Фейковая квартира что такое
Как вычислить фейковое объявление об аренде квартиры
Современные онлайн-платформы позволяют легко и быстро подобрать подходящее жилье в аренду. Достаточно использовать определенные фильтры — локацию, метраж, срок и цену — и получить десятки, а иногда и сотни вариантов. Но иногда за объявлениями об аренде скрываются фейки и даже откровенные мошеннические схемы.
Вместе с представителями крупнейших платформ недвижимости разбираемся, откуда берутся лжеобъявления и как их распознать.
Как появляются фейки
Прежде чем объявление об аренде квартиры появится на сайте ЦИАН или «Авито», оно проходит модерацию. Например, «Авито» с помощью автоматической и ручной проверки каждый день обрабатывает более 4 млн объявлений об аренде, в том числе более 600 тыс. новых, рассказывает руководитель направлений вторичной недвижимости и долгосрочной аренды «Авито Недвижимости» Руслан Закирьянов.
Система использует алгоритмы, чтобы не допустить к публикации объявления с фотографиями с других ресурсов, проверяет корректность описания и соответствие цены рыночной и блокирует подозрительные предложения. Также специалисты осматривают объекты в офлайн-режиме. «Если параметры квартиры полностью совпадают с описанием, то у объекта появляется специальная отметка «Проверено Авито», что гарантирует достоверность объявления», — отметил Закирьянов.
Но даже при использовании специальных машинных алгоритмов и ручных механизмов на 100% исключить фейковые объявления невозможно. По словам руководителя отдела модерации ЦИАН Алексея Петрова, в столице доля фейковых объявлений по аренде квартир составляет около 1%, при этом в среднем по стране этот показатель в несколько раз выше. «На площадках, где модерации нет либо она формальная, фейковых объявлений намного больше, чем реальных. Даже один мошенник или лидогенератор генерирует мусорный контент в огромном количестве. А если их на площадке много, то общее количество фейков может исчисляться десятками тысяч, что подтверждается тысячами блокируемых ежемесячно аккаунтов таких людей в ЦИАН», — уточнил он.
Фейковые объявления подвержены сезонным колебаниям. С увеличением спроса на аренду растет и число мошенников и недобросовестных риелторов, которые размещают такие объявления. Это может быть начало учебного года или делового сезона. Особенно активны онлайн-мошенники были во время карантинных ограничений, вспоминает заместитель директора департамента аренды квартир риелторской компании «Инком-Недвижимость» Оксана Полякова. «За время первой волны самоизоляции случаи мошенничества с противозаконным использованием бренда известных риелторских компаний участились в пять раз по сравнению данными за весь предыдущий год (с марта 2019 года по март 2020 года). В 2020 году число жалоб граждан, обманутых аферистами под видом агента из известной компании, втрое превысило показатель 2019 года», — рассказала она.
Типы фейков
Фейковые объявления можно условно разделить на два типа, говорит Алексей Петров из ЦИАН.
Как распознать лжеобъявление об аренде
В фейковых объявлениях в основном все строится вокруг заниженной цены и красивой картинки на фото, на которые и попадаются потенциальные клиенты. Обычно это квартиры с дорогим ремонтом в хорошей локации, без залога и недорого. Чтобы жертва не заподозрила подвох, предложение представлено как выгодное, но не слишком дешевое. Арендаторы проводят мониторинг объявлений, они в курсе порядка цен и опасаются обмана. «Поэтому объект может стоить на 5–10% ниже рынка, и всегда подобные предложения якобы от собственника», — указала Оксана Полякова.
Еще одна распространенная уловка — сокрытие дополнительных платежей. Для привлечения внимания арендодатель выставляет объект по цене ниже рынка. Потенциальные квартиранты приезжают на просмотр и, если их все утраивает, соглашаются на сделку, однако вдруг узнают, что коммунальные платежи не учитывались в объявлении.
Признаком фейкового объявления может быть просьба внести задаток. Лжериелторы мотивируют это тем, что квартира пользуется высоким спросом, поэтому кандидату нужно внести небольшую предоплату за просмотр или забронировать лот. «Мошенники используют сразу несколько аккаунтов, так по чуть-чуть набираются значительные суммы. Видите требование предоплаты — откажитесь от этого варианта. Деньги можно отдавать только после подписания договора найма — как посреднику сделки, так и арендодателю», — советует представитель «Инкома».
Еще один сценарий: в объявлении выставляется привлекательная квартира. Потенциальный арендатор общается с «собственником» на сайте, затем он предлагает перейти в мессенджер. После того как стороны договорились об аренде, жертве дают ссылку для проведения оплаты через сайт, которая оказывается поддельным. В итоге арендатор остается без квартиры и без денег. Более того, данные карты становятся доступны мошенникам, которые могут снять с нее все деньги.
Насторожить потенциальных арендаторов должен и текст объявления, в котором к будущим жильцам не предъявляется никаких требований. «Любой состав, можно с животными, с детьми и без посредника». Собственники редко не имеют никаких пожеланий к квартирантам, поэтому когда требований совсем нет (пусть и не всегда корректных), существует вероятность, что в объявление есть какой-то подвох.
Бывают ситуации, когда в объявлении указывается квартира по одному адресу, а в реальности оказывается, что располагается по другому адресу. Более того, в самом объекте хуже ремонт и мебель не такая современная, как на картинке.
Читайте также
Как не остаться без денег и арендного жилья
Чтобы обезопасить себя от фейков, эксперты советуют следовать простым правилам. Во-первых, проверять лично объект, который вы планируете снять (можно использовать Google-карты, поехать на реальный просмотр). Во-вторых, не платить до просмотра объекта, согласования всех условий сделки и заключения официального договора. В-третьих, не переходить по ссылкам, которые пересылают вам лжеарендодатели, и выбирать информационную площадку с жесткой модерацией объявлений, рекомендует Алексей Петров из ЦИАН.
Помочь убедиться в надежной репутации агентства или физического лица может также информация, доступная в профиле человека, который разместил объявление, добавил Руслан Закирьянов из «Авито». Следует посмотреть, как давно он размещает объявления, какие у него отзывы, подтвержден ли его номер телефона.
Если предложение рассматривается от агентства, то нужно проверить, действительно ли существует указанное в объявлении юридическое лицо. Сделать это можно на сайте Федеральной налоговой службы. Изучая объявления, рекомендуется заранее ознакомиться с информацией о квартире из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) — выписку можно заказать во время поиска. В ней доступны данные об истории смены собственников жилья, характеристики и параметры объекта, данные о залогах и обременениях (к примеру, об ипотеке и аресте).
Распознать недобросовестного арендодателя возможно и во время общения с ним перед просмотром квартиры. Нужно помнить, что показ объекта проводится бесплатно. Если с вас требуют оплату за просмотр, доверять такому владельцу недвижимости не стоит. Это же касается и предоплаты: арендодатель не может потребовать внести предварительный взнос без заключения договора.
Таким образом, лучшее средство борьбы с мошенниками и фейковыми объявлениями — это внимательность самих пользователей. Если есть сомнения в достоверности объявления или подозрение, что столкнулись с мошенниками, лучше обращаться в специальные службу поддержки до общения с таким арендодателем.
Пять правил от «Авито Недвижимости»
Пустышки в аренде
Пустышки в аренде или фейковые объявления на Авито и Циане
Что такое «квартиры пустышки» знает каждый агент по аренде. Пустышка – это объявление о сдаче жилья с красивыми фото и относительно невысокой ценой. Вся изюминка заключается в том, что такого объекта недвижимости не существует в природе.
Другими словами, это фиктивное объявление о сдаче в аренду жилья. Количество фиктивных объявлений на таких порталах, как «Авито», «Домофонд», достигло рекордных результатов и составляет 60–70% объявлений. Фейковое объявление на Авито или Циане преследует одну цель – привлечь клиента.
Например, вы видите объявление такого типа: сдаётся однокомнатная квартира в центре, рядом с метро Садовая. Цена: 14 тыс.руб. Такое объявление должно насторожить. Метро Садовая находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Цены на жильё в историческом центре любой столицы мира всегда высоки. Санкт-Петербург в этом плане не исключение. Цены на жильё в центре выше средних по городу раза в 1,5–2.
Средняя цена однокомнатной квартиры по Питеру составляет 20–22 тыс. руб. + оплата коммунальных услуг. Исходя из этого, как может стоить однокомнатная квартира в историческом центре рядом с метро 14 тыс.руб.? Кто и для чего подаёт пустышки? Их часто подают мошенники, недобросовестные агенты и агентства.
Зачем нужна пустышка?
Большинство агентств выставляет на своих сайтах и портале «Авито» ложную информацию по объектам с целью привлечения клиентов. Цель пустышки – привлечь внимание и заставить клиента позвонить по телефону. Далее идёт второй этап – обработка клиента. Здесь важным моментом является общение, которое выстраивается таким образом, что люди попадают под влияние агента.
Пустышки – это бич в аренде. Такие порталы, как «Авито», «Домофонд» и аналогичные им, не несут ответственность за достоверность рекламных объявлений. Поэтому количество фиктивных объявлений о сдаче жилья в аренду достигло рекордных показателей.
Агентства вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие, добиваясь повышения качества предоставляемых услуг, грешат предоставлением рекламных предложений, нацеленных лишь на привлечение внимания клиентов.
Ими грешат и мошенники. Они также подают пустышки для привлечения потенциальных жертв. Они ловят потенциальную жертву на пустышку.
Как они «разводят» жертву после звонка? Я не знаю всех схем развода мошенников. Все схемы знать невозможно, они всё время их меняют. Самый распространённый вид на все времена – это информационные агентства. Что тут можно посоветовать? Никогда не вступайте в сделку с предварительной оплатой услуг.
Насмотревшись пустышек в интернете, люди часто приезжают в Питер с определёнными представлениями о ценах на аренду и им бывает трудно объяснить, что таких цен не существует. Реальные квартиры выглядят гораздо скромнее. Фото реальной квартиры, которую я сдавала, сразу видно в статье. Её вид отличается от остальных фото.
Большинство бюджетных квартир выглядят скромно, хозяева квартир редко вкладываются в хороший ремонт и меблировку. Основные типы меблировки квартир я описала в отдельной статье (ссылка внизу).
Современные однушки с хорошей мебелью и техникой стоят примерно 25-35 тыс.руб.+ оплата коммунальных услуг.
В краткосрочной аренде также хватает объявлений-пустышек.
В последнее время появилось большое количество сайтов с заманчивыми предложениями. Предлагаются на выбор квартиры с дизайнерским ремонтом и мебелью. Дизайнерский ремонт и стильная мебель стоит недёшево. Чтобы его окупить, нужно выставлять объект по соответствующим ценам.
Бывают ли такие красивые квартиры с дизайнерским ремонтом?
Да, бывают. Только по другим ценам. Узнать реальные цены можно, проанализировав цены на хорошие номера в гостиницах и мини-отелях города. Во времена интернета такую информацию не сложно найти.
Но что поразительно? Из года в год люди как велись на подобные объявления, так и ведутся. Что тут посоветовать? Не будьте наивными. Будьте критичны, проведите свой анализ рынка, проконсультируйтесь у специалистов рынка. Будьте осторожны и элементарно бдительны.
Кто и зачем публикует фальшивые объявления об аренде квартир
Представьте, что вам нужно снять жилье. Допустим, вы живете один и можете обойтись однокомнатной квартирой. Вариант в центре — слишком дорого, в пригороде — слишком далеко; обжитой спальный район вполне подойдет. К сожалению, лишних денег у вас нет, а потому звонки в агентства недвижимости расстраивают: там говорят, что меньше чем за 30 тыс. руб. в месяц приличную квартиру в Москве не найти.
Руководствуясь принципом «Доверяй, но проверяй», вы решаете проверить это утверждение в интернете и… да вот же оно! Светлая, уютная квартира-студия площадью 40 кв. м у станции метро «Ботанический сад». То, что надо! И главное — цена: всего 18 тыс. руб. в месяц.
Вы набираете номер телефона. В ответ милая девушка на том конце провода сокрушается, что эта квартира уже сдана — буквально сегодня утром. Но у них есть еще несколько таких же ничуть не хуже и в том же районе. Нужно только продиктовать свой телефон и вам перезвонит риелтор, чтобы пригласить на показы. Вы звоните еще по нескольким объявлениям, не менее заманчивым, чем первое, но везде одно и то же: эта квартира или уже сдана, или «собственник передумал сдавать», но есть такая же, «только с перламутровыми пуговицами».
В конце концов риелтор одного из агентств помогает вам найти жилье за 30 тыс. руб. — дешевле просто нет. А та квартира за 18 тыс. руб. — ну, это была такая случайность, редкий вариант, там хозяин, видимо, плохо разбирался в рыночных реалиях, расскажет вам риелтор. После этого еще много-много месяцев вам на телефон будут поступать звонки от самых разных агентств недвижимости и частных риелторов, хотя своего телефона вы им не давали.
Были ли все эти дешевые квартиры настоящими? В точности сказать нельзя, но, скорее всего, это объявления-«обманки», с помощью которых риелторы привлекают клиентов и собирают клиентскую базу. Подобные фальшивые объявления есть везде — на интернет-площадках, в печатных изданиях, на столбах и досках объявлений. Везде они идут с низкими ценами и привлекательными фотографиями, которые бросаются в глаза. Особенно распространен такой прием на рынке аренды.
Грешат этим и мелкие агентства, и крупные, и частные риелторы — чаще всего подобное происходит на рынке аренды квартир. Прием старый как мир, но необычайно эффективный. «Фантом» представляет собой или уже отработанный, то есть сданный в аренду объект, или вовсе несуществующий: фото кухни может быть взято из одной квартиры, снимок спальни — из другой. Цена у таких «обманок» обычно существенно ниже рыночной — в полтора или в два раза. В отдельных случаях в объявлениях-фальшивках указано, что вместо платы арендатор должен будет кормить кошку или поливать цветы — риелторы объясняют это тем, что так просил хозяин, который в отъезде.
Главный девиз риелтора — «Информация о клиенте любой ценой». Стоит позвонить по такому объявлению и оставить свои координаты — и вы на крючке. Вам будут звонить, причем не только из того агентства, куда вы обращались, но и из других: клиентскими базами торгуют, поэтому номера телефонов вскоре становятся известны сотням людей.
В нашей истории человек в итоге нашел себе квартиру — хоть и не дешево, а по самой что ни на есть рыночной цене. Агентство оказалось хорошим, риелторы честными. А вот нечестные сразу не скажут, что объекта нет на рынке: вместо этого они предложат подъехать в офис и там будут настойчиво предлагать подписать договор «на информационные услуги». Очень удобно для мошенников: клиент платит 6–8 тыс. руб. и получает базу квартир с телефонами и очень доступными ценами. Фишка в том, что база эта старая и ни один телефон не ответит, а если и ответит, то на том конце провода объяснят: квартира давно сдана или предлагается совсем по другой цене. Недоумевающий клиент приходит в агентство, где ему вручают новую базу той же степени достоверности — и все начинается сначала.
Бывает и так: одни агенты «воруют» клиентов других, как правило, более солидных риелторских компаний. Такие дельцы размещают объявления о сдаче чужих квартир с более низкой ставкой, приводят потенциального съемщика к хозяину, а тот и говорит: «Эта квартира сдается не за 40, а за 60 тыс. руб.». Часто арендатору жаль потраченного времени и сил либо он уже свыкся с мыслью, что будет жить именно здесь, — и платит. Бывает и так, что клиент начинает жалеть риелтора, который успевает втереться к нему в доверие, и соглашается на новые условия.
Справедливости ради стоит сказать, что многие объекты становятся фантомами поневоле — без всякого хитрого умысла. Хорошие предложения действительно очень быстро сдаются, а информацию не всегда удается обновить быстро — поддержка электронной базы и автоматизация работы с площадками о недвижимости требует определенных затрат. Небольшие агентства обычно не могут себе этого позволить.
Доля объявлений-призраков в общем объеме рекламы достигает 3–5%. Распознать и отсеять их очень сложно. У онлайн-сервисов одновременно представлены миллионы объявлений — проверить их все невозможно. Кроме того, бывает, что звонка недостаточно, чтобы распознать объявление-фантом: риелтор может уверять клиента, что квартира существует и сдается, чтобы тот прочнее «сел на крючок». Чтобы доподлинно все проверить, базам объявлений пришлось бы просматривать каждую сдаваемую квартиру.
Блокировать и удалять из базы объявления со слишком низкой ценой тоже было бы неправильно — ведь объект может оказаться вполне реальным. К тому же слишком низкая цена — понятие растяжимое. Тем не менее многие онлайн-сервисы блокируют недобросовестных агентов по сигналам от пользователей, которые звонят и предупреждают службу поддержки об «обманках». Распознать объявления-фальшивки можно и своими силами: просто сравните представленную стоимость со средними ценами в этом районе. Если аренда выбранной квартиры ощутимо ниже, то очень возможно, что перед вами «обманка». На рынке недвижимости поговорки про бесплатный сыр и «скупой платит дважды» особенно актуальны.
Еще одна очевидная рекомендация, которую приходится повторять снова и снова: старайтесь иметь дело с надежным крупным агентством с хорошей репутацией и большим опытом работы. У них большая база, а значит, больше вероятности найти подходящий вариант. Агента-частника можно нанимать только по рекомендации знакомых, которым доверяете. Наконец, чтобы избежать назойливых звонков от агентств и мошенников, заранее купите отдельную сим-карту в телефон и звоните по объявлениям с нее.
«Виртуальные» объекты, несомненно, засоряют информационное пространство и, к сожалению, подрывают доверие людей к риелторам. Более того, они дезинформируют тех, кто использует такие объявления при анализе ценовой обстановки. Часто арендатор думает, что его агент предлагают ему какие-то дорогие квартиры, в то время как на глаза все время попадаются объявления о дешевых. Это затрудняет работу добросовестных сотрудников агентств недвижимости и затягивает процесс подбора квартиры.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции
Фейки, дубли, заманухи в недвижимости
Проблема планетарного масштаба;)
Надеюсь, что данная тема, как и сама статья, через какое-то время будет не актуальной. А как та, которая имела место быть, и за которую многим будет стыдно.
Почему тема дублей и фейков объектов важна? Потому что, по этой причине, почти всех кто работает с недвижимостью, считают дармоедами и обманщиками. Теми, кто не хочет или не умеет работать, и зарабатывать честным трудом. Да, до сих пор есть такие. У клиентов возникает мнение, что агент – это лишнее звено в операциях с недвижимостью.
Ведь и вправду, за что платить посреднику? За то, что если он скопировал фото и текст и разместил на сайте? В моем понимании, подобное называется паразитизмом. У меня нет желания, чтобы со мной ассоциировали людей, которые занимаются созданием и распространением украденного или продублированного контента об объекте недвижимости. И за это еще хотят получать деньги.
Давайте разберемся с этим вопросом – что это такое и что делать для решения проблемы?
Раньше. Причины возникновения
Точно не скажу когда и как это возникло. По рассказам коллег, это явление появилось примерно с возникновением интернет-площадок, где можно было разместить объявление об объектах недвижимости.
Из-за не знания и не понимания, как продавать недвижимость, на рынке возникло немалое количество посредников, которые сами не понимали, зачем они нужны клиенту и за что им должны заплатить. Я маклер, работаю в недвижимости – для многих этого было достаточно, чтобы сделать выводы. И каждый делал свои – он делает справки по квартире, он юридически сопровождает сделку, он размещает объявления, у него есть база клиентов и тд.
Вход в профессию, как сейчас, так и тогда равен был нулю. Не важно, какое у тебя было образование или в какой сфере ты работал ранее. Студенты, безработные, пенсионеры и немало не квалифицированных людей стали представителями профессии, в которой занимались сделками по одному из дорогих товаров.
В следствии отсутствия какого-либо лицензирования или сертификации, и регулирования в сфере предоставления риэлторских услуг, количество посредников превышало их необходимый минимум для рынка.
Вследствие чего, возникала нездоровая конкуренция. И не только среди таких же коллег, но как это не парадоксально, но и самими клиентами, собственниками и покупателями. Информация о недвижимости от собственника дублировалась, как и процесс поиска объекта от покупателя, который параллельно повторялся агентами. Этот процесс как одобрялся клиентами, так и возникали обратные реакции, когда клиент не нуждался в услуге посредника. Но, не всегда зная и отслеживая динамику по решению вопроса с недвижимостью, параллельно проводилась «работа» от агентов без согласия самих клиентов.
Кто первый, того и тапки
Большие агентства недвижимости учили как работать. Ну как работать, в немалом объеме от другой занятости – создавать фейки, объявления недвижимости, которых не существовало, и дубли, копирующие информацию об объектах, которую рекламировал сам собственник или риэлтор, работающий по договору.
У агентов стояла задача, ежедневно размещать какое-то минимальное количество таких «уток» за день. Знаю, что цифры в среднем равны были 50-100 объявлений в день. Может у кого-то меньше, у кого-то больше было, не важно. Важно было, что даже одну пустышку если и запускали, то это был явный обман со стороны агента. Который использовал весь этот маховик видимости работы, для лидогенерации входящих звонков покупателей. Вот на кого и был ориентировал этот замысел, и с кем планировали в дальнейшем работать.
Помощь порталов в фейкоклонировании
Многие сайты недвижимости давали возможность пакетного размещения объявлений. Пакеты были до десятков тысяч на один аккаунт. На минуточку, это где-то вот столько – 10000. Вот так просто заливались откровенно в основном инфошлаком. В котором покупатель «тонул», не мог разобраться, уставал от поиска среди бесчисленных списков аналогичных вариантов.
Мало кто из порталов ориентировался на качество информации. Это было обоюдное и взаимовыгодное сотрудничество между агентствами недвижимости, которые получали дополнительную площадку для своих объявлений и ресурсами, и впоследствии получали доход от такого размещения. Единичные объявления не особо были интересны, потому что размещались бесплатно, как правило.
Помощь собственников в заманухоэпидемии
В прошлом году, работая по одному из объектов, собственник удивился с искренним непониманием, почему я запрещаю дублировать информацию по его объекту, на который у меня был эксклюзив. Но раньше, таких клиентов было больше, которые подавали инфо о продаже своих объектов всем подряд. Можно вспомнить выражение «У семи нянек дитя без глаза» и провести аналогии. Сегодня тоже есть такие «фрукты», но объяснять стало как-то более доступнее и понятнее для них.
Сами того не понимали, что делают себе медвежью услугу. Хозяева недвижимости, руководствуясь мнением, что чем больше будет занятых агентов их объектом, тем быстрее он продавался. Очень, очень глубокое заблуждение, которое надо выжигать каленым железом. На самом деле все происходило наоборот. С возможным исключениями, о которых не знаю. Что происходило? Как правило, те агенты, к которым обращался собственник, ограничивались размещением информации только у себя в базе или в лучшем случае еще на пару-тройке сайтов.
Выходило так, что на один объект было подано до нескольких десятков дублей. Сами агенты «не рвались в бой» и не продвигали конкретный объект, который зависал в продаже. А ждали, пока кто-то из покупателей случайным образом не заинтересуется за этот или аналогичный объект. В итоге собственник терял во времени и в цене. А агенты знали, что из их базы за месяц что-то и выстрелит и продастся пару объектов. А больше чем 90% объектов с их базы, зависало надолго, так и не создавая никакой динамики по купле-продаже.
В цене собственник мог потерять еще по одной причине. Когда, самые ушлые посредники, размещают объявление по цене ниже, чем собственник. С расчетом на то, что покупатель будет искать вариант, который ему подходит, но по меньшей стоимости и от других посредников. Но, собственник мог и не знать о таких ухищрениях от того, кто им должен был привести покупателя. Как изначально подумывал собственник. Такие посредники руководствуются принципом: моя миссия – комиссия. Интересы собственника и причины, побудившие выставить недвижимость в рекламу, таких псевдоэкспертов, не интересуют. Но такие ожидания от собственников, так часто возникают, как и часто меняется цифры на циферблате часов.
Это явление было и раньше, но так до сих пор и осталось, но с каждым годом, как мне кажется – все меньше, и меньше. Может здоровый капитализм берет вверх? Но в целом, еще не поменяло рынок недвижимости.
Фокусы от псевдопрофи по созданию фейков
Фейки. Рецепт создания был довольно таки прост и требовал немного смекалки и навыков в создании от посредника. Нужно было скопировать фото, как правило, красивые, с любого объекта. Часто сам находил оригиналы фото, интересующей меня недвижимости и якобы реального объекта. Но они были скопированы с сайтов, где указано локацию с других городов и стран.
После фото, нужно было скопировать информацию с параметрами и описанием квартиры, дома или помещения. После чего, готовый контент размещался на сайтах, под видом реального объекта. И оставалось ждать звонка, как рыбаку поклева.
Дубли. Если с заманухами все понятно, то с дублями можно было еще несколько уловок сотворить. Первое, и более распространённое, взять за основу реальный объект. Который рекламируется собственником или листингующим риэлтором (который работает по письменному договору). Поменять на похожие фото, как и в случае с фейками, с другого объекта, но с максимально схожим состоянием и ремонтом.
Только заменой фото, не ограничивались. Часто меняли общую площадь, этаж, номер дома, улицу. Этого было достаточно, чтобы хозяин или риэлтор, работающий по конкретному объекту, не смогли найти или вовсе догадаться, что это фейк, созданный по их недвижимости.
Зачем так было усложнять? А чтобы входящий звонок от покупателя перевести на себя (агента) и предложить другой объект или вообще услугу по подбору других вариантов. Как часто это и происходит. Та же самая лидогенерация, со своей воронкой входящих контактов, но очень сомнительного качества предложенной услуги. По такому принципу, в Киеве работает немало агентств, компаний и посредников. До с-и-х п-о-р!
Главное в таком случае для посредника – это входящий звонок клиента. Таким образом, псевдоспециалист планирует данный лид конвертировать в свой заработок. Не заморачиваясь вопросами честности и открытости. И целью, из-за которой продается недвижимость собственником.
Сейчас. Почему до сих пор существуют фейки?
То, что происходило раньше, на сегодня количественно уменьшилось. Но присутствует в таком объеме, что не скажешь по общему улучшению ситуации и изменениях в качестве.
Продажа инфо, а не недвижимости
На сайтах недвижимости до сих пор можно найти подтверждение в существовании подобного подхода по продаже/аренде. Актуально еще применение технологий по созданию, распространению фейков и дублей. И пока не понятно, что главнее для большинства ресурсов – трафик на сайт или качество информации, что там представлено? И кто из них не желает быть инфосвалкой в глазах посетителя.
Например, можно зайти на агрегатор flatfy (ранее Лун), и найти объявления по конкретным квартирам, которые рекламируются на разных сайтах, параллельно несколькими агентствами. И нет разницы, каким образом попала к ним информация о продаже. Сам собственник обратился ко всем с предложением помочь в продаже, лично выслал фото и описание. Или с баз недвижимости была взята информация без ведома того же собственника. Или без разрешения скопирована посредниками и размещена уже от своего имени в интернете.
Но за несколько последних лет, большинство порталов улучшили ситуацию, хоть и не на много, но все же стало немного лучше, чем раньше. Кто-то ограничил количество размещенных объектов с одного аккаунта. Так как, специалист одновременно не может качественно и параллельно обслужить клиентов более чем с 5-10 объектов.
Данный шаг был логичным со стороны интернет-ресурсов. Где-то начали принимать сканы эксклюзивных договор. Что повлияло на возможность снятия дублей от нечестных на руку посредников. Один из порталов стал проводить самостоятельную проверку объектов. Порталы пошли на встречу качеству информации, представленной у них на страницах.
Непонимание собственника и агентов, кто кому и зачем нужен
До сих пор приходится объяснять собственникам, зачем им стоит обратиться только к одному специалисту. Нет понимания, что один специалист сможет сам предложить сотрудничество тем, другим агентам, к которым хотел обратиться собственник. И специалист сможет еще больше сделать охват и обратиться по партнерской сети, к большему количеству, чем хозяин объекта.
В отношении агентов и агентств до сих пор удивляюсь, почему они тратят время на создание фейков и дублей? Вместо того, чтобы сконцентрироваться на улучшении качества своих услуг. Работы будет достаточно, если каждый из агентов, одномоментно, будет заниматься 2-5 объектами. Смысл набивать свою базу недвижимостью? Которую месяцами не могут продать. Если это время можно переориентировать на формирование правильной цены и разбор вопросов, по мотивации у собственника, в причинах продажи. То времени на бессмысленное клонирование информации не станет. Все агенты будет заниматься непосредственно прямыми обязанностями – продавать недвижимость.
Еще обижаются, когда клиенты «кидают» некоторых агентов, работающих с дублями, которые надеялись на оплату после закрытия сделки. Часто сами не зная, кто в итоге им заплатит, покупатель или собственник. Обижаются и приводят в защиту странные доводы о какой-то проделанной работе, о потраченном времени и средствах на рекламу. О которых, опять же, не просил собственник, и не договаривались заранее между собой. Тем самым, специалистов и дальше будут воспринимать и сравнивать по таким горе-агентам. А это не правильно. Нужно разделять семена от плевел.
Те, кто занимается созданием «уток», еще и учит других, как это делать. Не ограничиваясь дублированием контента, эти ребята создают по несколько аккаунтов на сайтах. Некоторые идут еще дальше, создают виртуальные номера телефонов для приема звонков или того больше, покупают телефонные сим-карты, или новые телефоны. Цель: показать, что это собственник, но псевдо- или выйти из блокировки на некоторых сайтах. К сожалению, не все методы такой работы мне известны. О которых мог здесь написать или подзабыл. Если кто знает еще что-то, просьба написать в комментариях.
Перспектива. Решение проблемы с изменением ситуации на рынке
Собственнику и его риэлтору
Первое и главное – если продавать через риэлтора, то обязательно работать по письменному договору. Специалист сможет не допустить дублирование информации или последующие действия со стороны покупателя или их агента, что может привести к ухудшению условий продажи. Выраженных в конечной стоимости, не всегда удовлетворяющих собственника, и потраченном времени.
При работе с объектом, где есть уже дубли в интернете, или ранее размещённые другими агентами – рекомендую обзвонить, с просьбой снять их с рекламы. Если отказываются, обратиться на сайты, где размещена информация и договориться о снятии объекта. Возможно, с блокировкой того, кто отказывается сотрудничать.
Покупателю/арендатору
Не знаю, ничего не остается, как посоветовать кидать или обходить таких ребят, кто дублирует и создает фейки. Если их не нанимали и не обращались за риэлторской услугой. Иначе такую заразу не искоренить, когда клиенты ведутся на рассказы об эфемерных, выполненных работах и с последующей оплатой за не понятно что. Где услуга, как правило, не предоставлена, и происходит банальное вымогание, даже если это красиво завуалировано под риэлтерскую услугу. Многим из таких «специалистов», можно прямиком в театр идти играть. Там ценят сказочников и актеров.
Запомните! Не платите за услугу, о которой не вы просили, и заранее не договаривались. За телефонный звонок, покупатель не должен платить тому, кто рекламирует/дублирует объект. Если отказываются по телефону в показе объекта, но он подходит по посиковым параметрам, попробуйте самостоятельно найти и выйти на собственника. Хотя, возможно вам парят фейк, с последующей задачей навязать услугу подбора по поиску недвижимости.
Сайтам
Кем-то уже внедрено, что-то еще в перспективе. Помощь за последние годы от сайтов происходит, что в целом понемногу отбеливает рынок.
Верификация. Есть несколько способов для риэлторов: по идентификационному коду, сертификационному номеру профессиональной ассоциации, BankID и тд. Не факт, что поможет в целом, так как те же посредники могут тот же этаж поменять или площадь, и ты не докажешь, что его объявление – не фейковое.
Верификация может быть не только специалиста, но и объекта, как в других странах. Например, по земельным участкам у нас есть кадастровый номер. Если бы он был у квартир, помещений и домов, то можно было бы вводить его на сайтах недвижимости, с последующей невозможностью размещения дублей.
Модерация договоров. Еще не всеми реализовано, и не является обязательным пунктом для агентов. Но, это как минимум и на порядок сделало бы инфополе более качественным.
Примитивно же работать, когда звонят по объекту, а их у тебя несколько десятков, а то и сотен, и ты просишь назвать номер объекта. То есть, посредник, таким образом, не знает, что он вообще продает. Но, не продает в итоге, а просто разместил инфо, и думает, что таким образом можно работать и зарабатывать.
Водяной знак. К сожалению, приходится жертвовать качеством и добавлять надписи, лого поверх фото, чтобы элементарно посредники по-шакальски не скопировали, и в последующем не продублировали рекламу. Тоже не всегда помогает, так как некоторые умельцы обрезают, делают накладки поверх водяного знака. Короче, продолжают цирковую деятельность.
Блокировка. Хорошо, если посредника заблокируют за фейки и дубли, но ими это решается повторной регистрацией телефонного номера или email. Мне известно, что есть ресурсы, которые могут блокировать по ip адреса компьютера, это было бы более радикально и правильнее.
Чёрный список. В закрытых риэлторских группах есть такие списки, и в некоторых случаях это помогает, не общаться с теми, кто в него попал, и «знать их в лицо». Были попытки у части порталов создать подобные списки, но возможно технически были причины и вопрос не имел положительного продолжения.
Аналогия с авторским правом
Почему, до сих пор никто не задался вопросом решения по аналогии с авторским правом? Не знаю. Это тот случай, когда моя хата с краю.
Но это не просто бы решило проблему, а очистило бы часть рынка от тех, кто случайно пришел в профессию. Даже какие-то относительно минимальные штрафы, ограничили бы желание дальше заниматься распространением фейков и дублей. И не слабо обезглавили бы псевдотехнологию по продаже и аренде недвижимости.
Например, тот же Google блокирует ссылки на пиратский контент. По аналогии, если кому уж сильно и припекло посмотреть экранку, может перейти по ссылке на страницу, где списком указаны адреса сайтов с неправомерным контентом. У нас, к сожалению, один из больших порталов-агрегаторов почему-то не хочет стать законодателем моды на блокировку «пиратского» контента в недвижимости. И закрывать ссылки на дубли.
Вывод
• Фейки, дубли, заманухи держат рынок недвижимости в не цивилизованных рамках, что качественно напоминает свалку и болото
• Собственники не понимают последствия и не осознано поддерживают тему дублей, а покупатели охотно пользуются ситуацией в своих интересах, хоть и тратят время на разгребание и поиск чего-то качественного в инфомусоре
• Не все, кто называет себя риэлтором – специалист. Специалист не будет тратить время на создание «уток». Чем больше фейков, тем больше проблем для всех, как у клиентов, так и у агентов
• Быстро и просто проблему не решить, пока это кому-то выгодно. Вопрос – кому? Ответ, думаю, что очевиден.