Фемки это что такое
Кто такая феминистка простыми словами
В современном мире все чаще и чаще можно услышать понятие феминизм и феминистка. Многие люди хотят понять суть этого явления, а также выяснить, нужно ли оно современным женщинам. Феминизм, простыми словами, – это явление, которое имеет цель показать, что женщина и мужчина должны иметь равные права. Во многих странах можно еще наблюдать дискриминацию женщин и ущемление их прав.
Кто такая феминистка?
По законам природы женщина несколько слабее мужчины в физическом плане. Именно поэтому с давних времен именно мужчина занимался добычей еды, а женщина поддерживала чистоту и порядок в доме. Современный мир перевернул все с ног на голову, потому что теперь женщина может зарабатывать деньги и даже полностью содержать семью. Однако, некоторые женщины имеет непреодолимое желание расширять сферу возможностей все больше и больше. Иногда это может сильно пугать.
Многие феминистки, оскорбленные ограничениями со стороны государства и религии, хотят доказать, что:
Девушки, живущие в странах, которые до сих пор придерживаются законами прошлых веков, не могут жить так, как живут их сверстники в других странах. Понятно, что женщина имеет желание показывать себя, выкладывать фото в интернет и носить красивую одежду.
Однако, для них это запрещено государством, семьей или мужем. Со временем такая жизнь надоедает женщине, она видит, что кому-то можно делать все, что вздумается, а кому-то нельзя.
Именно поэтому у женщины появляется абсолютно нормальное желание добиваться справедливости. Чтобы добиться равных прав с другими людьми, они устраивают митинги, пишут об этом в социальных сетях и отправляют письма в государственные органы власти.
Оправдание
Феминистками не становятся просто так. В большинстве случаев эти женщины долго терпели какие-либо ограничения. Спустя столетия право женщин на независимость вполне оправдано. Желание свободы – это всегда неконтролируемая сила. Однако, вместе с феминизмом, появляется куча других вопросов: кто же теперь будет следить за домом? Кто станет заниматься воспитанием подрастающего поколения? Это далеко не весь список вопросов. Эти вопросы могут поставить в тупик любого человека. Именно поэтому не нужно впадать в крайность, стоит научиться находить компромиссы.
Не нужно подавлять желание человека, который хочет добиться равенства. Женщины хотят приносить пользу всему миру и не сталкиваться с ограничениями. Для любой женщины это очень важно.
С самого детства девочку учат заботиться о членах семьи. Девушка должна становиться активным членом общества, ведь некоторые хотят продвигаться по карьерной лестнице и развиваться в творчестве. Кто-то хочет заниматься спортом на профессиональном уровне, не опасаясь, что столкнется с ограничениями по половому признаку.
На этой у нас все. Теперь вы знаете, феминистка кто это такая и почему их так называют. В заключении коротко можно сказать, что это представительница слабого пола, которая борется за свои права. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала полезной.
Related Posts
ADD YOUR COMMENT
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вход через соцсети
Задай вопрос
Свежие записи
Присоединяйся к нам
Мы рады приветствовать Вас на сайте для тех, кому все интересно, и кто хочет все знать. А так как все знать нереально, то добро пожаловать на сайт «Много вопросов»! Здесь на каждый ваш вопрос найдется информативный ответ, на каждое сомнение – авторитетное мнение. Размещенные здесь материалы – советы, информация, частные мнения – являются результатом правильно осмысленного личного опыта, профессиональным мнением специалистов или имеют под собой иную реальную почву. Вас интересует, как: Сварить правильно борщ; Отметить день первокурсника или золотую свадьбу; Определиться со своей профессией; Куда съездить в отпуск, и т.д. Поищите ответа у нас.
И пусть вас не смущает некоторая необычность или, напротив, банальность вашего вопроса. Если вам это интересно – вы имеете право узнать, что вам нужно. Если вам требуется совет – спросите его! И мы приложим все усилия, что бы вы не остались без ответа, а ваша проблема – без решения. Разумеется, вопросы типа «сколько лап у кошек?» наверняка останутся без ответа. Но любой актуальный и адекватный вопрос имеет информативный ответ на нашем сайте. Задав вопрос, ответ на который пока на сайте отсутствует, будьте готовы и сами приложить усилия к достижению своей цели.
Для молодых мам и продвинутых пользователей интернета, для тех, кто ищет заработок или напротив – способ правильно потратить заработанное, для пенсионеров и школьников, собаководов и поклонников дзен-буддизма… Наш сайт работает для всех, кто ищет и стремится. Интерфейс сайта рассчитан на легкое путешествие по страницам, найти нас несложно, запомните лишь слова «Много вопросов». Мы ждем вас!
Эти страшные фемки. Почему феминисток в России травят за внешность
У большинства россиян в голове есть четкий образ феминистки: страшной, сексуально неудовлетворенной, одинокой мужененавистницы, которой в жизни совершенно нечем заняться. Работа здесь не в счет, ведь в нашем обществе женщина считается по-настоящему успешной, только если у нее, кроме этой самой карьеры, есть муж и дети.
И эта «некрасивая фемка» вовсе не борется за права женщин (ведь, по мнению комментаторов, с равноправием в России все в порядке), а только вредит традиционным ценностям и нормам общества. Использует феминитивы, отращивает волосы на теле и всячески ущемляет белых цисгендерных мужчин, которые «уже рот боятся раскрыть с этой вашей новой этикой» и вообще фрустрированы, потому что не знают, пропускать ли женщину вперед и подавать ли ей пальто.
Фото: Getty Images
Конечно, такой собирательный портрет феминистки имеет мало общего с реальностью и вообще оскорбителен, зато прекрасно демонстрирует, насколько общество все еще плохо понимает, что такое феминизм и за что в действительности борются феминистки в той же России: с повсеместными проблемами домашнего и сексуализированного насилия, домогательствами, гендерным разрывом в карьере, вмешательством в репродуктивные права женщин и многими другими вещами.
Примечательно здесь даже не невежество критиков феминизма, а способы, которые они используют: насмешки, обесценивание и оскорбления с переходом на личности — этакий детсадовский подход в споре, когда аргументов не осталось, а значит, самое время уязвить оппонента чем-то по-настоящему обидным вроде «очкарик» или «жирная». И главным среди этих оскорблений в сторону феминисток становится простое и колкое «страшные». Причем используют эти методы как мужчины, изо всех сил пытающиеся защитить родной сердцу и столь удобный для них патриархальный строй, так и женщины, всячески открещивающиеся от неодобряемого в обществе феминизма и воспринимающие как личное оскорбление хоть какую-то причастность к нему.
Вот актриса Оксана Акиньшина дает интервью, в котором требует от женщин «оставить мужиков в покое» и заявляет, что «феминизм — удел некрасивых женщин». Иными словами, образ страшной феминистки не надуман, а живет и процветает в России. И сторонников такого мнения много.
Думается, что у такой зацикленности на внешности есть несколько причин. Для начала, это и правда удобный способ поставить победную точку, когда сказать по делу нечего, — оскорбить человека. Да и делать это в сети намного проще, чем глядя в глаза. Кроме того, феминистки поддерживают бодипозитив, до жути пугающий патриархальное общество, в котором, как и прежде, сильна объективация женщин. Да и в целом отношение к ней как к шее — красивому и мудрому (по-женски, разумеется!) дополнению к голове-мужчине. Так что если хочешь стать желанной, будь добра быть красивой, женственной и нежной, следи за собой и радуй глаз.
Последние особенно волнуют мужчин. Практически в каждой беседе о феминизме всплывают вопросы вроде «Объясните, зачем вы красите подмышки» или «А почему вы не бреете подмышки?». Отвечать, разумеется, нужно сразу за всех. Наверное, ожидается, что у феминисток есть какой-то стандартизированный кодекс неженственности, который при этом не предполагает какой-либо индивидуальности.
Некрасивостью же на деле оборачивается все, что выходит за рамки женственности, воспеваемой патриархатом. Логика, видимо, такая: сегодня цветные подмышки, завтра — матриархат. Не допустить это можно, только постоянно напоминая о том, что красивым женщинам никакой феминизм не нужен. И вообще, хорошие девочки (женственные и послушные) попадают в замужний рай, а плохие становится страшными феминистками.
К сожалению, авторы оскорблений в погоне за собственной правдой мало задумываются о том, что их слова причиняют боль. Что удивительно, ведь комментарии о внешности субъективны, но при этом задевают практически всех людей без исключения. На них невозможно ответить что-то вразумительное, ведь критике подвергаются не рассуждения, действия или какие-то личностные качества, а ваше лицо и тело.
Несмотря на очевидную подмену понятий, я испытывала вину за свою внешность. Казалось, что я своим примером укрепляю стереотип о «страшных фемках» и этим дискредитирую движение. Хорошо, что на тот момент в информационном поле появилось много фемактивисток, которые раз за разом напоминали, что проблема в навязанных традиционалистским обществом стандартах, а феминизм и бодипозитив дают женщине свободу выглядеть как угодно, главное — чтобы ей самой нравилось.
Полтора года назад я сильно похудела. И нет. Я не перестала быть феминисткой, а наоборот, начала повсеместно использовать феминитивы (что в России то еще испытание ) и уже публично говорить и писать о правах женщин. Изменилась и реакция. Когда я говорю о том, что феминистка, слышу в ответ удивленное: «Правда? Даже не думал». Видимо, накрашенная женщина стандартного (одобряемого) размера в глазах российских мужчин, да и женщин, просто не может быть феминисткой. В конце концов, какие у нее могут быть проблемы? Она может прекрасно вписаться в традиционалистское общество, выиграть его основной приз — выйти замуж, и даже построить карьеру, конечно, не забывая о своем главном предназначении — материнстве.
Несмотря на всю абсурдность таких оскорблений, стереотипы вокруг феминисток сильны. И «страшная фемка» все еще стоит особняком, вынуждая многих женщин чураться феминизма. При этом подавляющее большинство женщин сталкивались с объективацией, просто кто-то начинает с ней бороться, потому что больше не хочет зависеть от навязанных патриархатом стандартов красоты, а кто-то все еще боится выступать против одобряемых обществом ценностей и предпочитает адаптироваться и воспользоваться сомнительными привилегиями, которые красота дает в патриархальном мире. Есть, впрочем, и те, кто просто не понимает, что их объективировали, — настолько сильны навязанные стандарты о женственности.
Когда-нибудь российское общество узнает о феминизме достаточно для того, чтобы вести аргументированную дискуссию, а не беспричинно оскорблять феминисток, скрупулезно выискивая, куда бы ударить да побольнее. А красота перестанет быть товаром и ассоциироваться исключительно с женственностью и патриархально одобряемыми стандартами. Для начала было бы здорово осознать, что все феминистки разные и бороться за права женщин кто-то из них предпочитает на каблуках и с макияжем, кто-то с небритыми подмышками, а кто-то — и с макияжем, и с небритыми подмышками. И чужая внешность, по каким-либо причинам оскорбляющая ваше личное чувство прекрасного, — только ваша проблема, с которой стоило бы поскорее разобраться, а не ходить в крестовые онлайн-походы на феминисток. А бритье подмышек пусть будет личным делом каждого. Так и победим. Сначала травлю и обесценивание, а потом и патриархат.
А что вы думаете об этом?
Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Кто такие феминистки?
В новостях различных СМИ, а также в комментариях к ним иногда всплывает слово «феминистка», но не всем понятно, кто такие женщины-феминистки на самом деле.
Феминистки – это женщины, которые придерживаются идеологий, а также участвуют в политических и социальных движениях, которые направлены на преодоление сексизма, а также на достижение равенства для женщин в сфере политики, экономики и социальных прав. Но и это определение не всем может быть понятно, поэтому давайте разберёмся, кто такие феминистки ещё более простыми словами.
Несколько столетий назад у женщин было очень мало прав. Движение зародилось в XIX веке, на тот момент ключевыми вопросами стали права собственности для замужних женщин и право голоса (право на участие в выборах) для женщин. В середине XX века движение выступало за полное юридическое равенство мужчин и женщин.
Говоря простыми словами, феминистка – это женщина, которая борется за свои права, ущемляющиеся по половому признаку (потому что она является женщиной). К примеру, на высокий управляющий пост в крупной компании среди двух кандидатов могут выбрать мужчину только потому что он мужчина, а не потому что он лучше женщины, исходя из своих рабочих навыков и способностей. Феминисток такой подход абсолютно не устраивает.
Но почему же многие не очень хорошо относятся к феминисткам, ведь их идеология вполне нормальна? Дело в том, что современные феминистки слишком радикально настроены, и от борьбы за равные права они перешли к борьбе за доминирование женщин над мужчинами. За примером обратимся всё к той же истории с новой высокой должностью, на которую претендовали мужчина и женщина. Но в этот раз будем исходить из того, что мужчину выбрали заслуженно, так как он имеет больше опыта, его показатели и навыки конкретно для этой должности лучше. Но феминистки будут давить до последнего на то, что выбор в пользу кандидата-мужчины сделан по половому признаку, они будут требовать пересмотра решения и, вполне возможно, этого добьются. И должность получит женщина, хоть она этого и не заслуживала.
В интернете в комментариях история абсолютно такая же – феминистками (или «фемками» — сокращённо и уничижительно) называют женщин, которые считают себя лучше мужчин исключительно по половому признаку. Поэтому можно дать ещё одно определение…
Современные феминистики, говоря простыми словами – это женщины с радикальной и агрессивной философией, гласящей, что женщина не равна мужчине, а значительно его превосходит.
Кстати, в развитых странах, например, в США, из-за феминизма и внедрения толерантности в умы граждан наиболее уязвимыми в плане защиты своих прав являются белые мужчины с традиционной сексуальной ориентацией.
«Феминистками не рождаются» Краткий гид по современному феминизму в России
Фото: Игорь Руссак / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
Разговоры о феминизме в России становятся все более привычными. Если еще пять лет назад профеминистская повестка выглядела непривычно, сегодня феминизм стал частью картины мира многих женщин и мужчин. Меняется подход к рекламным кампаниям, меняется содержание гламурных журналов о красоте и моде и даже политики акцентируют проблему дискриминации. И хотя часть феминистских тезисов в них часто искажается, нельзя не признать эти изменения. По просьбе «Ленты.ру» художница, арт-активистка, феминистка, преподавательница и куратор Дарья Серенко составила гид по современному российскому феминизму: зачем он нужен в XXI веке и какие проблемы решают его представительницы.
От отрицания до знания
Исследуя вопрос о том, как прививаются роли в обществе, французская писательница и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар писала в книге «Второй пол», что «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Перефразируя ее, можно сказать то же самое о феминизме: феминистками не рождаются.
Возможно, я не стала бы феминисткой, если бы мои безопасность, свобода и благосостояние не находились в зоне постоянного риска. Иначе не понадобилась бы и эта статья. Я могу долго перечислять: «однажды меня изнасиловали», «однажды до меня домогались», «однажды мне отказали в работе, потому что я женщина», но, если коротко, — меня не устраивали привычные ответы на вопросы о том, почему реальность такая: «сама виновата» и «такова жизнь». Я стала исследовать, читать, разбираться, проходя все стадии: от отрицания и высмеивания до знания и понимания фактов и статистики. Четыре года назад я стала интерсекциональной феминисткой.
Я провела несколько опросов разных социальных групп: подростков от 13 до 18 лет, студентов от 18 до 23 лет, взрослых из разных регионов России и самих феминисток. Безусловно, любой путеводитель не может охватить все. Списки практически всегда создают ложную иерархию, поэтому я предлагаю воспринимать этот текст как систему ориентиров.
Важно понимать причинно-следственные связи: феминизм — это всегда только реакция на уже существующие проблемы, и ошибочно думать, что всех благ суфражистки и феминистки сумели добиться в прошлом веке.
— Какова же повестка современного российского феминизма? —
Безопасность
• Домашнее насилие: в России декриминализированы побои в семье. Это значит, что домашний агрессор может отделаться несколькими штрафами прежде чем понесет реальное наказание. Также отсутствует закон о домашнем насилии и охранный ордер — документ, не позволяющий агрессору приближаться к потерпевшей по решению суда.
По данным правозащитного центра «Анна», от 80 до 90 процентов пострадавших от домашнего насилия — женщины, и примерно каждая пятая женщина в России страдает от насилия в семье.
Сталкингу и домогательствам женщины подвергаются гораздо чаще, чем сексуальному насилию, эта проблема повсеместна и завязана на восприятии обществом женщины как добычи, трофея или объекта.
• Насильственные обычаи некоторых культур: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.
Феминистки этих и других регионов помогают жертвам насилия переезжать, создают убежища, ищут адвокатов и врачей.
Благополучие
• Феномен «стеклянного потолка»: невидимые ограничения как в коммерческих компаниях, так и в органах власти, которые мешают достичь управленческих должностей.
В России женщины мало представлены в аппаратах власти и многих других привилегированных сферах труда. Согласно исследованиям, женщины куда реже занимают руководящие посты не из-за «природных» отличий от мужчин, а из-за социальных установок: принято считать, что женщина справляется с руководством хуже мужчины, что женщина обязательно уйдет в декрет, что для женщины семья важнее работы, что политика — это не женское дело и так далее. Это приводит к следующим двум пунктам.
• Разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами: в России зарплата мужчин выше зарплаты женщин на 30 процентов.
Это связано со «стеклянным потолком» и «недопуском» женщин в более привилегированные сегменты рынка труда. Логика «сама виновата» не работает: большая часть работодателей-мужчин транслируют свои стереотипы на женщин-работниц при приеме на работу, назначении зарплаты и вопросе о продвижении по карьерной лестнице. Из-за этих же стереотипов и давления общества женщины вынуждены в одиночку брать декретный отпуск, хотя во многих развитых странах родители новорожденных делят декрет пополам.
• Женская бедность: матери-одиночки — одни из самых бедных женщин в стране.
Неуплата алиментов со стороны отцов (по данным на конец 2017 года, россияне задолжали бывшим супругам более 100 миллиардов рублей на содержание несовершеннолетних детей), представления о том, что родительство — это не мужское дело, что отец — только «помощник» матери, а не родитель (есть даже термин «отстраненное отцовство») влияют на экономическое положение женщин, воспитывающих ребенка в одиночку.
• «Вторая смена»: когда после основной занятости (чаще всего — официальной оплачиваемой работы), большая часть неоплачиваемой домашней работы (готовка, уборка, стирка, планирование покупок, решение мелких бытовых задач), а также уход за детьми и пожилыми родственниками выполняется женщинами.
В 2016 году исследователи собрали данные по 217 странам: оказалось, что за всю жизнь у женщин накапливается 23 года «второй смены», от которой мужчины, в основном, избавлены.
• Запрещенный для женщин список профессий: в России существует запрет на 456 профессий для женщин (среди которых, например, ограничения на работу женщин в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работу в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники).
Это абсолютный пережиток прошлого, который действует с 1974 года. От него отказались во всех развитых странах: женщины успешно работают во всех сферах, запрещенных у нас, и ООН неоднократно признавала документ, ущемляющим права женщин. Однако последняя действующая версия перечня, который дополнили профессиями матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, была утверждена в феврале 2000 года.
Экономически это сильно ограничивает женщин в регионах, где многие профессии из этого списка являются чуть ли не единственным источником заработка. Феминистки борются за отмену этого дискриминирующего закона.
Также в 2017 году секретным Приказом министра обороны был принят другой дискриминационный перечень — о запрете женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками. Из-за запрета на множество видов деятельности женщины не могут развиваться и исполнять свои карьерные мечты.
Свобода
• Гендерные стереотипы, бытовой сексизм: все эти бесконечные «тыжедевочка» влияют на становление женщины с детства, на выбор сферы труда (когда на курсы по компьютерной анимации для школьников пускают только мальчиков) и в конечном итоге на всю жизнь.
Последствия гендерных стереотипов невозможно недооценить: многие женщины при малейшем отклонении от диктуемой обществом «нормы», перестают чувствовать себя «правильными настоящими женщинами» и начинают испытывать неприязнь к себе и, например, своему телу, формируют в себе одни качества, а не другие, исполняют некое «женское предназначение» вместо того, чтобы выбрать его, исходя из своих талантов и склонностей. По подсчетам Всемирного банка, ущерб глобальной экономике из-за стереотипов, по которым 130 миллионов девочек лишены доступа к образованию, составляет до 30 триллионов долларов в год.
Феминизм — это всегда про выбор: женщина может быть матерью, а может не иметь детей, если не хочет их, может работать, а может быть домохозяйкой, может носить каблуки и платья, а может надевать то, что удобно. Феминизм говорит только о том, что все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма.
• Репродуктивное насилие: попытка запрета абортов, навязывание роли матери. Государство берет на себя контроль над рождаемостью, но делает это неумело: вместо долговременной поддержки самого материнства и решения вопросов трудовой дискриминации женщин ведет запретительную политику по вопросам абортов.
В 2015 году министр здравоохранения Вероника Скворцова подписала соглашение о сотрудничестве с РПЦ в снижении количества абортов, после чего в регионах страны вводятся временные моратории на аборты в рамках акции «Подари мне жизнь!», женщин, которые решили сделать аборт, отправляют на беседы к священникам и главам муниципалитетов, в школах страны запрещают лекции о контрацепции, а в Госдуму приглашают представителей РПЦ, которые предлагают признать субъектами права нерожденных детей, таким образом, приравняв аборты к убийствам.
Все это происходит на фоне заявлений чиновников о том, что россиянок «никто не просил рожать» и господдержки многодетных матерей выплатами в размере 47 рублей.
Никакого «счастья материнства» обычно не получается — получаются матери, живущие на границе бедности и нищеты, матери, ненавидящие себя за то, что они, например, не справляются. Многие женщины (и я была очень долго такой) даже представить себе не могут, что материнство — это добровольный осознанный выбор, что отсутствие ребенка не делает их ущербными и плохими. Феминистки пропагандируют выбор, то есть как осознанное материнство, так и осознанный отказ от материнства в равной степени, а также осознанное парное вовлеченное родительство, когда отец участвует в уходе за младенцем.
• Слатшейминг: общество клеймит девушку «шлюхой» (обычно за что угодно и даже не важно, как она выглядит и во что одета) и пытается распоряжаться ее сексуальностью.
В итоге женщин стыдят семьи, гинекологи, возлюбленные, женщин стыдит церковь и государство, а самые радикальные активисты типа последователей идеолога «Мужского государства» начинают физически преследовать и травить россиянок, которые, например, общаются с иностранцами.
• Стандарты красоты и бодишейминг: представления о том, что женщина обязана быть «красивой» всегда и везде, накрашенной, поставленной на каблуки, худой, цветущей и вызывающей положительные эмоции у мужчин.
Кроме «второй смены», упомянутой выше, существует еще и третья: когда женщина вернулась с работы, поухаживала за всеми, а потом пошла ухаживать за собой. В этом не было бы ничего плохого, если бы требования к внешности женщины так сильно не отличались от требований к мужскому внешнему виду. Стандарты красоты и стройности для женщин оказывают негативное влияние на отношение подростков к своему телу, и неудивительно, что расстройствами пищевого поведения (например, булимией и анорексией) страдают в основном девушки, болезненно и безуспешно пытающиеся соотнести себя и свое тело с тем, какая красота смотрит на них с рекламных постеров, журналов и экранов кино.
Феминистки развеивают мифы об обязательной корреляции между полнотой и «нездоровьем», обращая внимание на лицемерие норм бьюти-индустрии, не устанавливающей связи между стройностью и ментальным и физическим здоровьем, ценой которых эта стройность могла достигаться.
Эти и многие другие пункты в совокупности влияют на индекс гендерного неравенства в России, согласно которому по уровню доступа женщин к общечеловеческим (мужским) правам наша страна оказалась между Угандой и Бурунди. Кроме того, по данным ежегодного отчета Всемирного банка Women, Business and the Law, Россия набрала ноль баллов в области законодательства в сфере защиты прав женщин и вошла список самых небезопасных для женщин стран. Знание этих проблем помогает понять, зачем нужен феминизм и каковы его цели и задачи на сегодня.
Родная почва
Феминизм в России часто воспринимают как явление, которое пришло с обобщенного «Запада», но это слишком плоский взгляд: у нас своя история феминизма, соотносящаяся с мировой. В этом гиде нет задачи описать полную историю феминизма в России, но основные точки таковы: в 1917 году Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика стала одной из первых стран, где женщины стали полностью уравнены с мужчинами в правовых документах. После этого был очень важный период нашей гендерной истории — 20-е годы, которые прославились прогрессивными экспериментами и женской эмансипацией на разных уровнях (был принят новый кодекс о браке и семье, который разрешал разводы, давал равные права мужчинам и женщинам в браке, а также их внебрачным детям, прекратилось преследование за однополые отношения, были разрешены аборты).
Затем — консервативный откат при Сталине: усложняется процедура развода, в 1933 году запрещается аборт (растет смертность от подпольных операций, и к 1940 году от них умирает каждая вторая женщина), и в 1955 году запрет отменяют. В 70-е и 80-е годы в диссидентской среде появляются два важных женских журнала (но религиозно ориентированных) — «Женщины и Россия» и «Мария», в которых активно обсуждаются вопросы женского труда и материнства. Также благодаря одному из основателей современной российской социологической школы Игорю Кону начинаются попытки сексуального просвещения, но гормональная контрацепция до сих пор недоступна для большинства женщин. Наконец, это меняется в 90-е, а в середине двухтысячных начинается важный этап онлайн-активизма: появляются блоги и сообщества в «Живом Журнале», посвященные феминизму (например, feministki, Accion-positiva и другие) — прообразы многочисленных фемпабликов и блогов, которые появятся позже в эпоху соцсетей.
В мировой истории феминистского движения принято выделять три волны: середина XIX века — начало XX, 60-70-е годы XX века и 90-е и нулевые годы. Упорядочивать эти периоды хронологически не совсем корректно, поскольку часто они пересекаются, и в разных странах тезисы, характерные для каждой отдельной волны могли формулироваться в другое время, не совпадающее с основной периодизацией, но обычно выделялось четыре вида феминизма, которые я коротко обозначу. Следует отметить, что феминистские проекты часто являются горизонтальными и самоорганизованными, поэтому не исключено, что феминистки, которые будут упомянуты, не согласятся с этим способом разделения.
Радикальный феминизм
Именно радикальный феминизм обосновал теорию патриархата — системного угнетения женщин со стороны мужчин, теорию, находящуюся в основе и многих других видов феминизма. Радикальный феминизм рассматривает женский опыт как объединяющий и не затрагивает другие социальные группы.
В России распространен трансэксклюзивный радикальный феминизм, стоящий на том, что трансгендерные женщины не являются женщинами, и исключающий их из пространства своей борьбы. Существует и трансинклюзивный радикальный феминизм — рассматривающий опыт трансгендерных женщин как вариант женского опыта. Для радикального феминизма важен вопрос не только гендера (грубо говоря — социального пола), но и пола — биологических различий между мужчинами и женщинами, послуживших основой для угнетения.
Представительницы в России: Ольгерта Харитонова (создательница «Манифеста Феминистского движения России», куратор «Школы феминизма»), Татьяна Сухарева, Лолита Агамалова, Любава Малышева.
Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональный феминизм появился в США в результате борьбы представителей различных угнетенных социальных групп (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью, людей разных рас и национальностей) за свои права. Эта феминистская социологическая теория — теория интерсекциональности — была сформулирована в 1989 году Кимберли Креншоу, являющейся профессором юриспруденции.
Интерсекциональные феминистки говорят о том, что нет универсального женского опыта: есть женщины белые и не белые, богатые и бедные, старые и молодые, мигрантки и коренные жительницы, имеющие детей и чайлдфри, образованные и нет и так далее.
Интерсекциональный феминизм показывает, как разные виды идентичностей (и дискриминаций, связанных с ними) пересекаются на одном человеке и как это влияет на его опыт: например, женщина из Узбекистана в России подвергается дискриминации и как женщина (и это сексизм), и как представительница другой национальности (ксенофобия). В интерсекциональном феминизме борьба за права женщин неотделима от борьбы за права ЛГБТ-сообщества, борьбы с расизмом, эйблизмом (дискриминацией по состоянию физического и ментального здоровья), эйджизмом (дискриминацией по возрасту) и так далее.
Многие интерсекциональные феминистки говорят о вреде и опасности проституции для женщин и не поддерживают идею ее легализации, но при этом считают важным учитывать в разговоре и тот небольшой, по разным статистикам, процент женщин (чаще всего это эскорт), для которых проституция может быть способом существования.
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм — очень широкое направление, имеющее множество вариантов характеристик. Это связано с тем, что исторически либеральный феминизм связан с борьбой женщин XIX века за уравнивание прав и возможностей (суфражизмом) — то есть либеральный феминизм много работает с законодательством и пытается влиять на правовое поле государства. Основная задача либерального феминизма — реформирование законов таким образом, чтобы они предотвращали дискриминацию.
Сейчас мало кто из феминисток использует этот термин в отношении себя, хотя может заниматься правозащитной деятельностью (как Алена Попова и Мари Давтян). Важно, что либеральный феминизм и либерализм встроены не только в правовую систему, но и в рынок: отсюда мотивирующие рекламы про сильных женщин у мировых брендов, надписи girl power на футболках Monki и так далее. Интересно, что противопоставление «радикальный» — «либеральный» связано не с политическими программами движений, а с ошибочным восприятием смысла характеристик: «радикальный» как «крайний», «доведенный до предела», а «либеральный» как «мягкий», «компромиссный».
Представительницы в России: в конце 90-х либеральной феминисткой считалась, например, писательница Мария Арбатова. Сегодня к либеральному феминизму я бы отнесла блогерок Залину Маршенкулову (Telegram-канал «Женская власть»), Анну Федорову (Telegram-канал «Росфемнадзор»), а также некоторых представительниц гендерной фракции партии «Яблоко», чья программа направлена на борьбу с дискриминацией женщин во власти и экономике.
Есть и другие виды современного российского феминизма, у каждого из которых свой признак: основная деятельность или сфера труда, способ говорить о феминизме, способ борьбы, инструменты борьбы, географическое расположение и так далее.
Левый феминизм
Благодаря деятельности Александры Коллонтай, советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата, большой вклад в развитие марксистского феминизма в начале XX века внесла Россия. В его основе лежат работы Фридриха Энгельса и Карла Маркса. Этот вид феминизма рассматривает угнетение женщин как классовое и капиталистическое и выделяет мужчин как класс, эксплуатирующий женщин.
Левый феминизм связывает это угнетение с институтами частной собственности, а борьбу за равноправие считает частью классовой борьбы. Если коротко: гендерное неравенство не сможет исчезнуть без исчезновения капитализма.
Также он ставит вопросы о контроле над женщинами за счет контроля над женской сексуальностью и женским телом, вопросы бесплатного домашнего женского труда, двойной нагрузки, проблемы детства и материнства, репродуктивного давления на женщин, а также условий и оплаты женского труда. Существует также социалистический феминизм, который рассматривает угнетение женщин как двойное — силами патриархата и капитализма («капиталистического патриархата»).
Представительницы в России: сообщество Soc-Fem, движение Left-Fem (акционистка и режиссер Леда Гарина, исследовательница и создательница книги «Женщина как тело» Мария Рахманинова, филолог и историк литературы Анна Нижник).
Правозащитный феминизм
Правозащитный феминизм работает с нарушениями прав и свобод женщин в России. В отсутствие законов (например, закона о домашнем насилии) феминистки-правозащитницы самостоятельно оказывают помощь пострадавшим: создают кризисные центры, защищают женщин в суде или ищут адвокатов, помогают найти убежище, распространяют информацию о нарушениях, разрабатывают законопроекты и добиваются их рассмотрения.
Феминизм в научной среде
Для развития феминизма нужны исследования, занимающиеся проблемами гендера в разных областях знания. Среди исследовательниц философии, социологии, литературы, культурологии известно много феминисток, популяризирующих научный подход. Есть специальная дисциплина, gender studies, которая выделяет вопросы гендера (например, феминности, маскулинности и небинарных вариантов социальной идентичности) как требующие отдельного рассмотрения на пересечении с другими областями знаний.
Представительницы в России: Элла Россман — исследовательница гендерной социологии и истории Советского Союза, активистка, освещающая тему адаптации женщин-заключенных, одна из первых в России инициировавшая разговор о недопустимости конкурсов красоты на университетской платформе, Елена Здравомыслова — профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатор программы «Гендерных исследований», соавтор книг по социологии гендера, самая известная из которых «Гендер для чайников», Анна Темкина — одна из первых исследовательниц гендера в России, доктор философии в области социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге и соавтор учебника гендерных исследований, проект CYBERFEMINISM, проект Equality, проект студентов и студенток ВШЭ «Высшая школа равноправия», исследовательница женской литературы (книга «Авторицы и поэтки») Мария Нестеренко, социолог гендера, доктор социологических наук Елена Рождественская.
Феминизм в искусстве
Феминизм в современном искусстве — один из мощнейших инструментов критики в адрес художественных институций. Художницы, женщины-искусствоведы, критикессы, режиссерки создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия.
Представительницы в России: в театре — режиссер, автор спектакля-дискуссии об Александре Коллонтай «Тихая революция» Вика Привалова, автор спектакля-дискуссии «Хочу ребенка» по пьесе Третьякова Саша Денисова, художница, соосновательница проекта «Ребра Евы» Леда Гарина; в современном искусстве — художница, автор выставочного проекта «Ненасилие» Варвара Гранкова, художница, курарор проектов, объединяющих искусство и феминизм, Мика Плутицкая, искусствовед и куратор выставки «Феминистский карандаш — 2» Надежда Плунгян, художница, куратор выставки «Феминистский карандаш» Виктория Ломаско, медиахудожница, активистка, соосновательница фем-бренда Narvskaya dostava Леля Нордик, кураторы выставки «И — искусство, Ф — феминизм» Марина Винник и Ильмира Болотян, художница, активистка за права женщин с инвалидностью Алена Левина, куратор феминистских музыкальных фестивалей Таня Волкова; в литературе — поэтесса, создательница феминистских поэтических зинов («Ветер ярости») Оксана Васякина, создательница просветительских проектов Write Like a Grrrl и издательства No Kidding Press, посвященных женской литературе и критике сексизма в литературных текстах, Саша Шадрина, поэтесса, соосновательница проекта «Ф-письмо» Галина Рымбу.
Региональный феминизм
Не совсем правильно выделять географическое расположение как признак, но в этой статье хотелось бы заострить особое внимание на региональных проектах и их важности, поскольку у региональных феминисток часто меньше материальных и символических ресурсов. Они вынуждены работать в регионах, где на фоне экономических и информационных проблем ситуация с гендерным неравенством часто еще хуже, а активизм сопряжен с угрозами жизни и здоровью.
Феминизм на пересечении
Феминистский активизм часто пересекается с другими видами активизма: психоактивизм, направленный на дестигматизацию людей с ментальными особенностями и нейроотличиями (проект «Психоактивно» — художницы и активистки Алена Агаджикова, Саша Старость, Катрин Ненашева), Софья Сно, ЛГБТ-активизм с феминистской оптикой и квир-феминизм, включающий опыт небинарных персон (проект «Дети 404» Елены Климовой), экофеминизм, анархофеминизм (Софико Ариджанова), трансфеминизм, включающий опыт трансгендерных женщин (Яна Кирей-Ситникова).
Последние годы в русскоязычном пространстве сильно развился феминистский онлайн-активизм, сконцентрированный вокруг бодипозитивных и секспозитивных вопросов: просветительский YouTube-канал об основных феминистских вопросах «Феминистки поясняют», Facebook-блоггинг Анны Ивановой, Telegram-канал «Неведическая женственность» Дарьи Андреевой, Instagram Александры Митрошиной и т.д.). Здесь сложно перечислить всех, но важно отметить вклад каждого такого блога: они создают совершенно новый идеологический фон, помогают женщинам принять себя и свое тело, бороться с расстройствами пищевого поведения, расширить представление о красоте, сексе, здоровье.
Недавно в России начало появляться направление, которое можно назвать «поп-феминизмом»: когда феминистские идеи транслируются известными людьми с широкой медийностью (например, Ксения Собчак, которая сделала идеи гендерного равенства частью своего политического проекта). Все это происходит благодаря громким феминистским медиапроектам и самим медиа, в которых начали работать феминистки: премия «Сексист года», учрежденная Натальей Биттен, московский феминистский фестиваль FemFest (куратор Ирина Изотова) и многие другие важные медиапроекты.
Что почитать
• «Гендер для чайников» (авторы-составители — Елена Омельченко, Елена Здравомыслова, Анна Темкина, Ольга Здравомыслова, Татьяна Барчунова, Ирина Тартаковская, Лидия Семенова, Ирина Саморукова, Людмила Попкова, Елена Жидкова) — книга для начинающих, бесценный ликбез: чем гендер отличается от пола, что в обществе подразумевается под женским и мужским и как формируются гендерные роли, что такое патриархат и каким он бывает;
• Валери Брайсон, «Политическая теория феминизма» — самая популярная книга по 400-летней истории феминистской мысли для тех, кто хочет начать лучше разбираться в феминистских политических программах и истории вопроса: когда началась борьба женщин за свои права, что такое суфражизм, чем характеризуются три волны феминизма, как ситуация с гендерной политикой обстояла в разных странах в разное время;
• Наоми Вульф, «Миф о красоте» — книга, разоблачающая индустрию красоты: почему к женской внешности предъявляются завышенные требования, как реклама заставляет нас чувствовать себя несовершенными, а стереотипы о красоте и норме ограничивают и контролируют женскую свободу, здоровье, энергию, сексуальность не меньше, чем патриархальное «домашнее рабство», книга о праве женщин решать самим, как жить и выглядеть, без объективизации и диктата «мифа о красоте»;
• Бетти Фридан, «Загадка женственности» — книга о домохозяйках-американках 50-х, фактически первое в США серьезное социологическое исследование, в котором анализировался послевоенный консервативный поворот: как власти и рынок взяли курс на возвращение женщины на кухню и что в конечном итоге произошло. Оригинальное название труда — Feminine Mystique можно перевести и как «мистификация женственности», что точнее отражает суть исследования о стереотипах и их последствиях;
• Симона де Бовуар, «Второй пол» — одна из самых значимых книг в истории движения, записанные в 40-е годы прошлого века наблюдения французской исследовательницы, писательницы и философа о равноправии, об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории, восприятии их как «второго пола» и отношениях полов, актуальны и по сей день. Характерно, что труд был внесен Ватиканом в «Индекс запрещенных книг»;
• Елена Здравомыслова, Анна Темкина, «12 лекций по гендерной социологии» — сборник лекций о том, как формировалась современная гендерная социология, затрагивающая вопросы женских и феминистских исследований, основных положений и дилемм интерсекционального анализа, патриархата, квир-теории, феминистской критики позитивистской эпистемологии, структуры власти, сексуальных и эмоциональных отношений, гендерных режимов и контрактов, а также эволюцию их изменений;
• Ричард Стайтс, «Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930» — первая работа по истории русского женского движения и русского феминизма, начиная со времени правления Николая I и вплоть до 1930-х годов, в мировой историографии, его развитие в ходе радикализации представлений части его участников, с анализом личных документов и мемуаров участниц движения;
• «История женщин на Западе». В 5 томах под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро. Основательный труд из исследований 75 историков, панорамная хроника репрезентации и восприятия женственности от древних богинь и христианских святых до становления феминизма и культурной идентичности в XX веке и о видах протеста против патриархата во все времена.