Фонокорректор мм или мс в чем разница

Фонокорректор мм или мс в чем разница

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Для многих любителей винила выбор головки звукоснимателя – это по-настоящему больной вопрос. Всем хочется приобрести оптимальный по качеству вариант в рамках небольшого бюджета. Не так ли? А возможно ли это? И что, действительно, лучше: головка звукоснимателя MM или MC? Что служит основным критерием выбора? И в чем между ними разница?

Начнем с азов (так будет правильнее, на наш взгляд), ведь кто-то из читателей, наверняка, является новичком в этой теме и впервые столкнулся с проблемой выбора головки звукоснимателя, с особенностями, спецификой, разновидностями и функциями этой детали проигрывателя.

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Об этом нужно знать: минусы

MC-головки звукоснимателя с подвижной катушкой, как правило, имеют несменяемую иглу. Это их основной минус. Если игла становится неисправной, то вам придется менять весь звукосниматель на новый. Так же MC-головки обладают низкой чувствительностью по причине ограничения числа витков катушек. А их цена при этом значительно выше MM-головок, что тоже нельзя отнести к преимуществам. В MM-головках с подвижными магнитами в отличие от своего «собрата», напротив, иголка легко заменяется. И стоимость радует своей демократичностью. Но есть и минусы: использование магнита только с большой магнитной энергией, а также с небольшой массой с целью увеличения чувствительности самой головки и ее верхней граничной частоты. Из-за этого часто возникают нелинейные искажения (более заметные, чем у МС-головок).

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

Главное – вовремя!

При правильном, соответственном уходе стилус может прослужить довольно долго. Проверяйте иглу под микроскопом (также можно воспользоваться увеличительным стеклом или лупой) через каждые 500 часов работы головки звукоснимателя с целью своевременного выявления дефектов и их оперативного устранения.

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих. Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели. До встречи в Soul’s Sound, друзья!

Источник

Почему MC-головки лучше, чем MM (и тем более MI). Статья от Van Den Hul

Сохранить и прочитать потом —

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Головка звукоснимателя — маленькое механическое чудо на грани ювелирного искусства и кулибинской изобретательности. Где еще встретишь в одном изделии искусственный алмаз зеркальной полировки, медный провод тоньше паутины, натянутые стальные нити, регулирующие гибкость, мощнейшие магниты размером с маковое зернышко, корпуса из ценного дерева или новейших полимеров, наконец, иглодержатели из сапфира, бериллия или бора?

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

В МС-головке рычаг (иглодержатель) намного короче и закреплен с одного конца. Рядом с закрепленным концом противовесом игле выступают лишь сравнительно легкие катушки. Они находятся в поле постоянного магнита, потому их колебания наводят в них ток. Масса подвижной системы мала, собственный механический резонанс уходит вверх по частоте за пределы звукового диапазона. Емкость нагрузки и кабеля фактически не имеет значения, так как индуктивность катушек мала — витков мало. Выходной сигнал, правда, на порядок ниже, чем у ММ-головок, но полоса частот до 40–50 кГц и разделение каналов на 10 дБ лучше, чем у ММ, спокойно достижимы.

Источник

Фонокорректор от А до Я

Руководство по покупке и эксплуатации

Фонокорректор от А до Я

Руководство по покупке и эксплуатации

Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Что такое фонокорректор?

Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.

С каким сигналом работает фонокорректор?

На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Что делает фонокорректор?

Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.

Какие бывают фонокорректоры?

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.

Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.

Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.

Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.

Универсальный фонокорректор (ММ/МС)

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.

Встроенный или выносной?

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.

Какой фонокорректор нужен вам?

Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью. Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

Заключение

Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.

Александр Чечелёв

23 мая 2020 года

Источник

Звукосниматель MM или MC – в чем разница, какие лучше?

Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть фото Фонокорректор мм или мс в чем разница. Смотреть картинку Фонокорректор мм или мс в чем разница. Картинка про Фонокорректор мм или мс в чем разница. Фото Фонокорректор мм или мс в чем разница

В картриджах MC все наоборот – на конце кантилевера с обратной стороны от иглы находятся катушки, которые перемещаются в поле постоянных магнитов.

Чем отличается MM-звукосниматель?

Начнем с ММ-картриджей. В целом они имеют более простую конструкцию, то есть дешевле в производстве и, как следствие, вполне доступны по стоимости. Основным из определяющих факторов здесь является то, что к выходам картриджа подключаются катушки, фиксировано закрепленные в корпусе, а не находящиеся на конце микроскопического кантилевера. Из этого следует и одно из преимуществ MM-картриджей – блок иглы в них можно сделать сменным, так как их магнит не прикреплен в корпусе ни к чему. А вот с MC-звукоснимателями так не получится, потому что катушки в них подключены тончайшими проводниками к выходным клеммам. Попытка снять иглу в таких звукоснимателях (не в условиях заводского производства) приведет к его поломке.

Теперь перейдем к недостаткам MM-моделей в сравнении с MC-звукоснимателями. Увеличенный вес подвижной системы в картриджах MM, как правило, делает менее точным движение иглы в звуковой канавке пластинки. И это плохо, так как амплитуда ее модуляций может составлять несколько микрон. Большая масса означает, что движения иглы в канавке будут происходить медленнее, чем нужно для считывания наиболее тонких ее модуляций. На практике это приводит к некоторому сужению частотного диапазона (чем выше частота музыкального сигнала, тем быстрее игла должна перемещаться для его считывания), а также к ограничениям в самой тонкой детализации звука. Кроме того, увеличенные катушки MM-картриджа могут работать как фильтр высоких частот, хотя это может быть скомпенсировано входными цепями в качественном фонокорректоре. Действительно, маленький магнит (большим его сделать нельзя, чтобы не увеличивать массу подвижной системы) нуждается в катушке с большим количеством витков для создания требуемого выходного напряжения. А такая катушка будет обладать и значительной индуктивностью, что и может влиять на частотные характеристики картриджа.

К счастью, в топовых моделях MM-картриджей эти недостатки удалось свести к минимуму, такие звукосниматели являются желанной покупкой для многих меломанов.

Чем отличается MC-звукосниматель?

Главным преимуществом конструкции MC-звукоснимателей является существенно меньшая (по сравнению с ММ-моделями) масса подвижной системы. На кантилевере MC-картриджей расположены легкие крошечные катушки всего из нескольких витков. Малый вес такой конструкции означает, что игла может почти мгновенно реагировать на самые тонкие изменения звуковой дорожки пластинки.

Для того, что бы такие маленькие катушки могли вырабатывать приемлемый по уровню сигнал, в MC-картриджи устанавливают крупные (то есть мощные) магниты. Впрочем, слишком большим делать их тоже нельзя, чтобы не утяжелять весь картридж. Большая подвижность иглы в MC-звукоснимателях позволяет расширить частотный диапазон и повысить детализацию звука. А, кроме того, катушка с малым количеством витков имеет небольшую индуктивность и почти не оказывает влияния на частотную характеристику системы.

А что же не так с MC-картриджами? Одним из важных для многих меломанов ограничений для их использования является довольно высокая стоимость, как самих этих звукоснимателей, так и всей системы с их участием. Конструктивно MC-звукосниматели очень «нежные» и требуют внимательно отнестись к их настройке и подключению. Тонарм проигрывателя, на который предполагается установить MC-картридж, должен иметь возможность настройки правильной прижимной силы, а она для данных моделей составляет обычно 2-2,5 грамма, в то время как для MM – чаще всего находится в диапазоне 1,5-2 грамма.

Надо помнить, что игла в MC-картриджах не подлежит самостоятельной замене пользователем. Это означает, что в случае износа или поломки иглы картридж нужно будет отправить в сервисный центр (или на завод-изготовитель) для ее замены. И такая услуга обойдется недешево.

Малый уровень сигнала требует повышенного усиления от фонокорректора, а вместе с сигналом будет усиливаться и шум. Это не является фатальным, в качественных MC-фонокорректорах эту проблему научились решать, но, тем не менее, знать о ней стоит. Как и о том, что в виду своей высокой механической чувствительности, MC-картридж не только точно передает все нюансы музыкального сигнала, но и помехи и вибрации, которые MM-звукосниматель может просто «не заметить».

Хотя картриджи MC могут обеспечить очень высокое качество звука при прослушивании винила, вся остальная система должна соответствовать им по уровню. Иначе приобретение дорого звукоснимателя окажется неоправданным.

MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала

Существуют модели MC-картриджей, в которых сделана попытка максимально повысить уровень выходного сигнала при сохранении основного принципа их конструкции. Более мощные магниты и более точный контроль процесса намотки катушек действительно привели к увеличению выходного сигнала таких MC картриджей. Фактически, это попытка объединить лучшее из обеих технологий. Так как в конструкции MC-картриджей с высоким выходным сигналом используются катушки с большим числом витков, это приводит к увеличению веса их подвижной системы. Как следствие, в таких картриджах снижается динамика и становится более заметной фильтрация высоких частот по сравнению с классическими MC-конструкциями.

Фактически, в данном случае мы имеем компромиссное решение, которое, в зависимости от опыта изготовителя, может оказаться вполне удачным. Кстати, еще одним преимуществом MC-звукоснимателя с высоким уровнем выходного сигнала является то, что его, как правило, можно напрямую подключать к MM-фонокорректору.

Если данный материал показался вам сложным, оставив вопросы, рекомендуем обратиться к специалисту вашего любимого Hi-Fi салона или позвонить нам по телефону – мы всегда поможем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *