой выставленной регулятором. Не знаю с чем это связано. Находил статью про то, что регулятор фазы влияет на форму выходного сигнала, но проверить это не могу, да и не хочу.
Вот так немного полезного выудил опытным путем. Возможно, я что-то делаю неправильно, но звучат эти настройки заметно лучше, чем с нулевыми фазами и задержками. Знающие люди по-любому есть на Drive2, рад буду обсудить все нюансы настройки, особенно, если Вы уверены, что знаете, как сделать лучше.
Недочеты, доработки, планы
Ловит наводки один межблочный кабель.
Как нашел? Полез разбираться, почему же канал сабвуфера тише других и раз уже достал магнитолу, решил сам посмотреть, откуда наводки. Были предположения, что рамка замыкает на массу и дает наводки, или масса антенны дает наводки. Достал магнитолу, держу в руках, отсоединил антенну, включаю – есть наводка. Отсоединил все межблоки, включаю – тишина. Подключил канал ВЧ – тишина. Подключаю СЧ – есть наводка. Причем в любой канал магнитолы подключаю этот межблок, наводка остается. С остальными межблоками тишина. Возможно, пропайкой экрана или заменой межблока все обойдется. До весны ничего вскрывать и менять не буду, но есть надежда, что проблема не в ГУ и это радует.
Звенят грили DST NM-25.1
Когда первый раз установили MTX RFL4120, дотошный мастер попался, на все мои возражения и просьбы не лезть в эквалайзер – настроил все по-своему. 3х-полоска звучала очень громко, я переживал за здравие динамиков, но заверили, что жить они в таком режиме будут. Так вот, эквалайзером придушили частоты в районе 300 и 800 Гц. На удивление, звук стал лучше, без этих коррекций голос был как в трубе. Я в предыдущих БЖ предполагал, что это отражения от металла двери, оказалось это грили. Сняв их, звук становится заметно лучше, уходит монотонный гул, который присутствует на большой громкости. На небольшой – практически никакой разницы, а вот когда слушаешь громко, грили гудят. Плюс ко всему они вставляются в пластиковое кольцо в распор, и на приличной громкости мидбас их выбивает из места посадки. Подбешивает этот момент, когда после покатушек открываешь дверь и выпадают грили. К лету буду думать, чем их заменить.
Про мидбас
Т.к. одна пара перемотана на медь, сопротивлением 5 Ом, против 3,5 Ом у стока, подключили их последовательно. В итоге ток через оба динамика протекает одинаковый, работают они примерно одинаково, но динамик с медной катушкой греется больше. После 5-7 треков на максимальной громкости, колпачок на ремонтном динамике теплый, на стоке – чуть теплее диффузора. Такие дела, возможно, если подключить их параллельно — сток пыхнет через пару треков. Проверим весной, либо добьем сток и перемотаем на медь, либо, если хорошо себя покажут – докуплю еще пару.
Сохранение настроек
Ну и самый большой косяк – это отсутствие возможности сохранять настройки. Чтобы перестроиться из 2х-полоски в 3х-полоску – трижды вспотеешь, оглохнешь и не факт, что все получится идеально. Все-таки на следующий год однозначно прикуплю внешний процессор. Достаточно один раз дотошно настроить три конфигурации и, в дальнейшем, загружать по настроению любую из них. Очень удобно, очень хочу. Думал еще про 99й пионер, 4 пары линеек, все поканально рулится, но возможно ли в нем сохранение нескольких настроек, доподлинно не известно. Возможно, звучит он лучше, я не слушал, пока не услышу сам, ничего утверждать не буду. Еще рассматривал вариант ГУ с оптическим выходом и внешний процессор. Плюсы – это качество сигнала, которое в моем случае нивелируется эстрадной акустикой и неправильным расположением динамиков. Минусы – стоимость и регулировка громкости. Что же будет в итоге – узнаем весной.
Примечательно, что 2х-полоска заметно лучше звучала на месте водителя, 3х-полоска – на месте пассажира. Не знаю, почему так, но есть такой момент. Потенциал у системы есть. Если буду поднимать громкость, то слабое звено – усилитель на СЧ, ВЧ каналы. По факту он работает на предельной мощности, дальше искажения. Как вариант, его мостами на СЧ и докупить усилитель на ВЧ, но в таком случае большой вопрос, выдержат ли возросшую мощность LS-65? Можно STEG K2.03 на СЧ, MTX на ВЧ. Есть варианты раскачать систему громче, но честно – не хочется. Как она играла в режиме 2х-полоски – мне хватало, с небольшим запасом, играет чисто, приятно, но если надо – пробивает до костей.
Сезон 2019 на этом закончен. Я очень доволен, мечту все-таки исполнил. Бюджет вылез конский и если б изначально собрал конечную конфигурацию — сэкономил бы порядка 100 000р. Но зато окунулся в автозвук с головой, послушал разное железо, попробовал разные настройки, поделился полезным материалом и собственным опытом с другими, а это тоже чего-то стоит.
Надеюсь, материал был для Вас полезен и время на прочтение сего повествования потрачено не зря. Дальше будет интереснее…