Фем фаталь что это
Блогеры были в восторге от голубой сыворотки от акне. Пока не узнали, что в её составе запрещённый ингредиент
Пользователи инстаграма скупали волшебную сыворотку, которую рекламировали блогеры — и очень зря. Ведь, судя по химической экспертизе, она скорее вызовет кучу проблем с кожей, чем решит их. У производителя уже готов ответ на такие обвинения, но кое-что в нём людей насторожило.
Инстаблогеры уже около года рекламировали сыворотку Fem Fatal от Lefami как чудо-средство, которое быстро помогает от акне и прыщей. В социальных сетях постоянно появлялись посты, в которых девушки демонстрировали красивую голубую бутылочку и признавались, что именно она помогла им решить проблемы с кожей.
Но 28 июля 2019 года стало ясно, что вся эта реклама не имеет ничего общего с реальностью. Бьюти-блогер Екатерина Конасова опубликовала на своём YouTube-канале ролик, посвящённый Fem Fatal. Девушка потратила на своё расследование три месяца и привлекла к нему химиков и фармацевтов.
В ходе химической экспертизы специалисты обнаружили в сыворотке антибиотик тетрациклин. И мало того, что он способен вызывать раздражение кожи, по российским законам тетрациклин, как и другие антибиотики, в целом нельзя использовать в косметологии.
Автор расследования подчёркивает, что тетрациклиновую мазь можно купить в аптеке за 50 рублей, а производители сыворотки продают похожий продукт в десятки раз дороже. Причём неизвестно, кто и где разрабатывал состав сыворотки: опрошенные Конасовой источники заявляют, что косметику делает «британская лаборатория Lefami». А ещё, что это делают не специалисты какой-то компании, а «самостоятельные единицы», которые «не живут от зарплаты до зарплаты».
При этом по факту компанию-производителя Fem Fatal основал предприниматель Александр Потапов, который позиционирует всю свою косметику как натуральную.
Целиком расследование бьюти-блогера можно посмотреть здесь.
На сайте компании сыворотка продаётся до сих пор. За 30 миллилитров покупателю придётся заплатить 1490 рублей, а за «полный курс» для избавления от акне — около 5 тысяч рублей.
В информации о средстве указаны такие ингредиенты, как экстракт лакричника, аллантоин, органическая сера, производные пальмового масла и глицина. Тетрациклина среди них нет.
Пользователи соцсетей в ярости от того, как их обманывали. Видео Конасовой за двое суток набрало больше миллиона просмотров. А инстаблогеры уже высказываются о произошедшем.
Я всегда твердила простую истину: «косметический рынок регулируется, что в коробке — то и на коробке, никто не хочет нас убить».Так было до тех пор, пока @katyakonasova не попросила прокомментировать результаты экспертизы знаменитой сыворотки. Так вот, комментирую — это ******.
⠀
Из заявленных компонентов состава совпадает лишь вода, а активный компонент никакой не метилсульфонилметан, а антибиотик тетрациклин, который ЗАПРЕЩЁН к использованию в косметике.
(ТР ТС 09/2011 Приложение 1 Пункт 39). Что это значит? А это значит что нас всех *******. Причём умышленно. В красивую баночку за 1500 рублей нам налили воды, кинули каплю загустителя, растворили тетрациклин и законсервировали дешманским спиртом. Себестоимость содержимого банки
Некоторые люди, принявшие участие в рекламе сыворотки, уже извинились за сотрудничество с Fem Fatal. Например, белорусская блогерша Аня Протасова (reira_reira) высказалась о произошедшем в сториз.
Я узнала об этом утром и до сих пор в шоке. У меня в голове не укладывается, как огромный бренд мог вводить в заблуждение всех и рисковать жизнями людей.
Девушка извинилась перед подписчиками и предложила всем, кто пострадал после использования сыворотки, написать ей, чтобы она приложила их показания к общему заявлению в суд.
Около трёхсот покупателей сыворотки уже подали заявки на коллективный иск к её производителю на сайте PLATFORMA. Юрист сайта Софья Жалялова объяснила, кто и почему имеет право подать в суд.
На наш взгляд, потребители были введены в заблуждение относительно состава сыворотки. И у них как минимум есть право на компенсацию стоимости продукта. А как максимум — на компенсацию морального вреда. Если вы купили эту сыворотку и у вас есть любой документ, подтверждающий покупку, даже в электронном виде, вы можете присоединиться к иску.
Впрочем, производитель сыворотки заявляет, что никаких антибиотиков в её составе нет.
‼️Нам нечего скрывать. Состав Acne Remover соответствует составу, который мы заявляем.
Честно, мы в шоке по поводу «антибиотиков в составе». Искренне не понимаем, зачем блогер решил всех обмануть, зачем на нас наклеветали и почему именно мы (⁉️).
Компания даже опубликовала собственные результаты проверки. Правда, люди им не очень-то доверяют.
Серьёзно? Протокол испытаний годичной давности?
Вряд ли компании теперь удастся как-то отмыться от обвинений. А вот другой бренд тоже попал в неприятную ситуацию из-за косметики, но антибиотики тут ни при чём. Зато в этом замешано настоящее жестокое убийство, и люди явно не хотят закрывать глаза на проступок одного из авторов Vogue Beauty.
Впрочем, людей возмущают и менее очевидные проколы. Например, производитель средства для депиляции умудрился оскорбить женщин всего одним словом в инструкции. А ведь это было проявление заботы.
Пора отменитьПочему понятие «роковой женщины» устарело
И что приходит ему на смену
Роковая женщина — расхожее словосочетание и до сих пор популярный троп. Это сильный и как будто бы вневременный образ — женщина, манипулирующая мужчинами, чтобы добиться собственных целей, что нередко заканчивается для последних фатально. Для одних это символ женской силы: героиня, чётко понимающая, чего она хочет, и не боящаяся идти к своей цели самыми разными средствами. Для других — устаревшее и мизогинное представление о том, какой может и хочет быть женщина, образ, построенный на эксплуатации женской сексуальности и стереотипе о женщинах-интриганках. Разбираемся, что же из этого правда.
Выражение femme fatale, которым принято обозначать ту самую роковую женщину, появилось примерно во второй половине девятнадцатого века. Словарь Merriam-Webster, например, приводит 1879 год, когда выражение впервые использовали в значении «притягательная женщина, которая завлекает мужчин в опасные или компрометирующие ситуации». Другие источники приводят 1895 год в качестве даты, когда словосочетание впервые было упомянуто в литературе.
«Образ соблазнительницы такой же древний, как Ева, — считает профессор Кэтрин О’Рауэ из Бристольского университета, занимающаяся исследованиями феномена роковой женщины. — Но та роковая женщина, как мы понимаем её сегодня, возникла в конце девятнадцатого века, когда это выражение применяли к героиням fin-de-siècle, среди которых Саломея, „Она“ Райдера Хаггарда и вампирши Брэма Стокера. Но что кажется мне по-настоящему интересным — то, что эти героини появились примерно тогда же, когда и беспокойство по поводу эмансипированных женщин, завоёвывающих общественные пространства».
Многие героини, которых принято считать роковыми, появились задолго до девятнадцатого века. Один из самых ярких примеров — Клеопатра, за которой в массовой культуре закрепился образ соблазнительницы, которой удалось привлечь и Цезаря, и Марка Антония. Хотя в реальности роль Клеопатры, конечно, сложнее, чем любовница влиятельных мужчин — не в последнюю очередь благодаря её собственным политическим талантам и амбициям.
Клеопатра далеко не единственный исторический пример — роковые женщины прошлого находятся и среди исторических фигур, и в мифологии. Вспомните, например, древнегреческих сирен, коварно заманивающих мореплавателей к погибели. Среди библейских героинь это, например, Саломея и Юдифь. Первая известна тем, что после танца, получив возможность попросить о любом желании, потребовала казнить Иоанна Крестителя и получила его голову на блюде. Вторая спасла родной город, ночью отрубив голову ассирийскому полководцу Олоферну. В отличие от Саломеи, её воспринимают как героический, но тем не менее сложный образ. Среди других роковых героинь, например, Моргана, героиня легенд о короле Артуре, и Нана, героиня одноимённого романа Эмиля Золя — и это, конечно, далеко не исчерпывающий список. В российских реалиях к роковым героиням относят, например, Лилю Брик — из-за сложных отношений с мужем Иосифом Бриком и Владимиром Маяковским.
Сегодня становление коварной и соблазнительной героини связывают с историческим контекстом и условиями, в которых возник жанр нуара. Доктор Эллен Райт, специалистка по нуару Университета Восточной Англии, считает, что роковые героини отражали опасения, существовавшие в обществе. «Во время Второй мировой войны США требовалось, чтобы женщины занимали больше рабочих мест, в том числе и тех, которые раньше считались традиционно мужскими, — говорит она. — Во многих случаях за это им платили лучше, чем когда-либо ранее. Легко понять, почему многие из них предпочитали в свободное время развлекаться, а не оставаться по вечерам дома, как в довоенные годы. В результате женский досуг и женская сексуальность стали злободневными вопросами в военной Америке: чем занимались женщины, пока их мужья были вдали от дома? Проводили ли они вечера развлекаясь или плохо смотрели за детьми? В обстановке паранойи, которая неизбежно возникает в военное время, неудивительно, что роковая женщина стала популярной фигурой в кинематографе».
Впрочем, с такой трактовкой образа femme fatale согласны не все. Другие эксперты считают, что героини нуара критикуют не женщин, занятых в военные годы в производстве, а, наоборот, тех, кто не работали на благо страны. Речь о героинях, которые не хотели брать на себя новые обязанности, а «прохаживались по домам мужей в белье и прожигали деньги супругов». Этот образ сложно не считать мизогинным, но всё не так просто. Одновременно с этим нуары давали актрисам возможность исполнить серьёзные роли — сыграть героинь со сложной мотивацией, которые самостоятельно действуют и принимают решения, распоряжаются собственной сексуальностью и иными возможностями, пусть и в образе антагонистки.
Интересно, что в девяностых, в период расцвета эротических триллеров, образ роковой героини в кинематографе переосмыслили. Самый яркий из примеров этой эпохи — героиня Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», с той лишь разницей, что несмотря на очевидные отрицательные черты, зрители переживают в первую очередь за неё. Возрождение образа роковой женщины в кино в это время вновь связывают с настроениями в обществе и страхами, связанными с эмансипированными женщинами, которые нарушают устоявшиеся нормы и представления о женской роли. Встречаются роковые женщины и в поп-культуре десятых, пусть и реже: от героинь Евы Грин и сериала «Игра престолов» до Алекс из «Оранжевый — хит сезона», которая соблазняет уже не мужчину, а женщину — главную героиню сериала Пайпер.
С современных позиций представление о роковой женщине — сложное явление. Отчасти эту идею можно воспринимать как эмпауэрмент: возможность распоряжаться собственным телом и сексуальностью — важный шаг на пути освобождения женщин и в других сферах жизни. «Как зрительница я воспринимаю её как очень сильного и своенравного персонажа, которая не только двигает вперёд сюжет, свободно чувствует себя в отношении своей сексуальности и всегда прекрасно выглядит, но и в итоге видит систему насквозь и совершенно отказывается принимать своё место в ней, — считает Эллен Райт. — Наказывают ли её за действия или нет (будем честны, это неизбежно происходит), я думаю, что она несёт в себе силу».
Невозможно игнорировать и мысль, что стать femme fatale — способ существовать и добиваться своей цели в жёстких патриархальных условиях, пусть и традиционно «женским» способом.
С другой стороны, роковых женщин невозможно воспринимать вне контекста сексистских и мизогинных коннотаций. Роковая женщина вообще редко существует самостоятельно, сама по себе. Стержень её образа — разрушительное влияние на другого, в первую очередь мужчину. Возможно ли это без привязки к жертве, чью жизнь она, согласно определению, должна разрушить?
Одновременно такая женщина представляет собой «золотой» стандарт женской сексуальности — она опасна и склонна к интригам, но максимально вожделенна мужчинами. То есть она достаточно «распущенна» — чтобы её и возносить, и порицать за это.
Опасная чудо-косметика. Блогеры рекламируют отраву, сертифицированную «на глаз»
В нашумевшей, разрекламированной и культовой косметической сыворотке для лица Acne Remover от компании Femfatal, чудодейственной «голубой водичке», которую вожделели все и вся, обнаружили антибиотик. Видеоразоблачение всего за два дня набрало более миллиона просмотров. И неудивительно, ведь в зоне риска оказались все потребители, которые хотели усовершенствовать кожу лица и избавиться от акне (по-простому — от прыщей), в том числе подростки. Теперь в Сети набирает обороты коллективный иск к горе-компании. Уже сейчас его подписало 300 человек, а сумма иска превысила 3 млн рублей. Компания-производитель всё отрицает, но число пострадавших потребителей неуклонно растёт. Лайф разобрался, как в косметике, которой пользуются даже подростки и беременные женщины, оказался антибиотик и почему невозможно узнать о его наличии, пока не отнесёшь покупку на экспертизу.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
Как косметические стартаперы скупают инстаблогеров
Компания «Фем фаталь рус», или, как её называют в инстамире, Femfatal, появилась совсем недавно — в сентябре 2017 года. Но менее чем за два года собрала почти полмиллиона подписчиков в «Инстаграме». А особенно привлекало покупателей заявление, что компания не использует в косметике антибиотики. Впрочем, это указание смысла не имеет, ведь в косметической продукции антибиотики в принципе запрещены. Покупать чудо-сыворотку наперебой советовали блогеры. Все — от мала до велика. Производители чудодейственного средства от прыщей явно потратили на рекламу многие миллионы, ведь стоимость одного такого рекламного поста, в зависимости от количества подписчиков, могла достигать сотен тысяч рублей. И на каждый возраст — своя аудитория.
Сотрудничество Femfatal с лидерами мнений — блогерами-миллионниками — сделало своё дело, только ленивый подписчик не знал о чудо-сыворотке.
Блогеры, которые сотрудничали с Femfatal. И это далеко не все! Кадр видео katyakonasova
Флагман продаж — сыворотка Acne Remover — просто порвала инстамир. Красивая голубая водичка, пахнущая спиртом, за 1500 деревянных расходилась как горячие пирожки. Каждый мечтал нанести её вечером, а утром проснуться с идеальной кожей. Ведь на сайте уйма восторженных отзывов: «Прекрасная вещь, не знаю, как раньше без неё жила, обязательно буду ещё заказывать!», «Рекомендую, не разочаруетесь!» И самые известные блогеры подтверждают — проверили на собственном опыте. Как не купить?
На деле за красивой картинкой скрывались сотни недовольных покупателей с аллергическими реакциями или отсутствием какого-либо эффекта. А громкое обещание на сайте компании: «7 дней на возврат без выяснения причины. Без бюрократии и экспертиз» — оказалось откровенным враньём.
Разоблачение и скандал
Блогер против блогеров и косметических дельцов Фото © Instagram/ katyakonasova
По иронии судьбы, рассказал людям правду о разрекламированной блогерами компании тоже блогер. Известный ютубер Екатерина Конасова провела расследование и выпустила разоблачительное видео. В доказательствах сомневаться не приходится, официальная экспертиза голубой сыворотки Acne Remover показала наличие в ней запрещённого вещества — антибиотика. Екатерина рассказала Лайфу, с чего началось её расследование о компании Femfatal.
— Про эту голубую сыворотку мне написало огромное количество людей, у них были аллергические реакции. Кому-то она вообще не помогла, и все хотели узнать, что же у неё в составе. Мы купили эту сыворотку, сдали на экспертизу, и она показала полное несоответствие заявленному на упаковке составу, а в сыворотке обнаружен антибиотик — тетрациклин. Но он не должен использоваться в косметических средствах! Мы выяснили, что компания Femfatal не международная, а обычная российская, зарегистрированная в Чебоксарах. Интересно, что и многие другие инстаграм-бренды косметики зарегистрированы в Чебоксарах, например, «Рише», «Коко бьюти» и «Дидали». А ещё так совпало, что некоторые из этих брендов делали исследование своей продукции в одной и той же лаборатории.
Пострадавшие люди со всех концов страны писали Екатерине о своих проблемах после покупки сыворотки. Например, эта девушка купила косметику у компании Femfatal на 12 000 рублей и после одного нанесения сыворотки на лице появилась жуткая аллергия.
Последствия применения «голубой водички» Фото © Instagram/ katyakonasova
Лайф попросил юриста сервиса по судебному финансированию Platforma Софью Жалялову рассказать, как действовать обманутым потребителям в таких случаях.
— Алгоритм для потерпевших такой: жалоба в саму компанию, заявления в Роспотребнадзор, прокуратуру, полицию и, исходя из того, какой результат будет, обращение в суд. Проблема данных исков в том, что их цена, то есть стоимость товара, обычно не слишком велика и производитель этим пользуется. То есть за пару тысяч рублей человек вряд ли пойдёт судиться. Людям говорят: идите в суд обращайтесь, а до суда так никто и не доходит. Ведь не каждый хочет тратить время и деньги на судебные издержки и адвоката. Потребителю проще простить и забыть. А что касается блогеров, скорее всего, они не стали бы рекламировать эту сыворотку, зная, что в ней антибиотик, но, надеюсь, эта история покажет им, что не нужно рекламировать всё подряд без проверки.
То есть вернуть деньги за продукт можно, но, скорее всего, в судебном порядке. Получается, расчёт компании верный и давать обещания можно какие угодно. А клиент… Повозмущается и забудет. Некоторые блогеры вообще готовы рекламировать что угодно, лишь бы платили. Пользуются ли они сами голубой водичкой с антибиотиками? Скорее всего нет, ведь рекламные посты на конвейере. Если использовать всё, что рекламируешь, не останется времени на макияж и поиск новых контрактов.
Но ведь у некоторых людей непереносимость антибиотиков, без назначения врача их вообще нельзя использовать. А на деле выходит, что сыворотку мог купить каждый, будь то аллергик или беременная женщина. А основная целевая аудитория, люди с акне, — это, конечно, подростки, которые не всегда могут правильно проанализировать рекламные посты. Они покупают то, что советует любимый инфлюенсер, а это может быть опасно для здоровья. И тогда уже поиски виновных становятся актуальны и для потребителей, и для контролирующих государственных органов.
Лайф разобрался, кто делал исследование скандальной сыворотки, кто выдавал декларацию на её использование и кто ответит по закону, если вину установят.
Почему разрешённая косметика не обязательно безопасна?
Лаборатория, в которую повально обращаются косметические стартаперы Чебоксар и в том числе Femfatal, по информации СПАРК-Интерфакс, находится в подмосковном Пущине и относится к некоему Центру контроля качества Онкологического научного центра. Именно здесь выдали протоколы исследований сыворотки на соответствие безопасности. А вот сам документ соответствия — декларацию — выдавала уже другая компания. По открытым данным Росаккредитации, разрешение выдал некий орган сертификации продукции ООО «Айрис-тек», хоть и зарегистрированный в Томске, но располагающийся в том же подмосковном Пущине. Всего в 25 минутах ходьбы от лаборатории научного центра.
Так почему специальная лаборатория не нашла в образце продукта антибиотик? Ведь по Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» в косметике запрещается использование антибиотиков (п.2.1 ч.2 ст.5 и п.39 приложения № 1 ТР ТС 009/2011). В приложении № 1, кстати, 1328 веществ, которые не должны содержаться в косметике.
Как подумал бы любой потребитель, если лаборатория признала сыворотку безопасной, значит проверила, что в ней нет запрещённых веществ. Но компания Femfatal выкладывает у себя на странице протокол исследования, в котором ни слова о проверке на антибиотики. Какой вывод может сделать потребитель? Или на проверку предоставили не тот образец, или указали другой состав, или лаборатория по какой-то причине проверила продукт не по всем пунктам.
Лайф направил запрос в Онкологический научный центр. После этого с редакцией связался коммерческий директор организации и пояснил, что лаборатория не обязана проверять, соответствует ли реальный состав предоставленного продукта заявленному на этикетке. Кроме того, проверять весь список запрещённых веществ из приложения № 1, включающий антибиотики, лаборатория тоже не должна.
Как объяснил представитель научного центра, закон и регламент обязывают лабораторию проверять продукт по пяти показателям: микробиологическим, физико-химическим, клиническим, токсикологическим и на содержание токсичных элементов. Как сказано в официальном ответе, «ООО «ФЕМ ФАТАЛЬ РУС» не уведомляло ЛЦ ООО «ЦКК ОНЦ» о присутствии в составе предоставленных образцов продукции антибиотиков и не запрашивало проведение испытаний для установления такого присутствия». То есть, если производитель не попросит сам проверить продукт на наличие в нём запрещённых веществ, никто этого делать не будет.
Официальный ответ научного центра Лайфу
Как бы то ни было, научный центр так и не смог чётко ответить, на основании чего лаборатория не проверяет состав продукта. Ситуация странная: те, кто проверяют продукт, как бы и не обязаны его проверять на все виды опасностей и рисков для потребителя.
Вероятно, этим пробелом в законодательстве активно пользуются косметические стартаперы. Лаборатория запрещённые вещества не проверяет, так что мешает написать любой состав, который производитель посчитает нужным? Только его и проверят. Получается, если ту же сыворотку или, например, крем из инстамагазина не отнести на экспертизу, то никакой уверенности в пользе или безопасности вещества быть не может.
Юрист Софья Жалялова объяснила Лайфу, что правоохранительные органы могут вменить косметической компании как мошенничество, так и предоставление товара ненадлежащего качества, который нанёс ущерб здоровью потребителя. Но сейчас о наказании говорить рано, проверкой должны заняться правоохранительные органы.
Московский бизнес-гуру или чебоксарский стартапер?
Создатель Femfatal Александр Потапов не выдержал натиска возмущённых комментариев в аккаунте компании и лично прокомментировал ситуацию. Он заявил, что экспертиза сыворотки, проведённая в ходе расследования Екатерины Конасовой, ошибочна. Никаких антибиотиков в её составе нет, и теперь компания собирается подавать в суд. Однако Александр так и не ответил потребителям, где находится производство продукции компании и что по официальным документам содержится в сыворотке.
Оказалось, Александр Потапов даже не является официальным владельцем «Фем фаталь рус». По информации СПАРК-Интерфакс, компания принадлежит некой Потаповой Зинаиде, вероятно, старшей родственнице так называемого создателя.
Сам же Александр — личность разносторонняя. Судя по открытой информации, в прошлом бизнес-тренер с обширным послужным списком. В 2014 году он уже был бизнесменом с десятилетним стажем. Например, тут уже успешный Александр Потапов рассказывает о том, как заработал на собственный БМВ. » В 2014–2015 годах было много всего интересного: тимберленды оптом, айфоны в розницу, шумоизоляция машин, строительство домов, интернет-магазины, консалтинг по повышению продаж, обучающие курсы, торговля солнцезащитными системами — жалюзи и рулонные шторы на заказ», — делится молодой бизнесмен у себя в «Фейсбуке». И в этом же посте продаёт франшизу бизнеса. Цены на разный вкус: 600 000, 150 000 и 50 000 рублей.
А вот скриншот сайта компании по продаже жалюзи «Антураж декор», совладельцем которой Александр уже не является. Но в разделе общения с руководством всё ещё его фото. Он обещает принять меры, если клиента что-то не устроит. Ведь » ошибки случаются у всех» важно то, кто ответит за распространение потенциально опасного косметического средства.
Ошибки случаются у всех, даже у бизнес-гуру Фото © АНТУРАЖ ДЕКОР