Финал апофеоз что это
Что такое Апофеоз
Изначально под апофеозом (от греч. apotheosis – «обожествление») понимался обряд в церкви, который ознаменует поклонение герою и его боготворение.
В древних Греции и Риме обожествляли только императоров, правителей, государственных служащих за их заслуги перед государством и народом. С течением времени апофеоз стали проводить и в отношении обычных людей.
По мере развития культуры, с 14 века и позднее, термин стали применять и в сфере искусства. Так, в театре апофеоз — это финальная торжественная сцена, кульминация спектакля, которая зачастую включает его основную идею.
В литературе — финальная глава, которая представляет собой кульминацию всего произведения. А в живописи — картина, которая изображает вознесение души на небеса.
Так, за апофеозом закрепилось несколько значений:
Последнее значение появилось уже в современном языке. Например, говорят: апофеоз карьеры, апофеоз безумия, апофеоз обжорства.
Синонимы апофеоза: кульминация, пик; в другом значении — восхваление, прославление, хвала.
В чём разница между апофеозом и апогеем?
У слова «апогей» два значения:
В своём втором значении апогей является синонимом апофеоза (в значении кульминации). При этом апогей — это максимальная точка взлёта, пик. Например, говорят: достичь апогея в карьере; апогей эпидемии.
А апофеоз — это тоже высшая точка, но всегда с оттенком торжества.
Апофеоз в живописи
Апофеоз в значении обожествления, почитания можно увидеть на картине французского художника Русси-Триозона. Его творение так и называется «Апофеоз французских героев, павших в войне за независимость родины».
Ещё одним примером апофеоза является картина Франсиско де Сурбарана «Апофеоз св. Фомы Аквинского».
Тема картины связана с торжественным основанием Коллегии святого Фомы. Её учредители таким образом чествуют философа, который был причислен к святым после своей смерти.
Другой пример — картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны».
Аллегоричная картина Жана Огюста Доминика Энгра «Апофеоз Гомера» рассказывает нам о возвеличивании древнегреческого поэта.
Художник считал Гомера создателем красоты и идеалов в искусстве, и лишь немногие (изображённые на картине) могут считаться его последователями.
Картина аллегорична, так как при её создании Жан Энгр полагал, что он достигнет кульминации своего творчества и созданной им красоты.
Читайте подробнее, что такое Аллегория.
Апофеоз в театре
Апофеоз в театре — это финальная сцена. Она может быть очень зрелищной, включать визуальные и звуковые образы. А может, наоборот, быть «немой».
Апофеозом спектакля «Ревизор» по рассказу Н. В. Гоголя можно назвать его заключительную «немую» сцену. В ней отображается пик удивления и страха действующих лиц, когда они узнают, что Хлестаков на самом деле не ревизор.
Другой пример — финальная сцена с премьеры балета «Лебединого озера» 1877 года в Большом театре.
Сцена воспроизводилась при участии русского декоратора Карла Вальца. Ему удалось создать на сцене настоящий ураган с ломающимися деревьями и большими волнами. А после, как апофеоз, наступала заря.
Апофеоз
Смотреть что такое «Апофеоз» в других словарях:
АПОФЕОЗ — (греч. от apotheum обоготворять). 1) причисление героев и римских императоров к сонму богов. 2) картина, изображающая знаменитого человека в виде языческого бога. 3) торжественная картина, заканчивающая театр, пьесу. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
апофеоз — См … Словарь синонимов
АПОФЕОЗ — (от греческого apotheosis обожествление), 1) в эллинистической Греции и Древнем Риме обожествление государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение … Современная энциклопедия
апофеоз — а м. apothéose f. 1. Причтение к сонму богов. Сл. 18. По апотеозу Геркулесову. Пельск. Кум 2 196. Главная красота залы есть плафон, расписанный на полотне масляными красками живописцем Лемуаном, и представляющий Геркулесово боготворение… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Апофеоз — (от греческого apotheosis обожествление), 1) в эллинистической Греции и Древнем Риме обожествление государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АПОФЕОЗ — (от греч. apotheosis – обожествление) первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за их особые заслуги. Апофеоз, трансформировавшийся с течением времени в культ правителей, восходил к… … Философская энциклопедия
АПОФЕОЗ — АПОФЕОЗ, апофеоза, муж. (греч. apotheosis обожествление). 1. У древних обряд воздавания божеских почестей герою, императору (ист.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности (книжн.) … Толковый словарь Ушакова
АПОФЕОЗ — АПОФЕОЗ, а, муж. 1. Прославление, возвеличение кого чего н. (книжн.). 2. Торжественная заключительная массовая сцена нек рых театральных представлений (спец.). | прил. апофеозный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
Апофеоз — (от греч. apotheosis обожествление) в древности церемония обожествления древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров. В театральном деле апофеозом называют заключительную торжественную массовую сцену спектакля или… … Политология. Словарь.
Апофеоз — Жан Огюст Доминик Энгр. «Апофеоз Наполеона», 1853 Апофеоз, устар. апотеоз … Википедия
Значение слова «апофеоз»
1. В древней Греции и Риме: обряд обожествления какого-л. героя, императора и т. п.
2. Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события и т. п. [Гете] писал «Римские элегии», этот дивный апофеоз древней жизни и древнего искусства. Белинский, Менцель, критик Гете.
3. Театр. Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, прославляющая народ, героя, общественное событие и др.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще. Кроме того, этот термин использовался в театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений, из-за чего в устной, иносказательной речи он приобрёл значение кульминации, венца событий.
В изобразительном искусстве термин обозначает изображение вознесения души умершего (обычно католического святого) в небеса, либо же прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий средствами барочной или классицистической живописи.
АПОФЕО’З, а, м. [греч. apotheōsis — обожествление]. 1. У древних — обряд воздавания божеских почестей герою, императору (истор.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-н., имеющее характер увенчания его деятельности (книжн.). 3. Торжественная заключительная картина в некоторых театральных представлениях (театр.). Опера в пяти актах с апофеозом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
апофео́з
1. истор. книжн. обожествление, причисление греческих героев и римских императоров к лику богов
2. театр. заключительная массовая сцена театрального действа
3. высшая стадия развития чего-либо, кульминация ◆ Бездарен разнос твой, а апофеоз бездарности — твое прочтенье романа Гурского. А.С. Немзер, «Литературное сегодня», 1998 г.
4. прославление, возвеличение какого-либо лица, явления, события
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: искусствознание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Апофеоз
В изобразительном искусстве термин обозначает изображение вознесение души умершего (обычно католического святого) в небеса, либо же аллегорическое прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий средствами барочной или классицистической живописи.
Содержание
Первоначальное значение
В эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление (причисление к лику богов) государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В западноевропейской культуре это слово греческого происхождения продолжают применять к понятию «обожествление» и входящим в него многочисленным аспектам, тогда как в русском языке оно используется лишь для перечисленных в введении аспектам культуры и искусства.
В Новое Время термин был воспринят католической церковью, которая перенесла на него значение «беатификация, канонизация» [1] и стала относить к своим святым.
В искусстве
Самая ранняя иконографическая формула апофеоза сформировалась в Древнем Риме, и включает в себя изображение квадриги, поднимающейся по диагонали, причем она еще не окружалась ореолом света. В древнегреческом искусстве ближайшая аналогия находится в изображении вознесения Геракла после его кончины на небеса, где он стал богом.
В живописи
В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение в живописи, театре.
В эпоху барокко особенно обильными стали изображения католических святых, которые изображались возносящимися на небеса сонмом ангелов. Картину изредка могло дополнять изображение гостеприимно принимающего усопшего Христа на небесах, и свидетелей кончины покойного на небе. (Иконографически такой христианский сюжет имел родство с Вознесением Богоматери, Вознесением Христовым и вознесением Марии Магдалины, но отличался от них тем, что в данном случае речь шла уже не о телесном вознесении, а о духовном). Часто на подобный сюжет писали алтарные картины, но он был распространен и в украшении потолочных плафонов, где в изображении неба художники с удовольствием использовали эффект обманки.
Родство с древнеримским иконографическим типом апофеоза в этих многочисленных «Апофеозах святого имярек» прослеживается не так очевидно, как в светских произведениях, которые стали возникать примерно в тот же период. Они, как и их римские предшественники, часто изображали военного или государственного лидера, полководца или монарха, на запряженной конями колеснице возносящимся в небеса. Голову персонажа часто увенчивала крылатая богиня. Картина могла создаваться уже не после смерти, а еще при жизни заказчика, увековечивая, таким образом, не вознесение его души на небеса, но и его земные успехи, становясь аллегорическим изображением победы. В число персонажей таких картин входили Козимо I Медичи, Генрих IV Наваррский, Людовик XIV, император Леопольд I, Яков I, Корнелис де Витт и т. д.
Светская тема апофеоза сохранилась в следующий, классицистический, период изобразительного искусства, хотя тема вознесения святых из него уже практически исчезла. Изобразительные средства оказались весьма востребованы в творчестве французских художников-классицистов, творивших в эпоху Наполеона, а также его наследников. Любопытно, что пользовались этой иконографической схемой и американцы, создавав, например, фреску «Апофеоз Вашингтона» в здании Капитолия, или изображения апофеоза убитого Линкольна.
Знаменитая картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана» и, в отличие от большинства картин, имеющих в названии термин «апофеоз», изображает не вознесение главного действующего лица, а кульминацию его действий, либо же показ «божественной» деятельности Тамерлана через плоды его труда.
В театре
Форма апофеоза (а также панегирического спектакля, представлявшего собой как бы развернутый во времени апофеоз) была разработана в западноевропейских театрах и русском придворном театре XVI—XVIII веков.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Апофеоз» в других словарях:
АПОФЕОЗ — (греч. от apotheum обоготворять). 1) причисление героев и римских императоров к сонму богов. 2) картина, изображающая знаменитого человека в виде языческого бога. 3) торжественная картина, заканчивающая театр, пьесу. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
апофеоз — См … Словарь синонимов
АПОФЕОЗ — (от греческого apotheosis обожествление), 1) в эллинистической Греции и Древнем Риме обожествление государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение … Современная энциклопедия
апофеоз — а м. apothéose f. 1. Причтение к сонму богов. Сл. 18. По апотеозу Геркулесову. Пельск. Кум 2 196. Главная красота залы есть плафон, расписанный на полотне масляными красками живописцем Лемуаном, и представляющий Геркулесово боготворение… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Апофеоз — (от греческого apotheosis обожествление), 1) в эллинистической Греции и Древнем Риме обожествление государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АПОФЕОЗ — (от греч. apotheosis – обожествление) первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за их особые заслуги. Апофеоз, трансформировавшийся с течением времени в культ правителей, восходил к… … Философская энциклопедия
АПОФЕОЗ — АПОФЕОЗ, апофеоза, муж. (греч. apotheosis обожествление). 1. У древних обряд воздавания божеских почестей герою, императору (ист.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности (книжн.) … Толковый словарь Ушакова
АПОФЕОЗ — АПОФЕОЗ, а, муж. 1. Прославление, возвеличение кого чего н. (книжн.). 2. Торжественная заключительная массовая сцена нек рых театральных представлений (спец.). | прил. апофеозный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
Апофеоз — (от греч. apotheosis обожествление) в древности церемония обожествления древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров. В театральном деле апофеозом называют заключительную торжественную массовую сцену спектакля или… … Политология. Словарь.
Что такое апофеоз?
В наши дни слово «апофеоз» в значении «кульминация» часто используется в разговорной речи. И это ошибка.
Само слово «апофеоз», как нетрудно догадаться, древнегреческое: ἀποθεόσις от ἀπο- + θεός «бог». Сегодня оно нередко мелькает в устной и письменной речи, но часто не в том значении, в каком использовалось древними эллинами.
Обожествление
Даже в Древней Греции значение слова «апофеоз» менялось со временем. Первоначально оно использовалось, когда речь шла о причислении простых смертных к сонму богов. Кого причисляли? Героев древнегреческих мифов — обычных людей, рожденных от земной женщины и бога-олимпийца. Апофеозом был переход простого смертного в другое качество — божественное. Но надо сказать, что процесс преображения в античных мифах встречался редко. Только самые выдающиеся герои — например, Геракл — были причислены к сонму богов.
Апофеозом был переход простого смертного в другое качество — божественное.
Восхваление
На вопрос, что такое апофеоз, древние греки ответили бы и так: восхваление, превознесение. Таких почестей удостаивались только умершие цари и императоры.
Термин в конце концов перешел в латынь и не исчез даже после распада Римской империи. Более того, как и многие другие латинские слова, проник в европейские языки. В наши дни он имеет немного другое значение: канонизация, беатификация.
Отражение в изобразительном искусстве
Что такое апофеоз, можно понять, взглянув, например, на картину «Апофеоз Наполеона» Жана Огюста Доминика Энгра. На картине представлен не сам великий полководец, а его возносящаяся душа. Иными словами, апофеоз — это аллегорическое изображение души умершего человека, который попадает на небеса.
Стоит особо сказать об «Апофеозе войны» Василия Васильевича Верещагина.
Апофеоз в музыке
Апофеоз в музыке — финальная разработка темы в монументальной или возвышенной форме, заключительная массовая сцена. Представляет собой музыкальный эквивалент жанра апофеоза в изобразительном искусстве, особенно там, где тема каким-то образом связана с историческими личностями или драматическими персонажами.
В качестве структурного элемента апофеоз появился в музыкальном и музыкально-драматическом искусстве в барочную эпоху. В списке произведений композитора эпохи барокко Франсуа Куперена есть 3 сюиты, озаглавленные «Апофеоз» (1724). Гектор Берлиоз использовал слово «апофеоз» в качестве заголовка финальной части своей «Траурно-триумфальной симфонии». Два балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик» содержат апофеозы в качестве финалов. То же самое можно сказать и о «Баядерке» Людвига Минкуса.
В наши дни слово «апофеоз» в значении «кульминация» часто используется в разговорной речи. Однако, как выяснилось, эти слова не являются синонимами, и такое употребление древнегреческого слова с богатой историей можно с полным правом признать ошибочным. Даже несмотря на то, что в драматическом и музыкальном искусстве термин «апофеоз» еще с барочных времен структурно связан с «кульминацией».