Флаг адыгов что означает
Флаг Адыгеи
Национальный символ Адыгеи – флаг, на котором изображены двенадцать звезд и три стрелы желтого цвета. Девять звезд расположены полукругом, а три звезды под их куполом в ряд. Каждая из них находится на наконечниках трех стрел, которые пересекаются по центру. Композиция помещена на темно-зеленое полотнище нестандартных параметров – 2:1. Размеры флага: 180 на 90 см.
Значение
Флаг Адыгеи – многозначный символ, который включает в себя все этническое и природное разнообразие территории республики. Автор флага – Дэвид Уркварт, предложивший эмблему в качестве отличительного знака Черкесии во время Кавказской войны.
Уркварт был ярым русофобом и националистом. О создании эмблемы есть записи Э. Спенсера, датированные XIX веком. В них он указывает, что такой символ был избран для независимой Черкессии. К этому стремились британские колонизаторы. В своих дневниках ученый указывает символ, идентичный по форме настоящему, однако на нем стрелы черного цвета.
Изначально основной цвет полотна – темно-бирюзовый, однако позднее было принято решение изменить его на темно-зеленый.
Существует несколько версий, характеризующих звезды и их положение на флаге. Так, по мнению ряда исследователей, три звезды на наконечниках стрел обозначают традиционную дань уважения к трем древнейшим княжеским родам адыгов. А скрещенные стрелы – их вечное побратимство. Другая точка зрения, отражающая значение трех пересеченных стрел – указание на почитаемого адыгскими племенами бога кузнечного ремесла Тлепыша.
По иному мнению, три звезды олицетворяют три стихии, которые имели первостепенное значение для древних поселенцев этих территорий: земля, воздух и вода. Двенадцать звезд – отдельные районы Черкесии и также двенадцать племенных групп, исторически населяющих эти земли.
Зеленый цвет выбран по многим причинам. Во-первых, это плодородие почвы. Сельское хозяйство – основной вид деятельности коренного населения, а 40% территории республики заполнено лесами. Природные богатства считаются ценнейшим ресурсом для народа Адыгеи. Необъятные просторы, поражающие виды.
Здесь произрастает более 2000 растений. Здесь расположена внушительная область биосферного заповедника Кавказа, а многие представители флоры занесены в красную книгу. Кроме того, горная и степная местности обладают уникальными эндемичными видами, которые встречаются исключительно в этих местах. Некоторые из них берут свое начало еще в доледниковом периоде. Сейчас, основным экономическим ресурсом республики является лес. Почти 290 тыс. гектар ценнейших древесных пород заслоняют собой внушительный слой плодородной почвы высшей категории от эрозии и высыхания. Среди популярных деревьев этих лесов значатся не только традиционные для России ели, сосны, березы, но и вековые дубы, клены, буки, ясени. А в горах часто встречается редкий вид дубов – скальный. Эти параметры стали определяющими при выборе колористики полотна флага.
Другая причина выбора зеленого цвета флага – ислам. Зеленый – фундаментальный цвет этой религии. Кроме того, суфийский цветовой символизм помещает этот оттенок в спектральный центр. Это означает, что он не принадлежит к холодным или теплым тонам, что позволяет говорить о нем, как о «надмирном», трансцендентном или проще – божественном. Однако более распространенным мнением о предпочтении мусульманами зеленого цвета является другое.
Дело в том, что исторически важными цветами для мусульман считались белые и черные тона, оттенки красного и т.д. Все они наравне с зеленым распространены в архитектуре и искусстве ислама. А зеленый стал превалировать над другими только в современную эпоху. Вероятно, это связано с основной символикой этого цвета. Важно учитывать: ислам возник в арабской среде, чьи земли были покрыты в основном пустынями и степями. Одной из вероятных причин такой любви к зеленому цвету считают как раз недостаток зеленых культур, который таким образом компенсировался в искусстве. К тому же, в священной книге Коран сказано, что зеленый – любимый цвет пророка. Цветовое решение очень важно для исламских государств по причине запрета к изображению фигур людей и животных. Их место на полотнах занимает орнамент и, конечно, цвет.
Зеленый мог быть выбран именно из ассоциаций с жизнью и процветанием. Адыгея – территория с вековой историей, традицией и богатыми растительным и животным мирами. Важность этих параметров неоспорима. Поэтому трактовка цвета может быть основана на стремлении народа сохранить и приумножить национальные природные богатства. В сельском хозяйстве республики преобладает растениеводство. Здесь выращивают зерновые, зернобобовые и другие культуры: кукуруза, рис, овес, картофель и т.д.
Другие флаги
Примечательно, что зачастую встречается изображение флага Адыгейской республики с фоновым цветом ультрамарин.
Многие связывают это с уникальной водной структурой этих земель. Горные озера и реки – жизненно необходимые параметры успешного выживания в нестабильном климате. Поэтому вода – ценнейший ресурс, что и отражается на таком варианте национальной эмблемы. Другая трактовка ультрамарина – небо.
Кроме указанных цветовых решений на некоторых ресурсах флаг Адыгеи имеет альтернативный внешний вид с желтым фоном и красными элементами. Однако, этот флаг – выдуманный и не имеет связи с аутентичными адыгами и республикой.
Также существует производный флаг, характерный для адыгской диаспоры в Турции. Эмблема является гибридом между флагом Евросоюза и уже известным национальным символом. Все элементы и цвет сохранены, однако двенадцать звезд здесь выстроены в круг, внутри которого расположены перекрещенные стрелы.
В адыгейских музеях также можно встретить ряд исторических эмблематичных полотен, которые украшали флагштоки народов этих земель в XIX веке. Некоторые из них имеют прямоугольный вид с использованием красно-бело-голубого цветового ряда, в центре которого изображены отличительные знаки мусульманских семей. Также можно встретить остроконечные знамена, декорированные одиннадцатью горизонтальными полосами и одной крупной вертикальной полосой красного цвета. Предположительно, они также символизируют племена.
Более других, современный флаг напоминает реконструированный флаг князя Кучука Джанхотова. Сам флаг имел волнообразную трехконечную форму, а на зеленом фоне были изображены две перекрещенные стрелы желтого цвета, между которыми расположились три звезды. Они символизировали три области Кабарды.
Еще одна известная реконструкция – эмблема, принадлежащая Иналидам. Здесь полотно разделено на две области волнообразной желтой линией. Верхняя и нижняя части имеют соответственно зеленый и красный цвет, декорированные иероглифами.
Таким образом, флаг Адыгейской Республики – уникальный артефакт, имеющий сложную историю. Путем множественных преобразований он приобрел современный внешний вид, который в своей многозначности не уступает лучшим образцам искусства создания знамен. Внутри изображения, содержащего не так много элементов, сформировано уникальное культурное поле, раскрывающее перед наблюдателем все разнообразие и богатство этих древних земель, их неповторимую культурную самобытность.
Войдите в ОК
Всё про историю Адыгского флага, с древнейших времен.
Такого вы еще не слышали!;) 😛 (Читать сначала)
Для начала, перечислю современное понимание звезд и стрел!
Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.
три стрелы также ассоциируются с богом кузнецов Тлепшом.
В законе от 24 марта 1992 года цвет полотнища был тёмно-зелёным (аквамариновым). (цвета морской волны)
12 звезд на зеленом поле символизируют 12 адыгских племен
1. Абадзехи.
2. Бесленеевцы.
3. Бжедуги.
4. Егерухаевцы.
5. Жанеевцы.
6. Кабардинцы.
7. Камергоевцы.
8. Мамхедовцы.
9. Махошевцы.
10. Натухаевцы.
11. Хатукаевцы.
12. Шапсуги.
Исторический факт, основанный на сообщении Эдмонда Спенсера, цитирую из его книги.
Писал Эдмонд Спенсер, очевидец события. Конец цитаты.
В любом случае, чуть дальше, мы вычислим автора флага.
Когда бы они ни делали вылазку, национальное знамя всегда несут во главе части, и на каждой всенародной ассамблее оно выставляется на самом видном месте. Одним словом, энтузиазм этого самого вспыльчивого народа после всеобщего принятия национального символа превышает воображение. Это обстоятельство, действительно, дало прирост моральной силы и уверенность в справедливости их дела; с уверенностью в конце концов торжествующей, что русским будет крайне трудно победить и это все делает окончательный исход спора более, чем сомнительным, даже если бы горцы были оставлены с их собственными ограниченными ресурсами.
p.s. Тот же 1830 год, тот же Спенсер, та же книга!
Пример Адыгской песни, связанной со знаменем. Из книги Спенсера.
Слушай, о слушай! Дудка и барабан, Вперед, казаки идут.
Звук военного крика, меч и копье!
Поднимай, поднимай, знамя высокое!
Вооружайся! Вооружайтесь все, Аттехей!
Охраняй равнину, охраняй долину!
Очаг и дом, прощай,прощай!
Мы будем отважны в военной борьбе,
Мы будем счастливы рискнуть жизнью
Смерть или свобода — вот наш зов!
Победи день или благородно умри!
Кто бы побежал, когда опасность зовет?
Сердца свободных людей — это стены свободы
Небеса принимают только храброго —
Ангелы охраняют могилу патриота!
Бьется ли здесь сердце предателя,
Обманываемое коварным московским искусством?
Который свою страну за золото бы продал?
Пусть умрет или бездетным живет!
Слушай! О, слушай! Орудия ревут!
Враг встречает врага, умирать, чтобы больше не расстаться
Вы, рабы, бойтесь взгляда свободных людей,
Победа наша! — Вперед! Вперед!
Однако, именно композиции импровизаторов, в которых они проявляли очень буйную фантазию и теплоту чувства, очень заинтересовали меня. Темы были всегда очень романтичны, и живая манера, в которой их импровизированные слова воспринимаются народом, доказывала, что их темперамент образный и поэтический; и показывала, что какими бы необразованными они ни были, они восприимчивы не только к героическому, но и к возвышенному чувству.
Эти странствующие барды занимают высокое положение в обществе: каждый дом по всей стране открыт, чтобы принять их.
Спенсер. 1830 год.
Общенациональный флаг адыгов (черкесов) 1830 года.
Знамя зарисовал в цвете в 1830 году английский «журналист» Э.Спенсер.
В геральдике звезды всегда олицетворяли вечность, высокие стремления, идеалы. В национальной символике они могут иметь свое значение, отличное от общепринятого. Перекрещенные стрелы обычно означают боевое единство, готовность к самозащите.
Более глубокое копание в происхождении Адыгского знамени.
ничего общего не видите?
Хеттский штандарт, символизировавший устройство мира. Символ солнца. До этого, это был Хаттский штандарт. А Хатты, это мы, Адыги, частично переселившиеся, в свое время, на территорию Турции. (подробнее о Хаттах в соответствующей теме)
Вот эта мысль не моя. Нашел на просторах интернета. Но автор этих строк феноменально информирован, учитывая что он их написал очень давно, не имея новых источников.
Цитирую: «Кто придумал Адыгский флаг? Изучайте этнику и может тогда поймете. Изначально был хеттский штандарт( Я ссылку на него чуть ниже дал ). Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлыми. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца РА: греки, хетты, египтяне»
Флаг Адыгеи
Символ Адыгеи – исторический флаг черкесов первой трети XIX века – отлично вписался в современную историю республики как знак объединения и единства всех адыгов, проживающих в разных странах и называющихся рассеянной нацией.
Созданный в эпоху объединения адыгских народов в борьбе за независимость Северного Кавказа сейчас он является символом национальной гордости и самобытности горцев. Историческое прошлое, воплощенное в республиканской символике, говорит об общих корнях адыгейских народов, сохраняющих свои традиции и культуру и в наше время.
Изображение
Действующий флаг Республики Адыгея выглядит следующим образом:
История создания флага
Известна точная дата появления черкесского флага – 1830 г. А вот об его авторе спорят до сих пор. Высказывается несколько версий его появления:
После Кавказской войны и поражения адыгов в ней, флаг, будучи запрещенным, не использовался. Его изображение считалось безвозвратно утраченным в советское время.
С восьмидесятых годов XX века этот флаг стал использоваться неофициально. Когда в 1992 г. встал вопрос о разработки республиканской символики, большинство депутатов Адыгеи поддерживали идею возрождения исторического черкесского флага. Его изображение было восстановлено по книжной иллюстрации (Э. Спенсер «Путешествие в Черкесию…» 1838 г. издания).
Споры велись по поводу правомерности включения в региональный флаг части российского триколора. В результате от этой идеи отказались.
Символика флага
Символика флага достаточно проста и состоит из двух элементов золотого цвета – звезд и стрел. Объясняется она так:
Каждая из 12 золотых пятиконечных звезд символизирует собой одно из племен абадзехов, бжедугов, кабардинцев, хатукаевцев, бесленеевцев, натухайцев, чемергоевцев, шапсугов, убыхов, махошевцев, мамхеговцев, егарукаевцев. На протяжении веков они враждовали между собой, но объединились для защиты свободы и независимости своей родины в начале XIX века под общим знаменем.
Несколько трактовок приходится на изображение трех стрел. Согласно им три стрелы:
Общий смысл флаговых элементов заключается в идее объединения перед лицом общей опасности и установлении мира во имя свободы и независимости края. Об этом в 1838 г. в Глазго говорил Уркварт, объясняя, что скрещенные стрелы и каскад звезд — это символ свободы черкесов и воспевание величия небес.
Цветовая символика
Сочетание двух цветов – золотого на зеленом фоне – придает символу черкесов строгий и элегантный вид, сдержанный и вместе с тем яркий, благодаря насыщенности цветовых оттенков:
День Государственного флага Республики Адыгея
Празднование Дня адыгского флага началось за несколько лет до принятия властями официального решения об учреждении данного праздника в 2013 году. В честь 180-летия национального флага черкесов это мероприятие проводилось впервые в 2010 г. Организатором праздника выступала общественная ассоциация «Адыгэ Хасэ».
Тогда организаторами праздника были различные общественные сообщества Адыгеи. Сейчас же праздник имеет официальный статус и отмечается ежегодно 25 апреля очень широко, красочно, масштабно. Автопробег или шествие черкесов-конников, танцы в национальных костюмах, игры и спортивные состязания — всему есть место в этот день.
Этот День празднуется в более 54 странах мира, где проживают адыги. А дата праздника определена произвольно, только приходится на весну, исходя из того, что впервые это знамя было представлено черкесскому народу в теплое время года.
Интересные факты
Являясь символом сплоченности адыгов, во флаге воплощена также идея самостоятельности республики как субъекта РФ, подчеркнуты национальная самобытность народов Адыгеи, истоки ее становления и исторические события прошлого, затрагивающие народы Северного Кавказа.
Флаг адыгов что означает
В тот период англичане произвели несколько экспедиций в Черкесию. В частности, шотландец Дэвид Уркварт выдвинул идею объединения кавказских племен под «одной властью и одним знаменем» против российской администрации. Знамя Черкесии действительно было изготовлено в Турции и переправлено черкесам. Но о деталях разработки и авторах мы можем только догадываться.
Также принято связывать появление черкесского флага с деятельностью черкесского политического деятеля Сефер-бея Зана. Именно он организовал воодушевившую горцев поездку секретаря британского посольства Уркварта с Черкесию и возможно он стал вдохновителем создания флага (а может быть и автором композиции).
Встречу знамени черкесами описал в своем труде «Путешествие в Черкесию, Крым, Татарию» (опубликованном в 1839 году) английский журналист и путешественник Эдмунд Спенсер:
В книге Спенсера под рисунком этого флага написано «Санджак-Шериф», т.е. «священное знамя».
Материалы предоставлены «Кавказским форумом» (Турция). Использованы также сообщения на форуме сайта http://www.kavkazweb.net/ и сообщения А.Данильченко (г.Майкоп)
Помимо описанного Спенсером знамени у черкесов было множество других знамён. Некоторые из них были захвачены русскими войсками в ходе боевых столкновений, и до сих пор хранятся в Национальном музее Республики Адыгеи. Какой-то особой роли общенационального символа флагу со стрелами и звездами не придавалось до 1980-х годов. Хотя, например, одно из знамен, захваченное русским гарнизоном при штурме черкесами Абинского укрепления в 1840 году, было тоже зеленым с тремя скрещенными стрелами и 8 шестиконечными звездочками над ними.
При штурме черкесами Абинского упрепления 26 мая 1840 года русскими войсками было захвачено зеленое знамя с тремя стрелами и 8 звездочками над ними.
По сообщению akela-63 на форуме сайта SAMMLER.RU
По сообщению akela-63 на форуме сайта SAMMLER.RU
Материалы предоставлены «Кавказским форумом» (Турция), использованы также сообщения на форуме сайта SAMMLER.RU
В Национальном музее Республики Адыгея хранятся исторические знамёна натухайского и шапсугского народов (этнические подразделения западных адыгов в XIX веке). Эти знамена хранились в Тифлисе, а в 1920-х годах переданы в Адыгею. Предположительно оба знамени были захвачены русскими войсками как трофеи 26 мая 1840 года при отбитии штурма черкесов на Абинское укрепление. Знамя шапсугов из золотой парчи, вдоль древка темнокрасная полоса, которую пересекают 12 серебрянных продольных полос, полотнище с двумя косицами красного или коричневого цвета. Флаг натухайцев напоминает французский триколор (а возможно им и является). На белой части флага нашивка прямоугольной формы из черного хлопчатобумажного сатина, в углах нашивки золотыми нитями вышиты четыре цветка с шестью лепестками, а в центре надпись арабским шрифтом «Мухаммед», на белой полосе также написано «Тамык Эль Хадж Бакий» (или «Тимык Хатзх Цыку — Хадж»), предположительно это имя человека, совершившего хадж. Имеются данные об употреблении адыгами исламского знамени с полумесяцем и звездой, ниже-меч халифа Омара.
Фотографии знамён предоставлены А.Данильченко (г.Майкоп)
24 марта 1992 года Постановлением Верховного Совета №15 утверждён Закон №2 «О государственном флаге Республики Адыгея». Флагом республики стало тёмно-зелёное (аквамариновое) полотнище с изображением трёх золотых стрел и 12 золотых звёзд.
Зелёный цвет полотнища флага символизирует ислам, а также вечность жизни, надежду, достаток и свобод. 12 золотых звезд символизируют во-первых 12 адыгских племен (субэтносов): абадзехи, бжедуги, кабардинцы, хатукаевцы, бесленеевцы, натухайцы, чемергои, шапсуги, убыхи, махошевцы, мамхеговцы, егарухаевцы (иногда говорится о жанеевцах). Другое объяснение связывает 12 звезд с 12 областями Черкесии, от имени которых Сефер-бей Зан выступал в переговорах с англичанами: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай. Три стрелы символизируют единство адыгейцев и мир, а также напоминают о боге кузнецов Тлепше. Д.и.н. Б. Бгажноков (КБР) считает, что три стрелы являются символом мира, т.к. на войну адыги брали колчан из 30 стрел, а 3 стрелы носили тогда, когда приходили в гости, на свадьбу, торжественный прием (вообще без стрел приходить было неприлично, т.к. по горскому этикету черкес всегда должен был быть вооруженным).
По сообщению М.Ревнивцева со ссылкой на справочную правовую систему «Гарант»
Современная муниципальная организация Республики Адыгея:
-муниципальные районы:
Гиагинский, Кошехабльский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский, Шовгеновский;
городские округа:
«город Майкоп», «город Адыгейск».
Диаспора черкесов в Турции использует оригинальную версию флага, где традиционные черкесские стрелы удачно вписаны в европейский круг из звезд.
Материалы предоставлены «Кавказским форумом» (Турция)
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry
last modified 17.3.2020
Происхождение черкесского флага
Самир Хотко.
Доктор исторических наук
К тому времени, когда Черкесия оказалась втянута в вековое соперничество держав за Кавказ, она прошла долгий путь социального и политического развития. Черкесию можно с полным на то основанием определить как конфедеративное государственное образование, в котором происходили консолидационные процессы, направленные на формирование национального государства. Отражением этойглавной тенденции в общественной жизни адыгов стало появление общенационального флага.
В исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг независимой Черкесии был изобретен Д. Уркартом (David Urquhart, 1805 — 1877), секретарем британского посольства в Стамбуле, который в этот период начал свою карьеру одного из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Сам Д. Уркарт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему. Знамя в трех экземплярах было прислано Уркартом в Черкесию в июне 1836 г.: «Дауд-бей (мусульманский псевдоним Уркарта, прим. С. Х.) прислал для шапсуг, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный королем черкесам»1. В докладной записке начальника штаба войск Кавказской линии (февраль 1839 г.) отмечается, что «флаг этот называли Делиберти»2. Название «Делиберти», очевидно, восходит к «The Liberty», то есть, «Свобода».
Герб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»).
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что как единственный трехдневный визит Д. Уркарта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись через посредство и в определенной степени руководство полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789 — 1859). По крайней мере, без санкции «посла Черкесии» Д. Уркарт не должен был бы брать на себя столь важное дело. Согласно Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи. Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди 3. Эд. Спенсер сообщал, что первый экземпляр флага был вышит руками черкесской княжны, проживающей в Стамбуле.
Название Санджак-Шериф означает «Священное знамя» или «Знамя пророка» (санджак — тур. знамя, провинция, государство; шериф — араб. знатный, благородный)4. Константин Базили, один из основоположников российской школы востоковедения, писал: «Санджак-Шериф был сперва чалмой одного из магометовых воинов, потом сделался первым знаменем исламизма и халифов; он перешел к турецким султанам вместе с халифатом после завоевания Каира Селимом I. Его выносят обыкновенно в лагерь, когда сам султан или верховный визирь предводительствует армией»5.
Представление данного флага как символа священной, религиозной борьбы сопряжено с идеей газавата (в арабской традиции так именовались сражения и походы с участием пророка Мухаммада): с 20-х годов XIX в. сопротивление царской агрессии считалось черкесами газаватом6. О практике жалования султанского знамени черкесским вождям сообщал в 1812 г. подполковник Буцковский, отметивший, что старший князь Бесленея Мурзабек Каноков имеет «султанское знамя, около коего в военное время собираются все подвластные ему народы»7.
С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага. Исторические генеалогические корни адыгского флага связаны со знаменем вали (старшего князя, пщышхуэ) Кабарды Кучука Джанхотова, на котором изображены «две скрещенные стрелы, обращенные острием верх, и три звезды — символ объединенной Кабарды»8. В свою очередь, флаг Джанхотова восходит к гербу «Кабардинской земли», созданному для «Царского титулярника» 1672 г.9.
Келлогг М. К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814 — 1889). Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкес- ского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г.
Таким образом, составленный западноадыгским князем в Стамбуле (при весьма вероятном участии Д. Уркарта) флаг независимой Черкесии 1836 г. восходит к гербу Кабарды, составленному в Москве в 1672 г. Е. В. Пчелов отмечает, что в отличие от многих гербов «Царского титулярника» «кабардинская эмблема вообще отличается подчеркнуто геральдизированным характером; примечательно наличие в ней центрального щитка (с полумесяцем), имеющего чисто геральдическую форму»10. Данный элемент есть только еще у одного герба этого геральдического свода — у герба «турского салтана». «Сходство геральдических щитков и основных эмблем заставляет думать, — отмечает Е.В. Пчелов, — что прообразом для кабардинского герба послужил турецкий. Основанием для этого было то, что Кабарда, как и Турция, относилась к исламскому миру. А так как она обладала большой самостоятельностью (а не была включена в состав собственно Русского государства, подобно территориям бывших ордынских ханств), то, по сути, представляла собой единственную мусульманскую землю, находившуюся под верховной эгидой русских царей. Это и было отражено в ее гербе»11. Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» — скрещенных стрел — Е. В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”»12.
Родственно и политически связанный13 с кабардинской знатью Сефербей Зан мог использовать местный генеалогический опыт при создании общечеркесского флага. Скрещенные стрелы могут символизировать присягу национального единения. У адыгов существовала традиция принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу. Так, после принесения клятвы и при скреплении договора кабардинцы ломали стрелы и оставляли их в знак нерушимости слова в Татартупе14.
С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он объездил все области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон, чтобы добиться своего назначения в качестве посла, коему поручено будет обеспечить краю помощь зарубежной державы»15.
Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он (Сефербей, прим. С. Х.) имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печатями около 200 горских узденей и начальников»16. Период, когда Сефербей совершил объезд различных районов Черкесии, по всей видимости, относится к лету и осени 1831 г. В это время он упоминается в состав руководителей народного собрания, которое перемещалось из района Майкопа на Большой Зеленчук, с целью консолидировать все население и привести его к присяге17.
Согласно русскому источнику, английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефер-беем, который прибыл в Константинополь в качестве «уполномоченного старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице». Согласно Дж. Бэллу, «лига, послом которой был назначен Сефер-Бей, состояла
из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай»18. Кабардинцы здесь не названы, но они были одной из ведущих сил черкесского сопротивления, поскольку в большом числе (более 60 аулов) мигрировали из подавленной А. П. Ермоловым Кабарды в Западную Черкесию в 1822 — 1825 гг. Упомянутое у Бэлла общество Тебердех («тебердинцы» русских источников) состояло из этих кабардинских хаджиретов. Наиболее крупный абазинский округ Башилбай был представлен в этом отношении (т.е., в наделении полномочиями С. Заноко) не только абазинскими старшинами, но и кабардинскими князьями. Кабардинцы были участниками всех абадзехских собраний.
Поскольку С. Заноко являлся де-факто послом при султанском дворе, то санкционировать он должен был именно такое знамя, которое подчеркивало статус Черкесии как государства в составе Османской империи. Княжеская и старшинская (тфокотльская) элиты воспринимали данный статус как наиболее действенный механизм обеспечения фактической независимости своей родины.
1 Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953. С. 108 — 109.
2 Там же. С. 178.
3 Там же. С. 117, 131.
4 Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар. М., 1947. С. 498.
5 Базили К. Очерки Константинополя. М., 2006. С. 61.
6 Адыгские песни времен Кавказской войны. Нальчик, 2005. С. 77, 311.
7 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 414. Д. 300. Л. 83.
8 Максидов А. А. Знамена кабардинских князей и дворян // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2003. N 5. С. 142. Рис. 4.
9 Пчелов Е. В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI — начала XX века. Нальчик, 2007. С. 49.
10 Там же. С. 51.
11 Там же. С. 51–52.
12 Там же. С. 52.
13 Его отец, основатель города и крепости Анапа Мехмед-
Гирей Зан являлся родным дядей Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды. См.: Кабардино-русские отношения. Т. II. М., 1957. С. 370.
14 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 136.
15 Бэлл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 — 1839 годов. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 174.
16 Шамиль… С. 101.
17 Дело о восстании абазехов и других горских племен // Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 13454. Оп. 6. Д. 42. Л. 79.
18 Бэлл Дж. Дневник… Т. 1. С. 338.
19 Там же. С. 354; Шамиль… С. 136 — 137.
- что означает имя нусратулло
- как составить акт ревизионной комиссии