Фигура речи что это значит
Фигуры речи
Фигуры речи — это название речевых конструкций и оборотов, в которых слова меняют свой изначальный смысл. Фигуры речи повышают ее выразительность и помогают автору добиться определенного настроения у читателя или охарактеризовать героя.
Фигуры речи делятся на два класса: речевые схемы и речевые тропы. Речевые схемы — это правила, согласно которым строится определенная последовательность слов. Речевые тропы — это изменение смысла слов определенным образом. Например, гипербола (преувеличение: «Я не видел его сто лет!») — это троп, а хиазм (крестообразное повторение корней: «Сумасшедший мир и мир сумасшедших») — это схема.
Речевые схемы, в свою очередь, делятся на фигуры слова — и фигуры мысли. Разница в том, что фигура слова — это стабильная конструкция; замени в ней одно слово на другое, близкое по смыслу — и всё рушится. Тогда как фигура мысли — это нечто вроде уравнения, куда можно много чего разного подставить, и всё равно структура сохранится. По этой причине фигуры слова трудно переводятся (или вообще не переводятся) с одного языка на другой, разве что по условной аналогии заменяются другими; тогда как фигуры мысли, как правило, переводятся без проблем.
Содержание
Речевые схемы [ править ]
Фигуры слова [ править ]
Фигуры прибавления [ править ]
Абстрактные [ править ]
1. Упоминание будущих событий или свойств, аналог флэшфорварда:
« | Вдоль стен Флоренции во весь опор С убийцами их жертва проскакала. | » |
— Дж. Китс |
2. Предвосхищение повествующим ожидаемых возражений или сомнений и их опровержение. (Имеет специальное название «прокаталепсис».) Например: «И вот мы выдвинемся с двух сторон и займем плацдарм; невозможно, скажешь ты? — но нет ничего невозможного для храбреца с холодной головой!».
3. Одновременное (и последовательное) употребление существительного и заменяющего его местоимения. Например: «Ужин-то, он на плите». «Иванова и Сидорова — этих мы позовём».
Фигура речи
Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.
Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.
Среди наиболее распространённых фигур речи:
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Фигура речи» в других словарях:
фигура речи — сущ., кол во синонимов: 38 • амплификация (6) • анаколуф (3) • анафора (4) • … Словарь синонимов
фигура речи — (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи! анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие,… … Словарь лингвистических терминов
фигура речи — оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания … Толковый переводоведческий словарь
Фигура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фигура (лат. figura внешний вид, образ) многозначный … Википедия
Фигура (форма предмета) — Фигура (лат. figura внешний вид, образ) многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура очертание человеческого тела, телосложение. Фигура скульптурное, живописное или графическое… … Википедия
ФИГУРА — (лат. figura, от fingere лепить, ваять). 1) наружный вид предмета, внешнее очертание. 2) в геометрии: очерк плоскости, чертеж. 3) в картах: туз, король, дама, валет. 4) в риторике: украшение речи, оборот, употребляемый для красоты слога. 5) в… … Словарь иностранных слов русского языка
Фигура — (лат. Figura) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. Попытки перечисления и классификации… … Литературная энциклопедия
ФИГУРА — ФИГУРА, фигуры, жен. (лат. figura вид). 1. Внешнее очертание, вид, форма чего нибудь (устар.). Фигура земли (мат., астр.). 2. В геометрии часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией, а также вообще совокупность определенно… … Толковый словарь Ушакова
Фигура — ФИГУРА (лат. Figura) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. Попытки перечисления и… … Словарь литературных терминов
фигура — ы, ж. figure f., нем. Figure <, лат. figura внешний вид, образ. 1. устар. Форма, очертание чего л. БАС 1. А как те палаты сделаны и то дисение покажем в тетрате той о всяких фигурах. АК 1 124. Фигуры. Начертания. Кантемир Соч. 2 421. Какою же… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
Примеры: |
---|
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…«, «Дыханием приятным «Дай бог лжецам замкнуть уста, «. звучал мне долго голос нежный. «, «Какое привалило счастье «Здравствуй, волшебник лес, |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы свечи, «Или на вас тяготит преступление? «Много дум я в тишине продумал, |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь« АнтитезаАнтитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы). «Я, наверно, родился поздно «Я не первый воин, не последний, «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?« «А если это так, то что есть красота? |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
«Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!« «Какой простор! Какая воля! |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.«, «верю в тихое: «Что вы творите?», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. ««Есть божий суд. » — метель ревела в окна. |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.«, «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. «Ветер. |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
«Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске«
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
Примеры: | ||||
---|---|---|---|---|
«Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«, «Не жалею, не зову, не плачу«, «Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, «И где ж Мазепа? где злодей? «Все уныло, пусто, мертво, ЭллипсисЭллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение. БесссоюзиеБесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
МногосоюзиеМногосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией? Фигура речи что это значитОт тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения. Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста. Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Рассмотрим примеры различных фигур речи. Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом. Погасло дневное светило ; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов. главой голодных орд, в терновом венце революций Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий. Когда в кругу убийственных забот Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда, Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда Минувшим нас обвеет и обнимет И страшный груз минутно приподнимет. Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Не жалею, не зову, не плачу … Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг, И мне наскучил их несвязный С кем мне поделиться Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа. О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому. Младое, незнакомое! Не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев… Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме. Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино, Но если по дороге – куст Встаёт, особенно – рябина… Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф. Гляжу на будущность с боязнью, Я пришёл к тебе с приветом, Зверю – берлога, нужна Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную. Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности. Всякие стихи ради последней строчки. Которая приходит первой. «Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин. Прочитать подробнее о звукописи. Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах). Фигура речи что это значитФИГУРА (риторическая, стилистическая, фигура речи) Фигуры образуются сочетанием слов, но значения слов тоже очень важны. ПОВТОРЫ: Существо поэтической ткани состоит в периодических возвратах . повторённое слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создаёт эффект градации, эмоционального нагнетения — константный повтор: «Пора! Пора! Рога трубят» (А.С. Пушкин) — рефрен: «Гренада, Гренада, Гренада моя!» (М. Светлов) — многосоюзие (полисиндетОн): «и блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин). Паузы между словами подчеркивают отдельные слова. — бессоюзие (асиндетон). Речь динамична. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Фигура умолчания позволяет догадываться о любви И. Бунина к России. Бунин видел в русских два типа: Шёпот, робкое дыханье, Многоплановая градация лежит в составе композиции «Сказки о рыбаке и рыбке», построенной на возрастающих желаниях старухи. РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ: — риторическое обращение: «Татьяна, милая Татьяна» С тобой теперь я слёзы лью» (А.С. Пушкин) — риторическое отрицание: «Нет, я не Байрон, Я другой» (М. Лермонтов) — АНТИТЕЗА — ОКСЮМОРОН (разновидность антитезы) ФИГУРА «ПЕРЕМЕЩЕНИЯ»: — ИНВЕРСИЯ Не свивайся, не свивайся трава с повиликой, Пример из прозы: описание дуба в «Войне и мир», соотнесённое с дущевным состоянием Андрея Болконского. — параллелизм, построенный на противопоставлении: — параллелизм ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (АНТИПАРАЛЛЕЛИЗМ) Не ветер бушует над бором, — параллелизм перевёрнутый (обращённый), ХИАЗМ: «Все во мне, и я во всём» (Ф. Тютчев); обычно со значением антитезы: «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть». В синем небе звёзды блещут, Отступления от языковых норм, относящиеся к области поэтического синтаксиса (нарушение грамматической связи или её отсутствие): Не жди из гроба воскресенья, «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы» (А.С. Пушкин) «У кумушки глаза и зубы разгорелись» (И. Крылов) Нева всю ночь Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
|