Фбу цсм что такое
ЦСМ ЦФО
Председатель Совета директоров ФБУ ЦСМ ЦФО
Бас Виталий Николаевич
Белгородский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Белгородской области»
Брянский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области»
Телефон: 8 (4832) 40-00-11; факс: 8 (4832) 40-00-12
E-mail: mail@csm32.ru
Официальный сайт: http://csm32.ru/
Владимирский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний во Владимирской области»
Воронежский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Воронежской области»
Ивановский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ивановской области»
Калужский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Калужской области»
Телефон: 8 (4842) 57-47-81; факс: 8 (4842) 57-42-69
E-mail: info@csmkaluga.ru
Официальный сайт: http://csmkaluga.ru/
Костромской ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Костромской области»
Курский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области»
Липецкий ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Липецкой области»
Телефон: 8 (4742) 43-12-82; факс: 8 (4742) 43-27-47
E-mail: lcsm@lcsm.ru
Официальный сайт: http://www.lcsm.ru/
Орловский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Орловской области»
Телефон: 8 (4862) 43-47-30; факс: 8 (4862) 76-00-62
E-mail: fbu@csm57.ru
Официальный сайт: http://www.fgu-ocsm.ru/
Ростест-Москва
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области»
Телефон/факс: (495) 544-00-00; факс: (499) 124-99-96
E-mail: info@rostest.ru
Официальный сайт: http://www.rostest.ru/
Рязанский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Рязанской области»
Телефон/факс: 8 (4912) 55-00-01; факс: 8 (4912) 44-55-84
E-mail: asu@rcsm-ryazan.ru
Официальный сайт: http://www.rcsm-ryazan.ru/
Смоленский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Смоленской области»
Телефон: 8 (4812) 66-65-01, 24-43-99; факс: 8 (4812) 66-65-01, 35-85-34
E-mail: csm@smolcsm.ru
Официальный сайт: http://www.smolcsm.ru/
Тамбовский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области»
Телефон: 8 (4752) 44-44-36; факс: 8 (4752) 44-06-45
E-mail: tcsm@tmb.ru
Официальный сайт: http://www.tcsm.tmb.ru
Тверской ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тверской области»
Тульский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области»
Телефон: 8 (4872) 24-70-00; факс: 8 (4872) 24-70-35
E-mail: csm@uncnet.ru
Официальный сайт: http://www.tulacsm.ru
Ярославский ЦСМ
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ярославской области»
Фбу цсм что такое
МОСКОВСКАЯ ПОВЕРОЧНАЯ ПАЛАТКА
ОТ РОЖДЕНИЯ – ДО НАШИХ ДНЕЙ
Обращение Генерального директора ФБУ «Ростест-Москва» В.Н. Баса к коллективу
1 ноября 2020 года (в День Ростест-Москва) мы отметили 120-летие создания Д.И. Менделеевым Московской поверочной палатки торговых мер и весов (№3). Это было третье в Российской империи поверочное учреждение нового типа. В том же году ранее поверочные палатки появились в Петербурге (№1) и Варшаве (№2). Создание Московской поверочной палатки торговых мер и весов стало отправной вехой в истории Ростест-Москва.
Вторым днем рождением нашего учреждения считается создание в 1973 году Московского центра стандартизации и метрологии (МЦСМ). Создание в Москве самостоятельного учреждения практической метрологии по сути означало возрождение Московской поверочной палатки торговых мер и весов на фундаменте новых метрологических возможностей.
Созданию МЦСМ предшествовал выход постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли стандартов и улучшении качества выпускаемой продукции».
Одной из мер, принятых во исполнение постановления самого высокого государственного уровня того времени, и стало создание в Москве центра стандартизации и метрологии: «…в целях осуществления задач по совершенствованию производства, повышению технического уровня и качества продукции московской марки». Под грандиозные задачи было выстроено здание. Когда-то очень современное, в последние годы оно все менее соответствовало требованиям, предъявляемым к организации рабочих мест и условиям размещения эталонного оборудования, все более сдерживало инновационное развитие Центра.
В 2010 году начинается реконструкция и модернизация технической базы в соответствии с Планом техперевооружения, впервые разработанным на основе экспертного прогноза развития измерений. В соответствии с новыми целевыми установками проведена реструктуризация производственной базы. С завершением основного этапа модернизации Центра эргономика всех рабочих мест доведена до уровня самых современных требований. Наиболее чувствительные к внешним воздействиям эталоны и испытательные стенды теперь размещены «вдали от шума городского» в специально подготовленных помещениях двух подземных уровней. Созданы возможности, позволяющие нам осваивать высокопроизводительное неформатное оборудование площадью в сотни квадратных метров.
«Узкое» место компаний нашего профиля – очереди, сутолока, путаница «на входе»… Через наш Отдел организации метрологического обслуживания ежегодно проходит свыше 2,5 миллионов СИ. В результате реконструкции обустроена комфортная клиентская зона, организованы 32 окна для оформления услуг по метрологии, обеспечено четкое взаимодействие входного подразделения с Отделом маркетинга, Информационной службой и лабораториями, отлажена система приема, документирования, хранения и сопровождения СИ.
Ежедневно, из года в год, мы делаем все, чтобы наши клиенты в полной мере были удовлетворены качеством предоставляемых нами услуг в области метрологии, испытаний и сертификации. Мы ценим наше с Вами партнерство, содержание и смысл которого можно выразить в девизе «Вместе к лучшему качеству»!
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Клеймо Московской поверочной палатки
Третий слева в нижнем ряду
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ЛЕБЕДКИН,
первый Заведующий Московской поверочной палаткой торговых мер и весов
Здесь, на Малой Бронной улице, в здании Московской пробирной палаты была первоначально размещена Московская поверочная палатка торговых мер и весов
Документы из собрания Музея истории ФБУ «Ростест-Москва»
Письмо Директора Департамента торговли и мануфактур
Министерства финансов В.И. Ковалевского
на имя Д.И. Менделеева
с уведомлением об открытии первых поверочных палаток
Материально-техническая база Московской поверочной палатки
на момент создания
Смета расходов Московской поверочной палатки
на момент создания
Региональное распределение
действия поверочных палаток
| | | |
МОСКОВСКАЯ ПАЛАТА
Московская поверочная палата (так в 1922 году начинает именоваться Московская поверочная палатка торговых мер и весов) сразу заняла лидирующие позиции в поверочном деле, многое сделала для введения метрической системы, что в немалой степени способствовало превращению Москвы в крупнейший торговый и промышленный центр России.
В 1928 году на долю Московской палаты пришлось без малого 40% от всех поверенных в России мер и весов.
В динамично развивающейся поверочной деятельности отражались масштабы и направления индустриализации: метрологическое обеспечение становилось все более важной составляющей создания новых видов производства и продукции, новых направлений технической деятельности.
Рождение Московского ЦСМ
Андреевский монастырь на Воробьевых горах, в котором в 70-е годы размещался МЦСМ
Вторым рождением Московской поверочной палатки стало создание Московского центра стандартизации и метрологии (МЦСМ).
Созданию МЦСМ предшествовал выход постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР « О повышении роли стандартов и улучшении качества выпускаемой продукции».
Одной из мер, принятых во исполнение этого постановления и «в осуществление задач по превращению г. Москвы в образцовый Коммунистический город, совершенствованию производства, повышению технического уровня и качества выпускаемой продукции» стало создание Московского ЦСМ.
Вопреки распространенному представлению бюрократической волоките, события развивались стремительно: 25 апреля 1973 года заместитель Председателя Госстандарта В.В. Ткаченко проводит совещание «по вопросу создания Московского центра», менее чем через месяц – 26 июня проект приказа направлен директору ВНИИМС В.А. Малыху (Центр создавался на базе поверочных подразделений этого института), а 10 сентября 1973 года Председатель Госстандарта СССР В.В. Бойцов подписывает Приказ. МЦСМ создан!
Приказ Председателя Госстандарта СССР
В.В. Бойцова о создании Московского ЦСМ
Бойцов Василий Васильевич, Председатель Госстандарта с 1963 по 1985 год.
По личной инициативе и при непосредственном участии которого
проходил процесс создания и становления МЦСМ
Когда Ростест был только в проекте
Переходящее Знамя победителя соцсоревнования 1985 г. вручает Председатель Госстандарта СССР Колмогоров Г.Д, руководивший ведомством с 1984 по 1989 г.
Первый заместитель Председателя Госстандарта СССР Б.Н. Соколов поздравляет коллектив Московского ЦСМ С победой в соцсоревновании (слева – 1987 г. справа – 1988 г.)
Московский ЦСМ и Московская олимпиада-80
Благодаря четко организованной и поставленной работе по метрологическому обслуживанию олимпийских объектов не произошло ни одного конфликта, вызванного недоверием к результатам измерений!
В Приказе Госстандарта от 22.08.80г. № 290, выпущнном по завершению Московской Олимпиады, было отмечено «успешное завершение работ по метрологическому обеспечению ХХII Олимпийских игр 1980 года в полном объеме и в сроки, определенные соглашением с Opгкомитетом «Олимпиады-80».
Особо была отмечена роль МЦСМ, поскольку основные игры проводились на базе спортивных сооружений Москвы.
Воздал должное московским метрологам и Национальный олимпийский комитет, наградивший Московский ЦСМ событийной Почетной грамотой.
Под именем СОЮЗТЕСТ
В 1990 году на базе Московского ЦСМ создается Союзный центр испытаний продукции (Союзтест-Москва). Как было сказано в приказе Госстандарта СССР – «для создания условий по обеспечению прав граждан на достоверную информацию о потребительских свойствах и безопасности продукции, а также защиты интересов государства и потребителей в получении продукции надлежащего качества».
В этих целях на Союзтест-Москва возлагаются такие функции, как:
Первым Председателем Госстандарта России стал Сергей Фёдорович Безверхий, ранее Народный депутат РСФСР, директор Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (г. Дмитров), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили» Московской государственной академии автомобильного и тракторного машиностроения, лауреат Премии Совета Министров СССР.
16 апреля 1992 г. приказом Председателя Госстандарта России С.Ф. Безверхого Союзный центр испытаний продукции (Союзтест-Москва) преобразовывается в Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Преобразование обосновывается в приказе «целями создания необходимых организационных и технических условий проведения сертификации и оценки качества продукции, а также повышения уровня научно-методического обеспечения работ в области государственного надзора за стандартами и развития системы территориальных органов Госстандарта России».
Первый Председатель Госстандарта России
Безверхий С. Ф.
на встрече с коллективом Ростест-Москва
Вновь созданной организации придается статус головной в системе Госстандарта России по научно-методическому обеспечению работ в области государственной надзора за соблюдением стандартов и развития системы территориальных органов Госстандарта России.
На Ростест-Москва дополнительно возлагаются:
Специалистами Ростест-Москва созданы сотни методик поверки и калибровки, программ испытаний СИ. При их участии выходят научные труды, учебники, монографии.
Памятная фотография по случаю 100-летия Московской поверочной палатки
Памятник героизму и доблести моряков-черноморцев на пересечении Нахимовского и Севастопольского проспектов. Воздвигнут по инициативе Совета ветеранов Ростест-Москва.
Сквер на пересечении улиц Цюрупы и Новочеремушкинской по инициативе Совета ветеранов Ростест-Москва разбит и назван в честь ветерана ВОВ, гвардии полковника Ерастова Федора Григорьевича, работавшего в Ростест-Москва в 90-е годы.
| |
На фото: научные труды, изданные при участии специалистов Лаборатории оптико-физических и физико-химических измерений
Фбу цсм что такое
Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции
Информация о мерах, принимаемых Ростест-Москва по предупреждению распространения коронавирусной инфекции
Единство измерений – непременное, базовое условие функционирования государства. Самые точные, самые совершенные измерительные приборы беспомощны, а измерения бессмысленны, если в стране не сформирована, как часы, работающая Метрологическая служба.
Без высокоэффективной метрологии невозможна ни одна сфера деятельности, будь то промышленное производство и сельское хозяйство, контроль безопасности и качества продукции, торговля, здравоохранение и фармакология, метеорология и экология, транспорт и строительство, учет ресурсов (воды, газа, нефти, электроэнергии), наука и образование, коммуникации, обеспечение безопасности населения и обороноспособность государства…
Единство измерений в масштабах, которых не знает ни одна другая страна мира – от Калининграда до Владивостока, от Махачкалы до Мурманска – осуществляет Росстандарт, 90-летие которого мы отмечаем в 2015 году.
ПОВЕРОЧНЫЕ ПАЛАТКИ. НАЧАЛО ПУТИ
Говоря о сегодняшнем дне Системы ЦСМ, нельзя не вспомнить, как все начиналось.
Основания для радикального реформирования организации в стране поверочного дела были. Газеты писали: «Употребление неверных измерительных приборов – у нас общераспространенное явление. Употребление неточных, а часто и вовсе неверных весов не ограничивается окраинами и глухими местностями: явление это довольно обыкновенно в практике частных промышленных и торговых заведений… Если поэтому у нас в обращении почти нет верных мер и весов, то это происходит далеко не только от злого умысла торговцев, но в большей степени от неудовлетворительной организации поверочного дела».
О том, сколь высокое значение придавалось государством поверочной деятельности, свидетельствует строгость квалификационных требований, которые предъявлялись Главною палатой мер и весов к набираемому персоналу.
Чтобы стать поверителем, соискателям должности предстояло успешно пройти испытания (как тогда называли экзамены), которые должны были подтвердить, что ими в полной мере освоены правила, инструкции, приемы и способы поверочной деятельности, установленные квалификационной программой, утвержденной собственноручно Министром финансов С.Ю. Витте. Только успешно подтвердившие свою компетенцию удостаивались статуса поверителя, что подтверждало подписанное Управляющим Главною палатой мер и весов Свидетельство: «Сим удостоверяется, что (имярек), практически ознакомившийся с основными метрологическими приемами, при испытании обнаружил знания, предоставляющие ему право быть поверителем в местных поверочных палатках».
Поверителям по статусу была предоставлена возможность беспрепятственного доступа во все ревизуемые фабрики и учреждения, а чинам полиции вменялось в обязанность оказывать им необходимое содействие. Виновные в нарушении Высочайше утвержденного Положения о мерах и весах подвергались уголовному наказанию.
Начатая реформа достаточно быстро дала заметный результат: число мер и весов, поступавших на поверку, стало увеличиваться, а количество забракованных мер, напротив, постепенно уменьшаться.
Так, например, в 1914 г. из 60 тысяч мер и измерительных приборов, поступивших на поверку в Петроградскую палатку, забракованными оказались 57,5 тысяч, а заклеймено было только 2,5 тысячи. При повторной поверке из 28 тысяч уже было забраковано всего лишь немногим более тысячи, а 26,9 тысяч были признаны соответствующими новым нормативам и прошли клеймение. В Министерстве финансов были более чем удовлетворены получаемыми результатами.
За реформу «проголосовало» и население: обыватели при покупке мер и весов быстро сориентировались и стали отдавать предпочтение тем, правильность которых была подтверждена клеймом поверочной палатки, а покупая товары, требовали показать, что те отпускаются с применением правильных, клейменных мер и весов.
Поверочное клеймо на весах и мерах, как хорошая реклама, стало двигателем торговли!
Мы чтим вклад Д.И. Менделеева в российскую метрологию, помним предшественников. Во всех ЦСМ, вышедших из поверочных палаток, сформированы исторические экспозиции, в которых представлены документы той эпохи, а также измерительные приборы, служившие когда-то образцовыми мерами, эталонами.
СИСТЕМА ЦСМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Системная деятельность по стандартизации в нашей стране была начата в 1925 году, когда Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Закономерно, что начало государственной стандартизации было положено в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г. Вывести экономику страны, истощенной, обескровленной революциями, гражданской войной, интервенциями, из состояния хаоса и наладить массовое товарное производство, можно было только опираясь на системообразующий фундамент общегосударственной стандартизации с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др.
Одновременно некоторые поверочные палатки в факультативном порядке выполняли юстировку универсальных микроскопов, оптиметров, машин для испытания материалов, а также поверку и исправление схем включения электрических счетчиков, измерительных трансформаторов и других приборов на распределительных щитах отдельных фидеров.
Предприятия и организации, по просьбе которых велись эти работы, получали аттестаты, где указывались поправки на результаты измерений, которые необходимо было вносить при использовании конкретных приборов. Это стало подготовительным этапом к введению обязательных поверок измерительных приборов новых видов.
Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате худо-бедно работающая система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией, была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизовавшего промышленность.
Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало промышленности экономию многих сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было сокращено число контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов. Расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%. Производственный цикл с 90 дней сокращен до 30!
Система государственной стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и перехода к экономике, основанной на рыночных принципах развития, начала складываться в 60-е годы под руководством доктора технических наук, профессора Василия Васильевича Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР и руководившего ведомством вплоть до 1985 года.
На Бойцовский период истории Росстандарта пришелся пик развития Системы ЦСМ, в которые постепенно начали преобразовываться их предшественники – лаборатории госнадзора. Это была не просто смена «вывески». Центры стандартизации и метрологии, как когда-то поверочные палатки, были учреждениями «нового типа»: на них была возложена задача оказывать предприятиям практическую помощь в их деятельности по улучшению качества выпускаемой ими продукции.
И надо сказать, они с этой задачей довольно успешно справлялись. Достаточно быстро центры сумели стать в своих регионах заметными, авторитетными и влиятельными организациями. Не столько благодаря официальному надзорно-контрольному статусу, сколько признанию предприятиями той реальной поддержки, которую они начали им оказывать в работе по качеству средствами метрологии и стандартизации.
Именно ЦСМ стали основными проводниками технической политики Госстандарта, направленной на повышение качества продукции методами стандартизации, и таких ее инструментов, как:
Это был период, когда все явственнее становилось то, что возможности дальнейшего преимущественно экстенсивного пути развития советской экономики исчерпываются. Интенсификация виделась, прежде всего, как тогда говорили, в коренном повышении качества, которое было ахиллесовой пятой ориентированной на количество, на «вал» нерыночной плановой экономики.
При этом отсутствие в нашей стране рынка с его «гримасами» идеологически преподносилось как «историческое завоевание социализма, избавляющее нас от лихорадящих мир капитализма кризисов перепроизводства». Мол, централизованное планирование и распределение позволяет точно рассчитывать и удовлетворять потребности в тракторах, детских сосках, чулках-носках и т.д., и нам потому не приходится разбазаривать ресурсы на производство излишних товаров. Народу втолковывали, что слишком дорогой и неоправданной роскошью для «общенародной» экономики было бы добиваться качества товаров, как при капитализме, конкуренцией, заведомой избыточностью товарного производства: продукции должно производиться ровно столько, сколько ее нужно стране. И того качества, которое нужно!
На самом же деле страна пребывала в режиме постоянного кризиса перепроизводства, причем, не конкурентоспособной, а именно некачественной, никому не нужной продукции. В условиях острейшего и хронического дефицита всего и вся, главным показателем эффективности экономической деятельности предприятия был «Его величество Вал», объем выпускаемой продукции, и страна, с энтузиазмом выполняя и перевыполняя план, работала не на потребителя, а на. «склад»!
«План любой ценой» выполнялся ценой. качества! Рекордные выпуски бракованной, некондиционной, недоброкачественной продукции не решали проблему ее дефицита, а лишь усугубляли острейшую нехватку самых необходимых товаров.
РАВНЕНИЕ НА ГОСТ
Но как в условиях тотального дефицита, когда потребителю что ни дай – тот счастлив, оценить качество? Центры стандартизации и метрологии привлекаются к проведению государственной аттестации продукции по категориям качества. По сути, на их плечи ложится основная работа с предприятиями. Квалифицированные специалисты оказывают им информационную помощь, консультируют, помогают правильно составить необходимую документацию, участвуют в определении технического уровня номинируемой на Знак качества продукции и подтверждении стабильности ее производства.
Продукция высшей категории качества (уровня лучших отечественных и зарубежных аналогов) отмечается почетным Знаком качества и получает право на реализацию по более высокой цене. Так же начинает стимулироваться производство новых видов продукции: новинки маркировались так называемым «индексом Н». Предприятиям, отраслям и регионам даже спускался план по удельному весу продукции, подлежащей аттестации по высшей категории качества. Срыв плана грозил неудачникам большими выволочками в верхах и лишением годовых премий.
О том, что этот механизм работал, говорит тот факт, что и в наше время, спустя многие десятилетия, в другую социально-экономическую эпоху, люди вспоминают «почетный пятиугольник» не только с сарказмом, говорят о полезности и сегодня иметь вызывающие доверие потребителя ориентиры и маркеры качества.
«Кнут и пряник» со временем дополнились разработкой программ качества и комплексных систем управления качеством. Такие программы и системы создавались на предприятиях, в регионах, отраслях.
Саратовская система, Львовская, Днепропетровская, Московская, Ярославская. Горьковская… И координаторами и методистами этой деятельности в регионах были ЦСМ.
Удивительно, но методы системной комплексной стандартизации, рожденные на советских оборонных предприятиях и призванные компенсировать отсутствие рыночных механизмов качества, оказались прекрасным к ним дополнением и стали прототипом распространенных сегодня во всем мире систем менеджмента качества.
Если шла борьба за качество, то должен был быть и штаб. В регионах «Штабами точности и качества» стали называть ЦСМ, которые осуществляли госнадзор за соблюдением стандартов, оказывали практическое содействие предприятиям в подготовке к аттестации продукции, в разработке систем управления качеством, осуществляли методическое руководство созданием заводских, отраслевых и территориальных комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП).
ЦСМ формируют предложения по предприятиям, на которых целесообразно введение государственной приемки продукции, отрабатывают схемы этой работы, подбирают, готовят и консультируют кадры, которым будет доверено от имени государства (Государственная приемка!) осуществлять надзор за качеством работ и приемку готовой продукции.
Но даже такая отчаянная акция жесткой эпохи укрепления дисциплины генсека Андропова, как учреждение госприемки, не дала сколько-нибудь существенного результата.
Хотя делалось многое: утверждалась трудовая и исполнительская дисциплина, ужесточался технический контроль, производства оснащались необходимыми контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, отрабатывались принципы управления производством, разрабатывались и внедрялись регламенты на выполнение технологических операций, устанавливался контроль за качеством управления процессами производства, четкостью его ритма работы…
Вектор был задан верно, но от наведения порядка нельзя ожидать сиюминутного эффекта. Это необходимое, но недостаточное условие качественной работы.
Госприемка по существу стала последним и по всем статьям проигранным боем в борьбе за качество. Именно госприемка со всей очевидностью продемонстрировала обреченность попыток найти сколько-нибудь эффективные заменители рыночным мотиваторам качества, стала поводом всерьез и настойчиво говорить о необходимости перехода к рыночной экономике. Справедливости ради скажем, что мероприятия, не формально, не для галочки проведенные предприятиями в сотрудничестве с госприемкой, многим из них помогли с меньшими потерями пережить вхождение в рынок.
С переходом к рынку стандарты перестали быть обязательными, государственный контроль качества канул в лету. Предполагалось, что рынок, товарное изобилие, конкуренция «сами по себе» все быстро расставят по местам, станут эффективной мотивацией к повышению качества продукции. Контроль качества выпускаемой продукции, мол, должны осуществлять не грозные контролеры, а сами ее производители. Которые, якобы, больше чем кто-либо в условиях рынка заинтересованы в качестве своей продукции.
Что получилось, известно. Отделы технического контроля стали сокращаться и даже упраздняться по логике: качество контролируется рублем! Спросом. Стала хиреть заводская метрология, в то время как точные измерения – основа
технического контроля качества… Никак не защищенный рынок захлестнул вал фальсификата и контрафакта.
ЗАЩИТНАЯ ДАМБА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В начале 90-х, когда на настежь распахнутый перестройкой российский рынок со всех концов света хлынул поток недоброкачественной продукции, на базе ЦСМ были созданы первые, тогда еще государственные органы по сертификации. Нет сомнений в том, что эта деятельность ЦСМ помогла навести определенный порядок на рынке и заложить основы региональных систем защиты здоровья и жизни потребителей от недоброкачественной продукции.
В ФБУ «Ростест-Москва» сохранилось благодарственное письмо мэра Москвы Ю.М.Лужкова, который писал: «Сотни москвичей избежали беды благодаря компетентности и принципиальности ваших экспертов!».
Переход к рынку стал тяжелым испытанием для Росстандарта, для ЦСМ. По мере продвижения страны к рыночной экономике государственная система стандартизации стала подвергаться все более острой критике. И это было естественно: какова экономическая модель – таковой должна быть и стандартизация. Система стандартизации, созданная под командно-административную и планово-распорядительную экономику, никак не отвечала реалиям рынка.
Начался поиск новой модели стандартизации, и этот крайне болезненный процесс, как для учреждений Росстандарта, так и для экономики страны в целом, затянулся на долгие годы.
«Капитаны производства», сформировавшиеся в эпоху административно-командных принципов управления, привыкли к тому, что к соблюдению стандартов и метрологических требований их обязывает главным образом «карающий меч» госнадзора. Вполне естественно, что либерализацию государственного метрологического надзора и снижение его объемов многие руководители истолковали как начало некоей вольницы: быстро было подсчитано, что каждое из 3,5 миллионов предприятий инспектор госнадзора посетит лишь один раз в… 13 лет! В результате, те, кто видели мотивацию к метрологии лишь в госнадзоре, не замедлили существенно ограничить деятельность по метрологическому обеспечению производства.
ЦСМ в полной мере ощутили экономический пресс затянувшегося и не всегда логичного формирования новой системы технического регулирования к началу «нулевых», когда сводить концы с концами становилось все тяжелее. Высокой квалификации специалистам даже психологически было крайне тяжело работать с ощущением невостребованности, ненужности их знаний, опыта, информации.
С другой стороны, было очевидно, что нет в мире ни одной успешной рыночной экономики без четкой и авторитетной стандартизации, без метрологии. Без системной работы по качеству! Но понадобились еще долгие годы и неимоверные усилия, прежде чем Росстандарт и вместе с ним ЦСМ начали обретать свое место в системе координат рыночной экономики.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
Этап реальной адаптации ЦСМ к рыночной экономике начался, когда ответственность за дальнейшую судьбу этих организаций взяли на себя руководители нового поколения, профессионально сформировавшиеся в рыночную эпоху и способные по новому, с позиций менеджмента взглянуть на стоящие проблемы.
Такой подход требовал ломки привычного сознания, отношения к работе. Если раньше перед метрологическими организациями стояла проблема «в максимально возможной степени удовлетворить потребности народного хозяйства в метрологическом обеспечении», то теперь главная проблема сводилась к другому — формировать такие потребности.
Понимая, что рыночное продвижение услуг по метрологии связано с тем, как скоро предприятия осознают инновационность метрологического обеспечения производства и окупаемость требуемых затрат, метрологи пошли «в народ». ЦСМ провели в регионах масштабные информационные кампании.
На семинарах, в личных контактах, на переговорах, при каждом удобном случае метрологи разъясняли, что предприятия без метрологии будут просто-напросто не в состоянии перейти на принципиально новые документы в статусе закона РФ – технические регламенты, формулирующие нормы безопасности к параметрам продукции и базирующиеся на измерениях. Как следствие, их производственная деятельность будет квалифицироваться, как не соответствующая требованиям российского законодательства.
Одновременно была начата структурная реформа, с учетом особенностей региональных экономик переориентировавшая ЦСМ на направления деятельности, наиболее востребованные в условиях перехода экономики на инновационный путь развития: «Метрология оценки качества пищевой продукции», «Метрология ресурсосбережения», «Метрология и энергоэффективность», «Метрология промышленной безопасности», «Метрология и здоровье человека», «Метрология цифрового телевидения» и др.
В целях организационно-технического обеспечения вышеназванных направлений деятельности центрам предстояла большая и чрезвычайно затратная работа по модернизации эталонной и испытательной базы, освоению и внедрению большой номенклатуры современного эталонного оборудования, ротации, омоложению и профессиональной переподготовке кадрового состава.
Впервые в формат профессиональной подготовки сотрудников ЦСМ было введено ознакомление с основами маркетинга, менеджмента, мониторинга рынка, формирования ценовой политики применительно к деятельности в области испытаний и метрологии.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Сегодня Система ЦСМ демонстрирует высокий технический уровень эталонной и испытательной базы. Все центры работают на уровне, отвечающем метрологическим потребностям предприятий обслуживаемого региона.
Для этого метрологам надо заблаговременно сформировать информацию об объектах и видах измерений, о требуемых точностных характеристиках, о необходимом программном обеспечении.
В этих целях центры увязывают планы своего технического развития с теми, для кого они работают, с ведущими предприятиями региона, определяют целевые индикаторы своего развития, ориентируясь на прогнозные потребности основных потребителей метрологических услуг.
В формате этой деятельности ЦСМ совместно с отечественными и зарубежными приборостроительными фирмами и их дистрибьюторами проводят семинары с презентацией перспективных образцов измерительной техники, проведением мастер-классов, обсуждением возможностей их метрологического обслуживания
Понятно, что региональные центры не могут все, как один, быть оснащены самым дорогостоящим оборудованием, что называется, на все случаи жизни. В этом и нет объективной необходимости. Необходимо, чтобы потребности экономики в точности оптимальным образом удовлетворяла Система ЦСМ в целом.
Доказала свою эффективность межрегиональная координация деятельности ЦСМ в масштабе федеральных округов. Взаимодействие центров по горизонтали позволяет в округах (а они у нас по размерам с десяток иных зарубежных стран!) сформировать метрологическую инфраструктуру, при которой выполнение задачи оперативного и качественного метрологического обеспечения предприятий достигается при минимальных совокупных затратах. Это становится возможным благодаря продуманной и согласованной специализации региональных ЦСМ с учетом возможностей имеющейся у них эталонной базы, интересов их основных партнеров и логистики
Решение задач, поставленных Росстандартом перед государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний на ближайший период и перспективу, обуславливают необходимость последовательно продолжать выход на новые уровни метрологических возможностей.
Одновременно важно глубже осваивать применительно к метрологии и испытаниям технологии маркетинга, логистики и иных направлений, обеспечивающих повышение производительности труда и коэффициента использования оборудования, снижение затрат на единицу продукции. Все это должно помочь в максимальной степени противостоять давлениям на тарифы и поддержать ценовую конкурентоспособность оказываемых услуг.
В настоящее время рынок, в том числе, рынок средств измерений, переживает сложный период, обусловленный кризисной ситуацией, осложняемый внешнеполитическими факторами. Но даже в условиях снижения импорта СИ и, и как следствие, снижения спроса на метрологические услуги, центрам удается удержать, а некоторым даже нарастить объемы выполненных работ.
В последние годы предприятиями Системы ЦСМ значительно расширены метрологические возможности за счет внедрения нового эталонного оборудования, и, соответственно, увеличена номенклатура обслуживаемых СИ. Растет перечень предлагаемых услуг. В прошлом году целый ряд центров сумел получить лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений, освоить техническое обслуживание и ремонт изделий медицинской техники, в том числе, такой сложной, как компьютерные томографы, и др.
Привлечь новые объемы работ помогает развитие парка передвижных поверочных лабораторий и специализированных автотранспортных средств, позволяющих проводить метрологическое обслуживание средств измерений по месту их эксплуатации.
Все это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам модернизации эталонной базы и выверенной тарифной политике. И правильно выстроенным отношением с партнерами. В частности, оказывая консалтинговые услуги, помогая производителям средств измерений и их потребителям найти друг друга, мы стремимся содействовать импортозамещению в приборостроении – в сфере, имеющей определяющее значение для инновационного развития страны.
Выполняя рекомендации Росстандарта по принятию мер к обеспечению открытости и информирования о своей деятельности общества, ЦСМ для популяризации значения стандартизации, испытаний и метрологии используют все возможные коммуникации с обществом и СМИ, активно работает над расширением своего присутствия в социальных сетях сети Интернет.
Участвуя в статусе экспертной организации в представительных конкурсных программах, специалисты центров популяризируют значение стандартизации, метрологии и испытаний для обеспечения, контроля и подтверждения безопасности и качества продукции и услуг.