Фольклорный кружок что это
Рабочая программа фольклорного кружка
Наталья Чуклеева
Рабочая программа фольклорного кружка
«Ладушки» на 2018–2019 год
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Программа «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи кружка:
— Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
— Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Данная рабочая программа кружка предполагает,что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.
— Умение различать фольклорные жанры;
— Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
План кружковой работы на 2018-2019 год
в первой младшей группе
Содержание Виды деятельности. Методы и приемы Материал
Иллюстрации по теме, кукла Петрушка
Кукла Маша засыпай! Познакомить с содержанием текста колыбельной песни «Котя-котенька-коток.» Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». Кукла Маша, кукла Петрушка,
CD с колыбельными песенками.
Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». Кукла Петрушка, иллюстрации по теме.
Образ Петрушки в малых фольклорных формах. Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни.
Игра-драматизация «Петя петушок».
Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме.
Знакомство со сказкой «Колобок». Познакомить детей со сказкой. Настольный театр «Колобок» Фигурки из сказки
Игра-забава «Где наши ручки?» Иллюстрации по теме
Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен.
Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура
Образ Котика в малых фольклорных формах Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Совершенствовать способность выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Игра- драматизация «Кошкимышки».
Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки.
Русские народные хороводы игры Ознакомить детей с русскими народными хороводами.
Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения. Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка.
Русская народная хоровод-игра «Дрема». Ознакомить детей с русской народной хороводной игрой «Дрема».
Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема».
Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Формировать умение выполнять действия игры, играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка». Кукла Петрушка.
Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Закрепить умение играть в русскую народную хоровод- игру «Дрема», «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед ороз».
Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы».
Русская народная подвижная игра «Заинька». Развивать навыки у детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали.». Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки.
Весёлые ложки Ознакомить с предметами обихода (деревянные ложки). Беседа на основе наглядного материала.
Ложки деревянные. Звукозапись.
Трень-брень, гусельки Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. Рассматривание иллюстраций, с изображением музыкальных инструментов. Чтение рус. нар. скази «Лиса и Петух».
Картинки с изображением муз. инструментов. Иллюстрации к сказке. Прослушивание звукозаписи.
Зимние загадки Ознакомить детей с зимними явлениями природы через загадку.
Загадывание загадок. Проведение физ-минуток «Заинька беленький».
Загадки о животных Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу.
Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».
Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки.
Русская народная сказка «Репка» Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка.
Русская народная сказка «Теремок»
Формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций.
Книга со сказкой «Теремок». Лист бумаги с изображением теремка, цветные карандаши
Русская народная сказка «Козлята и волк»
Совершенствовать умение интонационно выразительно
передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок, используя структурно-логическую схему, составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать речь. Прочтение сказки, прослушивание музыкальных
фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций. Книга со сказкой «Козлята и волк»
с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкально сказки «Козлята и волк».
Русская народная сказка «Маша и медведь» Продолжать эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети».
Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями.
Загадки о животных Закреплять умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».
Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных.
Колыбельная «Баюшки» Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Ознакомить с содержанием колыбельной «Баюшки». Пропевание колыбельных песен.
Игрушки мамамышь и мышонок
Считалочки Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, формировать умение проговаривать считалочку «Кукушка». Заучивание считалок наизусть. Кукла Петрушка
Веселый огородник Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». Проведение подвижной игрыхоровода с заучиванием текста.
Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей.
Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» Приучать внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок.
Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Воспитывать эмоциональнообразное восприятие содержания сказки, понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису.
Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса.
Русская народная сказка «Гусилебеди» Развивать умение воспринимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гусилебеди».
Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка.
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»
Упражнять в умении осмысливать характер и
поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели».
Оборудование и материалы:
— Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями
— Фонограммы русских народных песен, сказок
— Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли
Рабочая программа кружка «Народное творчество» «Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры» Рабочая программа кружка «Народное творчество».
Рабочая программа хореографического кружка «Карамельки» Пояснительная записка. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество.
Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из немаловажных аспектов развития.
Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.
Рабочая программа кружка по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Алёнушка» «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ___Е. В. Самохина.
Рабочая программа кружка «Умные ладошки» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ КРУЖКА «УМНЫЕ ЛАДОШКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые.
Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» Актуальность Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития.
Рабочая программа кружка «Волшебный завиток» Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен.
Рабочая программа кружка «Звукарик» Филиал «Колокольчик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Принято педагогическим советом.
Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка» 1. Пояснительная записка. Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной.
План работы кружка «Фольклорный кружок»
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников 4-7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям изучать и проживать обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа «Дошкольный фольклор» имеет следующие разделы:
Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
Формы подведения итогов:
Занятия интегрированного типа;
Театрализованные представления, концерты;
Видео и фотоматериалы;
Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Цель работы кружка: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Основная форма работы с детьми : тематические занятия и занятия интегрированного типа.
наглядный, словесный, практический;
наблюдение за природой;
слушание русских народных песен, сказок;
разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Организация работы кружка:
Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
*Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь переходить от разговорной к певческой интонации.
*Слышать и правильно интонировать в пределах кварты и квинты.
*Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.
*Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
*Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Методические рекомендации к реализации программы : Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
Необходимые условия реализации программы : Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«Детский музыкальный фольклор»
ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».
ТЕМА 1. «Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. «Свадебные песни».
ТЕМА 3. «Лирическая песня».
Тема 1. Песенный припев.
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема 2. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
«Игра на детских музыкальных инструментах»
Тема 1. «Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Тема 2. «Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.