Финансовый мониторинг альфа банка что это такое
В каких случаях у финмониторинга банка появляются вопросы к вашему расчётному счёту
Большинство операций с денежными средствами организации и предприниматели проводят через расчетный счет. Для сторонних лиц информация по ним является недоступной. Банки обязаны соблюдать конфиденциальность. Но действия по счету все же просматриваются специально созданной службой, находящейся прямо в банке. Называется она отделом финансового мониторинга. Деятельность регулируется нормами ФЗ № 115 от 07.08.2001.
Что такое финмониторинг
Это подразделение, состоящее из штатных сотрудников банка, осуществляющее контроль за всеми операциями, которые происходят на счетах клиентов. Работники отдела обязаны не разглашать полученные ими сведения в ходе работы. Перед принятием в штат ответственность закрепляется в соглашениях о конфиденциальности. Но они находятся в тесном взаимодействии с Центробанком и налоговой инспекцией. На данные органы правило не распространяется. Если от них поступает запрос, банк предоставит им информацию по счетам клиентов. Также при обнаружении сомнительных операций сотрудники могут прибегнуть к блокировке счета самостоятельно.
Вопрос: Как понимать понятия «отмывание денег» и «легализация доходов, полученных преступным путем»?
Посмотреть ответ
На какие признаки служба обращает внимание
Для банка выгоден клиент, особенно занимающийся бизнесом и активно пользующийся системой безналичных платежей. Закрытие счетов влечет для банка потерю части его прибыли. Но на другой чаше весов находится существование кредитной организации в целом. Поскольку коммерческие банки подконтрольны Центробанку, они вынуждены соблюдать его условия. Всегда дешевле потерять клиента, чем лишиться лицензии. Поэтому осуществляется мониторинг и внимание обращают на такие моменты:
Вопрос: Какова роль финансового мониторинга в национальной системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, незаконным финансовым операциям и финансированию терроризма?
Посмотреть ответ
Операции, подлежащие обязательному контролю
Помимо сомнительных, есть факторы, на которые смотрят в плановом порядке, даже если организация или ИП находятся на хорошем счету. К таким относятся:
Какие побочные факторы привлекают внимание банка
Бывает, что под плановую проверку признак не подходит и явных нарушений нет. Но финмониторинг почему-то проявляет бдительность. Учитываются даже поведенческие черты при проведении сделок. Обратить на себя внимание можно, если у банка сложится субъективное мнение о непрозрачности ваших намерений. Например:
Что будет, если финмониторинг посчитает операции сомнительными
Необязательно фирма или ИП, к которым направлено внимание финмониторинга, осуществляют нелегальные сделки. Банк проверяет клиентов в первую очередь для себя, в целях безопасности. Возможно, решил перестраховаться. Для подтверждения информации, которую вы предоставляли изначально, служба может потребовать дополнительно принести документы или попросить более детально объяснить цели, на которые направлена оплата. А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений. Финмониторинг имеет право без ведома владельца передавать собранную информацию в налоговую или Центробанк. Обладает полномочиями перенаправлять сомнительные платежи в ЦБ, откуда их будет достать впоследствии очень проблематично.
Важно! Информацию в банк могут передавать лица, в обязанности которых не входит осуществлять за вами контроль. Но на них налагается ответственность, если они укрыли информацию, которая стала известна им при оказании вам услуг. Например, если нотариус работал с документами фирмы и обнаружил в них неладное, он обязан это сообщить.
Что делать в случае блокировки счета
Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.
Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.
В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.
Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.
Как избежать блокировки счета
Чтобы не стать участником этой неприятной процедуры, следует анализировать каждое действие с точки зрения стороннего наблюдателя и по возможности делать каждую значительную операцию максимально прозрачной, с соблюдением правил.
Банковская система постоянно совершенствуется, вводятся новые алгоритмы выявления опасных субъектов. Отделы финмониторинга являются одними из значимых инструментов в реализации этой задачи. Блокировка счета может стать значительной неприятностью для фирмы. Поэтому при ведении бизнеса стоит учитывать эту сторону взаимоотношений с банком.
Звонят мошенники от имени Альфа-банка
Вчера звонили какие-то клоуны с обычного номера +7495160-89-04. Представились финансовым мониторингом Альфа-банка. Создали у себя антураж колл-центра в виде соответствующего фонового шума. Но играют неубедительно, переигрывают. По схеме говорят о попытке перевода с карты на карту другому человеку в другой регион. Никаких данных не сообщил, сказал, что они сами мошенники и есть, положили трубку. Можно было поприкалываться, но не было времени.
И никто этими мошенниками не занимается.
А кто ими займётся? Мне кажется пока СМИ о проблеме не говорят все по фигу что происходит. Вон в Сургуте 2 типа забили насмерть третьего я кобы друга. И чё? Пока телеканал Росси 24 не вмешалась всем все равно было. Типы гуляли, ездили на курорты, по-моему, больше месяца или 2-х.
Ещё можно на прямой линии с Верховным пожаловаться. Тогда что-то сдвинется.
Думаю что даже и в таком случае не чего не поменяться. Это затратно по действиям да и судя по всему не кому не интересно. Опять в ход пойдут Активисты и СМИ.
И сообщения фишинговые пишут
Здравствуйте!
Спасибо, что сообщили, передадим номер в нужные руки.
Добрый день! Жаль, что у вас нет анкеты на сайте для таких случаев, как у Сбера. Позвонил сегодня номер +74995198073, тоже представился сотрудником вашего банка, обещал, что заблокируют мои счета))
Видать мошенники поняли что у альфы частые проблемы и на фоне их можно выехать. То данные утекают несколько раз за пол года, то карты блокируют из за подозрений.
В настоящем кол-центре Альфы нет фонового шума. Абсолютно. 😊 Такой вот лайфхак, чтобы вычислить разводил за доли секунды. Общаюсь с ними регулярно, звонят и звонят. Диктую им ненастоящие пины и подтверждаю перевод на имя, которое они называют, говорю, что всё в порядке, я перевёл эту сумму этому человеку, блокировать не нужно. 🤣 Выпадают в осадок, вешают трубку.
Вы регулярно с ними общаетесь, наверное, у вас есть время и желание. Многим получается, что пох как и Альфе, поэтому они звонят и будут звонить и кого-то разводить все-таки.
Альфа банк и есть мошенники
В корне с этим не согласны!
Здравствуйте!
Да, номер действительно не принадлежит нашему банку. Хорошо, что вы сразу поняли, что это не мы и не сообщили никакие данные. Передадим данный номер в службу безопасности.
здравствуйте +79200291208 относится к вашей компании?
Альфа, вот вам новых номеров от мошенников. Предложили установить тимвьюер чтобы удаленно посмотреть что у меня в мобильном банке, повеселили)
Вот номера мошеннико звонящих с почта банк и альфа банк, звонят по несколько раз говорят о каком то переводе интернет покупки и т.д.
+74951355005
+74951818751
+74951818738
+74951355004
+74957888878
+74951355563
занесите пожалуйста номер 894994081787 в черный список
Финмониторинг
В последнее время банки блокируют счета по 115 ФЗ даже не имея на это объективных причин, просто лишь потому что посчитали сомнительным что-либо. А самая проблема в том, что даже не объясняют конкретных причин и если запрашивает документы, то абсолютно по всему (на кредит и для тендера проще пакет документов собрать) в максимально короткий срок. А если им что-то не понравилось, то просто расторгают договор не объясняя причин и вносят в черный список, и в итоге счет открыть становится проблемой.
Сотрудничество с Альфа Банком кардинально изменило наше мнение и службе финансового мониторинга! Сотрудничество продолжается более года и за это время были разные моменты в части контроля операций, но служба финансового мониторинга Альфа Банка всегда исполняло свои обязанности:
-запросы были конкретизированы- необходимо было раскрыть суть сделок, которые им казались сомнительные, а не запрос по всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-обратная связь сотрудников- если что-то не хватает или возникают дополнительные вопросы, то дозапрашивают, а не игнорируют;
-самое главное- чувствуется, что они ценят сотрудничество даже с мелкими предприятия как мы.
Учитывая вышеизложенное выражаю огромную признательность ОА «Альфа Банку» за комфортное сотрудничество! Отдельное спасибо службе финансового мониторинга в лице Натальи П-ой, подразделения «бизнес риска» и Ольге (фамилию не знаем, она сотрудник Хабаровского филиала). Спасибо, Вам за небезразличие к клиентам!
Служба фин.мониторинга Альфа-Банка)
Я стараюсь читать все посты по поводу мошенников и их схем. Надо быть во всеоружии, как говорится. А то недавно у меня жену через авито так на 10К развели ¯\_(ツ)_/¯
Ну что ж, бывает. Оставили заявление в полицию, посмеялись обстоятельствам вместе со следователями.
Кстати, после новости о закрытии кол-центра в какой-то там московской тюрьме, жену снова вызвали и сообщили, что дело отправляется в столицу. Возможно, у полиции появилась возможность закрыть пару-тройку десятков-сотен нераскрытых дел)
Да, я тут же набрал поддержку Альфы, номер приняли, заявку «зафиксировали».
Всем добра и целых денежных средств. Мошенники мутируют, мы же должны умнеть и быть постоянно начеку)
Прямо один-в-один, как у меня! Только я с техподдержкой накануне не общался, но всё равно, тоже не сразу допёр. Но откуда же им было знать, что у меня все личные кабинеты исключительно в ноуте, а на смарте нет ни одной банковской проги. 🙂
Забавно, что попытались узнать, в каких ещё банках у меня открыты счета.
всё потому что и сотовым операторам и банкам и правоохранительным так сказать органам пофиг на проблемы клиентов, «когда убьют тогда и приходите».
Отличный пост, послужит хорошим примером и предупреждением для других клиентов всех банков.
Много раз блокировали номера, с которых звонили и в целях безопасности, предлагали установить мобильное приложение TeamViewer или любое другое. Эти приложения позволяют получить удаленный доступ к вашему устройству.
Если на звонке услышите про это, можно смело положить трубку.
Мне про доступ в личный кабинет с нового устройства втирали сотруднике сбера. передал привет ефремову и положил трубку.
Мне пару недель назад в рабочее время звонили как раз из «службы финмониторинга сбера» с ересью о том, оставлял ли я заявку на смену лицевого счёта в личном кабинете. Так как я со сбером не работаю, на автомате отфутболили вопрос сотруднице, которая занимается сбером. Трубку бросили быстрее, чем я успел задать вопрос. Уже только потом понял, что они задают полную хрень. Даже интересно, что они хотят выведать.
Высокоэффективный.
Моя мама работает в детском доме. Сегодня звонит мне и говорит.
Я про себя:-«Чего, бл@дь?!»
М:-«Средство, которые лечит от разных болячек».
Я:-«Сколько это гавно стоит?»
М:-«10 тысяч. У нас пол детского дома купило данный аппарат. Даже деректор!! А директор прочитала про него информацию, где удостоверилась в его высокоэффективности.»
Я:-«Где она эту чушь прочла?»
М:-«В документации, которая идёт в комплекте.»
Я про себ:-«Четыреждынахуйблядь!».
Мама:-«Нет, ты ошибаешься.»
Не смог я ее переубедить, что это все пустышка(
Покопался в интернете и нашел ее на WB за 15 тысяч рублей. Какой-то галимый сайт, который утверждает, что это они производят. И ещё какой-то сайт, который даёт описание это херне.
Аппарат от всех болезней.
Мне вот интересно, можно ли обратиться в прокуратуру, чтобы они проверили директора на вшивость?
Проверка газового оборудования
Звонок в дверь, стоят две сикушки лет по 20 с небольшим и заявляют, что они пришли с проверкой газового оборудования, представитель ЖЭКа скоро подойдёт. Ну я им заявил, что договора у меня с ними нет и закрыл дверь. Тут начал включаться мозг, что перед приходом из ГорГаза обычно у подъезда вывешивают обьявление, а значит это какие то левые люди и так как в подъезде есть одинокие бабушки решил выйти и посмотреть, что это за личности. Одеваюсь, выхожу, они на нижнем этаже уже с соседями трещат. Подхожу, спрашиваю, чтоб ещё раз представились из какой они организации, на что мне ответили, чтоб я шёл мимо и немешал общению. Спрашиваю соседку, чего им от неё надо и получаю ответ, что продают газоанализатор. Начинаю подгорать и предлагаю им чесать отсюда далеко и надолго иначе вызову наряд. На, что мне одна заявляет, что сейчас сама вызовет наряд, а её папа начальник какого то отдела полиции меня закроет далеко и надолго.Слегка прих.ев от такого поворота, предлагаю так и поступить. Она реально набирает полицию и заявляет,что их удерживает в подъезде какой то тип и не даёт выйти. Минут через 5 приходит паренёк ( из их компашки) и интересуется, почему я девочек не выпускаю и могут ли они идти. Отвечаю, что только и жду когда эти девочки свалят. Он предлагает им уйти, но та нагленькая заявляет, что никуда не пойдёт, а накажет аборигена за срыв продаж. Ещё минут через 15 приехал наряд, к тому времени мы уже вышли на улицу из подъезда, ну спросили сначало сикушку, кто её удерживает, потом меня и повезли всех в отдел для разбирательства. Объяснения с меня брали первым и полицейский обмолвился, что у них уже 3 жалобы от пенсионеров по поводу впоривания данных приборов, но привлеч их не за что, так как юридически не подкопаться, договор на продажу заключают, а то, что стоимость в 5 раз дороже, чем в реальности, так это не запрещено. Но пообещал, что промурыжит их как можно дольше в отделе, а паренька вообще на сутки закроет, так как понимает, что они обувают пенсионеров.
PS: Пока на улице ждали полицию спросил у этой сикушки, а если её бабушке продадут вещь в 5 раз дороже, на что получил ответ, что ёбнут.е должны платить за свою тупость.
PPS: Надеюсь наступят времена, когда небудет таких МОРАЛЬНЫХ УРОДОВ!
Мошенничество с пенсией
А я думала, это не работает
400 женщин стали жертвами лже-гинеколога, проводившего осмотр через веб-камеру
Во время «консультаций» преступник просил женщин снять одежду и показать ему интимные органы
Житель итальянского города Бари был арестован в конце ноябре этого года по подозрению в мошенничестве и сексуализированном насилии над сотнями женщин.
По мнению следствия, 40-летний мужчина входил в доверие к жертвам и, притворяясь врачом-гинекологом, заставлял их раздеваться и показывать ему половые органы через веб-камеру.
Для поиска «клиенток» он использовал базы данных медцентров по всей стране. Жертвами лже-гинеколога обычно становились женщины, обращавшиеся в них для сдачи мазков по поводу «вагинальной инфекции», пишет издание Reppublica Daily.
Итальянец звонил им по указанным в медкартах телефонам и уговаривал пройти гинекологический осмотр онлайн. По данным полиции, сомнительную консультацию решились получить не менее 400 женщин, проживающих в различных регионах Италии от Лацио до Ломбардии
Берегитесь мошенничества с кредитками Райффайзена
КАК НА РОВНОМ МЕСТЕ ПОТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ
Все уже знают многочисленные схемы мошенничества, но я не думал, что потеряю 124 599 рублей на ровном месте, никому ничего не сообщая. Расскажу, как так получилось и это будет предостережением всем кто использует кредитки
Я зарплатный клиент Райффайзена уже лет 15, в последнее время использую карту для получения ЗП и сразу перевожу на карту Тиньков, ибо мне так удобнее (не реклама, просто факт).
В прошлом 2020 году согласился на предложение банка оформить кредитную карту, тем более что она с бесплатным обслуживанием, короче есть пить не просит и взял то её «на всякий случай», пользоваться не планировал. Курьер привез в запечатанном конверте, все ОК. И эта карта до сих пор лежит у меня в этом же запечатанном конверте.
И далее я ей не пользовался, карту не активировал, не было такой потребности, соответственно карту не светил ни в интернете и где-либо еще.
И в ноябре 2021 года я не смог зайти в личный кабинет, из общения с поддержкой банка в чате выяснилось, что мошенники:
— каким-то образом получили доступ в мой личный кабинет, в котором банк любезно создал счет карты
— активировали кредитную карту (а вы помните, физическая кредитка в запечатанном конверте)
— получили доступ ко всем данным карты
— И ГЛАВНОЕ ВСЕ ЭТО БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЙ И СМС (не знаю как так можно)
— совершили онлайн покупку чего-то в DNS на 124 599 рублей
— попытались вывести остаток на какой-то интернет-кошелек, но сработали алгоритмы банка и все блокирнули.
Обо всем этом я узнал на 3 день, так как не получал никаких уведомлений. В полицию обратился, заявление написано и понятно. что наша полиция не умеет ловить таких мошенников. на них никакой надежды.
Что дальше: банк завел заявку на внутреннее расследование, по итогам которого сделали отписку, что они не признают это мошенничеством, считают, что все нормально, что это обычная покупка.
Что дальше: суд, и с основным аргументом (ссылкой) на закон о платежных системах. В двух словах о законе, если банк не уведомил клиента об операциях, которые совершались без его ведома, то сумма подлежит возврату (все скрины из смс, и уведомлений заскринил). Полагаю, что дело это не быстрое.
ИТОГ: если у вас есть кредитка, которой вы не пользуетесь, лучше заблокируйте её (хотя бы временно), или страхуйте от мошенничества (там есть нюансы). Я тоже думал, что я такой умный и грамотный. что на мякине не проведешь. а вот даже предпринимать ничего не надо. И так бывает.
Оскорбление чувств
Мобильный пробив:что, где, почем. И главное — доколе?
Я так проникся «клиентоориентированным» отношением операторов связи к своим абонентам, что сделав 4 расследования по скрытым мобильным подпискам, решил пойти дальше и проверить: а как они относятся к персональным данным абонентов?
В информационном поле тема пробива постоянно возникает — достаточно вспомнить тот же «Глаз бога» – телеграм-бот для поиска информации о людях по разным, в том числе закрытым базам. Сотовые операторы рапортуют об успехах в борьбе с этим явлением. Известный журналист Эльдар Муртазин доказывает, что получить доступ к персональным данным абонентов совершенно невозможно!
«Персональные данные абонентов — это та информация, что считается особенно важной внутри каждого оператора. И эти данные охраняют, вся система выстроена так, чтобы никто не мог получить к ним доступ, даже попав на работу внутрь оператора связи».
Операторы уверяют, что сохранность персональных данных абонентов — предмет их неустанной заботы.
Но я решил проверить лично, можно ли получить персональные данные, хранящиеся у сотового оператора, и если да, то как сложно, сколько стоит и как это все выглядит.
Мы начали со стартовых условий, рассмотрев варианты выдачи официального служебного задания кому-нибудь из коллег. Все-таки это нелегально, поэтому мы решили обезопасить себя бюрократически. Посоветовавшись с юристом, мы решили, что самый безопасный вариант — «пробить» самого себя, благо после предыдущих расследований у всех нас были симки от всех операторов.
Подготовительный этап закончен, начинается пробив
Что сначала запрашивал: паспортные данные владельца определенного номера.
На самом деле тут выбор «услуг» большой: можно и заказать распечатку звонков, с детализацией базовых станций, и определить местоположение по последнему звонку, и даже самое неприятное — перевыпустить чужую симку. Если кто-то сталкивался с такими кейсами, напишите.
Перед нами стояла цель проверить, насколько это простая/сложная задача для человека «не в теме», сколько требует времени и денег, и убедиться на собственном примере, что такой рынок мобильного пробива существует.
Поэтому в итоге в проекте участвовали два человека, один пробивал и другой оказывал информподдержку (искал информацию в Сети). Инженерное + гуманитарное образование, ноль опыта с пробивом, но какой-никакой опыт работы с источниками.
Сразу скажу, адресов-паролей-явок я в тексте не дам, это плохой бизнес, который должен исчезнуть. Так что без рекламы.
Начали коллеги (спойлер — ошибочно) с самого простого. Поискали группы с услугами пробива в Telegram. Их там великое множество.
Но обе попытки организовать пробив закончились одинаково — обманом «клиентов». Решив не тратить на это силы и средства, коллеги отправились дальше — в дарквеб.
Сам сайт, где можно запросить пробив, нашелся быстро — в первой же строке поисковой выдачи. Но если в Телеграме быстро отвечают и также стремительно кидают, то на форумах в дарквеб обсуждения и сделки идут долго. Видел статьи журналистов от 2019 года, где им все удалось провернуть за несколько часов, как, например, в этой статье BBC, но то ли времена изменились, то ли наш коллега, который занимался этой задачей, не такой профи.
Сделки можно провести через гаранта — посредника, уважаемого участника форума/старожила, который берет деньги у покупателя и отдает продавцу, только если тот выполнит заказ, что дает относительную защиту от кидал. Но нужно дополнительно оплатить услуги этого гаранта, по 200 рублей за сделку.
Общение в итоге все равно переходит в Telegram. Забавно, что перенося контакт того, с кем коллега договорился на форуме, вручную с компьютера на телефон, он сделал ошибку (эти коварные i, I и l), и общался, соответственно, ничего не подозревая, с другим человеком, мошенником, косящим под настоящего пробивщика. Он пообещал выполнить заказ, но так как сделка проходила через гаранта, то его фокус не удался — деньги ушли по назначению настоящему пробивщику. Так что на рынке суровая конкуренция.
Пробив удался у всех четырех «больших» операторов связи. Коллеге чаще всего присылали фотографии с экранов мониторов: судя по всему, это какие-то программы, используемые операторами. Если есть тот, кто знает подробнее, что за софт — свяжитесь, пожалуйста, с проектом или напишите в комментариях.
Отношение к собственной безопасности у конечных исполнителей, работающих у оператора, очень разное. Так, в одном случае на фото не было никакой идентифицирующей информации и у самой фотографии были удалены метаданные, в двух других случаях люди не потрудились даже убрать ФИО сотрудника. Мы это сделали за них. В итоге мы даже нашли их в ВК.
Итак, пробив номер 1, МТС.
Сотрудник (салона?) позаботился о себе, сделав фото так, чтобы на нее не попали его данные. Метаданные фотографии он тоже удалил. Оранжевым цветом мы закрасили персональные данные пробиваемого коллеги, но они правильные:
Пробив номер 2, «Билайн».
Тут уже пришлось и данные коллеги, и данные сотрудника оператора стирать самостоятельно. Но данные, опять же, все верные.
Пробив номер 3, «Мегафон».
Пробив номер 4, Tele2.
Самый сложный оператор. Услуги найти номер по данным паспорта у пробивщиков нет вообще. Но получить данные паспорта по номеру телефона — можно.
Есть два нюанса: во-первых, пробив у Tele2 стоит заметно дороже, во-вторых, присылают только запрошенные данные в текстовом виде. То есть коллега запрашивал данные паспорта по номеру. И ему прислали правильные данные его паспорта в текстовом сообщении.
Кстати, услуги типа «по номеру телефона узнать, какие еще номера телефона зарегистрированы на человека» нет, но вариант получения данных в два захода срабатывает.
По стоимости процесса
Cчитаем потраченное на пробив, и отдельно — на какую сумму нас кинули.
Кинули на 4 300 рублей. Все настолько мило и наивно, что в качестве оплаты просили скинуть деньги на карту «Сбербанка». Пожаловались на мошенничество в «Сбер», конечно.
Теперь посчитаем, какая сумма была потрачена на «работающий» пробив.
Какие нормы права нарушает так называемый «пробив»?
Что нарушает пробивающий?
Согласно статье 137 УК РФ, «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — наказываются
· штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
· обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо
· исправительными работами на срок до одного года, либо
· принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо
· лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются
· штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
· лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо
· принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо
· арестом на срок до шести месяцев, либо
· лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет».
Согласно статье 138 УК РФ, «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан — наказывается
· штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо
· обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо
· исправительными работами на срок до одного года.
То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается
· штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
· лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо
· обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо
· принудительными работами на срок до четырех лет, либо
· арестом на срок до четырех месяцев, либо
· лишением свободы на срок до четырех лет»․
Про ответственность оператора
Согласно статье 63 ФЗ «О связи», «На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи».
А кто вообще имеет право на доступ к этой информации?
Несложно догадаться. Согласно 64 статье того же ФЗ «О связи», «Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами».
Согласно ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», «На территории РФ право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям: органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказаний».
То есть детализацию данных абонента могут вообще заказать либо сам абонент, либо уполномоченные (далеко не все) органы государственной власти.
Если говорить о судебной практике, связанной именно с походом в суд абонента, недовольного незаконным распространением его данных, обычно все сводятся к статьям 137 и 138 УК РФ. То есть речь идет только об ответственности сотрудника оператора за содеянное. Достаточно часто встречается формулировка про злоупотребление служебными полномочиями. Случаи участия сотрудников в «пробиве» замечены у всех операторов «большой четверки».
Итак, что же грозит пробивающему?
Недавно корреспонденты BBC рассказали про дело сотрудника «Вымпелком», который продал данные троих абонентов компании. Отмечалось, что кроме детализации соединений, сотрудник копировал и геолокационную информацию о местоположении абонента в момент конкретного вызова. Предоставленные данные позволяли составить карту передвижений субъекта. К счастью, этот сотрудник был пойман и получил 440 часов обязательных работ.
В 2018 году сотрудник Tele2 получил полтора года условно за незаконную детализацию номеров 53 абонентов. Отмечались и дела сотрудников МТС (7 «пробитых» телефонных номеров и приговор на 240 часов обязательных работ) и «Мегафона».
Следует также упомянуть дело о работнике оператора связи, который, ради помощи другу, предоставил ему детализацию звонков его бывшей супруги. В его отношении было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 138 УК РФ за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. В конкретном случае сотрудник оператора был признан виновным и оштрафован на 120 тысяч.
«Известия» со ссылкой на сервис разведки утечек данных DLBI отмечают, что количество судебных дел, связанных с хищением персональной информации, в 2020 году увеличилось в два раза по сравнению с 2019-м. И большая часть уголовных дел была возбуждена против сотрудников операторов и салонов сотовой связи. В 2020 году их доля составила 67%, в то время как в 2019 — 46%.
Кроме того, свою негативную роль в деле незаконной передачи информации об абонентах сыграла и пандемия: в связи с переходом сотрудников на удаленную работу часть утечек переместилась в «серую зону» и не была зафиксирована.
Нам бы очень хотелось, чтобы дела обстояли так, как это описано в статье Эльдара Муртазина, но реальность не такая оптимистичная.
Пробив существует. Если вы новичок со стороны, он отнимет у вас сколько-то средств на кидал, но найти настоящего пробивальщика достаточно просто. Пробив сегодня для новичка отнимает довольно много времени на переговоры, заказ, исполнение, так что, вероятно, услуги типа «вспышки» (геолокация, откуда был сделан последний звонок) — это уже для постоянных клиентов.
Законодательство вполне себе старается защищать персональные данные. Другое дело — отношение оператора к хранению информации. Проще реагировать на какие-то статьи в СМИ, выгонять сотрудников, штрафовать и т.д., чем озадачиться обеспечением безопасности данных пользователей.
В нашем случае заказы явно выполнялись рядовыми сотрудниками салонов, это — «слабое звено» системы. Но наказание одному из них не остановит других любителей легких денег. Решать эту глобальную проблему нужно на более высоком уровне.
1. Подозреваю, что есть целая куча «звоночков», которые говорят, что данные пользователя вызываются с целью пробива. Почему они не срабатывают? Например, я живу в Москве, а пробив был осуществлен в Рязани. Да даже если моей симки нет в соте салона, это уже повод для службы безопасности позвонить мне и спросить, запрашиваю ли я информацию по собственному номеру. Опять же, если оператора салона начинает интересовать куча людей из разных регионов, разве это не повод задуматься?
2. А зачем вообще на экран оператора в салоне одновременно выводится столько данных обо мне? Если они будут выводиться частями и с персональным паролем, например, показывается адрес — исчезает ФИО и т.д., то это хотя бы замедлит скорость их добычи. А если при этом ничего не происходит — ни покупок, ни изменения данных или перечня услуг, — это опять же повод сработать триггеру, что что-то здесь не то.
3.Все-таки признать вину компании в таких ситуациях. Компания несет ответственность за найм сотрудников, которые потом так поступают с данными клиентов, она закупает софт.
4. Многие эксперты называют повышение штрафов неплохой мерой, но тогда наказывать надо и сотрудников, и в первую очередь, саму компанию.
Если есть еще идеи — делитесь.
Призываем операторов зайти и почитать.
Нет, я понимаю, выгнать с работы спалившегося сотрудника салона и даже посадить его гораздо дешевле, чем дорабатывать ИТ-решения. Но меня сейчас больше заботит безопасность моих данных, а не рост выручки оператора, корпоратив для его сотрудников в Монако и бонусы в размере зарплаты за год.
P.S. По итогам этого текста мы направили запросы всем четырем операторам, «принявшим участие» в нашем тексте, будем держать вас в курсе.
Ответ на пост «Как Сбер поимел всех с подпиской + решение проблемы»
До сих пор пребываю в неведении, почему подавляющее большинство людей продолжают пользоваться банковскими услугами сбербанка. Они давно по всем фронтам отстали от нынешних реалий условий для клиента. Адекватного кэшбека у них нет, только спасибо от сбербанка, в то время как другие крупные банки уже давно выплачивают кэшбек реальными рублями. Вклады у них тоже с самыми непривлекательными процентами. По поводу обслуживания карты, не знаю как сейчас, но года 3 назад у них всё еще была плата за годовое обслуживание карты в 150р, в то время как в других банках уже давненько обслуживание карты полностью бесплатно (да тут бывает * что при тратах более n-нной суммы денег по карте в месяц, но часть банков в данный момент уже отказалась от этой практики). Бесплатных пуш-уведомлений у них тоже нет, хочешь знать сколько заплатил и сколько осталось? Заходи в приложение или подключай платную услугу смс информирования. Но, как не спрошу куда переводить деньги, когда покупаю что нибудь на авито, допустим, всегда слышу «только сбербанк», «сбербанк». Даже аргумент «самый надежный банк» звучит так себе, держа в голове их «да нам 180 лет, но мы не тот сбербанк что бы до 90-х годов, так что ваши вклады не у нас». Печально это.
Кодовое слово
Банки просят внести кодовое слово, чтобы удостовериться, что звонящий тот самый клиент. А почему они еще не ввели в обратную сторону на волне мошенничеств? Звонит вам некто, называется сотрудником банка, а вы ему,- «Назовите кодовое слово для подтверждения, что вы банк». И все.
Безопасность сбербанка
Лазил тут в настройках приложения сбербанка и нашел пункт который включает или выключает иконку сбера у вашего номера что вы являетесь их клиентом. По умолчанию данный пункт включен. Следовательно это наводит на мысль что мошенникам не нужно даже искать ваши данные в каких-либо базах.
Достаточно сохранить номер, зайти в переводы и убедиться что у вас есть сбер онлайн по иконке. Дальше начать переводить деньги и узнать имя и отчество. Нужная информация у нас в кармане. Для ‘промышленных’ масштабов думаю есть и соответствующее ПО.
В общем что-бы лишний раз оградить себя и своих родных от службы безопасности банка зайдите и отключите данную опцию.
ПС если было то сильно не пинайте.
Мошенники?
Как Сбербанк ворует деньги за подписки
Я давно не испытываю иллюзий касательно всего, что делает Сбер и стараюсь ограничивать своё взаимодействие с этим «банком» бесплатной картой-помойкой для оплаты такси, налогов и билетов в кино. Но даже несмотря на максимальный уровень недоверия и паранойи к этому недобанку, они таки умудрились меня «поиметь» сегодня.
У меня оформлена подписка СберПрайм, купленная по случаю с огромной скидкой. Учитывая информацию о том, что с 8 декабря они решили развалить и этот сервис, оставив в нём только 3 бесплатных доставки в месяц при цене 1,990 рублей в год, я решил не продлевать подписку 14.12.2021. И даже сходил в личный кабинет проверить, точно ли там «сняты все галочки». Картина была такой:
15 минут назад я внезапно увидел у себя списание 1,990 рублей за. годовую подписку СберПрайм.
После обращения на горячую линию девочка Кирилл долго рассказывала мне, что, возможно, я сам вчера ровно в 00:00 активировал себе автопродление подписки, и забыл об этом. А теперь она не может ничего отменить через чарджбэк и может только написать некое «обращение», которое будет рассматриваться 5 дней, которое не гарантирует возврата средств.
Как Сбербанк продвигает продукты и не выполняет свои обязательства
Пикабутяне, всем привет!
Историю публикую от имени своего близкого друга с целью обратить внимание сообщества быть внимательными и еще несколько раз подумать прежде чем приобретать какие-либо продукты большого зеленого.
Далее со слов друга:
Хочется придать огласке ситуацию, которая сейчас происходит во взаимоотношениях с компанией ООО СК «Сбербанк страхование жизни».
15.05.20219 я оформил договор страхования на продукт страхования жизни СмартПолис с возможностью получения дополнительного инвестиционного дохода. По данному продукту предусматривается возможность фиксации дополнительного инвестиционного дохода (ДИД) в определенные периоды. Если выполняются условия по фиксации и успеваешь оформить фиксацию в указанные сроки, то они обязаны выполнить свою часть сделки.
Далее хронология событий.
Захожу в приложение и вижу, что мой продукт хорошо плюсует, и я решаю воспользоваться возможностью фиксацией дополнительного инвестиционного дохода.
Далее читаю в заявлении, что форму оригинала заявления в любом случае надо передать либо через представителя банка, либо посредством почты. То есть по факту онлайн формы подачи документов не существует.
Все это время я на карантине, лечусь от COVID-19.
28.11.2021 меня выписывают и я сразу записываюсь на прием к персональному менеджеру в Сбер Премьер на 29.11.2021, на 16:00. В назначенное время вместе с персональным менеджером начинаем распечатывать документы для подачи заявления на фиксацию ДИД. В системе не подгружается заявление по страховому полюсу, которое обычно выгружается автоматически со всеми необходимыми документами. Менеджер звонит в поддержку сберстрахования. Ждали решения технических вопросов около 30 минут, в итоге во внутреннюю систему присылают файл заявления, который нужно заполнить вручную. Распечатываем заявление. Совместно с менеджером заполняю, прикладываю все необходимые документы, подписываю и сканом отправляем в Сберстрахование. Оригиналы документов персональный менеджер отправляет самостоятельно.
Я выполнил все условия, которые указаны по фиксации ДИД, подал заявление в указанный срок, который заканчивался 29.11 включительно и это прописано в заявлении-оферте. Дополнительно попросил менеджера уточнить у Сберстрахования успеваю ли я подать заявление и во время телефонного разговора ей подтвердили, что заявление подать успеваем согласно графику в оферте.
30.11 мне звонит персональный менеджер и сообщает, что Сберстрахование не приняло заявление и предлагает подъехать и написать новое. В этот момент понимаю, что происходит что-то совсем непрозрачное. В офисе спрашиваю у менеджера о причине отказа на что мне сообщают, что причину не указали. Просто не приняли. Предлагаю позвонить в Сберстрахование и выяснить причину. Мне непонятно, так как я все условия выполнил. Менеджер сообщает, что в Сберстраховании ей однозначно сообщили, что заявление не приняли и вернули обратно. Новое заявление можно оформить только на новый период фиксации.
Понимаю, что ничего не понимаю. Я условия выполнил, заявление не приняли, а причину не указали. Обратился к руководителю направления Сбер Премьер, обрисовываю ситуацию. Руководитель совершенно не удивился и сказал, что такое часто бывает и многие клиенты ожидают по полгода вывода средств (зачем тогда вводить клиентов в заблуждение и продавать такие продукты?). Руководитель направления предлагает написать заявление и изложить свои претензии. Оформил претензию и ее зарегистрировали под номером 211130-0335-588000 от 30.11.2021.
Ответ от Сберстрахование пришел по почте 6.12 с отказом в принятии заявления на фиксацию с формулировкой:
«ООО СК Сбербанк страхование жизни не согласно с изменениями, указанными в заявлении-оферте.»
Как-будто условия в оферте я от себя придумал. Это условия двусторонних отношений в рамках инвестиционного продукта.
Мне непонятна юридическая сторона такой отписки. Можно и по остальным продуктам формировать такие отписки и тепло себя чувствовать отказывая клиентам в их доходности.
1) У меня возникло ощущение безысходности из-за безразличия сотрудников к проблеме клиента и за то, что меня лишают причитающейся доходности по желанию компании. На данные выводы наводят отсутствие прозрачных и обоснованных ответов от всех ответственных сотрудников в данной ситуации как со стороны Сбера, так и со стороны Сберстрахование.
2) Если тут есть представители Сбера, в частности Сбер Прайм и представители СберСтрахования я готов вступить с вами в диалог и разобраться в этой ситуации чтобы понять кто в данном вопросе прав или не прав.
Если тут найдутся юридически подкованные коллеги готовые посмотреть договор и документы по этому продукту я буду очень благодарен. Также, буду благодарен рекомендациям по плану дальнейших действий, а именно стоит ли подавать жалобу в ЦБ и (может быть) в прокуратуру по этой ситуации.
Хочется вынести данный вопрос в открытое обсуждение, чтобы нынешние и будущие клиенты этих организаций понимали с чем могут столкнуться в период такого сотрудничества.