Фламенко что в руках
Гид по фламенко для тех, кто ничего об этом не знает
Фламенко – визитная карточка Испании, посмотреть которое необходимо каждому туристу. Как появился этот вид танца, в чём особенность и где посмотреть – мы собрали всю необходимую информацию для тех, кто только знакомится с этим видом танца.
О цыганах и Гранаде
В южной провинции Испании Андалусия в предгорьях Сьерра-Невада раскинулась величественная Гранада. За многовековую историю город видел и римлян, и нашествие евреев, и приход мавров. Гранада, будучи столицей Гранадского Эмирата, получила на память о тех временах знаменитый дворец Альгамбра, который внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Народы приходили и уходили, впитывали местные традиции и оставляли в наследие собственные обычаи, отчего андалузская культура получилась яркая и многогранная.
Цыгане появились в этом регионе в начале 18 века. Они подверглись гонениям, поскольку кочевой образ жизни, гадание и воровство скота резко контрастировали с образом жизни местных жителей. В ответ на это испанские короли ужесточали законы о краже, подписывали указы о вывозе цыган в Африку, запрещали селиться в городской черте. К концу 18 века попытки выселить цыган прекратились: цыгане «вышли в люди», а с ними — искусство фламенко.
Стили и направления фламенко
Фламенко – культура, взращенная на смешении традиций нескольких народов, включает в себя мелодии Индии, Мавритании и даже напевы еврейского народа. Но именно цыгане отполировали триединство танца (baile), песни (cante) и музыки (toque) до того состояния, в котором знаем этот танец мы.
Что вы представляете, услышав «фламенко»? Статная танцовщица в ярком платье медленно отбивает ритм каблуком, протяжное пение хриплого мужского голоса о тяжкой судьбе или танцевальный коллектив Хоакина Кортеса в дюжину человек с оркестром?
Что бы вам ни подсказало воображение, всё верно, так как фламенко как стиль делится на два класса: cante jondo / cante grande (глубокий, древний) и cante chico (упрощенный вариант). В обоих классах насчитывается до 50 направлений, отличить которые под силу только профессионалам. Сторонники канте хондо придерживаются классических традиций и могут исполнять фламенко без музыкального сопровождения. Приверженцы канте чико развивают и впитывают другие жанры, включая в инструментальное сопровождение скрипку и даже контрабас, а в музыку фламенко – ритмы румбы и джаза. Музыка, как вид искусства, непрерывно развивается: Гранада, Кадис, Кордова, Севилья, Мадрид и Барселона впоследствии создали собственные стили фламенко.
В основе каждого стиля фламенко лежит ритмический рисунок — компас (compas). Выделяют 12-дольные (bulerias, alegrias, fandango, siguiriya, petenera) и 4\8 — дольные стили (tangos, rumba, farucca).
Наведите курсор на изображение ниже — появятся интерактивные ссылки на видео.
Костюмы фламенко
Женский костюм
Bata de cola — платье по фигуре, зауженное к коленям. От колен идут оборки и воланы, образуя небольшой шлейф. Воланы начинаются выше колена. Для платья выбирают дышащую ткань средней плотности, которая позволит танцовщице выполнять важный элемент игры с подолом. Платье шьётся по меркам танцовщицы, на основе которых рассчитывается точный размер шлейфа, который взлетает во время танца. Цвета: от жгучего чёрного и красного в горох до экзотических жёлтого и розового. Платья бата дэ кола продаются и в готовом виде в специализированных магазинах (70-250 евро за простую модель). В сувенирных магазинах и того меньше (40-50 евро).
Причёска – это всегда гладкий пучок, открывающий грациозную шею и плечи. С распущенными волосами фламенко танцуют редко. Из украшений: черепаховый гребень peineta (пейнета), подходящие к нему серьги и яркий цветок в голову. Изначально гребень придерживал мантилью – кружевную вуаль, ниспадающей на плечи женщины. Сегодня используется только для украшения. Делают пейнету из черепаховой кости или из доступного материала — пластика.
Во время национальных праздников испанки с удовольствием надевают национальные костюмы, а на местных рынках туристам предлагают коробочку с надписью «Para alegria», в которых уложены гребень, серьги и цветок (2-5 евро).
Обувь байлаоры – закрытый туфель с округлым плотным мыском, который позволяет вставать на него практически как на пуантах. Туфли шьют из плотной кожи, способной выдержать резкие удары о пол. Подошва из нескольких слоев кожи. Каблук широкий деревянный или наборный высотой около 7 см. На шпильках страсть фламенко не покажешь! Старинная технология предполагает несколько рядов специальных гвоздей на мыске туфель и на каблуке, но сейчас это уже редкость, чаще встречаются металлические целиковые набойки.
Manton (мантон) — испанская шаль ручной работы, в которую танцовщица то оборачивает свой горделивый стан, то взмахивает ею как крыльями. Играть шалью не так уж просто, как кажется на первый взгляд, и для исполнения танца с мантоном байлаоре нужны сильные руки.
Веер (abanico) — ещё один аксессуар для танца: большой (31 см) и маленький (21 см). Веер советуют начинающим байлаорам, поскольку он проще в управлении, чем мантон или кастаньеты.
Кастаньеты, вопреки распространенному мнению, используются не часто. Во-первых, кастаньеты – это музыкальный инструмент, игру на котором предварительно надо освоить. Во-вторых, кастаньеты ограничивают изящные движения кистей рук, а руки во фламенко важны. Ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас).
Мужской костюм
Байлаор носит белую, черную или цветную рубаху, черные брюки и широкий пояс. Надевают и жилет-болеро (chaleco).
Обувь – высокий полуботинок с укрепленной подошвой и каблуком. Иногда мужчины выступают в черной майке или с голым торсом как Хоакин Кортес.
Среди мужских аксессуаров:
— черная или красная шляпа (sombrero) с плоским верхом.
— деревянная трость (baston) из прочного дерева, способная выдерживать сильные и резкие удары о пол.
Где посмотреть фламенко в Гранаде
Спектакли фламенко проходят во всех городах Испании: в концертных залах на 3 тысячи человек и небольших уютных кафе. Но именно в Гранаду, как родину фламенко, едут ценители, чтобы насладиться им сполна в местных таблао – заведениях, где исполняют этот танец.
Днём таблао работают как обычные бары и кафе, вечером — дают спектакль. Спектакль длится 1,2– 1,5 часа. Цена билета — 11—18 евро. В стоимость билета может входить бокал вина и tapas – небольшая тарелка с закусками.
Для ценителей фламенко местные жители рекомендуют дойти до горы Сакраменто, или Цыганской Горы. Ранее закон запрещал цыганам селиться в городской черте Гранады, и на тот момент гора находилась в трёх километрах от городских стен. В горе есть карстовые пещеры, в которых и селился «отверженный» народ. Там и зародилось искусство фламенко. В этих пещерах люди живут до сих пор. С виду неприметные, покрашенные белой краской стены горы внутри похожи на современное жилище с техникой и интернетом. Температура такого жилья на протяжении всего года держится на отметке +22+24 градуса.
В пещерах и в ресторанчиках на горе показывают самое «настоящее» цыганское фламенко. Цены на представление на горе чуть выше, чем внизу в городе — от 17 евро. Гостей приглашают за полчаса до представления, чтобы успеть разнести напитки и закуски. На сцене обычно 3 мужчин: певец — кантаор, танцор — байлаор и музыкант. Чаще всего это будет гитара – классический и основной инструмент во многих стилях фламенко. Также в последнее время стал популярен кахон – ударный инструмент, который пришел из Латинской Америки и органично влился в стан инструментов испанской фламенкерии. Иногда встречается скрипка. Под первые звуки пения выходит танцовщица.
Примечательно, что во время представления исполняется только одно длинное произведение, а не микс нескольких мелодий. В нём будут медленные лиричные, быстрые, почти радостные части и обязательно нарастающая драматическая, которая найдёт свой выход в точке или замершей фигуре.
Адреса таблао в Гранаде:
1. Jardines de Zoraya Calle Panaderos, 32, 18010 Granada
2. LaAlboreA, Pan Road, 3, 18010 Granada
3. Peña Las Cuevas del Sacromonte Camino del Sacromonte 21, 18010 Granada.
Если же вы в Гранаде проездом, то приобщиться к искусству фламенко можно и на улицах города. 5-10 минут коротких заходов уличных танцоров по силе экспрессии превзойдут целый вечер в таблао.
Говоря о фламенко, часто упоминают такое понятие как duende (дуэнде) – дух, невидимка. В России говорят «в нём нет огня», а в Испании «no tiene duende», нет страсти, нет той невидимой силы, которая ведёт тебя и заставляет проживать музыку. Выдающийся испанский кантаор Антонио Майрэна сказал, что его записи «no valen na», т.е. ничего не стоят, так как они делались утром, а дуэнде посещало его исключительно ночью. Можно петь без голоса, без дыхания, но, если есть дуэнде, то ты заставишь весь зал плакать и радоваться вместе с тобой.
Фламенко можно любить или ненавидеть, но хоть раз посмотреть и послушать всё-таки стоит.
Когда речь заходит о страстном танце фламенко, перед нашими глазами всплывает образ высокой брюнетки в красной юбке, которая пылко отбивает ритм своими каблуками. А что же у неё в руке? Конечно же, кастаньеты! Все мы не раз видели эти деревянные ракушки, прогуливаясь по улицам солнечной Испании или смотря любовную испанскую мелодраму. А сейчас мы предлагаем Вам поближе познакомиться с этим удивительным музыкальным инструментом.
История возникновения кастаньет
Именно в Испании кастаньеты стали неотъемлемой частью народного фольклора, но изобретены они были за тысячи километров от Пиренейского полуострова. Похожие музыкальные инструменты были распространены в Древнем Египте и Греции около 3000 лет до нашей эры. Это были незамысловатые деревянные палочки длиной от десяти до двадцати сантиметров. Палочки скрепляли между собой так, чтобы при ударе друг о друга они звонко трещали.
На древнегреческих вазах можно увидеть прямого прародителя кастаньет – кроталы. Строение и принцип игры удивительно схожи. Однако эволюция сделала кастаньеты более компактными.
Существует множество мнений о том, как именно кастаньеты попали в Испанию. Их могли привезти на Пиренейский полуостров греки ещё в древности или мавры во время реконкисты. Другие утверждают, что первые кастаньеты привёз в Испанию сам Христофор Колумб.
Что такое современные кастаньеты?
Кастаньеты – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух пар вогнутых пластинок в форме ракушек, которые связаны между собой шнурком. В испанском языке кастаньеты называются castañuelas. Это слово произошло от испанского названия такого дерева, как каштан. Считается, что музыкальный инструмент был наречен именно так из-за внешнего сходства с плодами этого дерева.
Кастаньеты – это парный музыкальный инструмент, и с первого взгляда может показаться, что обе его части абсолютно идентичны, но это не совсем так. Одну из пар принято называть «женщиной», по-испански hembra, а вторую «мужчиной», macho. Различаются они тем, что macho большего размера, создаёт низкий звук, и исполнитель держит её в левой руке. Главной функцией этой пары является отбивание основного ритма композиции. В то время как меньшую по размеру hembra держат в правой руке, и за счёт высокого звука она создаёт замысловатые ритмические рисунки в добавление к основному ритму.
Использование кастаньет во фламенко
Чтобы виртуозно овладеть техникой игры на кастаньетах танцору или танцовщице необходимо обладать внутренним чувством ритма и высокой концентрацией. Сочетать страсть, эмоции и целый вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах – это целое искусство.
Обычно кастаньеты служат аккомпанементом народных танцев, и, если мы говорим о фламенко, этот инструмент используется в таких стилях, как севильяна, разновидностях фанданго, например, вердиалес или фанданго де Уэльва.
Также кастаньеты часто используются в самых древних и наиболее известных стилях фламенко, например, сегирийя, солеа, канья, гуахира и караколес.
Базовая техника игры на кастаньетах
Прежде всего Вам необходимо правильно надеть и закрепить кастаньеты. Вам нужно продеть большой палец в два узла на шнурке, соединяющем кастаньеты, так, чтобы узлы оказались на обеих фалангах большого пальца. Таким образом, кастаньет держится на большом пальце, и одна из его сторон прилегает к ладони. Длину шнурка можно регулировать так, чтобы Вам было удобно.
А сейчас мы хотим показать Вам основные звуки, отбиваемые на кастаньетах.
1. Нота RRI или простой перекат правой рукой
2. Нота ТА
Теперь Вам необходимо добавить ритм левой рукой. Левый кастаньет macho будет обозначать басовую линию звука, создавая ритм. Средним и безымянным пальцами ударяйте по кастаньету в конце каждого удара правой руки. Это создаст более тяжелый и глубокий ритм.
3. Нота PI
Нота PI создаётся правой рукой. Это движение будет почти идентично подходу к созданию ноты ТА, только вместо использования левой руки Вам необходимо использовать безымянный и средний пальцы правой руки.
4. Нота PAM
5. Нота PАN
Этот мощный звук, похожий на хлопок часто используется как финальный. Вам необходимо ударить мизинцем, безымянным и средним пальцами одновременно по обоим кастаньетам. Ударять по кастаньетам обязательно нужно одновременно, иначе мощный эффект будет потерян.
Кастаньеты – это уникальный музыкальный инструмент, который способен наполнить танец фламенко ещё большей силой и жизнью, добавить испанской самобытности и колорита, а также развить чуткий слух и ритм.
Словарь терминов фламенко
Приводим краткий сборник терминов без которого вам будет сложно понять азы фламенко.
A golpe (а гольпе) — сопровождение определенных стилей фламенко ударами кистью, сжатой в кулак, или ладонью любой поверхности, включая собственную ногу певца.
Ayeo (айо) — вступление кантаора перед песней, которое следует за тьенто (tiento). Название происходит от слова «ay» — протяжное сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется без слов и состоит из протяжных «Ay».
Bailaor(-а) (байлаор/-а) — танцовщик/танцовщица.
Baile (байле) — танец.
Braceo (брасео) — в переводе с исп. «размахивание руками». Работа, непрерывное движение одной или обеих рук, переходящих от одного положения к другому. Движения рук текучие, непрекращающиеся. «Отправная точка» движений — центр спины (точка между лопатками).
Cadenas (каденас) — в переводе с исп. «цепь, ряд, вереница». Комбинация работы ног в тройках, начинается с полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.
Cantaor(-а) (кантаор/а) — певец / певица.
Cante (канте) — песня или пение.
Cante jondo (канте хондо) – «глубокое пение», стиль, который затрагивает серьезные, трагичные темы. Нетренированному уху может показаться резким и примитивным. Песни Jondo страстны и глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной отдачей.
Contra tiempo (контратьемпо) — «встречные» ритмы. Принцип контратьемпо — перенос акцента с сильной доли (ноты) на слабую. Танцор делает акценты на тех долях, которые у музыкантов слабые, и наоборот, не делает акцентов на сильных долях музыкантов.
Copla (копла) — куплет песни. Cм. Letra.
Desplante (деспланте) — танцевальные шаги, которые указывают приближающийся перерыв, как в «desplante por bulerias», который выполняется после «звонка» (llamada). Desplante может колебаться и состоять от нескольких шагов до многочисленного ритма (compas), в зависимости от вовлеченной хореографии, и обычно считается климатической точкой в выступлении. Тип сигналов (llamada), который показывает изменение в хореографических последовательностях. Desplante более длинен, чем llamada. Он имеет последовательную музыкальную фразу (музыкальную фразу, отвечающую на первую фразу). В 12-ти счетных танцах, desplantes — обычно длительностью 24 счета; в 4-х счетных танцах, desplantes — вообще 2 набора по 8 счетов каждый.
Duende (дуэнде) — дух, сила души. Описывается как состояние, подобное трансу или экзальтации, возникающее ощущени во время пения или исполнения танца фламенко. Duende — внутренний дух, который возникает в результате интенсивной эмоциональной причастности исполнителя к музыке, песне и танцу.
Entrada (энтрада) — выход танцовщика или начало представления.
Entrada de pie — выход с дробями.
Escobilla(o) (эскобилья(о)), paso de escobilla (эскобилья пасо) — в переводе с исп. «щетка, метелка». 1. Танцевальный шаг, который напоминает движение метлы. Выполняется стопой ноги, которая мягко скользит, как будто тщательно вычищает пол, двигаясь вперед и/или назад. Таким образом создается мягкий, шаркающий звук. Первоначально, под escobillas понимались маленькие скользящие шаги, которые позволяли танцовщицам продемонстрировать красоту их ног. 2. Сочетание ударов и шагов. Часть танца, в которой акцент сделан на работе ног, а не рук. В настоящее время escobillas стали очень техничными и весьма продолжительными. Синоним «pasos». 3. Дробь под музыку, но без песни.
Falseta (фальсета) — сольная партия гитары между куплетами (летрами).
Fiesta flamenca (фиеста фламенка) — вечеринка, во время которой исполняется фламенко. Для фиесты характерна особая атмосфера теплоты и повышенного расположения к исполнитялям, благодаря чему они чувствуют себя в комфортной и дружелюбной обстановке, побуждающей их продемонстрировать свое искусство.
Flamenco Puro (фламенко пуро) — термин, который в основном применяется, чтобы обозначить «подлинное» или «традиционное» фламенко.
Floreo (флорео) — 1. Движения кистей и пальцев танцовщика, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. Поворот кисти вокруг своей оси на 360 градусов с раскрытием ладони и пальцев. 2. Украшение, прием игры на гитаре, когда гитарист касается двух или трех струн гитары поочередно указательным, средним и безымянным пальцами в быстром темпе, заставляя ноты звучать непрерывно.
Hembra (эмбра) — в переводе с исп. «самка». Кастаньета, которую держат в правой руке.
Gitano(-a) (гитано/а) — испанское название цыгана/цыганки.
Glissade (глиссаде) — скольжение, скользить.
Jaleo (халео) — поощрение или крики одобрения и/или поддержки, признание наличия у исполнителя духа фламенко (duende). Ободрительные слова и звуки зрителей, исполнителей фламенко криками и возгласами подбадривающие исполнение других. Поклонники (хорошо осведомленные наблюдатели, участники) также часто кричат халео (jaleo). Juerga (хуэрга) — вечеринка фламенко или собрание любителей и исполнителей фламенко, также синоним праздничного разгула для питья и веселья.
Letra (летра) — куплет песни. Синонимы: tercio, verso, copla.
Llamada (йямада) — в переводе с исп. «звоночек». Танцевальное движение или ряд шагов, которые сообщают гитаристу, что танцовщица хочет закончить часть или даже весь танец. В терминологии фламенко, это средство, которым танцовщица фламенко уведомляет или подает сигнал гитаристу или певцу о предстоящем изменения ритма или следующей части выполняемого танца. Llamada может также сигнализировать выход танцовщицы (salida) или приближение окончания танцевальных движений (cierre).
Macho (мачо) — в переводе с исп. «самец». Кастаньета, которую держат в левой руке.
Marcaje (маркахе), marqueo (маркео) — «отмечать время ногами». Движения, которые, как правило, делаются стоя на одном месте.
Munecas (муньекас) — синоним floreo. Круговые движения запястий и пальцев.
Nuevo Flamenco (нуэво фламенко) — название, данное в течение 1980-ых молодому поколению артистов фламенко, которые находились под влиянием других современных и традиционных форм музыки, джаза, в частности, рока, поп-культуры, а также под влиянием южноамериканскых сальсы и румбы. Один из самых популярных исполнителей, ассоциирующийся с этим жанром — Gypsy Kings.
Palmas (пальмас) — в переводе с исп. «ладонь». Ритмичные хлопки руками, которые сопровождают танцовщиков фламенко, певцов и гитаристов. Хлопки (palmas) сопровождают как в tiempo, так и в contra tiempo. Они выполняются как sordas (с сухим и приглушеным звуком, ладони складываются в форме раковины, чашевидной формы), или secas/claras (нанесение удара, сильное, и сухое).
Palmeros (пальмерос) — мужчины, которые хлопают в то время, как музыканты играют.
Pasada (пасада) — «проходка» партнеров в танце. «De Pecho» означает проходить лицом, буквально грудь-к-груди. «De Espalda» означает проходить спина к спине.
Paseo (пасео) — проходка, торжественный шаг, который соединяет две части танца или является отдельным элементом, как в севильянас. Танцовщица может идти по кругу с гордым видом. Пасео так же ассоциируется с церемонией открытия боя быков.
Pellizco (пелиско) – «изюминка», маленькие жесты, мимика или причудливые движения, используемые танцорами для усиления эффекта танца. Рellizco используется, чтобы усилить движения, которые являются пряными, дерзкими, сочными, кокетливыми или легкими и юмористическими. Эти жесты оживлены определенным наклоном головы, движением плеча или рук, взгляд в глаза зрителя или прочее.
Pitos (питос) — щелчок пальцами на манер кастаньет, обычно сопровождающий танец или песню фламенко.
Puro (пуро) – истинный, традиционный, подлинный – пение, танец.
Redoble (редобле) — серия четырех или пяти ударов, сделанных на один или два счета. Redobles обычно используются в танце, чтобы обеспечить динамические акценты.
Remate (ремате) — заключительная фаза танца. Последняя летра, которая характеризуется ускорением ритма, тенденция к завершению.
Salida (салида) — «выход». Начало песни или танца. Кантаор начинает петь, следуя ритму гитары. Возможное начало: Ay (айео), Tirititran, ay, ay и др.
Silencio (силенсио) – «тишина». Интервал во время представления, когда гитара сохраняет тишину, а танцовщик(-ца) исполняет дроби с большой скоростью. Также интервал в alegrias, который играется в минорном ключе, в темпе, более медленном, чем остальная музыкальная композиция.
Sordas (сордас) — мягкий или приглушенный звук при хлопках рук.
Subida — последовательное ускорение музыки и дробей, «наращивание».
Tablao (таблао) — дощатая сцена для преставлений фламенко. Ночной клуб или кафе, в которых есть такая сцена.
Taconeo (таконео) — пристукивание каблуками в ритм песне. Термин, используемый для обозначения работы каблуками.
Tembleque (темблеке) — быстро чередующееся движение каблуками, которое выполняется без движения тела. Это создает «дрожащий» звук.
Tiento (тьенто) — так называют первые пробные ноты или аккорды, когда перед песней кантаор настраивает свой голос, а токаор — гитару.
Tocaor(-а) (токаор/-а) — гитарист/ка фламенко.
Toque (токе) — игра гитары.
Vuelta (вуэльта) — поворот
Vuelta Por Delante (вуэльта пор деланте) — «повернуться лицом к зрителю».
Vuelta Por Detras (вуэльта пор детрас) — «повернуться спиной к зрителю».
Vuelta Quebrada (вуэльта кeбрада) – «ломанный» поворот. Вращение при прогибе или наклоне в пояснице.
Vuelta Normale (вуэльта нормале) — стандартный поворот, с вертикальным положением корпуса. Полный поворот вокруг своей оси на передних частях двух ступней (планте), предварительно скрестив ноги.
Zapateados (сапатеадос) — форма танца, который требует чрезвычайно причудливой работы ногами, включающей много внезапных остановок, ускоренных пассажей. Взаимодействие каблука (tacon), стопы (golpe), носка (planta), ребра носка (punta), ребра кублука (talon) является единственным «инструментом», который создает сложные ритмические рисунки. Слово «zapato» означает «обувь». Термин в танце фламенко, используемый вообще для обозначения работы ног. Термин иногда используется в качестве синонима taconeo. Zapateado — также название ритмичного танца фламенко.