Финансист что должен делать
Кто такой финансист и чем занимается
Финансисты сегодня стали ключевыми сотрудниками во многих компаниях: бизнесу нужны специалисты, которые умеют управлять денежными потоками и могут приумножить капитал фирмы.
В статье детально разбираем, кто такие финансисты на современном рынке труда и чем они занимаются.
Чем занимается финансист: каковы его задачи и обязанности, что должен уметь и знать
Финансист — понятие очень широкое. Это специалист, который управляет финансами. Он совершает финансовые операции на легальной основе, распределяет и инвестирует финансовые активы.
Финансовые активы: денежные средства и их эквиваленты в различной валюте, ценные бумаги (акции, облигации, паи), финансовые вложения (вклады в уставный капитал других компаний) и дебиторская задолженность.
Распределение означает планирование и контроль поступлений в бюджет компании, а также её расходов. Если работать грамотно, то организация никогда не окажется в убытке.
Инвестирование предполагает финансовые вложения, которые могут многократно увеличить доходность компании.
При этом финансист выступает как стратег, который разбирается в рыночных тенденциях. Он умеет анализировать данные и прогнозировать риски. Он понимает, куда выгоднее вложить средства, и обладает профессиональным чутьём.
На практике финансистами называют специалистов финансового блока отдельной компании в реальном секторе экономики и специалистов финансового сектора.
Специалисты финансового блока компании
Эти финансисты строят карьеру в нефинансовых организациях от стажёра до топ-менеджера. Здесь направлениями деятельности могут быть аналитика, планирование, отчётность, контроль и аудит, прогнозирование и стратегия финансового развития.
У специалиста финансового блока много обязанностей, среди которых можно выделить оценку сделок и инвестиционных проектов, анализ деятельности фирмы с финансово-экономической точки зрения, работу с отчётностью (в том числе по МСФО), проверку деятельности на соответствие законодательству, финансовое моделирование и стратегическое планирование.
Примеры позиций в компании: финансовый аналитик, казначей, аудитор, финансовый риск-менеджер, специалист по инвестициям, налоговый менеджер, финансовый директор.
Самая важная из них — должность финансового директора. Он отвечает за разработку и реализацию финансовой стратегии. Он хорошо разбирается в бизнес-процессах и помогает руководителю принимать необходимые решения для увеличения прибыли.
Специалисты финансового сектора экономики
Такие профессионалы строят карьеру в инвестиционных фондах, страховых агентствах, банках и на фондовых биржах. Круг их обязанностей определяется выбранным направлением.
Примеры позиций в компании: инвестиционный ассоциат, страховой брокер, кредитный аналитик, эксперт по управлению финансовыми рисками, трейдер на бирже, финансовый агент.
В каком бы секторе ни работал финансовый специалист, он должен получить профессиональное образование. Ему важно хорошо знать ряд дисциплин: микро- и макроэкономику, финансы, банковское дело, финансовые рынки, налогообложение, а также действующее законодательство.
Для успешного развития в профессии требуется обладать математическими способностями и аналитическим складом ума. Кроме того, необходимо уметь фокусироваться на поставленных задачах, быть ответственным за принятие решений и стратегически мыслить. Немаловажным личностным качеством будет стрессоустойчивость.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — это пакет стандартов, который определяет правила составления финансовой отчётности. Стандарты приняты в ЕС, странах Азии и Южной Америки.
В чём отличие финансиста от бухгалтера или экономиста
Не стоит путать эти профессии.
Бухгалтер ведёт финансово-хозяйственный учёт. Он отражает весь процесс работы компании на счетах бухгалтерского учёта. Также он составляет отчёты по доходам и расходам, перечисляет налоги и сборы в бюджеты различных уровней и выплачивает зарплату.
Экономист анализирует показатели хозяйственной деятельности и оценивает её результаты. Он занимается расчётами и выявляет ресурсы для развития или проблемные места. Далее он планирует новые показатели для достижения эффективной работы компании.
Финансист же, используя бухгалтерские и экономические данные, оценивает финансовое состояние организации и управляет её финансовыми потоками. Ему рекомендуется разбираться в тонкостях обеих специальностей. В классической структуре компании финансист, занимающий место финансового директора, имеет в подчинении и бухгалтерию и планово-экономический отдел.
Какие бывают специализации у финансистов и почему важно выбрать из них подходящую
Специализация финансиста и, как следствие, его обязанности напрямую зависят от сферы финансовых отношений. Они могут быть связаны с инвестициями, страхованием, кредитованием, налоговым бюджетированием, финансовой деятельностью на международном рынке.
Специалисты по инвестициям
Выясняют, куда выгоднее вложить активы компании, определяют доходность сделок и возможные риски. Они тесно работают со страховщиками, деятельность которых состоит в защите от финансовых потерь.
Специалисты по кредитованию
Определяют, кому, сколько и под какой процент можно выдать кредит и просчитывают вероятность его невозврата. Здесь также важна работа страховщиков.
Специалисты по бюджету и налогам
Оптимизируют доходы и расходы компании и занимаются налоговым планированием. Они распределяют денежные потоки так, чтобы не нарушать налоговое законодательство.
Специалисты международного финансового рынка
Применяют свои компетенции в масштабах мировой экономики. Они знают структуру рынка, его участников, понимают специфику, принципы работы и тенденции развития.
Так, финансовый аналитик инвестиционного гиганта Fidelity Investments моделирует структуру доходов от всех активов под управлением компании. Он проводит глубокий анализ продуктов холдинга и фирм-конкурентов и изучает факторы их доходности. Также он консультирует финансовых и деловых партнёров.
Работодатели часто отдают предпочтение узкоспециализированным финансистам с опытом работы в конкретной области от трёх лет.
Таким образом, постоянно развиваясь в определённой сфере, можно стать экспертом и быть востребованным в реальном или в финансовом секторе экономики.
Какие дополнительные навыки выгодно выделяют финансиста
Чтобы выгодно выделяться и быть конкурентоспособным на рынке труда, финансист может развивать свои способности в нескольких направлениях.
Он может получить образование или опыт в части бухгалтерского, налогового и аудиторского учёта. Это позволит ему глубже понимать финансовое положение компании для принятия управленческих решений.
Большим преимуществом будет знание МСФО. Многие российские компании постепенно переходят на международные стандарты ведения финансовой отчётности и очень нуждаются в грамотных сотрудниках.
Он может получить практику программирования в MS Excel. Этот мощный инструмент в анализе корпоративных финансов закрывает большинство вычислительных задач, а используется специалистами часто лишь на 10%.
Потребуется развивать коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров. Это важно на любом уровне контактов — от общения с коллегами до взаимодействия с партнёрами.
Огромным плюсом будет владение английским. Это позволит работать на международном финансовом рынке, быть в курсе современных трендов и в разы увеличить свой заработок.
Профессия
Финансист на удалёнке
Сколько зарабатывает финансист
Уровень зарплаты финансиста зависит от его опыта, сложности выполняемых задач и дополнительных навыков. Хороший специалист может достичь очень высокого заработка. Главное — не отставать от растущего рынка и постоянно повышать свою квалификацию.
На доход специалиста также влияют размер компании, в которой он работает, и объёмы совершаемых ею финансовых операций.
Ещё один фактор, определяющий заработок, — территориальное расположение работодателя. В регионах доходы населения всегда существенно ниже.
Портал по трудоустройству TRUD.com назвал среднюю заработную плату в финансовой сфере. В Москве в апреле 2021 года она составила 61 163 рубля:
Разрыв между реальными зарплатами наименее и наиболее оплачиваемых финансовых специалистов довольно существенный. РБК со ссылкой на Росстат (сведения 2019 года) сообщает о 17-кратной разнице.
Эти данные остаются по-прежнему актуальными. И сегодня специалистам без опыта предлагают приблизительно от 19 000 рублей в месяц. Руководители высшего звена достигают верхней границы заработка — более 300 000 рублей.
По данным сайта HeadHunter, самая низкая зарплата у начинающего специалиста в Омске — от 18 000 рублей (до вычета налогов):
Что предпринимателю нужно знать о финансах, чтобы вести бизнес
Стартовать бизнес легко, а вот сохранить его, масштабировать и превратить в зрелую компанию удаётся не каждому.
И в этом важную роль играют знания о финансах бизнеса — разберём базовые понятия, которые помогут собственникам управлять ими правильно.
Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»
Деньги на расчётном
счету ≠ выручка
Некоторые предприниматели ведут бизнес в стиле «то густо, то пусто». Сначала на счетах много денег и компания чувствует себя уверенно: спокойно выплачивает зарплаты и дивиденды, модернизирует бизнес. А потом деньги резко заканчиваются и приходится их искать, чтобы оплатить хотя бы самое необходимое.
Обычно так происходит, когда предприниматели путают два понятия: деньги и выручка.
Деньги, которые поступили на расчетный счёт, становятся выручкой тогда, когда компания выполнила свои обязательства по ним.
Возьмём для примера дизайн-студию и заказчика, которому надо сделать сайт. Давайте определим, когда студия будет признавать выручку:
Выручку студия признает, когда полностью выполнит обязательства — сдаст сайт. Да, деньги в компанию поступили раньше, но можно считать, что заказчик просто разрешил подержать свои деньги на счетах компании.
Бизнес без финансового планирования напоминает американские горки
Можно вести бизнес «по факту» — как получится, так и получится. Но тогда придётся сталкиваться с неприятными сюрпризами: неоправдавшимися ожиданиями, кассовыми разрывами, стагнацией бизнеса без чётких задач.
Гораздо лучше работать, когда нужный результат организован при помощи финансового планирования.
Для этого нужно составить финансовую модель, определить сценарии развития компании, потом забюджетировать это и контролировать, чтобы бюджет исполнялся.
Для тех, кто ещё не планировал финансы, для начала лучше потренироваться на более простых, но эффективных инструментах: платёжном календаре и план-факте по прибыли.
Платёжный календарь
Это таблица с планируемыми поступлениями и выбытиями денег, которая в первую очередь нужна для того, чтобы не допускать кассовые разрывы. Составляем календарь на месяц или на неделю, проверяем, хватает ли денег — и если нет, то есть время, чтобы исправить ситуацию.
Подробнее о том, почему возникает кассовый разрыв и как бизнесу его избежать при помощи платёжного календаря, рассказали в этой статье.
План-факт по прибыли
Представляет собой мини-процесс по организации результата. Лучше всего начинать с планирования прибыли на месяц вперёд: сколько в компанию придёт выручки, какие расходы она понесет — а в конце месяца сравниваем план с фактом.
Первые несколько раз точность, скорее всего, будет низкой. Но со временем придёт понимание закономерностей, связи между действиями и результатом — и можно будет довести точность до 80% и выше.
Предпринимателю не стоит забирать себе всю чистую прибыль
Если в планах — построить успешную компанию, то следует понимать, что чистая прибыль принадлежит бизнесу и платить собственнику — это только одна из её функций.
Другие важные функции чистой прибыли — развитие компании и формирование резервного фонда. Если предприниматель забирает себе всю прибыль, бизнес будет стагнировать и жить в постоянном риске.
курс
Финансы
для предпринимателя
Платить себе нужно по правилам
Обычно в бизнесе происходит так: у всех сотрудников есть зарплаты, которые выплачиваются два раза в месяц, предприниматель же распоряжается деньгами, как ему угодно.
Из-за этого бизнесмены рискуют впасть в одну из крайностей:
Чтобы собственнику платить себе правильно, нужно осознать свои роли — и платить за каждую из них. В малом бизнесе ролей обычно две: собственник и генеральный директор.
Генеральный директор получает зарплату — ровно так же, как все остальные сотрудники. Бизнесмен назначает себе зарплату, которая соответствует рынку и которую может себе позволить компания, и ежемесячно выплачивает.
С таким подходом предприниматель берёт деньги не как придётся, а по чёткой системе.
Раскроем этот пункт через реальный пример из практики компании «Нескучные финансы».
Предприниматель занимался строительством бань: в роли бригадира управлял небольшой командой, которая выполняла 3‒5 заказов в месяц. У бизнесмена получалось выводить на себя по 300 000 ₽ ежемесячно.
Наш герой хорошо делал свою работу, по сарафану стало приходить много заказов — больше, чем бригада могла взять. И предприниматель решил делать бизнес: нанял администратора, сформировал несколько бригад, запустил сайт — и взял побольше заказов.
Выручка действительно полетела вверх. Вот только на себя он стал выводить не 300 000, а ничего.
Произошло это потому, что рост продаж практически всегда связан с дополнительными расходами: нужно больше зарплат и бонусов, кому-то надо склады дополнительные открывать и другое. А ещё бывает, что приходится снижать цены — раньше на малых объёмах можно было выбирать самые дорогие заказы, а теперь уже так не получится. В итоге одно накладывается на другое — прибыли нет.
Наш герой временно откатился назад, вернувшись на «самозанятость» и честно заработанные 300 000 ₽ в месяц. А потом уже с чувством, толком и расстановкой организовал нормальный бизнес, в котором продумал и этот момент.
Резюмируем
Деньги и выручка — это разные вещи. Деньги становятся выручкой, когда полностью выполнены обязательства по сделке.
Нужно планировать финансы. Базовый набор — это план-факт по прибыли и платёжный календарь. Уровень посложнее — финансовая модель и бюджет на год.
Собственнику не стоит думать, что чистая прибыль полностью принадлежит только ему. Она также должна идти на резервы и развитие компании.
Бизнесмену нужно платить себе в соответствии с ролями: зарплату генерального директора и дивиденды собственника.
Не стоит гнаться за ростом продаж ⟶ может снизиться прибыль.
Как финансисту организовать удалёнку: инструменты и техники, которые облегчат работу
Почему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»
«Действуем по инструкции»: должностные обязанности финансового менеджера
Финансовый менеджер — первый после CFO, кто отвечает за управление денежными потоками компании. А порой и единственный советник руководства по финансовым вопросам. Он знает, как увеличить прибыльность бизнеса, снизить расходы и защитить компанию от банкротства. В его обязанности может входить как бюджетирование, финансовое моделирование, оценка инвестиций, так и частично задачи финансового директора, экономиста и внутреннего аудитора.
В этой статье вместе с экспертами-практиками мы разобрали, чем должен заниматься финансовый менеджер в компании, от чего зависит круг его обязанностей и могут ли реальные задачи финансового менеджера отличаться от тех, что прописаны в должностной инструкции.
Ответственность финансового менеджера в компании
Финансовый менеджер работает одновременно над несколькими задачами: повышение прибыли, снижение расходов и увеличение стоимости бизнеса. Для этого он анализирует, откуда приходят деньги и куда уходят в компании, а также решает, как их эффективнее использовать:
Например, руководители производственной компании решают запустить новую линейку продукции и открыть под ее производство отдельный цех. Финансовый менеджер считает, сколько на это уйдет денег, сколько прибыли принесет, как быстро окупятся затраты. И выносит вердикт, стоит ли расширять производство. Сам менеджер не принимает решение, а лишь предоставляет расчеты и рекомендации руководству.
Своевременные отчеты — одна из основных точек ответственности финансового менеджера. Обычно раз в месяц менеджер готовит комплект управленческой отчетности, куда входят отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств (ОПУ, ОДДС) и управленческий баланс. К отчетности он подкрепляет аналитическую записку, где описывает, что нужно изменить для повышения прибыли.
За внутреннюю отчетность финансовый менеджер отвечает лично перед собственниками, топ-менеджерами или линейными менеджерами. Так как на основании финансовых показателей они принимают стратегические решения.
За что еще отвечает финансовый менеджер?
Зона ответственности
Функции
Анализирует финансовые аспекты деятельности предприятия: риски, убытки, доходность, текущее состояние.
Операционное управление денежными средствами
Распределяет финансы между филиалами, проектами, подразделениями.
Решает, кому и сколько нужно оплатить сегодня или в этом месяце.
Составление и исполнение бюджетов
Участвует в планировании инвестиционной, производственной деятельности и бюджетировании этих планов. Следит за своевременным проведением расчетов в соответствии с утвержденными бюджетами.
Постановка и ведение управленческого учета
Налаживает систему, участвует в процессе автоматизации учета, готовит ТЗ для вендоров ПО.
Сбор и анализ данных
По запросу руководства сопоставляет данные из финансовой отчетности за несколько лет и фиксирует онлайн данные для сотрудников. Например, может узнать для менеджера остатки денег на счете или текущую дебиторскую задолженность.
Готовит отчеты о финансовом состоянии компании (баланс, ОПУ, ОДДС) и аналитические справки для руководства. Помогает в подготовке финансовой, бухгалтерской отчетности.
Оценивает прибыль от работы компании, стратегических сделок и инвестиционных проектов.
Формирование инвестиционного портфеля
Анализирует финансовый рынок, формирует портфель ценных бумаг для получения дохода компанией.
Функционал и зона ответственности финансового менеджера сильно зависят от специфики и масштаба бизнеса. В финансовом департаменте крупной компании может быть несколько финансовых менеджеров с узкими обязанностями.
Например, один менеджер может контролировать движение денежных средств, другой работать с бракованной продукцией и взаимодействовать с сервисным отделом, третий — оценивать эффективность инвестиционных проектов.
Если это небольшая компания и в ней есть только главный бухгалтер и финансовый менеджер — то менеджер будет выполнять обязанности CFO. Вести все участки учета, оценивать финансовую деятельность компании, консультировать руководство и выступать с презентациями перед инвесторами.
Поэтому название должности еще не показатель круга обязанностей. Нужно читать вакансию и должностную инструкцию при трудоустройстве, чтобы понимать, чем конкретно придется заниматься в компании.
Пример вакансий с hh.ru и work.ua. В одной компании нужен финансовый менеджер для разработки финансовой стратегии компании, а в другой — для анализа финансовых показателей по продажам, закупкам, запасам.
Ольга Жеман, финансовый менеджер и ведущий экономист ООО «3С Групп» поделилась личным опытом и описала свои рабочие обязанности:
“Из моего опыта, финансовый менеджер отвечает за ведение управленческого учета — контролирует корректность отражения первичной документации в программе учета, в том числе проверяет на соответствие утвержденной в компании управленческой учетной политике. Контролирует исполнение бюджетов, анализирует причины отклонений фактических показателей от запланированных.
В обязанности финансового менеджера также входит:
составление управленческой финансовой отчетности по итогам отчетного периода (месяц, квартал, год). В последние годы все чаще актуальны знание и умение составлять финансовую и управленческую отчетность в соответствии с МСФО;
анализ финансовых результатов деятельности компании;
бюджетирование — с формированием планового баланса, бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств;
построение финансовых моделей, экономическое обоснование новых инвестиционных проектов.
За годы работы сталкивалась с тем, что в мои обязанности входили анализ проектов договоров контрагентов (оценка целесообразности и экономической эффективности их заключения), анализ финансового состояния компаний — потенциальных контрагентов-поставщиков товаров и услуг. А также подготовка технических заданий по постановке управленческого учета для автоматизации управленческих и финансовых отчетов, разработка управленческой учетной политики.
Сталкивалась также с тем, что финансовый менеджер частично выполнял функции внутреннего аудитора касательно работы бухгалтерии. Выявлял «ошибки» в ходе подготовки управленческой финансовой отчетности.
Подчиняется финансовый менеджер, как правило, финансовому директору либо начальнику финансового отдела, в зависимости от организационной структуры компании. А если должность последнего в компании отсутствует, то бывают случаи, когда финансовый менеджер напрямую подчиняется директору, представляет интересы собственника”.
Чем отличаются обязанности финансового менеджера, CFO, главбуха и экономиста
Как видим, обязанности у финансового менеджера довольно широкие, поэтому ему нужно обладать универсальными навыками и знаниями. Быть немного главным бухгалтером, экономистом и финансовым директором.
В статье «Финансовый менеджер: роль, цели и задачи в компании» мы уже разбирали отличие обязанностей бухгалтера и финансового менеджера. Основная задача первого — подготовить внешнюю отчетность для налоговой. Финансовый менеджер не касается задач бухгалтера, но работает с теми же данными — собирает более детальные цифры для финансового анализа.
Анализ — ключевое отличие финансового менеджера от бухгалтера. Если бухгалтер только подводит итоги деятельности компании, то финансовый менеджер, как и CFO, смотрит в будущее. Он планирует финансовую деятельность организации, оценивает эффективность рыночных стратегий компании, выстраивает систему управления рисками.
Нередко, директор или собственник компании обращается к финансовому менеджеру за советом, как поступить касательно финансовых вложений или ценообразования на продукцию. И если предложения будут давать экономический эффект, менеджер может вырасти до старшего финансового менеджера или финансового директора.
Если сравнивать обязанности финансового менеджера с обязанностями CFO, бухгалтера и экономиста — выйдет нечто среднее. Финансовый менеджер анализирует данные из бухгалтерской отчетности, контролирует исполнение бюджетов и смет, разработанных экономистами, и как и CFO, защищает компанию от финансовых рисков и потерь.
Чем принципиально отличаются обязанности финансового менеджера и финдиректора?
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp
«Ключевой навык для финансиста, будь то, финансовый менеджер или финансовый директор — это способность за цифрами видеть бизнес. К сожалению, ее нет почти у 90% специалистов на рынке.
Часто под финансовым менеджером понимается специалист, который будет просто сводить цифры в Excel. В реальности же хороший финансовый менеджер должен взять под правильный, четкий контроль планирование и согласование денежных средств, чтобы уберечь компанию от кассовых разрывов и вести бизнес к плановой предсказуемости. При сборе данных управленческой отчетности хороший финансовый менеджер работает через план/факт, анализируя, сколько планировали и сколько реально сделали. То есть упрощает анализ и проверку управленческой отчетности, а значит и процесс принятия дальнейших управленческих решений.
Его отличие от финансового директора в том, что во-первых, менеджер все же исполнитель, и его задачи — более въедливый оперативный контроль и подача информации для финансового директора. Если финансовый менеджер в компании один, то он готовит информацию, чтобы топ-менеджеры и собственник могли принимать свои решения. А финансовый директор — больше стратег, который более широко видит картину, опираясь на полученные данные, и для которого финансовые показатели — не самоцель, а основа для дальнейших бизнес-решений”.
Помимо бухгалтерии и финансового департамента, в средних и крупных компаниях существует также планово-экономический отдел, который занимается бюджетированием, расчетами, финансово-экономическим анализом. Финансовый менеджер также анализирует экономические данные, чтобы управлять финансовыми потоками. И чтобы не происходило дублирования или смешения функционала между финансовыми подразделениями, нужны должностные инструкции.
Рассмотрим, что пишут в должностной инструкции финансового менеджера. И насколько могут отличаться реальные обязанности специалиста от прописанных на бумаге.
Что включает должностная инструкция финансового менеджера
Должностная инструкция финансового менеджера необходима, чтобы четко обозначить круг его обязанностей и задач, права и полномочия, а также определить его место в организационной структуре: кому будет менеджер подчиняться, а кто — находиться в его подчинении.
Состав и содержание инструкции не регламентируется законодательством, поэтому документ может быть типовым. Либо его могут составлять под каждого отдельного менеджера в компании.
За образец обычно берут такую структуру документа:
общие сведения о должности и квалификационные требования к специалисту;
функции и обязанности финансового менеджера — в этом пункте описывают, что должен делать финансовый менеджер в компании. Обычно в его функции входит выполнение финансового плана, контроль за активами и финансовыми обязательствами компании;
права финансового менеджера — к кому он может обращаться с запросами и от кого получать информацию. Специалист может требовать профильную информацию от подразделений и отдельных сотрудников, вести переговоры с банками, кредитными учреждениями, лизинговыми компаниями, заключать договора и ставить печать в рамках своей компетенции;
ответственность сторон — в этом разделе описывают, за что отвечает финансовый менеджер в компании и перед кем несет ответственность — от дисциплинарной до административной и уголовной.