Форма самосертификации что это

Форма самосертификации что это

АО «Национальный НПФ» обеспечивает соблюдение в своей деятельности требований главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)», принятых в целях реализации Стандарта CRS.

Стандарт CRS (Common Reporting Standard) – это Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией о финансовых счетах, разработанный по запросу Большой двадцатки и одобренный Советом ОЭСР 15 июля 2014 года, призывающий государства/юрисдикции получать информацию от своих финансовых учреждений и автоматически обмениваться ей с другими государствами/юрисдикциями на ежегодной основе.

В 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Российская Федерация приступила к международному обмену финансовой информацией в 2018 году.

В целях реализации требований российского налогового законодательства и Стандарта CRS уведомляем клиентов Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению:

Обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 142.4 Налогового кодекса Российской Федерации предоставление информации в целях автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) является обязанностью клиента.

О порядке определения налогового резидентства

Каждое государство (юрисдикция) устанавливает свои критерии налогового резидентства, общие правила указаны на веб-портале OECD AEOI Portal. По общему правилу налоговое резидентство определяется как страна/юрисдикция проживания. Особые условия могут сделать Вас налоговым резидентом другого государства или налоговым резидентом нескольких государств (двойной резидент). Для получения ответов на дополнительные вопросы, Вы можете ознакомиться с информацией на портале ОЭСР по автоматическому обмену информацией http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/.

О порядке предоставления и обновления информации

Для предоставления информации о налоговом резидентстве, заполните форму самосертификации.

Обновить ранее предоставленные данные, Вы можете одним из следующих способов:

О выгодоприобретателях и контролирующих лицах

К выгодоприобретателям клиента по НПО относятся:

При наличии у клиента выгодоприобретателя – иностранного налогового резидента необходимо дополнительно заполнить форму самосертификации в отношении выгодоприобретателя.

Информация о контролирующих лицах – иностранных налоговых резидентах предоставляется путем заполнения формы самосертификации физического лица.

Источник

Форма самосертификации что это

12.12.2021 с 00.00 до 01.00 (МСК) и 13.12.2021 с 00.00 до 01.15 и с 05.00 до 08.00 (МСК) будет временно недоступно совершение операций через сервисы банка.

Ставка по карте «Максимум» снижена до 6,8% годовых

Самая популярная среди карт Норвик Банка — карта «Максимум» — стала еще выгоднее! Теперь карту можно оформить с кредитным лимитом до 10 000 000 рублей по ставке от 6,8% годовых.

Кешбэк 500 000 рублей и билеты на КХЛ от Норвик Банка и Mastercard

Норвик Банк совместно с платежной системой Mastercard подарят клиентам 24 комплекта билетов на матчи КХЛ 2021/2022 и праздничный кешбэк общей суммой 500 000 рублей.

Норвик Банк увеличил ставки по вкладам

С 1 ноября повышаются ставки по депозитам «Оптимальный» и «Просто вклад». Теперь максимальная доходность при оформлении вклада в Норвик Банке составит 7,5% годовых.

Онлайн трансляция

Финансовые показатели Банка с сайта ЦБ РФ.

Данные на 1 ноября 2021

Норматив достаточности капитала — важнейший показатель надежности, оценивает способность банка устранить возможные финансовые потери.

Норматив мгновенной ликвидности — способность банка выполнить свои обязательства в течение 1 дня.

Норматив текущей ликвидности — способность банка выполнить свои обязательства в течение 1 месяца.

О банке

ПАО «Норвик Банк» — один из крупнейших региональных банков Кировской области, оказывающий широкий спектр банковских услуг и продуктов для частных и корпоративных клиентов: кредитование, карты дебетовые и с кредитным лимитом, вклады и депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, обмен валюты и прочее.

ПАО «Норвик Банк» осуществляет свою деятельность на основании Лицензии ЦБ РФ № 902 от 17.07.2015 года

Источник

Исполнение требований закона FATCA и стандарта CRS

Одним из основных принципов банка «Возрождение» является соблюдение всех требований законодательства Российской Федерации, а также требований и законов, имеющих экстерриториальное действие и затрагивающих деятельность финансовых институтов Российской Федерации.

С 01 июля 2014 года вступили в силу требования закона Соединенных штатов Америки «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» Foreign Account Tax Compliance Act (далее — FATCA) в отношении физических лиц, с 01 января 2015 года вступают в силу требования FATCA в отношении юридических лиц. Банк «Возрождение» зарегистрировался в Налоговой службе США (IRS) как финансовый институт, присоединившийся к исполнению требований FATCA, и обязанный исполнять эти требования (Participating FFI).

Банку «Возрождение» присвоен идентификационный номер GIIN (Global Intermediary Identification Number): 3FZXN5.00052.ME.643

В банке назначено ответственное лицо за исполнение требований закона FATCA, утверждены Правила идентификации налогоплательщиков США среди клиентов физических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой и Правила идентификации клиентов юридических лиц подпадающих под действие Закона США о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам (FATCA — Foreign Account Tax Compliance Act) и обновления сведений о них для целей реализации требований Закона (далее — Правила).

CRS представляет собой международный аналог FATCA, направленный на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов, в том числе с использованием оффшорных юрисдикций, обеспечение прозрачности налоговой информации.

12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Российская Федерация приступила к международному обмену финансовой информацией в 2018 году.

Форма самосертификации что это. Смотреть фото Форма самосертификации что это. Смотреть картинку Форма самосертификации что это. Картинка про Форма самосертификации что это. Фото Форма самосертификации что это

Получение от клиента- иностранного налогоплательщика необходимой информации осуществляется путем заполнения Формы самосертификации для целей выявления налоговых резидентов иностранных государств.

Форма самосертификации что это. Смотреть фото Форма самосертификации что это. Смотреть картинку Форма самосертификации что это. Картинка про Форма самосертификации что это. Фото Форма самосертификации что это

Форма самосертификации что это. Смотреть фото Форма самосертификации что это. Смотреть картинку Форма самосертификации что это. Картинка про Форма самосертификации что это. Фото Форма самосертификации что это

Часто задаваемые вопросы

FATCA — (Foreign Accounts Tax Compliance Act) Закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам», который входит в состав пакета экономических мер, направленных на поддержание занятости населения США — Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010 г.

Основной целью закона FATCA является предотвращение уклонения налоговых резидентов США от уплаты налогов в казну США. В связи с этим, закон FATCA устанавливает ряд требований к иностранным финансовым организациям по раскрытию информации и идентификации налогоплательщиков США, которые направлены на выявление лиц, которые уходят от налогообложения США путем сокрытия своих активов от налоговых органов США.

Подробную информацию о FATCA можно найти на официальном сайте Налогового ведомства США по адресу http://www.irs.gov.

В целях исполнения требований FATCA финансовые организации проводят процедуры идентификации налоговых резидентов США среди своих Клиентов.

На ежегодной основе финансовые институты обязаны сообщать информацию о финансовых счетах, принадлежащих налоговым резидентам США.

Процедуры идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, в целях FATCA вступили в силу с 01 июля 2014 года.

Процедуры идентификации юридических лиц в целях FATCA вступают в силу с 01 января 2015 года.

В целях идентификации клиента, не являющегося налоговым резидентом США, ему необходимо отметить в Анкете или Договоре соответствующий пункт. При необходимости, работник Банка может выдать клиенту Форму самосертификации в целях FATCA, которую необходимо заполнить, отметив свое не отношение к налоговым резидентам США.

Закон FATCA не предусматривает какой-либо обязанности финансовых организаций по информированию Налогового органа США о лицах, не являющихся налоговыми резидентами США. Таким образом, если клиент не относится к налоговым резидентам США, закон FATCA на него не влияет.

В целях идентификации налоговых резидентов США, клиентам необходимо отметить в Анкете или Договоре соответствующий пункт. Лицам, указавшим на то, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить Форму самосертификации в целях FATCA, в которой налоговые резиденты США должны указать Social security number (SSN) или Individual Taxpayer Identification Number (ITIN).

Кроме того, налоговым резидентам США необходимо дать согласие на представление своих персональных данных и сведений о счетах, остатках и оборотах в Налоговый орган США. Согласие на передачу информации в Налоговый орган США в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 173-ФЗ является одновременным согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:

Процедуры идентификации юридических лиц в целях FATCA вступают в силу с 01 января 2015 года.
В целях Вы обязаны представить Банку заполненную Форму самосертификации в следующих случаях:

Источник

FATCA/CRS

Акционерное общество «Газпромбанк — Управление активами» (далее – АО «ГПБ – УА»)/Joint Stock Company Gazprombank – Asset Management (Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00657 от 15 сентября 2009 г., Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-12879-001000 от 26.01.2010, выданы ФСФР России, без ограничения срока действия) осуществляет доверительное управление следующими открытыми и биржевыми паевыми инвестиционными фондами: ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Акции» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 21.09.2006 г. за № 0619–94123737); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Валютные облигации» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 21.09.2006 г. за № 0620–94123708); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Сбалансированный» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 21.09.2006 г. за № 0622–94123683); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Индия» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 05.12.2006 г. за № 0687–94123720); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Электроэнергетика» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 04.10.2007 г. за № 1014–94132162); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Нефть» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 04.10.2007 г. за № 1015–94132245); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Фонд международных дивидендов» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 10.11.2011 г. за № 2244); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Золото» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 31.05.2012 г. за № 2361); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Облигации плюс» (Правила доверительного управления зарегистрированы ФСФР России 14.02.2013 г. за № 2547); ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Новые рубежи» (Правила доверительного управления зарегистрированы Банком России 06.12.2021 г. за № 4748); БПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Корпоративные облигации 2 года» (Правила доверительного управления зарегистрированы Банком России 08.04.2019 г. за № 3709); БПИФ рыночных финансовых инструментов «Газпромбанк — Корпоративные облигации 4 года» (Правила доверительного управления зарегистрированы Банком России 08.04.2019 г. за № 3710).

АО «ГПБ – УА» напоминает инвесторам, что стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Государство не гарантирует доходность инвестиций в открытые и биржевые паевые инвестиционные фонды. Прежде, чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления открытыми и биржевыми паевыми инвестиционными фондами. Денежные средства, передаваемые в оплату инвестиционных паёв, не застрахованы в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Получить подробную информацию об открытых и биржевых паевых инвестиционных фондах под управлением АО «ГПБ – УА» и ознакомиться с правилами доверительного управления, а также с иными документами, подлежащими раскрытию и предоставлению в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» и нормативными актами Банка России, можно по адресу: 119049, Москва, ул. Коровий Вал, д. 7, по телефонам: + 7 (495) 980-40-58; +7 (800) 505-62-21; +7 (800) 505-23-82; +7 (800) 505-61-87; +7 (800) 505-62-29; +7 (800) 505-62-21 или в сети Интернет по адресу https://www.gpb-am.ru, а также в пунктах приёма заявок агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев фондов (со списком агентов можно ознакомиться на сайте в сети Интернет по адресу https://www.gpb-am.ru).

Правилами доверительного управления открытыми паевыми инвестиционными фондами, предусмотрены надбавки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и скидки к расчетной стоимости паев при их погашении, взимание данных скидок и надбавок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов. Информация, подлежащая в соответствии с нормативными актами Банка России, раскрытию владельцам инвестиционных паев и всем заинтересованным лицам размещается АО «ГПБ – УА» на сайте в сети Интернет по адресу https://www.gpb-am.ru в разделе «Раскрытие информации».

Приём обращений от владельцев инвестиционных паев и иных заинтересованных лиц осуществляется по адресу: 119049, Москва, ул. Коровий Вал, д. 7, в пунктах приёма заявок агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев фондов, а также иными способами, предусмотренными на сайте в сети Интернет по адресу https://www.gpb-am.ru в разделе «Обращения». АО «ГПБ – УА» является членом СРО НАУФОР. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в СРО НАУФОР путём направления письменного обращения (жалобы) по адресу: Москва, 129090, 1-й Коптельский пер., д. 18, стр. 1.

Настоящее уведомление не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и инвестиционные паи открытых и биржевых паевых инвестиционных фондов под управлением АО «ГПБ – УА» могут не соответствовать инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям) инвестора. В информации, указанной в данном уведомлении, не принимаются во внимание личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды каждого конкретного инвестора. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является задачей инвестора. АО «ГПБ – УА» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в инвестиционные паи открытых и биржевых паевых инвестиционных фондов под управлением АО «ГПБ – УА», упомянутые в данном уведомлении, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.

Источник

Банк требует самосертификацию по FATCA

Добрый день, уважаемые юристы.

Банк настойчиво требует подписать форму самосертификации по FATCA. Насколько я знаю, эта самосертификация правительством РФ не одобрена.

Заполнять не хотим, поскольку не известно, какие наступят последствия.

Сегодня банковский работник посоветовал эти документы подписать, поскольку наша небольшая фирма привлекает излишнее внимание. Мы идем красным цветом. Хотя у нас хорошие отношения с банком.

Если клиент по каким-то причинам не желает предоставлять информацию о своем налоговом резидентстве или, предоставив такую информацию, запрещает финансовому институту использовать ее для целей FATCA (например, не подписывает согласия на представление информации в НС США), то такой клиент считается «отказником» (recalcitrant account holder).
Наличие «отказников» означает, во-первых, необходимость представления агрегированной отчетности в НС США по ним, а во-вторых, необходимость контроля сделок, приводящих к получению такими клиентами ряда доходов от источников в США, чтобы не допустить случаев возникновения обязанности удерживать FATCA-налог.
Поэтому необслуживание «отказников» — один из разумных шагов, на которые теоретически мог бы пойти участвующий финансовый институт, чтобы избавить себя от лишней отчетности и от необходимости контролировать свои сделки для недопущения удержания налога.
С одной стороны, Закон N 173-ФЗ учитывает это обстоятельство. Так, он содержит положение, согласно которому «отказникам» может быть отказано в приеме на обслуживание. С другой стороны, данное право обусловлено наличием «обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент является иностранным налогоплательщиком». В этой связи встает вопрос о том, что такое обоснованное предположение, почему оно может возникнуть и как его документально подтвердить. Ясно лишь, что сам по себе факт незаполнения или некорректного заполнения FATCA-вопросника не может служить ни основанием, ни подтверждением предположения о наличии у клиента резидентства США. Более того, Закон N 173-ФЗ предусматривает достаточно сложную процедуру отказа от обслуживания такого клиента.
Как следствие, использовать предложенный в Законе N 173-ФЗ механизм отказа от работы с «отказниками» на практике очень сложно, поскольку всегда есть риск, что надзорные органы решат, что у финансового института не было оснований считать клиента иностранным налогоплательщиком.

Выдержка из статьи: Между двух огней
(Кандыба М., Грицепанова К.)
(«Банковское обозрение», 2015, N 11)

Опубликован в консультант плюс

Согласно Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

в случае, если у организации финансового рынка имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, но при этом он не предоставил запрашиваемую в соответствии с внутренними документами организации финансового рынка, указанными в части 3 настоящей статьи, информацию, позволяющую подтвердить указанное предположение или его опровергнуть, а также в случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса финансовой организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган организация финансового рынка вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению указанного клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг (далее — решение об отказе от совершения операций), и (или) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив клиента о принятом решении не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Принятие решения об отказе от совершения операций означает прекращение организацией финансового рынка операций по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, включая прекращение кредитными организациями операций по зачислению денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту — иностранному налогоплательщику.

Таким образом, в самом худшем для Вас случае банк может расторгнуть в одностороннем порядке с Вами договор. Однако, для этого у них должны быть веские основания — документальное подтвержденное предположение что Вы относитесь к иностранным налогоплательщикам.

Если откажетесь, то Банк вправе расторгнуть с Вами договор на оказание финансовых услуг согласно

Федеральный закон «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 28.06.2014 N 173-ФЗ (последняя редакция)

Статья 4. Особенности обслуживания клиентов — иностранных налогоплательщиков кредитными организациями

1. В случае непредоставления заключающим договор клиентом, в отношении которого у кредитной организации имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса кредитной организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
2. В случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента — иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора.
3. В случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту — иностранному налогоплательщику, после принятия кредитной организацией решения об отказе от совершения операций кредитная организация осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу клиента — иностранного налогоплательщика, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Так же имеются разъяснения Банка России

Банка России от 02.11.2015 N 12-4-5/2568 «Обобщение практики применения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 173-ФЗ „Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“

Добрый день! Вы правы, Россия отсутствует в официальном перечне стран, присоединившихся к FACTA (https://www.treasury.gov/resou. ), соответственно, выполнение данного требования банка не являются Вашей прямой обязанностью.

Тем не менее, ряд Российских банков добровольно приняли на себя обязательства собирать подобные данные в целях избежать американских санкций против себя и своих клиентов.

Таким образом, в данной ситуации Вам решать что важнее — сохранить в тайне данные, которые Вы не желаете раскрывать банку (и в перспективе сменить банк), либо раскрыть информацию и заполнить анкету.

Насколько я знаю, эта самосертификация правительством РФ не одобрена.

Закон № 173-ФЗ, принятый для того, чтобы предоставить российским финансовым институтам возможность соблюдать требования FATCA, не нарушая при этом российское законодательство, вступил в силу еще 30 июня 2014 г

Банк России подтвердил, что российские финансовые институты могут требовать от

своих будущих или настоящих клиентов заполнения анкет для выявления их FATCA-
статуса. Выдача таких анкет проводится в рамках мер по выявлению клиентов-

иностранных налогоплательщиков, которые разрешены Законом № 173-ФЗ.

Статья 2. Обязанности организаций финансового рынка по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, и их обслуживанию

1. Организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее — клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее — клиент — иностранный налогоплательщик).

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (ч. 2 ст. 2 Закона). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих „американскую“ долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Вы можете не подписывать документы, но последствия могут быть следующими:

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют право передавать информацию о клиенте только с его согласия (ч. 4 ст. 2 Закона). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней. Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (ч. 7 ст. 2 Закона).
В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной абз. 2-5 п. 2 ст. 855 ГК РФ, а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

и банк может расторгнуть с вами договор

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам — фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» — это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

— также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.

— еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

— также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.

Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *