Фейковая информация что это
Что такое фейк простыми словами – примеры и для чего это нужно
Слово «фейк» прочно закрепилось в лексиконе интернет-пользователей, хотя оно употребляется не только на просторах сети, но и в реальной жизни. Произошел термин из английского языка – «fake». В дословном переводе он означает «подделка», «обман», «фальшивка», «имитация». В ряде ситуаций он используется как глагол – «прикидываться», «мошенничать». В общем, под ним принято понимать все, что не имеет отношения к реальному, настоящему.
Что такое фейк?
Говоря простым языком, это подделка, связанная чаще всего с обманом. Она встречается повсеместно – в производстве, брендинге, во всемирной паутине. Говоря о последнем случае, можно отметить, что фейком чаще всего является поддельный контент в сети. Целью его формирования является привлечение внимания пользователей для решения широкого спектра задач.
Распространены фейки в социальных сетях. В последнее время социальными сетями были созданы специальные боты, осуществляющие проверку пользователей на предмет фейка. Это способствует уменьшению их количества. Тем не менее, «фальшивая популярность» продолжает набирать обороты, и некоторые методы борьбы с ней просто-напросто перестают работать.
Чтобы понимать значение слова «фейк» в сети более глубоко, стоит рассмотреть, что именно под ним понимается:
В реальной жизни под фейком принято понимать подделку. Например, «Abibas» вместо «Adidas» и т. д.
Для чего создаются фейки?
Есть несколько целей, которые преследуют создатели фейкового контента. Следует рассмотреть самые распространенные из них:
В каждой из этих ситуацией фейк имеет негативный оттенок, поэтому его создание – недобросовестное и плохое действие. Именно цель, стоящая перед пользователем, определяет вид фейка.
Аккаунты в соцсетях
Многие люди используют фейковые аккаунты в соцсетях. Чтобы понять, как они работают, стоит рассмотреть на примере конкретной mass media – Вконтакте. Она популярна, владеет огромным количеством пользователей. Поэтому там фейки распространены больше всего.
Примерно так работает фейк в большинстве социальных сетей.
Сайты
Одним из распространенных примеров фейка является поддельный сайт. Его доменное имя и интерфейс могут быть похожи на оригинал настолько, что найти различия будет невозможно. В итоге пользователь переходит по ссылке и, ничего не подозревая, может столкнуться, с чем угодно:
Создаются такие web-ресурсы и для рекламирования некоторых товаров. С одной стороны, они не являются мошенническими, с другой стороны – вводят пользователей в заблуждение.
Новости
Такие элементы «желтой прессы» создаются для того, чтобы привлечь внимание общественности, ввести ее в заблуждение и повысить позиции ресурса в поисковой выдачи. Способ нечестный, но рабочий. Кому из юзеров не захочется узнать подробности личной жизни звезды или увидеть фото обнаженных селебрити! Создатель фейковой новости преследует одну цель – сделать контент максимально привлекательным путем продумывания заголовка и «хайпануть» на псевдоновости. Делая «добро» себе такие «обманщики» популяризуют других персон – участников тех самых новостей.
Фотографии
Фейковые фото могут делаться по разным причинам, но чаще всего возникают именно такие ситуации:
Такие фото можно встретить повсеместно, абсолютно на любых ресурсах.
Как распознать фейк?
Нередко пользователи интернета сталкиваются с необходимостью определения «липовой» информации. Сделать это можно достаточно просто, особенно набравшись опыта в данном направлении. Порядок действий обычно выглядит следующим образом.
Таким образом, создание фейковых ресурсов преследует множество целей. Это действие является недобросовестным и чаще всего противозаконным.
Фейковые новости как феномен современного медиапространства
Существование современного прогрессивного общества невозможно представить вне медиапространства. Интернет подсказывает информационные поводы и помогает найти нужные факты, однако та же Глобальная Сеть подкидывает явную ложь под видом сенсаций. Что представляют собой фейковые новости? Почему их выгодно создавать? Как бороться?
Непроверенные новости до широкого распространения интернета назывались «газетными утками». Выражению «газетная утка» больше трехсот лет. Впервые оно прозвучало в Германии в 17 веке.
К прототипам фейкам может быть отнесена и шутка, которая является продуктом авторской фантазии, домысла. Шутка рождается как отклик на нелепые ситуации, которые возникают в результате различный жизненных коллизий.
В истории массмедиа описано немало случаев, подтверждающих, что в период появления и развития журналистики большая часть новостей состояла из слухов.
Один из первых примеров выхода в свет спорной и сомнительной информации относится к шестому столетию. Сатирическое произведение «Anecdota» принадлежит творчеству Прокопия Кесарийского – крупнейшего историка ранневизантийского периода.
В условиях восребованности поиска мгновенных новостей во Всемирной сети все более распространенным явлением становятся – фейковые новости. Фейковая новость — это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложь которой распознаваема и проверяема, а целью которого является введения в заблуждение аудитории ради увеличения прибыли и трафика.
«Фейк» (от англ. fake — «фальшивка», «обман») включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды: от поддельных текстов, а также фото-, видео- или аудиозаписей до искусственно созданной по заданию заказчика популярности личности, произведения, проекта.Авторы поддельных новостей часто используют броские заголовки или полностью выдуманные истории для увеличения читательской аудитории.
· Внимательно читайте заголовки. Если в заголовке автор «кричит» о важности и сенсационности новости, то стоит задуматься.
· Доверяйте только проверенным источникам, официальным сайтам. Стоит для начала узнать о ресурсе, который предоставляет информацию, подробнее.
· Следите за ошибками. Если много опечаток, ошибок в тексте – это «утка»
· Проверьте видео- и фотоконтент. Подлинность фотоматериала можно уточнить с помощью поисковика Гугл в разделе «картинки».
· Проверьте дату публикацию. Фейки, как правило, не имеют даты публикации.
· Попробуйте найти эту же новость в других изданиях. Если ни одно другое издание не может похвастаться этой же сенсацией, скорее всего, она фейковая.
· Убедитесь, что это не сатира. Очень часто «шуточные» новости публикуются крупным изданиями в преддверии 1 апреля и подобных праздников.
Прежде всего, фейковые новости создаются, чтобы отвлечь внимание аудитории от действительно значимых и важных новостей. Как правило, их используют политики.
Например, во время последней президентской гонки в США вокруг кандидата Дональда Трампа было множество скандалов и не самых приятных новостей. Чтобы отвлечь внимание от публикации новых курьезных фактов из жизни бизнесмена, кандидат на пост советника по нацбезопасности Майкл Флинн опубликовал в социальной сети пост под громким названием «Сексуальные преступления с детьми» и ненавязчиво намекнул, что он посвящается деятельности демократов. Естественно, внимание общественности переключилось на разгорающийся скандал вокруг членов демократической партии, а моральный облик Трампа уже не казался столь отрицательным. В последствии выяснилось, что новость оказалась фейковой.
Создать фейк новости в интернете выгодно и для увеличения популярности или заработка. Когда публикуются новости, касающиеся знаменитостей, фанаты быстро распространяют информацию, ставят лайки, делают репосты, комментируют. Так ресурс становится популярнее и прибыль увеличивается.
Также фейк новости могут создаваться с целью пиара. Заказчики хотят, чтобы о них говорили, чтобы они были узнаваемы.
Европейский Союз считает, что фейки подрывают репутацию СМИ и разрушают современные демократические ценности. В ЕС в январе 2018 года организована группа, состоящая из специалистов международного уровня, для противодействия созданию и распространению фейковых новостей.
Весь мир признает данную проблему актуальной, предпринимаются меры для борьбы с ней. Однако пока фейковые новости не взяты под государственный контроль, остается быть максимально бдительными, проверять и перепроверять данные и новости из интернета.
Интернет прочно вошел в повседневную жизнь современного человека. С его помощью всегда можно отыскать нужную информацию.Благодаря Интернету появились практически безграничные возможности во всех областях жизни, поэтому сейчас особо важно чувствовать себя в медиапространстве уверенно, четко уметь определять фейковые новости и правильно использовать полученную информацию. Читателей быстро и малозатратно можно превратить в толпу, пораженную массовым психозом с помощью специфически поданной информации и «громких» заголовков.
Современное медийное пространство функционирует в условиях усиления скорости коммуникационных процессов. В этой связи все более очевидным становится размывание границ между правдой и ложью, в результате чего в поле медиа все чаще возникают фейковые новости. Основной платформой для «фейковизации» называют именно интернет, а среди причин указывает на высокую скорость подачи контента.
Фейковые новости приобретают все большую популярность. Это объясняется тем, что читатели не сразу способны распознать информационную подделку, безоговорочно или отчасти верят в достоверность описанных фактов.
От сегодняшнего потребителя новостного контента требуется не только умение читать, но и умение анализировать новости: довольно часто новости, опубликованные в Сети, даже на сайтах серьёзных медиа, могут быть ложными.
Фейк (Дипфейк, Фейковые новости) — что это такое в интернете и жизни.
Фейк (fake) – это что-то поддельное, ложное, не соответствующее действительности.
Что такое ФЕЙК — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Фейк – это что-то неправдивое, выдающее себя за истинное; подделка.
В переводе с английского слово фейк (fake) означает «подделка».
Что такое фейковые новости (Fake news)?
Фейковые новости (фейк ньюс) – это фальшивые, ложные или вводящие в заблуждение новости, без проверяемых или точных фактов, цитат или источников.
Существует несколько типов фейковых новостей:
Фейковые новости – настоящая проблема современности. Так, в преддверии последних президентских выборов в США фейковые новости в Facebook распространялись и читались более широко, чем настоящие мейнстримные статьи. Обычно фейковые истории создаются для того, чтобы
и часто могут быть прибыльным бизнесом для онлайн-издателей. Ложная информация может обмануть людей, выглядя как проверенные веб-сайты или используя имена и веб-адреса, аналогичные авторитетным новостным организациям.
По словам Мартины Чапман (эксперта по медиаграмотности), есть три элемента фейковых новостей:
Что НЕ является фейковыми новостями?
Фейковые новости НЕ включают:
Что такое Дипфейк (Deepfake)?
С тех пор как существуют фотографии и пленки, люди фабрикуют подделки, предназначенные для обмана или развлечения, и это только ускорилось с момента массового распространения Интернета. Но теперь вместо того, чтобы просто изменять изображения с помощью программного обеспечения для редактирования, такого как Photoshop, или обманчиво редактировать видео, появилась новая порода машинных подделок, которые в конечном итоге могут лишить нас возможности отличить факты от вымысла.
Дипфейки – это наиболее распространенная форма того, что называется «синтетическими носителями»: изображения, звук и видео, которые, казалось бы, были созданы традиционными средствами, но на самом деле созданы сложным программным обеспечением. Дипфейки существуют уже много лет, и, хотя их наиболее распространенным применением на сегодняшний день является пересадка голов знаменитостей на тела актеров в порнографических видео, они могут создать любые убедительные кадры, на которых любой человек делает что-либо и в любом месте.
Примером является история о популярном аккаунте в Твиттере, в котором рассказывается о приключениях симпатичной любительницы мотоциклов, которая оказалась 50-летним мужчиной.
В сентябре 2019 года амстердамская компания Deeptrace, организация, занимающаяся исследованием развивающихся возможностей и угроз дипфейков, опубликовала исследование почти 15 000 дипфейков, циркулирующих в то время в Интернете. Было обнаружено, что 96 процентов из них были порнографическими, причем 99 процентов из них изображали лица знаменитостей.
Что отличает Дипфейк от обычного Фейка?
Дипфейки в их наиболее распространенной форме, видеоролики, в которых лицо одного человека убедительно заменено созданным компьютером лицом, которое часто напоминает лицо другого человека. Они приобрели известность в 2017 году в онлайн-сообществе под названием r / deepfakes subreddit, участники которого начали публиковать порнографические видео, в которых, по всей видимости, фигурировали популярные женщины-знаменитости. Было ясно, что знаменитости не принимали участия в создании видеороликов, но использованные методы были более убедительными, чем традиционные фейки, которые просто переносят лицо из одного видео на тело из другого.
Дипфейк относится к «глубокому обучению» (deep learning). Именно этот элемент и тот факт, что лица полностью создаются компьютером, делает глубокие фейки отличными от подделок, созданных людьми вручную, и потенциально более опасными.
Глубокое обучение (deep learning) – это метод обучения компьютеров и программного обеспечения, основанный на том, как обучается органический мозг. Он включает в себя системы, обрабатывающие определенные задачи снова и снова, иногда совершенно без присмотра людей, чтобы научиться наилучшему способу превратить определенные входные данные в желаемый результат.
Насколько сложно сделать дипфейк?
Как правило, для создания убедительного дипфейка требуется много данных и много дорогостоящих вычислительных мощностей, хотя достижения в области технологий означают, что эти методы становятся доступными гораздо более широкой группе создателей контента, чем просто энтузиастам и профессионалам.
Передовые технологии обещают создавать более убедительные видеоролики, чем когда-либо, с еще меньшими усилиями. Специальные двухкомпонентные системы глубокого обучения, называемые генеративными состязательными сетями (GAN), стали популярными благодаря тому, что они могут создавать что угодно: от оригинальных сценариев до картин полностью изобретенных ландшафтов. Система, по сути, ведет игру против самой себя, критикуя и оценивая свой собственный результат.
Также был достигнут прогресс в создании общих алгоритмов для создания дипфейков. Это требует огромного количества времени и вычислительной мощности, но после завершения алгоритм потенциально может позволить вам создать мгновенное глубокое поддельное видео, просто загрузив два клипа в приложение или веб-браузер. Конечно, как и в случае с вирусами и антивирусами, любая технология, которая может обнаруживать или предотвращать глубокие фальшивые видео, скорее всего, будет только временной, тем более что подделками управляет искусственный интеллект, который призван обмануть восприятие людей.
Где используются Дипфейки?
Общую озабоченность вызывает то, что глубокие подделки могут быть использованы для дестабилизации демократии или иного вмешательства в политику. Это правда, что политики были целью многих глубоких фальсификаций. По мере того как США приближались к выборам 2020 года, лица Дональда Трампа и Джо Байдена оказались особенно популярными в создании дипфейков. На данный момент глубокие политические фейки обычно принимают форму сатиры.
Дипфейки также часто используют в кинематографе. Например, иностранные актеры генерируют синтетические голоса с помощью искусственного интеллекта, что позволяет им добавлять закадровый голос к видео, не теряя акцента.
За пределами политической и кинематографической сфер основное беспокойство вызывает использование глубоких фейков против обычных людей, поскольку повсеместное распространение видеоконтента в социальных сетях может создать совершенно новые возможности для глубоких фейков.
Если у человека есть, скажем, учетная запись TikTok или что-то подобное, с сотнями часов селфи-видео, это позволят легко превратить некоторые из кадров в дипфейки. Знаменитости и политики могут быть защищены своим статусом, но обычному человеку может быть сложно доказать свою невиновность, если его коллеги получат видео, которое, как кажется, показывает, что они делают что-то отвратительное.
Как не попасться на фейк?
Хотя рост Интернета делает поиск информации, доступ к ней и обмен ею быстрее, чем когда-либо прежде, он также делает оценку достоверности источников информации все более сложной.
Как научиться анализировать информацию критически и не попадаться на различные фейки?
Фейковые новости: чем опасны, как появляются и как их отличать от настоящих
Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.
О том, почему фальшивые новости опасны для общества, как они создаются и распространяются, а также о правилах информационной гигиены рассказывает Ксения Резникова, PR-специалист онлайн-платформы по распространению спонсорского контента PRNEWS.IO.
Фейковые сообщения провоцируют опрометчивые поступки, угрожают здоровью людей, вызывают беспорядки в обществе
Дезинформация и низкокачественная журналистика возникли не вчера. Но ситуация усугубилась из-за стремительной популяризации соцсетей и скорости распространения контента, благодаря доступному интернету и смартфонам. И каждый день на нас обрушивается шквал противоречивых новостных сообщений — будь то подорожание стоимости газа и коммунальных услуг, угроза военной агрессии или новый штамм вируса.
Может быть не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков губительна для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости.
Всё это усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, по данным исследования PRNEWS.IO, 90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, расшаривая и комментируя ложную информацию.
И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.
Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.
Также в СМИ активно гулял фейк на тему того, что домашние животные могут заразиться COVID-19, вакцинация населения опасна, а защититься от заразы можно с помощью обильного горячего питья, пребывания на солнце и даже водки ¯\_(ツ)_/¯
Примеры таких фейков:
Подобными сообщениями весной 2020 года пестрили все социальные сети. Интернет-пользователи их активно репостили, делились в мессенджерах и отправляли родным и друзьям, не задумываясь о достоверности и первоисточниках. Из-за этого не просто нелепые, а откровенно вредные рекомендации многим стоили здоровья или даже жизни. Вместо того, чтобы своевременно обратиться к врачу и начать лечение по протоколу, они принимали солнечные ванны и брызгали постель водкой. И количество фейковых сообщений на тему коронавируса множилось в геометрической прогрессии.
Речь идёт не только о коронавирусной инфекции, которая катализировала огромное количество слухов и домыслов. Достаточно вспомнить теорию заговора «Пиццагейт», под воздействием которой обычный американец, отец двоих детей Эдгар Уэлч зашёл в пиццерию Comet Ping Pong в Вашингтоне и устроил стрельбу — к счастью, никто не пострадал.
Стрелявший был уверен в том, что в пиццерии держат в заложниках детей для нужд тайного ордена педофилов. Об этом он прочитал в интернете, тщательно изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон. Позже Эдгар Уэлч признался, что нет никаких доказательств существования тайных туннелей в Comet Ping Pong, но от существования теории заговора не открестился.
Приведём ещё один пример того, как обычная бактерия может стать причиной возникновения фейковых новостей.
Несколько лет назад в рунете появилась и периодически повторялась информация о распространении среди населения бананов, которые накачали кровью ВИЧ-инфицированных людей.
На самом деле то, что пользователи принимали за кровь, являлось результатом жизнедеятельности бактерии красного цвета. Но по форумам и группам мгновенно распространилось сообщение об «африканской партии» с ВИЧ, которая через две недели после «гибельного шествия» по Африке добралась до России.
Несмотря на множество официальных комментариев сотрудников Минздрава, представителей ритейла и других экспертов, страшилка ещё долго гуляла в интернет-пространстве.
Это классический пример вирусного фейка: страх — как и другие негативные эмоции — купирует здравый смысл и логику, не оставляя читателям шанса на то, чтобы усомниться в написанном.
На волне пробирающих до дрожи картинок в интернете большинство забывают очевидные вещи. В частности о том, как передаётся инфекция и что ВИЧ неустойчив во внешней среде, погибая за несколько минут.
Фейк вызывает сильные негативные эмоции, попадая в точку боли человека, — запускается механизм распространения
Ричард Белзер в своей книге «НЛО, Кеннеди и Элвис: заговоры, в которые, чтобы поверить, не обязательно быть сумасшедшим» пишет, что если говорить достаточно большую ложь достаточно часто, люди поверят, что это правда, даже если это чушь.
Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве.
Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Например, проблемы в бизнесе, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, рост цен на продукты.
Затем следует эмоциональное включение, при котором рацио напрочь отключается, и желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.
Точка боли ⟶ Негативная эмоция ⟶ Включение ⟶ Желание поделиться или вступить в спор
Давайте рассмотрим более детально механику создания, трансформации и распространения фальшивых новостей на примере так называемого врача Юры Климова из провинции Шэньчжэня. В разгар первого карантина и всеобщей растерянности многих интернет-пользователей не обошло стороной «разъяснение для близких от молодого врача».
О «Юре Климове» и его рекомендациях писали СМИ, форумы, соцсети, группы. Они приходили в Viber и другие мессенджеры, о них рассказывали по телефону.
Давайте разложим алгоритм создания «Юры Климова» на этапы и убедимся в том, как легко нелепая информация становится мега цитируемой, несмотря на официальные заявления профильных структур и настоящих экспертов из медицинской сферы.
Этап 1. Зарождение фейка
Согласно исследованию Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, создание слухов, фейков, псевдосоветов, в том числе псевдомедицинских, — естественный процесс в человеческих сообществах. Такой круговорот информации позволяет укрепить социальные связи между рассказчиком и «своей группой». А в момент форс-мажоров и катастроф люди начинают массово и во много раз активнее распространять непроверенные данные, конспирологические теории и фейковые новости — так устроено человеческое мышление.
Когда эпидемия коронавируса ещё не достигла масштаба пандемии и наблюдались только первые случаи в Ухани, на китайском языке стали появляться короткие тексты псевдомедицинского характера. В них говорилось о том, что вирус умирает при температуре 26˚, а защититься от заразы помогут обильное горячее питьё и долгое пребывание на солнце. Эти советы имели ссылку на «сына сестры, который работает в госпитале в Ухане» без указания должности и названия медицинского учреждения и не имели под собой ни малейшего обоснования.
Этап 2. Распространение фейка
Коронавирус интенсивно распространяется и выходит за пределы Китая. А вместе с ним распространяется и вышеуказанные «советы от Юры Климова». Через какое-то время кто-то из активных, но безымянных интернет-пользователей переводит его на русский язык через гугл-переводчик и источник в виде «сына сестры» трансформируется в «моего дядю и племянника».
Уже в таком виде псевдорекомендации распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских, в студенческих группах и в сообществах на тему здоровья. Потом размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ. И получают небывалый охват в сотни тысяч перепостов.
Что касается официальной борьбы с фейками, существует список Роскомнадзора (тестовая версия) на основании решений Генеральной прокуратуры, который включает в себя интернет-ресурсы, которые замечены в распространении фейковых новостей. При этом Роскомнадзор не имеет претензий к этим СМИ, так как фальшивые новости распространяют в комментариях к постам, за которые издания не несут ответственности.
С дезинформацией борется и Facebook. Так, в официальном отчёте соцсети за июль 2021 года сказано, что модераторы удалили 65 аккаунтов в Facebook и 243 аккаунта в Instagram из России, которые распространяли фейки о западных вакцинах от COVID-19 в Индии, Латинской Америке и США. К примеру, что препарат AstraZeneca превращает людей в обезьян. Более того, для распространения ложной информации привлекали популярных блогеров.
Большинство экспертов считает, что противостоять атаке фейков, в первую очередь, поможет не удаление дезинформации и ложных интернет-источников, а обучение онлайн-пользователей. Люди должны распознавать ложь и не реагировать на провокации.
Этап 3. Трансформация фейка
История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально ближе жителям России, чем житель Китая. В результате появляется более расширенный вариант с молодым российским врачом Юрой Климовым.
Одновременно с рождением «Юры» появляется и англоговорящий врач, но уже с ссылкой на некий американский госпиталь.
Этап 4. Максимальное тиражирование фейка
Псевдорекомендации «Юры Климова» широко распространились в соцсетях, на форумах и сайтах. Персонализация информации в лице молодого врача вызвала у пользователей больше доверия, чем «инсайдеры» и «источники из околоправительственных кругов». Поэтому её читали, ей верили, охотно репостили на своих страницах в соцсетях, делились с родными.
Дело сделано: ложная информация зажила своей жизнью.
Как распознать фейк: базовые правила
Вряд ли получится всегда и безошибочно отличать истинные новости от ложных.
По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.
Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.
Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:
Давайте разберём эти признаки более подробно. Их же можно назвать ключевыми правилами потребления информации.
Отсутствие первоисточника информации
Это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.
Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого «анонима», то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.
Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.
Так, в марте 2020 года СМИ и соцсети России, Казахстана, Узбекистана и Украины пестрели сообщениями о том, что в определённый день и время вертолёты будут распространять над городом лекарство для дезинфекции. При этом не указывался район, улица, а также отсутствовал официальный источник информации.
Медиа пришлось размещать массовые опровержения данной информации: