Философская концепция сторонники которой считают что вся материя является одушевленной
Материализм в философии: понятие и основные идеи
Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
Ключевые идеи материализма
Можно выделить несколько ключевых идей материализма:
Кратко о сути материализма
Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.
Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.
Разновидности материализма
Выделяют три главных разновидности материализма:
Становление и развитие материализма
Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.
Материализм в эпоху античности
Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.
Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.
Эпоха Средневековья
В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.
Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.
Новое время
В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.
Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).
В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.
Диалектический материализм
Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
Материализм современности
Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.
Соотношение идеализма с материализмом
Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.
Заключение
Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.
Материализм
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.
Содержание
История материализма
Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.
Античный материализм
Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.
Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. [2] [неавторитетный источник? 51 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике», 23,22).
Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.
В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.
Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу. [3]
Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
Средневековье
В эпоху расцвета средневековья, с XI—XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени. [2]
Материализм Нового времени
В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.
Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.
Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считали идеалисты. В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил.
Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.
Cовременные теории
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Словари
Научное философское направление, исходящее из признания объективного существования материального мира (закономерности которого познаваемы) независимо от человеческого сознания.
Узкопрактическое отношение к действительности.
МАТЕРИАЛИ́ЗМ, мн. нет, муж.
2. Деловое, практическое отношение, подход к чему-нибудь (разг.).
3. Крайний практицизм, корыстолюбие (разг. устар. неод.).
1. Философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.
2. Трезвое, реалистическое отношение к действительности.
3. Узкий односторонний практицизм.
Система взглядов, основанная на сугубо практическом, рассудочном отношении к действительности.
Знаете, один из этих диких новых людей, которые теперь часто встречаются; знаете, из тех вольнодумцев, которые d’emblee воспитаны в понятиях неверия, отрицания и материализма (Л. Т.).
Методология одного из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, утверждающая первичность материи, бытия, природы, объективной действительности по отношению к сознанию, мышлению и рассматривающее сознание и мышление как неотъемлемое познаваемое свойство материи;
Знаете, один из этих диких новых людей, которые теперь часто встречаются; знаете, из тех вольнодумцев, которые démblee воспитаны в понятиях неверия, отрицания и материализма (Л. Т.).
1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, утверждающее первичность материи, природы, бытия по отношению к сознанию, мышлению и рассматривающее сознание и мышление как неотъемлемое познаваемое свойство материи. Быть сторонником материализма. Философское обоснование материализма. Диалектический материализм (одно из направлений материалистической философии, утверждающее всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий). Исторический материализм (социальная философия марксизма-ленинизма, исследующая общие законы развития общества и методологию его познания).
2. Разг. Сугубо практическое, рассудочное отношение к действительности. Ему свойствен м.
1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, объективной действительности по отношению к сознанию, мышлению и рассматривающее сознание и мышление как свойство материи.
Сугубо практическое, рассудочное отношение к действительности.
философская основа марксизма-ленинизма, высшая форма современного материализма, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.
социальная философия марксизма-ленинизма, наука об общих законах развития общества и методология его познания.
Философское направление, решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи.
Философская основа марксизма-ленинизма, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания. МАС, т. 2, 236.
Составная часть марксистско-ленинской философии, наука, дающая материалиапическое объяснение общественным явлениям. КПСП, 86.
• Открытие и обоснование исторического материализма означало подлинный революционный переворот во взглядах на общество. КПС, 159. Всеобщей методологией познания общественных процессов служит исторический материализм. Москвин, 15.
(materialism), филос. направление, исходящее из того, что мир материален и существует объективно. Поэтому М. является формой монизма. Доводы в пользу М., как правило, подтверждаются успехами естественных наук. Сторонником М. был Гоббс. С т.зр. истинного М. мышление или душевное состояние должны быть в нек-ром смысле идентичны физ. явлениям, отсюда возникают сложные филос. вопросы. М. также ассоциируется с именем Маркса, крый с его помощью стремился объяснить развитие истории, об-ва и мышления. Согласно М. Маркса, характер об-ва определяется состоянием его экономики. Это отличает позицию Маркса от позиции идеалистов (идеализм), считающих, что развитие человечества направляет независимое мышление.
10 класс. Обществознание. Сознание и мировоззрение.
10 класс. Обществознание. Сознание и мировоззрение.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
В прошлый раз мы начали наш разговор о человеке и назвали характерные черты, отличающие человека от животных. Одним из таких отличий многие ученые считают наличие сознания.
Сознание – один из самых сложных терминов в обществознании. Сложность заключается в том, что данный термин используют многие науки, и каждая из них предпринимает попытки дать свое определение сознания. Так, философское понимание сознания будет отличаться от психологического, а психологическое – от медицинского, которое можно проиллюстрировать фразой «потерять сознание».
В рамках философского понимания сознания существует разница между материалистическим и идеалистическим пониманием. Существует понятие основного вопроса философии. Тех, кто считает, что материя первична, называют материалистами; тех, кто считает, что идея возникает раньше материи, называют идеалистами.
В рамках идеализма сознание возникает раньше предмета. К примеру, в рамках христианского учения существует первичное, божественное сознание, а сознание каждого конкретного человека – лишь его часть или отражение.
В науке же применяется материалистический подход к сознанию. Материалистическая теория возникновения сознания называется теорией отражения.
Принято считать, что материя обладает четырьмя базовыми свойствами: движением, способностью к самоорганизации, размещенностью в пространстве и времени, а также отражением.
Отражением называют способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте – следы человека на грунте, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале и др. Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией.
Выделяют несколько видов отражения – механическое, физическое, химическое и биологическое. Биологическое отражение включает в себя три стадии – раздражимость, чувствительность и психическое отражение (рис. 1).
Рис. 1. Виды отражения
Давайте рассмотрим стадии биологического отражения.
1. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Она есть уже у растений. Примеры: высыхание, сворачивание листьев на жаре, движение подсолнуха за Солнцем.
2. Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Основные характеристики – активность и целесообразность. Примеры: простейшие организмы избирательны в выборе жертвы.
3. Психическое отражение – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Сущностью психического отражения является систематизация ощущений, способность живых организмов, особенно высших животных, моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации.
Высшим уровнем психического отражения и считается сознание. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения, а значит, представляет собой нечто имеющее природную основу, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.
От предшествующих форм сознание отличается тем, что позволяет субъекту уяснять природу определенных вещей и процессов. Предпосылкой формирования сознания является предметно-практическая деятельность человека, порождающая потребность в знании, понимании объективных законов бытия.
Материалистический и идеалистический подходы к сознанию тоже делятся на ряд направлений. Рассмотрим их подробнее (рис. 2).
Крайний материализм (физикализм) – подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Разновидности – «теория тождества» (духовные процессы отождествляются с другими физиологическими процессами – кровообращением, дыханием), теории вульгарных материалистов (Фохт: «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»). Основания теории:
— необходимость существования мозга;
— создание человечеством искусственного интеллекта, носителем которого является компьютер – материальный объект;
— медикаментозное влияние на организм может отражаться на сознании.
— образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик (массы, запаха, четких размеров, формы);
— сознание может «господствовать» над образами (увеличивать, уменьшать, вызывать);
— никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит нейроны, но не видит образов и мыслей).
Рис. 2. Различные подходы к пониманию сознания
Если считать сознание чисто природным явлением, то возможно создать сознание искусственным путем. Получается, сознанием может обладать и компьютер, и робот.
Умеренный материализм. Сознание – особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя. Наиболее распространено в российской философии. Сознание не существует в виде отдельного предмета, оно идеально (нематериально). Несмотря на то, что прямого соответствия между психологическими и нейрофизиологическими процессами до сих пор не обнаружено, известно, что левое полушарие головного мозга оперирует словами и знаками; правое оперирует образами и продуцирует сновидения.
Объективный идеализм. Признается наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводится первичная (творческая) роль, оно рассматривается в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
Субъективный идеализм (солипсизм) – другая крайняя точка зрения, согласно которой сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Основные представители – Беркли, Юм, Фихте.
Солипсистская концепция довольно популярна в современной культуре. Так, в фильме «Матрица» миллиарды людей воспринимают не действительность, а те образы, которые генерирует для них машина.
Подытожим. В рамках каждой из четырех названных концепций сознание понимается по-своему. Крайний материализм утверждает, что сознание – часть материи, умеренный материализм настаивает, что сознание – это особое свойство только высокоорганизованной материи, в рамках объективного идеализма считается, что сознание каждого человека – часть «мирового сознания», а солипсизм считает, что в мире существует только одно сознание, порождающее материальный мир (рис. 3).
Рис. 3. Философское понимание сознания
Получается, что единого определения сознания даже в философии нет и пока не может быть. Но какое-то рабочее определение всё-таки надо дать, чтобы мы смогли хотя бы определить, кто может обладать сознанием, а кто – нет. Классическое определение учебника звучит так: «Сознание – это присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах».
Такое определение вполне приемлемо. Но в нем отсутствует очень важный момент. На следующем уроке мы будем с вами говорить о функциях сознания, но уже сейчас скажем, что одной из них является творческая, или креативная. Сознание позволяет нам не только воспринимать действительность, но и творить ее, создавать новые предметы, выдвигать новые идеи.
В измененном виде наше определение будет звучать так: «Сознание – это особое свойство психики, высшая форма психического отражения действительности, способность воспроизводить действительность и моделировать ее».
Вы наверняка заметили, что из нашего определения исчезло указание на то, что сознание свойственно только человеку. Как же современная наука отвечает на вопрос, кому свойственно сознание?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какой из теорий происхождения сознания придерживается тот или иной ученый. Существуют три теории происхождения сознания – космическая, биологическая и социальная (рис. 4).
Рис. 4. Теории происхождения сознания
Сознание имеет космическое (божественное) происхождение. Сознание существует само по себе, независимо от живых организмов и человека. Оно исходит непосредственно из космоса (разума Бога), едино, неделимо, цельно. Так, немецкий философ Рейзер доказывал, что Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом; эта теория получила название теория психосферы.
Другие сторонники этой теории считают, что одушевленность – это свойство любой материи, а значит, вся материя, в том числе неживая, имеет душу. Греческое слово «хюле» значит «материя», а «дзоон» – «жизнь»; эта теория называется теорией гилозоизма. Гилозоизм – философская концепция, сторонники которой считают, что вся материя является одушевленной.
Теория гилозоизма, конечно, в качестве шутки, нередко появляется в литературе и искусстве, когда неживые предметы начинают говорить и действовать как люди.
В рамках второй теории считается, что сознание имеет биологическое происхождение и присуще только живым организмам. Доказательств этой теории довольно много:
— жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию;
— инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
— животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
— многие действия животных (охота) сложны и требуют работы сознания;
— животным присущи свои «мораль», правила поведения, лидерство, борьба, создание «социальной» организации с распределением ролей;
— животные видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне).
Сознание – свойство исключительно человеческое. Согласно этой теории (господствовала в середине XIX – середине XX века), сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а только инстинктами.
В современной российской философии есть представители разных концепций. В обществознании на настоящий момент доминирует так называемый деятельностный подход, согласно которому сознание возникает и развивается в процессе деятельности. Деятельность же – свойство только человеческое, а значит, и сознанием в философском смысле этого слова обладает только человек.
Так или иначе, сознание человека отличается от психики высших животных. Среди основных отличий принято называть способность к абстракции и наличие языка. Способность к абстракции проявляется в первую очередь в творческом характере мышления человека. Если животное только приспосабливается к окружающему миру, то человек его активно преобразует. Насколько мы можем утверждать сейчас, в животном мире изобретений не бывает.
Наконец, язык – это специфически человеческая форма сознания. У животных есть определенные способы передачи информации, но они, во-первых, не развиваются, а во-вторых, предназначены только для распространения информации определенного типа. Одна собака может передать другой свою эмоцию, а одна пчела может своеобразным танцем показать другим пчелам, где растут те или иные цветы, но объяснить таким языком второй закон термодинамики или философию Гегеля невозможно. Универсальным характером обладает только человеческий язык. Кроме того, язык социально обусловлен – он появляется и может развиваться только в обществе. Не случайно люди, попадавшие в условия социальной изоляции (например, на необитаемый остров), теряли речевые навыки.
Итак, мы рассмотрели с вами основные теории сознания. О структуре и функциях этого явления мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Искусственный интеллект
Вопрос о возможности создания искусственного интеллекта был поставлен задолго до XX века. В наше время существуют компьютеры, которые взяли на себя многие функции человека. Компьютеры обладают обучаемостью (на них можно устанавливать новые программы) и даже собственным языком программирования. Почему же все-таки искусственному интеллекту пока не удается сравниться с человеческим?
Во-первых, компьютер может решать только те задачи, которые перед ним поставил человек, и именно теми способами, которые уже были придуманы для него. Генерировать новые методы компьютеры пока не могут.
Во-вторых, компьютер считает гораздо быстрее, чем человек. Но для интеллекта этого явно недостаточно. Социальная действительность слишком сложна. Возьмем шахматные компьютеры: там всего 32 фигуры и пешки и действуют жесткие правила, которых в обществе нет. Почему компьютеры долго не могли обыграть человека? Давайте возьмем компьютер, который может просчитать миллиард операций в секунду, и посмотрим, как он справится с задачей.
Если вы знаете правила игры в шахматы, то вы понимаете, что первый ход белые могут сделать 20 способами. Черные также могут ответить им 20 способами. Таким образом, после первого хода черных на доске может возникнуть 400 вариантов позиции,
после второго хода белых – 8 тысяч, после второго хода черных – 160 тысяч,
после третьего хода белых – 3 миллиона 200 тысяч, после третьего хода черных – 64 миллиона,
после четвертого хода белых – 1 миллиард 280 миллионов, после четвертого хода черных – 25 миллиардов 600 миллионов,
после пятого хода белых – 512 миллиардов вариантов, после пятого хода черных – 10 триллионов 240 миллиардов,
после шестого хода белых – 204 триллиона 800 миллиардов, а после шестого хода черных – 4 квадриллиона 96 триллионов вариантов.
Если наш компьютер обрабатывает один миллиард операций в секунду, то для того, чтобы просчитать эти шесть ходов, ему потребуется 71850 минут или 1197,5 часов или почти 50 дней (рис. 5).
Рис. 5. Количество вариантов ходов шахматной партии
Седьмой ход белых он будет считать тысячу дней, то есть почти три года.
Компьютер, конечно, можно научить отбрасывать неперспективные ходы, но у гроссмейстера есть что-то такое, что позволяет ему выигрывать даже у такой машины. Может быть, к интеллекту еще требуется добавить интуицию?
Физиология головного мозга
Роджер Сперри (1913-1994) проводил исследования на головном мозге животных; путем разрушения связи между двумя полушариями мозга у кошки было доказано, что кошка, которая видела дорогу через короткий лабиринт только левым глазом, не может впоследствии найти путь, пользуясь только правым глазом (в 1981 году Сперри получил Нобелевскую премию за работу по изучению специализации полушарий мозга). В конце 1950-х гг. начали изучать людей, которым в процессе лечения эпилепсии мозолистое тело (соединяющее полушария головного мозга) было разделено на две части. Майкл Гэзенига доказал, что, если информация об объекте поступала только в правое полушарие мозга, пациенты не могли назвать и описать вещь. Левое полушарие контролирует процесс говорения, письмо, выполнение математических операций, чтение; правое доминирует в области распознавания лиц, решения задач пространственной ориентации, символического мышления, художественно-артистической деятельности. Сперри и Гэзенига пришли к выводу, что каждое полушарие мозга – это отдельный разум.
Есть ли сознание у животных?
Конечно, прощаться с мыслью о том, что у животных тоже есть сознание, совершенно не хочется. За последние годы ученые получили немало доказательств того, что животным все-таки свойственны некоторые качества, которые можно назвать сознанием – пусть даже не таким совершенным, как у человека. Высшие животные, например, обезьяны, вполне в состоянии решать задачи в два действия, то есть создавать орудия труда.
Проводились даже опыты, доказывающие наличие у животных зачаточных форм самосознания. Так, взрослые собаки не реагируют на свое отражение в зеркале, а слоны, к голове которых прикрепляли яркие предметы, заметив их в зеркале, начинали ощупывать себя, а не отражение.
Животные нередко демонстрируют поразительные способности к обучению. В США в 1970-е годы проводили опыт по обучению обезьян языку глухонемых, и наиболее успешные ученики успевали за полгода выучить несколько сотен слов и к месту их использовать. После этого ученые задавались вопросом: гуманно ли держать в клетках обезьян, продемонстрировавших столь явные интеллектуальные способности.
Наконец, обезьяны способны к сложным формам коллективного взаимодействия. Операторам ВВС удалось снять целую войну между двумя группами шимпанзе. Обратите внимание на наличие вожака, который дает сигнал к началу битвы.
Тем не менее, вопрос о наличии у животных сознания до сих пор не прояснен. Наличие эмоций и чувств можно считать доказанным, цели действий животных также часто очевидны. Но можно ли сказать, что животные осуществляют познание, тем более систематическое? Есть ли доказательства творческого характера мышления животных? Представляют ли животные себе течение времени? На эти вопросы однозначных ответов у ученых пока нет.
Текстовые сноски
Иоганн Готлиб Фихте (Источник).
Видеоролики
Кошмарный сон у собаки (Источник).
Шимпанзе разбивает орехи камнем (Источник).