Фгуп и фгбу в чем разница таблица
Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:
Регулирование законодательством
ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:
Характерные черты унитарного предприятия
ФГУП в России характеризует следующее:
Создание УП
Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:
При учреждении ФГУП берется за основу следующее:
Способы использования имущества
Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:
Основные виды унитарных предприятий
Главных форм унитарных предприятий две. Это:
Представим их особенности в виде таблицы.
Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.
Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.
Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.
УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.
Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.
По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.
Деятельность унитарного предприятия
Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:
Конкретные примеры ФГУП
Рассмотрим широко известные ФГП:
Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го
Вместе с административной реформой в России готовится масштабная реорганизация государственного «бизнеса» — федеральных унитарных предприятий (ФГУП) и организаций, действующих в рыночной форме. Первые необходимо либо ликвидировать, либо трансформировать в акционерные общества до конца следующего года, следует из поручения первого вице-премьера Дмитрия Григоренко Минфину, Росимуществу и другим профильным ведомствам. А госорганизации, при условии, что ими напрямую владеет РФ, нужно передать в вертикально интегрированные структуры, госкорпорации или в собственность регионов. Чтобы реформа сработала, ее нужно будет довести до логического конца и продать госорганизации в частные руки, полагают эксперты.
Реструктуризация активов
Первый вице-премьер Дмитрий Григоренко поставил перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом задачу акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы до конца 2021 года, следует из текста его поручения этим ведомствам (есть у «Известий»). В конце 2019-го, при предыдущем составе правительства, Госдума приняла аналогичный закон, но с более растянутыми сроками. Предполагалось избавиться от государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике, до 2025 года. По данным ФНС, в реестре юридических лиц на 1 ноября числилось около 700 ФГУПов.
Кроме ускорения реформы этих предприятий замглавы правительства поручил пересмотреть структуру собственности госкомпаний. В частности, если РФ напрямую владеет организацией, ее потребуется передать на баланс госкорпорации, вертикально интегрированной структуры (под ними понимаются, как правило, крупнейшие добывающие холдинги) или субъекту федерации, следует из поручения.
Прогнозный план приватизации, согласно документу, будет скорректирован.
Ранее в октябре Минфин, в ведение которого с этого года перешло Росимущество, предложил перейти к единой системе управления организациями, консолидировав в агентстве права владельца всех государственных АО и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности.
Впрочем, по поручению Дмитрия Григоренко для части ФГУПов и организаций будут сделаны исключения. Так, унитарные предприятия смогут сохранить свою форму, а госкомпании — остаться в прямой собственности правительства, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Кроме этого, если ФГУП не сможет эффективно выполнять свои функции в форме АО, его можно будет преобразовать в госучреждение (в такой форме работают, например, организации в сфере здравоохранения, образования и т.д.).
Ранее систему управления госимуществом раскритиковала Счетная палата. Аудиторы констатировали, что в России нет достоверных данных о числе компаний с госучастием, 90% из них находятся фактически в «серой» зоне, а вознаграждение их руководства может превышать зарплату работников в 20 раз. Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших холдингов, сообщалось в специальном бюллетене СП. Там также отмечалось, что в отчеты для правительства Минэкономразвития (ранее курировал Росимущество) включает данные только о десяти крупнейших АО — всего 1% от общего числа.
Свои плюсы
Есть два принципиальных преимущества, которые появляются у организации при ее переходе из унитарной формы в коммерческую, рассказал «Известиям» собеседник, участвовавший в акционировании «Почты России» (была преобразована из ФГУП в АО в конце прошлого года). Во-первых, появляется прозрачная система корпоративного управления с хорошо развитыми принципами принятия решений. В частности, менеджмент акционерного общества осуществляется не тем или иным ведомством или руководством региона, а правлением и советом директоров, в числе которых могут быть и независимые члены.
Во-вторых, имущество переходит на баланс АО, добавил собеседник «Известий». В случае с ФГУПом активы находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения, тем самым организация не может ни эффективно ими распоряжаться, ни отчуждать непрофильные, пополняя тем самым свой доход.
В Минфине на вопросы «Известий» о реалистичности проведения реформы до 2021 года, а также о конкретных компаниях, которых она может коснуться, сообщили, что сроки установлены поручением правительства РФ.
— Конкретные этапы реализации мероприятий, направленных на исполнение поручения, прорабатываются с заинтересованными органами в рамках подготовки дорожных карт по ликвидации или реорганизации подведомственных ФГУПов, — добавили там.
Здание Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Сейчас деятельность многих унитарных предприятий не соответствует целям, для которых они изначально создавались, к ним будут применяться наиболее приемлемые и экономически обоснованные способы управления и распоряжения, включая приватизацию, резюмировали в Минфине.
В пресс-службе кабмина в ответ на аналогичные вопросы заявили, что правительством были установлены цели и задачи по определению целевого назначения и оптимального состава и структуры федерального имущества в программных документах по вопросам управления федеральным имуществом.
— В соответствии с указанным поручением будет обеспечена реализация федеральными органами исполнительной власти мероприятий по сокращению участия Российской Федерации во ФГУПах и обществах с государственным участием, — пояснили там.
Минпромторг ведет работу по оптимизации состава госпредприятий и задача, поставленная правительством, не новая, отметили в пресс-службе ведомства. Однако ряд ФГУПов имеет ограничения на реорганизацию в иные формы. Как только будут сняты законодательные барьеры, этот процесс может быть завершен. Министерство сейчас курирует 31 ФГУП, из которых восемь находится в стадии банкротства или ликвидации.
В Росимуществе, ФАС и ФНС на запросы «Известий» не ответили.
Только первый шаг
Полностью решить вопрос с ФГУПами до конца 2021 года сложно, но, как говорили великие, «всё кажется невозможным до тех пор, пока это не сделано», отметил член правления, заместитель гендиректора «Почты России» Иван Аксенов. Форма АО гораздо более прозрачна и динамична: меньше бюрократии, больше гибкости и возможностей быстро принимать решения и реагировать на запросы клиентов и рынков, пояснил он.
На федеральном уровне сейчас вопрос, наверное, не столько в количестве ФГУПов и обществ с прямым госучастием (за последнее десятилетие их количество сократилось кратно), сколько в суммах перераспределяемых ими денежных потоков, прозрачности, активах в виде дочерних и зависимых компаний и т.д. Развитие конкуренции на соответствующих рынках, вовлечение в оборот зачастую не очень эффективно используемого имущества — это будет иметь более весомое значение, резюмировал Иван Аксенов.
Реформа госсобственности продолжается уже не первый год: всё это время от профильных ведомств постоянно звучали призывы к приватизации или ускорению реорганизации архаичных унитарных предприятий, отметил эксперт НИУ ВШЭ Александр Абрамов. Однако каких-либо активных шагов к разгосударствлению предпринято не было: крупнейшие госкомпании кочевали из одного плана приватизации в другой, напомнил специалист.
По всей видимости, активизация связана с потребностью всеми возможными способами ускорить экономику, не перегружая при этом бюджет, добавил член экспертного совета при Госдуме по эффективному управлению и повышению производительности труда Николай Калмыков. Очевидно, что управление госсобственностью более эффективно осуществляют хозяйствующие субъекты, чем чиновники, логика передачи активов госкорпорациям или холдингам должна быть в этом, предположил эксперт. Форма унитарных предприятий, по его словам, уже безнадежно устарела, а дополнительных рисков трансформация в АО, при условии, что 100% акций сохранятся у РФ, не появляется, резюмировал эксперт.
Впрочем, реструктурирование госорганизаций — это, по всей видимости, только первый шаг к разгосударствлению, добавил Александр Абрамов. По его словам, чтобы ощутимо повлиять на экономику, необходимо довести реформу до конца: например, после акционирования унитарных предприятий продать их в частные руки.
Оценки доли государства в экономике России существенно отличаются. Например, ФАС в прошлом году оценивала ее в более 50%. Сопоставимые оценки (40–50%) приводило рейтинговое агентство Moody’s. МВФ сообщал, что государство в экономике РФ занимает примерно треть.
В этом году впервые за почти пять лет была проведена приватизация крупной госкомпании — «Совкомфлот» вышел на IPO, продав 17,2% акций. Предыдущая сделка по сокращению госсобственности — реализация 19,5% акций «Роснефти», принадлежавших «Роснефтегазу», состоялась в 2016 году.
Бюджетное учреждение. ФГБУ, ГБУ, МБУ
Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую организацию. Она может оказывать разного рода услуги по гос. заданию. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из средств соответствующего бюджета на основании сметы.
Некоммерческие организации
Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:
В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.
Общая характеристика
Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).
Особенности формирования
Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.
Признаки
Территориальное (государственное) бюджетное учреждение имеет единственного собственника. В качестве него может выступать:
В первом случае создается федеральное бюджетное учреждение. В качестве цели формирования организации выступает осуществление социально-культурных, управленческих либо иных общественно-полезных некоммерческих функций. Бюджетное учреждение отвечает по собственным обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности объема источников, субсидиарная ответственность налагается на собственника имущества. В качестве учредительного документа организации выступает устав. Предприятие обязано каждый год публиковать отчеты по использованию вверенного ему имущества. Основным финансовым планом является смета расходов и доходов.
Выводы
Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:
Особенности финансирования
Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.
Требования и контроль
Классификация
Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:
Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:
В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:
Дополнительные услуги
Бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и так далее, оказывают общественно-полезные услуги, выступающие как основная их деятельность. Она, в свою очередь, в обязательном порядке указывается в учредительной документации. Их деятельность осуществляется согласно заданию, от которого они не могут отказаться. Финансирование работы производится путем предоставления субсидий. Эти доходы относятся к целевым средствам финансирования, не включенным в базу по исчислению налога на прибыль. Сверх определенного задания, в случаях, предусмотренных в ФЗ, в рамках задания организация может оказывать услуги, выполнять работу, соответствующие ее основной деятельности, за плату на одинаковых условиях для всех. Так, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять определенные медицинские процедуры, взимая за них деньги с пациентов. Организация также может осуществлять иные, кроме основной, виды деятельности только постольку, поскольку это будет выступать методом достижения целей, для которых она сформирована. В этом случае ключевым условием является указание на дополнительные услуги в учредительной документации. Иные, кроме основной, виды деятельности, например, может осуществлять бюджетное профессиональное образовательное учреждение посредством введения в программу вспомогательных платных курсов.
Налогообложение
Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании «РФ» при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.
Ограничения
Государственное бюджетное образовательное учреждение, равно как и прочее, оказывающее общественно-полезные дополнительные платные услуги, не может использовать упрощенный спецрежим обложения. Данный запрет устанавливается ст. 346.12, п. 3, пп. 17 НК. Также организации не уплачивают ЕСН. Это положение предусмотрено в ст. 346.2, п. 6, пп. 4 НК.
Автономные организации
Они также относятся к категории некоммерческих. Автономными называют такие учреждения, которые создаются регионом, РФ или МО для оказания услуг/выполнения работ в целях реализации предусмотренных в законодательстве полномочий органов госвласти и местного самоуправления в областях:
Особенности распоряжения имуществом
Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.
Изменение типа организации
Эта процедура осуществляется по решению исполнительного госоргана соответствующего уровня:
Заключение
В качестве основного объединяющего признака для всех бюджетных учреждений выступает тот факт, что учредителем их могут выступать только РФ, ее субъект или МО. Это положение установлено в ФЗ 83 и ФЗ №174. Вторым существенным общим признаком выступает перечень тех видов деятельности, которые бюджетное учреждение имеет право осуществлять согласно целям, ради которых оно создавалось. Этот список должен в обязательном порядке приводиться в уставе организации. Кроме этого, объединяющим признаком учреждений рассматриваемого типа выступают ограничения по распоряжению имуществом. В связи с тем, что финансирование в большей степени осуществляется за счет субсидий, создание организаций должно иметь экономическое обоснование и практическую целесообразность. Любое бюджетное учреждение обязано отчитываться об управлении имуществом, вверенном ему, ежегодно.
Фгуп и фгбу в чем разница таблица
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
12. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 296. Право оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Что такое унитарные предприятия в 2021 — FAQ для чайников
Унитарное предприятие (УП) — одна из форм осуществления государственной коммерческой деятельности. Главная особенность в том, что унитарные предприятия полностью принадлежит государству. Его невозможно разделять или отчуждать его активы и уставный фонд частным лицам. В 2020 году был принят закон, ограничивающий создание и деятельность таких предприятий в России. Теперь все неподходящие под условия организации должны быть ликвидированы до 2025 года. Давайте рассмотрим, как изменения законодательства повлияли на функционирование унитарных предприятий.
Что значит унитарное предприятие
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.
Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.
Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.
Цель организации
Исходя из того, что подобные фирмы являются государственными коммерческими структурами, их деятельность регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Следовательно, каждая унитарная организация существует с единственной целью — извлекать прибыль из своей деятельности.
Прибыль направляется в бюджет, из которого обеспечивается деятельность органов управления государством, бюджетные сферы, социальное обслуживание населения и другие расходы на нужды страны.
Исходя из целей, выделяют два основных вида унитарных организаций:
Виды унитарных предприятий
Разделение на виды необходимо для классификации подобных предприятий по назначению и построению государственной структуры среди частных коммерческих организаций. Разные виды отнесены к разным формам контроля. Следовательно, правительство получает гибкую и управляемую структуру в частном секторе. После ответа на вопрос: «Что такое унитарное предприятие?» — самое время разобраться с его видами.
Если вам интересно ознакомиться со списком унитарок в России, вы можете обратиться к официальным данным по зарегистрированным юридическим лицам различной организационно-правовой формы — РОСЕГРЮЛ.
МУП — Муниципальные унитарные предприятия
Муниципальные унитарные предприятия — это коммерческое юридическое лицо, которое владеет собственностью, но не имеет права ею распоряжаться, а также распоряжаться доходами, полученными при осуществлении деятельности МУПа.
В целом, такие предприятия могут существовать как на федеральном уровне, так и на муниципальном. Однако чаще всего на практике МУПы создаются органами местного управления муниципальных образований.
ГУП — Государственное унитарное предприятие
Государственное унитарное предприятия по своему определению аналогично термину МУП. Однако основное отличие заключается в том, кому принадлежат права собственности на имущество и права на распоряжение им. В данном случае такие полномочия возникают у государства в лице его государственных органов.
ГУП — это самая распространенная форма управления государственными организациями. Заводы, фабрики, добывающая промышленность, перерабатывающая, сфера образования и все, что оказывает какие-либо услуги населению образовано в этой форме собственности.
Среди государственных структур ГУП получил широкое распространение благодаря тому, что не имеет права владеть имуществом, обязано отчислять не менее 50% прибыли ежегодно в пользу государственной казны, управляет и отвечает за вверенное имущество, которое полностью неделимо и может принадлежать только одному собственнику.
ФГУП — Государственное унитарное предприятия федерального значения
Государственное унитарное предприятие федерального значения. Организация государственного типа, владеющая имуществом в пользу государства. Обычно, ФГУП передает управление государственным имуществом под руководство ГУП, где ФГУП выступает единственным собственником, имеющим право единолично распоряжаться имуществом и прибылью, полученной в ходе его использования.
Классификация унитарных предприятий
Классификация УП, в основном, вытекает из его видов. Ограниченный набор видов позволяет лучше сосредоточиться на регулировании их деятельности, разработать соответствующие регламенты, описывающие все аспекты деятельности и точно организовать работу.
Виды унитарок, со способами оперативного управления описаны выше. Некоторые допускают ошибку, классифицируя УП по имуществу и формам контроля. Однако, такой подход ошибочный. УП может иметь только одного собственника — государство (федеральное унитарное предприятие).
По принятым в 2020 году нововведениям, у унитарок значительно сократился список возможной деятельности. Поэтому актуально будет осуществить классификацию УП по установленным законом видам деятельности:
Естественная монополия представляет собой ситуацию, когда удовлетворение спроса потребителей лучше всего осуществляется без наличия конкуренции на товарном рынке. Примерами естественных монополий в Российской Федерации могут стать ОАО «Газпром», ФГУП «Почта России», ОАО «РЖД».
Если вы работаете с такими субъектами — являетесь исполнителями закупок для государственных нужд или по другим основаниям, ознакомьтесь с изменениями в деятельности УП. В Федеральном законе содержатся основные изменения, которые коснулись унитарных предприятий в России.
Признаки унитарных предприятий
УП, как самостоятельная форма собственности, имеет ряд отличительных признаков, по которые ее можно распознать и классифицировать:
Зачем нужно унитарное предприятие
Мы можем выделить следующие 3 основные причины:
Как уже выше было написано: основная цель для таких организаций — извлечение прибыли в процессе своей деятельности. Таким способом, государство зарабатывает средства для обеспечения бюджета. Свою деятельность такие субъекты хозяйствования могут вести внутри страны и за ее пределами. Однако, где бы они ни находились, их цель — зарабатывать деньги в пользу государственной казны.
Муниципальные УП создаются для организации управления территорией. Они не зарабатывают деньги, а обслуживают население через решение социальных и жизненно необходимых задач. За подобные услуги взимается плата, однако основные дотации для своей работы МУП получают из госбюджета.
С помощью деятельности УП осуществляется пополнение бюджета государства. Однако, если взглянуть на план бюджета на 2020-2022 гг. видно, что доля таких поступлений крайне мала по сравнению с нефтегазовыми или налоговыми доходами государства.
Права УП
Имущество предоставляется на праве оперативного управления, что требует особой внимательности и строгой отчетности за каждое действие. В уставе унитарок закреплены положения, обязывающее предприятие беспрекословно подчиняться решениям учредителя.
Единственное право, которым ГУП обладает — осуществление деятельности, направленное на извлечение прибыли в пользу единственного собственника. Как правило, единственный собственник — ФГУП, т.е. государство.
Интересно, что положения законов о ведении бухгалтерского учета не распространяются на федеральные унитарные предприятия в России.
Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Организация осуществляет коммерческую деятельность согласно уставу унитарного предприятия. Ответственность вытекает из главной особенности — зарабатывать прибыль в пользу государственной казны, используя госимущество.
Так как капитал формируется из бюджетных активов, за каждое свое действие компания отвечает перед бюджетом. В остальном, УП осуществляет деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также Гражданскому Кодексу, независимо от разновидностей госпредприятий.
Если речь идет о гражданско-правовой или иной ответственности не перед бюджетом, а перед юридическими или физическими лицами, то в данном случае применяются основные положения закона для конкретного вида обязательства. Например, если будут нарушены положения о закупках, то УП будет нести ответственность в рамках заключенного контракта.
Как учреждается унитарное предприятие
Документооборот в таких организациях сильно похож на документооборот частных коммерческих форм собственностей. Главными документами являются:
В исключительных случаях, решение могут принимать муниципальные организации. Следовательно, органы местного самоуправления будут единственным участником (учредителем) образуемого госпредприятия. МУП может инициировать создание УП только для целей обслуживания населения вверенной ему территории, а также в рамках собственных полномочий.
Образуемое государственное предприятие осуществляет свои действия только на основании устава. Данный документ является основным сводом положений и правил работы учрежденной организации.
Устав
Утверждать Устав УП могут только различные ведомства, министерства и иные правительственные структуры. Обязательно содержит полную информацию об уставном капитале (фонде), целях, имуществе вверенном в управлении, собственнике уимущества.
Устав должен содержать в себе следующую информацию:
Количество участников
Количество участников строго ограничено — единственный участник учредитель. Учредитель владеет всем имуществом, определяет направление деятельности и внутреннюю форму работы, утверждает бухгалтерские отчеты и корректирует оперативное управление, в случае необходимости. Количество сотрудников неограниченно. По этому признаку УП схоже с частными коммерческими фирмами.
Включение организации в состав различных обществ производится только на основании решения единственного учредителя, вышестоящей организации.
Уставной фонд
Уставный фонд — отличительная особенность любого предприятия. Сумма всех денежных активов и имущества, которым организация отвечает за свою деятельность. Размер уставного капитала формируется при создании УП, а также указывается в Уставе. В последующем, размер может изменяться по решению учредителя, что обязательно должно быть отражено в новой версии устава и иных документах.
Размер уставного капитала УП не может быть менее 500 000 руб. Муниципальные образования имеют поблажку, их уставный капитал должен быть не менее 100 000 руб.
Законами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия.
Как формируется имущество унитарного предприятия
Имущество предприятия не может находиться у него в собственности. Это самая главная отличительная особенность данной формы собственности. А также, основной недостаток, если бы форма собственности применялась в частном секторе.
Пример: муниципальные организации не владеют домами и другими строениями вверенными в управление. Собственниками могут выступать жилищные товарищества, иные предприятия, правительственные структуры.
Следовательно, два типа права на управление имуществом:
На основе хозяйственного ведения ГУП и МУП могут распоряжаться имуществом, вверенном в управление. Пример унитарки описан выше, когда МУП не владеет жилищными комплексами и иными постройкам, при этом занимается их обслуживанием и отвечает за них.
Госорганизация с оперативным управлением имуществом — простыми словами, это предприятие унитарного типа, которое может вести хозяйственную деятельность и распоряжаться имуществом, включая доходы, полученные в процессе деятельности казенного предприятия, только с разрешения собственника данного имущества, вышестоящей структуры.
Если структурировать всю имеющуюся информацию, то могу выделить следующие виды (источники) формирования имущества УП:
Переданное в управление;
Иное имущество, переданное по решению единственного учредителя;
Полученная прибыль, в процессе хозяйственной деятельности;
Кредитные и заемные средства;
Амортизационные отчисления;
Дотации из госбюджета;
Дивиденды и доходы от хозяйственных обществ, в которых имеется доля УП;
Добровольные пожертвования от граждан и иных организаций;
Иные источники дохода, разрешенные законодательством
Способы использования имущества
УП имеет право использовать, вверенное в управление или ведение имущество, только для деятельности связанной с извлечением прибыли из его оборота в пользу собственника. За имущество, находящееся под отчетом несет полную материальную ответственность. Может использовать его иными законными способами по указанию собственника.
Как распределяется полученная прибыль
Разные виды УП отличаются основаниями, на которых осуществляется финансовая деятельность. Распределять прибыль такая организация может только после полной оплаты налогов и других обязательных платежей.
После обязательных платежей и налогов средства собираются в специальных стимулирующих фондах. Откуда могут направляться в уставный капитал или направляются в следующие направления:
Создание, реорганизация и ликвидация
Как создается предприятие унитарного типа? Создание УП производится на основании учредительных документов, государственной структуры, которая стоит выше создаваемого предприятия. Такая государственная структура признается собственника для нового УП. Список учредительных документов описан выше.
После создания, у предприятия формируется уставный капитал, размеры которого описаны выше, в соответствующем разделе. Затем, предприятию назначается руководитель, который будет осуществлять руководство данной организацией.
Реорганизация унитарок осуществляется на основании положений закона. УП может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, который установлен отраслевым законодательством. Важно отметить, что реорганизацией не будет признаваться изменение самого собственника имущества УП. Это связано с тем, что реорганизация предполагает именно структурное изменение юридического лица.
Реорганизация возможна в следующих формах:
Ликвидация унитарок инициируется собственником, учредителем, а также может быть инициировано по решению суда. Сначала издается решение. Затем, уплачиваются все налоги и пошлины, увольняются сотрудники, кроме руководителя. Предприятию назначается ликвидатор, организация проходит проверки и получает соответствующие акты. УП ликвидируется, документы о всей деятельности организации передаются в архив.
Ликвидация влечет за собой прекращение всех существовавших прав и обязанностей юридического лица, в том числе обязательств перед третьими лицами.
Мы уже говорили в статье о том, что в законодательстве произошли определенные изменения в отношении унитарок. Это связано с тем, что государство стремится увеличить конкуренцию на товарных рынках. Это не касается естественных монополий, так как это является наиболее эффективным способом управления конкретными секторами экономики (например, транспорт).
До 2025 года унитарные предприятия, которые нарушают положения антимонопольного законодательства, должны быть реорганизованы или ликвидированы.
Примеры унитарных предприятий в России
ГУП осуществляют свою деятельность в совершенно различных отраслях. Перед их созданием правительство проверяет право от той или иной структуры на создание УП. Например в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются укладкой и обслуживанием дорог, придорожных зон.
В сфере муниципальных организаций — жилищно-коммунальные хозяйства и иные обслуживающие предприятия.
Заводы и фабрики — отдельная сфера применения указанной формы собственности. Здесь весь ее потенциал проявляется максимально. Так как, данные предприятия перерабатывают сырье, производят различные товары, в том числе товары стратегического назначения, а также обслуживают население.
Наиболее известными унитарными предприятиями в России являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак»
Преимущества и недостатки
На самом деле, сложно выделить плюсы и минусы унитарного предприятия в силу того, что данные предприятия может учреждать только государство со своими структурами. Частному сегменту данная форма собственности недоступна. Итак, можно выделить следующие плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
К минусам относятся:
Частые вопросы
На самом деле, со стороны частного сегмента популярные следующие вопросы.
Можно ли преобразовать унитарное предприятие в ООО или другую форму собственности?
В ФЗ «Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указано, что УП может быть реорганизовано также путем преобразования в иное юридическое лицо, другой организационно-правовой формы. Однако эти случаи четко поименовано в иных федеральных законах.
Поэтому УП можно преобразовать в ООО, а также в любую иную организационно-правовую форму юридического лица. То есть фактически при такой реорганизации происходит приватизация имущества унитарок.
Может ли унитарное предприятие оказывать благотворительную помощь?
Да. С разрешения вышестоящей структуры могут оказывать и поддерживать другие хозяйства. Более того, распространена практика закрепления более слабых хозяйств и бюджетных организаций за сильными предприятиями, заводами и иными структурами.
Однако, оказание помощи со стороны УП строго контролируется вышестоящими структурами, чтобы она шла строго по назначению.