Фисгармония что за инструмент
Фисгармония (фисгармонь)
В середине XIX века в домах европейских городов часто можно было увидеть удивительный музыкальный инструмент фисгармонию. Внешне он напоминает пианино, но имеет абсолютно другую внутреннюю наполненность. Относится к классу аэрофонов или гармоник. Звук извлекается при воздействии воздушного потока на язычки. Этот инструмент – неотъемлемый атрибут католических храмов.
Что такое фисгармония
По своей конструкции клавишный духовой инструмент схож с пианино или с органом. Фисгармонь тоже имеет клавиши, но на этом сходство заканчивается. При игре на пианино за извлечение звука отвечают молоточки, которые ударяют по струнам. Органное звучание происходит за счет прохождения потоков воздуха через трубы. К органу фисгармония ближе. Воздушные потоки нагнетаются мехами, проходят по трубкам различной длинны, приводя в действие металлические язычки.
Инструмент устанавливается на полу или на столе. Среднюю часть занимает клавиатура. Она может быть однорядной или располагаться в два ряда. Под ней расположены створки и педали. Воздействуя на педали, музыкант регулирует подачу воздуха в меха, коленями управляются створки. Они отвечают за динамические оттенки звучания. Диапазон музицирования – пять октав. Возможности инструмента обширные, на нем можно исполнять программные произведения, устраивать импровизации.
Корпус фисгармонии изготавливают из древесины. Внутри находятся голосовые планки с проскакивающими язычками. Клавиатура разделена на правую и левую части, управление которых происходит за счет рычагов, расположенных над клавиатурой. Классический инструмент имеет внушительные размеры – полтора метра в высоту и 130 сантиметров в ширину.
История инструмента
Способ извлечения звуков, на котором основана игра на фисгармонии, появился задолго до изобретения этого «органа». До европейцев использовать металлические язычки научились китайцы. На этом принципе развивались аккордеон и губная гармошка. В конце XVIII века чешский мастер Ф. Киршник добился эффекта «espressivo» на изобретенном новом механизме. Он позволял усилить или ослабить звук в зависимости от глубины нажатия клавиши.
Усовершенствовал инструмент ученик чешского мастера, применив проскакивающие язычки. В начале XIX века свои изменения вносили Г. Гренье, И. Бушман, название «фисгармония» озвучил венский мастер А. Хеккель в 1818 году. В основу названия легли греческие слова, которые переводятся, как «кузнечный мех» и «гармония». Патент на новое изобретение был получен только в 1840 году А. Дебеном. В это время инструмент уже активно использовался исполнителями в домашних музыкальных салонах.
Разновидности
Фисгармония претерпевала конструкционные изменения, совершенствовалась на протяжении XIX-XX столетий. Мастера разных стран вносили корректировки, основанные на национальных традициях музицирования. Сегодня в разных культурах встречаются отдельные разновидности инструмента:
Позднее появились электрифицированные экземпляры. Органола и мультимоника стали прародителями современных синтезаторов.
Индийская фисгармония
Использование фисгармонии
Благодаря мягкому, выразительному звучанию, инструмент обрел популярность. До начала XX века на нем играли в дворянских гнездах, в домах родовитых господ. Для фисгармоники написано множество произведений. Пьесы отличаются певучестью, мелодичностью, спокойствием. Чаще всего исполнители играли транскрипции вокальных, клавирных произведений.
В Россию инструмент массово пришел вместе с переселенцами из Германии в Западную и Восточную Украину. Тогда его можно было увидеть почти в каждом доме. Перед войной популярность фисгармонии стала резко падать. Сегодня на ней играют только истинные поклонники, используется она и для разучивания музыкальных произведений, написанных для органа.
Интересные факты
Сегодня в продаже аэрофоны почти не встречаются. Истинные ценители заказывают его персональное изготовление на музыкальных фабриках.
История фисгармонии
Орган сегодня – это представитель прошлого. Он является неотъемлемой частью католического храма, его можно встретить в некоторых концертных залах и в филармонии. К семейству органов относится и фисгармония.
Фисгармония чем-то похожа на фортепиано, но нельзя путать эти два музыкальных инструмента, относящиеся к разным семействам. По давней традиции, инструмент изготавливается из дерева. Фисгармония имеет до 150 см в высоту и 130 см в ширину. Благодаря пяти октавам, на ней можно играть любую музыку и даже импровизировать. Инструмент входит в класс аэрофонов.
История фисгармонии берет свое начало с 19 века. Созданию музыкального инструмента поспособствовал целый ряд событий.
Органных дел мастер чех Ф. Киршник, который в 1784 году проживал в Санкт-Петербурге, придумал новый способ извлечения звуков. Он изобрел механизм espressivo, с помощью которого звук можно было усилить или ослабить. Все зависело от того, на какую глубину нажимал клавишу исполнитель («двойной нажим»). Именно этот механизм В.Ф. Одоевский применил в 1849 году при изготовлении мини-органа «Себастианон».
В 1790 году в Варшаве учеником Киршника Ракницом, было внесено изменение в оркестрион Г.И. Фоглера (проскакивающие язычки), с которым тот гастролировал по многим странам мира. Устройство продолжило совершенствоваться, каждый раз вносилось что-то новое.
Прообраз фисгармонии — орган экспрессив создал Г.Ж. Гренье в 1810 году. В 1816 году, усовершенствованный инструмент был представлен немецким мастером И.Д. Бушманом, а в 1818 году венским мастером А.Хеклем. Именно А.Хекль назвал инструмент «фисгармонией». Позднее А.Ф. Дебеном была изготовлена фисгармония меньших размеров, по форме напоминавшая пианино.
В 19-20 веке фисгармонию в основном использовали для домашнего музицирования. В это время «фисгармонию» часто называли «органом». Но, так ее называли только те, кто был далек от музыки, поскольку орган является духовым трубчатым инструментом, а фисгармония – язычковым.
С середины 20 века она становится все менее популярной. Сегодня фисгармоний изготавливается не так много, ее покупают только истинные поклонники. Инструмент и сейчас очень полезен для профессиональных органистов во время репетиций, разучивания новых композиций и для тренировки рук и ног.
Фисгармония по праву занимает видное место в истории музыкальных инструментов.
Фисгармония
Фисгармо́ния (греч. φῦσα — мехи, и αρμονία — гармония) — язычковый клавишно-пневматический [1] музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, который накачивается ножными педалями.
В Европе распространён как стационарный инструмент с педальным механизмом нагнетания воздуха.
Традиционная индийская фисгармония распространена как небольшой переносной инструмент с ручными мехами.
История
Изобретена в 10-е годы XIX века. В середине XIX века решающий вклад в усовершенствование инструмента внёс французский мастер Александр Франсуа Дебен.
Фисгармония была популярна среди немецких поселенцев на территории Российской империи. Этот инструмент находился почти в каждом доме в немецких деревнях, расположенных в районе Клебан-Быка в Донецкой области вплоть до 1938 года. Также звучание фисгармонии есть во многих синтезаторах как casio sa-77.
Примечания
Литература
Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая)
Полезное
Смотреть что такое «Фисгармония» в других словарях:
фисгармония — фисгармония … Орфографический словарь-справочник
ФИСГАРМОНИЯ — греч., от physao, дуть, и harmonikos, звучный. Музыкальный инструмент, похожий на орган. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ФИСГАРМОНИЯ духовой музык.… … Словарь иностранных слов русского языка
Фисгармония — Фисгармония. ФИСГАРМОНИЯ (немецкое Fisharmonium, от греческого physa мехи и harmonia гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 в. Звук производят проскакивающие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
фисгармония — гармоника, гармониум Словарь русских синонимов. фисгармония сущ., кол во синонимов: 4 • гармоника (14) • … Словарь синонимов
ФИСГАРМОНИЯ — (немецкое Fisharmonium, от греческого physa мехи и harmonia гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 в. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По… … Современная энциклопедия
ФИСГАРМОНИЯ — (нем. Fisharmonium от греч. physa мехи и harmonia гармония), клавишный музыкальнй инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме близок пианино. Другое название гармониум … Большой Энциклопедический словарь
ФИСГАРМОНИЯ — ФИСГАРМОНИЯ, фисгармонии, жен. (нем. от греч. physa мехи и harmonia). Клавишный духовой музыкальный инструмент, действующий посредством мехов, раздуваемых ножными педалями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФИСГАРМОНИЯ — ФИСГАРМОНИЯ, и, жен. Клавишный духовой музыкальный инструмент с мехами. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фисгармония — и; ж. [нем. Fisharmonium] Клавишный духовой музыкальный инструмент, по звучанию напоминающий орган. * * * фисгармония (нем. Fisharmonium, от греч. phýsa мехи и harmonía гармония), клавишный музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным… … Энциклопедический словарь
Фисгармония — гармониум (нем. Fisharmonium, от греч. phýsa – мехи, дутьё и harmonía – гармония), духовой клавишный инструмент. Изобретён в 10 е гг. 19 в. Предшественник Ф. – т. н. орган экспрессив, изготовленный французом Г. Ж. Гренье (1810). По… … Большая советская энциклопедия
фисгармония
Оглавление
Строительство и технологии
Грубое различие можно провести между двумя системами для фисгармонии: французской системой ( фисгармония напорного ветра ) и американской системой ( фисгармонии всасывающего ветра ).
В обеих системах вентилятор с ножками приводится в действие путем попеременного нажатия двух соседних так называемых третчемелей (также: накачивания педалей ).
Американская система работает в обратном направлении: С помощью мехов воздух выкачивается из ветра журнала и ветра груди, т.е. генерируется отрицательное давление. Если вы сейчас откроете звуковой клапан, воздух войдет внутрь и заставит языки вибрировать.
И во французской, и в американской системе язычки закреплены свободно качаясь в металлическом каркасе. В то время как во французской системе к пластине может быть прикреплено несколько языков, в американской системе языки находятся в отдельных камерах. Такая конструкция облегчает чистку язычков, которые склонны собирать пыль в системе всасывания воздуха. Только американская система, которую легче производить, зарекомендовала себя во всем мире и в количественном отношении: в Германии также большинство гармоний, созданных с конца 19 века, были духовыми инструментами с отсасыванием.
регистр
Обозначения
В английском языке фисгармонию всасывающего ветра (то есть фисгармонию «американской системы») обычно называют «тростниковым органом» (также «насосным органом» или «салонным органом»), в то время как название «фисгармония» на английском языке обычно означает (Гармонии напорного ветра, которые редко встречаются в англоязычных регионах. Во Франции и Германии для обеих систем используется название «фисгармония».
Есть отдельные названия для гармоний с особыми свойствами, например, чистая фисгармония с двумя руководствами или ортотонофоний с 72 или 53 нотами на октаву.
строительство
Опорная пластина для игрового механизма. Видны отверстия в сильфоне
Собран механизм с клавиатурой. Под клавишами видны войлочные заслонки, позволяющие регистрировать (выбор звука).
Конструкция с игровым механизмом и устройством регистрации
история
Предшественники и происхождение
«В июне 1811 года в Бостон был доставлен диковинный инструмент под названием« Пан-гармоникон ». Он был изобретен Maelzel, имя которого обычно связано с Metronome. Уильям Гудрич был нанят для создания и показа Пан-гармоникона в Нью-Йорке и других городах. Он […] путешествовал с инструментом с сентября 1811 года по июнь 1812 года ».
«В июне 1811 года в Бостон привезли странный инструмент под названием Пан-Гармоникон. Его изобретателем был Мельзель, который обычно ассоциируется с метрономом. Он поручил Уильяму Гудричу создать пангармоник и продемонстрировать его в Нью-Йорке и других городах. Он [. ] путешествовал с инструментом с сентября 1811 года по июнь 1812 года ».
Соотечественник Гренье, важный французский органостроитель Аристид Кавай-Коль (1811–1899) создал примерно в 1833 году инструмент, похожий на фисгармонию для использования в камерной музыке, так называемый «Poikilorgue» (от древнегреческого. Ποικίλος (poikílos)) «многообразный, разнообразный. », Поэтому название означает« орган с разнообразными динамическими возможностями »). Все основные черты современной фисгармонии в конечном итоге объединены в одном инструменте, который французский органостроитель Александр-Франсуа Дебен (1809–1877) запатентовал под названием фисгармонии в 1842 году, и это имя появляется впервые.
Примерно с 1860 года также производятся одно- и двухручные гармонии с педалями органа, которые называются педальной фисгармонией (также: органной фисгармонией ). В основном они использовались в качестве замены органа в священных комнатах или в качестве инструмента для домашней практики для органистов. Позже (после 1900 г.), с победным развитием электроснабжения, эти педальные гармонии, в частности, получили электрические вентиляторы, так как трудно управлять педальным табуретом ногами и одновременно нажимать на педаль органа; в свою очередь, однако, возможность нюансировать давление ветра, наступая на табурет, больше не представлялась возможным.
Период цветения и загробный мир
Фисгармония также играла роль в религиозных собраниях (например, в пиетизме ), потому что она приближалась к звуку органа, но была дешевле и могла быть установлена в небольших помещениях. В некоторых пиетистских группах пение религиозных песен в сопровождении фисгармонии стало почти обычным явлением, что привело к появлению уничижительного в шутку термина «Аллилуйя насос». В Германии фисгармония также в основном использовалась в небольших церквях или часовнях обоих христианских конфессий, когда не было достаточно места и / или финансовых средств для органа.
Для использования в полевых условиях во время Первой мировой войны были созданы маленькие, прочные и, прежде всего, легкие военные гармоники.
С появлением электронной генерации звука и, самое позднее, с распространением электронных органов, фисгармония в значительной степени вытеснилась из музыкальной жизни. В первую очередь, безусловно, способствовали более разнообразные звуковые возможности электронных инструментов. Если вы посмотрите на причины самой фисгармонии, можно подумать о часто относительно громком шуме, который возникает, когда на вентилятор наступают, и звук изношенных и неопрятных гармоний не является рекламой инструмента. Другая причина может заключаться в том, что глубоким язычкам, в частности, в басовом диапазоне требуется относительно долгое время, чтобы прижиться, и поэтому их реакция немного задерживается. Этот недостаток компенсируется гармониями напорного ветра тем фактом, что часто встраивается так называемый «перкуссионный регистр», благодаря которому он звучит точно с помощью небольших молоточков, ударяющих по языкам (с гармониями всасывающего ветра, однако, установка ударных регистров было слишком много времени).
Фисгармония в Индии
Фисгармония в народной музыке
Научно-популярная лекция «Знакомство с фисгармонией»
Знакомство с фисгармонией
Преподавателем ДМШ г. Галича
1.Вступление.Инструменты звучащие. 2.Устройство фисгармонии. 3.Возникновение фисгармонии. 4. Сфера использования фисгармонии. 5.Заключение
1.Очень жаль, что на сегодня практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более утрачены традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. Концертно настроенные инструменты, которые могут радовать своим звучанием, огромная редкость в нашей стране. А ведь когда-то в России они были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка и уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах. Чудом сохранившиеся инструменты пережили Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну и перестройку. Даже воспоминания о фисгармониях исчезли. Как будто и не было у нас таких инструментов. Кое-где стоят они без голоса в музеях как предметы мебели. Из немногих даже можно извлечь несколько аккордов, если приложить усилия. В нашем городе сейчас есть четыре таких инструмента. Двое из них находятся в краеведческом музее. Одна европейская фисгармония неизвестного пока происхождения, другая фисгармония собранная на фабрике Юлия Генриховича Циммермана из комплектующих частей американской фирмы Карпентер из города Братлборо. Ещё одна фисгармония немецкой фирмы Лиебиг находится в частной коллекции и ждёт реставрации и ремонта. Так же недавно появился инструмент в ДМШ это фисгармония европейской системы (harmonium) известной немецкой фирмы Mannborg. Произведена в 1907 году. Привезена в Россию(возможно) ярославскими купцами, т. к. на этом инструменте прикреплена табличка музыкального магазина «Лира» С.М. Гельфон Г.Ярославль.
В нашей фисгармонии 2 набора язычков(122 шт.) и 8 регистров. Инструмент практически разваливался, т. к. сильно был повреждён жучком.Нижнюю раму и многие деревянные части пришлось полностью изготавливать заново.
Клавиши, в свою очередь, являются рычагами, при нажатии на которые каналы открываются и закрываются. При этом воздух колеблет тот или иной язычок, заставляя его издавать уникальный звук. Итак, именно этот факт позволяет нам сделать вывод что фисгармонии относятся к классу гармоник и этот инструмент нельзя назвать органом, т.к. звук у него извлекается с помощью проскакивающего язычка. Клавиатура фисгармонии, называемая мануал, фортепианного типа, расположена в средней части корпуса. Под ней находятся створки и педали. Педали управляются ступнями музыканта, а створки – коленями. При помощи створок происходит изменение степени громкости звучания. Название этого инструмента, фисгармония, используется только в России. В европе это гармониум, а в Америке это рид орган(язычковый орган). Тональный диапазон инструмента составляет пять октав, (если применить все регистры,7 октав) Фисгармония-младшая сестра органа и старшая сестра гармони. Различаются фисгармонии по способу подачи воздуха: нагнетание мехами или всасывание его. И хотя обе эти системы подачи воздуха изобретены в Европе, называются они «венская»(или европейская) и «американская». Со второй трети двадцатого века популярность фисгармонии падает. Сейчас инструменты выпускаются в небольшом количестве лишь для любителей истинных ценностей, неподвластных времени 3.Предшественником фисгармонии считается китайский инструмент шен.
В 1768 году он создал «Новое музыкальное общество». В 70-х годах проводил эксперименты со свободно вибрирующим язычком. Помогал ему органный мастер Киршник (Kirsnik). 1780 году Кратценштейну в результате эксперимента удалось сделать необычную машину, которая могла произнести слова «папа» и «мама». А Киршнику, удалось сделать небольшой органчик, внутри которого звучали
вибрирующие с помощью воздушной струи язычки.
В европейских странах и Америке именно Кратценштейн считается изобретателем нового принципа звукоизвлечения. А в России существует несколько иная версия. Но я думаю, всё-таки это был результат совместных усилий. Таким образом, к концу первого десятилетия XIX века принцип звукоизвлечения, основанный на колебании металлического язычка, был известен в широком кругу музыкантов и музыкальных мастеров ряда стран. Результатом многолетних творческих поисков было изобретение в 1818 году венским мастером Антоном Хёккелем (Hockel) новой модели, названной им фисгармоникой (Fusharmonium), получившей широкую известность во многих странах. На фисгармонию, в современном понимании этого слова, получил патент Александр Дёбен (Debain, 1809—1877) в 1848 году в Париже. Производство фисгармонии в Америке бурно развивалось в период с 1840 по 1930 год и самый его расцвет пришелся с окончанием Гражданской войны до начала Первой Мировой войны.
Примерно с 1865 по 1914 год. В Америке производством данного инструмента занималось огромное количество компаний, а именно 653. Из данного количество наиболее известными были 20 компаний. Практически в каждой европейской стране были свои изобретатели фисгармоний. Как говорят, идея витала в воздухе. Такой изобретатель был и в России. Речь идёт о князе Владимире Фёдоровиче Одоевском (1804–18690).
Друг М.И.Глинки и автор первых в России оригинальных сочинений для органа, в конце 1840-х годов пригласил мастера Георга Мельцеля (1807–1866) для строительства органа в Санкт-Петербурге, вошедшего в историю русской музыки как «Себастьянон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха). Речь шла о домашнем органе, в разработке которого принимал участие сам князь Одоевский. Но мне кажется что это была одна из разновидностей фисгармонии т. к. в России фисгармонии в то время называли органами. В России существовало несколько фабрик по производству фисгармоний. Самая крупная из них была фабрика Ю. Г. Циммермана. За свои заслуги в Российской империи Юлий Циммерман был награждён «Орденом Святого Станислава» (1901) и объявлен эксклюзивным поставщиком музыкальных инструментов для российской армии.
К концу XIX века музыкальное издательство «Zimmermann» выпускало ноты уже миллионными тиражами в европе и америке. В россии так же было издано огромное количество музыкальных сборников, в том числе множество переложений для фисгармонии классической западноевропейской, русской музыки, народные песни и русские романсы, а так же духовная русская и зарубежная музыка.
В 1883 г. в Петербурге Циммерман открыл фабрику музыкальных инструментов, просуществовавшую до 1914 г., на которой производились, в том числе фисгармонии под маркой «Julius Heinrich Zimmermann». Они собирались из готовых деталей, закупаемых в зарубежных фирмах. Существовали небольшие фабрики, выпускающие фисгармонии в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Ещё одна небольшая фабрика была основана в середине XIX в. французский книготорговец, музыкальный издатель С. Ф. Дюфур и известный бельгийский фортепианный мастер Г. Г. Лихтенталь открыли в Петербурге продажу фисгармоний Дёбена. Особое внимание заслуживает фабрика Д.А. Митропольского в поселке Бологое. Фабрика была открыта благодаря финансовой поддержке Святейшего Синода. С 80-х годов XIX века здесь выпускалось много видов народных инструментов, фисгармоний, оригинальных экспериментальных моделей органов и других необычных инструментов, изобретателем которых был сам владелец фабрики. На этой фабрике выпускали как обычные инструменты так и экспериментальные небольшие
Предназначенные для обучения пению и игре детей из бедных семей. Митропольский даже ездил со своими воспитанниками в консерваторию к Рубинштейну и чуть не получил золотую медаль за своё изобретение. Рубинштейн сказал, что за изобретения мы медалей не даём, а вот пусть ваши дети научатся играть так же как наши, тогда и посмотрим. Ни много ни мало был им изобретён свой собственный инструмент разновидность фисгармонии-митрофон. Эта маленькая фисгармония имела все основные детали больших, в том числе и амортизационную камеру поэтому хотя мех и приводился в движение рукой звук у них был чистый и
4. В западном мире фисгармония стоит во многих католических церквях которые не могут себе позволить установить орган. В своё время папа римский Пий 10 благословил фисгармонию на исполнение литургии и звучание в стенах церкви.Он сказал что этот инструмент оказался с душой.Наш инструмент более неприхотлив, устойчив к перепадам температур, не требует настройки и не так дорог как орган.Звучание у него более нежное и камерное.
Святитель Феофан Затворник как-то заметил: «Фисгармония очень способна должным образом выражать церковное пение» и посоветовал своей духовной дочери:если вы сыграете или споёте что-либо такое, что западёт на душу слышащих и заставит их вздохнуть ко Господу или вознестись к Нему со славословием и благодарением, то вы то же сделаете, что делает хороший проповедник фисгармонии стояли в домах многих служителей церкви. Он взял с собой в затвор всю свою библиотеку, выписывал новые журналы, новые книги – даже из-за границы. Кроме этого, он захватил с собой токарный станок, слесарные инструменты, все необходимое для иконописи, фисгармонию.
Приведённый в этой статье материал рассчитан на беседу с учащимися 5-9 классов, рассчитанную на стандартный урок,40 минут. Поэтому информация дана очень сжато. Более подробный текст будет приведён в следующей части работы.
Литература: 1.БСЭ.электронная версия. 2.Альфред Мирек. Справочник по гармоникам. Вестник Томского государственного университета 2014 номер383.С.83-90. А.Н. Пронина. Фисгармония в истории органной культуры Сибири 19в-1 четверти 20в.