Флайбридж что это такое

Блог Сочи Все о яхтах и водном транспорте

Парящий мостик на Яхте

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Создавая в семидесятых годах прошлого века модели с авангардными и инновационными на то время элементами надпалубных конструкций яхт, Бернард Олесински прежде всего задумывался о создании еще одного поста для управления судном.

Знаменитый архитектор яхт и парусных судов заботился прежде всего о комфорте при управлении, проектируя дополнительную площадку на крыше яхты. Он совершенно не думал о том, что вскоре предназначение флайбриджа, а именно так назвали новый конструктивный элемент, изменится и расширится. Яхты с флайбриджем станут очень популярными, а их продажи побьют все рекорды.

Типы и конструкции катеров и яхт

Вообще все сравнительно небольшие морские суда, в том числе и яхты, условно можно разделить на три категории. К первой будут относиться открытые катера и моторки, без палубных надстроек или с рубками открытого типа. Их прародителями считаются обычные рыбацкие моторные катера, для которых скорость была важнее всего, а о комфорте особо не задумывались.

Катера и яхты класса open отличаются повышенными скоростями, 40-45 морских узлов для них не предел. Морская прогулка на такой открытой яхте позволяет полностью проникнуться единением со стихией, насладиться стремительным скольжением по водной глади. Ветер в лицо и соленые брызги не мешают наслаждению, а отдых наполнен экстримом и адреналиновыми взрывами.

Достоинства яхт с флайбриджем

Источник

Яхты с флайбриджем: особенности и преимущества суден со второй палубой

Моторные яхты получили широкую популярность. Они отличаются наличием дизельного мотора, позволяющего развивать высокую скорость – до 74 км/час (40 узлов). Некоторые модели могут оснащаться сразу несколькими двигателями и иметь усовершенствованную конструкцию. Стоит рассмотреть моторные яхты с флайбриджем, представленые компанией Azimut Yachts Russia. В каталоге есть как новые, так и бывшие в эксплуатации транспортные средства. Их размер варьируется от 40 до 100 футов.

Особенности моторных яхт с флайбриджем

Эта категория плавательных средств отличается наличием открытой площадки, расположенной на крыше. По сути, яхты имеют вторую палубу. Здесь располагается дополнительный пост управления. Создателем конструкции считается Бернард Олесински. Английский архитектор впервые презентовал необычную модель в 70-х годах.

Изначально верхняя палуба появилась только на эскизах. Позже флайбридж стал чуть ли не основным атрибутом яхт.
Не во всех современных модификациях вторая палуба используется исключительно для управления. Эта площадка идеально подходит для организации зоны отдыха. Здесь устанавливаются диваны, столики и прочее. Часто яхты с флайбриджем моряки сравнивают с кабриолетом. На верхнем мостике можно прокатиться с ветерком, ощущая ласковые потоки воздуха.

Характеристики суден

Яхты, предусматривающие наличие флайбриджа, уступают обычным открытым вариантам в максимальной скорости. Последняя составляет порядка 30 узлов, что соответствует 55 км/час. Объясняется этот факт очень просто – дополнительная площадка увеличивает вес судна.

Флайбридж может использоваться для размещения тендера, освободив место на корме. Здесь допускается расположение гидроциклов. На больших яхтах данный элемент представляет собой полноценную палубу. На ней возможно обустроить даже площадку для вертолета.

Компания Azimut Yachts Russia предлагает новые и ранее эксплуатируемые яхты с флайбриджем превосходного качества. Они рекомендуются тем, кто любит наслаждаться качественным отдыхом и обширным просмотром. Судно можно использовать для длительных путешествий. Верхняя палуба обеспечит простоту управлении им в трудных ситуациях. Ассортимент доступных яхт включает в себя модели разной комплектации и планировки, что позволяет подобрать идеальный вариант соответственно индивидуальным вкусам и предпочтениям.

Источник

Что такое флайбридж?

Яхты делятся на 3 типа: открытые, с хардтопом (hardtop), и с флабриджем (flybridge).

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Первоначально основной задумкой создания флабриджа было освобождения основной палубы путем переноса зоны отдыха для гостей и владельца наверх. Но на самом деле, главная идея флайбриджа – это возможность управления яхты под открытым небом, так как на флайбридже находится второй пост управления для капитана. Flybridge – это идеальное место на яхте для отдыха и загорания. На флайбридже есть все необходимое оснащение для замечательного отдыха: матрасы для загорания, обеденный стол и диваны, холодильник, гриль, пост управления для капитана. На яхтах свыше 55 футов на верхнем мостике может храниться лодка для рыбалки (тендер), кран-балка для поднятия тендера (что в свою очередь освобождает место на корме) и даже установлена гидромассажная ванна с джакузи!

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Моторные яхты с верхним мостиком пользуются невероятной популярностью среди владельцев не только в Украине, но и во всей Европе. Лучшие европейски верфи выпускают линейки класса яхт с флайбриджем: Azimut, Fairline, Monte Carlo, Princess, Absolute, Sunseeker, в то же время другие производители выпускают исключительно скоростные модели: Pershing, Baja, Sarnico.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Важно отметить, что моторные яхты с флайбриджем имеют более низкие показатели скорости по сравнению со скоростными открытыми яхтами. Для примера, яхты 60 футов имеют разные показатели скорости: максимальная скорость флайбриджной яхты, как правило, не превышает 30 узлов, в то время как яхта скоростного типа достигает 40-45 узлов.

Источник

YachtRus.ru Самый главный сайт о Яхтах в России

Всё о Яхтах, Яхт-Клубы, Купить Продать Яхту, Актуальные новости мира Яхт

Моторные яхты с флайбриджем

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Моторные яхты отличаются от любых других яхт наличием мощных дизельных двигателей. В некоторых моделях встречается несколько двигателей. Эти яхты прекрасно подходят для скоростного движения.

Максимальная скорость, которую они могут развивать – 40 узлов. Это составляет примерно 74 километров в час. Моторные яхты характеризуются высоким уровнем мобильности, при этом нет никакой зависимости от скорости или направления ветра.

Можно отметить и большую просторность внутри яхты и повышенный уровень комфорта, если сравнивать с парусными яхтами таких же размеров.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Наличие нескольких двигателей увеличит стоимость аренды яхты или стоимость ее содержания (в случае, если вы планируете стать владельцем яхты).

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

В связи с тем, что работа мощного мотора и сильные удары волн о корпус могут утомлять, то моторные яхты чаще всего используются для недолгих и быстрых перемещений – от бухты до бухты.

Существует несколько видов моторных яхт:

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

И последний вид моторных яхт, которые будут рассмотрены более подробно – это моторные яхты с флайбриджем.

Флайбридж это особый мостик, открытая площадка, которая размещается на крыше яхты – вторая палуба. На нем располагается дополнительный пост, с которого можно управлять яхтой.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Одним из первооткрывателей флайбриджа принято считать Бернарда Олесински. Этот известный английский архитектор яхт еще в семидесятых годах создал эскизы, на которых видно верхнюю палубу, которая в дальнейшем стала почти основным атрибутом для яхты.

С самого начала идея создания флайбриджа предусматривала создание еще одного поста для управления. Но со временем, эта дополнительная площадка стала прекрасным местом для того, чтобы разместить на ней диванчики, столики и просто оборудовать удобное и приятное место для отдыха. Так, удалось совместить приятное с полезным.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Дизайнеры часто рассматривали мысль перенести место для отдыха наверх. Но все-таки, флайбридж в основном так и остался постом управления яхтой.

Вы можете сравнить моторные яхты с флайбриджем и кабриолеты и не ошибетесь. Ведь вы можете прокатиться с ветерком, а в это время вас будут ласкать потоки морского воздуха.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Открытые типы яхт могут развивать скорость до 50 узлов. Яхты с флайбриджем немного уступают, и максимальная скорость, которую они способны развивать – около 30 узлов (это составляет приблизительно 55 километров в час). Это обусловлено тем, что обустройство флайбриджа добавляет яхте веса, это и снижает скорость.

Если высота яхты составляет более 50 футов, то флайбридж можно использовать для хранения тендера. Его можно поднимать и спускать при помощи крана-балки. При этом освобождается место на корме. Тут вы можете хранить, например, гидроцикл.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

В больших яхтах, в особенности на мегаяхтах, флайбридж стал уже обязательным атрибутом. Хотя, скорее, на таких больших яхтах флайбридж – это уже полноценная палуба. Здесь обустраивают самые настоящие зоны отдыха, а можно обустроить и целую площадку для вертолета.

Самое приятное преимущество флайбриджа – это ведь возможность принимать солнечные ванны. Разве это не самое приятное во время путешествия на яхте?

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Обустройте флайбридж по своему вкусу, и он всегда будет дарить вам ощущение легкости и свежести. Вы сможете наслаждаться отдыхом в полной мере.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

С увеличением веса увеличивается и стоимость яхты. Это очевидно, ведь нужно оборудовать еще один пост управления, обустроить необходимыми материалами, мебелью и всем необходимым – все это влетает «в копеечку». Однако, оно того стоит: хорошо обустроенный флайбридж добавляет яхте красоту, стиль и вкус.

Если открытые яхты больше подходят для молодежи, это видно даже по их агрессивному виду, то яхты с флайбриджем станут прекрасным вариантом для семьи.

Источник

Глиссирующая или водоизмещающая яхта. Что выбрать?

От типа корпуса напрямую зависит поведение яхты на воде и возможности её использования. Выбирая яхту, нужно в первую очередь определиться, какой тип корпуса подойдёт под ваши конкретные нужды. В этой статье мы перечислим основные типы корпусов, которые существуют сегодня, и максимально наглядно покажем, чем они отличаются друг от друга.

Два главных типа корпуса на примере ножа и коробки

Работа над созданием новых и улучшением существующих корпусов ведётся с одной целью: уменьшить сопротивление корпуса при движении в воде. Все корпуса испытывают волновое сопротивление, преодолевают силу трения, а также сопротивление формы, аэродинамическое, индуктивное и брызговое сопротивления. Каждая конструкция борется с этими силами по-своему.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Конечно, это очень грубое сравнение, но оно точно описывает поведение корпуса в воде в зависимости от его формы и те задачи, которые стоят перед яхтенными дизайнерами. Интуитивно понятно: чтобы быстрее идти, нужен узкий корпус, который легко проходит сквозь воду и создаёт наименьшее сопротивление, но для комфортного размещения большого количества людей подойдёт что-то коробчатое, похожее на баржу.

Фокус в том, чтобы совместить преимущества «коробки» и «ножа» в одном корпусе.

Чем больше в форме корпуса от «ножа», тем яхта быстроходнее, чем больше от «коробки» — тем она вместительней и комфортней.

Условно говоря, «нож» — это глиссирующий корпус, «коробка» — водоизмещающий. Это два полюса в яхтенном дизайне. Между ними есть так называемые переходные типы корпусов, а внутри них — подтипы в зависимости от формы днища и линий бортов.

Преимущества и недостатки водоизмещающих корпусов

Помните школьный стишок для запоминания закона Архимеда, который позволяет телам не тонуть в воде? «Тело, всунутое в воду, выпирает на свободу силой выпертой воды телом, всунутым туды». На тело, погруженное в жидкость, действует сила, которая равна по величине и противоположна по направлению силе тяжести, действовавшей на вытесненный телом объем жидкости.

В случае с водоизмещающими лодками сила Архимеда — главная сила, которая действует на яхту. Уравновешенные сила Архимеда и сила тяжести подвешивают корпус в толще воды, как поплавок. Так что при движении он просто проталкивается через неё за счёт импульса, который получает от гребных винтов двигателя или паруса.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Чтобы проталкиваться яхте было проще, форму корпуса ниже ватерлинии делают чаще всего округлой, гладкой — так меньше трение воды. Они похожи на идеально отполированную морскую гальку, по которой вода проходит, не задерживаясь.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Даже если изредка конструкция корпуса всё же подразумевает острые скулы (когда обводы напоминают гранёный стакан), их направляют так, чтобы они пересекали линию воды под самым тупым углом или не пересекали вовсе. Ведь любые лишние углы и выемки создают нежелательные завихрения воды, которые тормозят лодку.

Самым большим ограничением яхт с водоизмещающим корпусом является их скорость. Формула расчёта максимальной скорости водоизмещающего корпуса будет выглядеть следующим образом:

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

где Lwl- длина судна по ватерлинии в футах;

Vmax — максимальная скорость судна в узлах.

Проще говоря, скорость водоизмещающего корпуса ограничена его длиной.

Конечно, если установить сверхмощный двигатель, то яхта пойдёт быстрее, но большая часть «лишней мощности» уйдёт на преодоление сопротивления, т. к. корпус не предназначен для больших скоростей и начнёт «проваливаться» в воду, толкая перед собой волну.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

В то время как скорость будет расти линейно, необходимая мощность будет увеличиваться в кубе. Например, чтобы скорость водоизмещающей яхты выросла в два раза, нужно увеличить мощность двигателя в восемь раз. А чтобы увеличить скорость в три раза, мощность должна быть больше уже в 27 раз.

Для уменьшения волнового сопротивления применяется носовой бульб. Он располагается ниже ватерлинии и формирует собственную волновую систему, которая накладывается на волновую систему корпуса и уменьшает её воздействие.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Водоизмещающие лодки сильно уступают глиссирующим в скорости, если сравнивать одинаковые по габаритам суда.

Но здесь же кроется и большое преимущество водоизмещающих яхт: они экономично расходуют топливо и на них комфортно отправляться в длительные круизы и проходить большие расстояния.

Низкие скорости водоизмещающих корпусов существенно снижают возможность шкипера избежать приближающегося шторма или грозы. На небольших скоростях сложнее пройти прибой. Вы также не сможете маневрировать между волнами, что могло бы существенно обезопасить и облегчить переход в плохую погоду.

Ещё одна особенность водоизмещающих корпусов состоит в том, что их осадка обычно больше глиссирующих аналогов, что ограничивает возможность срезать путь через мелководья.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Центр масс находится ниже ватерлинии, что делает яхту менее восприимчивой к ветру. Хорошо спроектированную яхту с водоизмещающим корпусом гораздо легче удержать против ветра на малых скоростях, чем аналогичный глиссирующий.

ГЛИССИРУЮЩИЕ ЯХТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОГУТ УБЕЖАТЬ ОТ НЕПОГОДЫ, НО ЕСЛИ ВЫ ВСЕ ЖЕ ПОПАЛИ В ШТОРМ, ТО СКОРЕЕ ХОТЕЛИ БЫ ОКАЗАТЬСЯ НА ЯХТЕ С ВОДОИЗМЕЩАЮЩИМ КОРПУСОМ.

Для продольной остойчивости на волне, раскачивающей лодку в стороны, хватает правильно подобранного соотношения длины корпуса к его ширине. Например, у лодок длиной 6–12 метров длина корпуса должна быть в 3,5 — 4,75 раза больше ширины.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Водоизмещающая яхта идёт по воде ровно, без дифферента на корму (продольного наклона корпуса в соответствующую сторону), поэтому путешествовать на ней можно даже в плохую погоду.

Она не боится не только бортовой, но и килевой качки, при которой лодка поднимает то нос, то корму.

При этом для того, чтобы удерживать лодку в нормальном положении, не нужно прилагать много дополнительных усилий. На борту может быть много груза (включая пассажиров) и его можно относительно хаотично распределить по яхте. Хотя возникновение крена (поперечного наклона) или дифферента на нос или корму и нежелательно, даже в этом случае судно сможет адекватно продолжать движение. Вес самой лодки также не играет большой роли. С глиссирующими яхтами дело обстоит иначе.

Преимущества и недостатки глиссирующих корпусов

В отличие от водоизмещающих, глиссирующие корпуса поставили себе на службу не только силу Архимеда, но и гидродинамическую подъёмную силу и сопротивление воды. Проще говоря, глиссирующий корпус сконструирован таким образом, что во время движения работает, как своеобразное крыло.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

При достижении определённой скорости лодка преодолевает горб сопротивления, её нос задирается, форштевень не касается воды.

Вместо того, чтобы проталкиваться через толщу воды, как это делают водоизмещающие яхты, глиссирующий корпус начинает скользить по поверхности.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Водоизмещение части корпуса, которая остаётся в воде, делают минимальным. Это снижает сопротивление воды и позволяет лодке развивать высокие скорости.

Цена за возможность погонять — необходимость более мощного (а значит, и дорогого) двигателя по сравнению с водоизмещающими моделями той же длины.

Для выхода на глиссирование требуется не менее 35 л.с. на каждую тонну водоизмещения.

Для глиссирующих яхт большое значение имеет общий вес лодки и его распределение. Центр тяжести должен быть смещён к корме, но не слишком сильно. Носу лодки должно быть проще подняться, но в то же время он не должен взлететь слишком высоко, чтобы яхта не потеряла равновесие и не перевернулась (к тому же он будет закрывать обзор рулевому). Перегружать корму при этом тоже нельзя, так как это увеличит площадь поверхности, погруженной в воду, и сопротивление воды только вырастет. Соответственно, вырастет и необходимая подъёмная сила, которая способна перевесить это сопротивление и вывести лодку на глиссирование. Мощности мотора для развития соответствующей скорости у яхты может просто не хватить.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Глиссирующие яхты неохотно ходят в водоизмещающем режиме. Они рассчитаны на большой крен на корму, когда волны расходятся из-под днища примерно на середине длины корпуса, а носовая половина лодки не касается воды. Когда такая яхта падает в воду всем килем, вода начинает обтекать её совершенно иначе.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

В результате, чтобы развить даже небольшую скорость, на которую способна и водоизмещающая модель такой же длины, двигателю глиссирующей яхты требуется в 8–10 раз больше лошадиных сил на каждую тонну водоизмещения, чем двигателю водоизмещающей.

До выхода на глиссирование (или после его завершения) двигатель глиссера работает неэффективно и тратит намного больше топлива, чем двигатель водоизмещающей лодки в аналогичной ситуации.

Для наглядности можно представить, как скачет камень, который пустили по воде «блинчиком» (или «лягушкой»). Пока скорость не падает ниже определённой отметки, он снова и снова отталкивается от воды. Но после торможения сила тяжести и сопротивление становятся больше гидродинамической подъёмной силы, и камень, потеряв возможность продвигаться вперёд, идёт на дно. Примерно то же происходит и с глиссирующим корпусом лодки (с поправкой на то, что его в отличие от камня сила Архимеда всё же спасает от затопления).

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Из-за большой «прожорливости» глиссирующие яхты менее пригодны для длительных путешествий. К тому же, полезный объем внутри глиссирующих яхт значительно меньше подобных водоизмещающих, в остром носу ничего не помещается, а вся кормовая часть занята мощными двигателями.

Разные формы днища глиссирующих яхт

Использовать гидродинамическую подъёмную силу глиссирующие лодки могут не только из-за того, что способны развивать достаточную для этого скорость. Подняться над водой помогает и особая форма днища. Для этой цели подходят как плоскодонки, так и лодки V-образным корпусом.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Отметим, однако, что плоскодонки эффективны только там, где не бывает большой волны: плоское днище принимает всю силу удара волны на себя, то отнюдь не способствует выходу на глиссер. Кроме того, плоскодонные яхты устойчивы только на ровном киле и при увеличении крена восстанавливающая сила уменьшается, в отличии от водоизмещающих корпусов.

Среди морских глиссирующих яхт широко распространены обводы типа «глубокое V». Угол, под которым днище такого корпуса поднимается от киля к бортами (килеватость), больше 20°, в то время как у «обычных» V-образных корпусов этот параметр, как правило, 10–17°. Угол, который возникает между корпусом и водой во время движения, у лодок с «глубоким V» в 1,5–2 раза больше, чем у плоскодонок. С такими обводами можно комфортно, без серьёзной потери скорости ходить в глиссирующем режиме даже при волнении (пока волна попутная или бортовая), в то время как менее совершенные модели могут начать «прыгать» по волнам с неприятной для пассажиров тряской («дельфинировать»).

Преимущества и недостатки корпусов типа глубокое V

Главные недостатки корпусов с «глубоким V» — большое сопротивление воды до перехода в глиссирующий режим (лодке тяжелее разгоняться) и меньшая остойчивость во время стоянок и при движении малым ходом, чем у корпусов с меньшей килеватостью. Из-за проблем с остойчивостью большие глиссирующие моторные яхты чаще всего делают менее килеватыми, чтобы они были комфортабельнее.

Ещё один «лайфхак», который используется, чтобы помочь корпусу глиссировать — установка так называемых «реданов». Продольные реданы — вытянутые призмы с сечением в виде прямоугольного треугольника, которые прикрепляют к днищу вдоль корпуса. Так на днище получаются своеобразные выступы с острой кромкой. Днище с поперечными реданами выглядит, как лестница с несколькими ступеньками.

Продольные реданы во время движения как бы сбивают водные потоки, которые стремятся резко уйти от киля к борту, распределяя их вдоль днища и смещая на корму. При достаточно высокой скорости на реданах возникает дополнительная подъёмная сила, которая помогает лодке глиссировать, а при крене не даёт перевернуться. Кроме того, они повышают остойчивость и снижают качку, то есть могут работать по принципу киля. Минус продольных реданов — при встречной волне на высокой скорости корпус получает жёсткие удары, так как на выступах концентрируется давление. Тем не менее, их обязательно устанавливают на корпусах типа «глубокое V».

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Поперечные реданы позволяют улучшить устойчивость лодки во время глиссирования. Так она меньше зависит от положения центра тяжести. Чтобы уменьшить силу гидродинамического удара «ступеньки» поперечного редана о встречную волну, его делают стреловидной формы. Так давление нарастает постепенно.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Зачем глиссерам нужны триммеры и транцевые плиты

Регулировать угол подъёма носа глиссирующей лодки над водой помогают «триммеры» и «транцевые плиты».

В первом случае регулируется положение откидного мотора или поворотно-откидной колонки двигателя. Это позволяет избежать чрезмерного дифферента на корму. Запрокинутый нос может отклонять лодку влево и вправо («рыскать»), осложняя управление. Это особенно нежелательно при движении на волне. В этом же положении лодки чаще дельфинируют.

Транцевые плиты, как видно из названия, представляют собой пластины, установленные под водой на транце. Они играют роль подводного крыла. За счёт электромеханического или электрогидравлического привода их угол относительно корпуса можно регулировать. Это позволяет получить правильно направленную дополнительную подъёмную силу в кормовой части корпуса и за счёт этого облегчить выход на глиссирование или выровнять крен.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Приятный бонус транцевых плит — они позволяют сбавить обороты двигателя, но при этом сохранить режим глиссирования. А это означает не только бережное отношение к мотору, но и экономию топлива.

Транцевые плиты входят в стандартную комплектацию многих моделей яхт Bayliner, Sea Ray, Four Winns, Sunseeker, Princess, Fairline, Aquador, Azimut, Ferretti. Разновидностью транцевой плиты можно назвать и Hull Vane, который используют на яхтах Dynamiq (хотя их корпуса чаще всего не глиссирующие, а относятся к особому типу Fast Displasement, о котором речь пойдёт ниже).

На современных моделях вместо транцевых плит чаще всего устанавливают интерцепторы. Эту систему можно описать как «лезвие в ножнах». Когда необходимо, «лезвие» опускается параллельно транцу, как бы продолжая его. При этом, когда интерцептор не нужен и убран, он, в отличие от транцевой плиты, не создаёт дополнительное сопротивление воды. Кроме того, интерцептор начинает действовать в 5 раз быстрее, чем обычная транцевая плита. Самые известные производителя инцепторов для катеров — Zipwake, для яхт — Humphree.

Оптимальный дифферент для каждой конкретной лодки устанавливается опытным путём. Для лодок с поперечными реданами он всегда будет меньше, так как им стоит «опираться» хотя бы на один из них. Кроме того, центр тяжести, а с ним лучшее положение любой глиссирующей лодки меняется по мере того, как опустошаются топливные баки.

Движение на высоких скоростях, особенно при волнении, часто сопровождается обильными брызгами воды, разлетающимися из-под корпуса во все стороны. Для того, чтобы они не попадали на палубу, также существует особое устройство, которое так и называется: брызгоотражатель или брызгоотбойник. Он представляет собой уступ или накладку на борту. Действуют они также, как и продольные реданы. При этом их устанавливают не только на глиссирующих, но и на водоизмещающих судах. Так при установке в носовой части корпуса они могут помогать гасить волну, образующуюся перед форштевнем.

Бывают ли парусные яхты с глиссирующим корпусом?

Раньше все парусники имели только водоизмещающий корпус, а глиссировать могли только моторные суда. Однако в современном мире это уже не так. Морские архитекторы научились создавать для парусников корпуса, форма и вес которых позволяют даже без вспомогательных подводных крыльев выводить их на глиссирование, несмотря на небольшие (по меркам моторок) скорости. В среднем для уверенного глиссирования требуется 45–50 м² парусов на каждую тонну водоизмещения.

Ярким примером глиссирующих парусников могут служить классы «Летучий голландец», «Финн» и SB20. Уверенно глиссируют модели Pogo 44 и J/99. Всех их отличает плоское днище в кормовой части.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Преимущества и недостатки полуводоизмещающих корпусов

Своеобразный компромисс двух крайностей: шустрых, но прожорливых глиссирующих лодок и более медленных, но и более экономичных водоизмещающих — яхты с полуводоизмещающим корпусом.

Они вместительнее, стабильнее на волне и в целом комфортнее, чем глиссирующие яхты, но быстрее, чем водоизмещающие.

Обычно их используют так же, как и водоизмещающие. Причём благодаря меньшей осадке в водоизмещающем режиме полуводоизмещающим яхтам требуется меньщая мощность двигателя и расходуют топливо они более экономно. Если для того, чтобы разогнаться до 10 узлов 16,7–19,8 метровой водоизмещающей лодке требуется использовать всю мощность двигателя, то аналогичной полуводоизмещающей яхте для этого необходимо всего около 15% мощности.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Это даёт возможность экипажу такой лодки ощутимо «поддать газу», если нужно, например, «убежать» от надвигающегося шторма, (почти) как глиссирующей яхте. У команды водоизмещающего судна такой опции нет. И наоборот, если уж непогода застала врасплох, на полуводоизмещающей яхте пассажирам намного комфортнее и безопаснее, чем на глиссирующей за счёт большей устойчивости на волне. Это же является их преимуществом во время стоянок на якоре.

Такой гибридный характер движения полуводоизмещающих яхт возможен благодаря тому, что они способны ходить в так называемом «переходном режиме». Такое же положение проходят глиссирующие корпуса, когда подъёмная сила уже начинает расти, создавая дифферент на корму, но ещё недостаточно велика, чтобы значительно поднять нос от поверхности воды.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Если нарисовать график, изображающий зависимость сопротивления воды от скорости лодки, на нём можно увидеть характерный «горб»: до определённого момента сопротивление растёт, но затем начинает постепенно снижаться. Водоизмещающие лодки не способны развить достаточную скорость и получить нужную подъёмную силу, чтобы даже приблизиться к «горбу». Глиссирующие могут полностью преодолеть его. Ну, а полуводоизмещающие корпуса «застревают» на «горбе» или если и «переваливают» за него, то незначительно, по сравнению с глиссирующими яхтами.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Благодаря большему диапазону доступных скоростей, в целом длительный круиз на полуводоизмещающей яхте будет более динамичным, чем на сравнимой водоизмещающей.

Однако стоит помнить, что расход топлива в переходном режиме наименее оптимальный, поэтому увлекаться «гонками» на полуводоизмещующей яхте не стоит.

Так лодка создаёт носовую волну поперёк корпуса, которая, будь корпус глиссирующим, в конце концов помогла бы набрать достаточную подъёмную силу. Но так как на глиссирование полуводоизмещающий корпус не способен, он продолжает постоянно пытаться забраться на эту волну, что требует огромных затрат энергии двигателя. Среди лодок полуводоизмещающие яхты — мифические Сизифы, которые вечно заталкивают огромный камень на гору, но никогда не добираются до вершины.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Что касается очертаний корпуса, полуводоизмещающе яхты сохраняют округлое днище у киля, вертикальный острый нос и макмимальную двину ватерлинии, характерные для водоизмещающих лодок. Но полуводоизмещающий корпус, как правило, шире. В то время как у водоизмещающих яхт длина больше ширины в 3,5 — 4,75 раза, у полуводоизмещающих — всего в 2,8 — 3,2 раза.

В целом диапазон оптимальных значений длины и ширины у полуводоизмещающих корпусов ниже, чем у водоизмещающих.

Они не могут быть слишком компактными, так как они должны быть способны развить достаточную скорость для выхода на «горб» сопротивления. И в то же время они не могут быть слишком большими, потому что в этом случае вес тоже непропорционально вырастает и лодка становится уже слишком тяжёлой для необходимых скоростей.

С глиссирующими корпусами полуводоизмещающие проекты роднит уплощённое днище в районе кормы, которое помогает аккумулировать подъёмную силу, и наличие острых скул. Это и позволяет таким лодкам «псевдоглиссировать». Как и глиссирующим лодкам, им также требуются довольно мощные двигатели, которые способны разогнать судно до нужной скорости.

Чтобы сделать это полуводоизмещающим яхтам было проще, конструкторы стараются максимально облегчить корпус. Это сказывается и на осадке. Она заметно меньше, чем у водоизмещающих аналогов.

Корпуса Fast Displacement

Водоизмещающие корпуса медленные. Полуводоизмещающие неэффективно расходуют топливо на пиковых скоростях. Полностью глиссирующие — на низких (да к тому же нестабильны на волне). Создать нечто новое и приблизиться к идеалу, у которого не было бы ни одной из этих существенных проблем попробовали в голландском бюро морской архитектуры Van Oossanen. В 2009 году компания официально представила вариант полуводоизмещающих корпусов, который специалисты назвали Fast Displacement, то есть буквально «скоростные водоизмещающие». С 2017 года такие корпуса можно встретить и на больших суперяхтах.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Уже во время первых испытаний на круизной скорости 13 узлов корпус Fast Displacement показал себя с точки зрения волнового сопротивления так же, как аналогичный водоизмещающий корпус, но на 40% лучше, чем полуводоизмещающий.

Остойчивость такой лодки, имеющей пологие, округлые обводы, оказалась такой же, как у аналогов с острыми скулами, хотя в теории должна была быть хуже. А дальность хода за счёт экономичного расхода топлива увеличилась на 1500 морских миль.

Последнего удалось достичь во многом благодаря носу с так называемым «бульбом» (от французского bulbe — «луковица»). Это каплевидное утолщение в подводной части корпуса, применение которого за счёт его влияния на волнообразование оптимизирует потребление топлива на 12–15%. Хотя, нужно признать, бульб совсем не инновация. Его изобрели ещё в начале ХХ века и всё это время используют и на водоизмещающих судах.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

На скорости и энергоэффективности преимущества корпусов Fast Displacement не заканчиваются.

Они всегда намного длиннее, чем другие модели с такой же вместимостью, и площадь палуб у них на 20–25% больше.

Это важно не только для гостей, но и для экипажа яхты, так как больше места становится в том числе и на носу, где обычно располагают каюты для команды.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Строительство округлого корпуса типа Fast Displacement из стали или алюминия немного дороже, чем строительства лодки с острыми скулами. Это связано с необходимостью дополнительно изгибать листы металла.

Однако в дальнейшем яхта окупает эти вложения за счёт сниженных расходов на покупку двигателя, а затем и на топливо.

Характерные современные яхты с корпусом Fast Displacement — большинство моделей верфи Dynamiq. Также его можно встретить у лодок Heesen, Wim van der Valk и Overmarine Mangusta, Sunseeker.

Пара слов о многокорпусниках

Катамараны, как и однокорпусные лодки, бывают и водоизмещающими, и глиссирующими, и полуводоизмещающими.

Вне зависимости от типа корпусов по сравнению с однокорпусными моделями их будет отличать более высокая остойчивость, ведь подъёмная сила распределена по гораздо большей площади. Правда, если уж катамаран всё же решит перевернуться, то из-за все той же большой площади и возникающей «парусности» он сделает это очень быстро.

Сопротивление воды, несмотря на два корпуса вместо одного, у катамарана меньше, чем у очень широкого однокорпусника. Поэтому у водоизмещающего катамарана расход топлива в целом будет заметно лучше.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Для выхода на глиссирование катамарану нужно чуть больше мощности, но зато после этого он даже немного более экономичен, чем однокорпусник. В целом расход топлива у глиссирующих судов оказывается примерно одинаковым вне зависимости от количества корпусов.

Флайбридж что это такое. Смотреть фото Флайбридж что это такое. Смотреть картинку Флайбридж что это такое. Картинка про Флайбридж что это такое. Фото Флайбридж что это такое

Резюме

При выборе типа лодки отталкивайтесь от ваших целей. Если вы ищете яхту, чтобы с ветерком гонять на ней по акватории днём и не планируете долгие переходы, присмотритесь к моделям с глиссирующим корпусом. Идеальный вариант для масштабных экспедиций вдали от марины — водоизмещающие яхты. В случае, если вы фанат комфорта, но не представляете себе яхтинг без возможности хотя бы иногда хорошенько разогнаться, выбирайте из полуводоизмещающих лодок.

Количество же корпусов у яхты зависит от ваших потребностей в объёме жилого пространства и ваших личных предпочтений. Да, катамаран всегда дороже однокорпусной яхты аналогичной длины, зато выигрывает у неё по обитаемости. Но моно-яхта — лучшее решение, если вы собираетесь путешествовать в арктических и антарктических широтах, ведь один корпус намного проще отапливать.

Водоизмещающие, полуводоизмещающие и глиссирующие корпуса. Сравнительная таблица

ВодоизмещающиеПолуводоизмещающиеГлиссирующие
Число Фруда*До 0,420,6-1,11,1+ (в идеале 2+)
Средние требования по мощности (л.с. на 1 тонну)510-4060+
Коэффициент продольной полноты**0,56-0,640,63-0,680,68-0,76
Положение центра величины на горизонтальной оси судна, считая от носа к корме***50-54%53-57%58-64%
Начальная остойчивостьНижеВышеСамая высокая за счёт большой и тяжёлой кормы.
Динамическая стабильностьВышеНижеСамая низкая
Мореходные качестваСтабильны на волне. Можно брать на борт много топлива и не бояться ухудшить ходовые качества. Пригодны для длительных круизов.Более стабильны на волне, по сравнению с глиссирующими.При сильном волнении находиться на борту некомфортно. Но в хорошую погоду сопротивление воды минимальное, а значит, и волн сам корпус образует минимум.
СкоростьЗависит от длины корпуса, но в целом относительно тихоходные. При попытке выйти за максимум увеличение мощности двигателя себя не оправдывает.Диапазон скоростей выше, чем у водоизмещающих яхт.Максимальная
Расход топливаРавномерныйЭкономичнее, чем у водоизмещающих при движении в водоизмещающем режиме, но наименее оптимальный в переходном режиме.Неэкономичный на малых скоростях. После выхода на глиссирование оптимизируется, но всё равно выше, чем у водоизмещающих.
Внутренние объёмыМаксимальныеБольше пространства на корме.Всю корму (30-40% об общего объёма пространства) занимают двигатели, а на носу разгуляться мешает заострённая форма корпуса.

*Относительная скорость лодки, которая вычисляется на основании длины её ватерлинии и фактической скорости.

Число Фруда показывает, каким будет волновое сопротивление для лодки определённой длины на определённой скорости. Чем больше число Фруда, тем больше сопротивление, тем мощнее должен быть двигатель и больше расход топлива. Число Фруда позволяет сравнивать яхты одинаковой длины с разными скоростными характеристиками, вычислять, какой скоростной режим более эффективен для лодки желаемой длины, понимать, как увеличение длины повлияет на расход лодки при сохранении её скоростных характеристик.

** Отношение водоизмещения к длине судна по ватерлинии и площади подводной части мидель-шпангоута. Можно представить себе, как подводную часть судна помещают в прямой цилиндр, у которого основание по форме и площади такое же, как мидель-шпангоут в этой части. Отношение водоизмещения к объёму этого цилиндра и даст нужную цифру. Это один из четырёх подобных показателей, характеризующий полноту обводов. Чем коэффициент меньше, тем более вытянутые и острые обводы у корпуса. Полнее обводы — больше грузоподъёмность, но меньше скорость.

*** Центром величины называют точку, к которой приложена равнодействующая силы тяжести, силы Архимеда и прочих сил, которые поддерживают судно на плаву. Эта точка находится в центре объёма погруженной части корпуса. Чтобы расчётная (конструктивная) ватерлиния лодки совпадала с реальной и не было ни крена, ни дифферента, центр тяжести и центр величины должны лежать на одной прямой, которая перпендикулярна плоскости воды и плоскости конструктивной ватерлинии. Если центр тяжести смещён от центра величины по горизонтали, оно изначально наклонено на корму или на нос. Из-за того, что носовая часть корпуса более острая, в подавляющем большинстве случаев центр тяжести и центр величины судна смещены немного в корму относительно мидель-шпангоута

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *