Филермская икона божией матери в чем помогает
Филермская икона Божией Матери
Икона Божией Матери «Филермская» — знаменитая святыня, один из немногочисленных образов Богородицы, который был написан при Ее жизни.
Святой образ Божией Матери «Филермский» был написан святейшим апостолом, проповедником христианской веры и одним из двенадцати учеников Иисуса — Лукой. Последователь Сына Божьего написал чудодейственную икону в 46 году после Рождения Христа. Пречистая Дева лично дала благословение на написание Ее святого образа. Данная святыня прославлена на весь мир и известна каждому христианину своей божественной силой.
История Филермской иконы
Филермская православная икона Богоматери побывала во многих странах и на островах по всему миру. Однажды священный образ был принесен рыцарями в земли Греции, в деревеньку под названием Филермиос. Там воители возвели церковь в честь святого образа Девы Марии. Отсюда знаменитая Филермская святыня Богородицы и берет свое название.
В 18 веке чудотворная икона попала в руки правителя Австрии. В то время у престола стоял Павел I, которого уважали и боялись все соседние страны. Чтобы стать союзниками с Россией, австрийский властитель принес в дар святейший образ Богоматери, названный Филермским. Так икона оказалась в России, на территории Санкт-Петербурга, и заняла место в Придворном Соборе Спаса Нерукотворного.
Знаменитая святыня Пресвятой Девы сотворила немало чудес. Согласно преданию, она вернула зрение двум слепым старцам и помогала каждому верующему, кто молился перед ней. Христиане прониклись теплотой и любовью к Богородичному лику и съезжались со всего света, чтобы воочию увидеть образ Богоматери, созданный одним из апостолов Спасителя.
В первой половине 20 века икону вывезли за пределы нашей страны. Святыня вновь начала странствие по всему свету. Но через несколько лет передвижение по различным странам чудотворного образа Богородицы закончилось в Черногории. Русская Православная Церковь неоднократно пыталась вернуть святую икону назад, в русские земли, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом.
Где находится чудотворный образ сейчас
Лишь один-единственный список чудодейственного Филермского образа Пречистой Девы сохранился в нашей стране. Его можно найти в Москве, на территории Кремля, в Оружейной Палате. Данный благолепный лик не относится к числу самостоятельных икон, так как святейший образ Богородицы изображен на кулоне, который расположен в середине большого Мальтийского Креста. Священный символ христиан принадлежал Величественному Магистру де Ла Валетту.
Подлинник Филермской Пречистой Девы, нарисованный последователем Иисуса Христа, хранится в Черногории, в городе Цетине. Также наиболее почитаемая икона данного образа Небесной Девы украшает иконостас Базилики Богоматери ангелов в Итальянском городе Ассизи.
Описание и значение Филермской иконы Божией Матери
В наши дни святыня продолжает творить чудеса, помогая людям преодолевать жизненные трудности и несчастья. Как и в прошлых веках, верующие все так же наполнены любовью к данному образу и надеждой на помощь Богородицы. Святой лик Филермской Богоматери имеет особое значение для христиан, так как во всем мире очень мало икон Божией Матери, которые писались с Ее живого лика.
Что касается иконографического стиля, образ Филермской Богоматери относится к «Одигитрии», что в переводе означает «направляющая на истинный путь, являющаяся Путеводительницей». Сама икона заключает в себе погрудный образ Пресвятой Девы. Такую святыню Божией Матери можно сравнить с Казанской иконой, которая располагается в Соборе Казанской Божией Матери северной столицы нашей страны.
Особое своеобразие данной иконы Богородицы кроется в Ее лике. Он всецело выражает глубокомыслие благодаря изящным линиям, которые придают выразительность Ее прекрасному взгляду. Очертания Девы Марии на Филермском изображении схожи с образом Владимирской Богоматери, на которой лик Девы Небесной также обрамлен тонкими рельефными чертами. Имеется достаточно оснований, чтобы отнести данный священный лик Богоматери к иконописи комниновского периода.
В чем помогает чудотворный образ
Перед знаменитой святыней христиане молятся с просьбами защитить их от неверующих людей, которые не признают существование Господа. Также икона Богородицы помогает обрести веру, святость, заступничество от лжепророков и ложного учения.
Филермский образ оказывает помощь и поддержку каждому верующему, кто возносит молитвы к Богородице от чистого сердца. Он выступает в качестве поддержки в различных жизненных трудностях, помогая справиться с горестями и преодолеть препятствия, которые встречаются на жизненном пути.
Дни празднования
Празднество в честь святой иконы происходит раз в год в октябре — 25 числа (12 по старому стилю). В день празднования христиане уделяют особое внимание молитвам Богородице. Верующие люди воздают многочисленные земные почести данному чудотворному образу.
Молитва Богородице перед иконой
«О, Дева Мария Святейшая, Матерь Иисуса Христа, Сына Божьего. Ты и на Земле, и на Небе Властительница. Внемли молитвам нашим искренним, узри с высоты Небес нас, грешников, молящих о помощи Твоей. Мы на коленях пред Ликом Твоим молим, любовью к Тебе, верой преисполненные, надеясь на отпущение грехов наших и на прощение Христа. Возле образа Твоего чудодейственного молимся о защите от нападок недругов и недоброжелателей наших. О, Великая Пресвятая Богородица, умоляем Тебя, прогони прочь от нас неверующих, огради от лжепророков, чьи истины и заповеди противоречат закону нашего Господа! Молим Тебя, Дева Мария, не покидай нас, когда пребываем мы в горести и печали. Не дай нам пасть духом и сбиться с богоугодного пути. Укажи направление к истинной вере, ибо сердца наши наполнены любовью к Господу. Когда подойдут к концу жизни наши земные, отправимся мы в Царствие Его, где нерушима жизнь в вечности. Но сейчас мы живем на грешной земле и нуждаемся в Тебе! Умоляем Тебя, Пресвятая Дева Мария, будь рядом! Подари нам свое покровительство. Будь нашим щитом, нашей стеной и нашей твердыней. Лишь Ты способна смилостивиться над нами, попросить за наши греховные деяния прощение перед Господом и стать нашим оберегом до конца наших дней! Ты — Заступница христиан, истинно верующая, воистину преданная Спасителю Нашему Иисусу Христу и Господу Богу. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь».
Богородица — заступница, покровительница и путеводительница каждой верующей и даже заблудшей души. К Ее помощи взывают люди в минуты отчаянья, смятения и горя, так как знают, что помощь не заставит себя долго ждать. Пусть икона Ее станет для вас щитом, опорой и оберегом от всего нечистого, злого и грешного. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя
ФИЛЕРМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Филермская икона Божией Матери |
Филермская икона Божией Матери Одигитрия
Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой. В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время её земной жизни [2]. Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству [3]. У них она пребывала три века.
Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430-х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии [4]. Последняя при большом стечении народа с честью поставила безценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.
В руках рыцарей-госпитальеров
В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы ордена иоаннитов. Когда город пал в конце того года, в условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, говорилось:
В 1798 году остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен французами и многие ценности ордена были разграблены. Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери.
В России
Принятие титула великого магистра Российским императором Павлом I обусловило прибытие реликвий ордена в Россию и состоявшееся 12 октября 1799 года перенесение Мальтийских святынь в Гатчину (см. подробнее). По воле государя для Филермской иконы, помещенной в придворной церкви Гатчины, была изготовлена 7-фунтовая золотая риза усыпанная драгоценными камнями.
С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Ужасный пожар в декабре 1837 года не повредил их. По восстановлении Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года святитель Московский митрополит Филарет в присутствии царской семьи освятил обновленный собор, в котором святыни заняли подобающее место. Так как придворный собор был обыкновенно закрыт для широкого народного доступа, на торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор Гатчины. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. В том же году он распорядился:
Высочайшее повеление было исполнено и список обрёл свое место в Павловском соборе. При этом сам чудотворный образ с 1852 по 1919 год, как и повелел император Николай I, вместе с другими Мальтийскими святынями, перевозился в Гатчину. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход из дворцовой в соборную церковь, где святыни выставлялись на поклонение, а 22 октября вновь возвращались в Зимний Дворец.
Тем временем, Мальтийский орден, запрещенный в Российской империи указами императора Александра I в 1810-1817 годах, не оставлял попыток возвратить себе святыни. В 1915 году, в условиях союза в Первой мировой войне, по распоряжению императора-страстотерпца Николая II, с чудотворной Филермской иконы Божией Матери была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта Пулличино.
Вывоз после революции
Из письма настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского в Наркомат просвещения следует что:
Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев «с каким-то военным,» и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллин). В 1923 году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой «вернуть» святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В 1925 году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с 1975 года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи.
Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.
В Югославских землях
Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Петр II и патриарх Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.
В 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты специальной службы «Удба» и увезли святыни в Титоград (ныне Подгорица). Затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными, но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них Цетинскому игумену Марку (Каланья) и митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.
Литература
История Филермской иконы Божией Матери и где найти образ сегодня, молитва
По преданию, автор первой иконы Девы Марии — евангелист апостол Лука. Он спросил разрешения у Богородицы написать ее портрет. Дева Мария согласилась. Первый образ получил название Филермской иконы Божией Матери – по названию греческой местности, в которой он впервые проявил чудодейственную силу. Икона пережила несколько войн и пожар, путешествовала по Европе и России, пока не добралась до Черногории.
История Филермской иконы Божией Матери
После Вознесения Христа Дева Мария жила обычной жизнью и вместе с апостолами несла Слово Божье. Лука — один из семидесяти апостолов, спутник Павла в странствиях, его врачеватель, а также художник и составитель Евангелия. Он стал первым иконописцем, а его творение через века пронесло благословение самой Богородицы.
Рыцари-крестоносцы
Лука написал образ Божьей Матери в 46 году. Апостол изобразил черты лица с натуры и передал одухотворенность Девы Марии. 300 лет образ хранили антиохийские монахи.
В 430 году икону перевезли в Константинополь, где она пробыла 700 лет. Во Влахернском храме впервые засвидетельствовали чудеса исцеления после молитв перед святыней. Самое большое чудо икона явила в 626 году, во время войны с Персией. По молитвам Богородице Константинополь удалось защитить от захватчиков.
Во времена крестоносцев икону перевезли в Иерусалим, а затем – в Акру, где она попала в руки рыцарей-ионитов. Война с турками заставила последователей ордена отправиться в Грецию. Вместе с иконой они укрылись на острове Крит. Оттуда образ переправили на Родос. В XIV веке для иконы Богородицы построили церковь на горе Филермос в северной части острова.
В России
Русский период Филермской иконы начался в период правления Павла I. Император в качестве магистра Мальтийского ордена принял рыцарей в Гатчине. Члены ордена решились избрать главой русского императора в обмен на предоставление убежища от французов и сохранение реликвий.
День перенесения Филермской иконы в Петербург стал отмечаться как ежегодный праздник. Образ одели в золото и украсили драгоценными камнями. Из Гатчины христианскую реликвию перенесли в закрытый придворный храм Спаса Нерукотворного. По просьбе верующих каждый год Филермский образ доставляли в гатчинский собор Святого Павла. Из Петербурга в Гатчину проходил праздничный крестный ход.
В 1837 году в придворном храме произошел пожар. Огонь повредил здание, но не тронул образ Богоматери.
Скитания
В первой половине XVI века греческие острова отошли к Османской империи. Крестоносцы покинули Родос и скитались по Италии, перевозя с собой христианские святыни. По распоряжению императора Карла V во владение рыцарей поступили несколько итальянских островов. Резиденцию ордена обустроили на Мальте и доставили туда христианские святыни, в том числе Филермскую икону.
Вторжение войск Наполеона в конце XVIII века настигло реликвию в городе Ла-Валетта. Образ хранился в одноименной часовне. Но магистру Мальтийского ордена Фердинанду фон Гомпешу удалось спасти Филермскую икону.
С приходом к власти Павла I орден переместился в Россию. Но Александр I наложил запрет на католический орден, оставив икону у себя. Просьбы мальтийцев вернуть святыню остались без ответа.
Обретение
Судьбу Филермского образа решил Николай II. По распоряжению государя реликвию оставили в России. Ее сфотографировали и передали снимки в Мальтийский музей. Но события 1917 года изменили местоположение святыни. В 1919 году, на следующий день после праздника иконы в гатчинский собор пришел граф Павел Игнатьев в сопровождении военнослужащего. По его распоряжению образ упаковали.
Граф доставил реликвию из Гатчины в Эстонию, а затем – в Данию, где скрывалась императрица Мария Федоровна. После кончины монаршей особы о святыне позаботились ее дочери. В 1928 году они передали Филермскую икону главе заграничной православной епархии – митрополиту Антонию. До начала фашистской агрессии она хранилась в Берлине. Позже ее передали в Югославию.
Образ был на особом попечении короля, хранился в церкви, в загородном дворце. В 1941 году фашистская Германия вторглась в Югославию. На престол вступил юный король Петр II, но с помощью патриарха Гавриила он смог переправить святыню в отдаленный черногорский монастырь.
После войны реликвию забрали агенты местной спецслужбы. Она хранилась в государственном музее города Цетинье. Представители православной церкви не знали о местонахождении образа и считали его утраченным. В 1968 году митрополит Черногорский получил тайное сообщение от полицейского, в котором сообщалось о сохранности православной святыни. Но вернуть ее из музейных закромов не удалось.
Где найти образ сегодня
Филермская икона сохранилась со времен апостола Луки до наших дней. Образ по-прежнему находится в черногорском городе Цетинье. На территории Народного музея возник монастырь, а специально для Филермской Божией Матери поставили «Голубую часовню».
Кроме древней иконы, в монастыре хранятся фрагмент Животворящего Креста, частица мощей Иоанна Крестителя. Но Филермский образ выделили, как особо ценную и почитаемую реликвию.
Икона хранится под стеклом в витрине. Единственный свет в комнате исходит от реликвии, благодаря подсветке. Паломники подходят к образу в темноте. Необычные условия поддерживают древнюю святыню в сохранности.
Известные списки Филермской иконы Богоматери
В мире известны четыре копии. Один из списков хранится в кремлевской Оружейной палате в Москве. Образ вписан в кулон, который находится в центре Мальтийского Креста. Реликвия принадлежала магистрам Ордена Крестоносцев.
Вторая копия находится в итальянском городе Ассизи. Образ помещен в иконостас Базилики Богоматери ангелов. Его сделали во время пребывания оригинала в Эстонии. В то время правительство Италии обратилось к Советам с просьбой вернуть реликвию. Задача оказалась невыполнимой, так как реликвии не было на территории государства. Прошение частично удовлетворили, тайно передав итальянскому послу в Советском Союзе список.
Еще одна копия осталась в церкви на Филермосе. Старинная постройка разделена на две части — для православных и католиков. Также список получил Павловский собор в Гатчине. Оригинал постоянно находился в Петербурге. Раз в год верующие воздавали ему похвалу во время праздничного крестного хода. В остальное время гатчинцы возносили молитвы Богородице перед списком.
Почитание в православии
Память Филермской иконы отмечают раз в год — 25 октября или 12 октября по старому стилю. В этот день, по распоряжению Павла I, святыню перенесли в Петербург.
Образ почитается как чудотворный, помогающий в жизненных трудностях. Особенность Филермской иконы в том, что она написана при жизни Богородицы. Поэтому этот образ стал одной из наиболее уважаемых христианами реликвий.
О чем просят перед образом
Филермская икона помогает в следующих просьбах:
Филермская Божия Матерь — заступница в любых жизненных трудностях. Она покровительствует людям, рожденным 25 октября. К образу обращаются за помощью в преодолении препятствий, для укрепления силы духа и защиты от недоброжелателей.
Перед иконой можно молиться о защите близких людей. В старину верующие свидетельствовали о случаях исцеления от слепоты перед Филермским образом. Святыня помогает телесному и духовному прозрению.
Текст молитвы
О, Дева Мария Святейшая, Матерь Иисуса Христа, Сына Божьего. Ты и на Земле, и на Небе Властительница. Внемли молитвам нашим искренним, узри с высоты Небес нас, грешников, молящих о помощи Твоей. Мы наколенях пред Ликом Твоим молим, любовью к Тебе, верой преисполненные, надеясь на отпущение грехов наших и на прощение Христа. Возле образа Твоего чудодейственного молимся о защите от нападок недругов и недоброжелателей наших. О, Великая Пресвятая Богородица, умоляем Тебя, прогони прочь от нас неверующих, огради от лжепророков, чьи истины и заповеди противоречат закону нашего Господа! Молим Тебя, Дева Мария, не покидай нас, когда пребываем мы в горести и печали. Не дай нам пасть духом и сбиться с богоугодного пути. Укажи направление к истинной вере, ибо сердца наши наполнены любовью к Господу. Когда подойдут к концу жизни наши земные, отправимся мы в Царствие Его, где нерушима жизнь в вечности. Но сейчас мы живем на грешной земле и нуждаемся в Тебе! Умоляем Тебя, Пресвятая Дева Мария, будь рядом! Подари нам свое покровительство. Будь нашим щитом, нашей стеной и нашей твердыней. Лишь Ты способна смилостивиться над нами, попросить за наши греховные деяния прощение перед Господом и стать нашим оберегом до конца наших дней! Ты — Заступница христиан, истинно верующая, воистину преданная Спасителю Нашему Иисусу Христу и Господу Богу. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.
Филермская икона божией матери в чем помогает
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ФИЛЕРМСКАЯ
25 октября празднуем Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).
Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к монахам-назореям.
Позднее икону перенесли в Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону в Константинополь.
Через 88 лет Акра была атакована и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин.
В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. Тем не менее над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова оворилось: «…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество, чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова».
Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.
В 1571 году чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой. С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского Ордена.
10 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая Святыни, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр как частное лицо остановился частным порядком, надеясь найти защиту в лице Австрийского императора.
Русский император Павел I c 1798 года стал Великим Магистром Мальтийского ордена. Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. На титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право. Ведь он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.
Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.
С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы.Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершилась революция 1917 года.
После кончины Марии Феодоровны в 1928 году ее дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию.
В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. Им удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста
Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить ее из плена до сих пор остаются безуспешными.
Списки Иконы.
Когда в 1852 году в Гатчине завершилось шестилетнее строительство величественного собора во имя Святого Апостола Павла, для этого Собора был выполнен список с чудотворной иконы Филермской. В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее Советскую Россию, обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку Святынь в России уже не было, в1925 году послу Италии в СССР был передан этот самый список.
Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.
>По милости Божией, в июне-июле 2006 года в Россию временно была доставлена из Черногории для поклонения народу десная (правая) рука святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этой статье краткая история происхождения каждой из Гатчинских святынь в отдельности (по книге «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского).
День 12/25 октября отмечен в Православном Церковном календаре праздником «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)». До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена св. Иоанна Иерусалимского.
Десная рука св. Иоанна Крестителя, частица древа Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери |
В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена.
Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Икона была неотъемлемой их собственностью во время всех их дальнейших переселений, пока они не принесли ее в дар императору Павлу.
Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование.
По преданию, идущему от глубокой древности, св. евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.
Когда Константинополь пал под натиском турок (1453г.), вступивший в него султан Магомет II приказал десницу Крестителя наряду с другими христианскими святынями положить в его царскую сокровищницу и запечатать его печатью.
Но на защиту поруганного города и его поруганных святынь восстал упомянутый выше Орден иоаннитов, имевший в это время местом своего пребывания остров Родос. Они не только мужественно отразили все нападения турок на этом острове, но и стали угрожать их собственным владениям. Тогда преемник Магомета II-го, Баязет II, желая приобрести расположение иоаннитов к себе, послал в дар магистру их Ордена десницу Крестителя (1484 г.). Везде, куда только ни переселялись иоанниты, выстраивались церкви в честь Крестителя, а с этих пор вместе с каждым переселением переносилась в новые церкви и его десница. Такая же церковь впоследствии бьша выстроена магистром Ордена и на острове Мальта.
Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.
Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы |
Для хранения святынь и размещения мальтийских рыцарей было начато строительство в Гатчине на окраине дворцового парка небольшого монастыря во имя священномученика Харлампия. Во время же пребывания императора в Гатчине местом хранения святынь являлась дворцовая церковь во имя Святой Троицы.
После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор.
13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.
Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы |
Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение. Вместе с другими сокровищами королевской династии они были спрятаны в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет. Святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей.
Лишь в 1993 г. десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория).
* * *
Копии Гатчинских святынь | Павловский собор |
. После того, как святыни покинули Русскую землю, в Павловском соборе г. Гатчины были изготовлены «копии» их, т.е. живописные изображения десной руки св. Иоанна Предтечи и Филермской иконы Божией Матери. Изготовил их священник Алексий Благовещенский, он же сшил для них прекрасные ризы. (о. Алексий служил в Павловском соборе с 1919 по февраль 1938 г. По делу «церковников» он был арестован 24.02. 1938 г., расстрелян в Ленинграде).
Во времена настоятельства протоиерея Петра Белавского, в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, также укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна. Так, по милости Божией, частички святынь разными путями пришли в Павловский собор.
Г. Елфимова
ЦЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Цетинский монастырь – самая известная духовная реликвия Черногории, ежегодно притягивающая тысячи паломников всего мира. Такая популярность обусловлена не только наличием в хранилищах монастыря величайших христианских святынь – десницы Иоанна Крестителя и частицы Животворящего креста, но и той атмосферой глубокой веры и подвижничества, которая сохранилась в неизменном виде еще со времен первых южных славян.
Предположительно храм возводился мастерами из Приморья, что наложило особенный отпечаток на архитектурный стиль монастыря. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная с трех сторон колоннадой. По краям участка располагались монастырские постройки и малая церковь Св. Петра. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Некоторые фрагменты этих строений сохранились до наших дней.
Затем он стал кафедрой епархии Зета. После 1493 архиерей именовался «епископом черногорским и приморским». Монастырь был стерт с лица земли в 1692-м турками, и был восстановлен владыкой Данилой, на месте недалеко от своего прежнего положения. По этому случаю новый монастырь был построен из старых камней, и получил пластину с печатью Црноевича. В 1714 монастырь был сожжен и был восстановлен в 1743 году черногорским митрополитом Саввой Ивановичем Негошем. Был отстроен несколько раз, последний раз — в 1927 году. В монастыре Рождества Богородицы хранятся мощи святого Петра Цетинского.
Центральным элементом монастырского комплекса является церковь Рождества Богородицы, построенная из тесаного камня, в которой хранится одна из величайших черногорских святынь – мощи Св. Петра Цетинского и христианские реликвии Ордена мальтийских рыцарей. Церковь славится богатым резным иконостасом работы греческих мастеров середины XIX века.
В сокровищнице монастыря собрана уникальная коллекция рукописей и старинных печатных книг, а также личных вещей черногорских митрополитов, предметов церковной утвари, многие из которых были получены в дар из России.
Отдельного упоминания заслуживают реликвии мальтийского ордена, чей путь в Цетинский монастырь был труден и запутан. Достоверно известно, что святыни в 1799 году были подарены российскому императору Павлу I главой Ордена мальтийских рыцарей, и до 1917 года находились в Зимнем дворце. После революции они некоторое время хранились в Копенгагене у Марии Федоровны, матери Николая II, затем в православной церкви в Берлине и при дворе последней правящей югославской династии Карагеоргиевичей в Белграде. Вторая Мировая война заставила членов королевской семьи покинуть страну, а святыни спрятать в одном из отдаленных черногорских монастырей. Затем следы их теряются. И только много лет спустя реликвии были обнаружены в одном из хранилищ черногорского ЧК, опознаны и переданы в дар церкви.
Несмотря на свою нелегкую историю Цетинский монастырь всегда оставался оплотом православия на балканском полуострове, символом и колыбелью знаменитого черногорского свободолюбивого духа.
В монастыре хранятся:
►Рука Иоанна Крестителя
►Мощи святого Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош)