Фишбоун что это такое
Развитие мышления по схеме Фишбоун
Фишбоун — прием в обучении на уроке, с помощью которого ребенок учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме. Благодаря данному педагогическому методу ребенок учится вести себя в сложных ситуациях и прослеживать определенную связь в том, что происходит в действительности.
Что такое Фишбоун?
В переводе это слово означает рыбий скелет. Рыбное название данный метод получил из-за того, что его схема очень напоминает кости рыбы. Фишбоун помогает развить у детей критическое мышление. Благодаря данному приему ученики учатся:
Составление схемы
Схему fishbone можно использовать по-разному, в зависимости от того, какие вы преследуете цели. Также данный шаблон можно сделать совместно с учениками. Для детей начальных классов составление схемы лучше произвести в горизонтальном положении, сделав подобие некой игры. Для старшеклассников рисунок лучше делать в вертикальном положении, тогда в этой схеме получится поместить как можно больше необходимой информации.
Каждая из частей скелета имеет определенное значение:
При построении подобной схемы самые важные проблемы располагаются в начале, ближе к голове. С помощью фишбоуна можно научиться четко и лаконично выражать свои мысли.
Использование метода на уроке
Прием фишбоун является универсальным, поэтому его с легкостью можно использовать в школе на любом уроке, как на математике, так и на русском языке, литературе и даже биологии. Главной задачей учителя является научить детей проделывать данную работу и уметь объяснить собственную точку зрения. Обычно самым легким моментом для учеников считается озвучивание предложений. Однако когда речь заходит об аргументах и фактах, некоторые начинают теряться. Даже если внизу рыбий скелет остался пустой, ничего страшного в этом нет, ведь в реальной жизни тоже не всегда удается найти подтверждение всему.
Очень важной частью является хвост, ведь вся работа проделывалась именно для вывода. Если ребенок по какой-то причине не может сделать вывод самостоятельно, в этом ему должен помочь учитель. В начальных классах чаще всего хвост является уже полностью готовым, чтобы дети могли понять суть данной схемы.
Формы работы на уроке
Учитель может использовать данную схему в качестве одного из этапов на уроке, а может и вовсе сделать стратегией на протяжении всего учебного процесса. Способы составления скелета рыбы также могут быть разнообразными:
Пример использования технологии на уроке
Как уже говорилось ранее, использовать фишбон можно на любом уроке, но лучшим вариантом станет литература или история. Подходя к вопросу творчески, можно на доступном языке объяснить детям самые сложные темы. Для лучшего понимания построения схемы лучше ознакомиться с примером.
Для учеников 6 класса тема о феодальной раздробленности на Руси по истории является достаточно сложной, в связи с чем и рекомендуется создать фишбоун картинку. В голове ученики с учителем отмечают само явление распада. В верхних же костях отмечаются основные причины, которые к этому привели: различие территориальных условий, рост и развитие городов и другое. Согласно фактам, велось немало войн за престол, присутствовала безработица, а также желание городов быть самостоятельными. В хвосте следует обозначить, что невозможно было избежать распада Руси.
В качестве примера на уроке литературы можно взять произведение «Последний бой майора Пугачева». В области головы детям также необходимо выбирать волнующий их вопрос, например, насколько тяжело совершить важный поступок и при этом погибнуть свободным человеком. В верхних костях стоит написать о смелости и ответственности, а в нижних — о характере и желании оставаться свободной личностью. В хвосте можно сделать вывод о том, что любой, кто любит свою родину, может стать героем.
Преимущество фишбоун схемы
На сегодня фишбоун схему можно считать профессиональным методом преподнесения сложной информации, ведь именно с помощью нее учитель может научить детей анализировать информацию. Дети учатся воспринимать позицию автора и делать собственные выводы.
Фишбоун технология является очень популярной в профессии педагога, делая процесс обучения гораздо интересней и понятней. Ведь иногда ребенок просто не в состоянии в силу возраста понять некоторый материал, который необходимо проходить в школе. Но если ученика знакомят со схемой фишбоун, он понимает, что все гораздо проще, и прекрасно демонстрирует свои знания в разных областях.
Любой процесс обучения сложен и требует высокой активности и продуктивности мозга. Для развития когнитивных функций как у детей, так и взрослых, подходят тренажеры Викиум. Они помогают улучшить память, внимание, концентрацию и скорость реакции.
Fishbone – визуализация причинно-следственных связей
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием Fishbone. Дословно он переводится с английского как «Рыбий скелет» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе Fishbone — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Схемы Fishbone дают возможность:
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Формы работы на уроке:
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств можно использовать готовые шаблоны.
При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
Приём «фишбоун» на уроках в школе
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».
Содержание Свернуть
Суть дидактического приёма
«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:
Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.
Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.
Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме
Правила составления «рыбьего скелета»
«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.
Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно
Способы и формы применения такого метода в школе
«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
Для объёмных тем «косточки» можно сделать многоуровневыми
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.
Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.
Примеры использования технологии на различных уроках
Литература
Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:
Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).
История
Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.
Обществознание
Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.
Биология
Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.
География
Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:
Английский язык
Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:
Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.
Технологии критического мышления: метод «фишбоун»
«Инновационные формы работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС».
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
«МЕТОД «ФИШБОУН» (РЫБИЙ СКЕЛЕТ): ЧТО ЭТО ТАКОЕ, ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ»
Учитель русского языка и литературы
Баранова Эвелина Александровна
МБОУ СОШ№36 пос. Балакирево
2017-2018 учебный год
Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения. Оказавшись в центре инноваций, мы убеждаемся, что в настоящее время актуальны технологии, которые стимулируют превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Главные цели современного урока литературы состоят в том, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, а смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни. Эти требования очень важны и актуальны на уроках литературы.
Поэтому внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое?
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как:
— критическое мышление;
— взаимодействие в группах;
— планирование и осуществление исследовательской деятельности;
— истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
— осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Составление схемы Фишбоун
Формы работы на уроке
Фронтальная. Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
4. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Применение метода Фишбоун на уроках
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Схемы Фишбоун дают возможность:
1. организовать работу участников в парах или группах;
2. развивать критическое мышление;
3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
4. ранжировать факторы по степени их значимости.
Таким образом, использование метода Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Сначала, когда дети узнали про новый метод Фишбоун встретили её с особой осторожностью, но со временим стали работать с большим желаниям.
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Нажмите для увеличения
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Голова — причины феодальной раздробленности.
Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.