Феминизм и суфражизм чем отличаются
Суфражистки: кто это и чем они отличаются от феминисток
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество строится на принципах равноправия, пусть даже кое-где это происходит лишь формально.
Но еще в начале прошлого века женщину, посмевшую заикнуться о своих правах на участие в выборе правительства, просто поднимали на смех!
Движение сторонниц суфражизма – причина, по которой положение реально изменилось и правовая пропасть с мужчинами начала стремительно сокращаться.
Кто такие суфражистки и за что они боролись
Суфражизм – достаточно старое понятие, однако популярным стало только в 1906-м, когда один из ведущих журналистов Daily Mail попытался публично высмеять участниц движения за предоставление женщинам такого же избирательного права, какое было у мужчин.
При этом оригинальный французский термин «suffrage» объединяет в себе два практически идентичных значения:
Параллельно существовал термин «suffragist», используемый для обозначения любого человека из числа тех, кто борется за право участвовать в выборах. Благодаря своеобразному юмору политически активных мужчин появилась форма «suffragette», придающая слову оттенок кокетливости и указывающая на очередную «причудливую женскую моду».
В широком (общеупотребительном) смысле разница между ними исчезающе мала. Однако если первый эвфемизм использовался достаточно редко из-за откровенно уничижительной коннотации, то второй быстро стал практически синонимом борьбы за равенство прав.
Разница мала, но она таки существует. Главное отличие в понятиях феминизма и суфражизма заключается в одном нюансе: феминистки ратовали за всю полноту гражданских прав (то есть за полное равноправие с мужчинами), а суфражистки – только за предоставление женщинам права голоса.
Суфражизм в Англии: славные вехи недолгой истории
Движения первых феминисток начали формироваться в конце XIX века на территории США и Великобритании. Но если в США царили более свободные нравы, консервативная Британия регулярно оказывалась в центре скандалов, в основном из-за акций с участием суфражисток и показательных арестов в связи с нападениями на культурные объекты.
В Англии первое суфражистское ответвление из движения сторонниц феминизма сформировалось еще в 1865-м – тогда было зарегистрировано одно из первых в UK женских политических объединений под названием «Комитет женских избирательных прав».
К 1868 году это ответвление переросло в отдельное движение, объединившее несколько мелких организаций в одну крупную – «Национальную Федерацию Суфражистских Обществ». Помимо совершенствования конституционной составляющей своего движения, НФСО сосредоточилась на подаче петиций и лоббировании интересов женщин в парламенте, одновременно занимаясь и просветительской работой.
Тем не менее в период вплоть до начала XX века парламент Великобритании не рассмотрел ни единого законопроекта, облегчающего жизнь женщин. Недовольство усилилось, когда в 1893-м парламенты Новой Зеландии, а затем и Австралии наделили женщин правом голосовать, несмотря на то, что формально оставались частью Соединенного Королевства.
Это и стало причиной первого суфражистского бунта, связанного с деятельностью сформированной в 1903-м организации – Женского Социально-Политического Союза, более известного как WSPU.
Именно в его адрес впервые использовали этот термин, а основательница Союза Эммелин Панкхёрст с гордостью приняла звучное определение. Впоследствии слово активно употребляли, когда речь заходила об активных женщинах, не говоря уж про заголовки газет, издаваемых далеко за пределами Соединенного Королевства.
Поскольку женские союзы не могли добиться правовой поддержки на протяжении десятилетий, к 1906 году их руководители сочли, что настало время более содержательных акций мирного протеста, и тогда города захлестнули:
Однако в Лондоне, как и в большинстве значимых городов Британии, по-прежнему боролись с суфражистками, причем не только высмеивая их «нелепые стремления», но и устраивая гонения на самых активных участниц WSPU.
Ситуация накалилась, когда в 1910-м борьба перешла в острую фазу. Теперь уже суфражистки не гнушались более радикальными методами, как, например:
За весь период с начала века более двух тысяч суфражисток оказались в тюрьме. Многие – просто за вандализм, мелкие нарушения общественного порядка или отказ выплачивать штрафы, что они делали в надежде привлечь больше внимания к проблемам женщин.
Как суфражистки добились своих целей
Ряд принятых в Британии законов в сочетании с существующими практиками (например, насильственного кормления заключенных) все больше склоняли общественное мнение в пользу суфражисток.
Переломный момент наступил в 1914-м с началом военных действий. Отложив на время борьбу за избирательное право, женщины стали поддерживать государство, собирая средства на помощь армии. Это позволило движению примириться с политиками и усилило влияние суфражисток на обывателей.
Неудивительно, что уже к концу Первой Мировой появился «Акт о народном представительстве» (1918 г.), наделивший замужних женщин старше 30, пусть и со значительным имущественным цензом, ограниченным правом голоса.
И только спустя десятилетие, когда в 1928-м закон доработали, возрастной ценз был снижен до 21 года, а дополнительные критерии допуска на избирательные участки и вовсе устранили.
После этого львиная доля суфражистских организаций самораспустилась, а оставшиеся союзы и комитеты реорганизовались и продолжили борьбу в рядах феминисток, добивавшихся для женщин полного равноправия в политической сфере.
Вместо заключения
Феминистские настроения во второй половине XIX века были характерны для общества большинства развитых стран и постепенно распространялись практически по всему миру. И американки казались более прогрессивными по сравнению с женщинами из других уголков Земли.
Но именно жительницы Британии первыми приняли на себя малопочетный титул суфражисток и личным примером продемонстрировали нужность и эффективность борьбы за гражданские права. Их пример повлиял даже на Временное правительство, а впоследствии был взят на вооружение и в СССР. Так что во многом современное общество – наследие суфражистской борьбы.
ЖизньОт суфражисток
до радфем: Ключевые направления феминизма
Рассказываем, какие направления феминистской мысли существуют
феминистская идеология менялась и расширялась на протяжении всего своего существования: в её рамках возникло множество течений, как знаменитых, так и малоизвестных. Первая волна феминизма пришлась на середину XIX — начало XX века: она была направлена на борьбу за избирательные и другие права женщин, за их эмансипацию. В конце 1960-х — 1970-е годы возникла вторая волна феминистского движения — борьба против дискриминации по половому признаку, затронувшая вопросы семьи, репродуктивных прав, сексуальных, политических и экономических отношений. Третья волна феминизма возникла в 1990-е и, по мнению некоторых исследователей, продолжается и сейчас: помимо вопросов равноправия она также поднимает проблемы, связанные с расой, классом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Нередко феминистские течения, как, например, экофеминизм, поднимают вопросы и из других сфер. Рассказываем о различных течениях и движениях феминизма, а также их целях.
Антирасистский
феминизм
Несмотря на то что феминистское движение стремится говорить от лица всех женщин, его нередко обвиняют в игнорировании проблем меньшинств. Движение антирасистского феминизма ставит во главу угла идею о том, что феминизм не должен ограничиваться борьбой за права белых представительниц среднего класса и должен обращать внимание на проблему угнетения женщин разных рас. Антирасистский феминизм включает в себя борьбу с сексизмом, расизмом и классовым угнетением.
Писательница и поэтесса Элис Уокер впервые употребила термин «womanism» — альтернативу термину «феминизм», который подразумевает также защиту женщин разных рас и разного происхождения.
Интерсекциональный
феминизм
Интерсекциональный феминизм возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. Название этой феминистской социологической теории дала профессор Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя сама концепция, безусловно, существовала и раньше. Представители интерсекционального феминизма говорят о том, что не существует единого и универсального женского опыта, а борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом.
Культурный
феминизм
Культурный феминизм — направление внутри радикального феминизма, сторонницы которого говорят, что женщины, благодаря своей природе или особенному женскому историческому опыту обладают особыми женскими (феминными) качествами, которые, в свою очередь, противоположны мужским (маскулинным) качествам. Женскими качествами является связь с другими людьми (как биологическая — через беременность, так и моральная), сопереживание, единение — все эти качества способствуют формированию идеи «сестринства».
Теоретики культурного феминизма по-разному оценивают, как связанность с другими людьми влияет на жизнь женщин: одни считают, что способность к беременности и деторождению стала причиной угнетения женщин, другие считают, что эта способность помогла сформировать особую женскую культуру, такую же богатую, как политика или наука. Но все они сходятся в том, что в мире, свободном от патриархата, все люди смогут свободно проявлять заботу друг о друге.
Либеральный
феминизм
Либеральный феминизм возник раньше других направлений феминизма; исторически он связан с суфражистским движением. Его цель — обеспечить женщинам равные права и возможности с мужчинами: дать им возможность получать образование, иметь оплачиваемую работу и участвовать в политической жизни наравне с мужчинами, добиться того, чтобы их роль в обществе не ограничивалась ролью домохозяйки и жены. Основным средством для достижения этой цели либеральный феминизм считает реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин.
Сейчас основными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами. Идеи либерального феминизма получили наибольшее распространение в современном обществе.
Марксистский
феминизм
В основе идеологии марксистского феминизма лежат работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он рассматривает угнетение женщин как частный случай капиталистического и классового угнетения и считает мужчин господствующим классом, который эксплуатирует женщин. Угнетение женщин идеология марксистского феминизма связывает с институтами частной собственности, а освобождение женщин считает частью классовой борьбы пролетариата.
Самый важный механизм мужского господства — контроль над женской сексуальностью («Сексуальность для феминизма то же самое, что труд для марксизма», — считает феминистка Кэтрин Маккиннон). Большой вклад в развитие идеологии марксистского феминизма внесла Россия — во многом благодаря деятельности Александры Коллонтай. В 1960–1970-е годы теоретики марксистского феминизма подняли важную проблему бесплатного домашнего женского труда.
К марксистскому феминизму близок социалистический феминизм. Он выдвигает идею двойного угнетения женщин — структурами патриархата и капитализма. Саму систему подавления женщин в социалистическом феминизме называют «капиталистическим патриархатом».
Поп-феминизм
Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.
Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.
Постмодернистский
феминизм
Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.
Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.
Постколониальный
феминизм
(феминизм постколониальной волны)
Постколониальный феминизм возник в противовес мейнстримовым западным феминистским идеям, которые в основном защищают права белых женщин среднего класса. Он обращает внимание на проблемы женщин, живущих в странах третьего мира, на опыт женщин, живущих в постколониальных культурах.
Эта теория проводит параллели между патриархальным и колониальным угнетением: опыт женщин в патриархальном обществе во многом схож с опытом жителей колониальных стран. Женщины, жившие в колониальных странах, сталкивались и с угнетением по признаку пола, и с колониальным угнетением. Постколониальный феминизм обращает внимание на уникальный опыт и уникальные проблемы женщин разных рас и разного происхождения.
Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм утверждает, что равноправие не может установиться исключительно благодаря реформам, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Психоаналитический феминизм развивает теорию бессознательного и критикует те её части, которые откровенно дискриминируют женщин — например, представление о женской зависти к пенису и о том, что женщины ощущают свою неполноценность. Задача психоаналитического феминизма — анализ патриархальных структур бессознательного.
Психоаналитический феминизм часто выступал не как самостоятельная ветвь феминистического движения, а в сочетании с другими направлениями, в особенности с движениями второй волны.
Радикальный
феминизм
Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.
Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.
Сепаратистский
феминизм
Сепаратистский феминизм — форма радикального феминизма, получившая наибольшее развитие в 1970-е. Он продвигает идею физического, психологического, эмоционального и духовного отделения от мужчин. Сепаратистские феминистки выступают против гетеросексуальных отношений, а также против рабочих и личных отношений с мужчинами в принципе: они считают, что мужчины не могут принести никакой пользы феминистскому движению и только способствуют утверждению патриархальных отношений.
Начало движению положила организация «Ячейка 16», основанная Роксанной Данбар. Программа организации подразумевала целибат, сепарацию и тренировки по самообороне. Лесбийские отношения никогда не были частью программы «Ячейки 16», но именно она заложила основы лесбийского сепаратизма. Сепаратистские коммуны возникают и в наши дни.
Сексуально позитивный феминизм
Между этими двумя противоположными на первый взгляд точками зрения есть и общее: представительницы обоих течений выступают против сексуального насилия и эксплуатации женской сексуальности, но выбирают для решения этих проблем разные методы.
Суфражизм
Либеральный феминизм зародился из идей движения суфражисток, получившего наибольшее распространение в Великобритании и США. Их целью было достижение юридического и политического равенства женщин с мужчинами; они требовали предоставить женщинам избирательные права, а также выступали против дискриминации женщин в экономической и политической сферах.
Изначально движение суфражисток было мирным (например, они рассылали письма членам парламента и организовывали комитеты), но после того как эти действия не принесли должного результата, им пришлось прибегнуть к более жестоким методам. Они разбивали окна, бросали камни, поджигали почтовые отделения и резали телефонные провода, а также участвовали в столкновениях с полицией и устраивали голодовки. Основное достижение суфражисток — всеобщее избирательное право (в США оно было принято в 1920 году, а в Великобритании — в 1928-м).
Трансфеминизм
Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.
Как в Петербурге появились суфражистки, почему учителя по-разному относятся к мальчикам и девочкам и чем отличаются феминизм в Германии и России? 9 текстов «Бумаги» о равноправии
Праздник 8 Марта изначально появился как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. В честь этого «Бумага» вспоминает девять текстов о феминизме, а также борьбе с сексизмом и гендерным неравенством. В них мы рассказывали, как в Петербурге зарождалось движение суфражисток, как измерить уровень сексизма в школах и почему общество в России не понимает, что такое харассмент.
Как в Петербурге появились суфражистки, почему феминизм XIX века был элитарным и кто боролся за равноправие в СССР
Почему русские феминистки не праздновали 8 Марта, где в городе проходили первые митинги в поддержку равноправия, из-за чего лидеры дореволюционного движения за феминизм уезжали после 1917 года в Европу и почему русский феминизм редко бывал радикальным? Рассказывает автор книг «Русский феминизм как вызов современности» и «Женский Петербург» Ирина Юкина.
Как измерить уровень сексизма в школах и почему педагоги по-разному относятся к мальчикам и девочкам
Почему педагоги ценят девочек за аккуратность и послушность, а мальчиков — за ум и волевые качества, как учебники и развивающие книги формируют гендерные установки детей и каким образом воспитание влияет на выбор профессии? Рассказывает гендерный психолог Мария Сабунаева, которая исследовала эту тему.
Этот текст — часть большого спецпроекта «Бумаги» и JetBrains «Как стать математиком, если ты девочка?».
Чем отличаются феминизм в Германии и России? Политик, исследовательница, психолог и активистка — об уходе за ребенком, отношении к абортам и домашнем насилии
Как в Германии 1970-х развивалось женское движение и существует ли оно в России, почему в обществе обвиняют жертв насилия и откуда берутся гендерные стереотипы в политике? Это фрагменты дискуссии в СПбГУ, посвященной столетию предоставления избирательных прав женщинам России и Германии.
Петербуржцы готовы брать отпуск по уходу за ребенком, но их жены против. Почему?
Как петербургские пары относятся к тому, что в отпуск по уходу за ребенком уходит отец, а не мать, почему эту идею больше поддерживают мужчины и как такое решение сказывается на ребенке и отношениях в семье? Рассказывает Ольга Безрукова — один из авторов исследования о семьях, в которых мужчина остается сидеть с ребенком.
«Женщинам некомфортно, потому что мужчина проявляет себя как угнетатель». Как в Петербурге открыли первую в России кофейню только для девушек и зачем нужны такие заведения
В феврале 2019 года в Петербурге заработала первая в России кофейня-коворкинг для женщин «Симона». Она находится в помещении социального проекта «Ребра Евы», который регулярно проводит феминистские мероприятия, встречи и кинопоказы. Кураторка заведения Света Нартахова рассказывает, зачем нужны кофейни для женщин, почему в этом нет дискриминации и какие правила действуют в «Симоне».
Как петербурженки боролись за высшее образование в XIX веке и чему учили воспитанниц Смольного и курсисток
Почему дворянки в XIX веке стремились получить образование, как аристократки открывали гимназии для девочек, чем зарабатывали на жизнь курсистки и как женщины боролись за медицинские курсы и статус врача? Это еще один рассказ историка феминизма Ирины Юкиной.
Как в Петрограде 1917-го появилась первая морская команда, где матросами были только женщины
Вслед за женским батальоном в 1917 году в Петрограде появилась первая Морская женская команда. По инициативе феминистской организации «Русские женщины, сплотитесь» 120 девушек решили служить во флоте наравне с мужчинами.
Искусствовед Ольга Хорошилова рассказывает, что способствовало появлению женщины на корабле, в чем ходили матроски, сколько человек в итоге прошли обучение и как уникальная морская команда прекратила свое существование.
«Папесса», «авторка» и «директриса»: пройдите тест на знание феминитивов
Позволяют ли правила русского языка назвать директора школы директрисой, какое слово обозначает выпускницу магистратуры и как грамотно писать о женщинах-фотографах? Пройдите наш тест и узнайте, как хорошо вы разбираетесь в феминитивах и правилах согласования.
Читайте и другие списки текстов «Бумаги». Вот, например, десять сюжетов, выпущенных в 2020 году, — про «обезьяний остров» на Елагином, гигантскую скульптуру головы и стрит-арт с Бродским.