Фейковая новость что это означает
Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать?
Государственная Дума на пленарном заседании 7 марта приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на противодействие так называемым фейковым новостям — недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности. Рассказываем о том, что предлагается в законе с комментариями Председателей профильных Комитетов по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина
Где можно прочесть полные тексты законов?
Поправки в Закон «Об информации…»
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях
Что такое «недостоверная общественно значимая информация»?
В соответствии с принятым законом, — это информация, распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
Кто будет определять, что фейк, а что нет?
«Информация может иметь разную степень достоверности, поэтому определять эту степень будут Генеральный прокурор РФ и его заместители в рамках своей компетенции. В тоже время их решение можно будет оспорить в суде», — поясняет Председатель профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Критерии опасности, вызванные фейковыми новостями, будут определяться руководством надзорного ведомства «исходя из новостной повестки и характера событий, вокруг которых могут возникать волны фейковых новостей с возможными тяжкими последствиями», заявил Председатель Комитета.
«Если в публикации содержится то или иное утверждение – и оно подкреплено доказательными аргументами, то признать его фейковым будет затруднительно. Кроме этого, поскольку решение будет приниматься на уровне федеральных руководителей прокуратуры возможности произвола на региональном уровне будут ограничены», — подчеркнул Леонид Левин.
В качестве примера в ходе обсуждения законопроекта парламентарии, в частности, приводили в пример ситуацию в Кемерове в марте минувшего года, когда после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня» начала массово распространяться ложная информация о количестве жертв пожара, которая вызвала панику среди граждан.
Как будет работать механизм блокировки?
Генеральный прокурор или его заместители в случае обнаружения в сетевом издании недостоверной и общественно опасной информации обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Роскомнадзор в свою очередь обращается к руководству редакции интернет-издания, после чего оно должно незамедлительно фейковую информацию удалить. В случае же, если редакция незамедлительно не удалила указанную информацию, Роскомнадзор «направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию», — гласит норма закона.
В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.
При этом, как добавил Леонид Левин, ко второму чтению в законопроект была внесена поправка, выводящая из‑под процедур блокировки, в частности, новостные агрегаторы, приняв во внимание то, что их обязанность противодействовать фейковым новостям уже зафиксирована в действующем законе.
Какие штрафы грозят за фейковые новости?
Штрафы в соответствии с поправками в КоАП грозят как за распространение фейковых новостей в СМИ, так и в интернете. При этом штрафы различаются в зависимости от тяжести последствий, которые наступили в результате распространения дезинформации.
За первое распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения штраф может составить:
Повторное совершение либо распространение в СМИ и в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности может наказываться штрафами:
Наконец, в случае, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности», штрафы могут составить уже:
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что основная цель данных штрафов — профилактическая, с этим и было связано их увеличение при доработке законопроекта.
«Предлагаемая административная ответственность должна стать механизмом предупреждения деяний», — сказал он.
При этом в законе отдельно оговаривается, что «правонарушением является распространение заведомо недостоверной информации, иными словами должен быть доказан умысел».
«Если гражданин делает репост того, что ему показалось достоверным – это не является нарушением. Но если пользователь сознательно создает и публикует фейковую новость – это подпадает под действие статьи КоАП», — разъясняет в свою очередь Леонид Левин.
Вводятся полномочия органов полиции по возбуждению вышеуказанных административных дел, наряду с Роскомнадзором. Рассматривать дела будут суды. При этом предусматривается уведомление органов прокуратуры РФ обо всех случаях возбуждения дел в течение 24 часов. Такой механизм, по словам Павла Крашенинникова, позволит исключить злоупотребления.
Срок давности по расследованию таких дел составит до одного года.
Когда новый закон заработает?
Изменения в КоАП вступят в силу с момента официального опубликования закона.
Что значит закон о фейковых новостях?
7 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон о защите информации. В СМИ их называют законом о борьбе с фейковыми новостями. Он еще не вступил в силу: предстоит рассмотрение Советом Федерации и подписание президентом. Но, по опыту, в таком состоянии закон чаще всего уже принимают, он вступит в силу. Когда точно — мы напишем отдельно.
Вот бы еще кто-то прочитал закон, о котором столько разговоров.
Но стойте… Господи, что это?!
Не может быть! Достаточно двух кликов перед сном, и вы будете в шоке от того, что…
Правда о фейковых новостях
По документам дело обстоит так:
Кого это касается
Это касается всех, кто что-то пишет, публикует, издает или размещает в интернете: организаций, их сотрудников и обычных людей. Это закон не только для СМИ и корпоративных изданий, но и для граждан, которые ведут профили в соцсетях, записывают ролики для Ютуба и рассылают сообщения через мессенджеры.
Не касается этот закон только новостных агрегаторов с посещаемостью больше миллиона человек в сутки. Для них есть отдельные требования и штрафы, но по новому закону их решили не блокировать.
Что такое фейковые новости
Такого понятия в законе нет, а в народе под фейками принято понимать вообще всё неподтвержденное. Из-за этого произошла путаница. Кажется, что по новому закону будут наказывать и блокировать сайты с любой непроверенной информацией. Якобы если написать про православный праздник без внятных доказательств воскресения, вознесения и еще каких-то чудес, это фейковая новость.
На самом деле нет. Вот какая информация попадет под действие нового закона и может стать причиной штрафов и блокировок. Эти критерии должны присутствовать одновременно:
То есть даже если новость лживая или без доказательств, но она не общественно значимая, то новый закон тут не работает. За нее можно наказать разве что по давно действующим статьям о клевете или оскорблениях. И если есть решение суда. А фейковые новости здесь вообще ни при чем.
Если написать, что кто-то из звезд шоу-бизнеса якобы изменил жене, это тоже не общественно значимая информация. Вторжение в частную жизнь и повод для иска — да, только совсем не по новому закону.
А вот какое содержание может быть у новостей, на которые действуют поправки:
Это закрытый список. Других тем у фейковых новостей, за которые штрафуют и блокируют по новому закону, быть не может.
Новость о том, что у какого-то чиновника двойное гражданство, не приведет к массовым беспорядкам. А вот распространение информации об эпидемии, которой нет, или о том, что завтра закроются банки, пенсионерам перестанут платить пенсии, налоги поднимут в два раза, а магазины будут выдавать продукты по карточкам, — общественно значимо и может привести к панике и массовым беспорядкам. Тогда подключается полиция, прокуратура, Роскомнадзор и суд.
Фейковые новости: чем опасны, как появляются и как их отличать от настоящих
Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.
О том, почему фальшивые новости опасны для общества, как они создаются и распространяются, а также о правилах информационной гигиены рассказывает Ксения Резникова, PR-специалист онлайн-платформы по распространению спонсорского контента PRNEWS.IO.
Фейковые сообщения провоцируют опрометчивые поступки, угрожают здоровью людей, вызывают беспорядки в обществе
Дезинформация и низкокачественная журналистика возникли не вчера. Но ситуация усугубилась из-за стремительной популяризации соцсетей и скорости распространения контента, благодаря доступному интернету и смартфонам. И каждый день на нас обрушивается шквал противоречивых новостных сообщений — будь то подорожание стоимости газа и коммунальных услуг, угроза военной агрессии или новый штамм вируса.
Может быть не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков губительна для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости.
Всё это усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, по данным исследования PRNEWS.IO, 90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, расшаривая и комментируя ложную информацию.
И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.
Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.
Также в СМИ активно гулял фейк на тему того, что домашние животные могут заразиться COVID-19, вакцинация населения опасна, а защититься от заразы можно с помощью обильного горячего питья, пребывания на солнце и даже водки ¯\_(ツ)_/¯
Примеры таких фейков:
Подобными сообщениями весной 2020 года пестрили все социальные сети. Интернет-пользователи их активно репостили, делились в мессенджерах и отправляли родным и друзьям, не задумываясь о достоверности и первоисточниках. Из-за этого не просто нелепые, а откровенно вредные рекомендации многим стоили здоровья или даже жизни. Вместо того, чтобы своевременно обратиться к врачу и начать лечение по протоколу, они принимали солнечные ванны и брызгали постель водкой. И количество фейковых сообщений на тему коронавируса множилось в геометрической прогрессии.
Речь идёт не только о коронавирусной инфекции, которая катализировала огромное количество слухов и домыслов. Достаточно вспомнить теорию заговора «Пиццагейт», под воздействием которой обычный американец, отец двоих детей Эдгар Уэлч зашёл в пиццерию Comet Ping Pong в Вашингтоне и устроил стрельбу — к счастью, никто не пострадал.
Стрелявший был уверен в том, что в пиццерии держат в заложниках детей для нужд тайного ордена педофилов. Об этом он прочитал в интернете, тщательно изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон. Позже Эдгар Уэлч признался, что нет никаких доказательств существования тайных туннелей в Comet Ping Pong, но от существования теории заговора не открестился.
Приведём ещё один пример того, как обычная бактерия может стать причиной возникновения фейковых новостей.
Несколько лет назад в рунете появилась и периодически повторялась информация о распространении среди населения бананов, которые накачали кровью ВИЧ-инфицированных людей.
На самом деле то, что пользователи принимали за кровь, являлось результатом жизнедеятельности бактерии красного цвета. Но по форумам и группам мгновенно распространилось сообщение об «африканской партии» с ВИЧ, которая через две недели после «гибельного шествия» по Африке добралась до России.
Несмотря на множество официальных комментариев сотрудников Минздрава, представителей ритейла и других экспертов, страшилка ещё долго гуляла в интернет-пространстве.
Это классический пример вирусного фейка: страх — как и другие негативные эмоции — купирует здравый смысл и логику, не оставляя читателям шанса на то, чтобы усомниться в написанном.
На волне пробирающих до дрожи картинок в интернете большинство забывают очевидные вещи. В частности о том, как передаётся инфекция и что ВИЧ неустойчив во внешней среде, погибая за несколько минут.
Фейк вызывает сильные негативные эмоции, попадая в точку боли человека, — запускается механизм распространения
Ричард Белзер в своей книге «НЛО, Кеннеди и Элвис: заговоры, в которые, чтобы поверить, не обязательно быть сумасшедшим» пишет, что если говорить достаточно большую ложь достаточно часто, люди поверят, что это правда, даже если это чушь.
Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве.
Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Например, проблемы в бизнесе, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, рост цен на продукты.
Затем следует эмоциональное включение, при котором рацио напрочь отключается, и желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.
Точка боли ⟶ Негативная эмоция ⟶ Включение ⟶ Желание поделиться или вступить в спор
Давайте рассмотрим более детально механику создания, трансформации и распространения фальшивых новостей на примере так называемого врача Юры Климова из провинции Шэньчжэня. В разгар первого карантина и всеобщей растерянности многих интернет-пользователей не обошло стороной «разъяснение для близких от молодого врача».
О «Юре Климове» и его рекомендациях писали СМИ, форумы, соцсети, группы. Они приходили в Viber и другие мессенджеры, о них рассказывали по телефону.
Давайте разложим алгоритм создания «Юры Климова» на этапы и убедимся в том, как легко нелепая информация становится мега цитируемой, несмотря на официальные заявления профильных структур и настоящих экспертов из медицинской сферы.
Этап 1. Зарождение фейка
Согласно исследованию Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, создание слухов, фейков, псевдосоветов, в том числе псевдомедицинских, — естественный процесс в человеческих сообществах. Такой круговорот информации позволяет укрепить социальные связи между рассказчиком и «своей группой». А в момент форс-мажоров и катастроф люди начинают массово и во много раз активнее распространять непроверенные данные, конспирологические теории и фейковые новости — так устроено человеческое мышление.
Когда эпидемия коронавируса ещё не достигла масштаба пандемии и наблюдались только первые случаи в Ухани, на китайском языке стали появляться короткие тексты псевдомедицинского характера. В них говорилось о том, что вирус умирает при температуре 26˚, а защититься от заразы помогут обильное горячее питьё и долгое пребывание на солнце. Эти советы имели ссылку на «сына сестры, который работает в госпитале в Ухане» без указания должности и названия медицинского учреждения и не имели под собой ни малейшего обоснования.
Этап 2. Распространение фейка
Коронавирус интенсивно распространяется и выходит за пределы Китая. А вместе с ним распространяется и вышеуказанные «советы от Юры Климова». Через какое-то время кто-то из активных, но безымянных интернет-пользователей переводит его на русский язык через гугл-переводчик и источник в виде «сына сестры» трансформируется в «моего дядю и племянника».
Уже в таком виде псевдорекомендации распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских, в студенческих группах и в сообществах на тему здоровья. Потом размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ. И получают небывалый охват в сотни тысяч перепостов.
Что касается официальной борьбы с фейками, существует список Роскомнадзора (тестовая версия) на основании решений Генеральной прокуратуры, который включает в себя интернет-ресурсы, которые замечены в распространении фейковых новостей. При этом Роскомнадзор не имеет претензий к этим СМИ, так как фальшивые новости распространяют в комментариях к постам, за которые издания не несут ответственности.
С дезинформацией борется и Facebook. Так, в официальном отчёте соцсети за июль 2021 года сказано, что модераторы удалили 65 аккаунтов в Facebook и 243 аккаунта в Instagram из России, которые распространяли фейки о западных вакцинах от COVID-19 в Индии, Латинской Америке и США. К примеру, что препарат AstraZeneca превращает людей в обезьян. Более того, для распространения ложной информации привлекали популярных блогеров.
Большинство экспертов считает, что противостоять атаке фейков, в первую очередь, поможет не удаление дезинформации и ложных интернет-источников, а обучение онлайн-пользователей. Люди должны распознавать ложь и не реагировать на провокации.
Этап 3. Трансформация фейка
История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально ближе жителям России, чем житель Китая. В результате появляется более расширенный вариант с молодым российским врачом Юрой Климовым.
Одновременно с рождением «Юры» появляется и англоговорящий врач, но уже с ссылкой на некий американский госпиталь.
Этап 4. Максимальное тиражирование фейка
Псевдорекомендации «Юры Климова» широко распространились в соцсетях, на форумах и сайтах. Персонализация информации в лице молодого врача вызвала у пользователей больше доверия, чем «инсайдеры» и «источники из околоправительственных кругов». Поэтому её читали, ей верили, охотно репостили на своих страницах в соцсетях, делились с родными.
Дело сделано: ложная информация зажила своей жизнью.
Как распознать фейк: базовые правила
Вряд ли получится всегда и безошибочно отличать истинные новости от ложных.
По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.
Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.
Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:
Давайте разберём эти признаки более подробно. Их же можно назвать ключевыми правилами потребления информации.
Отсутствие первоисточника информации
Это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.
Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого «анонима», то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.
Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.
Так, в марте 2020 года СМИ и соцсети России, Казахстана, Узбекистана и Украины пестрели сообщениями о том, что в определённый день и время вертолёты будут распространять над городом лекарство для дезинфекции. При этом не указывался район, улица, а также отсутствовал официальный источник информации.
Медиа пришлось размещать массовые опровержения данной информации:
Фейковые новости как феномен современного медиапространства
Существование современного прогрессивного общества невозможно представить вне медиапространства. Интернет подсказывает информационные поводы и помогает найти нужные факты, однако та же Глобальная Сеть подкидывает явную ложь под видом сенсаций. Что представляют собой фейковые новости? Почему их выгодно создавать? Как бороться?
Непроверенные новости до широкого распространения интернета назывались «газетными утками». Выражению «газетная утка» больше трехсот лет. Впервые оно прозвучало в Германии в 17 веке.
К прототипам фейкам может быть отнесена и шутка, которая является продуктом авторской фантазии, домысла. Шутка рождается как отклик на нелепые ситуации, которые возникают в результате различный жизненных коллизий.
В истории массмедиа описано немало случаев, подтверждающих, что в период появления и развития журналистики большая часть новостей состояла из слухов.
Один из первых примеров выхода в свет спорной и сомнительной информации относится к шестому столетию. Сатирическое произведение «Anecdota» принадлежит творчеству Прокопия Кесарийского – крупнейшего историка ранневизантийского периода.
В условиях восребованности поиска мгновенных новостей во Всемирной сети все более распространенным явлением становятся – фейковые новости. Фейковая новость — это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложь которой распознаваема и проверяема, а целью которого является введения в заблуждение аудитории ради увеличения прибыли и трафика.
«Фейк» (от англ. fake — «фальшивка», «обман») включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды: от поддельных текстов, а также фото-, видео- или аудиозаписей до искусственно созданной по заданию заказчика популярности личности, произведения, проекта.Авторы поддельных новостей часто используют броские заголовки или полностью выдуманные истории для увеличения читательской аудитории.
· Внимательно читайте заголовки. Если в заголовке автор «кричит» о важности и сенсационности новости, то стоит задуматься.
· Доверяйте только проверенным источникам, официальным сайтам. Стоит для начала узнать о ресурсе, который предоставляет информацию, подробнее.
· Следите за ошибками. Если много опечаток, ошибок в тексте – это «утка»
· Проверьте видео- и фотоконтент. Подлинность фотоматериала можно уточнить с помощью поисковика Гугл в разделе «картинки».
· Проверьте дату публикацию. Фейки, как правило, не имеют даты публикации.
· Попробуйте найти эту же новость в других изданиях. Если ни одно другое издание не может похвастаться этой же сенсацией, скорее всего, она фейковая.
· Убедитесь, что это не сатира. Очень часто «шуточные» новости публикуются крупным изданиями в преддверии 1 апреля и подобных праздников.
Прежде всего, фейковые новости создаются, чтобы отвлечь внимание аудитории от действительно значимых и важных новостей. Как правило, их используют политики.
Например, во время последней президентской гонки в США вокруг кандидата Дональда Трампа было множество скандалов и не самых приятных новостей. Чтобы отвлечь внимание от публикации новых курьезных фактов из жизни бизнесмена, кандидат на пост советника по нацбезопасности Майкл Флинн опубликовал в социальной сети пост под громким названием «Сексуальные преступления с детьми» и ненавязчиво намекнул, что он посвящается деятельности демократов. Естественно, внимание общественности переключилось на разгорающийся скандал вокруг членов демократической партии, а моральный облик Трампа уже не казался столь отрицательным. В последствии выяснилось, что новость оказалась фейковой.
Создать фейк новости в интернете выгодно и для увеличения популярности или заработка. Когда публикуются новости, касающиеся знаменитостей, фанаты быстро распространяют информацию, ставят лайки, делают репосты, комментируют. Так ресурс становится популярнее и прибыль увеличивается.
Также фейк новости могут создаваться с целью пиара. Заказчики хотят, чтобы о них говорили, чтобы они были узнаваемы.
Европейский Союз считает, что фейки подрывают репутацию СМИ и разрушают современные демократические ценности. В ЕС в январе 2018 года организована группа, состоящая из специалистов международного уровня, для противодействия созданию и распространению фейковых новостей.
Весь мир признает данную проблему актуальной, предпринимаются меры для борьбы с ней. Однако пока фейковые новости не взяты под государственный контроль, остается быть максимально бдительными, проверять и перепроверять данные и новости из интернета.
Интернет прочно вошел в повседневную жизнь современного человека. С его помощью всегда можно отыскать нужную информацию.Благодаря Интернету появились практически безграничные возможности во всех областях жизни, поэтому сейчас особо важно чувствовать себя в медиапространстве уверенно, четко уметь определять фейковые новости и правильно использовать полученную информацию. Читателей быстро и малозатратно можно превратить в толпу, пораженную массовым психозом с помощью специфически поданной информации и «громких» заголовков.
Современное медийное пространство функционирует в условиях усиления скорости коммуникационных процессов. В этой связи все более очевидным становится размывание границ между правдой и ложью, в результате чего в поле медиа все чаще возникают фейковые новости. Основной платформой для «фейковизации» называют именно интернет, а среди причин указывает на высокую скорость подачи контента.
Фейковые новости приобретают все большую популярность. Это объясняется тем, что читатели не сразу способны распознать информационную подделку, безоговорочно или отчасти верят в достоверность описанных фактов.
От сегодняшнего потребителя новостного контента требуется не только умение читать, но и умение анализировать новости: довольно часто новости, опубликованные в Сети, даже на сайтах серьёзных медиа, могут быть ложными.