Финансово правовые акты что делают

Приложение 1. Список основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность исполнительных органов финансовой организации

Список
основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность исполнительных органов финансовой организации

1. Формирование исполнительных органов

Гражданский кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»

Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»

Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ «О центральном депозитарии»

Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании»

2. Состав и структура исполнительных органов

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Закон Российской Федерации от 26.06.1992. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 27.07. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»

3. Порядок избрания, назначения и прекращения полномочий, освобождения от занимаемой должности членов исполнительных органов

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

4. Ответственность исполнительных органов

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Уголовный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Понятие и виды финансово-правовых актов.

Финансово-правовые акты — это решения компетентных органов государственной власти или муниципальных органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников. Они действуют обычно длительное время. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений это акты применения норм права.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона, например, указы Президента, постановления Правительства.

Федеративное устройство государства так же отражается на формах финансовых актов принимаемых на каждом уровне федерации. Принято выделять три формы таких актов:

1. Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня – это официальный документ, приятный компетентным федеральным органом государственной власти, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер, выражающий властные предписания, направленные на регулирование финансовой деятельности.

2. Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ – это официальный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.

3. Финансово-правовой акт органа муниципального образования – это официальный документ, принятый управомоченным органом муниципального образования, имеющее юридическую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.

По своему содержанию особо выделяются финансово плановые акты – это акты, принимаемые соответствующими субъектами в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию финансов на определенный период. К числу таких актов можно отнести прогнозы социально-экономического развития РФ, бюджеты всех уровней бюджетной системы, бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансовые планы страховых организаций и т.д.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

§ 4. Финансово-правовые акты

деятельности Российского государства, по своим юридическим

свойствам подразделяются на три группы:

Нормативные финансовые акты.

правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц),

осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому

кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное

К таким актам относятся БК РФ, НК РФ, Положение о Федеральной

службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением

Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N2 2781, нормативные

приказы и инструкции ЦБ РФ по вопросам денежного обращения,

кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций и по

другим вопросам банковской деятельности. Например, НК РФ определяет

общие и типические признаки плательщика налога, объект

обложения, ставки налога и сроки его уплаты, льготы, предоставляемые

отдельным категориям плательщиков, санкции за уклонение от

уплаты налога или за неуплату налога в срок.

По органам, издающим нормативные финансовые акты, они

1) на федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;

2) подзаконные акты, к которым относятся указы Президента

РФ, постановления Правительства РФ и нормативные

СЗ РФ. 2004. NQ 25. Ст. 2561.

Глава 1. Финансовая деятельность государства

акты ведомств по различным вопросам, отнесенным к их

Из числа второй группы можно выделить финансовые акты, издаваемые

специальными финансовыми и кредитными органами:

Минфином России, ЦБ РФ, финансовыми департаментами и управлениями,

входящими в состав администрации субъектов Федерации

на основании действующих законов, указов Президента РФ и постановлений

предписания по вопросам финансовой деятельности, которые

рассчитаны только на определенный, строго индивидуальный случай

и обращены только к поименно указанным лицам, например,

Петрову, Трифонову и т.д.

Например, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым

органом направляется требование об уплате налога.

со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное

переональна налогоплательщику письменное извещение

о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить

в установленный срок неуплаченную сумму налога. С момента получения

налогоплательщиком требования об уплате налога между ним

и налоговым органом возникает конкретное (индивидуализированное)

Другой пример: ЦБ РФ в предписании, адресованном кредитной

организации, сообщает последней об отзыве лицензии и лишении

права заниматься банковской деятельностью. И требование об

финансовые акты, содержащие государетвенно-властные решения

по вопросам финансовой деятельности и переональна адресованные.

Финансово-плановые акты. Финансовая деятельность государства,

как было сказано выше, представляет собой плановую деятельность.

В связи с этим в системе финансово-правовых актов выделяются

в специальную группу финансово-плановые акты, имеющие

очень важное, в некоторых случаях даже политическое значение.

Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные

задания в области финансов на определенный период, т.е. являются

планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных

фондов и использованию их на предусмотренные законом

К этим актам относятся:

федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствую-

щие финансовые годы;

• законы о бюджетах субъектов РФ;

• законы о бюджетах внебюджетных фондов;

• сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;

• сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных

унитарных и казенных предприятий;

• кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.

По своему содержанию названные финансово-плановые акты

характеризуются тем, что в них отражается роль государства в распределении

национального дохода страны в денежном выражении,

образовании денежных фондов и использовании денежных средств

‘из фондов в интересах общества и государства.

Теоретическая конструкция финансово-плановых актов позволяет

раскрыть их юридическую природу.

С одной стороны, они могут рассматриваться как разновидность

индивидуальных актов, которые содержат точные, конкретизированные

плановые задания (например, по конкретному налогу, поступающему

в определенный бюджет), касаются административнотерриториальной

единицы (области, города), отрасли управления,

бюджетного учреждения, предприятия.

акты, сила которых исчерпывается их исполнением

в рамках определенного финансового срока. Но это такие индивидуальные

акты, которые содержат общую установку и предполагают

совершение комплекса действий.

С другой стороны, финансово-плановые акты содержат черты

нормативных правовых актов. Например, Федеральный закон от

См.: Советское финансовое право 1 под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химичевой.

Глава I. Финансовая деятельность государства

l9 декабря 2006 г. NQ 238-ФЗ > 1

содержал не только конкретные задания и называл конкретных исполнителей,

но и нормы права. Таким образом, финансово-плановые

акты обладают известными чертами общности: действуют более или

менее длительный период времени; поименно не перечисляют всех

исполнителей; предполагают согласованную и длительную деятельность

многих людей, организаций, должностных лиц2 •

рельсы, по которым в течение определенного периода

(квартала, года) осуществляется финансовая деятельность республики,

административно-территориальной единицы (города, района),

учреждения и предприятия. В течение этого времени данные акты

призваны оперативно, гибко и маневренно обслуживать плановые

финансовые потребности указанных субъектов.

Источник

Финансово правовые акты что делают

АПК — Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ

БК — Бюджетный кодекс РФ

БМД — Бюллетень международных договоров РФ

БНА — Бюллетень нормативных актов министерств и ве­домств РФ (до 1997 г.); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда на­родных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

ВК — Воздушный кодекс РФ

ГК — Гражданский кодекс РФ

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

КЗоТ — Кодекс законов о труде РФ

КоАП — Кодекс РСФСР об административных правонаруше­ниях

НК — Налоговый кодекс РФ

САПП — Собрание актов Президента и Правительства РФ

СЗ РФ — Собрание законодательства РФ

СП — Собрание постановлений Совета Министров (Прави­тельства) (СССР, РСФСР)

ТК — Таможенный кодекс РФ

УК — Уголовный кодекс РФ

Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России послед­него десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. До этого времени зако­нодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительствен­ные постановления и инструкции центральных финансово-кре­дитных органов. Финансовое право не вызывало большого интере­са как предмет изучения и научных исследований. Длительное время в стране, в пределах всего Союза ССР, насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало в сравнении с другими отраслями права. Нечасты­ми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юрис­пруденции.

В последние годы наблюдается иная картина. Активно форми­руется законодательная основа регулирования финансовых отно­шений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны уп­равленческих структур во всех областях хозяйственной деятель­ности, органов государственной власти и местного самоуправле­ния и граждан, особенно предпринимателей. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономи­ческих и политических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, свобод­ное развитие всех форм собственности при равенстве прав хозяйст­вующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм; развитие обновленных федеративных отношений, в том числе в области финансов, в условиях распавшегося Союза ССР;

конституционное закрепление основ местного самоуправления;

действие принципа разделения законодательной и исполнитель­ной власти; повышение роли судебной власти, признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражда­нина согласно общепризнанным* принципам и нормам междуна­родного права.

Все это отразилось на содержании, структуре и роли финансо­вого права и регулируемых им общественных отношений, претер­певших за последние годы существенные изменения. Появились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответ­ствии с задачами общества и государства осуществляется с помо­щью норм финансового права.

Под воздействием норм финансового права находится бюджет­ная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний, обеспечивающих финансирование общезначимых потребнос­тей страны в целом и ее территориальных подразделений — разви­тие экономики, социальной сферы, обороноспособности и т.д. С по­мощью норм финансового права образуются и используются госу­дарственные внебюджетные социальные фонды — Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и др., осу­ществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулиру­ется деятельность банков, функции и система которых также от­ражают происшедшие экономические преобразования. Значи­тельное место в финансовом праве занимают нормы, регулирую­щие налогообложение организаций и граждан. Налоги, помимо того, что они являются теперь главным источником бюджетных доходов, становятся важным инструментом государственного ре­гулирования экономики.

Новые явления в государственном устройстве и развитии мест­ного самоуправления отразились на структуре источников финан­сового права — в их состав, помимо нормативных актов феде­рального уровня, входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно их компетен­ции. Одновременно в финансовом праве расширилась база зако­нодательных актов и усилилась их роль в регулировании финан­совых отношений, положено начало кодифицированию, о чем сви­детельствует принятие части первой Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (последний вводится в действие с 1 ян­варя 2000 г.).

Будучи призванным содействовать развитию рыночной эконо­мики, финансовое право вместе с тем содействует ее государствен­ному регулированию, исходя из общегосударственных задач.

Противоречивость социально-экономических и политических процессов в современной России, кризисные ситуации и неста­бильность не могли не проявиться негативно на формировании финансового права и уровне его действенности, выполнении им своего предназначения. Ему также сейчас свойственны нестабиль­ность, нередко — несогласованность с нормами других отраслей права, нечеткость некоторых положений, наличие юридических пробелов и другие недостатки, что требует продолжения большой нормотворческой деятельности в данной области.

И тем не менее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом соответствует новым условиям жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии произ­водственного потенциала и укреплении государственных фи­нансов.

Глубокое изучение норм финансового права, понимание меха­низма их действия стало острой необходимостью прежде всего для юристов независимо от сфер их деятельности, а также и для лич­ного состава и аппарата представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти федерального и регионального уров­ней, органов местного самоуправления, для каждого предприни­мателя и гражданина.

Не ставя своей задачей критический анализ действующих фи­нансово-правовых норм, авторы стремились показать содержание финансового права, его особенности на базе новейшего законода­тельства, раскрыть закрепленные им основы деятельности госу­дарства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положе­ние участников соответствующих отношений и тем самым оказать содействие в освоении обширного и сложного правового материала всем его изучающим, в практическом применении финансово-пра­вовых норм, в том числе и в целях защиты своих прав и законных интересов.

Источник

Финансово-правовые акты. Понятие, классификация

Содержание

1. Финансово-правовые акты. Понятие, классификация

2. Пределы действия нормативных финансово-правовых актов

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

1. Финансово-правовые акты. Понятие, классификация

Финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям.[1]

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов – нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово правовые акты – это акты применения норм права. Принятие их – необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на[2]:

а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой Российской Федерации, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

б) подзаконные, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим.

По органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

Названные акты в области финансов подразделяются на:

1) Указы Президента Российской Федерации;

2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ). Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”. В частности, правительство обеспечивает проведение единой финансово-кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение и т. д.;

3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);

4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведомствами, отделами и управлениями местных органов. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Центральный банк РФ (см. рис).

Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера.

Рис. Классификация финансово-правовых актов

Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

В зависимости от характера предписания, содержащегося в финансовом акте, они делятся на финансово-плановые и разовые.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства – федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения – министерством, которому это учреждение подчинено.

Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.[3]

2. Пределы действия нормативных финансово-правовых актов

Согласно вышеназванным актам существует три способа установления момента вступления в силу финансово-правовых актов[4]. Прежде всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.

Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через 10 дней с момента их опубликования в официальных изданиях, т.е. в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии со ст. 5 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. » «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования».

Но и из этого правила существуют исключения, а именно:

1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ);

2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ);

3) «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ).

При этом в п. 2 ст. 5 НК РФ содержится запрет на обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги и (или) сборы, повышающих налоговые ставки, устанавливающих или отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающих новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Помимо отмеченного, моментом вступления в силу финансово-правового нормативного акта является дата его принятия или официального опубликования. Кроме того, финансово-правовой нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем самом или в законе, специально принятом по этому вопросу. Так, часть первая Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 1999 г., т.е. с даты, указанной в Федеральном законе «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Прекращение действия финансово-правовых нормативных актов определяется следующими моментами:

1) истечением срока его действия. Например, Федеральный закон от 18 октября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» установил, что этот Федеральный закон действует до 31 декабря 1998 г. и утрачивает силу с 1 января 1999 г.;

2) отменой нормативного акта. Так прекращают свое действие большинство финансово-правовых нормативных актов. Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 1999 г. утрачивает силу Закон РФ от 20 декабря 1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации и др.;

3) заменой действующего финансово-правового нормативного акта другим актом.

Действие финансово-правовых нормативных актов по кругу лиц означает их воздействие на тех лиц, которым адресованы выраженные в финансово-правовых нормах предписания.

Непременным условием устойчивого развития и нормального функционирования банковской системы является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе правовая база.

Центральный банк Российской Федерации не отнесен законодательством ни к одной из ветвей государственной власти. Однако, будучи наделенным особым публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частно-правовым, он является основным субъектом управления и правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере, обладающим правом принимать правовые акты в целях выполнения своих функций. Правовые акты Банка России являются финансово-правовыми актами.[5]

Основы нормотворческой функции Банка России имеют законодательное закрепление. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты (в форме указаний, положений, инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Воздействуя на участников правоотношений, правовые акты Банка России способствуют формированию правомерного поведения в области денежно-кредитных отношений, развивают конкуренцию в банковской среде и расширяют виды банковских услуг, тем самым содействуют достижению социально-экономических целей развития общества. В процессе правотворчества Центрального банка Российской Федерации принимаются правовые акты, обеспечивающие, как правило, финансовую деятельность государства.

Особое значение для практической деятельности всех банков и кредитных организаций представляют правовые акты Центрального банка Российской Федерации, которые издаются им в силу его компетенции и в рамках целей защиты и обеспечения устойчивости рубля, а также развития и регулирования банковской системы РФ. Законодательство содержит ряд принципиальных требований в отношении этих актов, получивших на практике далеко не однозначное применение и развитие. Все это обусловило настоятельную необходимость определения понятия правовых актов Центрального банка Российской Федерации, которые составляют достаточно обширный перечень подзаконных правовых актов, регулирующих общественные отношения в банковской сфере.

Необходимость установления правовых норм непосредственно в процессе деятельности Банка России обусловлена тем, что законы содержат лишь общие нормы, которые не могут с должной полнотой регулировать все стороны общественной жизни, все отношения, возникающие в ходе реализации законов. Посредством правовых актов Банка России регулируются или непосредственно разрешаются наиболее важные вопросы текущей деятельности. Во многом это вызвано не только подвластностью банковской сферы, но и несовершенством российской законодательной базы и пробелами в законах, что «вынуждает» Банк России встать на путь нормотворческой активности. Отметим, что на сегодняшний день практически все отношения по кредитованию, расчетам, бухгалтерскому учету в банках и даже вопросы ответственности в банковской системе в части, не предусмотренной законом, регулируются на уровне нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, правовой акт Центрального банка Российской Федерации – это документарное в определенных формах волеизъявление Банка России по вопросам его законодательно определенной компетенции в области регулирования денежно-кредитных отношений путем установления правовых норм и конкретных правоотношений.

Юридическая характеристика правовых актов Центрального банка Российской Федерации:

1) они являются правовыми средствами внутрисистемного государственного регулирования банковской деятельности;

2) выступают в качестве юридических фактов, т.е. являются фактическими основаниями для формирования денежно-кредитных правоотношений;

3) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности;

4) служат правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других актов;

5) могут являться юридическими документами, доказательствами в юридическом процессе;

6) являются важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц.

В зависимости от их природы (содержания) правовые акты-документы Центрального банка Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

— нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (документы правотворческих органов, содержащие юридические нормы, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц);

— правоприменительные акты Центрального банка Российской Федерации (документы компетентных структур, содержащие индивидуальные властные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам);

— интерпретационные акты Центрального банка Российской Федерации (документы, полученные в результате официального толкования, содержащие правоположения, разъяснения смысла юридических норм);

— договорные акты Центрального банка Российской Федерации (документы, возникающие в результате соглашения между соответствующими субъектами).

Заключение

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами.

В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники стали развиваться особенно активно.

Прежде всего, появилось большое число новых и отменено много устаревших нормативных финансово-правовых актов. Особо значимым явлением в самом конце XX века стало принятие кодифицированных нормативных финансово-правовых актов: Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ.

Кроме того, под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики, а также интеграции Российской Федерации в мировое сообщество изменились принципы, формы правового регулирования финансов. Логическим следствием данных обстоятельств явилось активное развитие финансового права.

В частности, в финансово-правовой науке, как и отечественной юриспруденции, в целом, в качестве источника финансового права все чаще стал признаваться нормативный договор и судебный прецедент. Наконец, весьма активным стал вопрос о включении в систему источников российского финансового права международных финансово-правовых актов, число которых с каждым годом возрастает.

Правовым актам Центрального банка Российской Федерации, которые являются одной из важнейших форм его деятельности, принадлежит важное место в правовой системе государства наряду с другими юридическими актами.

Литература

[4] Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. — М.: Норма, 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *