Формат 360 градусов что это

360 VR видео: производство контента и особенности формата

Ищете способ дальнейшего развития бизнеса и привлечения новых клиентов? Умение создавать профессиональный 360 VR видеоконтент может быть именно тем, что вам нужно, чтобы вывести свое дело на новый уровень.

Несмотря на то, что покупка оборудования может показаться относительно недорогим приобретением, создать качественный и привлекательный контент гораздо сложнее. Давайте посмотрим на оборудование, процесс создания и способы монетизации для того, чтобы вы могли решить, подойдет ли вам 360 VR видео как инструмент продвижения бизнеса или нет.

Обратите внимание зрителя на конкретную область 360 VR видео — это бывает очень полезно и эффективно

Многие из тех, кто только начинает свое знакомство с 360 VR видео, создают проекты как одну длинную сцену, снятую за один дубль. Хотя это и может показаться проще для новичка, на самом деле сделать несколько швов из нескольких сцен не так сложно. Если вы делаете все в одной сцене, уделите особое внимание правильному расположению участников съемки. Отметим, что визуальные эффекты чрезвычайно сложны даже для опытных профессионалов VFX и дорого стоят. Практика — единственный эффективный с экономической точки зрения способ достижения возможности использовать их в своих проектах. Помните: важен исходник — вы не сможете сделать чудес при монтаже за исключением склеивания и обрезки.

После того, как оборудование и декорации для съемки 360 VR видео установлены, будет очень сложно быстро изменить их планировку и размещение относительно друг друга. Поскольку вы имеете дело с нефиксированной зоной обзора, то процесс съемки видео может показаться простым: бери камеру и снимай. Но как только вы вытащите ее из коробки, дело примет совсем другой оборот.

Практически сразу вы столкнетесь с основной проблемой при съемке видео 360: нужно избежать появления в кадре вашей съемочной группы и аппаратуры. Для этого можно использовать внешнее подвесное или спрятанное освещение, а в идеале — яркий солнечный свет. Со временем вы заметите, что чем больше света на съемочной площадке, тем меньше визуального шума у вас в кадре.

Эффективный прием, на мой взгляд, — создавать схемы для размещения камеры и съемочной группы, например, аудио-оператора. Но многие производители считают, что изначально гораздо проще просто иметь одного оператора для записи аудио и видео одновременно.

Раскадровки тоже могут оказаться очень полезными для отображения различных визуальных элементов, которые будут присутствовать на видео, а также для демонстрации того, как различное размещение источников света влияет на отснятый материал. Наконец, если в проекте предусмотрено участие людей, раскадровки помогут понять, как они будут перемещаться в окружающей обстановке.

Захват звука и изображения

Сравнивая обычное и сферическое видео, вы заметите много различий в способе захвата звука и изображения во время съемки, монтажа и в постобработке. Если вы поймете особенности работы с каждым из этих пунктов, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы в полной мере использовать преимущества 360-градусного видео.

Аудио

Звук следует записывать в моно. Хотя большинство онлайн-платформ поддерживают стерео, при съемке 360-градусного видео стереозвук может привести ко многим проблемам, с которыми вы никогда не столкнулись бы в обычном видео.

В обычном видео если поезд проходит в дальнем левом углу кадра, вы услышите его в левом стерео канале. Когда вы попытаетесь получить тот же самый стереоэффект в 360-градусном фрагменте, при панорамировании поля зрения вашего видео на 180 градусов поезд будет виден с правой стороны кадра, но звук в основном останется на левом канале. Решением этой проблемы является объемный звук (7.1), который может реагировать на поведение пользователя.

Различные платформы распространения предъявляют разные требования к объемному звучанию. Кроме того, процесс записи и микширования такого звучания является очень трудоемким и сложным процессом даже для тех, кто имеет профессиональный опыт работы со звуком.

Видео

В обычном видео разрешение UHD 4K (3840 x 2160) может считаться вполне достаточным для комфортного просмотра, а в некоторых случаях — даже слишком высоким. В видео 360 VR это работает по-другому.

Когда вы говорите о разрешении для профессионального 360-градусного видео, вы говорите о всей панораме. К примеру, если она имеет размер 3840 x 2160, а ваше поле зрения (прямоугольная область панорамы, которую вы видите в любой момент времени) составляет 90 градусов на 45 градусов, то разрешение, которое выводится на экран, составляет 1920 x 960. Это даже немного меньше чем 1920 х 1080 FHD.

Поле обзора для 360-градусного видео зависит от настроек проигрывателя, используемого видеохостингом. Многие социальные сети используют соотношение сторон поля зрения 2:1 (18 x 9), в то время как HDTV использует 1,78:1 (16 x 9), а DCI (Digital Cinema Initiatives) использует 1,85:1 (около 17 x 9) или 2,39:1 (около 21 х 9).

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это

При работе 360 VR видео вы должны воспринимать зрителя как оператора камеры, ведь он контролирует то, что видно в поле зрения. Размещение камеры имеет решающее значение: оно позволяет зрителю-оператору легко помещать нужные элементы окружающей среды в поле зрения, выстраивая таким образом сюжетную линию.

Как и в случае с обычным видео, цель кинематографии — не просто делать красивые кадры. Главная цель — рассказать историю. Она может быть простой, в духе документальной съемки, или сложной, с художественной эмоционально напряженной составляющей. Цель всегда одна и та же — рассказать хорошую историю.

Кроме этого есть важные технические особенности. Большинство 360-градусных камер используют широкоугольные объективы, которые выдают большое искажение. Эти искажения часто очень сильно выражены по краям кадра, где происходит сшивание. Визуальные элементы, которые находятся вверху или внизу панорамы, могут быть частично обрезаны или вообще не отображаться. То же самое может случиться с объектами, которые находятся слишком близко к камере, а также с визуальными элементами, которые находятся на краях сшитых вместе кадров. По возможности, любое действие, которое вы хотите разместить в поле обзора зрителя, должно быть расположено в центре кадра. Это позволит избежать подобных проблем.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это

Также следует учитывать эффект движения и то, как он влияет на зрителя. Если камера установлена неподвижно, а на панораме изображен большой луг, по которому бегает человек, зритель будет вынужден перемещать поле зрения, таким образом, чтобы не терять бегуна из виду. Такое быстрое движение часто может вызывать тошноту у зрителя: как правило, намного чаще это случается при просмотре с помощью гарнитуры. С другой стороны, если ваша камера установлена на гоночном автомобиле посреди скопления автомобилей, движущихся по трассе, то внимание зрителя, будет сосредоточено на других автомобилях, которые будут двигаться с такой же скоростью, что и автомобиль с камерой. В этом случае ощущение движения будет уменьшаться, даже если камера на самом деле движется с большой скоростью.

Всегда помните о том, что если у вашего зрителя нет опыта просмотра 360-градусного видео, он может не сразу найти ту область видео, которую захочет просмотреть. Необходимо дать ему время разглядеть детали панорамы. Когда зритель разворачивает поле обзора на 180 градусов, чтобы увидеть заднюю часть панорамы, то в случае, если камера начинает терять горизонт, это вызовет неприятные ощущения. Старайтесь держать камеру четко горизонтально и не допускать тряски. В этом очень поможет стабилизатор.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это

Постпродакшн

В процессе постобработки старайтесь не допускать резких перемещений с одного объекта на другой и не торопитесь. Дайте зрителю время осмотреться, особенно в начале видео. Подумайте об отснятом материале и не забудьте про области, на которые нужно указать зрителю при просмотре видео. Если они радикально отличаются от одного фрагмента к следующему, то учитывайте время, которое понадобится зрителю на приспособление к следующему кадру. Возможно, будет хорошей идеей использовать эффекты растворения или затухания при сшивании. Не забудьте проверить свое творение, прежде чем отдавать его заказчику.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это

Заключение

Любой человек может купить камеру для съемки 360 VR видео и начать снимать. Однако именно то, как вы снимаете и редактируете, и будет определять, выделяется ли ваш контент из толпы. Производство высококачественного 360 VR-контента покажет вашим клиентам ценность его использования. Важно понять потребности клиентов и проиллюстрировать, как 360-градусная съемка поможет их бизнесу. Расскажите своим клиентам о 360-градусном видео и объясните, как именно оно может дать им конкурентное преимущество.

Источник

Возможности использования технологии видео 360° для представления культурных событий

В рамках работы в Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО мы написали интересную статью о применении технологий виртуальной реальности для сохранения культурного наследия. Описали множество собственных «кейсов» — музеи, концерты, культурно-массовые мероприятия, а также рассказали об уникальном проекте интерактивной экскурсии по крепости «Корела» (Ленинградская область), где впервые совместили 3D-реконструкцию и интерактивное «видео 360».

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это

В английском варианте материалы будут представлены в мае на международной конференции «ArtsIT, Interactivity & Game Creation» (Эсбьерг, Дания). Здесь же приводим русский, незначительно адаптированный оригинал.

Виртуальная реальность и ее применение

В настоящее время интенсивно развиваются технологии виртуальной реальности и их приложения. Большие возможности открывает использование таких технологий в культуре и искусстве, так как они обеспечивают эффект присутствия зрителя в центре культурных событий. Одним из перспективных и активно развиваемых в настоящее время подходов к созданию контента для систем виртуальной реальности является технология видео 360°, которая позволяет создавать панорамные видеоролики с различной степенью интерактивности, где зритель по своему желанию управляет ракурсом просмотра видео. Такое видео можно посмотреть как в шлеме виртуальной реальности (например, в Oculus Rift, Samsung Gear VR, HTC Vive и др.), так и с помощью специального приложения на смартфоне, при этом картинка изменяется в соответствии с поворотами головы пользователя. Возможен просмотр видео 360° на дисплее персонального компьютера. В последнем случае пользователь управляет ракурсом с помощью мыши или клавиатуры.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это
Просмотр видео в формате 360° в гарнитуре Samsung Gear VR

Многие крупные компании (Facebook, Nokia, Samsung, Google и др.) в настоящее время ведут разработки камер для съемки видео в формате 360°, гарнитур виртуальной реальности для различных смартфонов и стационарных компьютеров, а также различных звукозаписывающих устройств, обеспечивающих создание объемного (бинаурального) звука и позволяющих реализовать целый комплекс технологий «мультимедиа 360°».

Особенно актуально применение технологии видео 360° в сфере образования. В интерактивном видео 360° может быть обеспечено взаимодействие с конечным пользователем, поэтому данный метод можно широко применять для обучения специалистов в различных областях, где для освоения опыта практической работы требуется присутствие в центре события. Технология видео 360° позволяет анализировать командную работу персонала во время выполнения разнообразных задач, что приводит к повышению качества образовательного процесса.

Немалую роль играет панорамное видео 360° для сохранения и обеспечения доступа к культурному наследию. Эта технология предоставляет уникальную возможность увидеть с эффектом погружения не только закрытые для посещения архивы музеев, но также и реконструированные исторические памятники, которые были разрушены временем или обстоятельствами (трехмерная виртуальная реконструкция). Кроме того, виртуальная реальность — уникальная возможность для совершения путешествий и прогулок по разным уголкам планеты людям с ограниченными возможностями.

Говоря о сфере развлечений в аспекте технологий видео 360° — зрители могут побывать на крупнейших культурных фестивалях, очутиться на сцене рядом с любимыми музыкантами или посмотреть театральное представление из королевской ложи.
В Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО реализуется проект развития и применения технологий видео 360° в культуре и искусстве Video360Production.com. В рамках этого проекта удалось добиться определенных результатов, необходимых для получения качественного контента, начиная с разработки оригинальных устройств записи видео 360° и звука и заканчивая разработкой программного обеспечения для решения ряда задач в данной области.

Технологии мультимедиа 360°

В настоящий момент разрабатываются специальные камеры, с помощью которых можно было бы снимать видео в формате видео 360°. Однако, с помощью специальных приспособлений и программного обеспечения, можно использовать существующие камеры для съемки видео 360°.
Ярким примером такого подхода является целый ряд проектов, предлагающих специальные риги для камер GoPro HERO 4. Количество камер в риге – от 6 до 14 (стерео-варианты), в зависимости от задач. После съемки видео потоки сшиваются в общую видеосферу с помощью отдельно поставляемых программ.

Кроме того, несколько крупных IT-компаний и производителей электроники анонсировали собственные полностью автоматизированные решения для съемки контента для виртуальной реальности – Google Jump + GoPro Odyssey, Samsung Beyond, Nokia Ozo.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это

GoPro Odyssey, Nokia OZO и Samsung Project Beyond

Наши личные впечатления от камеры Nokia OZO мы описали здесь.

Видео 360° – новое и прогрессивно развивающееся направление, которое пока не имеет стандартов режиссуры, что предоставляет широкий простор для творчества и развития новых идей и подходов. Эффект полного погружения достигается за счет камеры с несколькими объективами, которая позволяет снимать все, что происходит вокруг. Однако, это влечет за собой множество сложностей, ведь многие законы режиссуры не действуют при съемках в формате видео 360°. Основным кардинальным отличием просмотра видео 360° в гарнитурах виртуальной реальности является тот факт, что у зрителя появилась возможность смотреть контент вокруг себя, а это означает, что режиссер должен будет предоставить зрителю возможность динамического выбора ракурса просмотра, а не фокусировать взгляд на конкретной части экрана.

Решением такой проблемы является детальная продуманность сценария с точки зрения смены парадигмы – уход в 3D видео пространство. Каждая съемка требует как стандартной подготовки (настройка света, наиболее выгодные точки для камеры, сценарий и расположение сцены), так и нестандартных подходов (специальные и часто уникальные для каждого случая крепления камеры, режиссура с учетом особенностей записи видео 360°, правильная ориентация камеры, запись объемного звука). При записи концертов, для достижения большей реалистичности звук с камеры или со стерео микрофона часто совмещается со звуком с режиссерского пульта.

Представление культурных событий с помощью технологии мультимедиа 360°

Коллекция отснятых видеоматериалов проекта video360production.com для гарнитур виртуальной реальности насчитывает более пятидесяти различных роликов: концерты и музыкальные фестивали, экскурсии по историческим местам, экскурсии в музеях, театральные представления, разнообразные культурные мероприятия и технологические процессы.

Группа «Браво», «Любовь не горит» в формате панорамного видео

Группировка «Ленинград» в формате панорамного видео

Технология укладки асфальта «Экохитер», панорамный промо-ролик

При записи концертов необходимо передать в высоком качестве, как изображение, так и звук. Более того, необходимо продумать местоположение камеры, так как при записи на камеру 360° становятся неактуальными такие понятия как «передний» и «задний» план. К тому же иногда сцене одновременно находились до двадцати человек, что усложняло установку камеры. Отснятый материал позволил музыкантам посмотреть на себя со стороны, оценить расположение музыкантов во время концерта, а так же увидеть реакцию публики на выступление. Зрители, в свою очередь, с помощью данной съемки смогли детально рассмотреть игру каждого музыканта и погрузиться в атмосферу, создаваемую оркестром или группой.

Концерт группы «Пикник» в формате панорамного видео

Во время съемки известной российской группы «Пикник» возникли трудности следующего порядка – концерт проходил в темном помещении концертного зала при ярком свете софитов. Эти условия являются сложными и для обычных камер, так как даже при максимальном разрешении передача реалистичной глубины цвета является довольно сложной задачей.

Видеозаписи концертов в формате 360° имеют огромное преимущество над стандартными видео записями, так как зритель ощущает эффект присутствия в пространстве сцены и обладает полной автономией самостоятельно решать, куда смотреть в данный момент– наблюдать ли за игрой гитариста или смотреть на солиста, а может вовсе увидеть концерт «глазами» музыкантов, развернувшись спиной к сцене, и наблюдать за живой реакцией публики.
Для достижения эффекта полного погружения необходима не только качественная картинка, но и «живой» звук. Для музыкантов и частых посетителей концертов не является секретом тот факт, что «технический» звук на сцене далек от того, что слышно в зале. Звукорежиссеры проекта совместили звук со стерео-микрофона со студийной записью. В результате звук остался высокого качества, но сохранил «живость»: во время просмотра записи можно услышать, как реагирует и подпевает зал.

Помимо музыкальных коллективов, исполнители проекта video360production.com взаимодействует с крупнейшими санкт-петербургскими театрами, где был снят ряд спектаклей и музыкальных представлений. Уникальную возможность предоставляют съемки исторических достопримечательностей в городах и экскурсий в музеях. В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в формате видео 360°, перед началом реконструкции был снят большой академический (Готторпский) глобус — дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это
Съемка большого академического (Готторпского) глобуса в формате видео 360°

Начата реализация совместного проекта Университета ИТМО и Государственного Эрмитажа «Точки присутствия», в рамках которого планируется представить события в различных помещениях музея с помощью технологий панорамной видео съемки.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это
Съемка в Государственном Эрмитаже видеосюжета «Часы Павлин» в формате видео 360°

Повышенным интересом среди посетителей канала YouTube, созданного авторами проекта, пользуется также виртуальная прогулка по рекам и каналам Санкт-Петербурга.

Особое внимание было уделено съемкам в формате видео 360° различных событий в Соловецком монастыре. Соловецкий монастырь сыграл исключительную роль в истории и культуре России. Зародившись в XV в. как место пустынножительства духовных последователей «отца русского монашества» прп. Сергия Радонежского, за короткое время он превратился в духовную, культурную, политическую и экономическую столицу Севера России. Трудами соловецких иноков, давших Русской Церкви целую плеяду святых подвижников, христианская вера распространилась на бескрайних пространствах русского Приполярья.

Деятельность Соловецкого монастыря в решающей степени способствовала притоку русского населения в район Белого моря. Морской монастырь оказал решающее воздействие на развитие экономики и морской части Поморья. Это стало предпосылкой освоения русскими мореходами Северного Ледовитого океана и превращения России в великую арктическую державу.

Географическая удаленность Соловецкого монастыря затрудняет для многих возможность принять личное участие в происходящих там событиях. Съемка таких событий в технологии видео 360° и обеспечение доступа к ним через интернет позволяет, при использовании гаджетов виртуальной реальности, почувствовать себя участником таких событий.
В результате проведенных работ было снято на Соловецком Архипелаге более 10 сюжетов: Экскурсия в Храм Вознесения на Секирной горе, Служба в храме Соловецкого монастыря, Рождественская Литургия, Всенощная, Детский рождественский праздник в Соловецком монастыре, Монастырское колядование, различные виды монастыря и Большого Соловецкого острова.

Служба в храме Соловецкого монастыря в формате видео 360°

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это
Экскурсия в Храм Вознесения на Секирной горе (Соловецкие острова) в формате видео 360°

Интерактивность в формате Видео 360°

Не смотря на то, что просмотр объемного видео 360° в различных гарнитурах виртуальной реальности обеспечивает качественное виртуальное погружение в видео контент, следующим шагом является возможность внедрения в видеоматериал формата видео 360° различных интерактивных элементов.

Такими элементами могут выступать:
• Активные метки внутри виртуального пространства для движения по различным траекториям, предварительно отснятым в технологии видео 360°;
• Внедрение в видео 360° различного дополнительного контента (изображения, видео, гиперссылки и т.д.) – функция «картинка в картинке»;
• Переход из видеоизображения в формате видео 360° в смоделированное 3D-пространство реконструированной реальности.

На базе системы Unity3D в Центре дизайна и мультимедиа Университета ИТМО была реализована интерактивная экскурсия в формате видео 360° по Музею-крепости «Корела». Эта панорамная видео-экскурсия с элементами интерактивного управления разработана для просмотра в гарнитурах виртуальной реальности Oculus Rift.

Интерактивное взаимодействие дает возможность выбора пути следования: пользователю, в определенных точках — развилках, даётся возможность выбрать желаемое продолжение экскурсии, либо вернуться назад. Наведение на элемент осуществляется поворотом головы, которое отслеживается с помощью Oculus Rift. При удержании прицела на выбранном элементе в течение нескольких секунд происходит активация элемента и запускается следующий сегмент видео 360°. Для повышения наглядности интерактивного взаимодействия при наведении прицела запускается анимация заполнения круговой полосы загрузки.

Формат 360 градусов что это. Смотреть фото Формат 360 градусов что это. Смотреть картинку Формат 360 градусов что это. Картинка про Формат 360 градусов что это. Фото Формат 360 градусов что это
Карта интерактивных перемещений по музею-крепости Корела

На проходах «вперед» присутствует профессиональный экскурсовод, рассказывающий об объектах на проходимом участке пути, на проходах обратно экскурсовод уже не присутствует, чтобы не дублировать одну и ту же информацию. При желании, пользователь может пропустить просмотр отрезка видео нажатием клавиши на клавиатуре или с помощью интерактивного элемента.

Вторая форма интерактивного взаимодействия – возможность перейти из видео 360° в виртуальную трехмерную реконструкцию крепости. Реконструкция крепости Корела была выполнена в рамках проекта «Мультимедийная информационная система «Древние крепости Северо-Запада»». В определенных точках видео-экскурсии появляется элемент, активировав который пользователь перемещается в 3D-реконструкцию, с возможностью свободного перемещения в виртуальном пространстве реконструкции с использованием графического движка Unity3D. В местах виртуальной реконструкции, совпадающих с реальными записанными статическими точками-метками, в реконструкции расположены светящиеся порталы. Войдя в такой портал, пользователь возвращается на соответствующую точку видео-экскурсии.

Технологии мультимедиа 360° — это новое перспективное технологическое направление, которое позволяет создавать качественный интерактивный контент для гарнитур виртуальной реальности во всех областях человеческой деятельности (культура, искусство, образование, наука, туризм, реклама, промышленное производство, государственное управление и т. д.).

С точки зрения индустрии развлечений и, особенно, создания художественных фильмов в формате 360°, ожидается разработка ряда новых подходов и методологий творческого и технологического процессов, которые позволят зрителю погрузиться на новый виртуальный и интерактивный уровни.
Авторы статьи: Борисов Николай, Смолин Артем, Столяров Денис, Щербаков Павел, Трушин Василий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *