Фонация это в медицине что

Фонация – это голосообразование в складках (связках) слизистой оболочки гортани. Люди сталкиваются с этим понятием в кабинете врача-фониатра во время диагностики нарушений голоса. Для доктора время максимальной фонации – просто показатель, отражающий степень смыкания голосовых связок и уровень фонационного дыхания.

Совсем иное значение акустические возможности приобретают для вокалистов. Умение управлять голосом и дыханием – это то, что отличает профессионального певца от самоучки.

Как работают связки при фонации

Когда человек просто дышит, и не разговаривает, голосовая щель между связками открыта для свободного прохождения воздуха. А вот при извлечении звуков, то есть фонации, связки сперва смыкаются, а потом начинают вибрировать, трансформируя воздушный поток в звуковую волну. С помощью дикции и артикуляции резонирующая волна звука превращается в пение. При этом, частота колебаний голосовых связок создает тоновый диапазон до 1300 Гц.

Фонация это в медицине что. Смотреть фото Фонация это в медицине что. Смотреть картинку Фонация это в медицине что. Картинка про Фонация это в медицине что. Фото Фонация это в медицине что

Как определить время фонации

Определение времени максимальной фонации входит в общий акустический анализ голоса, наряду с частотным и тональным диапазоном. Такую диагностику фониатр выполняет с помощью специальной компьютерной программы, разработанной для выявления патологий голосового аппарата.

Однако начинающим вокалистам совсем не обязательно сразу обращаться за профессиональной помощью. Оценить максимальное время фонации (МВФ) можно самостоятельно. Для этого требуется только секундомер.

Взяв наиболее удобную ноту, необходимо протянуть простейшую фонему – «А». Не «Я» и не «Ё», поскольку это дифтонг, состоящий из двух слогов, для образования которых колебания голосовых связок меняются. Еще одним условием является ровность пропевания выбранной ноты, иначе говоря, гладкость голоса. Если не будет «выпадения» частот ни в головном, ни в грудном регистре, МВФ покажет, сколько секунд голосовые связки могут удерживать ту, или иную высоту. С медицинской точки зрения, нормальные показатели составляют 16-20 секунд (начиная с 16-летнего возраста). Для профессионального вокала, конечно, этого недостаточно.

Фонация это в медицине что. Смотреть фото Фонация это в медицине что. Смотреть картинку Фонация это в медицине что. Картинка про Фонация это в медицине что. Фото Фонация это в медицине что

Как себе помочь

Максимальное время фонации относится к индивидуальным характеристикам речевого и вокального профиля. Но! При желании показатели МВФ можно улучшить.

Поскольку за движение связок отвечают определенные мышечные волокна гортани, их можно тренировать, как любые другие мышцы. Кроме того, в регуляции фонации участвует дыхание, которое вокалист должен уметь контролировать. Время максимальной фонации можно значительно увеличить с помощью специальной фонопедической гимнастики (постановки фонационного дыхания).

Упражнения требуют напряжения голосовых связок, снять которое после занятий, поможет современный комплекс Гомеовокс. Действие таблеток для рассасывания при потере голоса направлено на поддержание здоровья и тонуса связок, поэтому, принимая Гомеовокс, можно не бояться сорвать горло во время тренировок.

Источник

Фонация это в медицине что

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА – ЭТО ОТСУТСТВИЕ ИЛИ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Прогноз.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Классификация нарушений голоса:

По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ

Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Врожденные органические периферические нарушения голоса:

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Функциональные периферические нарушения голоса:

· Фонастения. Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

· Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

· Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Врожденный порок развития гортани.
Врожденный подголосовой стеноз гортани
Ангиома гортани
Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы
Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани
Неврологические заболевания
ДЦП
Астенические состояния
Миастения
Эндокринные нарушения
Травмы голосового аппарата
Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)
Обструкция дыхательных путей инородными телами
Операции на органах шеи
Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей
Химические ожоги
Профессиональные факторы.
Психологические факторы.

Источник

Фонация это в медицине что

Интимный процесс голосообразования долгое время был объектом внимания многих исследователей—анатомов, физиков, философов, физиологов и ларингологов. Еще во времена Гиппократа было известно, что голос человека продуцируется гортанью. Однако лишь 20 веков спустя Андрей Везалий (1593) высказывает мнение, что голос продуцируется голосовыми складками.

Начало более систематических исследований механизма фонации относится к XVIII веку. В соответствии с господствовавшей, а то время тенденцией объяснять функции человеческого организма физическими процессами исследователи той эпохи, считая, что голосовые складки при фонации наподобие струн музыкального инструмента, дали этим образованиям гортани название «голосовые струны».

В результате накопленных наблюдений возникает ряд «периферических» теорий голосообразования, основными из которых были миоэластическая н противоположная ей нейрохронаксическая теории.

Впервые эта теория была сформулирована Ferrein в 1741 г., который считал, что фонация—результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальной направления под действием давления воздушной струн во время выдоха. Ludwig Job (1839) на созданных им моделях гортани и данных, полученных в опытах на трупах, н Lermoyer (1886 г.) на основании опытов на трупах подтвердили экспериментальные концепция, сформулированные Ferrein.

Продуцирование голоса как следствие вибрационных движений голосовых складок подверг сомнению Gulllemen (I870), который вместе с Savart и Looten считал, что ларннгеальный звук является результатом вихревых движений воздуха, создаваемых в желудочках гортани. Эта миоэластическая («аэродинамическая:») теория была опровергнута после проведения систематических стробоскопических наблюдений, с помощью которых было доказано, что при фонации голосовые складки совершают движения в горизонтальной плоскости.

До 1870 г., в период, когда еще не была разработана физиология мышц и нервов, были сформулированы механические теории голосообразования. Существенно развил эти концепции Ewald (1898). В его модели эластические подушечки совершают последовательные движения—расхождение я схождение в горизонтальной плоскости. Движения возврата голосовых складок в исходное положение, в аддукторное фонаторное положение, по мнению Ewald, совершаются вследствие местной миотатической проприоцепции по механизму коротких рефлексов.

Фонация это в медицине что. Смотреть фото Фонация это в медицине что. Смотреть картинку Фонация это в медицине что. Картинка про Фонация это в медицине что. Фото Фонация это в медицине что

Ewald впервые указал на участие в голосообразования нервных элементов и дал фонации чисто физиологическое обоснование. Эта мяотатическая проприоцептивная теория, однако, была отвергнута, так как было доказано [Husson, 1951], что зэ счет коротких рефлексов может совершаться лишь до 20 вибраций в 1 с

Согласно миоэластической теории, для реализации вибрационных движений сближения я удаления голосовых складок необходимо наличие двух противоположных по действию сил: силы давления выдыхаемого воздуха и силы приведения голосовых складок в фоиаторное положение, обеспечиваемой всеми мышцами гортани при их атомистической или антагонистической активности [Tarneaud, 1941].

Давление воздушной струи поддерживается работой всей мускулатуры, участвующей в фазе выдоха. Вторая действующая сила обеспечивается работой группы мышц гортани, которые, переводя голосовые складки в состояние аддукции, оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Особая роль принадлежит черпаловидным, латеральным, перстнечерпаловидным и внутренним частям щиточерпаловидных (вокальных) мышц.

Большое значение приписывают также щитоперстневидным мышцам, которые увеличивают напряжение, натяжение и массу голосовых складок я приобретают в филогенезе качественно новую функцию в голосообразовании.

Сознательный и волевой элемент со стороны нервной системы представлен двигательным стереотипом, формирующимся и совершенствующимся в рамках противопоставления этих двух основных движущих сил.

Современная интерпретация механизма вибрационных движений голосовых складок была построена при использовании принципа, предложенного О. Bernulli (1726), объясняющего закономерности феноменов в текущих средах (газах, жидкостях), сформулированного для новой миоэластической теории фонации. Согласно уравнению Вернулли сумма плотности газа или жидкости, умноженная на квадрат скорости, деленная на 2, и давления является постоянной величиной.

Скорость движения и плотности газа или жидкости зависит от сечения трубы, по которой они протекают. В местах сужения скорость потока увеличивается, в давление одновременно снижается, при этом его уровень может достигать отрицательных величин.

Tonndorf (1925) считает, что гортань представляет собой подобие трубы, изменения просвета которой меняют и давление выдыхаемой струи воздуха. Таким образом, изменении давления воздушной струн представляют собой единственную движущую силу, благодаря действию которой положительное давление разводит голосовые складки, а отрицательное — «засасывает» их внутрь. В этой фазе учитывается также эластичность голосовых складок, и в результате действия этих двух сил голосовые складки возвращаются в свое исходное, медиальное положение н закрывают (в грудном регистре) глоттке.

При следующем напоре восходящей воздушной струи цикл движений голосовых складок продолжается до тех пор, пока имеется необходимость в поддержании фонаторного акта, В таком основном впде концепция периодических вибрационных движений голосовых складок не исчерпывает проблемы фонации в применении к человеку—при экспрессивной речи и пении.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Источник

Фонация это в медицине что

Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.

Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.

Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.

Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.

Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.

Фонация это в медицине что. Смотреть фото Фонация это в медицине что. Смотреть картинку Фонация это в медицине что. Картинка про Фонация это в медицине что. Фото Фонация это в медицине чтоЧтение с губ в зеркале

Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).

Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.

Фонация это в медицине что. Смотреть фото Фонация это в медицине что. Смотреть картинку Фонация это в медицине что. Картинка про Фонация это в медицине что. Фото Фонация это в медицине чтоОщущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука

Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.

В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.

При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.

Фонация это в медицине что. Смотреть фото Фонация это в медицине что. Смотреть картинку Фонация это в медицине что. Картинка про Фонация это в медицине что. Фото Фонация это в медицине чтоОбучение произношению гласных при использовании слуха

При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.

В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.

Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.

Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *